Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Благотворительность как социокультурное явление: социологический анализ (на примере Алтайского края)

Работа №27599

Тип работы

Диссертация

Предмет

социология

Объем работы197
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
711
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические и методические основы анализа благотворительности как социокультурного явления
§1.1. Основные теоретические подходы к анализу благотворительности
§1.2. Социальный механизм, социокультурная специфика и нормативно-правовые основы развития благотворительности в России в XIX-XX веках: общий контекст возникновения и развития 47
Глава 2. Генезис основных форм и направлений благотворительности в регионе (на примере Алтайского края)
§ 2.1. Основные особенности развития благотворительности в Алтайском крае 80
§ 2.2. Тенденции возрождения благотворительности в современном российском обществе: ситуация на Алтае в контексте общероссийской социокультурной специфики 125
Заключение 143
Библиографический 147
указатель
Приложения 160


Актуальность темы исследования. Развитие российского общества в настоящее время характеризуется существенными изменениями в политической, социально-экономической и культурной сферах. К ним, в частности, можно отнести, появление безработицы, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования, культуры и т.д. Все это приводит к поиску и совершенствованию иных, негосударственных форм поддержки социальной сферы. В свете этого, особого внимания требует осмысление такого феномена российского общества, как благотворительность.
Со второй половины XIX века благотворительность начала играть заметную роль в общественно-культурной жизни России. Трудно было найти такую область общественной жизни, в которой благотворительность не нашла бы применения. После 1917 года некоторые традиции российской благотворительности были утрачены. Социалистическое государство, отменив; частную собственность и сосредоточив в своих руках механизм перераспределения средств, сумело преодолеть резкую поляризацию в обществе на богатых и бедных, избавиться от массовой нищеты и безработицы, наладить систему социальной помощи населению. Вместе с тем, утрата отдельных форм благотворительности нанесла определенный урон развитию духовной сферы российского общества, нравственному воспитанию молодежи.
С начала 1990-х годов началось активное развитие негосударственных форм благотворительности. В настоящее время меняются масштабы, характер, состав участников благотворительного движения. В России появляются новые благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции.
Возрождение в российском обществе благотворительности вызывает потребность в научном описании и осмыслении этого феномена — его исторических традиций, основных форм, перспектив развития.
Все это обусловливает актуальность исследования благотворительности в современном обществе.
Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе отсутствуют специальные исследования, объектом которых являются природа и сущность благотворительности как социокультурного явления. Вместе с тем,, имеются работы, посвященные отдельным проблемам благотворительности, которые осуществляют специалисты из разных областей знания. Так, исследование данного феномена ведется историками, философами и т.д. В соответствии с этим, можно выделить следующие направления изучения благотворительности:
• анализ теоретических основ благотворительности (Р. Апресян, Дж. Бредли, В. Герье, М. Дмитриева, Е. Красноперова, А. Линденмайер, П. Лофарг, Д'Оссонвиль, Д. Рэнсел, Э. Мюнстерберг, Э. Фомин, Г. Шмоллер и др.);
• анализ конфессиональных направлений развития благотворительности (П Георгиевский, П. Дерябин, А.Забелин, В.Ключевский, М. Мчедлов, И. Петропавловский и др.);
• анализ особенностей зарождения и возникновения благотворительности в России (П. Власов, Е. Дегальцев, П.Лыкошин, Е. Максимов, М. Мчедлов, П. Нещеретний, Г. Ульянова, М.Фирсов, Е.Харькова, Л. Хорева, Я. Щапова и др-);
• исследование благотворительности как социального института (Ю.Зеликова, И. Модель, Б. Модель, Л. Темникова, Е. Чикадзе, Э.Фомин и др.);
• исследование благотворительности как социальной деятельности (Р. Апресян, Л. Бадя, Н. Беляева, А. Вербицкий, Н.Исакова и др.);
• изучение различных форм благотворительности, например частной благотворительности (А. Боханов, ГЕБурышкин, П. Власов, Н. Думова, А. Фролов, В. Скубневский, А.Старцев и др.).
Таким образом, можно заметить, что отсутствуют целостные исследования благотворительности в контексте социологического знания.
Объект исследования: благотворительность как социокультурное явление в российском регионе.
Предмет исследования: закономерности и особенности развития благотворительности как социокультурного явления в регионе (на примере Алтайского края).
Цель исследования: выявить особенности развития благотворительности как социокультурного явления в Алтайском крае.
Основные задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к анализу благотворительности.
2. Осуществить анализ благотворительности в контексте социологического знания.
3. Выявить особенности развития благотворительности в Алтайском крае в контексте виталистской социологии.
4. Проанализировать состояние правовой культуры с целью эффективности обеспечения развития благотворительности в России.
5. Обосновать закономерности развития благотворительности как социокультурного явления в регионе (на примере Алтайского края).
6. Разработать модель общественной молодежной добровольной организации в контексте социологической концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности.
Гипотезы исследования:
1. Наиболее адекватный анализ благотворительности осуществляется в контексте социологического знания, что предполагает возможность анализа, с одной стороны, имманентных характеристик благотворительности как социокультурного явления, с другой стороны, выявление определяющей роли этого явления в обществе.
2. Благотворительность является социокультурным явлением, включающим как характеристики, соответствующие прежним общественно-историческим периодам, так и характеристики, обусловленные современным состоянием общества.
3. Существуют как общие тенденции развития благотворительности, характерные для российского обществе в целом, так и те, которые формируются и проявляются на уровне региона.
4. На уровне региона в настоящее время благотворительность наиболее развита в форме добровольческого движения, причем проявляющегося, прежде всего, в виде одноразовых акций.
5. Рост социальной значимости благотворительности обусловливается с одной стороны, формированием правовой культуры, а, с другой стороны, повышением культуры социального мышления населения, особенно молодежи.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- теория социокультурной динамики (П. Сорокин и др.);
- концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Л.Д. Демина, Ю.Е. Растов и др.).
Эмпирическая база исследования предста представлена:
— аналитическими материалами об изменении благотворительности, опубликованными в российских и региональных периодических изданиях и статистических сборниках;
— статистическими данными;
— нормативно-правовыми актами в области благотворительности;
— историческими источниками, архивными документами.
Методы исследования:
— анализ научной литературы, нормативно-правовых документов;
— вторичный анализ социологических данных;
— анализ архивных документов;
— историко-сравнительный анализ.
Научная новизна исследования:
1. Обосновано, что благотворительность как социокультурное явление включает как константные (проявляющие на всех этапах общества, например, меценатство), так и дискретные компоненты (соответствующие определенным этапам развития общества, например, добровольчество).
2. Осуществлен анализ благотворительности как социокультурного явления в контексте социологического знания, что позволяет определить место благотворительности в социуме.
3. Обоснована необходимость исследования социальной эффективности благотворительности в современном обществе.
4. Обосновано, что благотворительность как социокультурное явление существует на всех этапах развития общества и реализуется через формы, адекватные отдельной эпохе (например, религиозные формы — XII век, государственные - XYIII век, частные — XIX век).
5. Выявлены особенности развития благотворительности как социокультурного явления в Алтайском крае.
6. Разработана и доказана эффективность модели общественной молодежной благотворительной организации.
7. Обосновано, что одним из направлений формирования в общественном сознании населения современного российского общества ценностей благотворительности является социальное образование, в том числе просвещение.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социологический подход к анализу благотворительности, в отличие от других, подходов, позволяет измерить социальную эффективность благотворительности на определенном этапе развития как российского общества в целом, так и отдельных регионов.
2. Наиболее адекватный анализ развития благотворительности как соцокультурного явления осуществляется в контексте концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности и теории социокультурной динамики,.
3. Тенденции развития благотворительности на уровне российского общества в целом, и отдельных его регионов, могут не совпадать, особенно это характерно для соотношения таких форм благотворительности, как церковные, частные и общественные, что необходимо учитывать при формировании правовой культуры населения при организации благотворительных акций.
4. К особенностям развития благотворительности в Алтайском крае относятся: во-первых, распространение прежде всего таких форм благотворительности, как частная и общественная; во-вторых, направленность благотворительных акций чаще всего на детей, в-третьих, достаточно высокая активность в организации и участии благотворительных акций частных лиц (купцов, предпринимателей, интеллигенции и др.).
5. Степень социальной эффективности благотворительности обусловлена, во-первых, правовой культурой проведения благотворительных акций, реализацией различных форм благотворительности, адекватных моральным нормам и ценностям данного социума, во-вторых, характером смысложизненных ориентаций населения современного российского общества, особенно молодежи.
6. Создание общественных молодежных благотворительных организаций является важным фактором повышения эффективности социального воспитания современной молодежи в российском обществе.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечивается^ а) последовательной операционализацией главных теоретических конструктов; б) применением адекватных методов сбора, обработки и осмысления полученной информации; в) внедрением результатов исследования в практику; г) обсуждением полученных результатов на конференциях, семинарах и т. д.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие теоретико-методологической базы изучения благотворительности посредством раскрытия эвристической значимости основных идей концепции жизненных сил социальных субъектов, а также в том, что в исследовании обосновывается необходимость социологического анализа благотворительности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические и практические выводы могут быть использованы представителями органов государственной власти и коммерческих структур для более эффективного взаимодействия с благотворительными организациями. Результаты диссертационного исследования представляют интерес для руководителей благотворительных организаций как рекомендации для привлечения добровольцев.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования составили основу выступлений и докладов на следующих конференциях и семинарах: 1) Всероссийская конференция «Создание модели вовлечения молодежи в деятельности по решению социальных проблем и задач общества» (г. Великий Новгород, 1-3 апреля, 2000 г.); 2) Всероссийская конференция «Жизненные силы славян на стыке веков и мировоззрений» (Горный Алтай, 26 июня 2001 г); 3) Всероссийская конференция «Традиции благотворительности в России» (г. Санкт— Петербург, 27-28 июня 2002 г.);
4) Всероссийская конференция «Милосердие и благотворительность в российской провинции» (г. Екатеринбург, 22-23 марта 2002 г.). Общий объем публикаций — 5 п. л., количество публикаций — 7.
Отдельные материалы диссертационного исследования вошли в курс лекций «История социальной работы», «Теория и практика социальной работы». Основные материалы диссертации были опубликованы в методическом пособии «Благотворительность» и использованы в ходе проведения практических и лекционных занятий по спецкурсу «Благотворительность».
Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать вывод о том, что социологический анализ благотворительности, изучение генезиса ее основных форм и направлений в Алтайском крае, выявление тенденций возрождения благотворительности в современном российском обществе являются актуальными. Это обусловлено тем, что в последнее десятилетие XX и в начале XXI века в России происходит поиск и совершенствование иных, негосударственных форм поддержки социальной сферы. На основе традиционного анализа литературы, методических, нормативных и архивных документов, данных статистики цель диссертационного исследования была достигнута, а именно: выявлена особенность развития благотворительности как социокультурного явления в Алтайском крае.
Достижение цели в процессе последовательного решения поставленных в диссертационном исследовании задач позволило доказать справедливость выдвинутых гипотез. В связи с этим можно сделать следующие основные выводы.
Во-первых, теоретико-методологический анализ показывает, что природа и сущность благотворительности на современном этапе развития научного знания наиболее адекватно раскрываются на основе теории социокультурной динамики П. Сорокина и в контексте концепции жизненных сил социальных субъектов. В результате теоретического анализа различных точек зрения и подходов к рассмотрению благотворительности было выделено несколько направлений, которые опираются на: философское обоснование, институциональное обоснование, прагматическое обоснование.
Во-вторых, исследование позволило выделить основные характеристики благотворительности в контексте социологического знания. В связи с этим можно констатировать, что благотворительность характеризуется как
3. При подготовке можно обратиться за помощью в отдел по работе с молодежью, цент занятости и т.д.
4. Провести встречу с журналистами для более широкого оповещения общественности о целях какого - либо мероприятия.
В ходе исследования было выявлено, что наиболее эффективных методов привлечения добровольцев. Он заключается в том, что привлекать добровольцев для конкретных видов работ необходимо только после составления полного, максимально подробного описания предстоящей деятельности (обязанности добровольцев, необходимые навыки и другие требования к добровольцам, время и место работы, условия работы, возможности поощрения добровольцев).
В-пятых, выяснилось, что наряду с общими тенденциями развития благотворительности, характерными для российского общества в целом, существуют те, которые формируются и проявляются на уровне региона. В конце XIX-начале XX веков в Алтайском крае складывается новое понимание целей и задач филантропической деятельности, идет осознание необходимости придания ей более организованного характера, обеспечения рационального взаимодействия различных направлений в благотворительном движении (государственной, общественной и частной благотворительности). Но тенденции развития благотворительности в России в целом, и в Алтайском крае в частности, не совпадают, при соотношении таких форм благотворительности, как церковные, частные и общественные, что необходимо учитывать при формировании правовой культуры населения при организации благотворительных акций.
В-четвертых, результаты исследования свидетельствуют о том, что на современном этапе, степень социальной эффективности благотворительности обусловлена: 1) правовой культурой проведения благотворительных акций, реализацией различных форм благотворительности, адекватных моральным нормам и ценностям данного социума, 2) характером смысложизненных ориентаций населения современного российского общества, особенно молодежи. В связи с этим создание Алтайской краевой молодежной общественной организации «Союз добровольцев», которая использует добровольчество как одну из основных форм работы, является важным фактором повышения эффективности социального воспитания современной молодежи в российском обществе. В структуре добровольческого сектора, появившегося в России за последние годы, выделяют несколько разных типов благотворительных организаций. Среди них наиболее распространены фонды, общества, ассоциации, учреждения. Первый тип - благотворительный фонд. Этому типу соответствуют организации, собирающие средства и затем распределяющие их среди нуждающихся или расходующие их на реализацию различных программ. Второй тип - благотворительное общество или ассоциация, являющаяся, по сути, объединением индивидуальных или коллективных членов.
Наличие добровольцев является признаком жизнеспособности благотворительной организации, привлекательности ее программы. На основе практического опыта работы с добровольцами были предложены некоторые рекомендации по привлечению добровольцев:
1. Необходимо проводить мероприятия, позволяющие охватить большее количество потенциальных добровольцев, например, конференцию добровольцев.
2. Заранее подготовить какой — либо раздаточный материал: бюллетень, листовки, буклеты, визитки.
социокультурное явление, имеющее устойчивые исторические и духовные традиции в российской культуре, а также различные механизмы, которые воздействуют на возникновение и развитие отдельных форм благотворительности, что позволяет измерить социальную эффективность этого явления на определенном этапе развития российского общества.
В-третьих, были обоснованы наиболее существенные характеристики благотворительности в разные периоды российской истории и закономерности ее развития как социокультурного явления. Так, после отмены крепостного права в 1861 году в России начинается бурный рост общественных благотворительных организаций, которые создавали приюты, воспитательные учреждения, строили больницы и школы. Всем им были присущи специфические формы и характер деятельности, обусловливаемые типом учреждения. Так, если благотворительные общества оказывали помощь преимущественно тем, кто обращался к ним во время посещения, то благотворительные заведения, помимо разовой помощи нуждающимся, обеспечивали приют и пропитание постоянно проживающим в этих заведениях. В зависимости от своего назначения они подразделялись на шесть типов: 1) призрение детей и взрослых; 2) дешевое и бесплатное обучение; 3) дешевое и бесплатное проживание; 4) дешевое и бесплатное пропитание; 5) трудовая помощь; 6) лечебная помощь.
Таким образом, социокультурная специфика благотворительности в дореволюционной России выражалась прежде всего в разработке нормативно-правовых основ осуществления благотворительности, как государственными структурами, так и частными лицами; в появлении новых принципов социальной помощи (в частности, децентрализация социального призрения и обеспечения, индивидуализация помощи и т.п.); в повышении общественной роли благотворительности в культурной жизни страны и др.



1. Агафонова В.В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности предпринимателя: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. 21 с.
2. Алексеева О.П. Благотворительное движение: регионы России. М., 1995. 132 с.
3. Алтай: Историко-статический сборник. Томск, 1890. 245 с.
4. Алтайский сборник. Вып. XIV. Барнаул, 1991.143 с.
5. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960.143 с.
6. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М. Л., 1966. 187 с.
7. Антология социальной работы. Т. I. История социальной помощи в России. М., 1994. 228 с.
8. Апресян Р.Г. Дилеммы благотворительности // Общественные науки и современность. 1997. № 6. С.58 - 63.
9. Апресян Р.Г. Заповедь любви // Человек. 1994. №1. С. 193-111.
10. Апресян Р.Г. Филантропия: милостыня или социальная инженерия? И Общественные науки и современность. 1998. №5. С. 52-60.
11. Аристова Н.Г. Благотворительность в условиях стабильности и социального кризиса // Семья в кризисном обществе. М., 1993. С.82- 92.
12. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. М., 1995. 114 с.
13. Байтов Г.Б. Очерки Барнаула. Томск, 1906. 121 с.
14. Барышников М.Н. Деловой мир России: Историко-биографический справочник. СПб., 1998. 13 с.
15. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России: Исторический очерк. М.,1993. 24 с.
16. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. 480 с.
17. Библия, Книги Священного Писания Ветхого и Нового заветов. М.,1988. 684 с.
18. Благотворительная Россия. История государственной благотворительности в России. СПб., 1903. Т.1. 664 с.
19. Благотворительность в России. В 2 т. СПб., 1907. Т.1. 98 с.
20. Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования. СПб., 2001. 828 с.
21. Благотворительность и милосердие в Санкт-Петербурге: Рубеж XIX- XX веков. СПб., 2000. 247 с.
22. Благотворительность и милосердие: сборник научных трудов. Саратов, 1997. 244 с.
23. Благотворительность на Алтае в прошлом и настоящем. Барнаул, 2000. 35 с.
24. Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900. Т.1. 934 с.
25. Бобров М.Я. Законы развития общества. Барнаул, 1990. 182 с.
26. Боголепов М.И., Соболев М.Н. Очерки русско-монгольской торговли. Томск, 1911,245 с.
27. Большой энциклопедический словарь М., 2000. 1454 с.
28. Боханов А.Н. Крупнейшая буржуазия России. Конец XIX-1914 г. М., 1992. 262 с.
29. Боханов А.Н Исторические портреты: Савва Мамонтов // Вопросы истории, 1990. №11. С.32-37.
30. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989. 154 с.
31. Боцяновский В.Ф. Исторический очерк деятельности Российского Общества Красного Креста. СПб., 1896. 67 с.
32. Браун А.И. Приказы общественного призрения. Энциклопедический словарь. Т.4. СПб., 1898. 54 с.
33. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. М., 1911. Т.2. 476 с.
34. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. 376 с.
35. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М., 1991,352 с.
36. Вайнберг И.П.. Человек в культуре древнего Ближнего Востоку. М., 1986. 190 с.
37. Ван-Путерен М. Историческое обозрение внебрачных детей и подкидышей. СПб., 1908. 76 с.
38. Васильева О. Дом, где поселится детство И Вечерний Барнаул, 2000. № 84. С.35-47.
39. Вебер М. Избранное. М., 1994. 704 с.
40. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001. 443 с.
41. Власов П.В. Обитель милосердия. М., 1991. 303 с.
42. Воронин С.В. Теории «филантропии». М., 1981. 160 с.
43. Гавра Д.П. Социальный институт // Социально-политический журнал, 1998. №2. С.123-132.
44. Галерея славных людей города Бийска. Вып. 1. Бийск, 1998. 102 с.
45. Галерея славных людей города Бийска. Вып. 2. Бийск, 1999. 108 с.
46. Георгиевский П.И. призрение бедных и благотворительность. СПб., 1894. 628 с.
47. Глаголев А. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX-начала ХХвв. // Вопросы экономики. 1994. №7. С.110-111.
48. Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб., 1908. 76 с.
49. Гогель С.К. Подготовление к благотворительной деятельности. СПб.,
1913. 83 с.
50. Горчева А. Благотворительность, которую мы потеряли // Культура, 12-18 мая, 1998. С.32-35.
51. Гранин Д. Милосердие. М., 1988. 144 с.
52. Граф д'Оссонвилль. Нужда, порок и благотворительность. СПб., 1899. 65 с.
53. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Концептуальные основы социального образования в современном российском обществе. Барнаул, 2002. 57 с.
54. Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. Барнаул, 1996. 93 с.
55. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов. М„ 2000. 256 с.
56. Гришаев В. Барнаульский печальник (документальная повесть о В.К. Штильке). Барнаул, 1999. 147 с.
57. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.,
1978. Т.2. 678 с.
58. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. М., 1978. 699 с.
59. Дегальцова Е.А. Общественные неполитические организации Западной Сибири (1861-1917 гг.). Бийск, 2002. 288 с.
60. Детская помощь. М., 1891. № 4. 530 с.
61. Детская помощь. М., 1894. № 19. 474 с.
62. Достоевский Ф.М. Из «Дневника писателя 1877 г.». Русское решение вопроса. Искания и размышления. М., 1983. 374 с.
63. Думова Н.Г. Московские меценаты. М., 1992. 97 с.
64. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение М., 1995. 352 с.
65. Елпатьевский С.Я. В Сибири // «Былое»: неизданные номера журнала. Л., 1991.Кн.1.С. 58.
66. Жукова Л. По заветам Марфы и Марии. Благотворительность в XIX- начале XX веков. // Родина. 1996. №3. С. 18-23.
67. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996. 335 с.
68. Иванов Н.П. Генезис благотворительности в России // Вестник психосоциальной коррекционно-реабилитационной работы. 2000. №2, С. 75-83.
69. Игнатиус Д. Благотворительность XIX века // Вестник благотворительности. 1999.№ 1, С. 12-13.
70. Исаев В. Частная благотворительность на Алтае // Вечерний Барнаул,
1996. 23, 30 мая. С4-5.
71. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994. 255 с.
72. .История отечества в лицах. С древних времен до конца 17 века.М.,1993. 176 с.
73. Историческое краеведение: теория и практика. Материалы Российской научно-практической конференции. Барнаул, 1996. 199 с.
74. История культуры Алтая. Материалы к факультативному курсу (IX-XI кл.). Вып. 2. Барнаул, 1996. 107 с.
75. .История российского Приморья: учебное пособие. Владивосток, 1998. 248 с.
76. Каутский К. Происхождение христианства. М., 1990. 160 с.
77. Ключевский В. Добрые люди древней Руси. М.,1896. 84 с.
78. Ключевский В.О. Добрые люди древней Руси // Социальная работа. 1991 г., № 7.С.38-39.
79. Ключевский В.О. Собр. соч. М., 1987. Т.2. 4.2. 337 с.
80. Конституция Российской Федерации. 1993 года. М., 1996. 354 с.
81. Коржухина Т. П. Законодательные источники по истории общественных организаций СССР (1917-1936гг.) // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1987.С.22 - 24.
82. Коржухина Т.П. Общественные организации СССР в 1917- 1936 гг. М., 1981.74 с.
83. Корупаев А.Е. Культура. Интеллигенция. Меценаты. М., 1994.93 с.
84. Кравченко А. И. Социология: Учебник для вузов. М,. 2000 382 с.
85. Краеведческий вестник. Вып. 5. Бийск, 1997. 60 с.
86. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1976. Т.1. 651 с.
87. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991. 108 с.
88. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века). М., 2002. 480 с.
89. Кузьмичев А., Петров Р. Русские миллионщики. Семейные хроники. М., 1993 .84 с.
90. Культурное наследие Сибири. Барнаул, 1994. 198 с.
91. Курило О.В. Лютеранская церковь в советской России // Лютеранская церковь в советской России (1918- 1950). Документы и материалы. М.,1997. С.18-30.
92. Лафарг П. Благотворительность // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1988. С.25-30.
93. Лафарг П.Благотворительность и право на труд. СПб., 1918. 54 с.
94. Лачаева М.Ю., Наумова Г.Р. Благотворительность // Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия. М,. 1994. Т. 1. 287 с.
95. Ленин В.И. Борьба с голодающими. Поли. собр. соч.Т.5. М., 1980.284 с.
96. Лыткин В.А. История социальной работы в России. Калуга, 1957.254 с.
97. Максимов Е. Законодательные вопросы попечения о нуждающихся. СПб., 1907.94 с.
98. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России, СПб., 1895. 717 с.
99. Максимов Е.Д. Очерк частной благотворительности в России // Трудовая помощь. 1897. № 1 С.43-40.
100. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. М., 1955. Т.2. 908 с.
101. Мартынов С. Серия Деловая Россия. История в лицах. СПб., 1993. 54 с.
102. Матвеев В.Ф. Общественное призрение и частная благотворительность // Призрение и благотворительность в России.
1913. № 2. С.34-45.
103. Межсекторные взаимодействия (методология, технологии, правовые нормы, механизмы, примеры). М., 2001. 334 с.
104. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 2001. 344 с.
105. Милосердие. М., 1996. 217 с.
106. Милосердие и благотворительность в российской провинции. Выпуск 2: пленарные доклады и материалы Круглого стола Всерос. Конф., 22-23 марта 2002г., Екатеринбург, 2002г. 176 с.
107. Морова Н.И. Дети-инвалиды. Кто позаботится о них? // Социальная работа. 1993. № 2. С.54.
108. Мюнстерберг Э. Призрение бедных. Руководство по практической деятельности в области попечения. СПб., 1990. 241 с.
109. Нещеретний П. И. Исторические корни в традиции развития благотворительности в России М., 1993. 74 с.
110. Нещеретний П. И. Христианство и его роль в развитии благотворительной деятельности. М., 1993. 85 с.
111. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.156 с.
112. Новикова С. Из истории отечественного меценатства // Посев, 1992. №2. С.25.
113. Ноздрин Г. Меценаты Сибири // Земля Сибирь, 1992. № 3. С. 52-62.
114. Об общественном призрении в России. СПб., 1818. 74 с.
115. Общественное призрение Московского городского Управления. М.,1914. 54 с.
116. Общество попечения о начальном образовании в г. Барнауле за 1886 год. Барнаул, 1886, 11 с.
117. Отчет правления общества вспомоществования нуждающимся учащимся средне-учебных заведений г. Барнаула, за 1913 год. Барнаул,1914. 13 с.
118. Патрикеев Д. И. Ленинградское отделение Всероссийского общества «Долой неграмотность»(1924-1936гг.) // Добровольное общество в Петрограде- Ленинграде в1917-1937гг. Л.Д989.С. 17-34.
119. Петропавловский И. Исторический очерк благотворительности и учения о ней в языческом мире, в Ветхом Завете и в древней церкви христианской. М., 1885.214 с.
120. Платонов О. Святая Русь // Россияне. 1992. №1. С.57.
121. Под созвездием топора. М., 1991. 154 с.
122. Позднеев А.М. Монголия и монголы. Результаты поездки в Монголию, исполненной в 1892-1893гг. Т.1: Дневник и маршрут 1892г. СПб, 1896. 43 с.
123. Положения о частных обществах, учреждаемых с разрешения министров, губернаторов и градоначальников. Рига, 1903. 165 с.
124. Предприниматели и предпринимательство в Сибири. XVIII в -1920-е гг. Барнаул, 1997 Вып. 2. 232 с.
125. Предпринимательство на Алтае. Барнаул, 1993. 63 с.
126. Предпринимательство на Алтае. XVIII в. -1920-е годы. Барнаул, 1993. 192 с.
127. Призрение и благотворительность в России. 1914. № 3. С. 227.
128. Пронина Е.И. Причины детской занятости в Москве // Социс. 2000. № 1. С 34-37.
129. Прохоров В.М. Становление и развитие благотворительности делового мира России // Российский журнал социальной работы.1997. №1.С.13-16.
130. Радуль-Затуловский Я.В. Конфуцианство и его распространение в Японии. М., Л., 1947. 256 с.
131. Розанов В.В. Религия и культура. М., 1990. 146 с.
132. Розанов В.В. Черта характера Древней Руси //Собр.соч. М., 1990. Т.1.393 с.
133. Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество. М., 1989. 130 с.
134. Руковишников В.И. Социология переходного периода // Социс. 1994. № 6,.С.4-6.
135. Русские очерки. Т.Ш. М., 1956,50 с.
136. Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в С.-Петербурге и Москве. СПб., 1899. С. 80-85.
137. Свердлова А.Л. Меценатство в России как социальное явление // Социс. 1999. №7.С.23-26.
138. Северный курьер. 1900. № 320. С.12-16.
139. Скубневский В.А. Сибирь в XVI-XX веках»: Экономика, общественно- политическая жизнь и культура. Новосибирск, 1997. 302 с.
140. Скубневский В.А., Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Купечество Алтая второй половины XIX-начала XX в.: Монография. Барнаул. 2001. 241 с.
141. Скубневский В.А., Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Предприниматели Алтая: Энциклопедия. Барнаул. 1996. 112 с.
142. Слуцкий Е.Т. Беспризорность в России вновь грозная реальность // Социс. 1998. №3. С.20-24.
143. Советская Конституция. 266 с.
144. Соловьев В.С. Избранные произведения. М., 1991. 543 с.
145. Соловьев В.С. История России с древнейших времен. М., 1988. Т. 146 с.
146. Соловьев В.С. Смысл любви. М., 1991. 76 с.
147. Сорок сороков. Краткая иллюстрация истории всех московских храмов. Т.1 М., 1992. 65 с.
148. Сорокин П.А. Система социологии. Т.1. М., 1993.173 с.
149. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 153 с.
150. Социальная работа в России. Из истории благотворительности. // Социальная защита. 1995. №6. С.23-28.
151. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. М., 1997. 86 с.
152. Справочник по городу Барнаулу и Бийскому уезду на 1910 год. Барнаул. 1910. 60 с.
153. Старцев А.В. Меценаты штрихи к социальному портрету // Милосердие. 2000. №1.С.9-13.
154. Студенческие исследования: Приложение к ежегоднику «Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы». Барнаул, Вып. 7. 2001. 155 с.
155. Ткачев П. Статистические этюды. Бедность и благотворительность // Библиотека для чтения. 1864. № 10.С.14-15.
156. Трудовая помощь. СПб., 1897. № 1. С.4-8.
157. Федеральный Закон от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", РФ, 1995, №33, Ст.3340.
158. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 1999. 276 с.
159. Флоренский П.А. Соч. М., 1990. Т.1. 4.1.435 с.
160. Фромм Э. Пути из больного общества. // Проблемы человека в западной философии. М., 1988. 593 с.
161. Холостова Е. Генезис социальной работы в России. М., 1995. 287 с.
162. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: Учебное пособие для вузов. М., 1998,449 с.
163. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. 399 с.
164. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.224 с.
165. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. 508 с.
166. Швейцер А. Культура и этика. М.,1973.698 с.
167. Швиттау Г.Г.Трудовая помощь в России. СПб.,1903. 36 с.
168. Шмоллер Г. Происхождение, сущность и значение современной благотворительности. М., 1903. 76 с.
169. Штаерман Е. М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. Италия и западные провинции. М., 1961.256 с.
170. Штейнфельд В. Справочник по городу Бийску и бийскому уезду. 1911г. Бийск, 1911, 24 с.
171. Юдалевич М.И. Барнаул. Барнаул, 1992, 176 с.
172. Юридическая энциклопедия. М., 1998. 465 с.
173. Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности. И Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. С.27- 33.
174. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф.869. Оп.1. Д.139. Л.16.
175. Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф.З. Оп.З. Д.4472. Л.15.
176. ГАОО. Ф.З. ОП.З. Д.4472.Л.16.
177. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 70. Д. 354. Л. 1.об.
178. ГАТО. Ф. 411. Оп.1 Д.11. Л.32
179. ГАТО. Ф. 508. Оп.1. Д.1. Л.54.
180. ГАТО. Ф.З. Оп.2 Д.6566. Л.129.
181. ГАТО. Ф.З. Оп.2. Д.5516. Л.2.
182. ГАТО. Ф.З. Оп.2. Д.5593. Л.18.
183. ГАТО. Ф.З. Оп.2. Д.5593. Л.21
184. ГАТО. Ф.З. Оп.2. Д.5597.Л.2.
185. ГАТО. Ф.З. Оп.2. Д.6271. Л.18.
186. ГАТО. Ф.З. ОП.2. Д.6613. Л.133.
187. ГАТО. Ф.З. Оп.2. Д.6613. Л.227.
188. ГАТО. Ф.З. Оп.2. Д.6613. Л.276.
189. ГАТО. Ф.З. Оп.2. Д.6875. Л.45.
190. ГАТО. Ф.З. Оп.70. Д.345. Л.2.
191. ГАТО. Ф.З. Оп.70. Д.345. Л.2.об.
192. ГАТО. Ф.З. Оп.70. Д.345.Л.1.
193. ГАТО.Ф.З.Оп.70. Д.345.Л.1.об.
194. Центр хранения Архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). Ф.
219. Оп.27. Д.173. Л.7.
195. ЦХАФ АК. Ф. 219. Оп.27. Д.173. Л.7об.
196. ЦХАФ АК.Ф.142. Оп.7.Д.54. Л.9.
197. ЦХАФАК. Ф.143. Оп.1. Д.2. Л.6 об.
198. ЦХАФ АК. Ф.143. Оп.1. Д.2. Л.6.
199. ЦХАФ АК. Ф.143. Оп.1. Д.2. Л.7 об.
200. ЦХАФ АК. Ф.143. Оп.1. Д.2. Л.7.
201. ЦХАФ АК. Ф.143. Оп.1. Д.5. Л.8 об.
202. ЦХАФАК. Ф.143. Оп.1. Д.5. Л.8.
203. ЦХАФ АК. Ф.174. Оп. 7. Л.23.
204. ЦХАФАК. Ф.174. Оп. 7. Л.24.
205. ЦХАФАК. Ф.174. Оп. 7. Л.24об.
206. ЦХАФАК. Ф. 175. Оп.46. Л.65.
207. ЦХАФ АК. Ф.219. Оп. 17. Л.43.
208. ЦХАФ АК. Ф.235. Оп.1. Д.54. Л.4 об.
209. ЦХАФ АК. Ф.235. Оп.1. Д.54. Л.4.
210. ЦХАФ АК. Ф.34. Оп. 4. Л.65 об.
211. ЦХАФ АК. Ф.34. Оп. 4. Л.65.
212. ЦХАФАК. Ф.51. Оп.1. Д.4. Л. 18 об.
213. ЦХАФАК. Ф.51. Оп.1. Д.4. Л.18.
214. ЦХАФАК. Ф.51. Оп.1. Д.9. Л.16 об.
215. ЦХАФАК. Ф.51. Оп.1. Д.9. Л.16.
216. ЦХАФ АК. Ф.51. Оп.2. Д.375. Л.45.
217. ЦХАФ АК. Ф.51. Оп.2. Д.376. Л.46.
218. ЦХАФ АК. Ф.51. Оп.2. Д.376. Л.47 об.
219. ЦХАФАК. Ф.51. Оп.2. Д.376. Л.47.
220. ЦХАФ АК. Ф.51. Оп.2. Д.377. Л.21 об.
221. ЦХАФ АК. Ф.51. Оп.2. Д.377. Л.21.
222. ЦХАФ АК.Ф.219. 0п.Ю8. Д.143. Л.5 об.
223. ЦХАФ АК.Ф.219. Оп.Ю8. Д.143. Л.5.
224. ЦХАФ АК.Ф.219.Оп.5. Д.142. Л.4.
225. ЦХАФ АК.Ф.219.Оп.5. Д.142. Л.5.
226. ЦХАФ АК.Ф.233. Оп.233. Д.1. Л.6 об.
227. ЦХАФ АК.Ф.233. Оп.233. Д.1. Л.6.
228. ЦХАФ АК.Ф.235. Оп.1. Д.4. Л.З.
229. ЦХАФ АК.Ф.235. Оп.1. Д.4. Л.4 об.
230. ЦХАФ АК.Ф.235. Оп.1. Д.4. Л.4.
231. ЦХАФ АК.Ф.72.Оп.34. Д.43. Л.5.
232. ЦХАФ АКФ. 219. Оп.49. Д.131.Л.8 об.
233. ЦХАФ АКФ. 219. Оп.49. Д.131.Л.8.
234. ЦХАФ АКФ. 170, Оп.1, Д.704, Л-9.
235. ЦХАФ АКФ.170, Оп.1, Д.704, Л.З.
236. ЦХАФАК. Ф. 34. Д.170. Оп.1. Д.512.
237. ЦХАФАК. Ф. Д.170. Оп.1 Д.144. Л.180.
238. ЦХАФАК. Ф. Д.170. Оп.1. Д.268. Л.2.
239. ЦХАФАК. Ф. Д.170. Оп.1. Д.541. Л.1.
240. ЦХАФАК. Ф. Д.219. Оп.1. Д.85. Л.12.
241. ЦХАФАК. Ф. Д.81. Оп.1. Д.7.
242. ЦХАФАК. Ф.175. Оп.46. Л.66.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ