Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВУЗЕ

Работа №27656

Тип работы

Диссертация

Предмет

социология

Объем работы54
Год сдачи1997
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
475
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Раздел 1.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОЙ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И УЧАСТИЕ
В НЕЙ СТУДЕНТОВ
Раздел П.
РЕФОРМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ГЛАЗАМИ
СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Раздел Ш
ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Заключение
Библиография


За годы перестройки системы высшего образования, проблемы студенчества ушла как бы на второй и третий план. Основное внимание было сосредоточено на финансово-экономических задачах, как сейчас говорят, занимались выживанием. За годы кризисного состояния образования, вузы многому научились и, в частности, умению зарабатывания денег. Сегодня можно констатировать, что в принципе вузы сохранили свой преподавательский и научный потенциал. Но самое главное, что пришло понимание, что выживание вузов и всей системе образования самым непосредственным образом связано с качеством подготовки будущих специалистов. В рыночных условиях труд преподавателя становится товаром, который реализуется посредством выпускников и их реализации на общем рынке труда.
При всем многообразии форм и методов качественной профессиональной подготовки будущих специалистов, одно из важнейших мест занимает привлечение студентов к общественному управлению вуза, воспитания его активной нравственной позиции и политического сознания. Важное место занимает его осознание свой роли правильная оценка существующей ситуации и понимание развивающихся тенденций. Студент является одним из субъектов системы взаимодействия вузов, социально-экономических отношений. Это означает, что он должен быть активно вовлечен во все процессы, происходящие в высшем учебном заведении. Особое место занимает участие студентов в научной деятельности кафедр, научных подразделений и институтов вузов или в каких-то иных формах научного творчества. Ни о каком воспроизводстве научного и производственного потенциала страны и подготовки профессиональных кадров для различных производственных и научных структур не может идти речь, если студенты не будут вовлечены в общественную, научную, политическую, управленческую и пр. деятельность высшего учебного заведения, не будут равноправными субъектами системы социально-экономического отношений в вузе.
Это одна сторона проблемы. Другая связано с исследованием общественного мнения и сознанием студентов как особой социальной группы. До сих пор вузовские проблемы исследовали, по преимуществу, с позиции администрации и преподавательского состава. Студенты как бы оставались в тени, к нему относились как пассивному субъекту, не участвующего и даже не желающего участвовать в общем процессе перестройки вузовской системы.
Актуальность постановки такой проблемы стала активно проявляется в последнее время, когда осознали насколько оказалось запущенным данный участок преподавательской и воспитательной работы. При общем снижении преподавательского уровня, педагогическая, как впрочем и научно-исследовательская работа студентов фактически прекратили свое существование. Самым непосредственным образом это отразилось на качестве профессиональной подготовки студентов. Соответственно рынок труда стал испытывать существенный дефицит подготовленных кадров. Поэтому возвращение к проблемам студенчества продиктовано жестким требованием времени и рынка.
В какой-то мере необходимо вернуться к прошлой воспитательной практике и воспринять студента как равноправного субъекта взаимодействия, выполняющего строго определенную роль в системе социально-экономических отношений. Необходимо активно привлекать студентов к управлению общественными процессами. Надо только сделать существенную поправку на изменившиеся социально-экономические и политические условия. При этом активно прибегать к формализованному исследованию общественного мнения студенчества и использовать эти знания для совершенствования воспитательной и профессиональной работы.
Научная разработанность. Нельзя сказать, что проблемы студенчества не были в поле внимания ученых. Особенно много этим вопросами в недавнее время занимались социологи. Благодаря этим работам определилось и оформилось новое научное направление - социология студенчества, в рамках общей научной проблемы - социология молодежи. Достаточно назвать работы таких отечественных социологов, активно работающих в этой области как Филиполва Ф.Р., Зюзина Д.И., Лисовского В.Т., Дмитриева А.В., Рубин Б.В., Колесникова Ю.Н.
Намного меньше стали исследовать студента как особую социальную группу в настоя-щее время. Впрочем, еще меньше работ по исследованию оценок социальной действительности самими студентами. И тем не менее, за последние годы были выпущены ряд статей и специальных изданий, проведено немало соответствующих исследований, которые могут свидетельствовать о сохранении определенного интереса со стороны социологов к этой проблеме. В частности это касается исследований, проведенных Балашовым В.В., Румянцевым В.С., Селифановым Е.Н., Ковалева А.Г., Минеев В.А., Момот А.И., Тихонов А.Н., Суворинов А.В. и др. Особое внимание привлекают материалы социологических исследований, проведенные в течении последних лет научными сотрудниками Социоцентра Госкомвуза РФ: Арефьевым А.Л., Сериковым В.В., Харчевой В.Г., Шериги Ф.Э. и др.
Результаты социологических исследований, их вторичный анализ, разработанные концепции, представленные в монографиях и статьях, были положены в основу настоящей работы. Критический анализ современных источников, состояния разработанности проблемы и пути подходов современных ученых позволил сделать ряд обобщающих выводов и наметить дальнейшие пути исследования.
Цель работы. Заключается в исследовании условий и факторов формирования студенчества как особой социальной группы системы высшего образования.
В рамках указанной цели были разработаны следующие задачи:
 определить характер и свойства студенчества как особой социальной группы в структуре вуза;
 провести социологическое исследование мнения студентов о современном состоянии высшей школы и основных позитивных и негативных тенденций ее развития;
 исследовать формы и методы привлечения студентов к активному управлению общественными процессами и участия в научно-исследовательской деятельности;
 определить формы гуманизации высшего образования и участие студенчества в дан-ном процессе.
Объектом исследования выступает студенчество высших учебных заведений как особая социальная группа.
Предметом исследования является социально-экономические отношения студенчества с субъектами системы высшего профессионального образования.
Теоретической базой диссертационного исследования явились специальные концептуальные разработки отечественных социологов в области исследования социальной активности студентов. Данная концепция придерживается той точки зрения, что студенчество как особая социально-профессиональная группа обладает всеми необходимыми качествами субъекта. Из этого следует, что данная социальная группа подчиняется всем законам социального взаимодействия, что, в свою очередь, обуславливает необходимость внимательно исследовать ее ценностные ориентации и потребности и их учет при построении программы возрождения высшего образования в России.
Эмпирической базой диссертационной работы явились материалы социологических исследований, проведенных в ряде вузов системы общего и профессионального образования. Кроме того, автор использовал в своей диссертации материалы вторичного анализа ряда социологических исследований, проведенных за последние годы. Так же автор опирался на материалы неформального наблюдения и личный опыт работы со студенчеством. В работе были использованы данные статистических исследований и официальных документов Минобразования РФ.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- определение характера и свойства протекающих изменений в высшей школе и студенчестве как особой социальной группы в структуре вуза в новых социально-экономических условиях;
- проведено социологическое исследование мнения студентов и преподавателей о современном состоянии высшей школы и определены основные позитивные и негативные тенденций ее развития;
- исследованы и разработаны основные формы и методы привлечения студентов к активному управлению общественными процессами и участия в научно-исследовательской деятельности;
- определены принципы гуманизации высшего профессионального образования и участие студенчества в данном процессе.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что выработанные автором рекомендации по определению форм и методов активного вовлечения студентов в процесс перестройки высшего образования могут быть использованы в разработке специальных документов по оптимальному управлению данным процессом. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут быть использованы в разработке методик при проведении социологических исследований по данной или схожей тематике. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке спецкурсов для студентов социологических факультетов и отделений.
Апробация диссертации. Работа обсуждалась на кафедре социологии политологии и права МГАПИ, на научно-практических конференциях и семинарах. Основные положения нашли отражения в ряде научных публикаций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном заключении автором даны краткие выводы по результатам диссертационного исследования.
1. Прежде всего необходимо сказать о том, что представители науки и системы образования за время экономических реформ стали экономическими аутсайдерами: ныне уровень оплаты их труда самый низкий по сравнению с оплатой в других отраслях занятости. Все это привело к крайне низкому престижу образования, к устойчивому равнодушию людей к проблемам высшей школы, к представлению о том, что успех в жизни достигается не благодаря образованию, а вопреки.
2. На фоне социального невнимания к нуждам высшей школы, обострения проблем выживания (в том числе и физического) огромных масс на¬селения, система образования довольно быстро меняется. Высшая школа стремительно сокращает масштабы и объем своей деятельности. Вуз становится все менее притягателен для преподавателей как область приложения педагогических, гуманитарных усилий. Сочетание и исполнение этих ролей - конфликтно. Этот конфликт отмечают и студенты: за последние годы понизился уровень интереса преподавателей в работе со студентами. Ныне преподаватели вуза не считают себя сопричастными вузовским ре¬формам.
3. Важный аспект реформирования высшей школы - введение в вузах РФ многоуровневой системы образования. В ее оценке наблюдается существенный разброс мнений, особенно у студентов и преподавателей, с одной стороны, и руководящих работников вузов, с другой. В целом вузовские руководители оценивают ее гораздо выше студентов и преподавателей, в связи с тем, что такая система "будет способствовать сближению российского образования с международными образовательными стандартами" (39%). Вместе с тем руководящие работники вузов высказали наибольшую, в сравнении со студентами и преподавателями, обеспокоенность в оценке негативных последствий введения многоуровневой системы. Сравнивая оценки студентов, преподавателей и руководящих работников вузов можно видеть достаточно существенные различия. В частности, обращает на себя внимание отличие мнений руководителей в оценке положительных перемен, связанных с реформами.
4. В последние годы многие вузы преобразовались в академии и университеты, образовались коммерческие вузы на базе государственных институтов. Однако, более уместно говорить просто о переименованиях. Такой вывод подтверждается мнением вузовской общественности. У всех групп опрошенных в целом негативная позиция по отношению к этому новшеству: и студентов, и преподавателей, и руководителей вузов беспокоит прежде всего формальность переименования. Вузовские руководители больше, чем студенты и преподаватели опасаются, как бы эта мера не принесла вреда, так как может возникнуть несоответствие между ожидаемым и реальным образованием. Больше единодушия вузовская общественность проявляет в вопросе о том, кто должен учиться платно. Подавляющая доля опрошенных студентов, преподавателей и руководящих работников вузов считает, что деньги за учебу должны платить прежде всего иностранцы, а также студенты из СНГ.
5. Те кто подтвердил существование в вузах рейтинговой системы, в целом невысоко оценили ее эффективность. Так, всего лишь 13% опрошенных студентов и 16% преподавателей указа¬ли, что данное нововведение способствует систематическим занятиям студентов и повышает их учебную активность, в то время как такая же доля опрошенных (13% студентов и 15% преподавателей) полагает, что рейтинговая система, наоборот, ограничивает познавательную активность студентов вузов, а соответственно, 3% и 2% опрошенных убеждены, что эта система усиливает субъективизм преподавателей в оценке знаний студентов. Кроме того, 6% опрошенных студен¬тов и 3% преподавателей высказали мнение, что рейтинговые системы в их вузах действуют формально, практически ничего не меняя.
6. Снижение материального положения студентов весьма существенно сказалось на качестве лекционной работы. В целом, как показывает анализ содержания лекционных курсов, претензии студентов объективные. Однако администрация не принимает мер, выправлению положения. Согласно данным опроса, лишь в 3,3% случаев администрация факультетов отстраняет "непопулярных" среди студентов преподавателей от чтения лекций. Более 60.0% студентов отметили, что деканаты "никак не реагируют" на претензии студен-тов, или, что еще хуже, "заставляют все равно посещать лекции" преподавателей, профессиональный уровень и педагогическое мастерство которых не удовлетворяют студентов. Это объясняется "круговой порукой" ученых советов вузов, а также невозможностью студентов высказать свои претензии на заседаниях администрации факультетов.
7. Несмотря на положение о том, что студенты должны входить в административные и ученые советы вузов для того, чтобы лучше информировать их о студенческих проблемах, лишь 19,6% опрошенных указали на наличие такой возможности; 73,1% студентов даже не знают своих прав в этой области, а 7,3% знают, но не могут их реализовать. В условиях реформы высшего образования данная ситуация имеет ряд негативных последствий: во-первых, это препятствует реализации академических свобод студентов в сфере студенческого самоуправления; во-вторых, "разрыв" между интересами студентов и педагогов сдерживает темп проводимой реформы образования, т.к. преподаватели не знают реальных проблем студентов и не устраняют их, а студенты считают, что их проблемами администрация вузов и преподаватели не интересуются.
8. Прогноз изменения доли абитуриентов, поступающих в вуз только на базе школьных знаний, свидетельствует о том, что к 2000 году она не превысит 40%. В связи с чем 60% выпускников средних школ будут вынуждены изыскивать дополнительные формы подготовки в вуз. Изложенное дает также основание говорить о почти полном отсутствии связей и преемственности между вузами и средними учебными заведениями. Не случайно 42.2% преподавателей вузов в областных и республиканских цен¬трах, а также 32.8% преподавателей вузов Москвы и Санкт-Петербурга указали на резкое снижение в последние годы уровня подготовленности абитуриентов к конкурсу.
На качестве абитуриентов, сказывается и тот факт, что нынешняя конкурсная система, ее существующие "лазейки" (взятки, корпоративная порука) нацелена в основном на воспроизводство класса интеллигенции. Причем эта тенденция за последние 5 лет является весьма устойчивой и характерна для всех факультетов. Судя по данным исследования, более половины студентов вузов - выходцы из семей интеллигенции. Если ситуация (условия) приема в вузы не изменится, то к 2000 году, согласно прогноза, две трети студентов вузов будут "рекрутироваться" из семей интеллигентов.
9. Среди компонентов гуманизации учебного процесса важную роль играет культурологическое направление (курс лекций по теории и истории культуры). В вузах необходимо вводить авторские курсы и свободный выбор студентами преподавателя.
* * *
Осуществленный нами анализ экспертных оценок позволяет сделать ряд обобщенных выводов. Прежде всего следует отметить, что за последний год кардинальных перемен в возможностях вузов определять содержание образовательных программ и технологий обучения в целом не произошло.



1. Агафонов Н.В. Прогресс и тенденции современной науки. М., Наука, 1991г.
2. Алексеева Л.Ф. Психология активности личности.// Новосибирский гос. Пед. Ун-т. Новосибирск, 1996г.. С. 148.
3. Александрова Т.Д., Збровский Г.Е., Лемперт В. Профессиональное образование и профессионгальная отвественность на рабочих местах в России и Германии. Екатеринбург: из-во Уральского гос. профессионального педаг. Ун-та, 1996г. С.246.
4. Амбарцумов А.А., Стреликов Ф.Ф. Законы экономической жизни. М.,”мысль”,1991г.
5. Актуальные проблемы подготовки специалистов в высшей школе: материалы региональной научно-практической конференции 25-27 октября 1994 г. - Нижневартовск. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пен. н-та, 1994. - 336 с.
6. Багдасарян Н.Г., Кансузян Л.В., Немцов А.А. Инновация в ценностных ориентациях студентов. //Социс. 1995. № 4. С. 125-129.
7. Балашов В.В., Румянцев В.С., Селифанова Е.Н. Студенческое научное творчество и рыночная экономика // Высшее образование в России. - 1995. № 1.-С. 58-62.
8. Балашов В.В., Румянцев В.С., Селифанова Е.Н. Научно-исследовательская работа студентов в вузах на этапе перехода к рыночной экономике: Тезисы докладов Всероссийской науч¬но-методической конференции "Высшая экономическая школа на пороге XXI века: возможности и перспективы". Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. экон. ун-та, 1995: С. 218-222.
9. Богачев Е.Н., Воронин А.А. Разработка многовариантного прогноза новой системы отношений собственности в высшей школе. М., НИИВО, Выпуск 6-7, 1995г.
10. Богомолов В.А., Грыжов Г.К. Совершенствование организационно-экономического механизма управления вузовскими научными исследованиями в современных условиях // Материалы международной конференции "Экономика и управление высшей школой". Красногорск, 1992, с. 1 18-119.
11. Боград В.М., Фарионова С.В. Опыт перевода вузовской науки на полный хозрасчет и самофинансирование // Экономика и организация производства в судостроении. — Николаев, 1989. С. 3-9.
12. Боград В.М. и др. Система внутреннего хозрасчета научных организаций в новых условиях хозяйствования // Проблемы совершенствования хозяйственного механизма в вузе: Сб. науч. трудов / МИИГА . М. 1991. С. 46-53.
13. Васильев Ю.С., Кинелев В.Г., Колосов В.Г. Инновационная политика высшей школы России. Концепция и программа действий. СПб ГТУ, 1995г.
14. Винклер Р.Л., Келле В.Ж. Социология науки. // Социология в России. М.. 1996г. С. 369-400.
15. Владиславлев П.А. Система образования в европейских странах СЭВ: Экономические и социальные проблемы. — М, На¬ука, 1989. С. 54-55.
16. Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. По матер. Всерос. науч. семинара "Социально-гуманитарные науки: кадры, организация, ориентация". - СПб., 1994. - 112 .
17. Волкова В.Н. Общество и высшая школа: Концепция и общие положения программы. Магистр. 1995г. № 6.
18. Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. По матер. Всерос. науч. семинара "Социально-гуманитарные науки: кадры, организация, ориентация". - СПб., 1994. - 112 .
19. Вопросы повышения качества подготовки специалистов: Сб. науч. трудов / НИИВШ. - М„ 1984.
20. Временное положение о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов образователь¬ных учреждений высшего и среднего профессионального образования: утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. М 203.
21. Вуз и рынок: Кн. 1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. — М., 1992.
22. Вуз и рынок: Кн. 2. Международные связи и внешнеэкономическая деятельность вузов России. — М„ 1993.
23. Вуз и рынок: Кн. 3. ч.1. Конверсия. Наука. Образование. — М„ Пресс-сервис, 1993.
24. Высшая школа в новых условиях хозяйствования / НИИВШ. — М„ 1990.
25. Высшая школа в 1994 году: Ежегодный доклад о развитии высшего образования / НИИВО. — М„ 1995,
26. Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт: Информационно-аналитический сборник. Вып. 1 и 2 / НИИВО. М„ 1995.
27. Галагин А. И. и др. Основные тенденции развития высшего образования в развитых зарубежных странах / НИИВШ. — М„ 1988.
28. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - Москва: ГК РФ по высшему образова¬нию, 1995. - 384 с.
29. Горбунова Л.А., Иванова Г.М. НИРС планируется по-новому // Вестник высшей школы. —1981.-М II.—С. 41.
30. Збровский Г.Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия. //Социс, № 2, 1997г. С.3.
31. Збровский Г.Е. Социология образования. Ч.1. Екатеринбург,1993г.
32. Интенсификация творческой деятельности студентов. - Казань,: Изд-во Казанского ун-та, 1990. - 194 с.
33. Интеллектуальная собственность. Договорная практика: Методические материалы. /Под ред. Ю.И.Буча. - СПб.: Изд-во СПбЭГУ, 1994. - 65 с.
34. Ильяхинская Г.В. Развитие инновационной деятельности в высшей школе. Высшая школа России: научные исследования и передо¬вой опыт. Вып. 1-2. 1995. С. 29-38.
35. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М., Наука, 1978г
36. Кинелев В. Система образования нуждается в государственной поддержке // Российские вести, 1994. — 27 апреля.
37. Князев В.В. Статистическая методология прогнозирования потребности в специалистах по системе государственной статистики. /Автореф. дис. к.э.н. - М.: Моек, экон.-стат. ин-т, 1989. 23 с.
38. Ковалев А.Г. и др. Развитие научно-технического творчества молодежи на основе нового хозяйственного механизма. // Актуальные проблемы высшего образования. М„ 1991. С. 42-48.
39. Коган Л.Н. Общее и специальное образование как предмет социологического исследования.// проблемы общего образования трудящихся промышленных предприятий Урала. Свердловск, 1969г.
40. Ковалев А., Минеев В. Системный подход к подготовке специалиста // Вестник выс-шей школы. 1992. М 1. С. 19-24.
41. Кооп А.В. НИРС организуется по-новому // Вестник высшей школы. - 1981. -№ 8. С. 38.
42. Константинова Л.В. Статус молодежи на рынке труда: Теоеретический аспект. Саратов: из-во Поволжского филиала Рос. Учеб. Центра, 1996г.С.38.
43. Крнилов И.К. Инновационная деятельность и инженерное искусство. М.,Мир книги, 1996г. С.196.
44. Красноженова Г.Ф. Методические вопросы разработки кадровой политика в инженерно-техническом вузе Информатика. Социология. Экономика. Ежегодник МГАПИ. - М., 1994.
45. Кругов В.И., Момот А.И„ Кагерманьян В.С. Внедряется комплексный план организации НИРС // Вестник высшей школы. -1981.-М 4.-С. 31.
46. Кругов В.И. Момот А.И. Кагерманьян В.С. Комплексное планирование НИРС // Вестник высшей школы. 1979., М С. 33-35.
47. Лебедев С.А., Миленин С.А. Кризис российской науки и пути вы¬хода из него. //Социс. 1996. №3. - С. 122-129.
48. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента Л.: Из-во ЛГУ, 1974г.
49. Материалы международной конференции "Экономика и управление высшей школой'. — Красногорск, 1992.
50. Момог А.И. и др. Научному творчеству учащейся молодежи эффективное управление // Актуальные проблемы высшего образования. М., 1991.-С. 36-42.
51. Направления совершенствования системы управления научно-исследовательской деятельностью вузов.: Сб. науч. трудов / НИИВШ. - М., 1989
52. Научный прогресс: когнитивные и социокультурные аспекты. РАН, Ин-т философии. - М., 1993. - 196 с.
53. Наука на пороге рынка. — М., Экономика, 1992г.
54. Научное творчество студентов / Сост. И. Мостыка — М„ Мол. гвардия.1995г.
55. Научный потенциал вузов и научных организаций Госкомвуза России (под редакцией Ю.В.Шленсва): Стат.сб./СЭНМЦ, СПб, 1995г
56. Научно-исследовательская и творческая работа студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений: Сб. основных постановлений, приказов и инструкций. / Под ред. В.И. Крутова. - М„ Высш. шк„ 1984.
57. Научно-технический потенциал высшей школы России: Статистический сборник. / Сост. Д.Е. Прозоров, М.В. Суворов и др. - М., 1994.
58. Нечаев В.Я. Социология образования.М.,1992г.
59. Новое качество высшего образования в современной России: содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы. Концептуальный программный подход. //Гос. ком. РФ по высш. образ. Исслед, центр проблем качества подготовки специалистов. - М., 1995. - 199 с.
60. Образование в Российской Федерации. (Сб. статей). //Госкомстат России. - М., 1995. - 278 с.
61. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях перестройки народного образования страны: тезисы докладов. / Горьк. инж.-строит. ин-т. Горький, 1989.
62. Основные тенденции развития высшего образования в развитых зарубежных странах. / НИИВШ, М., 1988.
63. Основы научных исследований / Под ред. В.И. Крытова и В.В. Попова. — М., Высш. шк„ 1989.
64. Положение о Межведомственной комиссии по содействию творческому и научно-техническому развитию детей и молодежи Российской Федерации: утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 января 1995 г. М 32.
65. Планирование высшего образования в странах с рыночной экономикой / НИИВШ, М„ 1990.
66. Плетнева М.А. Лидерство в образовании: по материалам исследований в педагогическом вузе. // Социс, № :.1996г.
67. Программно-целевое управление и хозрасчет в науке. — М., Экономика, 1991.
68. Проблемы теории и практики гуманизации высшего образования. Материалы региональной науч.-практич. конф. - Владивосток,: Изд-во Дальневост. ун-та, 1993. - 160 с.
69. Пути совершенствования форм организации научного и технического творчества студентов / НИИВШ. — М., 1988.
70. Ратнер Ф. Л. Научная деятельность студентов Германии. — Изд. Казан, ун-та, 1992.
71. Рубин Б., Колесников Ю Студент глазами социолога. Ростов на Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 1977г.
72. Рябых С.М., Невзоров В.П. Учим учиться (Опыт разработки и ведения курса 'Основы научных исследований") // Высш. образов. в России. - 1994, М 3. С. 49-52.
73. Савельев А., Момот А. и др. Проектируется и действует: О системе координационно-го управления НИРС. — НТТУМ // Высш. образов, в России. - 1995, № 2, стр. 45-63.
74. Свирцева Н.Л. Становление государственной формы системы образования в России. // Социс, №12, 1996г. С.118-122.
75. Система организации научно-исследовательской работы студентов в вузах страны: Сб. статей / Под ред. в. П. Елютина. М., Высш. шк., 1984.
76. Совершенствование научно-исследовательской работы студен¬тов в процессе целевой интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС): Межвуз. научно-метод. совещание: Тезисы докладов / Перм. политех. ин-т. Пермь, 1988.
77. Сажина Л.Ю. Методологические аспекты подготовки специалистов. Информатика. Социология. Экономика. Ежегодник МГАПИ. М., 1994г. - С. 148-151.
78. Совершенствование организации и методического обеспечения научно-исследовательской работы студентов. // Сборник науч. трудов. - М., 1986. 191 с.
79. Савельев К., Момот А., Кагерманьян В., Леньков Р. Проектируется и действует (о системе координационного управления НИРС- НТТУМ).// Высшее образование в России. 1995г. № 2. С. 45-63.
80. Студент на пороге XXI века. - М.: Изд-во ун-та дружбы народов, 1990. 152 с.
81. Суворинов А.В. Научно-технический потенциал вузов: основные пути его сохранения // Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт: Информационно-аналитический сборник. - Вып. 1 и 2 / НИИВО. - М., 1995.
82. Тавокин Е.П. Вторичная занятость учащейся молодежи: мнение экспертов. // Социс, № :,1996г.
83. Творчество и социальный прогресс. М.,1991г.
84. Тенденции развития высшей и средней специальной школы Сб. науч. трудов / НИ-ИВШ. - М., 1988.
85. Турченко В.Н. Научно-техническая реыволюция и революция в образовании. М.,1973г.
86. Тихонов А., Смирнов Б., Суворинов А. Реформирование вузовского сектора науки при переходе к рыночной экономике // Рос. Экон. журнал. 1992. ^ 1 ОС. 112-121.
87. Тихонов А.Н., Суворинов А.В. Вузовская наука в условиях кон¬версии. // Конверсия. 1993. № 6
88. Хазова Л.В. Мировой опыт и тенденции развития высшего образования: гуманитарный аспект. - Красноярск,: Изд-во Красноярского гос. тех. ун-та, 1994. - 96 с.
89. Формирование новой системы управления образованием (рекомендации совещания-семинара "Основные тенденции и принципы ре¬формирования высшего и среднего профессионального образования в регионах Росой (на опыте Новгородской области), состоявшегося 6-9 февраля 1995 г. в г. Новгороде на базе Новгородского государственного университета. // “Регионология”, 1995г. № 1. С. 100-105
90. Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. - М.: Мысль, 1986г.
91. Филипов Ф.Р. Социология образования. М. Наука, 1980г.
92. Шленов Ю.В. Грантовая модель финансирования научных исследовании в высшей школе. СПб УЭФ, 1994г.
93. Управление научно-исследовательской деятельностью студен¬тов в условиях интеграции образования, науки и производства / НИИВШ. - М. 1989.
94. Чижов Н. Стереотипы кадровой политики закрывают путь таланту. / Финансовые известия, 1995. 20 июля.
95. Шульц X. Ю. Научно-исследовательские работы вузов — важный фактор повышения качества подготовки специалистов / Современная высш. шк. 1980. № 4., С. 85-96.
96. Философия и социология образования на пороге ХХ1 века. // Тезисы докладов меж-региональной научно-практической конференции. 26-27 апреля 1996г. Екатеринобург,1996г. С.102.
97. Экономика высшей школы в условиях становления рыночных отношений. Сб. науч. трудов /НИИВО, М.,1993г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ