ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
1.1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
1.2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.3. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ
2. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
2.2. МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
2.3. МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ДОЛЯМИ И ПАКЕТАМИ АКЦИЙ
2.4. МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
3.1. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦИКЛА УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "РУССКИЙ ТЕКСТИЛЬ"
3.2. УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ПАКЕТАМИ АКЦИЙ И ДОЛЯМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.3. УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕКТАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом [45].
Долгое время опыт ведущих мировых стран в этом направлении служил объектом изучения отечественных экономистов и деятелей практического управления лишь в той мере, в какой это было необходимо для критики, содержавшей значительную составляющую идеологии. Приемы и методы централизованного, бюрократического управления федеральной собственностью при этом воспринимались как нечто само собой разумеющееся и самодостаточное.
Ситуация коренным образом изменилась в период экономического реформирования отечественной экономики. Изначальный импульс развития стихийных рыночных отношений постепенно сменяется зрелым сознанием особой регулирующей роли государства в этих процессах.
Современное состояние этого вопроса характеризуется как полным отсутствием в отечественной экономической науке сколько-нибудь разработанной теории этого вопроса, так и явным недостатком опыта реального использования органами государственной власти возможностей воздействия на экономические процессы через осознанное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в федеральной собственности.
Наиболее актуальными задачами в области практического управления федеральной собственностью сегодня можно считать уточнение структуры и состава федеральной собственности, формализацию целей, задач и принципов ее функционирования, определение критериев эффективности управления, которые, в свою очередь, требуют поиска и обоснования методических подходов к решению конкретных экономических задач – оценки отдельных объектов федеральной собственности и определения эффективных направлений их структурного развития.
В этой связи, особенно актуальной становится проблема эффективного управления элементами государственной собственности именно в условиях переходной экономики.
Проблемы управления различными объектами государственной собственности рассматривались в работах С. Г. Беляева, В. И. Кошкина, В. М. Родионовой, . и других ученых [2, 12, 14, 19, 26, 29, 48, 53]. В последние годы в отечественных и зарубежных изданиях появляются публикации по проблемам управления федеральной собственностью.
Только применение комплекса методов из различных разделов экономики может дать сегодня так необходимый государству экономический эффект и решить остро стоящую перед органами исполнительной, законодательной и судебной власти проблему повышения эффективности управления федеральной собственностью в России.
При написании работы использовались положения инвестиционной теории, промышленного менеджмента, теории экономического анализа, весомый вклад в разработку которых внесли советские и российские ученые-экономисты: Г. И. Бакланов, В. С. Агеев, М. И. Баканов, С. Г. Беляев, В. И. Кошкин и другие. Также в работе применялись положения видных ученых-управленцев: М. Хасселя, П. Друкера, П. Маслоу, Д. Клиланда и др.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность избранной темы диссертации.
Цель диссертационной работы
Цель работы состоит в теоретическом обосновании и разработке методологии эффективного управления различными объектами федеральной собственности в условиях переходной экономики России.
Поставленная в работе цель обусловила решение следующих задач:
• обобщить опыт отечественной и зарубежной теории и практики управления объектами федеральной собственности;
• ввести критерии и провести в соответствии с ними классификацию и сортировку объектов федеральной собственности и методов управления;
• разработать методологию и методики управления различными видами объектов федеральной собственности в условиях переходной экономики;
• произвести адаптацию общенаучных методов теории управления к специфике изучаемого объекта;
• проверить действенность и практическую пригодность методологии на практических примерах предприятий различных отраслей деятельности.
Объект исследования
Объектом исследования явилась федеральная собственность Российской Федерации как совокупность объектов, которыми необходимо эффективно управлять. Выбор объекта исследования обусловлен практической необходимостью в создании соответствующей методологии, в связи с отсутствием цельных методических материалов по данному вопросу.
Предмет исследования
Предметом исследования явились конкретные объекты федеральной собственности в соответствии с проведенной классификацией.
Методика исследования
Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили работы классиков экономической науки, теории управления.
В диссертационной работе использованы материалы экономической и тематической литературы, периодических изданий, а также материалы, полученные в процессе непосредственной практической работы автора.
В ходе исследования использованы данные финансовой отчетности реальных предприятий, на примере которых иллюстрируется практическое применение методологии. В процессе работы проверка различных гипотез проводилась с помощью изучения различных примеров для установления типичности и применимости конкретного метода и адаптации теоретических методов к практическим условиям.
Для решения поставленных задач в работе применены экономико-математические методы: средние величины, графики, факторный анализ, метод цепных подстановок.
Научная новизна работы
Основной научный результат, полученный в диссертационной работе, заключается в разработке методологии управления федеральной собственностью в условиях переходной экономики. Методология представляет собой комплекс методик, которые применяются в соответствии с видами объектов федеральной собственности, при этом комплексное применение методик для всей совокупности объектов различных видов подчиняется общему критерию эффективности, в соответствии с которым проводятся управленческие мероприятия и принимаются управляющие воздействия.
Положения, выносимые на защиту
В результате выполненных исследований на защиту выносятся следующие научные положения:
1. Анализ проблем управления различными видами федеральной собственности, а также анализ зарубежного опыта проведения приватизационных кампаний и ведения кадастров.
2. Методология управления федеральной собственностью в условиях переходной экономики с целью повышения эффективности и повышения доходов бюджета России.
3. Выбор и обоснование критериев классификации объектов федеральной собственности и методов управления.
4. Классификация объектов федеральной собственности и методов управления федеральной собственностью.
5. Обоснование критериев эффективности при управлении федеральной собственностью.
6. Методика управления государственным унитарным предприятием.
7. Методика управления государственными пакетами акций и долями в уставных капиталах предприятий.
8. Методика управления федеральным недвижимым имуществом.
9. Практическая реализация методик на конкретных примерах.
Практическая значимость работы
Само появление настоящей работы было обусловлено необходимостью, возникшей из практической работы автора. Поэтому положения настоящей работы позволяют перейти от интуитивного к научному обоснованию принимаемых в процессе оперативного и стратегического управления федеральной собственностью решений. Государственные институты получают методологию управления федеральной собственностью, адаптированную к российской специфике и условиям переходной экономики.
Реализация и апробация работы
Основные положения диссертации:
• докладывались на заседаниях Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
• использованы при подготовке различных нормативных правовых актов в Государственной Думе и Министерстве государственного имущества Российской Федерации.
Публикации
Основные положения диссертационной работы опубликованы в 4 печатных работах общим объемом около 6 печатных листов, в том числе одной монографии.
Структура работы
Диссертационная работа изложена на 169 страницах печатного текста, включает 22 таблицы, 22 рисунка и состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, в котором 59 наименований, и трех приложений.
Во введении ставится цель и задачи исследования, формулируются основные положения диссертации, выносимые на защиту.
В первой главе "Проблемы управления федеральной собственностью" проводится анализ федеральной собственности как объекта управления, анализируются проблемы управления федеральной собственности, а также проводится исследование зарубежных методов управления федеральной собственностью. В частности, анализируется структура недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, структура занимаемых площадей и объектов. На примере различных стран анализируются приватизационные кампании и исторический опыт ведения земельных кадастров.
Во второй главе "Методология управления федеральной собственностью в условиях переходной экономики" формулируются основные понятия интегральной эффективности, рассматривается процесс управления федеральной собственностью, предлагаются разработанные автором методика управления государственными унитарными предприятиями, методика управления долями и пакетами акций, методика управления федеральным недвижимым имуществом.
В третьей главе "Практическая реализация методологии управления федеральной собственностью" проведена реализация цикла управления федеральным унитарным предприятием на примере федерального объединения "Русский текстиль", проиллюстрировано управление федеральными пакетами акций и долями юридических лиц, а также на практическом примере рассмотрен процесс управления объектами федерального недвижимого имущества.
В заключении подводятся выводы проделанной работы.
Эффективное управление различными объектами федеральной собственности является одной из самых насущных проблем российского государства в настоящее время. Эта проблема особенно актуальна в сложившейся ситуации, когда усиливается бюджетный кризис и кризис неплатежей. В этой связи повышение эффективности управления объектами федеральной собственности может стать одним из способов снижения инфляционных ожиданий и повышения платежеспособности государства.
Результаты проведенных исследований позволяют заключить следующее:
1. С юридической точки зрения собственность – это отношение между человеком и группой или сообществом субъектов с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта собственности.
Субъект собственности – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.
Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей.
2. Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:
• результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности;
• федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами;
• объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях;
• реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру.
Объектами управления в рамках федеральной собственности являются государственные унитарные предприятия, объекты недвижимого имущества, пакеты акций предприятий, принадлежащие государству.
3. Объекты собственности как товар могут формировать рынок собственности с присущей ему иерархической системой управления ее функциями, связями и другими признаками.
Объекты рынка собственности могут представлять все формы собственности (частную, государственную, муниципальную и иную), а субъектами могут быть граждане, юридические лица, Россия, Субъекты Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации, фонды.
4. Несмотря на различие исходных условий и подходов к управлению федеральной собственностью в России и развитых странах, некоторые аспекты зарубежного опыта в этой сфере деятельности могут быть использованы в отечественной практике, в частности:
• дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с целью создания экономической структуры с разумным балансом малых, средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов;
• разнообразие способов передачи государственной собственности в частные руки;
• предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства предприятиям, деятельность которых находится под квалифицированным контролем, для финансирования заработной платы и обязательств перед поставщиками и др.
5. Формирование реальных схем управления федеральной собственностью следует осуществлять исходя из принципов эффективного менеджмента, используя базовые положения гражданского и хозяйственного законодательства. Практическая реализация этих задач осуществляется в рамках единого замкнутого процесса управления, включающего идентификацию, учет, оценку эффективности использования, планирование мероприятий по повышению эффективности, оценку возможностей федеральной поддержки планируемых мероприятий и реализацию мероприятий.
В связи с тем, что федеральная собственность отличается абсолютным масштабом обобществления, затрудняющим реализацию оперативных управляющих воздействий собственника на объекты собственности, при управлении ею используется передача отдельных объектов конкретным физическим и юридическим лицам, что позволяет локализовать управляющее воздействие на них.
6. Стратегическими целями управления государственной собственностью являются:
• рост национального богатства;
• повышение благосостояния населения;
• увеличение занятости;
• снижение темпов инфляции;
• оптимизация платежного баланса.
Тактика достижения этих целей заключается в использовании следующих механизмов:
• регулирование соотношения спроса и предложения;
• сглаживание производства и занятости;
• регулирование уровня ставки рефинансирования;
• регулирование денежного обращения;
• снижение дефицита федерального бюджета.
Оценка эффективности управления государственной собственностью осуществляется на основе таких критериев, как прибыль государства, затратный показатель, ресурсный показатель, рыночная эффективность портфеля собственности и др.
7. Выбор метода управления государственной собственностью зависит от вида объекта. По степени значимости и функциональному назначению объекты государственной собственности можно разделить на 3 группы:
• объекты предназначенные для выполнения общегосударственных задач;
• объекты, обеспечивающие поддержание и развитие экономического потенциала страны;
• объекты, через которые государство берет на себя функции проведения централизованной социально-экономической политики и социальной защиты населения.
8. Сущность управления государственным унитарным предприятием состоит в реализации цикла управления для достижения максимальной эффективности его функционирования. Наиболее приемлемым для государственного унитарного предприятия является расширенный цикл управления, содержащий семь этапов: анализ возможностей, планирование, организация, мотивация, диспетчирование, контроль и регулирование.
9. Пакеты акций, находящиеся в собственности государства, как и любое федеральное имущество, являются инструментом пополнения доходной части бюджета. Для оценки эффективности использования федеральных пакетов акций используются следующие показатели: доходность к погашению, дивидендная ставка, ликвидность, динамика курсовой стоимости.
В целях повышения эффективности использования государственных акций может быть использован адаптированный цикл управления пакетами акций, включающий:
• инвентаризацию и учет пакетов;
• оценку эффективности и ликвидности;
• планирование повышения ликвидности и вариантов использования пакета;
• организацию мероприятий и мотивация федеральных служащих;
• контроль приватизируемых предприятий и трастовых управляющих.
Цикл управления недвижимостью имеет специфику, определяемую в основном спецификой использования федеральной недвижимости и должен включать:
• инвентаризацию и учет недвижимости;
• оценку стоимости и правового положения недвижимости;
• оценку эффективности использования недвижимости;
• планирование вариантов использования недвижимости;
• реализацию запланированных мероприятий;
• контроль использования федерального недвижимого имущества.
Таким образом, на основе классификации объектов государственной собственности и классификации методов управления с использованием цикла управления можно существенно повысить эффективность управления государственной собственностью.
Таковы основные результаты исследования, проведенного в диссертации. Практическая реализация основных положений и идей диссертации, осуществление которых было начато уже в ходе выполнения работы, по мнению автора, окажет существенное положительное влияние на развитие и совершенствование деятельности по управлению федеральной собственностью и обеспечит: стабилизацию производства и финансовой системы; усиление конкурентного характера экономической среды; активизацию научно-технической деятельности; улучшение инвестиционной обстановки; необходимые структурные изменения; укрепление социальной базы экономических реформ.
Автор считает также, что разработанные им в ходе работы над диссертацией рекомендации и предложения должны регулярно уточняться по мере изменения социально-экономической и политической ситуации в стране.
Абалкин Л.И. Производственные отношения социализма. М., Мысль, 1986.
Алексеев Н.Н. Собственность и социализм. Санкт-Петербург, 1993.
Ассекритов С. Совсем не все разделу подлежит. М., Правительственный вестник, № 22, 1991.
Ахмедуев А. Противоречия в законах о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности. Вопросы экономики, № 1, 1993.
Бандурин А. В., Гуржиев В. А., Нургалиев Р. З. Финансовая стратегия корпорации. – М.: Алмаз, – 1998 г. 140 с.
Бандурин А. В., Есиповский И. Э., Зубов Д. Л. Проблемы инвестирования предприятий финансово-промышленных групп. – М.: Изд-во ВИА, – 1996, 82 с.
Бандурин А. В., Романов А. И., Щедров В. И. Кредитная стратегия субъектов рынка ссудных капиталов. – М.: Изд-во МО РФ, – 1997, 114 с.
Бандурин А. В., Чуб Б. А. Инвестиционная стратегия корпорации на региональном уровне. – М.: Наука и экономика, – 1998, 132 с.
Бандурин В. В., Беленький Л. П., Блинов В. В., Корпоративное управление в условиях рынка (на примере финансово-промышленных
Богатова Е.Р. Переход от традиционной модели социализма к рынку в странах Восточной Европы и Азии. М., Дело, 1991.
Бузгалин А. Переходная экономика. М., 1994.
Бурков С. Задачи постчекового этапа. М., РЭЖ, № 10, 1994.
Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1960.
Всероссийская научно-практическая конференция “Экономические реформы и управление собственностью”. М.: Нива России, 1996. – 240 с.
Гайдар Е. Трудный путь от социализма. Экономические реформы. Вып. 1, 1993.
Гайдар Е. Экономические реформы и иерархические структуры. М., Наука, 1990.
Гражданский Кодекс Российской Федерации. М., 1995.
Гутман Г., Лапыгин Ю. На пути к смешанной экономики. Владимир, 1996. – 112 с.
Гутман Г., Лапыгин Ю. Собственность (сущность, формы, социальные последствия). Владимир, 1995. – 66 с.
Гутман Г.В. Приватизация в социально-экономической структуре общества. Владимир, 1994.
Гутман Г.В., Лапыгин Ю. Антимонопольный путь к конкуренции. Владимир, ВГПУ, 1996, – 64с.
Журавская Е., Радыгин А. Приватизация в России: законодательство и реальный процесс. Экономические реформы. Вып. 1, 1993.
Закон “О собственности в РСФСР”. М., Норма, 1992.
Ильин И.А. О частной собственности. В кн. Русская философия собственности. СП.,1993.
Кейнс Джон Мейнад. Общая теория занятости, процента и денег. 1936.
Концепция управления государственной собственностью. Вопросы экономики № 10, 1993.
Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993.
Кочеврин В. Приватизация, как процесс познания. М., Проблемы теории и практики управления. 1991.
Кучеренко В. В поисках хозяина госсобственности. Рос. газета, 02.12.95, с. 9.
Лексин В. и др. Государственная собственность в динамике рыночных перемен. М., РЭЖ, № 10, 1993.
Леонтьев Е. Государственный сектор в рыночной экономике. М., Международный журнал. Проблемы теории и практики управления, № 5, 1995.
Либерман Айра., Петров Олег. Российская приватизация: стратегия на предстоящий период. Всемирный банк, Вашингтон, 09.96.
Ливщиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., Высшая школа, 1994.
Львов Д.С. Реформа с позиций современной науки: Сб. Научные труды международного союза экономистов и вольного экономического общества. М., С-П., 1995.
Мильнер Б.З. Кризис управления. Вопросы экономики, № 1, 1993.
Мильнер Б.З., Торкановский Е. Приватизация и управление. Вопросы экономики
Михайлов С. О некоторых итогах приватизации в 1993г. экономика и жизнь, № 14, 1993.
Научные труды международного союза экономистов и вольного экономического общества. М., С-П., 1995.
Неллис Джон. Последние данные о приватизации в странах с переходной экономикой. С.-П., июль 1997.
Носова С. Плюрализм форм собственности. В сб. Отношения собственности и новые формы хозяйствования. М., РЕА им. Плеханова, 1992.
Отношения собственности и новые формы хозяйствования. М., РЭА, 1992.
Панорама приватизации. № 2 (77), январь, 1996.
Политическая экономия. Под ред. А.В. Сидоровича и М.Ф. Волкова, МГУ, 1993.
Послание Президента РФ Государственному Собранию “Россия, за которую мы в ответе (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)”.
Право собственности. М., Закон, № 2, 1993.
Программа Правительства РФ “Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах”.
Пчелинцев О. “Приватизация” против частной собственности. М., Свободная мысль, № 3, 1992.
Радыгин А.Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М., Республика, 1994. – 160 с.
Русская философия собственности. С-П. , 1993.
Руссо Ж. Трактаты. М., 1969.
Сажина М. Разгосударствление и приватизация. М., РЭЖ, № 9, 1994.
Стэнлейк Дж. Экономика. М., Республика, 1994.
Суханов Е. Общие положения о праве собственности и других вещих правах. МГУ, 1993.
Уэлч Дик. Подход к точечной приватизации. С.-П., июль 1997.
Файн Гэри. Российская приватизация: продажа остаточных пакетов акций. Всемирный банк, Вашингтон, 09.96.
Чубайс А.Б. Итоги приватизации в России и задачи следующего этапа. Вопросы экономики, № 6, 1994.
Дополнительно
1. Гровер Р., Соловьев М. Введение в управление недвижимостью. М.: Паритет, 1997. – 352 с.
2. Шупыро В. М. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. М.: ВШПП, 1997. – 248 с.
3. Головин К. В. Приватизация по-английски: опыт 80-х годов. Деловой мир. №119 от 24 июня 1992 г.