ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. Теоретико-методологические основы исследования стиля политического руководства 13
РАЗДЕЛ II. Условия формирования, специфика моделей и основные тенденции функционирования стиля политического руководства главы субъекта федерации 55
РАЗДЕЛ III. Модели влияния стиля политического руководства на эффективность деятельности главы субъекта федерации 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 145
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие со-временных политических процессов в значительной степени определяется влиянием субъективного фактора, в частности интеллектуальными и организаторскими способностями политических администраторов разного уровня, умением эффективно решать комплексные задачи государственного управления. Эта проблема объективно приобретает особое значение в лице глав регионов, поскольку непосредственно влияет на темпы их социально- экономического развития, обусловливает характер эволюции федеративных отношений. Усложнение внутри-, межрегиональных процессов, взаимодействие с федеральным центром в условиях административной реформы усиливают значимость изучения проблем стиля политического руководства глав субъектов федерации, анализа технологии принятия политических решений.
Президентский курс реформирования политической системы общества предполагает усиление требований к руководителю субъекта федерации. В ситуации повышения его ответственности за результаты деятельности пе¬ред главой государства и населением происходит наращивание потенциала деловитости руководящих региональных кадров, обогащение их стиля деятельности, не нивелирование, а, напротив, его индивидуализация, растёт цена, в том числе карьерная, экспериментирования во всех сферах политического действия. Это новая ситуация, и её изучение представляет немалый теоретический и практический интерес.
Постсоветская Россия уже имеет опыт назначения глав субъектов федерации и избрания их на основе демократических выборных процедур. Воз-вращение к первой процедуре не на изменённой основе обусловливает более сложный, чем раньше, кадровый процесс. Обобщение этого опыта и прогнозирование дальнейших изменений, в том числе в плане выбора оптимальной модели политического руководства (при известных упрощённости и условности такой постановки вопроса), имеет несомненное научно-практическое значение.
Важно и следующее: стиль политического руководства становится основным фактором самоидентификации, самоутверждения руководителя в политическом пространстве как региональном, так и общероссийском. Умение быстро и чётко определить алгоритм выполнения управленческой задачи, прежде всего в сфере социального благополучия населения, позволяет выработать модель стилевой эффективности руководящей деятельности в целом, а её анализ способствует выработке оптимальной методики социально-политических действий.
Степень научной разработанности проблемы. Частично отдельные аспекты проблематики получили отражение в диссертациях, монографиях, учебниках и учебных пособиях, статьях в периодической печати отечественных и зарубежных ученых: Афанасьева В. Г., Бланшара К., Блейка Р., ВрумаВ., Герчикова В. И., Егоровой-Гантман Е., Емельянова Е. Н., Заслав¬ской Т. И., Иванова В. И., Йеттона П., Кожурина Ф. Д., Коно Т., Котляревского Г. М., Кустовой А. В., Лайкерта Р., Лебедева П. Н., Левина К., Мак¬Грегора Д., МесконаМ., Митчелла Т., Морозова А. Н., Моутона Дж., Охотского Е. В., Слепенкова И. М., Уайта Р., Удоденко А. А., Фидлера Ф. Э., Хауса Р., Херси П. и др. Перечисленные работы дают целостное представление о понятии стиля руководства, его психологических и менеджеральных осо¬бенностях, управлении социальными процессами, методах управления, но не выделяют специфичную политическую составляющую.
Наиболее ранние работы, анализирующие понятие «стиль руководства», относятся к 1940-м годам и сформировали личностный подход в рамках школы гештальт К. Левина. Схема К. Левина и Р. Уайта наиболее широко толкует стиль руководства, то есть данная схема достаточно универсальна. Д. Мак-Грегор продолжил изучение стиля руководства в рамках этого подхода. В своей работе «Человеческий фактор в производстве» он сформулировал предпосылки к формированию стилей руководства (теория X и теория Y). Он основывался на полярных мнениях руководителей о подчинённых, из чего формируются полярные стили руководства. Работа Д. Мак-Грегора послужила основанием для дальнейших трудов о стилях руководства.
Р. Лайкерт в исследовании «Человеческая организация», Р. Блейк и Дж. Моутон в работе «Научные методы управления» развивали другое на-правление. Они отошли от непосредственно психологической трактовки этого понятия и сосредоточились на поведенческом аспекте стиля руководства. В основу типологизации стилей руководства этими исследователями была положена целевая направленность деятельности руководителя (выполнение производственных задач или формирование человеческих отношений). Стремление выделить наиболее эффективный стиль руководства привело авторов к выводу о необходимости соблюдать баланс целей, но пути формирования эффективного стиля руководства определены не были.
В рамках ситуационного подхода работали такие исследователи, как Ф. Фидлер, Т. Митчелл и Р. Хаус, П. Херси и К. Бланшар, В. Врум и П. Йеттон. Работа Ф. Фидлера «Новые пути к эффективному лидерству» явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как в ней выявлены три фактора, влияющие на поведение руководителя. Он считал, что хотя каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, тем не менее, стиль того или иного руководителя остаётся постоянным.
Т. Коно стремится точно сформулировать особенности поведения руководителя в процессе разрешения организационных задач. Опираясь на идеи ряда американских специалистов в области управления, он построил модель поведения высшего хозяйственного руководителя. Причём каждый стиль со-держит соответствующие управленческие качества.
Отечественные исследования, посвящённые стилю руководства, следует разделить на три блока: работы 1970-х годов, конца 1980-х - начала 1990-х годов и работы современного этапа. Работы 1970-х годов (Афанасьев В. Г., Ашин Г. К. ) основывались на критике современных западноевропейских и американских исследований стиля руководства и лидерства, что естественно для этого времени. Ашин Г. К. в работе «Критика современных буржуазных концепций лидерства» произвёл анализ авторитарного, демократического, либерального стилей руководства применительно к современной ему политической и производственной системам. Основное внимание уделил теоретическому и практическому обоснованию авторитарного стиля руководства, оставив без внимания либеральный, и подвергнув отчасти необоснованной критике демократический стиль руководства.
В конце 1980-х-начале 1990-х годов появилось значительное количество работ, посвящённых стилю руководства (Аллахвердян А. Г., Андреев С. С., Беляцкий Н. П., Егорова-Гантман Е., Макарцев А. Г., Марка- не Л. X. А., Пугачёв В. П., Пищулин Н. П., Сокол С. Ф., Тимошенко В. И., Щукин М. Р.) . В основном они рассматривали психологические, социологические (управленческие) и отчасти экономические аспекты, что объясняется изменением общеполитической ситуации в стране. Большинство перечисленных работ направлены на поиск наиболее эффективного стиля руководства, его сравнительный анализ в различных ситуациях по направлениям деятельности.
В числе современных исследований стилей руководства следует вы-делить работы следующих авторов: Герасимовой Т. В., Ионцевой М. В., Калугиной Н. А., Козоводова Д., Козорезова Д. В., Кореневой Е. Л., Корниенко В., Кретова Б. И., Кустовой А. В., Марковой Е. В., Мишурского Л. Э., Морозова А. Н., Тулеева А. Г., Фененко Ю. В., Финашина А. В., Чурюмовой С. Ф. Повышение интереса к стилю руководства в последние годы обусловлено коренными изменениями, происходящими прежде всего в сфере экономических отношений, соответственно, появилась необходимость в поиске новых методов повышения эффективности. Большинство работ рассматривают различные психологические составляющие и факторы влияния стиля руководства. Политологические аспекты стиля руководства эти работы не затрагивают, политическая сфера, политическая власть не являются объектами этих исследований, но дают общие представления о природе стиля руководства и возможностях его применения в производственной сфере.
На этом фоне следует выделить исследования Охотского Е. В., Чечёткина М. В. , направленные на изучение политической сферы общества. Исследование Охотского Е. В. направлено на изучение социологического аспекта стиля политической деятельности кадров КПСС. Основу работы составляет социологический анализ процесса политической деятельности и лишь отчасти затрагивает процессы управления и руководства.
Отдавая должное проведённым исследованиям, необходимо вместе с тем отметить, что региональные аспекты стиля политического руководства до сих пор не подвергались системному общеполитологическому анализу. Специфика подходов проявилась в том, что анализ стиля оставался в рамках предвыборной имиджелогии и публицистики.
Стиль политического руководства до сих пор рассматривался безотносительно к исследованию возможностей использования его для формирования модели деятельности руководителя. В трудах исследователей он представлен как феномен управленческой и психологической характеристики руководства, отвлечённый от выводов о последствиях применения того или иного стиля политического руководства. Акцент делался на изучении его психологических составляющих, разработке производственных аспектов, а деятельность по производству политических институтов, норм и систем, в том числе поиск наиболее эффективного стиля политического руководства, не выделялась специально как объект исследования.
Таким образом, определённо можно говорить о востребованности и необходимости анализа политического аспекта стиля регионального руководства.
Объектом исследования является стиль политического руководства главы субъекта РФ.
Предмет исследования — генезис, специфика моделей, основные тенденции функционирования стиля политического руководства и факторы повышения его эффективности в условиях реформирования общества.
Гипотеза исследования заключается в том, что на этапе перехода российской государственности в новое качественное состояние предполагается, с одной стороны, перемена прежних стандартов эффективности деятельности главы субъекта федерации, а с другой — отход от единой модели администрирования, её вариативность, что объективно содействует или противодействует решению общегосударственных задач. В этой трансформации значительную роль играет личность руководителя субъекта федерации, его политический стиль деятельности.
Цель настоящего исследования состоит в качественном анализе со-держания моделей стиля политического руководства глав субъектов федерации в процессе реализации программ развития регионов, а также степени его влияния на эффективность руководящей деятельности.
Соответственно сформулированы задачи исследования'.
1. Уточнить политическую составляющую стиля политического руководства, его сущность, структуру;
2. Разработать методику оценки стиля политического руководства;
3. Определить взаимосвязь стиля политического руководства и эффективности деятельности главы субъекта федерации;
4. Выявить и проанализировать модели влияния стиля руководства на эффективность деятельности главы субъекта федерации;
5. Определить основные направления совершенствования стиля политического руководства главы субъекта федерации для эффективного достижения приоритетов социально-политического развития регионов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Стиль политического руководства является одним из решающих признаков и факторов эффективности деятельности главы субъекта РФ.
2. Стиль политического руководства детерминирован особенностями ситуации, спецификой регионов, направленностью задач их социально- экономического развития.
3. Изучение темпоральных факторов формирования и функционирования стиля политического руководства позволяет утверждать, что стиль политического руководства закономерно вариативен ситуации переходности процесса государственного строительства.
4. Региональная социально-экономическая и политическая традиция оказывает непосредственное влияние на формирование руководящей практики главы субъекта федерации.
5. Опыт практической реализации моделей позволяет расширить возможности руководителя субъекта РФ в процессе принятия оптимально эффективного политического решения.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды зарубежных и отечественных учёных-социологов и психологов, мате-риалы научных конференций и семинаров, посвященных теоретико-методологическим вопросам политического лидерства и формирования стиля руководства, а также диссертации, посвящённые данной проблематике.
Диссертационное исследование подготовлено как политологическое. При этом использовались общенаучные методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, научной абстракции, нормативный, сравнительный для сбора и обработки информации общеметодологического блока исследования. Также использованы такие принципы и методы, как эмпирико-статистический, факторный, комплексный анализ, системный и структурно-функциональный подход, контент-анализ.
Эмпирическую базу исследования составили информационные мате¬риалы о деятельности руководителей субъектов федерации, их интервью центральным и местным средствам массовой информации, статистические данные о социально-экономическом развитии субъектов федерации и страны, нормативно-правовые акты, регулирующие административные, экономические отношения субъектов федерации и федеральных органов управления, объём и качество должностных полномочий глав субъектов федерации. В целом в исследовании было использовано более шестидесяти информационных материалов о деятельности глав субъектов федерации и более восьмидесяти интервью, данных средствам массовой информации. Следует отметить, что достоверность данной группы источников снижается из-за налёта субъективности как в передаче информации от интервьюированного к интервьюеру, так и при её получении исследователем. Однако материал интересен для политологической оценки стиля политического руководства глав субъектов федерации.
Использованы при анализе также статистические данные о социально- экономическом положении страны и регионов. Нормативно-правовые акты, обусловливающие механизм реализации властных полномочий глав субъектов РФ.
Научная новизна проведённого исследования состоит в том, что стиль политического руководства изучен в аспекте влияния на эффективность деятельности региональных руководителей. В диссертации осуществлён поиск возможностей целенаправленного варьирования стиля с целью достижения максимальных результатов управленческой деятельности.
Исследование стиля политического руководства осуществлено с позиций рассмотрения его как политологической единицы, изменяющейся под влиянием системных, темпоральных и психологических факторов. В исследовании выявлена зависимость эффективности стиля руководства от направлений социально-экономического развития. На основании анализа трёх ситуаций (начало функционирования новой структуры политической системы, системный кризис, условия стабилизации политической системы) предложена модель стилевого реагирования главы субъекта федерации с целью оптимизации результатов управленческого процесса.
Предполагается авторская трактовка понятия стиль политического руководства, который определяется как интегративная единица, состоящая из ряда стилей и факторов, включённых в процесс руководства: стиль политического лидерства, стиль принятия политического решения, стиль межличностного общения политического руководителя. Обращается внимание на то, что на стиль политического руководства также оказывает значительное влияние общая политическая система и конъюнктура, характер решаемых задач. Содержится вывод, что главам субъектов федерации не удаётся быть равно эффективными во всех направлениях деятельности. При изменении одного, а тем более, нескольких стилей, применяемых в процессе руководства, изменяется весь его стиль, а, следовательно, и эффективность деятельности руководителя. Допущение возможности влияния на характер и направленность изменений предполагает оптимизацию процесса управления в аспекте эффективности и справедливости по отношению к основным слоям общества. В изучении этого практического аспекта также видится авторская новация.
Апробация исследования: обсуждена на заседании кафедры политологии и политической психологии РГСУ (МГСУ), IX годичных научных чтений РГСУ (2002 г.), III Международном социальном конгрессе (2003 г.). Основные положения опубликованы в ряде статей общим объёмом 7,69 п. л.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, трёх разделов, заключения, библиографического списка и приложений.
РАЗДЕЛ I. Теоретико-методологические основы исследования стиля политического руководства
Подводя итоги, проведённого исследования необходимо констатировать наличие стиля политического руководства главы субъекта федерации как существенного фактора политической системы, оказывающего влияние на результат реализации социальных программ региона. Стиль политического руководства является сущностной чертой процесса управления в целом, так как он служит внешним проявлением процесса руководства.
В работе был проведён анализ основных теоретико-методологических подходов к пониманию сущности стиля политического руководства и его типологии. В процессе анализа были выявлены субъективные и объективные факторы формирования стиля политического руководства.
К объективным факторам формирования стиля политического руководства главы субъекта федерации относятся: временная характеристика политической системы и общества, пространственные ограничения. При этом временную характеристику существования и развития стиля политического руководства глав субъектов федерации можно определить в качестве революционного транзита, что означает нестабильность. Пространственные характеристики функционирования стиля политического руководства глав субъектов федерации отличаются симбиозом договорной модели федерализма и «исполнительного федерализма», где присутствует приоритет, во- первых, исполнительной ветви власти как на уровне субъекта федерации, так и на федеральном уровне, во-вторых, федеральных органов власти над органами власти субъектов федерации. Экономические ограничения функционирования стиля политического руководства глав субъектов федерации характеризуются наличием «ассиметричной» федерации и несбалансированностью распределения бюджетных средств, которое не отвечает основным требованиям справедливости и развития и использования потенциала всех субъектов федерации. Объективные факторы формирования стиля политического руководства глав субъектов федерации отражают пространственно-временные основания его функционирования.
К субъективным факторам формирования стиля политического руководства относятся личностные факторы, такие как стиль межличностного общения, стиль принятия политического решения, стиль лидерства. Эти факторы послужили для определения авторской методики оценки стиля политического руководства, которая основывается на применении информации открытых источников о профессиональной деятельности главы субъекта федерации и выделении из неё важных для исследователя блоков, касающихся указанных выше факторов.
Ситуативный подход к изучению стиля руководства в теории менеджмента определяет наличие трёх факторов эффективного стиля руководства: направленность на решение задачи, направленность на развитие человеческого потенциала команды и реагирование на реальность, при определении эффективности стиля политического руководства необходимо добавить ещё два компонента. Во-первых, участие в реализации решения и задачи, достижении результата потребителя управленческих услуг — населения, а при наличии развитого гражданского общества — объединённого гражданственного населения, во-вторых, зависимость результата действия от метода воздействия на конкретное проблемное поле (каким образом будет реализовываться решение, такового результата и следует ожидать), то есть наличие зависимости: проблемное поле -> метод воздействия (стиль)—>результат.
При наличии запланированного результата (достижение того или иного уровня показателя развития региона) на основании созданной методики определения повторяющихся тенденций можно определить оптимальный стиль политического руководства для воздействия на конкретную совокупность показателей. При употреблении данной схемы необходимо иметь одно известное и определить тенденцию в данном показателе в ограниченный пери¬од времени для создания прогноза или выбора стиля политического руководства с целью достижения наилучшего результата.
Стиль политического руководства, являясь существенной составляю-щей административного процесса, имеет свои сущностные черты и характеристики проявления, формируемый под влиянием объективных факторов пространственно-временного характера и условий осуществления властных полномочий. Политический режим, сложившийся тип политической культуры, национальный менталитет налагают отпечаток на сформировавшуюся модель реализации властных полномочий, отражают характер метода воздействия руководителя на проблемную ситуацию. Руководитель применяет большой спектр навыков и умений, которые образуют неповторимый стиль политического руководства, они определяют сущность стиля политического руководства и его тип в стандартной классификации.
Стиль политического руководства главы субъекта федерации в равной степени является симбиозом внешне- и внутриполитических факторов по от-ношению к главе субъекта федерации, к ним относятся:
— стаж политической деятельности;
— конкретная общественно-политическая ситуация;
— квалифицированность управленческой команды;
— политика федерального центра в отношении субъекта федерации;
— экономический потенциал субъекта федерации;
— представительство в законодательной ветви власти;
— возможности влияния и формирования регионального и общероссийского политических процессов.
Практика политической деятельности и соответствующий анализ показывают, что позиция федеральных органов власти предопределяет потенциал эффективности руководителя главы субъекта федерации, а стиль политического руководства является итогом приспособления руководящего лица к много¬образным специфическим условиям, в которых происходит деятельность.
Стиль политического руководства — универсален и не может быть оценён с моральной точки зрения «плохой-хороший», только «эффективный в большей степени» или «эффективный в меньшей степени». Неэффективность стиля политического руководства также относительна, так как она может быть оценена как по общим критериям, так и отдельно по направлениям политической деятельности. Кроме того, существует зависимость стиля политического руководства от временных и пространственных показателей, поэтому при универсальности стиля политического руководства как такового столь важны формационные (временные) показатели и особенности геостратегического положения носителя стиля политического руководства и объекта управления. Также следует отметить, что зависимость выбора стиля политического руководства и его эффективность от культурных традиций региона не обязательна, так как в условиях Российской Федерации главы субъектов федерации не являются коренными жителями возглавляемого субъекта федерации и, следовательно, не являются носителями традиционной местной культуры, а при выборе средств и методов управления пользуются привычными для них, не местными и не специфическими культурными нормами. От особенностей местной культуры в большей степени зависит не стиль политического руководства и не столько его эффективность, а сколько общий результат деятельности, который может быть положительным, отрицательным или нулевым в том или ином направлении деятельности при воздействии любого стиля политического руководства.
Обнаружение и закрепление характера и специфики моделей стилей политического руководства определила возможность установления взаимо-связи стиля политического руководства главы субъекта федерации и эффективности деятельности руководителя субъекта федерации в социальной сфере. Нами было определено, что стили политического руководства имеют раз-личную степень эффективности, также не имеют чёткого разграничения на абсолютно эффективный и абсолютно неэффективный стили политического руководства, так как один стиль политического руководства различно эффективен в различных направлениях деятельности социальной сферы. Также была определена тенденция, благодаря которой стали возможны предложения по оптимизации стиля политического руководства главы субъекта федерации, следовательно, увеличению эффективности совокупного стиля политического руководства (так как один из стилей является доминирующим, но не единственным в деятельности главы субъекта федерации), следовательно, всего процесса управления субъектом федерации.
Современные тенденции предопределяют унификацию стиля на основе общеустановленной практики формирования кадров глав субъектов федерации, но и противоречивую практику разрешения федеральных и региональных интересов.
Уточнение целей политического процесса и формирование более видимых рамок полномочий и возможностей для главы субъекта федерации изменяет объективные условия формирования стиля политического руководства главы субъекта федерации. Чёткая функциональная и иерархическая определённость руководителя может позволить ему вырабатывать тот стиль политического руководства, тот метод действия, который в наибольшей степени будет отвечать насущным и перспективным потребностям региона и страны, а не позволять руководителям формировать собственный политический режим. С другой стороны, возможно, усилятся тенденции копирования стиля политического руководства высшего управляющего лица.
1. Закон Саратовской области О социальной защите населения в саратовской области. Принят саратовской областной думой 29 декабря 1999 года.
2. О программе социально-экономического развития Российской федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы). Распоряжение от 10 июля 2001 г. N 910-р (в ред. Постановления правительства РФ от 06.06.2002 № 388).
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. М.: Рус. яз. 1990.
4. Политическая теория и политическая практика: Словарь- справочник / Миголатьев А. А. М.: Изд-во «ГИТИС», 1994.
5. Политическая энциклопедия / Под ред. Семигин Г. Ю. и др. В 2-х тт. М.: Мысль, 1999.
6. Политология: Словарь-справочник / Василик М. А., Вершинин М. С. и др. М.: Гардарики, 2000. 328 с.
7. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат, сб. / Госкомстат России. М., 2003.
9. Российские регионы после выборов-96. М.: Юрид. лит., 1997.
10. Словарь антонимов русского языка: Более 2000 антоним, пар / Под ред. Л. А. Новикова. 4-е изд. стер. М.: Рус. яз., 1988.
11. Словарь синонимов русского языка: Ок. 9000 синонимических рядов. / Под ред. Л. А. Чешко. 5-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986.
12. Толковый словарь по управлению. М.: «Алане», 1999.
13. Федерализм. Энциклопедический словарь. М., 1997.
Научные и монографические издания
14. Айзенк Г. Ю. Структура личности. М.: КСП+, СПб.: Ювента, 1999
15. Айзенк Г. Ю., Вильсон Г. Как измерить личность. М.: Когито-центр, 2000.
16. Аллахвердян А. Г. Стиль руководства как детерминанта деятельности малой научной группы. Дисс. ... канд. псих. наук. М., 1993.
17. Амелин В. Н. Кандидаты и избиратели: лицом к лицу. Полевые избирательные технологии. Методическое пособие для партийного актива и организаторов избирательных кампаний / Амелин В. Н., Устименко С. В., Наумов В. И. М.: РУСАКИ, 2003. 164 с.
18. Аринин А. Проблемы развития российской государственности в конце XX века // В кн.: Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997.
19. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М., 1968.
20. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.
21. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
22. Ашин Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М.: Мысль, 1978.
23. Беляцкий Н. П. Формирование и развитие стиля управления трудовых коллективов промышленного предприятия. Дисс. ... д-ра социол. наук. М., 1991.
24. Бетин О. И. Бюджетный федерализм в России: проблемы регулирования и управления. М.: Изд-во МГУ, 1999.
25. Блейк Р., Моутон Дж. Научные методы управления. Пер. с англ. Киев: Наук, думка, 1990.
26. Борисов С. Постоянные и переменные величины регионального политического процесса до и после выборов. — Нижегородские выборы-95: новые тенденции и старые уроки. Нижний Новгород, 1996.
27. Быков А. В. Качества личности руководителя и успех деятельности. М.: Изд-во УРАО, 2001. 112 с.
28. Вебер М. Политика как призвание и профессия / Избр. произведения. М., 1990.
29. Воробьев В. В. Государственная служба: проблемы становления и развития. Автореферат дисс. ... докт. пол. наук. М., 1999.
30. Гельман В., Рыженков С. Политическая регионалистика России: история и современное развитие. М., 1999.
31. Герасимова Т. В. Взаимосвязь социальных представлений о стилях руководства с личностными свойствами подчиненных. Дисс. ... канд. псих. наук. М., 2002.
32. Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е. Психология бизнеса. М., 1998.
33. Еськов Г. С., Тавадов Г. Т. Социальная сфера и социальная политика России в 1990-е годы. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2001. 60 с.
34. Журавлёв А. А. Стиль в современной психологии управления. М.: «Экономика», 1994.
35. Зотова 3. М. Власть и общество: проблемы взаимодействия / Под общ. ред. С. А. Попова. М.: ИКФ «Омега-Л», 2001.352 с.
36. Иванов В. И. Социальные технологии в современном мире. Н. Новгород: Волго-Вят. акад. гос. службы, 1996.
37. Имидж лидера. / Под общ. ред. Е. Егоровой-Гантман. М., 1994.
38. Институциональные аспекты регионализма в общеевропейском контексте. Екатеринбург, 1996.
39. Ионцева М. В. Стиль руководства как системно-образующий фактор социально-психологического климата. Дисс. ... канд. псих. наук. М.,1999.
40. Калугина Н. А. Временные характеристики индивидуального стиля деятельности. Дисс. ... канд. псих. наук. М., 2000.
41. Ким Джин Май Трансформация государственного управления в российской федерации автореферат дисс. ... канд. пол. наук. М., 1999.
42. Кодин М. И. Теоретико-методологические проблемы социально- экономических и социально-политических преобразований в России в конце XX века. М.: «Наука», 2002. 213 с.
43. Кожурин Ф. Д. Процесс управления (системное исследование и разработка на примере региона). М.: Мысль, 1988.
44. Козорезов Д. В. Управление персоналом и стиль рководства в социальных организациях. Дисс. ... канд. социол. наук. М., 1999.
45. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. Пер. с англ. М., 1987.
46. Коренева Е. Л. Стиль руководства производственной организацией в условиях становления рыночных отношений в России. Дисс. ... канд. экон. наук. М., 1999.
47. Котляревский Г. М. Тип личности и предпочитаемый стиль руководства. Дисс. ... канд. псих. наук. М., 1993.
48. Кочетков А. В. Принципы и источники формирования кадров государственной службы субъектов российской федерации в условиях становления правового государства. Автореферат дисс. ... канд. социол. наук. М., 1999.
49. Кустова А. В. Акмеологические условия и факторы формирования продуктивного стиля руководства в сфере государственной службы. Дисс. ... канд. псих. наук. М., 2002.
50. Лебедев П. Н. Очерки теории социального управления. Л.: Наука, 1976.
51. Лебедев П. Н. Социальное управление. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982.
52. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.
53. Лужков Ю. М. Путь к эффективному государству: План преобразования государственной власти и управления в Российской Федерации. М.: Изд-во МГУ, 2002. 208 с.
54. Луман Никлас. Власть/Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2001.256 с.
55. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас : Практ. рук.: Пер.с нем. М.: Hippo, 2003.
56. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж: НПО«МОДЭК», 1993.
57. Люшер М. Цвет вашего характера : Пер. с англ. М.: РИПОЛ классик, 1997.
58. Люшер М. Цветовой тест Люшера : Пер. с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
59. Макарцев А. Г. Формирование стиля современного руководителя (социологический аспект). Дисс. ... на канд. социол. наук. М., 1992.
60. Мак-Грегор Д. Лидерство и мотивация
61. МамсуровТ.Д. Российский федерализм: национально-этнический кон-текст. Монография. М.: «Вариант», 2001. 240 с.
62. Маркаанэ Л. X. А. Особенности стилей управления хозяйственных руководителей на Кубе. Дисс. ... канд. псих. наук. М., 1993.
63. Маркова Е. В. Индивидуально-типологические закономерности стилей управленческих решений и их диагностика. Дисс. ... канд. псих. наук. Ярославль, 2001.
64. Марченко Г. Региональные проблемы становления новой российской государственности. М., 1996.
65. Матвеев Р. Ф. Теоретическая и практическая политология. М.: РОССПЭН, 1993. 239 с.
66. Мишурский Л. Э. Индивидуальный стиль руководителя в формировании управленческой команды. Дисс. ... канд. псих. наук. М., 2001.
67. Морозов А. Н. Формирование эффективности стиля управленческой деятельности руководителя:. Дисс. ... канд. псих. наук. М., 1998.
68. Нестеренко А. Н. Экономика и институциональная теория / Отв. ред.
акад. Л. И. Абалкин. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 416 с.
69. Ницше Ф. Весёлая наука. Соч. в 2-х тт. Т.1. М., 1990.
70. Осадчая Г. И. Социальное государство в России: противоречия и перспективы формирования. М., 2003.
71. Охотский Е. В. Кадры КПСС и перестройка стиля их политической деятельности в условиях обновления советского общества. Дисс. ... д- ра социол. наук. М., 1991.
72. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. Новгород: «Ай Кью», 1992.
73. Пищулин Н. П., Сокол С. Ф. Политическое лидерство. М.: Б.Н., 1992.
74. Пляйс Я. А. Политология и актуальные проблемы политической жизни современной России. М.: Город, 2002. 192 с.
75. Политическое консультирование. Изд. 2-е. М.: Никколо-Медиа, 2002. 471 с.
76. Пугачёв В. П. Субъекты политики: личность, элиты, лидерство. М.,1991.
77. Саенко Г. В. ...оппозиция ...оппозиция? Да здравствует оппозиция! (Политическая оппозиция как социальное явление). М.: «Союз», 1995. 301 с.
78. Саенко Г. В. Оппозиция и общество: Россия 1990-х годов: Учебное пособие. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. 224 с.
79. Слепенков И. М., Процесс управления (системное исследование и разработка на примере региона). М.: Мысль, 1988.
80. Смирнов С. Н. Региональные аспекты социальной политики. М: Гелиос АРВ, 1999.
81. Социальная политика: парадигмы и приоритеты : Монография / Под общ. ред. В. И. Жукова. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000.
82. Социальная синергетика: предмет, актуальные проблемы, поиски, решения : Сборник научных трудов // Под общ. ред. д.филос.н., проф. В. П. Шалаева. Йошкар-Ола, МарГТУ, 2003. 320 с.
83. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента
84. Тулеев А. М. Политическое лидерство в современной России. Региональный ракурс. М.: «Мысль», 2000. 232 с.
85. Удоденко А. А. Социология региона: показатели и критерии. Барнаул,1992.
86. Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997.
87. Фененко Ю. В. Управленческая деятельность военного руководителя в условиях административной реформы: проблемы оптимизации стиля. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
88. Филиппов В. Р., Грушкин Д. В. Федерализм как он есть... Интервью с руководителями субъектов РФ о федерализме и региональной политике. М., 2001.304 с.
89. Финашин А. В. Оптимизация процесса формирования индивидуально¬го стиля управленческой деятельности руководителя правоохранительных органов. Дисс. ... канд. псих. наук. М., 2003.
90. Чечёткин М. В. стиль профессиональной деятельности политработника (философский анализ). Дисс. ... д-ра филос. наук. М., 1991.
91. Чурюмова С. Ф. Формирование и развитие предпринимательского стиля управления как важнейшего фактора повышения эффективности производства: на примере организаций нефтепродуктообеспечения «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт». Дисс. ... канд. экон. наук. Калининград, 2002.
92. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
93. Штульберг Б. М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ,2000.208 с.
94. Щукин М. Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования. Дисс. ... д-ра псих. наук. Пермь, 1994.
Учебники и учебные пособия
95. Бабурин В. Л., Мазуров Ю. Л. Географические основы управления: Курс лекций по экономической и политической географии. Учебное пособие. М.: Дело, 2000. 288 с.
96. Герчиков В. И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. Методология с позиции практики. Новосибирск: Наука, 1984.
97. Игнатов В. Г., Белолипецкий В. К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. Ростов н/Д.: «МарТ», 2000. 256 с.
98. Ильин В. В. Политология: Учебник для вузов. 4-е изд., исп. и доп. М.: Книжный дом «Университет», 2001. 716 с.
99. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. Изд. стеретипное. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 368 с.
100. Лукьяненко А. Е., Лукьяненко В. И., Новиков А. В. Управление персоналом государственных органов: система организации и функционирования. М.: Наука, 1999.
101. Мангейм Джарол Б., Рич Ричард К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисл. А. К. Соколова. М.: «Весь мир», 1997. 544 с.
102. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента : пер. с англ. М.: Дело, 2004.
103. Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова: Учебное пособие. М.: МГСУ, 2001. 992 с.
104. Общая теория управления: Курс лекций. М.: Изд-во РАУ, 1994.
105. Основы социального управления. Учебное пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. Под ред. В. Н. Иванова. М.: Высш, шк., 2001. 271 с.
106. Политическая психология. Учебное пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М., 2000. 724 с.
107. Пушкарева Г. В. Политический менеджмент: Учебное пособие. М.: Дело, 2002. 400 с.
108. Слепенков И. М. Аверин Ю. П. Основы теории управления. Учеб, пособ. для вузов. М.: Высшая школа, 1990.
109. Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 559 с.
110. Социальная политика: Учебник. / Под общ. ред. Н. А. Волгина. М.: «Экзамен», 2002. 736 с.
111. Формы и механизмы межрегиональной интеграции: Учебное пособие/Под ред. В. Е. Селивёрстова. Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.
Публикации в периодических изданиях
112. Абдуллин И. С. Формирование новой социальной стратегии и ее реализация в современных условиях // Аналитический вестник. 1998. № 8 (75).
113. Агапонов А. Ответственность региональной власти // Власть. 2000. №4.
114. Агапонов А. К. Управление регионами и местное самоуправление: вопросы ответственности руководства // СОЦИС. 2002. № 2.
115. Азарх Э. Перспективная социальная политика в глазах населения // Мониторинг общественного мнения. 2001. № 1 (51).
116. Активная социальная политика и социальная ориентация рыночной экономики // Аналитический вестник. 1997. № 14 (59).
117. Алексеева Т. А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти // Вопросы философии. 1998. № 7.
118. Андреев С. С. Политический авторитет и политическое лидерство // Социально-политический журнал. 1993. № 1-2.
119. Андрианов В. Д. Инфляция и методы ее регулирования.
120. Анискевич А. С. Массы и лидеры в условиях перехода от диктатуры к демократии // Вестник МГУ, сер. 12. 1992. № 2.
121. Аринин А. Н. Российская государственность и проблемы федерализма. ИЭА Исследования по прикладной и неотложной этнологии № 105.
122. Афанасьев М. От вольных орд до ханской ставки // Pro et Contra. 1998. Т. 3. № 3.
123. Ачкасов В. А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Полис. 2001. № 3.
124. Ашин Г. К. Политическое лидерство: оптимальный стиль // Общественные науки и современность. 1993. № 2.
125. Барбаков О. М. Регион как объект управления // СОЦИС. 2002. № 7.
126. Бердашкевич А. П. Основные принципы формирования и реализации государственной политики // ВМУ. Сер. 12. Политические науки. 2001. №4.
127. Бляхер Л. Е. Парадоксы региональной политологии. Записки провинциала // ПОЛИС. 2001. № 6.
128. Богачева О. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов
129. Болтенкова Л. Асимметричность Федерации // Регионология. 1997. № 1.
130. Бородулина Н. А. Города-доноры: опора федерального центра или источник региональных конфликтов? // ПОЛИС. 2002. № 6.
131. Бухвальд Е. Двусторонний договорной процесс и перспективы федерализма. // Экономист. 2002. № 2.
132. Вобленко С., Огнев Г. Система имущественного бюджета
133. Волков В. О концепции практик в социальных науках//Социологические чтения. 1997. №2.
134. Гаврилюк В.В. Глобализация, федерализм и региональное развитие И СОЦИС. 2002. № 2.
135. Гельман В. Я. Постсоветские политические трансформации. Наброски к теории // Полис. 2001. № 1.
136. Гельман В. Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // ПОЛИС. 1998. № 1.
137. Гельман В. Я. Демократизация, структурный плюрализм и неустойчивый бицентризм: Волгоградская область // Полис. 2000. № 2.
138. Голосов Г. Губернаторы и партийная политика // Pro et contra. 2000. Том 5. № 1. Зима.
139. Гонтмахер Е. Социальная политика в России: эволюция 90-х и новый старт // Pro et Contra. 2001. Том 6. Лето.
140. Горбачёва Ж. А. Социальная политика в РФ: проблемы принятия и реализации управленческих решений за последние десять лет
141. Горский И. В., МалисН. И., Медведева О. В., Левицкая Л. А., Семкина Т. И., Веселова А. В. Проблемы налогообложения оценка налоговой политики // Аудит и финансовый анализ. 2002. № 2.
142. Гржейщак С. Е. Гражданское общество и правовое государство // ОНС. 2000. № 1.
143. Гржейщак С. Е. Региональное лидерство в современном политическом процессе России // ВМУ. Сер. 12, Политические науки. 2000. № 1.
144. Друзяка Е. В. Влияние региональных правящих элит на массовое политическое сознание (основные подходы к изучению) // ВМУ. Сер. 12. Политические науки. 2001. № 4.
145. Елисеев Б. П. Договоры и соглашения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации: решение и порождение проблем? // Государство и право. 1999. № 4.
146. Захаров А. А. «Исполнительный федерализм» в современной России И Полис. 2001. № 4.
147. Зелетдинова Э. Механизмы демократизации государственных органов власти региона и региональной властной элиты // Власть. 2001. № 9.
148. Зелетдинова Э. Элита - власть - демократия // Власть. 2000. № 3.
149. Зубаревич Н. Пришел, увидел, победил? (Крупный бизнес и региональная власть) // Pro et Contra. Том 7, Зима 2002.
150. Иванов В. Н., Назаров М. М. Политико-идеологические и социально- экономические составляющие региональных отношений в России // Социс. 2001. № 7.
151. Игнатов В., ПонеделковА. Региональные элиты и российский федерализм И Власть. 2002.
152. Казин Ф. Закат транзитологии или серая зона Европы? Восточнославянский треугольник перед вызовом истории // РИА РосБизнесКонсал-тинг. Опубликовано 10.12.02
153. Капустин Б. Г. Конец “транзитологии”? О теоретическом осмыслении первого посткоммунистического десятилетия // Полис. 2001. № 4.
154. Капустин Б. Г. Посткоммунизм как постсовременность российский вариант // Полис. 2001. № 5.
155. Качаев С. В., Макаренко Д. И. Интегрированный информационно-аналитический комплекс для ситуационного анализа социально- экономического развития региона
156. Ковалев В. А. Поставторитарный синдром в регионе опыт Республики Коми в контексте “путинского федерализма” // ПОЛИС. 2002. № 6.
157. Козловский А. А. Типы социальной политики — американский вариант.
158. Козоводов Д. Характеристика стилей руководства // Управление персоналом. 1999. № 2.
159. Комаров Е. Черты американского стиля управления // Управление персоналом. 2000. № 9.
160. Коновалова Т. И. Преобразования в России и политическая роль совета федерации // ВМУ. Сер. 12, Политические науки, 2000. № 1.
161. Конякина А. П., Шинковская Н. В. Параметры эволюции политического режима в Приморье // ПОЛИС. 2003. № 2.
162. Копылов И. Я. Онтология социального напряжения в России
163. Коргунюк Ю. Г. Политическая элита современной России с точки зрения социального представительства // Полис.
164. Корниенко В. Стиль управления как мотивирующий фактор // Управление персоналом. 1999. № 5.
165. Корниенко В. Стиль управления как мотивирующий фактор // Управление персоналом. 1999. № 5.
166. Коултер Д. Культурные различия и управление // Проблемы теории и практики управления.
167. Кретов Б. И. Современные западные концепции лидерства // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4.
168. Кузнецова О., Шестакова М., Шеховцов А. Федеральные округа России: социально-экономическое развитие в 1996-1999 гг. // Вопросы экономики. № 10.
169. Ларина Н.П. Смена парадигмы в региональной политике//Регион: экономика и социология. 2000. № 4.
170. Левада Ю. А. Социальные типы переходного периода: попытка характеристики // Информационный бюллетень мониторинга. 1997. № 2.
171. Лесников Г. Политические механизмы регулирования социально- экономических процессов в России // Власть. 2000. № 3.
172. Лукин А. В. Переходный период в России: демократизация и либеральные реформы // Полис. 1999. № 2.
173. Мак-Грегор Д. Человеческий фактории производство И Социс. 1995. № 1.
174. Малякин И. Российская региональная мифология: три возраста // Pro et contra. 2000. Том 5. № 1. Зима.
175. Маслаков В. В., Зубков К. И., Пленкин В. Ю. Модель региона- квазикорпорации // Регион: экономика и социология. 2000. № 2.
176. Мендрас М. Как региональные элиты защищают свою власть ИPro et contra. Том 5. № 1. Зима 2000.
177. Микульский К. И. Задачи и возможности социальной политики на со-временном этапе реформирования российского общества // Аналитический вестник. 1998. № 8 (75).
178. Нечаев В. Региональные политические системы в постсоветской России // Pro et contra. 2000. Том 5. № 1. Зима.
179. Николаев М., МахотаеваМ. Обобщение опыта планирования социально-экономического развития в субъектах РФ // Вопросы экономики.
180. Общая газета. 2001. 23 май. № 17.
181. Оскарссон Г., Карппи И., Мариуссен А. Влияние региональных политиков на отраслевую политику//Регион: экономика и социология. 2000. № 4.
182. Петров Н. Федерализм по-российски ИPro et Contra. 2000. Том 5. Зима.
183. Поздняков А., Лавровский Б., Масаков В. Политика регионального выравнивания в России (основные подходы и принципы) // Вопросы экономики. 2000. № 10
184. Полищук Л. Российская модель переговорного федерализма: политико- экономический анализ // Политика и экономика в региональном измерении. Серия "Studiapolitika". Вып. 3. М.; СПб., 2000.
185. Потапов Л. Социальная политика и саморазвитие региона (на примере республики Бурятии) // Экономист. № 1.
186. Радаев В. Есть ли шанс создать российскую национальную теорию в социальных науках? // Pro et Contra. Том 5, Лето 2000.
187. Райхлен М. Влияние национальной культуры на стиль управления?
188. Распопов Н. П. Социально-политическая стабильность региона - субъекта РФ // ПОЛИС. 1999. № 3.
189. Регулирование социальных вопросов: государственная политика, политика занятости и доходов //Аналитический вестник. 1997. № 14 (59).
190. Реформирование федеративных отношений в России // Вопросы экономики. ????. № 10.
191. Россия после Ельцина: возможен ли новый курс? (Материалы круглого стола). // ВМУ. Серия 12, Политические науки. 2000. № 5.
192. Селиверстов В. Е., Игудин А. Г., Подпорина И. В., Клисторин В.И. Бюджетное регулирование финансовых потоков в трехуровневой системе «Федеральный центр - субъекты федерации - административные районы и муниципалитеты» в интересах сокращения региональной асимметрии
193. Сергеева Т. В. Приоритеты социальной политики в Поволжье // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2001. № 21 (152).
194. Сергунин А. Регионы против центра: их влияние на российскую внешнюю политику // Internationale politik. 2000. № 5.
195. Силласте Г. Г. Социальная политика в оценках общественного мнения на федеральном и региональном уровнях // Аналитический вестник. 1998. № 8(75).
196. Ситнова И.В. Социально-политические реформы в России с позиции полипарадигмального подхода // Социс. 2001. № 2.
197. Смирнягин Л. В. Оценка региональных последствий деятельности федерального правительства: региональная экспертиза // Регион: экономика и социология. 2000. № 2.
198. Соловьев А. И. Культура власти российской элиты: искушение конституционализмом? // ПОЛИС. 1999. № 2.
199. Социальная политика: территориальный аспект. // Человек и труд. 2000. № 4.
200. Спиридонова В. И. Слабое и сильное государство как две исторические модели модернизации в современных условиях // ВМУ. Сер. 12. Политические науки. 2001. № 4.
201. Строев Е. О новых ориентирах экономической политики
202. Строев Е. Экономические реформы в России: взгляд в будущее // Вопросы экономики. 2001. № 6.
203. Строков А. И. Мировой опыт использования принципов бюджетного федерализма // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2001. № 12.
204. Суспицын С. А. Подход к комплексной оценке влияния государственной политики на региональное развитие // Регион: экономика и социология. 2000. № 3.
205. Тадевосян Э.В. Проблемы российского федерализма//Социс. 2001. №7.
206. Тарусина И. Г. Динамика политических установок региональных элит России (на примере Саратовской области) // ПОЛИС. 2002. № 1.
207. Территориальные различия в финансировании социальных расходов // Аналитический вестник совета федерации ФС РФ. 2002. № 2 (157).
208. Тимошенко В. И. Общественно-политическое лидерство // Социально- политические науки. 1990. № 11.
209. Тихонова Н. Е., Шкаратан О. И. Российская социальная политика: выбор без альтернативы? // СОЦИС. 2001.
210. Тулеев А. Г. Политическое лидерство: сущность, содержание, функции //Вестник московского университета. Серия 12, политические нау¬ки. 1999. № 5.
211. Туровский Р. Ф. Основы и перспективы региональных политических исследований // ПОЛИС. 2001. № 1.
212. Федосов П. А., Валентей С. Д., Соловей В. Д., Любовный В. Я. Перспективы российского федерализма: федеральные округа, региональные политические режимы, муниципалитеты // ПОЛИС. 2002. № 4.
213. Федулова М. Итоги структурирования региональной исполнительной власти (на примере саратовской области) И Власть. 2000. № 5.
214. Херрманн-Пиллат К., Евстигнеев Р., Дерябина М., Нестеренко А., Хэнсон Ф., Мальцев А. Реформирование федеративных отношений в России (взгляд с позиции конкурентного федерализма) И Вопросы экономики. № 10.
215. Чернавский М. Ю. Модернизация и глобализация.
216. Чистяков В. С. Сущность и содержание социального управления
217. Шахов А. Военная организация переходного периода: демократические параметры развития. // Власть. 1999. № 7.
218. Шелекасова Н. П. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера // ПОЛИС. 2000. № 4.
219. Шкаратан О. И., Тихонова Н.Е. Российская социальная политика: вы-бор без альтернативы? // Социс. 2001. № 3.
220. Шпак Л. Л. Современная социальная политика.
221. Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5.
222. Программа повышения уровня жизни населения астраханской области до 2005 года.
223. Гужвин А. Российские регионы: первые лица. "Известия". 06.12.2000.
224. Гужвин А. Стабильность государства - в благополучии провинции. Регион. 1999. Июль. № 7.
225. Радио свобода. Лицом к лицу. [22-07-01]
226. Илюмжинов К. Я до сих пор считаю себя советским гражданином // http://www.amorozov.ru/inviews/ilumzhinov kirsan/
227. Ишаев В. У меня ощущение непоправимой беды.... Тихоокеанская звезда. 19 января 2001 г.
228. Голоса России. Виктор Ишаев.
229. Амурская заря. № 49 (5790). 03 декабря 2003.
230. Валерий Коков: "Укрепление государства выше, чем амбиции". Известия. № 125 от 14/07/2001.
231. Виктор Кресс: "Власти мне хватает". Томский вестник. 2 июля 2002 г.
232. Виктор Кресс: "Нужно остановить экспансию фискального федерализма". Честное слово. Декабрь 2001 г.
233. Виктор Кресс: "Мы увеличиваем расходы на социальные программы". АиФ в Томске. Ноябрь, 2001 г.
234. Виктор Кресс. О власти и о себе. Век. Август 2001г.
235. Лисицын А. «Я не любитель мелочной опеки». Золотое кольцо. 5 декабря 2001 г.
236. Чуб В. Ф. Главный итог прошлого года: мы смогли выполнить все основные социальные гарантии // Право и бизнес на юге России. 2002. март. № 1-2.
237. Чуб В. Ф. «Один казак в степи не воин». Сельская жизнь. 5 июля 2001.
238. «Главное - выбрать приоритеты». Тувинская правда. 18.03.03г., №30.
239. Интервью губернатора омской области Полежаева Л. Российская газе-та. 26 мая 2001 года.
240. Полежаев Л. "Среди сфер жизнеобеспечения охрана здоровья приоритетна". Медицинский вестник. 1999 г. № 21.
241. Полежаев Л. «Надеюсь, что новая дума будет более прагматичной». Нефтегазовая вертикаль. 1999. № 12.
242. Потапов Л. В. «Бурятия - территория экономического роста». Гудок- Байкальский регион. 1999. № 30.
243. Россель мечтает об инвестиционной эмиссии. Независимая газета. 3 апреля 1999 года.
244. Россель Э. Э. СНГ еще никому не помогло. Труд. 23 марта 1999 года.
245. Россель Э. Э. «Я действительно предлагал ввести золотой червонец». Труд. 15 октября 1998 г.
246. Титов К. «Социал-демократия в поисках ниши». Век 19 января 2001 г.
247. Интервью Егора Строева в Буэнос-Айресе. Труд. 03.06.2000.
248. Интервью губернатора Орловской области Егора Семеновича Строева Радио Экспресс, 3 июня 2002 года, (прямой эфир 15:00 - 15:30).
249. Интервью Александра Филипенко от 30.04.04. Владимир Страшнов, собственный корреспондент г. Ханты-Мансийск
250. Интервью с Александром Филиппенко от 26.03.04 информация подготовлена при содействии В. Страшнова (журнал "Югра").
251. Александр Филипенко: "Достигнутых позиций не утратим". Тюменские известия. № 34-35 (3416-3417), 18.02.2004г.
252. Югра на финише года. Россия. № 48 (372), 27 ноября - 3 декабря 2003 г.
253. Интервью Александра Филипенко «Мы начали новое освоение Югры». Эксперт-Урал, 23 декабря 2002 года, № 48 (83).
254. Регионы - локомотив всей страны. Лица. Декабрь 2002 г. - январь 2003 г.
255. Александр Филипенко: "У полпреда тоже нет волшебной палочки". Тюменские известия. 26 октября 2002 года.
256. Александр Филипенко: «Эффективная стратегия - реальная экономика». Элита-region, № 2 (8), февраль 2002.
257. "Мы должны сохранить рассудок...". Тюменская правда. 15 апреля 1998 г.
258. Филиппенко А. Муниципальное учреждение. Телевидение нижневартовского района, 20.11.98 г.
259. Филиппенко А. «Югра - край холодный. Может, поэтому люди здесь не так быстро портятся». АиФ в Западной Сибири. № 39. Декабрь 1995 года.
Тезисы конференций и семинаров
260. Афанасьев М. Н. В России сформированы представительные собрания правящих региональных групп // Куда идёт Россия?.. Трансформация социальной сферы и социальная политика. М., 1998.
261. Белоусов Д. Р. Трансформация системы государственных финансов. Проблемы прогнозирования // Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2001. № 2.
262. Белоусова М. П. Гендерная составляющая региональной социальной политики в условиях трудного становления гражданского общества в России начала XXI века И Социальная политика реалии XXI века: региональный аспект. Региональная конференция 17 октября 2002 г., г. Барнаул.
263. Васильчук Ю. А. Место и роль России в современной системе моделей социально-экономического и политического развития // Куда идёт Рос-сия?.. Трансформация социальной сферы и социальная политика. М., 1998.
264. Дахин В. Н. Политические аспекты трансформации социальной сферы в России // Куда идёт Россия?.. Трансформация социальной сферы и социальная политика. М., 1998.
265. Ефимов В. С. Технологии управления социальными изменениями: интеллектуальная инфраструктура развития муниципального управления // Социальная политика реалии XXI века: региональный аспект. Региональная конференция 17 октября 2002 г., г. Барнаул.
266. Желтов В. В. Содержание и контуры новой социальной политики // Социальная политика и местное развитие: Тез. международ, научно- практич. конф. 17 апреля 2000г., г.Кемерово / Отв. ред. Л. Л. Шпак. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.
267. Желтов В. В., Шпак Л. Л. Противоречия региональной социальной политики // Социальная политика реалии XXI века: региональный аспект. Региональная конференция 17 октября 2002 г.: Тезисы докладов. Барна¬ул, 2002.
268. Колесникова О. Н. Основные тенденции развития социальной политики в регионах экологического неблагополучия // Социальная политика реалии XXI века: региональный аспект. Региональная конференция 17 октября 2002 г., г. Барнаул.
269. Колосницын И. В. Анализ дифференциации социально-экономического развития регионов России // Материалы к семинару CEPRA 15-16 но-ября 1999 г. Российский Фонд Социальных реформ. М., 2000.
270. Краснов Б. И. Социальное развитие общества: современное состояние и перспективы / В сб.: V годичные научные чтения МГСУ «Социальное развитие общества: Современное состояние и перспективы». Материалы выступлений участников чтений. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999.
271. Кузнецова О. Законодательное обеспечение региональной экономической политики // ЦКИ Монф-2000. М., 2000.
272. Сенатова О. Региональный авторитаризм на стадии его становления. Куда идет Россия? (III). Социальная трансформация постсоветского пространства. Заславская Т. (ред.). М., 1996.
273. Соловьёв А. И. Особенности механизма принятия государственных решений в постсоветской России: социокультурные и психологические параметры. // Куда идёт Россия?.. Трансформация социальной сферы и социальная политика. М., 1998.
274. Тулеев А. М. Государственная власть и социальная политика // Социальная политика и местное развитие: Тез. международ, научно-практич. конф. 17 апреля 2000 г., г. Кемерово / Отв. ред. Л. Л. Шпак. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.
275. Чиганова С. Д. Целевые программы как инструмент реализации социальной политики в регионах // Социальная политика реалии XXI века: региональный аспект. Региональная конференция 17 октября 2002 г., г. Барнаул.
276. Шпак Л. Л. Современная социальная политика. // Социальная политика и местное развитие: Тез. международ, научно-практич. конф. 17 апреля 2000г., Кемерово / Отв. ред. Л. Л. Шпак. Кемерово: Кузбассвузиздат,2001.
Литература на иностранных языках
277. Baher С. The Vroom-Yetton Model of Leadership — Model, Theory or Technique // Omega. N.Y., 1980. N 8.
278. Dictionnare de Geopolitique. Sous la direction de Yves Lacoste. Paris, 1995.
279. Eisenstadt S.N. Multiple Modernities. Daedalus, vol. 129, № 1, 2000.
280. Fiedler P., Garcia J. New Approachers to Effective Leadership. N.Y., 1987.
281. Fiedler P. A Contingency Model of Leadership effectivness//Advances in Experimental Social Psychology. N. Y., 1964. Vol. 1.
282. Fields R. A Critique of the Vroom-Yetton Contingency Model of Leadership Behavior//Academy of Management Review. 1979. Vol. 4.
283. Filley A., House R., Kerr C. Managerial Process and Organizational Behav-ior. Glenview, 1976.
284. Green S., Mitchell T. Attributional Processes of Leaders in Leader-Member Interactions // Organizational Behavior and Human Performance. 1979. № 23.
285. Handbuch des Staatsrechts der Bundesrepublik Deutschland. Heidelberg, C.F. Muller Juristischer Verlag, 1987-1992.
286. Hersey P., Blanchard K. Management and Organizational Behavior. 4th ed. Englewood Cliffs, N.Y., 1982.
287. House R. A Path-goal Theory of Leadership Effectiveness // Administrative Science Quarterly. N.Y., 1971. N 16.
288. House R., Dessler G. The Path Goal Theory of Leadership: Some Post Hoc and apriori tests // Contingency Approaches to Leadership. Carbondale: Southern Illinois University Press. 1974.
289. Huntington 1968: 1-2, 34-35, 140.
290. Likert R. The Human Organization. N. Y., McGraw-Hill, 1967.
291. McGregor D. The Human Side of Enterprise. N. Y., McGraw-Hill, 1960.
292. Mitchell T. Path-goal Theory of Leadership // Journal of Contemporary Business. N.Y., 1974. N 3(4).
293. Mitchell T., Green S., Wood R. An Attributional Model of Leadership and the Poor Performing subordinate: Development and Validation // Research in Organizational Behavior. Greenwich, CT. 1981. Vol. 3.
294. Sakwa R. Russian Regionalism, Policy-Making and State Development // Shaping the Economic Space in Russia: Decision Making Processes, Institu-tions and Adjustment to Change in the Eltsin Era / S. Harter, G. Easter (eds). Aidershot: Ashgate, 2000. P. 11-34.
295. Social Policy: a Conceptual and Theoretical Introduction (2nd edition). Ed-ited by Michael Lavalette and Alan Pratt. SAGE Publications London, Thousand Oaks, New Delhi
296. Vemey D. Federalism, Federative Systems, and Federations: The United States, Canada, and India. — The Journal of Federalism, vol. 25, № 2. 1995.
297. Vroom V. A New Look at Managerial Decision Making // Organizational Dynamics. 1973. Vol. 1. N 4.
298. Vroom V., Jago A. The New Leadership: Managing Participation in Organi-zations. Englewood Cliffs, NJ., 1988.
299. Vroom V., Yetton P. Leadership and Decision-making. Pittsburgh, 1973.
300. Watts R. L. Federalism: The Canadian Experience. Pretoria. 1997.