ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХОЛДИНГ КАК МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 10
1.1. ОСОБЕННОСТИ ХОЛДИНГОВОЙ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА 10
1.2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГА 34
1.3. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ХОЛДИНГА 60
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ХОЛДИНГА 80
2.1. АУТСОРСИНГ КАК СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 80
2.2. КОНСОЛИДАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 94
2.3. МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 109
ГЛАВА 3. ПРИКЛАДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ХОЛДИНГА НА ПРИМЕРЕ АФК "СИСТЕМА" 133
3.1. РАЗДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ АФК "СИСТЕМА" ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ОБРАБОТКИ 133
3.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ В АФК "СИСТЕМА" 140
3.3. ПОСТРОЕНИЕ СЕТЕВОГО ПЛАНА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СБОРА ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ АФК "СИСТЕМА" 152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 171
ПРИЛОЖЕНИЯ 179
Диссертационная работа посвящена решению теоретических и практических вопросов управления экономическими подразделениями холдинга. Вопросы управления экономическими подразделениями холдинга в настоящее время особенно актуальны по нескольким обстоятельствам.
Во-первых, холдинг в настоящее время является достаточно новым с научной точки зрения объектом управления. Это обусловлено тем, холдинги стали эффективной заменой разрушившимся экономическим связям в различных отраслях экономики. С относительно ясной структурой собственности, определенным набором инструментов управления, применяемом на микро уровне, холдинги явили собой пример реализации не только вертикальной, но и горизонтальной интеграции. Диверсифицированные холдинги в последнее время занимают все более важные позиции в экономике России. "Альфа-групп", Газпром, АФК "Система" и другие диверсифицированные холдинги уже фактически определяют бюджет России, являясь основными налогоплательщиками.
Построение крупных и средних бизнесов по холдинговой модели дает возможность их руководству осуществлять централизованный маркетинг, производственное планирование и формировать брендинговую стратегию на основе нескольких торговых марок, пример тому – компания Вимм-Билль-Данн, создавшая такие торговые марки, как "J7", "Мажитэль", "Рио-Гранде" и др. При этом, сама компания занимается продвижением и своей торговой марки, повторяя маркетинговую стратегию корпорации "Procter & Gamble".
Во-вторых, если деятельность производственных или плановых подразделений отдельного предприятия в литературе рассмотрена достаточно подробно, то управление деятельностью экономических подразделений холдингов – еще мало изученная проблема.
В рамках данного вопроса возникает методологическая проблема определения функций экономических подразделений, к которым по нашему мнению относятся следующие: финансовые, маркетинговые, плановые, логистические и некоторые другие, которые не выполняют функций непосредственного производства, но являются значимыми с точки зрения управления деятельностью холдинга в целом.
То есть, экономические подразделения холдинга – это службы сбора и обработки экономической информации, принятия экономических решений и подготовки данных для формирования мер по повышению экономической эффективности деятельности холдинга. В соответствии с этим, в функции экономических подразделений холдинга могут входить следующие:
определение исходной экономической информации;
обеспечение своевременности сбора экономической информации от всех подразделений холдинга;
повышение эффективности обработки экономической информации для принятия своевременных управленческих решений;
консолидация данных для предоставления высшему руководству холдинга и др.
То есть, экономические подразделения холдинга – это такие подразделения, без которых деятельность холдинга как единого экономического механизма была бы невозможной. Таким образом, выбранная тема диссертационного исследования является актуальной в современной экономике России. Все вышесказанное позволяет сформулировать цель и задачи диссертационной работы, которые могут быть описаны следующим образом.
Цель и задачи диссертационного исследования
Целью диссертационного исследования является разработка и формирование системы методов, подходов и принципов, посвященных комплексному решению проблемы повышения эффективности управления деятельностью экономических подразделений холдинга в условиях переходной экономики России.
В рамках поставленной цели автором сформулированы следующие задачи диссертационного исследования:
1. Выявить основные особенности холдинговой структуры организации и ведения бизнеса.
2. Сформулировать основные принципы методики подготовки управленческой информации экономическими подразделениями холдинга.
3. Разработать основные положения аутсорсинга как способа повышения эффективности обработки экономической информации.
4. Сформулировать предложения по возможностям применения консолидации экономической информации и сетевого планирования для повышения эффективности деятельности экономических подразделений холдинга.
5. Апробировать на практических примерах основные положения разработанных и предложенных методик и сформулировать практические рекомендации по их использованию.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является холдинг как один из эффективных типов диверсификации и интеграции производства, осуществляющий экономическую деятельность в рамках переходной экономики России.
Предметом исследования является процесс управления деятельностью экономических подразделений холдинга, занимающихся сбором, обработкой и анализом различной экономической информации для повышения эффективности управленческой деятельности холдинговой структуры как хозяйствующего субъекта.
Степень изученности проблемы и методическая база исследования
Исследованию проблем деятельности холдингов посвящены работы таких видных отечественных ученых как Львов Д. С., Клейнер Г. Б., Дементьев В. Е., Якутин Ю. В., Горбунов А. Р. и др. Однако практически во всех работах холдинг рассматривается с макроэкономических или мезоэкономических позиций, то есть либо анализируется его влияние на экономику страны, либо блочно рассматривается его организационная структура. Публикаций, посвященных рассмотрению проблем управления различными видами подразделений холдинга практически нет, тем не менее, по нашему мнению, в рамках холдинга существуют определенные особенности, вызванные сложностью внутренней структуры и многообразием экономической информации.
В этой связи, автором для решения поставленных в работе задач были использованы материалы периодических изданий и научных публикаций, данные, полученные в ходе практической деятельности автора. В работе использованы табличный, графический, индексный методы, в качестве инструментов использовались задача линейного программирования, сетевое планирование.
Научная новизна и положения, выносимые на защиту
Научная новизна диссертационного исследования содержится в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Уточнено понятие холдинга. В результате уточнений выявлено, что холдинговая компания – это участник холдинга, поэтому отождествление понятий холдинга и холдинговой компании некорректно. Холдинговая компания является материнской в холдинге.
2. Уточнен набор показателей для экономического анализа степени интеграции и эффективности взаимодействия участников холдинга. Уточнения сводятся к введению дополнительных показателей, иллюстрирующих взаимное проникновение участников холдинга в деятельность друг друга.
3. Разработана методика повышения эффективности обработки экономической информации за счет ее оптимального распределения между экономическими подразделениями холдинга и аутсорсинговыми фирмами.
4. Разработана методика консолидации экономической информации для выявления экономического потенциала холдинга. Консолидация происходит на основе данных, полученных от всех экономических подразделений холдинга.
5. Описан инструментарий использования сетевого планирования для составления программы сбора и обработки информации от всех экономических подразделений холдинга, в том числе от дочерних и зависимых предприятий.
6. Результаты теоретических исследований апробированы на материалах одного из крупнейших холдингов России АФК "Система", по результатам апробации сделаны выводы и рекомендации о возможностях применения полученных теоретических результатов диссертационного исследования.
Практическая значимость исследования обусловлена сложностями в управлении экономическими подразделениями холдинга из-за отсутствия инструментария сбора и обработки управленческих данных именно в холдинговых структурах, то есть структурах состоящих де-факто из нескольких хозяйствующих субъектов. В этой связи, разработанные в диссертационном исследовании инструменты управления позволяют четко формулировать задачи по сбору экономической информации и осуществлять четких контроль за экономическими подразделениями холдинговых структур.
Апробация работы
Научные результаты диссертационного исследования прошли следующую практическую апробацию:
исследования автора использованы при формировании методических рекомендаций по формированию блоков экономической информации для передачи в аутсорсинг в АФК "Система";
на основе рекомендаций автора разработан план сбора и обработки экономической информации в холдинге ЗАО "Система-Галс";
в соответствии с разработанной в диссертации методикой осуществляется консолидация экономической информации в холдинге ОАО "Мобильные ТелеСистемы";
теоретические рекомендации автора легли в основу инструкции экономическим подразделениям холдинга ВАО "Интурист".
Структура диссертации и публикации
Диссертационное исследование изложено на 182 страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В диссертации представлено 20 рисунков и 11 таблиц.
Результаты диссертационного исследования опубликованы в трех печатных работах общим объемом более 4-х печатных листов.
Краткое содержание исследования
Во введении сформулированы цель и задачи исследования, описаны основные научные результаты, полученные лично автором.
В первой главе "Холдинг как модель организации диверсифицированного бизнеса в России" проведено исследование основных особенностей организации бизнеса в форме холдинга, сформулированы основные параметры экономического анализа деятельности холдингов, а также разработаны основные положения методики подготовки управленческой информации экономическими подразделениями холдинга.
Во второй главе "Инструментарий управления экономическими подразделениями холдинга" проведены исследования, позволившие описать аутсорсинг как способ обработки экономической информации, разработана методика консолидации экономической информации как инструмента повышения эффективности управления экономическим подразделениями холдинга, а также сформулированы основные принципы построения сетевого плана сбора и обработки экономической информации от всех экономических подразделений холдинга.
В третьей главе "Прикладные особенности управления экономическими подразделениями холдинга на примере АФК "Система" теоретические результаты исследований рассмотрены на конкретных данных и фактических примерах.
В заключении подведены итоги проделанной работы и сформулированы основные выводы и рекомендации.
Современное состояние отечественной экономики характеризуется несколькими особенностями, учет которых необходим не только в повседневной деятельности, но и стратегическом планировании и прогнозировании. В частности, усиление конкуренции в инновационной сфере, в сфере реального производства, поиск стратегических партнеров и создание стратегических альянсов – все это обуславливает необходимость использования гибких управленческих методов, адаптации наработанных инструментов и рычагов воздействия к новым условиям.
В такой агрессивной среде деятельность холдингов является одной из самых уязвимых. С одной стороны, это вызвано сложностью организационной структуры, а с другой – концентрацией конкурентов в основном на борьбе с крупными противниками.
Сложность организационной структуры порождает ряд новых проблем: сложность сбора и обработки информации, проблемы в доведении управленческих решений от высшего руководства непосредственным исполнителям, а также неготовность работников к важным стратегическим изменениям. Конкурентная среда заставляет руководителей постоянно искать способы борьбы с различными видами противодействий. В данной ситуации необходимо внедрять в практику новые способы управления на основе пропорционального делегирования функций и полномочий, а также на основе стратегического разделения информации.
Для решения этих проблем в диссертации проделано следующее.
В первой главе проведен комплексный анализ деятельности холдингов в России и за рубежом. На основе анализа выявлено, что в настоящее время существуют отдельные методические разногласия в терминологической базе и в понятийном аппарате. В результате рассмотрения и критического осмысления нескольких точек зрения авторитетных специалистов автором сделана попытка обобщить накопленные предложения и сформулировать ряд основополагающих принципов деятельности холдингов в России.
Также в первой главе исследованы предлагаемые в настоящее время основные подходы к анализу деятельности холдингов. В результате анализа было выявлено, что существующие методики не носят комплексного характера – отдельные методики позволяют проводить экономический анализ только на уровне отдельных участников холдинга (дочерних компаний), а другие позволяют изучать только уровень интеграции по различным направлениям. В работе на основе синтеза нескольких методик были разработаны основные принципы углубления, уточнения и интеграции различных методик и получена комплексная методика экономического анализа холдинга.
Во второй главе диссертации автором были разработаны основные составные части инструментария управления экономическими подразделениями холдинга на основе повышения эффективности сбора и обработки экономической информации. Повышение эффективности достигается за счет использования нескольких инструментов. Во-первых, для снижения временных и финансовых затрат на обработку экономической информации предлагается использовать аутсорсинг. В диссертации сформулированы основные принципы применения данного инструмента, разработан критерий оптимизации затрат на обработку экономической информации с использованием аутсорсинга.
Как показывает анализ, проведенный также во второй главе, одним из важных факторов, влияющих на эффективность обработки экономической информации является своевременная и полная консолидация данных о функционировании дочерних компаний холдинга. Управление процессом консолидации основывается на строгом учете всех экономических операций и грамотном их разделении на внутренние и внешние.
При подготовке сводной экономической информации для внешних пользователей, например для учредителей холдинга, необходимо элиминировать внутренние операции и учитывать их только в ходе инжениринга и реинжениринга бизнес-процессов. В этой связи консолидация выступает как источник более достоверной информации для руководства.
Наряду с точностью, одной из важных характеристик информации является ее своевременность. Управление процессом подготовки информации сводится не только к минимизации затрат и консолидации данных, но и к планированию сроков подачи информации подразделениями холдинга. Для этого в работе предложен подход, основанный на принципах сетевого планирования. Однако если в классической задаче сетевого планирования обычно ведется поиск кратчайшего пути выполнения задания или набора заданий, то в соответствии с предлагаемой автором концепции осуществляется поиск наиболее длительного срока выполнения задачи сбора экономической информации.
В третьей главе на гипотетических и реальных цифрах проведены расчеты по всем предложенным методикам. В частности, расчет оптимального количества информации, передаваемой в аутсорсинг, позволяет минимизировать финансовые и временные затраты на ее обработку. Консолидация данных позволяет уточнить значения экономических показателей холдинга. Это проиллюстрировано на примере показателя общей ликвидности по дочерним предприятиям и по консолидированной отчетности в целом.
В дополнение к указанным расчетам в третьей главе проиллюстрировано, как с помощью сетевого планирования можно составить график сбора экономической информации по всем подразделениям холдинга.
На основании проведенных в работе исследований можно сделать следующие выводы:
1. Холдинги имеют разнообразную организационную структуру, но наиболее распространенной среди них является древообразная (иерархическая) структура.
2. Для экономического анализа деятельности различных подразделений холдинга необходимо использовать комплексные наборы показателей, включающие как показатели для экономического анализа отдельных участников холдинга, так и показатели для экономического анализа их взаимодействия.
3. Управление экономическими подразделениями холдинга должно основываться на системном подходе, включающем критерий минимизации затрат на сбор и обработку информации, своевременную и полную консолидацию данных, а также сетевое планирование деятельности экономических подразделений.
4. Основными инструментами эффективного управления деятельностью экономических подразделений является планирование, организация и контроль выполнения поставленных заданий.
Таким образом, на основе выполненной диссертационной работы можно заключить, что использование предлагаемых автором методов и инструментов позволит повысить эффективность управления экономическими подразделениями холдинга в современных условиях экономики России.
1. Авдашева С.Б. Хозяйственные связи в российской промышленности: проблемы и тенденции последнего десятилетия. – М.: Издательство ГУ ВШЭ. – 2001. – 186 с.
2. Адамов В.Е. Факторный индексный анализ. – М.: Статистика, 1977.
3. Азроянц Э.Н., Эрзикян Б.А.. Холдинговые компании. Особенности, опыт, проблемы, перспективы. Кн.1 – М., 1992.
4. Акбердин Р.З. Кибанов А..Я Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования: Учебное пособие. – М.: ГАУ, 1993.
5. Акофф Р. Планирование будущего корпорации.- М., 1985.
6. Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. – М.: Высшая школа, 1986.
7. Акулов В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента. – М.: ПТ и ПУ, №3, 1999 г.
8. Амрин Г., Ритчи Дж., Моди К. Организация производства и управления в американских корпорациях. Пер. С англ. – М.: Экономика, 1991.
9. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Издательство "Питер", 1999. – 416 с.
10. Бакаев А. С. Комментарий к Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. – М.: Бухгалтерский учет. – 2000 – 128 с.
11. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1993.
12. Безруких П.С., Кашаев А.Н., Комиссарова И.П. Учет затрат и калькулирование в промышленности: (Вопросы теории, методологии и организации). – Финансы и статистика, 1989.
13. Белобжецкий И.А. Издержки производства: бухгалтерский учет и аудит / Бухгалтерский учет. – 1994.-№2.- с.11-16.
14. Боков В.В. и др. Предпринимательские риски и хеджироавание в отечественной и зарубежной экономике. Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 1999. – 128 с.
15. Большой коммерческий словарь. – М.: ПРИОР. – 1996, с. 132
16. Бухгалтерская отчетность за 1-й квартал 2000 г. Баланс. Бланки. – М.: Налоги и отчетность. – 2000 г. – 64 с.
17. Васин Ф.П. О методах учета затрат на производство / Бухгалтерский учет. – 1994.-№7.- с.40-42.
18. Вентцель Е.С. Исследование операций. М., Советское радио, 1972, 552 с.
19. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Гном-пресс, 1999.
20. Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности. Учебно-практическое пособие. – М.: Магис. – 1999. – 526 с.
21. Виханский О.С., Наумов А.И. "Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: Гардарика, 1996.
22. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: учебник. – М.:Высшая школа, 1994.
23. Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества.
24. Вяткин В.Н. Графический инструмент организационного проектирования. – М.: Экономика 1978.
25. Галимзянов Р. Ф. Как руководителю предприятия управлять своей бухгалтерией. – М.: Эксперт. – 1999. – 287 с.
26. Гончаров В.В. "В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИ, 1996.
27. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в 2-х томах. Том 1. – М.: МНИИПУ, 1997 – 768 с.
28. Горбунов А.Р. "Дочерние компании, филиалы, холдинги. Организационные структуры. Консолидированный баланс. Налоговое планирование". – М.: изд.центр "АНКИЛ", 1997г., 150с.
29. Горбунов А.Р. "Оффшорный бизнес и создание компаний за рубежом", "Инфра-М", М., 1995.
30. Горбунов А.Р. "Холдинговые предприятия и дочерние фирмы", Анкил, М., 1994.
31. Горбунов А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Организационные структуры. Консолидированный баланс. Налоговое планирование. – М.: Издательский центр "Анкил", 1997 г., 150 с.
32. Горелик В.А. Ушаков И.А. Исследование операций. – М.: Машиностроение, 1986.
33. Горчаков А.А., Орлова И.В. Компьютерные экономико-математические модели. – М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1995.
34. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. – М.: Софит, 1994.
35. Гумба Х. М. Экономика строительных организаций. – М.: ЦЭМ, 1998. – 144 с.
36. Дмитриев В. Н. Операции акционерных обществ: бухгалтерский учет и налогообложение. – М.: Главбух. – 1999. – 164 с.
37. Доблаев В.Л. Теория организаций. – М.: Институт молодежи, 1995.
38. Ерина А.М. Математико-статистические методы изучения экономической эффективности производства. – М.: Финансы и статистика, 1983.
39. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: Инфра-М, 1996.
40. Закон Российской Федерации от 6.12.1991 г. №1993-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. Законов РФ от 22.05.1992 г. №2813-I, от 16.07.1992 г. №3317-I, от 22.12.1992 г. №4178-I, от 25.02.1993 г. №4554-I, от 06.03.1993 г. №4618-I; Федеральных законов от 11.11.1994 г. №37-ФЗ, от 06.12.1994 г. №57-ФЗ, от 25.04.1995 г. №63-ФЗ, от 23.06.1995 г. №94-ФЗ, от 07.08.1995 г. №128-ФЗ, от 22.08.1995 г. №151-ФЗ, от 30.11.1995 г. №188-ФЗ, от 27.12.1995 г. №211-ФЗ, от 01.04.1996 г. №25-ФЗ, от 22.05.1996 г. №45-ФЗ, от 17.03.1997 г. №54-ФЗ, от 28.04.1997 г. №73-ФЗ, от 31.07.1998 г. №147-ФЗ, от 06.01.1999 г. №10-ФЗ, от 10.02.1999 г. №32-ФЗ, от 31.03.1999 г. №64-ФЗ, от 04.05.1999 г. №95-ФЗ, от 02.01.2000 г. №36-ФЗ).
41. Ильенкова С.Д., Шумяцкая Т.А. Экономика предприятий, отраслей и межотраслевых комплексов. Учебное пособие. – М.,1991.
42. Исследование операций в экономике: Учебн. Пособие для вузов / Н.Ш. Кремер, Б.А.Путко, И.М. Тришин, М.Н.Фридман; Под ред. Проф.Н.Ш.Кремера, – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 407 с.
43. Исследование операций/ Под ред. Моудера Дж., Элмаграби С. – М.: Мир, 1981.
44. Карасев А.И, Кремер Н..Ш., Савельева Т.И. Математические методы и модели в планировании. – М..: Экономика, 1987.
45. Ковалев В.В. Финансовый анализ.- М.: Финансы и статистика, 1995.
46. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 635 с. – (Серия "Высшее образование").
47. Коршунова Н.И., Плясунов В.С. Математика в экономике. – М.: Вита-Пресс, 1996.
48. Кофман А. Дебазей Г. Сетевые методы планирования. – М.: Прогресс, 1965.
49. Кофман А. Методы и модели исследования операций / Пер. С франц. – М.: Мир, 1996.
50. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных общество в промышленности, строительстве и торговле. – М.: Дис, МВ-Центр, 1994.
51. Кузина Е. Л. Финансовые результаты предприятия. Учет. Анализ. Аудит. – М.: ПРИОР. – 1999. – 64 с.
52. Лисович Г. М. и др. Бухгалтерский управленческий учет в сельском хозяйстве и на перерабатывающих предприятиях АПК. – М.: МарТ. – 2000. –354 с.
53. Математическое программирование / Под ред. Н.Ш.Кремера. – М.: Финстатинформ, 1995.
54. Менеджмент организации: Учебное пособие/Под ред. З.П.Румянцевой и Н.А.Саломатина. – М.: Мысль, 1975.
55. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. И др. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.
56. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / А.И.Харламов, О.Э. Башина и др. – М.: Финансы и статистика, 1994.
57. Организационные структуры управления производством/Под общей ред. Б.З.Мильнера – М.: Мысль, 1975.
58. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утв. Приказом МФ РФ от 6 июля 1999 г. №43н.
59. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утв. Приказом МФ РФ от 6 мая 1999 г. №32н
60. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом МФ РФ от 6 мая 1999 г. №33н
61. Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства: Опыт зарубежных корпораций. – М.: Финансы и статистика, Банки и биржи, 1993.
62. Севастьянова Е.В. Основы методологии преобразования Российской системы бухгалтерского учета к международным стандартам. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 1998г.
63. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: учебник.- М.: Инфра-М, 1999.
64. Современный менеджмент: Курс лекций кафедры теории и организации управления ГАУ//Российский экономический журнал: 1995г. - № 9, 10.
65. Статистика промышленности / под ред. Проф. Адамова В.Е. – М.: Финансы и статистика, 1987.
66. Схрейвер А. Теория линейного и целочисленного программирования. – М.: Мир, 1991.
67. Терехова В.А. Общеметодологичекие принципы применения стандартизаций в управленческом учете./Бухгалтерский учет, 1996. – с.55-57.
68. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. – ИНФРА-М, 1996 – 669с.
69. Хазанова Л.Э. Математическое моделирование в экономике: учебное пособие. – М.: БЕК, 1998. – 141 с.
70. Харари Ф. Теория графов. – М.: Мир, 1973.
71. Хейман С. Стратегия организационно-структурных решений.//Вопросы экономики. 1996г., № 5.
72. Холдинги. Нормативные акты, комментарии, схемы. – М.: Юрист, 1994.
73. Холт Н.Р. Основы финансового менеджмента / Пер. С англ. – М.: Дело, 1995.
74. Храброва И. А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика: – М.: Издательский Дом "Альпина", 2000. – 198 с.
75. Чеботарь Ю. М. Как избежать банкротства и стать прибыльным. – М.: Мир деловой книги. – 1997. – 128 с.
76. Черчмен У., Акоф Р., Арноф Л., Введение в исследование операций / Пер.. с англ. – М.: Наука, 1968.
77. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. – М.: Дело, 1992.
78. Шагиев Р.Р. "Интегрированные нефтегазовые компании". М., Наука, 1996, с.91
79. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М, 1995.
80. Шишкин А.К., Мирюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебн. Пособие. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
81. Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решения. – М.: Аудит, 1997.
82. Якутин Ю. В. Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность. – М.: Экономическая газета, 1999, – 368 с.
83. Якутин Ю.В. "Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность" – М., 1999 – 368с.