ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ 12
1.1. Философско-педагогические и методологические основы образовательно-педагогической прогностики 12
1.2. Оптимизация педагогического процесса в вузе как главное условие в
подготовке будущего специалиста 34
1.3. Акмеологический подход в теории инновационного обучения 49
Выводы 60
ГЛАВА 2. ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЯ И ЕЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ 61
2.1. Особенности учебной деятельности по физической культуре военного
авиационно-инженерного вуза 61
2.2. Особенности технологизации дифференцированного обучения как
инструмент педагогического процесса 79
2.3. Условия оптимизации педагогической деятельности преподавателя физической культуры 90
Выводы 108
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВОЕННОГО АВИАЦИОННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА 110
3.1. Методики выявления уровня оптимизации деятельности преподавателей кафедры физической культуры военного авиационно-инженерного вуза 110
3.2. Исходные положения к построению модели здоровья курсантов авиационно-инженерного вуза как критерия оценки эффективности педагогического процесса по физической культуре 121
3.3. Эффективность реализованной модели педагогического процесса по физической культуре военного авиационно-инженерного вуза 138
Выводы 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
БИБЛИОГРАФИЯ 148
ПРИЛОЖЕНИЯ 169
Актуальность исследования. В настоящее время назрела острая необходимость переосмыслить целевые функции образования как системы, цели и задачи ее отдельных ступеней и звеньев. Необходимо пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования, его взаимосвязи с другими видами и формами общественной практики, месте и роли образования как социального института в жизни человека и общества.
В системе высшего образования предусматривается ряд элементов диверсификации: развитие системы вузовского образования должно органично соединяться с существующей, исторически сложившейся российской системой высшего образования; оно должно носить эволюционный характер; его субъектом должны выступать сами коллективы учебных заведений на основе принципов их автономии и академических свобод; отдельные компоненты системы должны строиться на принципах преемственности, обеспечивающих непрерывность образования; каждая ступень образования должна характеризоваться целесообразностью академической и практической подготовки специалистов.
Конвергенция образования выступает как многомерный феномен, обусловленный проявлением информационных тенденций. Конвергенция интегрированных образовательных услуг является наглядным примером оптимизации учебного процесса как информационного продукта, доступ потребителя к которому осуществляется посредством информационных и технологических систем, способных к взаимодействию, что приводит в свою очередь к ликвидации промежуточных звеньев и традиционных каналов распространения и способствует глобализации информационной инфраструктуры. Все это в первую очередь касается военного образования, так как каждое из его направлений акцентирует внимание на особенности глобализации международной образователь¬ной среды.
В рекомендациях Болонской декларации предусматривается реформирование российского высшего образования посредством оптимизации образовательно-воспитательного процесса в высшей школе, которая предполагает функционирование педагогического процесса с точки зрения заданных критериев на основе всестороннего учета принципов, современных форм и методов обучения, воспитания, а также личностных и коллективных особенностей конкретной группы.
Как показало наше исследование, проблема оптимизации педагогического процесса по физической культуре в военном вузе не является новой, недостаточно изученной (Архангельский С.И., Бабанский Ю.К., Бальсевич В.К., Белов А.К., Беляева В.В., Беляев В.И., Виленский М.Я., Горбачева В.В., Давыдов Ю.С., Кларин М.В., Лопатухина Т.А., Соловьев Г.М.). Тем не менее глобализация и конвергенция российского образования требует рассмотрения данной проблемы с позиции современных технологий повышения качества обучаемости в соответствии с новыми государственными образовательными стандарта¬ми.
Анализ научной педагогической литературы по исследуемой проблеме указывает на то, что оптимизация педагогического процесса остается фактором, интенсифицирующим педагогический процесс, что означает повышение его результативности в каждую единицу времени, это и позволяет выделить ряд противоречий между:
- новыми формами компенсаторного образования и целостностью образовательной системы;
- качественным изменением содержания высшего профессионального образования и оставшимися неизменными формами оптимизации педагогического процесса, способствующими повышению качества обучения;
- необходимостью обновления содержания учебного процесса в высшей школе и сложившейся практикой поддержки в академической среде традиций исключительного престижа знаний, основанных на нормативных установках, без реализации творческих реалий;
- потребностью в профессиональной стагнацией, когда специалист приспособил свои индивидуальные способности и возможности к требованиям профессиональной среды и достижением прошлого, в результате чего возни¬кают предпосылки для снижения профессиональной активности и роста, не-восприимчивости к новому и т. д.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы педагогические условия, факторы, методы и формы, влияющие на оптимизацию педагогического процесса в сфере физической культуры военного авиационно-инженерного вуза.
Цель исследования - раскрыть сущность и дать научное обоснование оптимизации педагогического процесса по физической культуре.
Объект исследования - педагогическая деятельность преподавателей физической культуры, направленная на подготовку военных инженеров - специалистов со знанием основ физической культуры.
Предмет исследования - педагогический процесс по физической культуре и его оптимизация в военном авиационно-инженерном вузе.
Гипотеза исследования состоит в том, что оптимизация педагогического процесса по физической культуре военного авиационного инженерного вуза будет возможна, если:
- образовательный процесс направлен на целостное развитие личности в сфере физической культуры;
- обеспечивается субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса;
- актуализируется интеллектуальный потенциал и рефлексия курсантов;
- учитываются интересы, потребности и мотивы курсантов в сфере физической культуры;
- обеспечивается индивидуально-творческий характер проявления активности курсантов.
В соответствии с темой, целью и предметом исследования определены следующие задачи.
1. Выявить специфику и дать контент-анализ оптимизации учебного процесса по физической культуре военного авиационно-инженерного вуза.
2. Разработать модель педагогического процесса в сфере физической куль-туры военного авиационно-инженерного вуза, способствующую созданию и реализации педагогических условий оптимизации образовательного процесса.
3. Провести мониторинг качества физической подготовленности курсантов военного авиационно-инженерного вуза.
Методологическую основу исследования составили философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений окружающей действительности, философской антропологии человека и его воспитании, о природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразности и творческом характере, о единстве духовного и телесного в структуре личности (Б. Г. Ананьев, Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин).
Методологическими ориентирами исследования выступают системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы.
Теоретическую основу исследования составляют теория мотивационной готовности личности к деятельности и общению (Абдуллина О.А., Агеев Б.А., Варновских Е.А., Виленский М.Я., Вилюнас В.К., С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, Давыдов В.В., В.Д. Шадриков и другие); теоретические основы обучения личности студента в педагогическом процессе высшего учебного заведения (В.В. Анисимов, С.И. Архангельский, А.В. Беляев, В.П. Беспалько, В.М. Вергасов, Е.С. Волков, В.И. Горовая, В.В. Давыдов, С.Б. Елканов, И.А. Малашихина, В.П. Намчук, Г.М. Соловьев); работы, посвященные оптимизации организации учебной деятельности (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.В. Кларин, В.В. Краевский, В.С. Леднев, Г.К. Селевко, Т.И. Шамова, П.И. Пидкасистый, В.В. Кан-Калик, А.А. Мелик-Пашаев); теории здоровьесберегающих технологий в образовании (О.А.Ахвердова, И.В.Боев, Н.Н.Волоскова, И.А. Малашихина, В.Н.Муравьева, Г.М. Соловьев и другие); воинского профессионализма (А.В. Беляев, В.Н. Грузков, Г.М. Кочетов, и другие); положения и теории о физической культуре личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, Г.М. Соловьев и другие); психология спорта (А.Ц. Пуни, Е.П. Ильин, Н.Б.Стамбулова и другие); социология образования и культуры (В.С. Барулин, А.С. Запесоцкий, Н.Н. Скатов, Ж.Т. Тощен- ко и другие); спортивная, общая и возрастная физиология и психофизиология (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, Е.П. Ильин, Л.И. Губарева и другие); работы, посвященные образованию в сфере физической культуры (М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев, В.Н. Курысь, В.А. Лукьяненко, Т.Е. Труфанова и другие).
Психолого-педагогический аспект изучаемой проблемы нам помогли раскрыть работы Б. В. Беляева, Е. Д. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. И. Гинецинского, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, М.Г. Каспаровой, Е.А. Климова, И.Б Котовой, В. А. Крутецкого, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Культкина, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, Е.И. Машбица, Ю.М. Орлова, К.К. Платонова, И.П. Раченко, С. Л. Рубинштейна, Н.И. Симоновой, Д.И. Смирнова, Э. Стоунса, Н.Ф. Талызиной, М.К.Тутушкиной, Л.М.Фридмана, В.Д. Шадрикова, Г.П. Щедровицкого и других.
Пониманию сущности проблемы психолого-педагогической оптимизации в контексте личностно-деятельностного подхода и общих дидактико-методологических особенностей преподавания физической культуры способствовали работы Н.Г. Абрамовой, Т.Н. Аксеновой, Л.И. Анцифировой, Н.В. Ба-рышникова, А.А. Богданова, Т.М. Дридзе, В.Н. Дружинина, Р.К. Миньяр- Белоручева, Е.И. Пассова и других.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, нормативно-правовых и программно-методических материалов, изучение и обобщение опыта деятельности военных авиационно-инженерных вузов, диагностические методы (анкетирование, беседы, тесты), педагогические наблюдения, экспериментальные методы (констатирующий и формирующий педагогический эксперименты); статистические методы обработки эмпирических данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись факультет психологии Ставропольского государственного университета, кафедра физической подготовки и спорта Ставропольского Высшего Военного Авиационно-инженерного училища (военный институт). В эксперименте приняло участие 247 респондентов - курсанты 1-4 курсов.
Исследование проводилось в течение 4 лет и включило три этапа.
Первый (2001-2003) - поисковый, характеризуется следующими компонентами научной деятельности: изучением и анализом потребности в необходимости оптимизации педагогического процесса по физической культуре Военного авиационно-инженерного вуза, анализом реальной обстановки в авиационно-инженерных полках.
Второй (2003-2004) - формирующий. На этом этапе проводился формирующий эксперимент, проверялась гипотеза исследования, анализировалась необходимость внедрения оптимизированного педагогического процесса по физической культуре в образовательное пространство военного авиационного инженерного вуза, основная задача которого - формирование интеллектуальной составляющей физической культуры личности курсанта.
Третий (2004-2005) - обобщающий. На этом этапе осуществлялись за¬вершение опытно-экспериментальной работы, осмысление ее результатов и оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- спроектирован педагогический процесс по физической культуре военного авиационного инженерного вуза на основе принципа сохранения здоровья его субъектов;
- разработаны методики выявления уровней оптимизации участников педагогической деятельности в физкультурно-оздоровительном процессе военного авиационного инженерного вуза;
- выявлены педагогические условия оптимизации образовательного процесса по физической культуре военного авиационно-инженерного вуза;
- представлена модель педагогического процесса по физической культуре в военном вузе, а также дан мониторинг физической подготовленности курсантов военного авиационно-инженерного вуза.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработано содержание оптимизации педагогического процесса по физической культуре курсантов авиационного инженерного вуза, обеспечивающее эффективность профессиональной деятельности будущих офицеров;
- выявлены педагогические условия оптимизации педагогического процесса по физической культуре военного авиационно-инженерного вуза;
- разработана схема организации контролинга, включающая в себя ретроспективный анализ, текущий контролинг, стратегический контролинг, глобальный контролинг и систему управления контролингом;
- проведен теоретический анализ содержания следующих дефиниций: «оптимизация», «рационализация», «модернизация», «контролинг», «мониторинг».
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для научного обоснования оптимизации современного учебного процесса в воен¬ном вузе, для научного обеспечения подготовки военного специалиста нового типа средствами кардинальной реорганизации учебно-педагогического процесса; обоснования инновационных подходов к организации образования в воен¬ном вузе, создания нового поколения учебно-методической продукции, способствующей повышению качества знаний обучаемых.
Материалы диссертационного исследования могут использоваться преподавателями физической культуры военных вузов и других профилей.
Достоверность полученных научных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных объекту, предмету, задачам исследования; подтверждена результатами эксперимента, свидетельствующими о позитивных изменениях в развитии физической культуры личности курсанта; использованием репрезентативного объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных; сочетанием количественного и качественно¬го анализов.
Положения, выносимые на защиту.
1. Оптимизация педагогического процесса в условиях конвергенции образования и глобализации международной образовательной среды обусловила необходимость постоянного изменения содержания характера и направленности в профессиональной деятельности, что вызвало необходимость постоянного систематического обновления знаний, поддержании их на требуемом уровне готовности выполнять усложняющиеся социальные и профессиональные функции и инициирование такой важной формы, как самообразование.
2. Модель обеспечения качества обучения курсантов физической культуре в военном авиационно-инженерном вузе.
3. Системный мониторинг качества физической подготовленности курсантов военного авиационно-инженерного вуза, включающая в себя текущий контролинг, стратегический контролинг, глобальный контролинг и систему управления контролингом.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены на занятиях с курсантами и со студентами, обучающимися в Ставропольском высшем военном авиационно-инженерном училище и Ставропольском государственном университете на факультете психологии. Основные выводы и положения диссертационного исследования, опытно-экспериментальная работа докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях Ставропольского высшего военного авиационно-инженерного училища (Ставрополь, 2002¬2005), на военных межвузовских научно-практических конференциях (Москва, 2003; Сочи, 2004), на Всероссийской научно-практической конференции (Нальчик, 2004), на X Всероссийской научно-практической конференции (Калуга, 2005), на Всероссийской научно-практической конференции (Ставрополь, 2005).
Результаты исследования внедрены в практику деятельности Ставропольского государственного университета, Ставропольского высшего военного авиационно-инженерного училища (Военный институт).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 4 работы.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Работа изложена на 170 страницах, содержит 6 таблиц, 3 рисунка, 4 приложения. Список литературных источников включает 252 наименований.
Исследование проблемы оптимизации педагогического процесса по физической культуре военного авиационно-инженерного вуза представляет собой попытку осмысления процесса формирования профессиональной готовности курсантов как целостной технологической системы, имеющей специфическую структурную направленность, элементы которой подчинены определенным закономерностям. Глобализация и конвергенция российского образования требует рассмотрения данной проблемы с позиций современных технологий повышения качества обучаемости в соответствии с новыми государственными стандартами.
- рассмотрены философско-педагогические и методологические основы образовательно-педагогической прогностики; оптимизация педагогического процесса в вузе как главное условие в подготовке будущего специалиста; акмеологический подход в теории инновационного обучения; особенности учебной деятельности по физической культуре военного авиационно-инженерного вуза; особенности технологизации дифференцированного обучения как инструмента педагогического процесса; условия оптимизации педагогической деятельности преподавателя кафедры физической культуры военного авиационно¬инженерного вуза;
- определены методики выявления уровня оптимизации деятельности преподавателей кафедры физической культуры военного авиационно-инженерного вуза; исходные положения к построению модели здоровья курсантов авиационно-инженерного вуза как критерия оценки эффективности педагогического процесса по физической культуре;
- выявлены противоречия между новыми формами компенсаторного образования и целостностью образовательной системы; качественным изменением содержания высшего профессионального образования и оставшимися неизменными формами оптимизации педагогического процесса, способствующими повышению качества обучения; необходимостью обновления содержания учебного процесса в высшей школе и сложившейся практикой поддержки в академической среде традиций исключительного престижа знаний, основанных на нормативных установках, без реализации творческих реалий; потребностью в профессиональной стагнации, когда специалист приспособил свои индивидуальные способности и возможности к требованиям профессиональной среды и достижением прошлого, в результате чего возникают предпосылки для снижения профессиональной активности и роста, невосприимчивости к новому;
- разработана модель оптимизированного педагогического процесса по физической культуре военного авиационно-инженерного вуза;
- доказана на основе результатов эксперимента, эффективность реализованной модели педагогического процесса по физической культуре военно¬го авиационно-инженерного вуза.
Изучение практического опыта и содержания научно-литературных источников показал наличие неблагоприятной ситуации в сфере физической подготовки курсантов военных вузов. Оптимизация педагогического процесса остается фактором, интенсифицирующим педагогический процесс, что означает повышение его результативности в каждую единицу времени. Как по¬казало наше исследование, проблема оптимизации педагогического процесса по физической культуре в военном вузе не является новой, недостаточно изученной, тем не менее глобализация и конвергенция российского образования требует рассмотрения данной проблемы с позиции современных технологий повышения качества обучаемости в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами. Исходя из этого возникла идея дополнительного исследования проблемы оптимизации педагогического процесса по физической культуре военного авиационно-инженерного вуза. Проблемы подготовки курсантов по физической культуре анализируются многими негативными процессами, происходящими в настоящее время в обществе, отрицательно сказываются и на уровне общей культуры населения. Решение их просматривается через социально-экономическое оздоровление, повышение государственной роли в обозначении воспитательной значимости физической культуры; инновационную деятельность по реформированию информационной, инструментальной, кадровой составляющих систему подготовки профессиональных кадров; внедрение современных педагогических процессов; отказ от устаревших традиционных подходов и устранение инертности в профессионально-педагогическом мышлении.
Быть здоровым для курсанта, значит успешно самореализоваться. Поэтому не программа оздоровления выступает исходной точкой в разработанной нами модели формирования валеологических потребностей курсантов в педагогическом процессе военного авиационно-инженерного вуза, а воспитание установки на полноценную и активную жизнь через самопознание, самовоспитание и самосовершенствование. Таким образом проблема исследования актуализировалась, как в социальном, так и в личностном плане курсантов.
В «Модели педагогического процесса по физической культуре военного авиационно-инженерного вуза» описываются методики выявления уровня оптимизации участников педагогической деятельности в физкультурно-оздоровительном процессе, определена модель педагогического процесса по физической культуре курсантов военного авиационно-инженерного вуза.
Оценка успеваемости курсантов явилась важнейшим критерием, определяющим оптимизацию педагогического процесса по физической культуре военного авиационно-инженерного вуза.
Критериями оптимизации явились также: уровень теоретических знаний курсантов, уровень организаторско-методической подготовки, мотивация занятий физической культурой, профессиональная подготовка педагогов, регулярность самостоятельных занятий, уровень сформированности физической куль-туры личности.
Проектирование, полное и дифференцированное воспроизведение структуры физической подготовленности курсанта позволили оптимизировать пара-метры образовательного процесса и получить положительные результаты по всем объективным критериям и признакам профессионально-важных качеств личности офицера.
Содержащиеся в нашем исследовании теоретические положения и выводы создают предпосылки для научного обоснования оптимизации современного учебного процесса в военном вузе, для научного обеспечения подготовки военного специалиста нового типа средствами кардинальной реорганизации учебно-педагогического процесса; обоснования инновационных подходов к организации образования в военном вузе, создания нового поколения учебно¬методической продукции, способствующей повышению качества знаний обучаемых.
Материалы диссертационного исследования могут использоваться преподавателями физической культуры военных вузов и других профилей.
Достоверность полученных научных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных объекту, предмету, задачам исследования; подтверждена результатами эксперимента, свидетельствующими о позитивных изменениях в развитии физической культуры личности курсанта; использованием репрезентативного объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных; сочетанием количественного и качественно¬го анализов.
1. Абасов З.А. Дифференциация обучения: сущность и формы // Директор школы. - 1999. - № 8. С. 61-65.
2. Абдуллина О.А. Анализ уровня подготовки учителей и студентов и задачи ее совершенствования Советская педагогика. -1979.- №9. -С. 267.
3. Абрамова Н.Г. Целостность и управление. - М.: Наука, 1974. - 248с.
4. Агеев Б.А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М.,1994. - 23 с.
5. Агушева Э.Н. Дифференцированное обучение школьников // Система не-прерывного образования в регионе. - Саранск, 1992. - с. 46-52.
6. Активное обучение в высшей школе: конструктивный подход. - М.: Высшая школа, 1991. -204 с.
7. Акчурин Б.Г. Проблемы оптимизации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов. Дисс. канд. филос. На¬ук. -Уфа, 1996. - сс. 51 - 80.
8. Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. - Челябинск: ЧГПИ, 1995 - 167 с.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 338с.
10. Ананьев Б.Т. О развитии детей в процессе обучения // Советская педагоги¬ка. - 1957. № 7.
11. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1989.-253 с.
12. Анциферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии/ Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1969, сс. 61 - 62.
13. Аралов А.В. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса. - Ессентуки: Ессентукский институт управления, бизнеса и права, 1997. - 87с.
14. Артюшенко А.Ф. О подготовке учителей физической культуры Теория и практика физической культуры. -1989. -№10, -С. 45-49.
15. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1976. - 200с.
16. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1974. - 384с.
17. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М; Высшая школа, 1980. -С. 218.
18. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). - М.: Педагогика, 1977. - 256с.
19. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1997. с. 31
20. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). - М.: Просвещение, 1982. - 192с.
21. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса. -Киев: Пед. Школа, 1983. -287 с.
22. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах). - Киев: Радяньска школа, 1984. - 287с.
23. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А. и др. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - 479с.
24. Балаховский А.А. Военно-педагогическое творчество: сущность, содержание и условия оптимизации. -М.: ВПА, 1988. -159 с.
25. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность Теория и практика физической культуры. -1995. -№4. -С. 2-7.
26. Барабаш В.П., Зальберштейн А.И. Об осуществлении индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения. - Харьков, 1973. С. 27.
27. Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. -М.: Онега, 1994. - 256 с.
28. Белов А.К. Влияние образования в сфере физической культуры на формирование профессионально важных качеств курсантов военного вуза: Авто- реф. дис. ...канд. пед. наук, Ставрополь, 2004. сс. 17 - 19.
29. Белов А.К., Вицкоп В.А. Кульчицкий В.Е. Проверка и оценка физической подготовки курсантов военно-учебного заведения. -Ставрополь: 2005.
30. Беляева В.В., Борисов Ю.В. Индивидуализация профессионального совершенствования специалистов по физической культуре и спорту Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, -1999. -№4. -С. 10
31. Бердников И.Г. Теоретические основы формирования валеологической культуры личности учителя: Автореф. дис. .д-ра пед. наук, -М., 1998. с. 212
32. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика,1989.- 192с.
33. Беспалько В.П. Педагогическая технология в школе / Педагогические проблемы трудовой подготовки старшеклассников на современном этапе НТП. -М., 1998. -С. 23-29.
34. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: Эволюция понятия Сов. Педагогика. -1991. -№3, -С. 123-128.
35. Богданов А.А. Вопросы социализма: Работы разных лет. -М.: Политиздат,1990.- 479с.
36. Божович Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы//Педагогика, 1997, №2 - СС. 14-20.
37. Большой энциклопедический словарь. Т.2. - М.: Энциклопедия, 1991. - 823с.
38. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику. -Ставрополь: СГПУ, 1995. -20сб.
39. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. - 1965 . - № 7.
40. Варновских Е. А. Развитие индивидуальности военного профессионала: теоретический аспект.//Военная мысль. -№4. 2001. -С. 54-58.
41. Василенко Н.П. Модель диагностической деятельности педагога. - Ростов н/Д.: Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1997. - 16с.
42. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. - М.: Высшая школа, 1986. - 158с.
43. Виленский М.Я. Гуманизация образовательного процесса по физической культуре в высшей школе Актуальные проблемы физической культуры: Материалы региональной науч.-практ. конф. -Ростов-на-Дону, 1995. -Т.4.- ЧЛ -С. 9-13.
44. Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности будущего специалиста как цель педагогической деятельности Актуальные вопросы физического воспитания студентов в системе подготовки специалистов на-родного хозяйства: Тез. докл. межобл. науч. практ. конф. -Белгород, 1989. -С. 7-8.
45. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Московский университет, 1990.
46. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений./ Под ред. О.В. Овчинниковой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -142 с.
47. Виноградов П.А., Душанин А.П. Органы управления развитием физической культуры и спорта на федеральном уровне. Теория и практика физической культуры. -1997. №6. -С. 42-46.
48. Военная реформа: История и перспективы. (Сборник) Составители: Х.В. Дельмаев, А.Е. Савинкин./ Под общ. ред. Н.А. Чалдымова, -М.: Обновление, 1991. -171 с.
49. Волков С.В. Русский офицерский корпус. -М.: Воениздат, 1993. -368 с.
50. Волоскова Н.Н. Динамика жизненных ценностей студентов вуза с разным ощущением своего психологического возраста. // Образование в России: медико-психологический аспект. Материалы X Всероссийской научно- практ. Конф. -Калуга, 2005. Т.1. - С. 100-102.
51. Воробьёв Г.Г. Молодёжь в информационном обществе. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 255с.
52. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. - 480с.
53. Выготский Л.С. Предисловие к русскому переводу книги Э. Торндайка: Принципы обучения, основанные на психологии / Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - 368с.
54. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т.2./Гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982. - 504с.
55. Выдрин В.М. Модель специалиста широкого профиля Теория и практика физической культуры. -1976. -№8. -С. 49-51.
56. Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование Теория и практика физической культуры. -1995.- №5. -С. 15.
57. Габай Т.Б. Педагогическая психология. М.: 2003 - с.112-116.
58. Галковская И.В. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся в системе модульного обучения: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - СПб, 1996. - С. 30.
59. Гершунский Б. С. Проблемы повышения эффективности педагогического процесса на основе идей оптимизации М.: 1986 - с. 31- 62.
60. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Изд-во Совершенство, 1998. с. 212-237.
61. Гидиринский В.И. Русская идея и армия. (Философско-исторический анализ). -М., 1997. -324 с.
62. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб.: Логос, 1992. - 183с.
63. Горбачева В.В., Романина Е.В. Формирование образовательных потребностей студентов как одна из проблем высшего физкультурного образования Теория и практика физической культуры. -1999. -№10. -
64. Готтсдакер Р. Основы психологического эксперимента/Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 464с.
65. Груздев Н.М. Можно ли готовить офицеров командного профиля в гражданских ВУЗах? //Военная мысль. -2001. -№2. -С. 53-56.
66. Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил. /Отв. ред. Рахимов О.Х.-А., Филиппович Д.Н. -М., 1997. -192 с.
67. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения Философско- психологические проблемы развития образования. -М., 1994. -С. 33.
68. Давыдов Ю.С. Высшее образование: состояние, проблемы, решение Педагогика. -1997. -№1. -С. 61-67.
69. Данилов Д.А. Дифференциация в образовательной системе // народное образование Якутии. - 1994. - № 1. - С. 114-117.
70. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПБ.: Питер, 2003. -С. 88-136.
71. Деркач А.А. Творчество тренера. М.: Физкультура и спорт, 1982. -239 с.
72. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. -М.: Физ-культура и спорт, 1981. -375 с.
73. Дикунов А.М. Структура педагогического мастерства Теория и практика физической культуры. -1994. -№12. -С. 14-16.
74. Дмитриев С. В. XX Век: Диалог наук и мировоззренческих позиций в антропных технологиях деятельности Теория и практика физической куль¬туры. -2000. -№7. -С. 2-7.
75. Донцов И.А. Самосовершенствование личности. -Ростов-на-Дону: РГУ,1977. -78 с.
76. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М.: Инфра-м, 1997. - 256с.
77. Духовное наследие Российской Армии: История и современность (Матер. научно-практ. конф. 23 апреля 1998г.). -М.: Изд-во ВУ МО РФ, 2000.
78. Духовные ценности и подготовка инженерных кадров в современных условиях. Сб. научных трудов. -Ташкент, 1990. -131 с.
79. Дьяченко И. И. Оптимизация управления учебным познанием. Автореф. дис. канд. пед. Наук. - Л., 1970. - 22с.
80. Жолдак В.И., Ишшицкий В.Н. Перестройка учебных планов - один из фак-торов подготовки специалистов физической культуры Физкультурное образование и физическое воспитание в условиях перестройки высшей школы: СБ. науч. тр. -Томск, 1991. -С. 32-42.
81. Жучеева Е.К. Успешность деятельности учителя в зависимости от педагогических и специальных способностей. -Л., 1983. -256 с.
82. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 160с.
83. Зволинская Н.Н., Маслов В.И. Путь к идеалу высшего физкультурного образования Теория и практика физической культуры. -1994. -№3-4.
84. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480с.
85. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. -480 с.
86. Зуев С. Р., Никитин Т.Р., Савкин Т.Г. Функциональное состояние студентов первого и второго курсов МГСУ в 1995-96г. Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Тез. докл. 4-й Межуниверситетской науч. метод. конф. -Краснодар, 1996. -С. 218-220.
87. Иванов В.В. О некоторых возможностях учёта индивидуальных особенностей учащихся при составлении обучающих программ // индивидуальный стиль умственной деятельности школьников. Мин. Просвещ. РСФСР КГПИ / уч. зап., вып. 169. - Казань, 1976.
88. Иванов В.В. Российский офицер в контексте социальных преобразований: Учебное пособие. -М., 1996. -96 с.
89. Ильин Е.П. От культуры физической - к культуре здоровья Теория и практика физической культуры. -1994. -№7. -С. 46.
90. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. - М.: Просвещение, 1984. - 195с.
91. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып.1. - М.: Высшая школа, 1972. - 138с.
92. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. -М.: Педагогика, 1991. - 240с.
93. Исаев И.О. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. -М., «Политиз¬дат», 1974. -328 с.
94. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 284с.
95. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981. - 200с.
96. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение,1987.- 190с.
97. Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании. // Педагогика, №7, 1999.С.73-85.
98. Карманов А.И. Проблемы гуманизации подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. //Военная мысль. -1997. -№1. -С. 59-65.
99. Кириллова Е.Ю. Способ организации дифференцированного обучения на основе анализа внутренней позиции учащихся // Новые исследования в пе-дагогике. - 1973. - № 8. - С.21-29.
100. Климов Е.А. Основы психологии. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 295с.
101. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. - 144с.
102. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. - 112с.
103. Коупленд Норманн. Психология и солдат./Пер. с англ. А.Т. Сапронова, В.М.
104. Кочетов Г.М. Механизм процесса профессионализации. - Томск: Изд-во Гос. ун-та, 1975.
105. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. -М.: Знание, 1977. -64 с.
106. Крутецкий В.А. Основы педагогической технологии. -М., 1972. -С. 78.
107. Крутецкий В.А. Проблема формирования и развития способностей // Вопросы психологии, 1972, №2. - сс. 4-9.
108. Кузин В.В. Оптимизация системы управления отраслью «физическая культура и спорт» в России в рыночных условиях Теория и практика физической культуры. -2000. -№6. -С.56.
109. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -М.: Педагогика, 1970. -с.
110. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. -Л.: ЛГУ, 1961. -165с.
111. Культура древних цивилизаций и воинская деятельность. /Под ред. Л.Н. Дороговой -М.: ВУ, 1995.
112. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985. - 221с.
113. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. - М.: Просвещение, 1970. - 165с.
114. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Т. С. Учёт индивидуальных особенностей учащихся в программированном обучении. - М., 1969.
115. Курысь В. Н. Основы познания физического упражнения. Ставрополь,1988. -С. 3-11.
116. Лазарев Б.С., Коношина Н.В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования Педагогика. -1999. -№5. -С. 13-17.
117. Левина М.М. Сущность и структура методов обучения. - М.: Высшая школа, 1978. - 158с.
118. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979. - 48с.
119. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1979, №8. - сс. 34-47.
120. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. -М.: Изд-во МГУ, 1972. - 565с.
121. Лернер И.Я. Дидактические основы обучения. -М.: Педагогика, 1980.
122. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. -М.: Физкультура и спорт, 1987.
123. Литвинов Е. Н. Актуальные проблемы развития физической культуры и формирование здорового образа жизни Физическая культура - основа здорового образа жизни. Тез. докл. 2-й Всерос. науч. практ. конф. -Самара,1996. -С. 5-7.
124. Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии, 1979, №8. - сс. 34-47.
125. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 448с.
126. Лубышева Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов Теория и практика физической культуры. -1993. -№5-6. -С. 15-18.
127. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. -№1. -С. 11-17.
128. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культу¬ры и спорта и пути его основания обществом и личностью Теория и прак¬тика физической культуры. -1997. -№6. -С. 10-15.
129. Лубышева Л.И., Грузных Г.М. Теоретико-методическое обоснование физ-культурного воспитания студентов Теория и практика физической культуры. -1991. -№6. -С. 9-12.
130. Лубышева Л.И., Косихин В.П. Кадровая политика развития инновационных процессов в физическом воспитании Теория и практика физической культуры. -1997. -С. 2-4.
131. Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях (социально-философский анализ): Автореф. дисс. д-ра филос. наук. -М., 1998. -48 с.
132. Ляшенко В.П. Воинская деятельность мирного времени в ядерно- космический век: специфика, система и пути оптимизации (социально-философский анализ): Автореф. дисс. д-ра филос. наук. -М., 1995. -51 с.
133. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: вводный курс. /Пер. с нем. Под ред. М.Я. Виленского и О.С. Метлушенко. -М.: Аспект Пресс,1995.-С. 94.
134. Малашихина И.А. Педагогические предметные технологии. Ставрополь,1998. - 24-48сс.
135. Мамонтов Ю.В. Армия: целостность, система, организация (филос.- социолог. концепция). /Под ред. Ф.Д. Хрустова. -М.: ВПА, 1986. -196 с.
136. Маркелов В.В. К вопросу об индивидуализации обучения физическим упражнениям Вопросы теории и методики преподавания физической культу¬ры. -Казань, 1996. -С. 56-62.
137. Маслова Н.Ф. Пути рационального использования времени в учебно-воспитательном процессе. - Курса: Курский госпединститут, 1987. - 80с.
138. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1983. -120 с.
139. Матвеев Л.П., Непопалов В.Н. Физическая культура: физкультура или развитие человека Теория и практика физической культуры. -1994. -№4. -С. 2-6.
140. Матюшкин А.М. Проблемы ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 201с.
141. Махмутов М.И. Современный урок: вопросы истории. - М., 1993. - Т. 1.
142. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 1988. - 191с.
143. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 114с.
144. Михайлов О.Б. Методы организации учебно-познавательной деятельности и управление образовательным процессом // Вторые апрельские экономические чтения. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. - сс. 162-166.
145. Мухина В.С. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. -М.: Гос. пд. ин-т, 1984. -133 с.
146. Наин А. А. Критерии оценки деятельности педагога физической культуры Теория и практика физической культуры. -1999. -№10. -С. 13-18.
147. Наставление по физической подготовке в Советской Армии и Военно-морском Флоте (НФП-87). -М.: Воениздат, 1987.
148. Новые технологии в системе высшего образования Высшая школа в 1994г.: Ежегодный доклад о развитии высшего образования. -М., 1995. - Гл. 7. -С. 103-106.
149. Носова С.А. К вопросу решения некоторых проблем физического воспитания студенческой молодежи Организация и методика учебного процесса, культурно-оздоровительной и спортивной работы: Тез. докл. 4-й Межуниверситетской науч. метод. конф. -Краснодар, 1996. -С. 41-42.
150. Огородников И.П. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравни-тельная эффективность отдельных методов обучения в школе. - М.: Московский госпединститут им. В.И. Ленина, 1969. - 132с.
151. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. /Под ред. д-ра филос. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. -13 изд., исгтр. -М.: Рус. яз., 1981. -816 с.
152. Околелов О.П. Современные технологии обучения в ВУЗе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития Высшее образование Рос¬сии. -1994. -№2. -С. 45-50.
153. Орлов В.И. Знания, умения и навыки учащихся // Педагогика, 1997, №2. - сс.33-39
154. Орлов В.И. Содержательная учебная информация // Педагогика, 1997, № 1 - сс. 53-55.
155. Орлов Н.Н., Ткачук Г.А., Лесовиченко В.И. Система планирования и организации учебного процесса. -Киев, 1977. -С. 15-20.
156. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Автореф. дис. докт. психол. Наук. - М., 1984. - 34с.
157. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской Армии: Учебное пособие. -М., 1997. -222 с.
158. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1987.
159. Петленко В.П. Валеологические семинары академика Петленко. Валеология человека: Здоровье - Любовь - Красота. Т.-5. Гармония чувств и образ жизни. - С-Пб.: PETROC, Минск: ОРАКУЛ, 1997. С. 359.
160. Петунин О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физ-культуры: Учеб. пособие для педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1988. -112 с.
161. Петьков В.А. Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -Краснодар, 1999. -46 с.
162. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. -М.: Педагогическое общество России, 1999. - 212с.
163. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1984. - 174с.
164. Попов В. П. Моделирование физической культуры личности Тез. докл. XI Межрегион. науч.-метод. конф. -Архангельск, 1992. -С. 54.
165. Прогностика: Терминология. Вып. № 92. М.: 1978.
166. Прогностика: Терминология. Отв. Редактор В.И. Сидоров М.: 1990. с. 9-11.
167. Прокопенко Т.Н. Технология формирования здорового образа жизни личности студента в условиях научно-образовательного и консультативно-оздоровительного центра ВУЗа: Автор. дис. канд. пед. наук. -Тула, 1999. -23 с.
168. Процесс перестройки высшего физкультурного образования; поиск решений Теория и практика физической культуры. -1989. -№10. -С. 2-3.
169. Психологический словарь. -М.: Педагогика, 1993. -447 с.
170. Пушкарев С.А. Особенности физического воспитания студентов факультета физического воспитания: Учеб. пособие для студентов факультета физического воспитания педагогических институтов (Б.Л. Ашмарин, М.Я. Виленский, К.Х. Гратынь и др.). -М.: Просвещение, 1979. -С. 316-320.- Пятигорск: ПГЛУ, 1996. -51 с.
171. Рабочая книга по прогнозированию. Под. редакц. И.В. Бестугиева-Лада М.:1988.
172. Раченко И.П. Введение в интегративную педагогику. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. - 59с.
173. Раченко И.П. Диагностика - важнейшее средство успешного изучения, проектирования и прогнозирования творческой деятельности педагога/Технология развития педагогического творчества. - Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ, 1994. - сс. 47-50.
174. Раченко И.П. Диагностика качества профессионально-педагогической деятельности преподавателя педагогического вуза. - Пятигорск: ПГПИИЯ,1990. - 48с.
175. Раченко И.П. Интегративная педагогика и НОПТ // Технология развития педагогического творчества. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. - сс. 81-83.
176. Раченко И.П. Научная организация педагогического труда. - М.: Педагоги¬ка, 1972. - 320с.
177. Раченко И.П. Научный подход к решению задач нормирования, учёта, контроля и оптимизации педагогического труда. - Пятигорск: ПГПИИЯ, 1985.- 68с.
178. Раченко И.П. Общие методические рекомендации по совершенствованию организации труда преподавателей педагогического института. - Пяти¬горск: ПГПИИЯ, 1985. - 68с.
179. Раченко И.П. Общие средства организации педагогической деятельности. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. - 38с.
180. Раченко И.П. Условия труда и отдыха как пространство развития личности.
- Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. - 29с.
181. Резников Ю.А. Готлиб В.М., Турецкий Б.В. Методологические основы создания учебной программы Теория и практика физической культуры. -1987. -Х1К. -С. 29-36.
182. Резников Ю.А., Андросов Т.И., Готлиб В.М. и др. Самостоятельная работа студентов - важнейший компонент подготовки специалистов в системе
физкультурного образования Теория и практика физической культуры. -1989.-№10. С. 29.
183. Решетень И.Н., Кобер И.Х. Основы педагогического мастерства учителя физической культуры. -Алма-Ата, 1990.
184. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. 1995. С . 528.
185. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1946 стр. 599.
186. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 423с.
187. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории Проблемы общей психологии. -М.: 1973. -С. 227.
188. Рыжков В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании. -М.: Высшая школа, 1991. -159 с.
189. Сагателян Б.А., Алексеев Н.И., и др. Организация и содержание факультативного курса по подготовке учителей физической культуры (дополни-тельная специальность): Учеб. метод. пособие. -Москва: МОПИ, 1984. - 52с.
190. Саметис О.С. Мотивационное управление образованием // Комплексное исследование проблем научной организации труда в системе просвещения. - Пятигорск: ПГПИИЯ, 1991. - сс.23-25.
191. Сапожинский В.А. Профессиональная подготовка офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации //Военная мысль. -1993. -№9.
192. Сахно А.В. Новые тенденции в совершенствовании физкультурного образования Физкультурное образование и физическое воспитание в условиях перестройки высшей школы; Сб. науч. тр. -Томск, 1991. -С. 80-91.
193. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998. -С. 3-4.
194. Селевко Г.К. Технологии уровневой дифференциации // Школьные технологии. - 1998. - № 2. С.78-95.
195. Селезнев В.А. Педагогическая технология формирования физической культуры на основе опережающе-концентрированного варианта основной учебной программы: Автореф. дисс... канд. пед. наук. -Тула. -2000. -23 с.
196. Семененко Н.Н. Становление профессиональной ответственности у курсантов военных училищ сухопутных войск: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1998. -28 с.
197. Симухин Г. Стандартизация профессионального образования: история, опыт, проблемы. // Высшее образование в России, №4, 2001. С. 13-28.
198. Скаткин М.Н. Вместо предисловия // Шахмаев Н.И. Учителю о дифференцированном обучении. -М., 1989. - С. 1-2.
199. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения: проблемы и перспективы. -М.: Педагогика, 1971. -206 с.
200. Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования Отв. ред. В.А. Сластенин. -М., 1984. -171 с.
201. Сластенин В.А., Ильин В.С. Перестройка высшего педагогического образования и формирование социально-активной личности учителя Формирование социальной активности учителя. -М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1987. -С. 4.
202. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-пресс, 1998. - 512с.
203. Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина. - Изд. 15-е. - М.: Рус¬ский язык, 1988. - 608с.
204. Словарь педагогических терминов: Методические материалы для студентов по изучению курса педагогики Под ред. В.В. Макеева.
205. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования; от деятельности к личности. -М., 1995. -С.18-39.
206. Смоленский В.М. Гимнастика и учебный план институтов физической культуры Теория и практика физической культуры. -1993. -№4. -С. 42-44.
207. Соловьев Г.М. Влияние различных форм организации учебных занятий по физическому воспитанию в ВУЗе на общую работоспособность студентов Актуальные проблемы физкультурно-массовой и спортивной работы в условиях перестройки высшей школы: Тез. докл. Всерос. межвуз. науч.- практ. конф. -Ростов-на-Дону, 1989. -С. 22.
208. Соловьев Г.М. Исследование эффективности влияния различных форм организации учебных занятий на физическую подготовленность студенче¬ской молодежи Физическая культура и здоровый образ жизни: Тез. докл. Всерос. науч.практ. конф. -Липецк, 1988. -С. 110-111.
209. Соловьев Г.М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Ставрополь, 1999. -34 с.
210. Соловьев Г.М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: Дис. . д-ра пед. наук. -М., 1999. -384 с.
211. Соловьев Г.М. Педагогическая технология формирования физической культуры личности в аспекте современных проблем воспитания Вестник СГУ, 2000. -№26. -С. 20-31.
212. Соловьев Г.М. Физическое воспитание и образование в вузе; Учеб. пособие. -Ставрополь: СГПУ, 1993. -86 с.
213. Соловьев Г.М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий: Монография. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. -С. 110-140.
214. Соловьев Г.М., Селезнев В.А. Детерминанты преемственности воспитания физической культуры учащейся молодежи Физическая культура, спорт высших достижений и профессиональный спорт в современном обществе: Материалы 1 регион. науч.-практ. конф.
215. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач: Развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование Под ред. д-ра пед. наук, проф. Г.Ш. Пидкасистого. -М.: Российское под. агентство, 1997. -273 с.-Ставрополь, 2000. -С. 66-69.
216. Столяров В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. -М.: ПДОЛИФК, 1999. -27 с.
217. Столяров В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры Вопросы философии. -1998. -№4. -С. 78-93.
218. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения/ Пер. с англ. под ред. Н.Ф. Талызиной. -М.: Прогресс, 1984. - 472с.
219. Суббето А.И. Введение в нормологию и стандартологию образования. М.,2001.С. 182.
220. Табунов Н.Д. Управление процессами формирования личности воина как теоретическая и практическая проблема. -М., Воениздат, 1986; Влияние научных знаний на поведение личности // Вопросы философии. -1973. - №11. -С. 52.
221. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1975. - 343 с.
222. Тартышный А.А. Психологические условия профессионализации офицеров во время обучения в ВВУЗе МО РФ: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. -М., 2000. -22 с.
223. Теория и методика физической культуры; Учеб. в 2-х томах Под ред. А.Д. Новикова. -М.: Физкультура и спорт, 1976.
224. Тепло Б.М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: АПН РСФСР, 1960. -536 с.
225. Тменов А.Б. Адаптивная система обучения: сущность и структура обратной связи. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1996. - 13с.
226. Требования по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. -М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2001.
227. Третьяков П.И., Сенновская И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третькова. - М.1997.
228. Труфанова Т.Е., Соколова Н.И. Профессионально-ориентированное общее высшее образование в области физической культуры. Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. -Ставрополь, 2005. -С. 49-50.
229. Трухачева Н.В. Моделирование содержания учебного курса с использованием концептуальной базы мотивационного программно-целевого управления. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Барнаул, 1996. - 19с.
230. Тутушкина М.К. Проблема личностного и профессионального развития с позиций практической психологии/ /Вестник Балтийской Педагогической Академии, 1995, №2. - сс. 5-7.
231. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.9. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 628с.
232. Филанковский В.В. Формирование профессиональной готовности учителя физической культуры. -Ставрополь; Изд-во СГУ, 1999. -112 с.
233. Фомин К.А. Обеспеченность физкультурно-спортивной сферы России кадрами Теория и практика физической культуры. -1995. -№5-6. С. 39-41.
234. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М.: Просвещение, 1987. - 223с.
235. Чебан В. Культура национальной безопасности России: история и современность (социально-философский анализ): Автореф. дисс. . д-ра филос. наук. -М., 1997. -39 с.
236. Чепик В.Д., Кирищук А.Г. Нормы труда по физкультурной оздоровительной работе Теория и практика физической культуры. -1993. -№9-10. С. 32¬33.
237. Черкасов Александр. Духовная основа боеготовности. //Ориентир. -1995. - №8. -С. 4-13.
238. Чернов К.Л., Кузнецов В.К., Каширцев Ю.А. Проблемы подготовки кадров в институтах физической культуры. Теория и практика физической куль¬туры. -1997. -№3. -С. 22-23.
239. Чесноков Н.Н. Подготовка специалистов как фактор и условие совершенствования физкультурно-спортивной деятельности в современном общест¬ве Теория и практика физической культуры. -1998. -№11-12. -С. 26-27.
240. Чошанив М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения Сред¬не специальное образование. -М.: Народное образование, 1996. №7. -С. 10¬13.
241. Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства: Автореф. дисс. . д-ра филос. наук. -М., 1998. -50 с.
242. Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы: сущность и эффективность. Автореф. дис... докт. пед. наук. - Л., 1989. - 30с.
243. Шевченко З.М. Управление методической службой в общеобразовательной школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ростов н/Д., 1989. - 23с.
244. Шишлаков В.В. Оценка эффективности педагогической деятельности учителя Физическая культура в школе. -1996. -№5. -С. 18-19.
245. Щеголев. И.М. Моральный дух Российской Армии: сущность, содержание и формирование в современных условиях (социально-философский ана¬лиз): Автореф. дисс. . канд. филос. наук. -М., 1999.
246. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. -М.: Школа культурной политики, 1995. - 800с.
247. Щербань Ю.Ю. Обучение как процесс управления познавательной деятельностью. - М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1973. - 70с.
248. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы обучения и воспитания / Тез.докл.на конф./Ред. Г.С. Котюк, П.Р. Гамата. - Киев: Изд-во НИИ пси-хологии УССР, 1961. - сс. 41-46.
249. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 31-41.
250. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969. - 317с.
251. Якунин В.А. Обучения как процесс управления. Психологические аспекты. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1988. - 160с.
252. Якунин В.А. Психологические основы управления учебно-познавательной деятельностью студентов. Автореф. дис. докт. психол. наук. - Л., 1989. - 36с.