Введение
Раздел 1.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОЙ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И УЧАСТИЕ
В НЕЙ СТУДЕНТОВ
Раздел П.
РЕФОРМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ГЛАЗАМИ
СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Раздел Ш
ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Заключение
Библиография
За годы перестройки системы высшего образования, проблемы студенчества ушла как бы на второй и третий план. Основное внимание было сосредоточено на финансово-экономических задачах, как сейчас говорят, занимались выживанием. За годы кризисного состояния образования, вузы многому научились и, в частности, умению зарабатывания денег. Сегодня можно констатировать, что в принципе вузы сохранили свой преподавательский и научный потенциал. Но самое главное, что пришло понимание, что выживание вузов и всей системе образования самым непосредственным образом связано с качеством подготовки будущих специалистов. В рыночных условиях труд преподавателя становится товаром, который реализуется посредством выпускников и их реализации на общем рынке труда.
При всем многообразии форм и методов качественной профессиональной подготовки будущих специалистов, одно из важнейших мест занимает привлечение студентов к общественному управлению вуза, воспитания его активной нравственной позиции и политического сознания. Важное место занимает его осознание свой роли правильная оценка существующей ситуации и понимание развивающихся тенденций. Студент является одним из субъектов системы взаимодействия вузов, социально-экономических отношений. Это означает, что он должен быть активно вовлечен во все процессы, происходящие в высшем учебном заведении. Особое место занимает участие студентов в научной деятельности кафедр, научных подразделений и институтов вузов или в каких-то иных формах научного творчества. Ни о каком воспроизводстве научного и производственного потенциала страны и подготовки профессиональных кадров для различных производственных и научных структур не может идти речь, если студенты не будут вовлечены в общественную, научную, политическую, управленческую и пр. деятельность высшего учебного заведения, не будут равноправными субъектами системы социально-экономического отношений в вузе.
Это одна сторона проблемы. Другая связано с исследованием общественного мнения и сознанием студентов как особой социальной группы. До сих пор вузовские проблемы исследовали, по преимуществу, с позиции администрации и преподавательского состава. Студенты как бы оставались в тени, к нему относились как пассивному субъекту, не участвующего и даже не желающего участвовать в общем процессе перестройки вузовской системы.
Актуальность постановки такой проблемы стала активно проявляется в последнее время, когда осознали насколько оказалось запущенным данный участок преподавательской и воспитательной работы. При общем снижении преподавательского уровня, педагогическая, как впрочем и научно-исследовательская работа студентов фактически прекратили свое существование. Самым непосредственным образом это отразилось на качестве профессиональной подготовки студентов. Соответственно рынок труда стал испытывать существенный дефицит подготовленных кадров. Поэтому возвращение к проблемам студенчества продиктовано жестким требованием времени и рынка.
В какой-то мере необходимо вернуться к прошлой воспитательной практике и воспринять студента как равноправного субъекта взаимодействия, выполняющего строго определенную роль в системе социально-экономических отношений. Необходимо активно привлекать студентов к управлению общественными процессами. Надо только сделать существенную поправку на изменившиеся социально-экономические и политические условия. При этом активно прибегать к формализованному исследованию общественного мнения студенчества и использовать эти знания для совершенствования воспитательной и профессиональной работы.
Научная разработанность. Нельзя сказать, что проблемы студенчества не были в поле внимания ученых. Особенно много этим вопросами в недавнее время занимались социологи. Благодаря этим работам определилось и оформилось новое научное направление - социология студенчества, в рамках общей научной проблемы - социология молодежи. Достаточно назвать работы таких отечественных социологов, активно работающих в этой области как Филиполва Ф.Р., Зюзина Д.И., Лисовского В.Т., Дмитриева А.В., Рубин Б.В., Колесникова Ю.Н.
Намного меньше стали исследовать студента как особую социальную группу в настоя-щее время. Впрочем, еще меньше работ по исследованию оценок социальной действительности самими студентами. И тем не менее, за последние годы были выпущены ряд статей и специальных изданий, проведено немало соответствующих исследований, которые могут свидетельствовать о сохранении определенного интереса со стороны социологов к этой проблеме. В частности это касается исследований, проведенных Балашовым В.В., Румянцевым В.С., Селифановым Е.Н., Ковалева А.Г., Минеев В.А., Момот А.И., Тихонов А.Н., Суворинов А.В. и др. Особое внимание привлекают материалы социологических исследований, проведенные в течении последних лет научными сотрудниками Социоцентра Госкомвуза РФ: Арефьевым А.Л., Сериковым В.В., Харчевой В.Г., Шериги Ф.Э. и др.
Результаты социологических исследований, их вторичный анализ, разработанные концепции, представленные в монографиях и статьях, были положены в основу настоящей работы. Критический анализ современных источников, состояния разработанности проблемы и пути подходов современных ученых позволил сделать ряд обобщающих выводов и наметить дальнейшие пути исследования.
Цель работы. Заключается в исследовании условий и факторов формирования студенчества как особой социальной группы системы высшего образования.
В рамках указанной цели были разработаны следующие задачи:
определить характер и свойства студенчества как особой социальной группы в структуре вуза;
провести социологическое исследование мнения студентов о современном состоянии высшей школы и основных позитивных и негативных тенденций ее развития;
исследовать формы и методы привлечения студентов к активному управлению общественными процессами и участия в научно-исследовательской деятельности;
определить формы гуманизации высшего образования и участие студенчества в дан-ном процессе.
Объектом исследования выступает студенчество высших учебных заведений как особая социальная группа.
Предметом исследования является социально-экономические отношения студенчества с субъектами системы высшего профессионального образования.
Теоретической базой диссертационного исследования явились специальные концептуальные разработки отечественных социологов в области исследования социальной активности студентов. Данная концепция придерживается той точки зрения, что студенчество как особая социально-профессиональная группа обладает всеми необходимыми качествами субъекта. Из этого следует, что данная социальная группа подчиняется всем законам социального взаимодействия, что, в свою очередь, обуславливает необходимость внимательно исследовать ее ценностные ориентации и потребности и их учет при построении программы возрождения высшего образования в России.
Эмпирической базой диссертационной работы явились материалы социологических исследований, проведенных в ряде вузов системы общего и профессионального образования. Кроме того, автор использовал в своей диссертации материалы вторичного анализа ряда социологических исследований, проведенных за последние годы. Так же автор опирался на материалы неформального наблюдения и личный опыт работы со студенчеством. В работе были использованы данные статистических исследований и официальных документов Минобразования РФ.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- определение характера и свойства протекающих изменений в высшей школе и студенчестве как особой социальной группы в структуре вуза в новых социально-экономических условиях;
- проведено социологическое исследование мнения студентов и преподавателей о современном состоянии высшей школы и определены основные позитивные и негативные тенденций ее развития;
- исследованы и разработаны основные формы и методы привлечения студентов к активному управлению общественными процессами и участия в научно-исследовательской деятельности;
- определены принципы гуманизации высшего профессионального образования и участие студенчества в данном процессе.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что выработанные автором рекомендации по определению форм и методов активного вовлечения студентов в процесс перестройки высшего образования могут быть использованы в разработке специальных документов по оптимальному управлению данным процессом. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут быть использованы в разработке методик при проведении социологических исследований по данной или схожей тематике. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке спецкурсов для студентов социологических факультетов и отделений.
Апробация диссертации. Работа обсуждалась на кафедре социологии политологии и права МГАПИ, на научно-практических конференциях и семинарах. Основные положения нашли отражения в ряде научных публикаций.
В данном заключении автором даны краткие выводы по результатам диссертационного исследования.
1. Прежде всего необходимо сказать о том, что представители науки и системы образования за время экономических реформ стали экономическими аутсайдерами: ныне уровень оплаты их труда самый низкий по сравнению с оплатой в других отраслях занятости. Все это привело к крайне низкому престижу образования, к устойчивому равнодушию людей к проблемам высшей школы, к представлению о том, что успех в жизни достигается не благодаря образованию, а вопреки.
2. На фоне социального невнимания к нуждам высшей школы, обострения проблем выживания (в том числе и физического) огромных масс на¬селения, система образования довольно быстро меняется. Высшая школа стремительно сокращает масштабы и объем своей деятельности. Вуз становится все менее притягателен для преподавателей как область приложения педагогических, гуманитарных усилий. Сочетание и исполнение этих ролей - конфликтно. Этот конфликт отмечают и студенты: за последние годы понизился уровень интереса преподавателей в работе со студентами. Ныне преподаватели вуза не считают себя сопричастными вузовским ре¬формам.
3. Важный аспект реформирования высшей школы - введение в вузах РФ многоуровневой системы образования. В ее оценке наблюдается существенный разброс мнений, особенно у студентов и преподавателей, с одной стороны, и руководящих работников вузов, с другой. В целом вузовские руководители оценивают ее гораздо выше студентов и преподавателей, в связи с тем, что такая система "будет способствовать сближению российского образования с международными образовательными стандартами" (39%). Вместе с тем руководящие работники вузов высказали наибольшую, в сравнении со студентами и преподавателями, обеспокоенность в оценке негативных последствий введения многоуровневой системы. Сравнивая оценки студентов, преподавателей и руководящих работников вузов можно видеть достаточно существенные различия. В частности, обращает на себя внимание отличие мнений руководителей в оценке положительных перемен, связанных с реформами.
4. В последние годы многие вузы преобразовались в академии и университеты, образовались коммерческие вузы на базе государственных институтов. Однако, более уместно говорить просто о переименованиях. Такой вывод подтверждается мнением вузовской общественности. У всех групп опрошенных в целом негативная позиция по отношению к этому новшеству: и студентов, и преподавателей, и руководителей вузов беспокоит прежде всего формальность переименования. Вузовские руководители больше, чем студенты и преподаватели опасаются, как бы эта мера не принесла вреда, так как может возникнуть несоответствие между ожидаемым и реальным образованием. Больше единодушия вузовская общественность проявляет в вопросе о том, кто должен учиться платно. Подавляющая доля опрошенных студентов, преподавателей и руководящих работников вузов считает, что деньги за учебу должны платить прежде всего иностранцы, а также студенты из СНГ.
5. Те кто подтвердил существование в вузах рейтинговой системы, в целом невысоко оценили ее эффективность. Так, всего лишь 13% опрошенных студентов и 16% преподавателей указа¬ли, что данное нововведение способствует систематическим занятиям студентов и повышает их учебную активность, в то время как такая же доля опрошенных (13% студентов и 15% преподавателей) полагает, что рейтинговая система, наоборот, ограничивает познавательную активность студентов вузов, а соответственно, 3% и 2% опрошенных убеждены, что эта система усиливает субъективизм преподавателей в оценке знаний студентов. Кроме того, 6% опрошенных студен¬тов и 3% преподавателей высказали мнение, что рейтинговые системы в их вузах действуют формально, практически ничего не меняя.
6. Снижение материального положения студентов весьма существенно сказалось на качестве лекционной работы. В целом, как показывает анализ содержания лекционных курсов, претензии студентов объективные. Однако администрация не принимает мер, выправлению положения. Согласно данным опроса, лишь в 3,3% случаев администрация факультетов отстраняет "непопулярных" среди студентов преподавателей от чтения лекций. Более 60.0% студентов отметили, что деканаты "никак не реагируют" на претензии студен-тов, или, что еще хуже, "заставляют все равно посещать лекции" преподавателей, профессиональный уровень и педагогическое мастерство которых не удовлетворяют студентов. Это объясняется "круговой порукой" ученых советов вузов, а также невозможностью студентов высказать свои претензии на заседаниях администрации факультетов.
7. Несмотря на положение о том, что студенты должны входить в административные и ученые советы вузов для того, чтобы лучше информировать их о студенческих проблемах, лишь 19,6% опрошенных указали на наличие такой возможности; 73,1% студентов даже не знают своих прав в этой области, а 7,3% знают, но не могут их реализовать. В условиях реформы высшего образования данная ситуация имеет ряд негативных последствий: во-первых, это препятствует реализации академических свобод студентов в сфере студенческого самоуправления; во-вторых, "разрыв" между интересами студентов и педагогов сдерживает темп проводимой реформы образования, т.к. преподаватели не знают реальных проблем студентов и не устраняют их, а студенты считают, что их проблемами администрация вузов и преподаватели не интересуются.
8. Прогноз изменения доли абитуриентов, поступающих в вуз только на базе школьных знаний, свидетельствует о том, что к 2000 году она не превысит 40%. В связи с чем 60% выпускников средних школ будут вынуждены изыскивать дополнительные формы подготовки в вуз. Изложенное дает также основание говорить о почти полном отсутствии связей и преемственности между вузами и средними учебными заведениями. Не случайно 42.2% преподавателей вузов в областных и республиканских цен¬трах, а также 32.8% преподавателей вузов Москвы и Санкт-Петербурга указали на резкое снижение в последние годы уровня подготовленности абитуриентов к конкурсу.
На качестве абитуриентов, сказывается и тот факт, что нынешняя конкурсная система, ее существующие "лазейки" (взятки, корпоративная порука) нацелена в основном на воспроизводство класса интеллигенции. Причем эта тенденция за последние 5 лет является весьма устойчивой и характерна для всех факультетов. Судя по данным исследования, более половины студентов вузов - выходцы из семей интеллигенции. Если ситуация (условия) приема в вузы не изменится, то к 2000 году, согласно прогноза, две трети студентов вузов будут "рекрутироваться" из семей интеллигентов.
9. Среди компонентов гуманизации учебного процесса важную роль играет культурологическое направление (курс лекций по теории и истории культуры). В вузах необходимо вводить авторские курсы и свободный выбор студентами преподавателя.
* * *
Осуществленный нами анализ экспертных оценок позволяет сделать ряд обобщенных выводов. Прежде всего следует отметить, что за последний год кардинальных перемен в возможностях вузов определять содержание образовательных программ и технологий обучения в целом не произошло.
1. Агафонов Н.В. Прогресс и тенденции современной науки. М., Наука, 1991г.
2. Алексеева Л.Ф. Психология активности личности.// Новосибирский гос. Пед. Ун-т. Новосибирск, 1996г.. С. 148.
3. Александрова Т.Д., Збровский Г.Е., Лемперт В. Профессиональное образование и профессионгальная отвественность на рабочих местах в России и Германии. Екатеринбург: из-во Уральского гос. профессионального педаг. Ун-та, 1996г. С.246.
4. Амбарцумов А.А., Стреликов Ф.Ф. Законы экономической жизни. М.,”мысль”,1991г.
5. Актуальные проблемы подготовки специалистов в высшей школе: материалы региональной научно-практической конференции 25-27 октября 1994 г. - Нижневартовск. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пен. н-та, 1994. - 336 с.
6. Багдасарян Н.Г., Кансузян Л.В., Немцов А.А. Инновация в ценностных ориентациях студентов. //Социс. 1995. № 4. С. 125-129.
7. Балашов В.В., Румянцев В.С., Селифанова Е.Н. Студенческое научное творчество и рыночная экономика // Высшее образование в России. - 1995. № 1.-С. 58-62.
8. Балашов В.В., Румянцев В.С., Селифанова Е.Н. Научно-исследовательская работа студентов в вузах на этапе перехода к рыночной экономике: Тезисы докладов Всероссийской науч¬но-методической конференции "Высшая экономическая школа на пороге XXI века: возможности и перспективы". Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. экон. ун-та, 1995: С. 218-222.
9. Богачев Е.Н., Воронин А.А. Разработка многовариантного прогноза новой системы отношений собственности в высшей школе. М., НИИВО, Выпуск 6-7, 1995г.
10. Богомолов В.А., Грыжов Г.К. Совершенствование организационно-экономического механизма управления вузовскими научными исследованиями в современных условиях // Материалы международной конференции "Экономика и управление высшей школой". Красногорск, 1992, с. 1 18-119.
11. Боград В.М., Фарионова С.В. Опыт перевода вузовской науки на полный хозрасчет и самофинансирование // Экономика и организация производства в судостроении. — Николаев, 1989. С. 3-9.
12. Боград В.М. и др. Система внутреннего хозрасчета научных организаций в новых условиях хозяйствования // Проблемы совершенствования хозяйственного механизма в вузе: Сб. науч. трудов / МИИГА . М. 1991. С. 46-53.
13. Васильев Ю.С., Кинелев В.Г., Колосов В.Г. Инновационная политика высшей школы России. Концепция и программа действий. СПб ГТУ, 1995г.
14. Винклер Р.Л., Келле В.Ж. Социология науки. // Социология в России. М.. 1996г. С. 369-400.
15. Владиславлев П.А. Система образования в европейских странах СЭВ: Экономические и социальные проблемы. — М, На¬ука, 1989. С. 54-55.
16. Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. По матер. Всерос. науч. семинара "Социально-гуманитарные науки: кадры, организация, ориентация". - СПб., 1994. - 112 .
17. Волкова В.Н. Общество и высшая школа: Концепция и общие положения программы. Магистр. 1995г. № 6.
18. Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. По матер. Всерос. науч. семинара "Социально-гуманитарные науки: кадры, организация, ориентация". - СПб., 1994. - 112 .
19. Вопросы повышения качества подготовки специалистов: Сб. науч. трудов / НИИВШ. - М„ 1984.
20. Временное положение о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов образователь¬ных учреждений высшего и среднего профессионального образования: утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. М 203.
21. Вуз и рынок: Кн. 1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. — М., 1992.
22. Вуз и рынок: Кн. 2. Международные связи и внешнеэкономическая деятельность вузов России. — М„ 1993.
23. Вуз и рынок: Кн. 3. ч.1. Конверсия. Наука. Образование. — М„ Пресс-сервис, 1993.
24. Высшая школа в новых условиях хозяйствования / НИИВШ. — М„ 1990.
25. Высшая школа в 1994 году: Ежегодный доклад о развитии высшего образования / НИИВО. — М„ 1995,
26. Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт: Информационно-аналитический сборник. Вып. 1 и 2 / НИИВО. М„ 1995.
27. Галагин А. И. и др. Основные тенденции развития высшего образования в развитых зарубежных странах / НИИВШ. — М„ 1988.
28. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - Москва: ГК РФ по высшему образова¬нию, 1995. - 384 с.
29. Горбунова Л.А., Иванова Г.М. НИРС планируется по-новому // Вестник высшей школы. —1981.-М II.—С. 41.
30. Збровский Г.Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия. //Социс, № 2, 1997г. С.3.
31. Збровский Г.Е. Социология образования. Ч.1. Екатеринбург,1993г.
32. Интенсификация творческой деятельности студентов. - Казань,: Изд-во Казанского ун-та, 1990. - 194 с.
33. Интеллектуальная собственность. Договорная практика: Методические материалы. /Под ред. Ю.И.Буча. - СПб.: Изд-во СПбЭГУ, 1994. - 65 с.
34. Ильяхинская Г.В. Развитие инновационной деятельности в высшей школе. Высшая школа России: научные исследования и передо¬вой опыт. Вып. 1-2. 1995. С. 29-38.
35. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М., Наука, 1978г
36. Кинелев В. Система образования нуждается в государственной поддержке // Российские вести, 1994. — 27 апреля.
37. Князев В.В. Статистическая методология прогнозирования потребности в специалистах по системе государственной статистики. /Автореф. дис. к.э.н. - М.: Моек, экон.-стат. ин-т, 1989. 23 с.
38. Ковалев А.Г. и др. Развитие научно-технического творчества молодежи на основе нового хозяйственного механизма. // Актуальные проблемы высшего образования. М„ 1991. С. 42-48.
39. Коган Л.Н. Общее и специальное образование как предмет социологического исследования.// проблемы общего образования трудящихся промышленных предприятий Урала. Свердловск, 1969г.
40. Ковалев А., Минеев В. Системный подход к подготовке специалиста // Вестник выс-шей школы. 1992. М 1. С. 19-24.
41. Кооп А.В. НИРС организуется по-новому // Вестник высшей школы. - 1981. -№ 8. С. 38.
42. Константинова Л.В. Статус молодежи на рынке труда: Теоеретический аспект. Саратов: из-во Поволжского филиала Рос. Учеб. Центра, 1996г.С.38.
43. Крнилов И.К. Инновационная деятельность и инженерное искусство. М.,Мир книги, 1996г. С.196.
44. Красноженова Г.Ф. Методические вопросы разработки кадровой политика в инженерно-техническом вузе Информатика. Социология. Экономика. Ежегодник МГАПИ. - М., 1994.
45. Кругов В.И., Момот А.И„ Кагерманьян В.С. Внедряется комплексный план организации НИРС // Вестник высшей школы. -1981.-М 4.-С. 31.
46. Кругов В.И. Момот А.И. Кагерманьян В.С. Комплексное планирование НИРС // Вестник высшей школы. 1979., М С. 33-35.
47. Лебедев С.А., Миленин С.А. Кризис российской науки и пути вы¬хода из него. //Социс. 1996. №3. - С. 122-129.
48. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента Л.: Из-во ЛГУ, 1974г.
49. Материалы международной конференции "Экономика и управление высшей школой'. — Красногорск, 1992.
50. Момог А.И. и др. Научному творчеству учащейся молодежи эффективное управление // Актуальные проблемы высшего образования. М., 1991.-С. 36-42.
51. Направления совершенствования системы управления научно-исследовательской деятельностью вузов.: Сб. науч. трудов / НИИВШ. - М., 1989
52. Научный прогресс: когнитивные и социокультурные аспекты. РАН, Ин-т философии. - М., 1993. - 196 с.
53. Наука на пороге рынка. — М., Экономика, 1992г.
54. Научное творчество студентов / Сост. И. Мостыка — М„ Мол. гвардия.1995г.
55. Научный потенциал вузов и научных организаций Госкомвуза России (под редакцией Ю.В.Шленсва): Стат.сб./СЭНМЦ, СПб, 1995г
56. Научно-исследовательская и творческая работа студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений: Сб. основных постановлений, приказов и инструкций. / Под ред. В.И. Крутова. - М„ Высш. шк„ 1984.
57. Научно-технический потенциал высшей школы России: Статистический сборник. / Сост. Д.Е. Прозоров, М.В. Суворов и др. - М., 1994.
58. Нечаев В.Я. Социология образования.М.,1992г.
59. Новое качество высшего образования в современной России: содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы. Концептуальный программный подход. //Гос. ком. РФ по высш. образ. Исслед, центр проблем качества подготовки специалистов. - М., 1995. - 199 с.
60. Образование в Российской Федерации. (Сб. статей). //Госкомстат России. - М., 1995. - 278 с.
61. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях перестройки народного образования страны: тезисы докладов. / Горьк. инж.-строит. ин-т. Горький, 1989.
62. Основные тенденции развития высшего образования в развитых зарубежных странах. / НИИВШ, М., 1988.
63. Основы научных исследований / Под ред. В.И. Крытова и В.В. Попова. — М., Высш. шк„ 1989.
64. Положение о Межведомственной комиссии по содействию творческому и научно-техническому развитию детей и молодежи Российской Федерации: утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 января 1995 г. М 32.
65. Планирование высшего образования в странах с рыночной экономикой / НИИВШ, М„ 1990.
66. Плетнева М.А. Лидерство в образовании: по материалам исследований в педагогическом вузе. // Социс, № :.1996г.
67. Программно-целевое управление и хозрасчет в науке. — М., Экономика, 1991.
68. Проблемы теории и практики гуманизации высшего образования. Материалы региональной науч.-практич. конф. - Владивосток,: Изд-во Дальневост. ун-та, 1993. - 160 с.
69. Пути совершенствования форм организации научного и технического творчества студентов / НИИВШ. — М., 1988.
70. Ратнер Ф. Л. Научная деятельность студентов Германии. — Изд. Казан, ун-та, 1992.
71. Рубин Б., Колесников Ю Студент глазами социолога. Ростов на Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 1977г.
72. Рябых С.М., Невзоров В.П. Учим учиться (Опыт разработки и ведения курса 'Основы научных исследований") // Высш. образов. в России. - 1994, М 3. С. 49-52.
73. Савельев А., Момот А. и др. Проектируется и действует: О системе координационно-го управления НИРС. — НТТУМ // Высш. образов, в России. - 1995, № 2, стр. 45-63.
74. Свирцева Н.Л. Становление государственной формы системы образования в России. // Социс, №12, 1996г. С.118-122.
75. Система организации научно-исследовательской работы студентов в вузах страны: Сб. статей / Под ред. в. П. Елютина. М., Высш. шк., 1984.
76. Совершенствование научно-исследовательской работы студен¬тов в процессе целевой интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС): Межвуз. научно-метод. совещание: Тезисы докладов / Перм. политех. ин-т. Пермь, 1988.
77. Сажина Л.Ю. Методологические аспекты подготовки специалистов. Информатика. Социология. Экономика. Ежегодник МГАПИ. М., 1994г. - С. 148-151.
78. Совершенствование организации и методического обеспечения научно-исследовательской работы студентов. // Сборник науч. трудов. - М., 1986. 191 с.
79. Савельев К., Момот А., Кагерманьян В., Леньков Р. Проектируется и действует (о системе координационного управления НИРС- НТТУМ).// Высшее образование в России. 1995г. № 2. С. 45-63.
80. Студент на пороге XXI века. - М.: Изд-во ун-та дружбы народов, 1990. 152 с.
81. Суворинов А.В. Научно-технический потенциал вузов: основные пути его сохранения // Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт: Информационно-аналитический сборник. - Вып. 1 и 2 / НИИВО. - М., 1995.
82. Тавокин Е.П. Вторичная занятость учащейся молодежи: мнение экспертов. // Социс, № :,1996г.
83. Творчество и социальный прогресс. М.,1991г.
84. Тенденции развития высшей и средней специальной школы Сб. науч. трудов / НИ-ИВШ. - М., 1988.
85. Турченко В.Н. Научно-техническая реыволюция и революция в образовании. М.,1973г.
86. Тихонов А., Смирнов Б., Суворинов А. Реформирование вузовского сектора науки при переходе к рыночной экономике // Рос. Экон. журнал. 1992. ^ 1 ОС. 112-121.
87. Тихонов А.Н., Суворинов А.В. Вузовская наука в условиях кон¬версии. // Конверсия. 1993. № 6
88. Хазова Л.В. Мировой опыт и тенденции развития высшего образования: гуманитарный аспект. - Красноярск,: Изд-во Красноярского гос. тех. ун-та, 1994. - 96 с.
89. Формирование новой системы управления образованием (рекомендации совещания-семинара "Основные тенденции и принципы ре¬формирования высшего и среднего профессионального образования в регионах Росой (на опыте Новгородской области), состоявшегося 6-9 февраля 1995 г. в г. Новгороде на базе Новгородского государственного университета. // “Регионология”, 1995г. № 1. С. 100-105
90. Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. - М.: Мысль, 1986г.
91. Филипов Ф.Р. Социология образования. М. Наука, 1980г.
92. Шленов Ю.В. Грантовая модель финансирования научных исследовании в высшей школе. СПб УЭФ, 1994г.
93. Управление научно-исследовательской деятельностью студен¬тов в условиях интеграции образования, науки и производства / НИИВШ. - М. 1989.
94. Чижов Н. Стереотипы кадровой политики закрывают путь таланту. / Финансовые известия, 1995. 20 июля.
95. Шульц X. Ю. Научно-исследовательские работы вузов — важный фактор повышения качества подготовки специалистов / Современная высш. шк. 1980. № 4., С. 85-96.
96. Философия и социология образования на пороге ХХ1 века. // Тезисы докладов меж-региональной научно-практической конференции. 26-27 апреля 1996г. Екатеринобург,1996г. С.102.
97. Экономика высшей школы в условиях становления рыночных отношений. Сб. науч. трудов /НИИВО, М.,1993г.