Введение 4
1 Обзор литературных источников 6
1.1 Периоды подготовки лыжников-гонщиков 6
1.2 Планирование подготовки лыжников-гонщиков 12
1.3 Средств подготовки лыжников-гонщиков 18
1.4 Методы подготовки лыжников-гонщиков 27
1.5 Правила соревнований по командному спринту в лыжных гонках... 33
2 Организация и методы исследования 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация исследования 42
3 Результаты исследования и их обсуждение 44
3.1 Экспериментальная система средств и методов подготовки
лыжников-гонщиков к командному спринту 44
3.2 Результаты педагогического эксперимента 47
Заключение 51
Практические рекомендации 52
Список использованных источников 53
Актуальность: развитие лыжных гонок как вида спорта, появление новых форматов соревнований, таких как спринт, командный спринт, скиатлон, предъявляют особые требования к подготовке лыжников-гонщиков а следовательно и к совершенствованию методики подготовки. Стремительно развивающийся научно-технический прогресс в современных условиях, является важным фактором обуславливающим преобразование во всех областях общественной деятельности, в том числе в физической культуре и спорте. В результате, только за последнее десятилетие появились новые форматы соревнований в лыжных гонках - спринт, командный спринт, «дуатлон» или новое название «скиатлон». Многие из них уже имеют статус «Олимпийский» такие как спринт, командный спринт, скиатлон [4; 5; 21].
Развитие лыжных гонок как вида спорта, появление новых форматов соревнований, таких как спринт, командный спринт, скиатлон, предъявляют особые требования к подготовке лыжников-гонщиков. Спортивная подготовка лыжника-гонщика на современном этапе развития лыжных гонок, должна строиться с учетом специфики предстоящей целевой соревновательной деятельности. Понятие «целевой соревновательной деятельности» связано с осознанным избранием спортсменом и тренером стратегии подготовки к достижению максимального результата в конкретной соревновательной дисциплине
Представляет определенный интерес новый стремительно развивающийся формат лыжных гонок - командный спринт. Командный спринт проводится как эстафета с двумя спортсменами, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 этапов каждый. Для достижения высокого результата спортсмены должны обладать скоростной выносливостью, уметь быстро восстанавливаться между этапами, владеть техникой способов передвижения на лыжах [2].
Ведущие специалисты в области лыжных гонок проводят исследования, разрабатывают и внедряют различные методики тренировки. Но практика показывает, что наряду с успешными попытками в применении новых методик, проблем остается много [2; 4; 23].
Цель исследования: разработать и проверить эффективность системы средств и методов подготовки лыжников-гонщиков к командному спринту.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс лыжников- гонщиков.
Предмет исследования: система средств и методов тренировки лыжников-гонщиков 16-17 лет к командному спринту.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу и выявить особенности соревнований - командного спринта, средств и методов подготовки лыжников- гонщиков к командному спринту.
2. На основе особенностей командного спринта разработать систему средств и методов тренировки лыжников-гонщиков.
3. Экспериментально доказать эффективность системы средств и методов тренировки лыжников гонщиков к командному спринту.
На основании полученных в исследовании данных представляется возможным сделать следующие выводы:
1. Анализ литературных источников показал недостаточность научных разработок, касающихся средств и методов подготовки спортсменов лыжников к командному спринту и были выявлены основные особенности командного спринта, к ним можно отнести:
- прохождение спортсмена короткой дистанции (1-1,5км) несколько раз с короткими периодами отдыха
- передачу эстафеты своему партнеру по команде.
2. На основе выявленных особенностей соревнований разработана система средств и методов подготовки лыжников-гонщиков к командному спринту. Разработаны средства тренировки по передаче эстафеты, а также усовершенствованы методы спортивной тренировки связанные с особенностями коротких интервалов отдыха между забегами.
3. Экспериментально доказана эффективность методики подготовки лыжников-спринтеров с учетом особенностей командного спринта. Анализ результатов показал, что применение экспериментальной методики способствуют значительному повышению скорости передвижения на лыжах в командном спринте.