ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВУЗЕ
|
Введение
Раздел 1.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОЙ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И УЧАСТИЕ
В НЕЙ СТУДЕНТОВ
Раздел П.
РЕФОРМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ГЛАЗАМИ
СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Раздел Ш
ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Заключение
Библиография
Раздел 1.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОЙ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И УЧАСТИЕ
В НЕЙ СТУДЕНТОВ
Раздел П.
РЕФОРМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ГЛАЗАМИ
СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Раздел Ш
ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Заключение
Библиография
За годы перестройки системы высшего образования, проблемы студенчества ушла как бы на второй и третий план. Основное внимание было сосредоточено на финансово-экономических задачах, как сейчас говорят, занимались выживанием. За годы кризисного состояния образования, вузы многому научились и, в частности, умению зарабатывания денег. Сегодня можно констатировать, что в принципе вузы сохранили свой преподавательский и научный потенциал. Но самое главное, что пришло понимание, что выживание вузов и всей системе образования самым непосредственным образом связано с качеством подготовки будущих специалистов. В рыночных условиях труд преподавателя становится товаром, который реализуется посредством выпускников и их реализации на общем рынке труда.
При всем многообразии форм и методов качественной профессиональной подготовки будущих специалистов, одно из важнейших мест занимает привлечение студентов к общественному управлению вуза, воспитания его активной нравственной позиции и политического сознания. Важное место занимает его осознание свой роли правильная оценка существующей ситуации и понимание развивающихся тенденций. Студент является одним из субъектов системы взаимодействия вузов, социально-экономических отношений. Это означает, что он должен быть активно вовлечен во все процессы, происходящие в высшем учебном заведении. Особое место занимает участие студентов в научной деятельности кафедр, научных подразделений и институтов вузов или в каких-то иных формах научного творчества. Ни о каком воспроизводстве научного и производственного потенциала страны и подготовки профессиональных кадров для различных производственных и научных структур не может идти речь, если студенты не будут вовлечены в общественную, научную, политическую, управленческую и пр. деятельность высшего учебного заведения, не будут равноправными субъектами системы социально-экономического отношений в вузе.
Это одна сторона проблемы. Другая связано с исследованием общественного мнения и сознанием студентов как особой социальной группы. До сих пор вузовские проблемы исследовали, по преимуществу, с позиции администрации и преподавательского состава. Студенты как бы оставались в тени, к нему относились как пассивному субъекту, не участвующего и даже не желающего участвовать в общем процессе перестройки вузовской системы.
Актуальность постановки такой проблемы стала активно проявляется в последнее время, когда осознали насколько оказалось запущенным данный участок преподавательской и воспитательной работы. При общем снижении преподавательского уровня, педагогическая, как впрочем и научно-исследовательская работа студентов фактически прекратили свое существование. Самым непосредственным образом это отразилось на качестве профессиональной подготовки студентов. Соответственно рынок труда стал испытывать существенный дефицит подготовленных кадров. Поэтому возвращение к проблемам студенчества продиктовано жестким требованием времени и рынка.
В какой-то мере необходимо вернуться к прошлой воспитательной практике и воспринять студента как равноправного субъекта взаимодействия, выполняющего строго определенную роль в системе социально-экономических отношений. Необходимо активно привлекать студентов к управлению общественными процессами. Надо только сделать существенную поправку на изменившиеся социально-экономические и политические условия. При этом активно прибегать к формализованному исследованию общественного мнения студенчества и использовать эти знания для совершенствования воспитательной и профессиональной работы.
Научная разработанность. Нельзя сказать, что проблемы студенчества не были в поле внимания ученых. Особенно много этим вопросами в недавнее время занимались социологи. Благодаря этим работам определилось и оформилось новое научное направление - социология студенчества, в рамках общей научной проблемы - социология молодежи. Достаточно назвать работы таких отечественных социологов, активно работающих в этой области как Филиполва Ф.Р., Зюзина Д.И., Лисовского В.Т., Дмитриева А.В., Рубин Б.В., Колесникова Ю.Н.
Намного меньше стали исследовать студента как особую социальную группу в настоя-щее время. Впрочем, еще меньше работ по исследованию оценок социальной действительности самими студентами. И тем не менее, за последние годы были выпущены ряд статей и специальных изданий, проведено немало соответствующих исследований, которые могут свидетельствовать о сохранении определенного интереса со стороны социологов к этой проблеме. В частности это касается исследований, проведенных Балашовым В.В., Румянцевым В.С., Селифановым Е.Н., Ковалева А.Г., Минеев В.А., Момот А.И., Тихонов А.Н., Суворинов А.В. и др. Особое внимание привлекают материалы социологических исследований, проведенные в течении последних лет научными сотрудниками Социоцентра Госкомвуза РФ: Арефьевым А.Л., Сериковым В.В., Харчевой В.Г., Шериги Ф.Э. и др.
Результаты социологических исследований, их вторичный анализ, разработанные концепции, представленные в монографиях и статьях, были положены в основу настоящей работы. Критический анализ современных источников, состояния разработанности проблемы и пути подходов современных ученых позволил сделать ряд обобщающих выводов и наметить дальнейшие пути исследования.
Цель работы. Заключается в исследовании условий и факторов формирования студенчества как особой социальной группы системы высшего образования.
В рамках указанной цели были разработаны следующие задачи:
определить характер и свойства студенчества как особой социальной группы в структуре вуза;
провести социологическое исследование мнения студентов о современном состоянии высшей школы и основных позитивных и негативных тенденций ее развития;
исследовать формы и методы привлечения студентов к активному управлению общественными процессами и участия в научно-исследовательской деятельности;
определить формы гуманизации высшего образования и участие студенчества в дан-ном процессе.
Объектом исследования выступает студенчество высших учебных заведений как особая социальная группа.
Предметом исследования является социально-экономические отношения студенчества с субъектами системы высшего профессионального образования.
Теоретической базой диссертационного исследования явились специальные концептуальные разработки отечественных социологов в области исследования социальной активности студентов. Данная концепция придерживается той точки зрения, что студенчество как особая социально-профессиональная группа обладает всеми необходимыми качествами субъекта. Из этого следует, что данная социальная группа подчиняется всем законам социального взаимодействия, что, в свою очередь, обуславливает необходимость внимательно исследовать ее ценностные ориентации и потребности и их учет при построении программы возрождения высшего образования в России.
Эмпирической базой диссертационной работы явились материалы социологических исследований, проведенных в ряде вузов системы общего и профессионального образования. Кроме того, автор использовал в своей диссертации материалы вторичного анализа ряда социологических исследований, проведенных за последние годы. Так же автор опирался на материалы неформального наблюдения и личный опыт работы со студенчеством. В работе были использованы данные статистических исследований и официальных документов Минобразования РФ.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- определение характера и свойства протекающих изменений в высшей школе и студенчестве как особой социальной группы в структуре вуза в новых социально-экономических условиях;
- проведено социологическое исследование мнения студентов и преподавателей о современном состоянии высшей школы и определены основные позитивные и негативные тенденций ее развития;
- исследованы и разработаны основные формы и методы привлечения студентов к активному управлению общественными процессами и участия в научно-исследовательской деятельности;
- определены принципы гуманизации высшего профессионального образования и участие студенчества в данном процессе.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что выработанные автором рекомендации по определению форм и методов активного вовлечения студентов в процесс перестройки высшего образования могут быть использованы в разработке специальных документов по оптимальному управлению данным процессом. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут быть использованы в разработке методик при проведении социологических исследований по данной или схожей тематике. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке спецкурсов для студентов социологических факультетов и отделений.
Апробация диссертации. Работа обсуждалась на кафедре социологии политологии и права МГАПИ, на научно-практических конференциях и семинарах. Основные положения нашли отражения в ряде научных публикаций.
При всем многообразии форм и методов качественной профессиональной подготовки будущих специалистов, одно из важнейших мест занимает привлечение студентов к общественному управлению вуза, воспитания его активной нравственной позиции и политического сознания. Важное место занимает его осознание свой роли правильная оценка существующей ситуации и понимание развивающихся тенденций. Студент является одним из субъектов системы взаимодействия вузов, социально-экономических отношений. Это означает, что он должен быть активно вовлечен во все процессы, происходящие в высшем учебном заведении. Особое место занимает участие студентов в научной деятельности кафедр, научных подразделений и институтов вузов или в каких-то иных формах научного творчества. Ни о каком воспроизводстве научного и производственного потенциала страны и подготовки профессиональных кадров для различных производственных и научных структур не может идти речь, если студенты не будут вовлечены в общественную, научную, политическую, управленческую и пр. деятельность высшего учебного заведения, не будут равноправными субъектами системы социально-экономического отношений в вузе.
Это одна сторона проблемы. Другая связано с исследованием общественного мнения и сознанием студентов как особой социальной группы. До сих пор вузовские проблемы исследовали, по преимуществу, с позиции администрации и преподавательского состава. Студенты как бы оставались в тени, к нему относились как пассивному субъекту, не участвующего и даже не желающего участвовать в общем процессе перестройки вузовской системы.
Актуальность постановки такой проблемы стала активно проявляется в последнее время, когда осознали насколько оказалось запущенным данный участок преподавательской и воспитательной работы. При общем снижении преподавательского уровня, педагогическая, как впрочем и научно-исследовательская работа студентов фактически прекратили свое существование. Самым непосредственным образом это отразилось на качестве профессиональной подготовки студентов. Соответственно рынок труда стал испытывать существенный дефицит подготовленных кадров. Поэтому возвращение к проблемам студенчества продиктовано жестким требованием времени и рынка.
В какой-то мере необходимо вернуться к прошлой воспитательной практике и воспринять студента как равноправного субъекта взаимодействия, выполняющего строго определенную роль в системе социально-экономических отношений. Необходимо активно привлекать студентов к управлению общественными процессами. Надо только сделать существенную поправку на изменившиеся социально-экономические и политические условия. При этом активно прибегать к формализованному исследованию общественного мнения студенчества и использовать эти знания для совершенствования воспитательной и профессиональной работы.
Научная разработанность. Нельзя сказать, что проблемы студенчества не были в поле внимания ученых. Особенно много этим вопросами в недавнее время занимались социологи. Благодаря этим работам определилось и оформилось новое научное направление - социология студенчества, в рамках общей научной проблемы - социология молодежи. Достаточно назвать работы таких отечественных социологов, активно работающих в этой области как Филиполва Ф.Р., Зюзина Д.И., Лисовского В.Т., Дмитриева А.В., Рубин Б.В., Колесникова Ю.Н.
Намного меньше стали исследовать студента как особую социальную группу в настоя-щее время. Впрочем, еще меньше работ по исследованию оценок социальной действительности самими студентами. И тем не менее, за последние годы были выпущены ряд статей и специальных изданий, проведено немало соответствующих исследований, которые могут свидетельствовать о сохранении определенного интереса со стороны социологов к этой проблеме. В частности это касается исследований, проведенных Балашовым В.В., Румянцевым В.С., Селифановым Е.Н., Ковалева А.Г., Минеев В.А., Момот А.И., Тихонов А.Н., Суворинов А.В. и др. Особое внимание привлекают материалы социологических исследований, проведенные в течении последних лет научными сотрудниками Социоцентра Госкомвуза РФ: Арефьевым А.Л., Сериковым В.В., Харчевой В.Г., Шериги Ф.Э. и др.
Результаты социологических исследований, их вторичный анализ, разработанные концепции, представленные в монографиях и статьях, были положены в основу настоящей работы. Критический анализ современных источников, состояния разработанности проблемы и пути подходов современных ученых позволил сделать ряд обобщающих выводов и наметить дальнейшие пути исследования.
Цель работы. Заключается в исследовании условий и факторов формирования студенчества как особой социальной группы системы высшего образования.
В рамках указанной цели были разработаны следующие задачи:
определить характер и свойства студенчества как особой социальной группы в структуре вуза;
провести социологическое исследование мнения студентов о современном состоянии высшей школы и основных позитивных и негативных тенденций ее развития;
исследовать формы и методы привлечения студентов к активному управлению общественными процессами и участия в научно-исследовательской деятельности;
определить формы гуманизации высшего образования и участие студенчества в дан-ном процессе.
Объектом исследования выступает студенчество высших учебных заведений как особая социальная группа.
Предметом исследования является социально-экономические отношения студенчества с субъектами системы высшего профессионального образования.
Теоретической базой диссертационного исследования явились специальные концептуальные разработки отечественных социологов в области исследования социальной активности студентов. Данная концепция придерживается той точки зрения, что студенчество как особая социально-профессиональная группа обладает всеми необходимыми качествами субъекта. Из этого следует, что данная социальная группа подчиняется всем законам социального взаимодействия, что, в свою очередь, обуславливает необходимость внимательно исследовать ее ценностные ориентации и потребности и их учет при построении программы возрождения высшего образования в России.
Эмпирической базой диссертационной работы явились материалы социологических исследований, проведенных в ряде вузов системы общего и профессионального образования. Кроме того, автор использовал в своей диссертации материалы вторичного анализа ряда социологических исследований, проведенных за последние годы. Так же автор опирался на материалы неформального наблюдения и личный опыт работы со студенчеством. В работе были использованы данные статистических исследований и официальных документов Минобразования РФ.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- определение характера и свойства протекающих изменений в высшей школе и студенчестве как особой социальной группы в структуре вуза в новых социально-экономических условиях;
- проведено социологическое исследование мнения студентов и преподавателей о современном состоянии высшей школы и определены основные позитивные и негативные тенденций ее развития;
- исследованы и разработаны основные формы и методы привлечения студентов к активному управлению общественными процессами и участия в научно-исследовательской деятельности;
- определены принципы гуманизации высшего профессионального образования и участие студенчества в данном процессе.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что выработанные автором рекомендации по определению форм и методов активного вовлечения студентов в процесс перестройки высшего образования могут быть использованы в разработке специальных документов по оптимальному управлению данным процессом. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут быть использованы в разработке методик при проведении социологических исследований по данной или схожей тематике. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке спецкурсов для студентов социологических факультетов и отделений.
Апробация диссертации. Работа обсуждалась на кафедре социологии политологии и права МГАПИ, на научно-практических конференциях и семинарах. Основные положения нашли отражения в ряде научных публикаций.
В данном заключении автором даны краткие выводы по результатам диссертационного исследования.
1. Прежде всего необходимо сказать о том, что представители науки и системы образования за время экономических реформ стали экономическими аутсайдерами: ныне уровень оплаты их труда самый низкий по сравнению с оплатой в других отраслях занятости. Все это привело к крайне низкому престижу образования, к устойчивому равнодушию людей к проблемам высшей школы, к представлению о том, что успех в жизни достигается не благодаря образованию, а вопреки.
2. На фоне социального невнимания к нуждам высшей школы, обострения проблем выживания (в том числе и физического) огромных масс на¬селения, система образования довольно быстро меняется. Высшая школа стремительно сокращает масштабы и объем своей деятельности. Вуз становится все менее притягателен для преподавателей как область приложения педагогических, гуманитарных усилий. Сочетание и исполнение этих ролей - конфликтно. Этот конфликт отмечают и студенты: за последние годы понизился уровень интереса преподавателей в работе со студентами. Ныне преподаватели вуза не считают себя сопричастными вузовским ре¬формам.
3. Важный аспект реформирования высшей школы - введение в вузах РФ многоуровневой системы образования. В ее оценке наблюдается существенный разброс мнений, особенно у студентов и преподавателей, с одной стороны, и руководящих работников вузов, с другой. В целом вузовские руководители оценивают ее гораздо выше студентов и преподавателей, в связи с тем, что такая система "будет способствовать сближению российского образования с международными образовательными стандартами" (39%). Вместе с тем руководящие работники вузов высказали наибольшую, в сравнении со студентами и преподавателями, обеспокоенность в оценке негативных последствий введения многоуровневой системы. Сравнивая оценки студентов, преподавателей и руководящих работников вузов можно видеть достаточно существенные различия. В частности, обращает на себя внимание отличие мнений руководителей в оценке положительных перемен, связанных с реформами.
4. В последние годы многие вузы преобразовались в академии и университеты, образовались коммерческие вузы на базе государственных институтов. Однако, более уместно говорить просто о переименованиях. Такой вывод подтверждается мнением вузовской общественности. У всех групп опрошенных в целом негативная позиция по отношению к этому новшеству: и студентов, и преподавателей, и руководителей вузов беспокоит прежде всего формальность переименования. Вузовские руководители больше, чем студенты и преподаватели опасаются, как бы эта мера не принесла вреда, так как может возникнуть несоответствие между ожидаемым и реальным образованием. Больше единодушия вузовская общественность проявляет в вопросе о том, кто должен учиться платно. Подавляющая доля опрошенных студентов, преподавателей и руководящих работников вузов считает, что деньги за учебу должны платить прежде всего иностранцы, а также студенты из СНГ.
5. Те кто подтвердил существование в вузах рейтинговой системы, в целом невысоко оценили ее эффективность. Так, всего лишь 13% опрошенных студентов и 16% преподавателей указа¬ли, что данное нововведение способствует систематическим занятиям студентов и повышает их учебную активность, в то время как такая же доля опрошенных (13% студентов и 15% преподавателей) полагает, что рейтинговая система, наоборот, ограничивает познавательную активность студентов вузов, а соответственно, 3% и 2% опрошенных убеждены, что эта система усиливает субъективизм преподавателей в оценке знаний студентов. Кроме того, 6% опрошенных студен¬тов и 3% преподавателей высказали мнение, что рейтинговые системы в их вузах действуют формально, практически ничего не меняя.
6. Снижение материального положения студентов весьма существенно сказалось на качестве лекционной работы. В целом, как показывает анализ содержания лекционных курсов, претензии студентов объективные. Однако администрация не принимает мер, выправлению положения. Согласно данным опроса, лишь в 3,3% случаев администрация факультетов отстраняет "непопулярных" среди студентов преподавателей от чтения лекций. Более 60.0% студентов отметили, что деканаты "никак не реагируют" на претензии студен-тов, или, что еще хуже, "заставляют все равно посещать лекции" преподавателей, профессиональный уровень и педагогическое мастерство которых не удовлетворяют студентов. Это объясняется "круговой порукой" ученых советов вузов, а также невозможностью студентов высказать свои претензии на заседаниях администрации факультетов.
7. Несмотря на положение о том, что студенты должны входить в административные и ученые советы вузов для того, чтобы лучше информировать их о студенческих проблемах, лишь 19,6% опрошенных указали на наличие такой возможности; 73,1% студентов даже не знают своих прав в этой области, а 7,3% знают, но не могут их реализовать. В условиях реформы высшего образования данная ситуация имеет ряд негативных последствий: во-первых, это препятствует реализации академических свобод студентов в сфере студенческого самоуправления; во-вторых, "разрыв" между интересами студентов и педагогов сдерживает темп проводимой реформы образования, т.к. преподаватели не знают реальных проблем студентов и не устраняют их, а студенты считают, что их проблемами администрация вузов и преподаватели не интересуются.
8. Прогноз изменения доли абитуриентов, поступающих в вуз только на базе школьных знаний, свидетельствует о том, что к 2000 году она не превысит 40%. В связи с чем 60% выпускников средних школ будут вынуждены изыскивать дополнительные формы подготовки в вуз. Изложенное дает также основание говорить о почти полном отсутствии связей и преемственности между вузами и средними учебными заведениями. Не случайно 42.2% преподавателей вузов в областных и республиканских цен¬трах, а также 32.8% преподавателей вузов Москвы и Санкт-Петербурга указали на резкое снижение в последние годы уровня подготовленности абитуриентов к конкурсу.
На качестве абитуриентов, сказывается и тот факт, что нынешняя конкурсная система, ее существующие "лазейки" (взятки, корпоративная порука) нацелена в основном на воспроизводство класса интеллигенции. Причем эта тенденция за последние 5 лет является весьма устойчивой и характерна для всех факультетов. Судя по данным исследования, более половины студентов вузов - выходцы из семей интеллигенции. Если ситуация (условия) приема в вузы не изменится, то к 2000 году, согласно прогноза, две трети студентов вузов будут "рекрутироваться" из семей интеллигентов.
9. Среди компонентов гуманизации учебного процесса важную роль играет культурологическое направление (курс лекций по теории и истории культуры). В вузах необходимо вводить авторские курсы и свободный выбор студентами преподавателя.
* * *
Осуществленный нами анализ экспертных оценок позволяет сделать ряд обобщенных выводов. Прежде всего следует отметить, что за последний год кардинальных перемен в возможностях вузов определять содержание образовательных программ и технологий обучения в целом не произошло.
1. Прежде всего необходимо сказать о том, что представители науки и системы образования за время экономических реформ стали экономическими аутсайдерами: ныне уровень оплаты их труда самый низкий по сравнению с оплатой в других отраслях занятости. Все это привело к крайне низкому престижу образования, к устойчивому равнодушию людей к проблемам высшей школы, к представлению о том, что успех в жизни достигается не благодаря образованию, а вопреки.
2. На фоне социального невнимания к нуждам высшей школы, обострения проблем выживания (в том числе и физического) огромных масс на¬селения, система образования довольно быстро меняется. Высшая школа стремительно сокращает масштабы и объем своей деятельности. Вуз становится все менее притягателен для преподавателей как область приложения педагогических, гуманитарных усилий. Сочетание и исполнение этих ролей - конфликтно. Этот конфликт отмечают и студенты: за последние годы понизился уровень интереса преподавателей в работе со студентами. Ныне преподаватели вуза не считают себя сопричастными вузовским ре¬формам.
3. Важный аспект реформирования высшей школы - введение в вузах РФ многоуровневой системы образования. В ее оценке наблюдается существенный разброс мнений, особенно у студентов и преподавателей, с одной стороны, и руководящих работников вузов, с другой. В целом вузовские руководители оценивают ее гораздо выше студентов и преподавателей, в связи с тем, что такая система "будет способствовать сближению российского образования с международными образовательными стандартами" (39%). Вместе с тем руководящие работники вузов высказали наибольшую, в сравнении со студентами и преподавателями, обеспокоенность в оценке негативных последствий введения многоуровневой системы. Сравнивая оценки студентов, преподавателей и руководящих работников вузов можно видеть достаточно существенные различия. В частности, обращает на себя внимание отличие мнений руководителей в оценке положительных перемен, связанных с реформами.
4. В последние годы многие вузы преобразовались в академии и университеты, образовались коммерческие вузы на базе государственных институтов. Однако, более уместно говорить просто о переименованиях. Такой вывод подтверждается мнением вузовской общественности. У всех групп опрошенных в целом негативная позиция по отношению к этому новшеству: и студентов, и преподавателей, и руководителей вузов беспокоит прежде всего формальность переименования. Вузовские руководители больше, чем студенты и преподаватели опасаются, как бы эта мера не принесла вреда, так как может возникнуть несоответствие между ожидаемым и реальным образованием. Больше единодушия вузовская общественность проявляет в вопросе о том, кто должен учиться платно. Подавляющая доля опрошенных студентов, преподавателей и руководящих работников вузов считает, что деньги за учебу должны платить прежде всего иностранцы, а также студенты из СНГ.
5. Те кто подтвердил существование в вузах рейтинговой системы, в целом невысоко оценили ее эффективность. Так, всего лишь 13% опрошенных студентов и 16% преподавателей указа¬ли, что данное нововведение способствует систематическим занятиям студентов и повышает их учебную активность, в то время как такая же доля опрошенных (13% студентов и 15% преподавателей) полагает, что рейтинговая система, наоборот, ограничивает познавательную активность студентов вузов, а соответственно, 3% и 2% опрошенных убеждены, что эта система усиливает субъективизм преподавателей в оценке знаний студентов. Кроме того, 6% опрошенных студен¬тов и 3% преподавателей высказали мнение, что рейтинговые системы в их вузах действуют формально, практически ничего не меняя.
6. Снижение материального положения студентов весьма существенно сказалось на качестве лекционной работы. В целом, как показывает анализ содержания лекционных курсов, претензии студентов объективные. Однако администрация не принимает мер, выправлению положения. Согласно данным опроса, лишь в 3,3% случаев администрация факультетов отстраняет "непопулярных" среди студентов преподавателей от чтения лекций. Более 60.0% студентов отметили, что деканаты "никак не реагируют" на претензии студен-тов, или, что еще хуже, "заставляют все равно посещать лекции" преподавателей, профессиональный уровень и педагогическое мастерство которых не удовлетворяют студентов. Это объясняется "круговой порукой" ученых советов вузов, а также невозможностью студентов высказать свои претензии на заседаниях администрации факультетов.
7. Несмотря на положение о том, что студенты должны входить в административные и ученые советы вузов для того, чтобы лучше информировать их о студенческих проблемах, лишь 19,6% опрошенных указали на наличие такой возможности; 73,1% студентов даже не знают своих прав в этой области, а 7,3% знают, но не могут их реализовать. В условиях реформы высшего образования данная ситуация имеет ряд негативных последствий: во-первых, это препятствует реализации академических свобод студентов в сфере студенческого самоуправления; во-вторых, "разрыв" между интересами студентов и педагогов сдерживает темп проводимой реформы образования, т.к. преподаватели не знают реальных проблем студентов и не устраняют их, а студенты считают, что их проблемами администрация вузов и преподаватели не интересуются.
8. Прогноз изменения доли абитуриентов, поступающих в вуз только на базе школьных знаний, свидетельствует о том, что к 2000 году она не превысит 40%. В связи с чем 60% выпускников средних школ будут вынуждены изыскивать дополнительные формы подготовки в вуз. Изложенное дает также основание говорить о почти полном отсутствии связей и преемственности между вузами и средними учебными заведениями. Не случайно 42.2% преподавателей вузов в областных и республиканских цен¬трах, а также 32.8% преподавателей вузов Москвы и Санкт-Петербурга указали на резкое снижение в последние годы уровня подготовленности абитуриентов к конкурсу.
На качестве абитуриентов, сказывается и тот факт, что нынешняя конкурсная система, ее существующие "лазейки" (взятки, корпоративная порука) нацелена в основном на воспроизводство класса интеллигенции. Причем эта тенденция за последние 5 лет является весьма устойчивой и характерна для всех факультетов. Судя по данным исследования, более половины студентов вузов - выходцы из семей интеллигенции. Если ситуация (условия) приема в вузы не изменится, то к 2000 году, согласно прогноза, две трети студентов вузов будут "рекрутироваться" из семей интеллигентов.
9. Среди компонентов гуманизации учебного процесса важную роль играет культурологическое направление (курс лекций по теории и истории культуры). В вузах необходимо вводить авторские курсы и свободный выбор студентами преподавателя.
* * *
Осуществленный нами анализ экспертных оценок позволяет сделать ряд обобщенных выводов. Прежде всего следует отметить, что за последний год кардинальных перемен в возможностях вузов определять содержание образовательных программ и технологий обучения в целом не произошло.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1997 - ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (методологические аспекты)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПРИРОДНЫЙ КАПИТАЛ В «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКЕ»: ОСОБЕННОСТИ НАКОПЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2016 - ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Особенности формирования и функционирования инновационного потенциала в условиях трансформации социально-экономической системы
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Совершенствование управления системой социальной защиты населения (Социальная защита, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019



