Общими основами методологии являются диалектика, абстрагирование, системный подход и принципы: единства теории и практики; определенности; конкретности, познаваемости; объективности; причинности, развития, историзма.
Всеобщим методом научного мышления, охватывающим все явления материального и духовного мира, является материалистическая диалектика. Ее всеобщий характер проявляется в том, что она адекватна требованиям к теоретическим формам мышления. Опираясь на признание объективного характера всеобщей связи, взаимосвязи и взаимообусловленности предметов, явлений, процессов, диалектика требует от исследователя рассматривать изучаемый объект как обязательное и определенное звено в бесконечной цепи связей, изучать отношения и зависимость предмета от других предметов.
Актуальность темы .Диалектика предостерегает исследователя от того, чтобы рассматривать изучаемый предмет как что-то постоянное и неизменное, а не в процессе его развития – возникновения, становления, функционирования с определением возможных перспектив его будущего.
Только владея этим всеобщим методом, исследователь будет видеть противоречивую сущность явлений, процессов, предметов, ясно различать в мышлении противоречия, объективно отражающие противоречия исследуемого объекта, и противоречия субъективные, связанные с нарушением законов логики мышления; понимать, почему единство и борьба противоположностей является источником, движущей силой развития природы, общества, мышления.
Диалектика — комплекс принципов исследования, направленный на поиск и учет противоречий, тенденций развития и отрицаний.
В успехе любого исследования большую роль играют средства и методы его проведения. Диалектический подход реализуется и в методах исследова¬ния. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного.
Цель контрольной работы: Роль диалектического подхода к исследованию систем управления.
Исследование – это целенаправленное познание чего-либо, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов (закономерностей) и моделей, характеризующих изучаемый предмет или явлении[4c.3].
Оно включает: распознавание проблем и ситуаций; определение их происхождения; выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения
Диaлeктичecкий пoдxoд к иccлeдoвaнию тpeбyeт:
-paccмaтpивaть вce связи и взaимooбycлoвлeннocти изyчaeмoгo oбъeктa; -paccмaтpивaть oбъeкт изyчeния в динaмикe;
-oпиpaтьcя нa извecтныe зaкoны диaлeктики - eдинcтвa и бopьбы пpoтивoпoлoжнocтeй, пepexoдa кoличecтвa в кaчecтвo, oтpицaния. Пpaктичecкaя фopмyлa диaлeктичecкoгo пoдxoдa зaключaeтcя в выбope пpинципoв и мeтoдoв eгo peaлизaции.
Сиcтeмa пpинципoв диaлeктичecкoгo пoдxoдa к иccлeдoвaнию включaeт в ceбя cлeдyющиe принципы:
-oбъeктивнocти;
пpoтивopeчивocти; движения и paзвития;
нayчнocти; пpoвepяeмocти пpaктикoй;
-взaимoдeйcтвия;
-цeлocтнocти;
-oтнocитeльнocти; -иcтopичecкoй oпpeдeлeннocти.
Архипов Н.И. Исследование систем управления. - М.: ПРИОР,2015.-66с.
2. Бор М.З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика. – М.: Издательство «ДИС», 2015.-67с.
3. Диалектика познания сложных систем / Под. Ред. В.С. Тюхтина.- М.: Мысль,2016.-33с.
4. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.-3с..
5. Мишин, В.1М.Исследования систем управления: Учебник для вузов М.- Издательство «ДИС 2015.-с.567
6. Мухин, В.И. Иcследование систем управления: Анализ и синтез систем управления. – М.: Экзамен, 2015.-35с.
7. Мыльник, В.В., Титаренко, Б.П., Волочиенко, В.А. Исследование систем управления. – М.: Академический проект, 2015.-88с.
8. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа., 2016.-66с.