Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРОВЕРКЕ ОРФОГРАММ СЛАБЫХ ПОЗИЦИЙ

Работа №27727

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
858
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы обучения младших школьников проверке орфограмм слабых позиций 6
1.1. Лингвистические основы орфографии 6
1.2. Анализ нормативных документов регламентирующих
образовательный процесс в начальной школе 12
1.3. Особенности развития орфографической зоркости младших школьников 15
2. Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников проверке орфограмм слабых позиций 24
2.1. Диагностика орфографической зоркости младших школьников...24
2.2. Методические рекомендации по обучению младших школьников
проверке орфограмм слабых позиций 29
Заключение 38
Список использованных источников 42


Важнейшая роль в реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта, стоящих сегодня перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Основной задачей в реализации обозначенных целей, на наш взгляд, является формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
На современном этапе модернизации российской школы Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального образования приоритетным направлением определено формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Мы считаем, что формирование орфографической грамотности является одной из составных частей общей языковой культуры, так как обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении.
Как отмечают такие ученые, как: Л.И.Айдарова, Н.Н.Алгазина, М.Т.Баранов, Д.Н.Богоявленский, С.Ф. Жуйков, М.Р.Львов, Н.С. Рожденственский, М.М. Разумовская и др., главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму.
Соответственно, умение обнаруживать орфограммы выступает базовым орфографическим умением, основным этапом при обучении правописанию, основой грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не видя орфограммы, младшие школьники пишут с ошибками, не вспоминая о правилах.
Вопросы проблем с орфографической зоркостью отражена в трудах многих ученых: К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, Д.Н. Тихомирова, В.А. Флерова, а также методистов и психологов М.В. Ушакова, Л.К. Назаровой, Н.С. Жуйкова, П.С. Жедек, П.С. Тоцкого.
По мнению Г.Г. Граник, в общей системе формирования орфографических умений и навыков важнейшая роль принадлежит школе, поэтому учителю начальных классов необходимо знать, во-первых, природу русской орфографии, как предмета обучения и, во-вторых, основные пути и способы усвоения орфографии учащимися.
Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большом объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен образовательной программой и составленными на её основе учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило.
Основным в обучении правописанию является применение орфографического правила, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Орфографическая зоркость и определяется учеными как умение позиционно оценивать каждый звук в слове, различая какой из них в сильной позиции, а какой в слабой, и значит, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одинаковом звучании.
Цель исследования: теоретически изучить и выявить наиболее эффективные методические приемы развития орфографической зоркости младших школьников.
Объект исследования: развитие орфографической зоркости младших школьников.
Предмет исследования: методические приемы обучения проверке орфограмм слабых позиций младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 .Охарактеризовать лингвистические основы орфографии.
2. Проанализировать нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс в начальной школе.
3. Выявить особенности развития орфографической зоркости младших школьников
4. Провести диагностику орфографической зоркости младших школьников.
5. Сформулировать методические рекомендации по обучению младших школьников проверке орфограмм слабых позиций.
Методологической основой исследования являются основные положения трудов учёных-методистов Львова М.Р., Рамзаевой Т.Г., Светловской Н.Н.
Для решения задач предполагается возможным использовать следующие методы исследования: анализ лингвистической, методической и учебной литературы; сравнение и обобщение; количественная и качественная обработка результатов исследования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Мы охарактеризовали лингвистические основы орфографии и пришли к выводу, что ориентация на фонематический принцип коренным образом перестраивает содержание обучения правописанию. На начальную школу в этом случае возлагаются ответственейшие задачи. Во-первых, обеспечить формирование подлинной орфографической зоркости, вооружить учащихся знанием признаков, по которым можно находить большую часть орфограмм, независимо от того, знают ли они соответствующее правило. Во-вторых, подвести учащихся к осознанию общей природы орфографических правил и единого порядка действий по правилу нахождения сильной позиции звука (фонемы) в данной части слова. Именно на начальном этапе эти базовые орфографические умения должны быть сформированы на таком уровне, чтобы впоследствии их можно было развивать, а не перестраивать.
Мы проанализировали нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс в начальной школе и считаем, что ФГОС НОО перед учителем начальных классов ставит конкретную задачу - научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила и видеть орфограммы слабых позиций, овладеть умением проверять написанное.
Мы выявили особенности развития орфографической зоркости младших школьников и пришли к выводу, что мы выяснили, что особенностями обучения младших школьников выделять орфограммы слабых позиций является: правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи - рассматривается на всем протяжении начального обучения.
Младшего школьника необходимо учить выделять орфограммы, руководствуясь фонетическими характеристиками, за долго до того, как будет учить соответствующее правило.
В настоящее время происходит обновление системы обучения орфографии. Выдвижение в качестве ведущего принципа русской орфографии фонематического, а не морфологического, как было принято, в значительной мере должно изменить всю систему обучения орфографии. Фонематический принцип позволяет осмыслить все орфографические правила как единую систему, а не воспринимать их как ворох скучных, сухих, непонятных правил.
Мы провели диагностику умений выделять орфограммы слабых позиций в МБОУ «Лесосибирская средняя общеобразовательная школа №2» во втором классе, количество диагностируемых составило 24 обучающихся.
В ходе работы мы выяснили, что способность выделять орфограммы слабых позиций - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи - рассматривается на всем протяжении начального обучения.
В настоящее время происходит обновление системы обучения орфографии. Выдвижение в качестве ведущего принципа русской орфографии фонематического, а не морфологического, как было принято, в значительной мере должно изменить всю систему обучения орфографии. Фонематический принцип позволяет осмыслить все орфографические правила как единую систему, а не воспринимать их как ворох скучных, сухих, непонятных правил.
Диагностические данные свидетельствуют о необходимости проведения систематической и целенаправленной работы по развитию у младших школьников орфографических умений определять орфограммы слабых позиций.
В целом анализ результатов диагностики позволил сделать следующий вывод: орфографические умения шести типов орфограмм у второклассников находятся в основном на среднем и низком уровне: из 24 обучающихся высокий уровень продемонстрировали 4 школьника, средний: 12, низкий - 8 младших школьников.
На основе диагностических данных и наблюдений за обучающимися в ходе педагогической практики мы сформулировали следующие методические рекомендации для обучения младших школьников видеть орфограммы слабых позиций:
1. Наблюдать за расхождением в произношении и написании слов;
2. Учить детей осознавать простейшие приемы решения
орфографических задач;
3. Использовать различные методические приемы: орфографическое и орфоэпическое чтение; списывание «с окошками»; подбор проверочных слов путем словоизменения и сопоставления с проговариванием; выделение орфограмм; письмо однокоренных слов и приводить их в единую систему;
4. Познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им глубже осознать сущность орфографических трудностей русского письма;
5. Мы рекомендуем составить памятку, которая будет являться для школьника руководством для нахождения орфограмм слабых позиций;
6. Мы рекомендуем каждый день упражняться в звуковом анализе, независимо от количества читающих детей в классе, ежедневно демонстрировать образец анализа звучащего слова, применять прием протяжного интонирования звука во всем слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р, сначала демонстрировать готовую модель для самоконтроля, приём трансформации (если я закрою первую букву, какое слово получится?), при звуковом анализе ребёнка не торопиться, не делать ничего за него;
7. Также мы рекомендуем применять такие игровые приёмы: «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди предметы с заданным звуком», «Шифровальщики» с пропусками «опасных» мест сразу по слуху.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.



1. Арямова, О.С. Обучение решению орфографических задач/О.С. Арямова// Начальная школа. -2010,- №4 - С. 17
2. Арямова, О. С. «Этимологический словарик» слов с непроверяемыми написанием / О.С. Арямова, Мали Л. Д. // Начальная школа. -2012. -№2.-С. 19-26.
3. Агазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя / Н.Н. Агазина. - Москва, 2007,- 187 с.
4. Бакурина, Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне /Т.Н. Бакурина// Начальная школа. -2012. - №2 -С. 56
5. Бондаренко, А.А. Парные звонкие и глухие согласные / А.А. Богдаренко // Начальная школа. -2006,- №9- С.78
6. Буркова, ТВ. К.Д. Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию/Т.В. Буркова // Начальная школа,- 2008,- №11- С.82
7. Гальперин, П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников/ П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1983 - №5- С. 64
8. Граник, Г. Г. Психологические механизмы формирования грамотного письма / А.Г.Граник,- Москва : Просвещение, 1989.- 240 с.
9. Ерадкина, В. В. Приемы обучения непроверяемым написаниям /В.В.Ерадкина // Начальная школа. - 2015. - №7 - С. 13-17.
10. Жедек, П. С. Списывание в обучении правописанию / П.С.Жедек, Е. И. Тимченко // Начальная школа. - 1989. - №8. - С. 23-28.
11. Иванова, М.В. Развитие орфографической зоркости у младших школьников / М.В.Иванова // Начальная школа плюс до и после, 2004,- № 3,- С.28-29.
12. Исаева, Ж.А. Методика обучения решению орфографических задач в начальной школе / Ж.А.Исаева. - Махачкала: ДИПКПК, 2007. - 60 с.
13. Копытова, Л.Н. Развитие умения видеть орфограммы /Л.Н.Копытова//Начальная школа. -2О14.-№3. -С.46-50.
14. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах / М.Р.Львов. - Москва, 1990,- 153 с.
15. Львов, М. Р. Работа учащихся над значением слова / М.Р.Львов // Начальная школа. - 1998. - №1. - С. 45-46.
16. Методика развития речи на уроках русского языка. / Под ред. Т. А. Ладыженской. - Москва, 1991- 240 с.
17. Разу мо вс кая, М. М. Оценка орфографической грамотности учащихся: консультация / М.М.Разумовская // Русский язык в школе. - 2003. - №1. - С.80-85.
18. Раицкая, Г. Л. Работа над словами с непроверяемой безударной гласной / Г.Л. Раицкая // Начальная школа. - 1996. - №1. - С. 28-30.
19. Реформатский, А. А. Введение в языкознание / А.А.Реформаторский, М.С. Соловейчик, П.С.Жедек. - М. - Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения,- Москва: Издательский центр «Академия», 2008,- 448с.
20. Рыжикова, Г. И. Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями / Г.И.Рыжикова// Начальная школа. - 2015. -№1,-С. 15-16.
21. Сергеева, Н. Л. Повторим слова с непроверяемым написанием / Н.Л.Сергеева// Начальная школа. - 1987. -№12. - С. 25-27.
22. Сейфулина, С.А. Развитие у детей умения ставить орфографические задачи / С.А.Сейфулина// Начальная школа. - 2004. - №3 -С. 40-42.
23. Тоцкий, П.С. Орфография без правил / П.С. Тоцкий . - Москва : Просвещение, 2011,- 89с.
24. Ушакова, Л.И. Орфографические правила и исключения / Л.И. Ушакова // Русский язык в школе. 2008. №4. - С. 15-21
2 5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Сайт министерства образования и науки РФ; [Электронный ресурс] URL: ЬНр://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 19.04.65)
26. Фролова, Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников / Л.А. Фролова // Начальная школа. 2001. №5. - С. 41-43.
27. Хованская, В. Занимательный словарь: Как разнообразить процесс запоминания трудных слов / В. Хованская // Начальная школа. 2000. №4. - С. 5-12.
27. Цейтлинг, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение - Москва: Просвещение, 1982 - С. 187с.
28. Чигасова, С.В. Развитие орфографических навыков. И Начальная школа, №3. 2004.
29. Чистякова, Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок/Л.Н.Чистякова//Начальная школа. -1997. №2 - С.82
30. Шаповалова, Н.С. Лингвометодические основы орфографической работы в начальной школе / Н.С.Шаповалова Москва : Просвещение, 2014,- 114с.
31. Шерементевский, В.П. Об орфографии вообще и о письме под диктовку как упражнении элементарном в особенности / В.П. Шерементевский // Начальная школа. - Москва, 2007. - №7 - С. 1-34.
32. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба / Санкт-Петербург, 1974. - С. 357
33. Юденко, Ю.Р. Изучение орфографических правил в начальных классах / Ю.Р. Юденко И Начальная школа. 2007. - №2. - С. 25-28
34. Ясова, А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками / А.Ясова // Начальная школа. -2001. №4 - С.42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ