Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИМОДАЛЬНОЕ Я: ЭТНИЧЕСКИЙ И КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ (НА МАТЕРИАЛЕ УДМУРТСКИХ И РУССКИХ СТУДЕНТОВ)

Работа №27616

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы191
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
431
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА Я: ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ,ЭТНИЧЕСКИЕ И КРОССКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ 12
1.1. Проблема Я в психологии 12
1.1.1. Значения Я 13
1.1.2. Интеграция против дезинтеграции 24
1.1.3. Многоаспектность против унитарности 28
1.2. Полимодальный подход к Я-концепции с позиций концепции
метаиндивидуального мира 35
1.2.1. Метаиндивидуальный мир 35
1.2.2. Полимодальное Я 40
1.3. Я-концепция в этническом и кросскультурном аспектах 44
1.3.1. Этнический подход к Я-концепции 45
1.3.2. Кросскультурный подход к Я-концепции 55
1.4. Проблема, цель и задачи, объект и предмет исследования 61
1.4.1. Проблема 61
1.4.2. Цель и задачи исследования 64
1.4.3. Объект и предмет исследования 64
1.5. Предпосылки и исследовательские гипотезы 65
1.5.1. Конструкт этнического Я 65
1.5.2. Круговая структура этнического Я 66
1.5.3. Этническое Я как фактор изменения полимодального Я и
аффилиативных мотивов 69
1.5.4. Кросскультурные различия как фактор изменения полимодального Я и аффилиативных мотивов 71
1.5.5. Интегративный подход 76
1.5.6. Исследовательские гипотезы 76
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 80
2.1. Общая схема исследования 80
2.2. Участницы 81
2.3. Вопросники 81
2.3.1. Пермский вопросник Я 81
2.3.2. Пермский вопросник этнического Я 82
2.3.3. Вопросники мотивов аффилиации 84
2.4. Процедура, исследовательский дизайн, анализ данных 86
2.4.1. Процедура 86
2.4.2. Исследовательский дизайн 86
2.4.3. Анализ данных 87
ГЛАВА III. УДМУРТСКИЕ И РУССКИЕ СТУДЕНТКИ: ЭТНИЧЕСКИЕ И КРОССКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 92
3.1. Структура этнического Я 93
3.1.1. Биполярные категории этнического Я 93
3.1.2. Круговая структура этнического Я 96
3.1.3. Промежуточные выводы 100
3.2. Эффекты этнического Я 100
3.2.1. Полимодальное Я 100
3.2.2. Межличностные аффилиативные мотивы 103
3.2.3. Этноаффилиативные мотивы 111
3.2.4. Промежуточные выводы 116
3.3. Удмуртские и русские студентки: кросскультурные различия 116
3.3.1. Полимодальное Я 116
3.3.2. Межличностные аффилиативные мотивы 119
3.3.3. Промежуточные выводы 122
3.5.1. Состав гипотетических моделей 131
3.5.2. Пригодность гипотетических моделей 132
3.5.3. Эмпирические модели: состав и каузально-подобные пути 133
3.5.4. Промежуточные выводы 135
ОБСУЖДЕНИЕ 136
ВЫВОДЫ 153
ЛИТЕРАТУРА 155
ПРИЛОЖЕНИЯ 170

Проблема Я-концепции является одной из центральных в общей психологии и психологии личности. Несмотря на огромный поток работ, понимание Я-концепции - ее природы, строения, функций, социальных и культурных аспектов, особенностей проявления в различных сферах жизнедеятельности человека и в его отношениях с другими людьми - нуждается в дальнейшем изучении и осмыслении. Недостаточно разработанными являются также представления об этнических и кросскультурных аспектах Я-концепции. Эта проблема имеет большое теоретическое значение, но также она важна для решения прикладных задач в области культуры, образования, национальной политики.
Актуальность проблемы. До сих пор этнический и кросскультурный аспекты Я-концепции изучались, как правило, разрозненно. В последнее время в этой области исследований наметились интегративные тенденции, однако они выражены достаточно слабо. Например, Хотинец (1999, 2000а, 2000б) применила интегральный подход к изучению особенностей этнического самосознания. Выскочил (2003) исследовала идентичность, интегрируя ее этнический и кросскультурный аспекты. Таких исследований весьма немного, и их предметом являются скорее смежные феномены, чем собственно Я- концепция.
Для того чтобы понять и раскрыть механизмы интеграции этнических и кросскультурных аспектов Я-концепции, необходимо саму Я-концепцию рассматривать как интегральное образование. Такая перспектива намечается с позиций концепции метаиндивидуального мира и концептуальной модели полимодального Я (Дорфман, 1993, 1997, 1998, 2002, 2004а, 2004б), а также концепции метаиндивидуального этнического мира (Хотинец, 1999, 2000а, 2000б). С этих позиций проблема Я-концепции ставилась и изучалась в кросскультурном аспекте (Будалина, Хотинец 2004). Полимодальное Я изучалось в связи с особенностями личности (Дорфман, 2002; Дорфман, Быков, Гольдберг, 2000; Дорфман, Зворыгина, Калинина, 2000; Дорфман, Ковалева, 2000; Дорфман, Соболева, 2000; Дорфман, Феногентова, 2000; Дорфман, Фе- ногентова, Дзюба, 2000; Dorfman, Vartanian, Martindale, Goldberg, Bykov, &Vedrov, 2000). Однако проблема этно-кросскультурных особенностей Я- концепции не ставилась и не изучалась.
В литературе имеются данные об аффилиативных мотивах как важнейшей характеристике личности, объясняющей ее привязанность к «своей» этнической группе, и как факторе кросскультурных различий (Выскочил, 2003; Вяткин, Хотинец, 1996; Козлова, 2000; Пибоди, Шмелев, Андреева, Граменицкий, 1993; Пименов, 1977; Солдатова, 1998; Хотинец, 2000; Kaplan, 1961). Однако не изучались этнический и кросскультурный аспекты Я-концепции в качестве детерминант аффилиативных мотивов.
Попытка восполнить обозначенные выше пробелы в области исследований этнического и кросскультурного аспектов Я-концепции определяет актуаль¬ность настоящей работы.
Целью исследования является изучение Я-концепции человека в сфере этноса и кросскультурных различий.
Объектом исследования является Я-концепция, этнический и кросскультурный факторы как ее социальные детерминанты.
Предметом исследования является этнический и кросскультурный аспекты полимодального Я и аффилиативных мотивов студентов, представителей удмуртского и русского этносов.
Теоретическое значение исследования выражается в том, что предпринята попытка разработать этно-кросскультурную интегративную модель Я- концепции. Показано, что этническое Я и кросскультурные различия, поли- модальное Я и аффилиативные мотивы являются не разрозненными, а образуют единую систему. Об интегративных тенденциях в этой системе можно судить, применяя три уровня анализа: на уровне этнического Я и кросскультурных различий, на уровне полимодального Я и аффилиативных мотивов, на уровне этнического Я и кросскультурных различий, приводящих к изменениям полимодального Я и аффилиативных мотивов.
Научная новизна работы выражается в том, что впервые разработан конструкт этнического Я и его круговая структура. Впервые обнаружено, что этническое Я и кросскультурные различия могут приводить к изменениям полимодального Я и аффилиативных мотивов. Разработана эмпирическая модель Я-концепции, интегрирующая ее этнический и кросскультурный аспекты.
Были поставлены четыре задачи исследования:
1. Разработать теоретический конструкт этнического Я и подвергнуть его эмпирическому тестированию.
2. Выяснить, приводит ли этническое Я к изменениям полимодального Я и аффилиативных мотивов.
3. Выяснить, существуют ли кросскультурные различия между представителями удмуртского и русского этносов по этническому Я, полимодальному Я и аффилиативным мотивам.
4. Построить эмпирическую модель Я-концепции, интегрируя ее этнический и кросскультурный аспекты.
Исследовательские гипотезы. На основании анализа литературы были выдвинуты несколько групп исследовательских гипотез. Гипотезы носили как общий, так и конкретный (в терминах переменных) характер. Общими были следующие гипотезы.
1. Структура этнического Я носит характер круга. Структурирование этнического Я по кругу тестировалось в двух планах: в плане определения осей круга и в плане определения последовательностей субмодальностей этнического Я по кругу.
2. Этническое Я и кросскультурный фактор (удмурты - русские) производят эффекты и взаимодействуют по переменным полимодального Я и аффилиативных мотивов.
3. Этническое Я и кросскультурный фактор интегрируются по полимодальному Я и аффилиативным мотивам (тестирование этно-кросскультурной интегративной модели Я-концепции).
Участницы. В исследовании приняли участие 248 студенток: 125 студен¬ток-удмурток I-III курсов факультета удмуртской филологии Удмуртского государственного университета (Ижевск) и 123 студентки-русские I-III кур¬сов факультета русской филологии Пермского государственного педагогического университета (Пермь), - девушки, возраст в диапазоне от 17 до 23 лет (M = 18.54, SD = 1.18). Национальность участниц определялась по самоотчетам.
Вопросники. Полимодальное Я и его переменные измерялись Пермским вопросником Я (Дорфман, Рябикова, Гольдберг, Быков, Ведров, 2000), этническое Я и его переменные - Пермским вопросником этнического Я (Рябикова, 2002). Межличностные аффилиативные мотивы и их переменные измерялись вопросником мотивов аффилиации Мехрабиана в модификации Магомед-Эминова (1988), этнические аффилиативные мотивы и их переменные - вопросником этнической аффилиации (Солдатова, 1998).
Вопросники предъявлялись участницам исследования в случайном порядке в ходе групповых сессий.
Исследовательский дизайн и анализ данных. Использовались корреляционный и ex post facto дизайны. Корреляционный дизайн использовался при тестировании круговой структуры этнического Я и этно-кросскультурной интегративной модели Я-концепции, ех post facto дизайн - при изучении эффектов и взаимодействий этнического Я и кросскультурного фактора по переменным полимодального Я и аффилиативных мотивов.
Эксплораторный факторный анализ использовался для определения конструктной валидности Пермского вопросника этнического Я, конфирматорный факторный анализ - для тестирования структуры этнического Я по кругу. Дисперсионный анализ ANOVA использовался для тестирования гипотез об эффектах и взаимодействиях этнического Я и кросскультурного фактора по переменным полимодального Я и аффилиативных мотивов. Структурные линейные уравнения использовались для построения этнокросскультурной интегративной модели Я-концепции, включая определение каузально-подобных путей от фактора «Этническое Я» и кросскультурного фактора к переменным полимодального Я и аффилиативных мотивов.
Практическое значение и внедрение. Материалы и результаты диссертации могут быть использованы при чтении курсов общей, социальной, этнической психологии и психологии личности на факультетах психологии педагогических университетов и институтов искусства и культуры. Материалы и инструментарий диссертации могут быть использованы при проведении этнических и кросскультурных исследований.
Материалы диссертации включались в лекционные и семинарские занятия по курсам «Социальная психология» (тема «Я в социальном мире») (2003-2004 уч.г.) и «Этническая психология» (тема «Этническое Я») (2003-2004 уч.г.).
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях преподавателей Пермского государственного института искусства и культуры (Пермь, 2000, 2001), международном симпозиуме «Личность, творчество, искусство» (Пермь, 2002), областной научной конференции молодых ученых, студентов и аспирантов (Пермь, 2002), XVI Мерлинских чтениях (Пермь, 2003), научно-практической конференции «Образование в культуре - культура образования» (Пермь, 2003). Материалы диссертации докладывались и обсуждались на кафедре психологии и педагогики Пермского государственного института искусства и культуры. По теме исследования опубликованы 2 главы в коллективных монографиях, 1 статья и 12 тезисов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Этническое Я структурируется по кругу. Его оси образуют субмодальности Я-Превращенное и Я-Вторящее (система «Этнос») и субмодальности Я- Авторское и Я-Воплощенное (система «Я»).
2. Этническое Я, кросскультурный фактор, полимодальное Я и аффилиативные мотивы являются не разрозненными, а образуют единую этнокросскультурную систему.
3. Об интегративных тенденциях в этой системе можно судить, применяя три уровня анализа: на уровне этнического Я и кросскультурного фактора, на уровне полимодального Я и аффилиативных мотивов, на уровне этнического Я и кросскультурного фактора, приводящих к изменениям полимодального Я и аффилиативных мотивов.
4. Этническое Я и кросскультурные различия можно рассматривать в качестве собственно этнических компонентов системы. Производными от них являются полимодальное Я и аффилиативные мотивы.
5. Интеграция этнокросскультурной системы обеспечивается благодаря связям и взаимодействиям фактора «Этническое Я» и кросскультурного фактора, приводящим (прямо и опосредованно) к изменениям полимодального Я и аффилиативных мотивов.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, обсуждения, выводов, списка литературы, приложений. Работа изложена на 192 страницах, содержит 26 таблиц, 31 рисунок. Список литературы на¬считывает 222 наименования, из них 88 - на английском языке.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Полученные результаты позволили сформулировать следующие основные выводы.
1. Разработан конструкт этнического Я. В нем выделяются 4 субмодальности : Авторское, Воплощенное, Превращенное, Вторящее. В разных сочетаниях в парах субмодальности образуют 2 системы, 2 модальности, 2 диспозиции.
2. Этническое Я структурируется по кругу. Его оси образуют субмодальности Я-Превращенное и Я-Вторящее (система «Этнос») и субмодальности Авторское и Я-Воплощенное (система «Я»). Субмодальности этнического Я образуют круг в следующей последовательности: Я-Авторское - Я- Превращенное - Я-Воплощенное - Я-Вторящее.
3. Этническое Я может приводить к изменениям полимодального Я и аффилиативных мотивов. Субмодальности Я-Авторское и Я-Превращенное в этническом Я могут служить факторами изменений в полимодальном Я. Субмодальности Я-Авторское и Я-Воплощенное в этническом Я могут служить факторами изменений в аффилиативных межличностных мотивах - росту страха отвержения и снижению стремления к принятию. Этническое Я может служить также фактором, способствующим росту этноаффилиативного мотива слияния с этносом.
4. Кросскультурный фактор (удмуртские и русские студентки) может приводить к различиям по полимодальному Я и аффилиативным межличностным мотивам. Я-Вторящее в полимодальном Я и страх отвержения как аффилиативный межличностный мотив выражены в большей степени у удмурток, чем у русских. Я-Авторское, Я-Воплощенное и Я-Превращенное в полимодальном Я, а также стремление к принятию как аффилиативный межличностный мотив, напротив, выражены в большей степени у русских, чем у удмурток.
5. Этническое Я и кросскультурный фактор могут взаимодействовать по полимодальному Я и аффилиативным межличностным субмотивам социальной робости и боязни оценки.
6. На основании эмпирических данных построена этно-кросскультурная интегративная модель Я-концепции. Этно-кросскультурная интеграция в этой модели обеспечивается благодаря связям и взаимодействиям фактора «Этническое Я» и кросскультурного фактора, приводящим (прямо и опосредованно) к изменениям полимодального Я и аффилиативных мотивов.



Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы Словарь-справочник. - М.: Академия, 2000. - С. 263-271, 332-337.
Адамопулос Д., Лоннер У. Д. Культура и психология на распутье: историческая перспектива и теоретический анализ // Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. - СПб.: Питер, 2003. - 718 с.
Айварова Н. Г. Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания (на примере марийского этноса): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2001. - 22 с.
Александренков Э. Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение, 1996. - № 3. - С. 13-22.
Алексеев В. П., Бромлей Ю. В. Переселение народов и формирование но¬вых этнических общностей // Советская этнография, 1968. - № 2. - С. 35-45.
Андреев А. Очерки русской этнопсихологии. - СПб.: Тропа Троянова, 2000. - 249 с.
Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования, 1990. - № 7. - С. 42-49.
Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 271 с.
Бердяев Н. А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. - М.: Мысль, 1990. - 205 с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 423 с.
Бороздина Л. В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки (Место в структуре самосознания, возрастная динамика, соотношение с уровнем притязаний, влияние на продуктивность деятельности): Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1999. - 413 л.
Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. - М.: Наука, 1973. - 272 с.
Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. - 412 с.
Будалина Е. Е., Хотинец В. Ю. К вопросу об эффекте влияния длительного нахождения в новой культуре на полимодальное Я // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия 1. Психология, 2004. - № 1-2. - С. 82-89.
Владыкин В. Е. Здравствуйте! Мы - удмурты: Историко-этнографический очерк. - Ижевск: Б.И., 1998. - 64 с.
Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. История этнографии удмуртов: Крат¬кий историографический очерк. - Ижевск: Удмуртия, 1984. - 142 с.
Выскочил А. А. Кросс-культурное исследование взаимосвязи этнической идентичности и этнической толерантности в северо-западной части Башкирии // Психологические исследования этнической толерантности / Под ред. Е. И. Маркиной. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. - С. 88-148.
Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности чело-века. - М.: Изд-во Пермского государственного педагогического университета, 2000. - 177 с.
Вяткин Б. А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал, 1996. - Т. 17, № 5. - С. 69-75.
Гаджиев А. Х. Проблемы марксистской этнической психологии. - Ростов- на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1982. - С. 114-115.
Гаюрова Ю. А. Исследование факторов толерантного взаимодействия в полиэтническом регионе (на примере русских, татар и чувашей г. Самары и Самарской области) // Психологические исследования этнической толерантности / Под ред. Е. И. Маркиной. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. - С. 31-87.
Гегель Г. В. Ф. Сочинения. В 14 т. - Т. 3. - М.: Госполитиздат, Соцэкгиз, 1956. - 371 с.
Гумилев Л. Н. Сочинения. Этногенез и биосфера Земли / Сост. Н. В. Гумилева. - М.: «Танаис»; ДИ-ДИК, 1994. - 637 с.
Данзанова Э. Ц. Содержание актуального этнопсихологического статуса личности (на материале бурятского этноса): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. - 24 с.
Декарт Р. Избранные произведения. - М.: Госполитиздат, 1950. - 712 с.
Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 367 с.
Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. - М.: Смысл, 1993. - 456 с.
Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: Теоретические подходы и эмпирические исследования. - М.: Смысл, 1997. - 424 с.
Дорфман Л. Дивергенция и конструкт Я // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман,
B. М. Петров, К. Мартиндейл. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, Прикамский социальный институт, 2002а. - С. 141¬184.
Дорфман Л. Современные исследования многоаспектности Я // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. - Пермь: Пермский госу-дарственный институт искусства и культуры, Прикамский социальный ин¬ститут, 2002б. - С. 122-140.
Дорфман Л. Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки. - М.: Смысл, 2003. - 107 с.
Дорфман Л. Я. Полимодальное Я: эмпирическая верификация концептуальной модели // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / Под ред. Л. Я. Дорфмана. - М.: Смысл, 2004а. (В печати).
Дорфман Л. Я. Я-концепция: дифференциация и интеграция // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / Под ред. Л. Я. Дорфмана. - М.: Смысл, 2004б. (В печати).
Дорфман Л. Я., Быков А. Н., Гольдберг И. М. Многомерные модели Я и личности: эмпирические соотношения // Пасхи, 2000. - № 1. - С. 110-123.
Дорфман Л. Я., Гасимова В. А. Метаиндивидуальный мир и креативное мышление: интеллект как медиатор // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Отв. ред. Л. Я. Дорфман, Е. М. Березина. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2004. - С. 40-50.
Дорфман Л. Я., Зворыгина А. И., Калинина Н. В. Эффекты полимодально- го Я на типы межличностных отношений // Творчество в образовании, куль¬туре, искусстве / Ред. колл. Е. А. Малянов, Л. А. Шипицина, Л. Я. Дорфман,
C. И. Корниенко, К. Мартиндейл. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2000. - С. 146-149.
Дорфман Л. Я., Ковалева Г. В. Многомерная модель Я и многофакторная модель личности // Творчество в образовании, культуре, искусстве / Ред. колл. Е. А. Малянов, Л. А. Шипицина, Л. Я. Дорфман, С. И. Корниенко, К. Мартиндейл. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2000. - С. 141-143.
Дорфман Л. Я., Ляхова Н. А. Области метаиндивидуального мира и креативное мышление // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креатив-
Дорфман Л. Я., Огородникова А. В. Области метаиндивидуального мира и креативная личность // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и куль¬туры, 2004. - С. 19-29.
Дорфман Л. Я., Рябикова М. В., Гольдберг И. М., Быков А. Н., Ведров А. А. Новая версия Пермского вопросника Я // Творчество в образовании, куль¬туре, искусстве / Ред. колл. Е. А. Малянов, Л. А. Шипицина, Л. Я. Дорфман, С. И. Корниенко, К. Мартиндейл. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2000. - С. 179-183.
Дорфман Л. Я., Соболева Н. В. Полимодальность Я и грани самоактуализации // Практическая психология ‘2000 / Отв. ред. С. А. Минюрова. - Екате¬ринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2000. - Т. 3. - С. 22-27.
Дорфман Л. Я., Феногентова О. П. Эффекты полимодального Я и пола на мотивы аффилиации // XV Мерлинские чтения / Науч. ред. Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин. - Пермь, 2000. - С. 70-72.
Дорфман Л. Я., Феногентова О. П., Дзюба А. В. Полимодальное Я и локус контроля // XV Мерлинские чтения / Науч. ред. Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин. - Пермь, 2000. - С. 72-73.
Дробижева Л. М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография, 1985. - № 5. - С. 3-16.
Дробижева Л. М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. - М.: Мысль, 1996. - 382 с.
Дубровский Д. И. Проблема идеального. - М.: Мысль, 1983. - 228 с.
Душанбаева С. С. Взаимосвязь самоопределения личности и ее этнической идентичности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2003. - 22 с.
Журавлев И. В., Тхостов А. Ш. Субъективность как граница: топологическая и генетическая модели // Психологический журнал, 2003. - Т. 24, № 3. - С. 5-12.
Ковалевский П. И. Психология русской нации (Петербург, 1915) // Этнопсихологические сюжеты (Из отечественного наследия) / Под ред. М. В. Иордана, В. М. Семенова. - М.: Институт философии РАН, 1992. - С. 142-171.
Козлов В. И. О понятии этнической общности // Советская этнография, 1967. - № 2. - С. 109-111.
Козлова М. Развитие национального самосознания у современных русских студентов // Журнал прикладной психологии, 2000. - № 4. - С. 54-59.
Козлова М. Влияние этнического фактора на становление психосоциальной идентичности // Журнал прикладной психологии, 2001. - № 3. - С. 32-36.
Коротеева В. В. Этнические символы и символическая природа этничности: концепции Дж. Армстронга, Э. Смита и Э. Хобсбаума // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества / Под ред. А. В. Тишкова. - М.: ИЭА РАН, 1994. - С. 37-55.
Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997. - 432 с.
Крюков М. В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза // Расы и народы, 1976. - Вып. 6. - С. 42-63.
Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал, 1982. - Т. 3, № 3. - С. 3-14.
Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода: (Окончание) // Психологический журнал, 1982. - Т. 3, № 4. - С. 3-13.
Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию: Учебное пособие. - М.: Ключ-С, 1999. - 224 с.
Лебедева Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал, 2000. - Т. 21, № 3. - С. 73-87.
Левкович В. П., Кузмицкайте Л. Д. Формирование этнического сознания подростка в семье // Психологический журнал, 1992. - Т. 13, № 6. - С. 35-42.
Левкович В. П., Панкова Н. Г. Социально-психологический подход к структуре этнического самосознания // Психологический журнал, 1983. - Т. 4, № 4. - С. 64-75.
Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл, 1993. - 43 с.
Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии, 1975. - № 2. - С. 31-45.
Лурия А. Р. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. - М.: Изд- во МГУ, 1982. - С. 47-69.
Мавродин В. В. Образование древнерусского государства. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1945. - С. 396.
Мавродин В. В. К вопросу о складывании великорусской народности и русской нации // Советская этнография, 1947. - № 4. - С. 85-86.
Магомед-Эминов М. Ш. Тест-опросник для измерения мотивации аффиля-
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики - СПб.: Евразия, 1997. - 430 с.
Медведев В. М. Самосознание личности. - Самара: Самарская академия культуры и искусств, 2001. - 258 с.
Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии // Проблемы экспериментальной психологии личности / Под ред. В. С. Мерлина. - Пермь, 1970. - С. 7-212.
Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 254 с.
Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу «Основы психологии личности» / Науч. ред. Б. А. Вяткин. - Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 1990. - 110 с.
Мухина В. С. Современное самосознание народностей севера // Психологический журнал, 1988. - Т. 9, № 4. - С. 44-53.
Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. - 262 с.
Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. - М.: Большая российская энциклопедия, 1994. - 479 с.
Никольский В. Н. О русском национальном самосознании (Очерк. Санкт- Петербург, 1907) // Этнопсихологические сюжеты (Из отечественного наследия) / Под ред. М. В. Иордана, В. М. Семенова. - М.: Институт философии РАН, 1992. - С. 97-117.
Овсянико-Куликовский Д. Н. Психология национальности // Этнопсихологические сюжеты (Из отечественного наследия) / Под ред. М. В. Иордана, В. М. Семенова. - М.: Институт философии РАН, 1992. - С. 172-195.
Павленко В. Н., Кряж И. В., Барретт М. Этнические и национальные идентификации и представления у украинских детей и подростков // Психологический журнал, 2002. - Т. 23, № 5. - С. 60-72.
Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная категория. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 108 с.
Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический проект, 2000. - 879 с.
Петровский А. В. Очерк теории свободной причинности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психо¬логии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - С. 124-144.
Пибоди Д., Шмелев А. Г., Андреева М. К., Граменицкий А. Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: Кросскультурный аспект // Вопросы психологии, 1993. - № 3. - С. 101-109.
Пименов В. В., Христолюбова Л. С. Удмурты. Этносоциологические очерки. - Ижевск: Удмуртия, 1976. - 78 с.
Пименов В. В. Удмурты. Опыт компонентного анализа этноса. - Л.: Наука,1977. - 262 с.
Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор / Общ. ред. А. Ф. Лосева. - М.: Мысль, 1999. - 864 с.
Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. - М.: Наука, 1983. - 205 с.
Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
Ратанова Т. А., Шогенов А. А. Психологические особенности этнического самосознания горских евреев и осетин (на материале диаспор Кабардино- Балкарии) // Психологический журнал, 2001. - Т. 22, № 3. - С. 37-48.
Русские / Под ред. В. А. Александрова, И. В. Власова, Н. С. Полищука. - М.: Наука, 1997. - 829 с.
Рябикова М. В. Пермский вопросник этнического Я: надежность и валидность // 85 лет высшему профессиональному образованию на Урале / Отв. ред. Е. М. Березина. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2002. - С. 112-117.
Сабельникова Н. В. Развитие структурно-функциональных компонентов самооценки в переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2000. - 245 л.
Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 204 с.
Сикевич З. В. Национальное самосознание русских. - М.: Механик, 1996. - 204 с.
Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл,1998.- 389 с.
Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 303 с.
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.
Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 286 с.
Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. - М.: Информационно-издательское агентство «Русский Мир», 1997. - 531 с.
Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) // Вопросы философии, 1964. - № 11. - С. 41¬53.
Тхостов А. Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1994.- № 2. - С. 3-13.
Тхостов А. Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования): (Окончание) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1994. - № 3. - С. 3-12.
Тюхтин В. С. Отражение, системы, кибернетика. - М.: Наука, 1972. - 256 с.
Тюхтин В. С. Актуальные вопросы разработки общей теории систем // Система. Симметрия. Гармония / Под ред. В. С. Тюхтина, Ю. А. Урманцева.-М.: Мысль, 1988. - С. 10-38.
Уваров А. Г. Русское национальное самосознание: современный взгляд. - М.: ИТРК, 2000. - 200 с.
Украинцев Б. С. Самоуправляемые системы и причинность. - М.: Мысль, 1972. - 254 с.
Урманцев Ю. А. Общая теория систем: состояние, приложения и перспективы развития // Система. Симметрия. Гармония / Под ред. В. С. Тюхтина, Ю. А. Урманцева. - М.: Мысль, 1988. - С. 38-130.
Фихте И. Г. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2000. - 873 с.
Хотинец В. Ю. Роль этнического самосознания в развитии интегральной индивидуальности // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия 1. Психология. - 1995. - № 1. - С. 32-44.
Хотинец В. Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека: Учебное пособие. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 1996. - 74 с.
Хотинец В. Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе // Вопросы психологии, 1998. - № 3. - С. 31-43.
Хотинец В. Ю. Зависимость развития интегральной индивидуальности от особенностей этнического самосознания // Психологический журнал, 1999. - Т. 20, № 1. - С. 114-119.
Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000а. - 240 с.
Хотинец В. Ю. Этничность в интегральном исследовании индивидуальности человека (Методология, теория, эмпирика и педагогическая практика. На материале исследования коренных народов Западного Урала): Дис. ... д-ра психол. наук. - Пермь, 2000б. - 412 л.
Хотинец В. Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии, 2001. - № 5. - С. 60-73.
Хотинец В. Ю. Природа этнотипичных стилевых характеристик поведения человека // Современная психология: состояние и перспективы: Тезисы док¬ладов на юбилейной научной конференции ИПРАН / Отв. ред. А. В. Бруш- линский, А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во ИПРАН., 2002. - С. 260-262.
Хотинец В. Ю. Индивидуально-психологический фактор становления этнической толерантности // Психологические исследования этнической толерантности / Под ред. Е. И. Маркиной. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. - С. 200-224.
Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М.: АН СССР, Институт психологии, 1977 - 144 с.
Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс, 1969. - 535 с.
Шильштейн Е. С. Уровневая организация системы «Я» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1999. - № 2. - С. 34-45.
Шкляев Г. К. Некоторые черты этнической психологии удмуртов // Удмурты. Историко-этнографические очерки / Под ред. В. В. Пименова. - Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1993. - С. 370-383.
Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. - СПб.: П. Э. Т.; Алетейя, 1996. - 154 с.
Щебетенко С. А. Я-концепция, эмпатия читательниц и близость сказочных персонажей // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / Под ред. Л. Я. Дорфмана. - М.: Смысл, 2004. - С. 248-278.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ