Формирование культуры общения студентов непедагогических вузов (гуманитарные и технологические специальности)
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 ГЕНЕЗИС ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ
1.2 СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ
1.2 СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ 49
1.3 СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 84
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 88
2.1 ДИАГНОСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ 88
2.2 ЛОГИКО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ
СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 99
2.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 109
2.4 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ПОЗИТИВНОЙ
КОММУНИКАЦИИ 136
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
БИБЛИОГРАФИЯ 167
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 ГЕНЕЗИС ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ
1.2 СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ
1.2 СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ 49
1.3 СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 84
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 88
2.1 ДИАГНОСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ 88
2.2 ЛОГИКО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ
СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 99
2.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 109
2.4 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ПОЗИТИВНОЙ
КОММУНИКАЦИИ 136
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
БИБЛИОГРАФИЯ 167
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Одной из наиболее острых и важных проблем современности, к которой ученые многих отраслей науки проявляют интерес, является проблема общения. Социально-экономические преобразования в России привели к смене представлений о ценности человека в обществе, а они, в свою очередь, потребовали смены образовательной парадигмы. Приоритетным направлением образования сегодня стало формирование духовно¬нравственного потенциала общества, которое определило и повышенный интерес к культуре общения.
Формирование культуры общения является одним из сегментов нравственного воспитания. Сформированная нравственная культура, истинная духовность, проявляется, во многом, именно в культуре общения, и в то же время культура общения не станет естественным продолжением личности, если она не основана на этических ценностях, положенных в основу мировоззрения человека.
Культура общения представляет собой единство личностно-важных мировоззренческих установок, ставших ценностными убеждениями человека и поведения, согласованного с требованиями как морали, так и этикета. Таким образом, формирование культуры общения понимается как часть процесса нравственного воспитания, где преимущественное внимание уделяется формированию навыков поведения и общения, но немаловажным является и этическое их наполнение.
Культура общения - неизменный атрибут, сопровождавший образованных и интеллигентных людей в течение многих веков. Конструктивное общение, обмен мнениями - необходимые составляющие профессионала. Именно поэтому так важна роль культуры общения в среде представителей молодого поколения, настроенных на получение высшего образования. Особенно актуальным направленное формирование культуры общения является в непедагогических вузах, так как в них недостаточно, на наш взгляд, использованы возможности учебно-воспитательного процесса. Отсутствуют единые требования
к организации воспитательной работы в непедагогическом вузе. Основная часть воспитательного процесса обеспечивается гуманитарной составляющей образования, другая - внеаудиторной формой воздействия на студента. Ни тот, ни другой подход не является исчерпывающим. Положительное влияние гуманитарного знания в формировании духовности и мировоззренческих основ личности бесспорно, но для реализации полученного потенциала необходимо направленное формирование внешнего оформления поведения и общения.
Проблема формирования культуры общения, в широком ее понимании, обусловлена необходимостью повышения качества подготовки специалистов, так как усвоение и применение студентами общечеловеческих, гуманистических, этических ценностей и реализация их непосредственно в общении способствуют не только личностному и духовному развитию молодого человека, но и социального, профессионального потенциала специалиста.
В современной, далекой от социальной и экономической стабильности, ситуации, важной является способность грамотно общаться, находить точки соприкосновения и приходить к определенным соглашениям, что во многом определяет не только адаптационные процессы, но и процессы профессиональной реализации. В последнее десятилетие многие ученые активно разрабатывали проблемы культуры общения и ее формирования, предлагая практические рекомендации. Различные аспекты проблемы общения исследовали Алферова С.А., Бодалев А.А., Давыдова О.А., Иванова В.И., Кон И.С, Крылова Н.Б., Кузин Ф.А., Леонтьев А.А., Свенцицкий А.Л., Творогова Н.Д., Шевченко Л.Л., Шепель В.М. и др.
Недостаточно отражено в литературе влияние мотивации на формирование культуры общения. Отсутствует также и конкретизированная на уровне структурных составляющих модель формирования культуры общения, а также отражение ее связи с профессиональной культурой специалиста непедагогического профиля.
Представляется немаловажным проследить влияние социальных перемен, пережитых Россией на рубеже веков, на тенденции изменений общественного мнения по проблематике формирования культуры общения.
На основании анализа научной литературы и педагогической практики были выявлены следующие противоречия между:
• теоретической обоснованностью необходимости формирования культуры общения и отсутствием дисциплин данного профиля в государственном образовательном стандарте;
• сложностями в адаптации большинства студентов к вхождению в вузовскую, а затем профессиональную культурную среду и отсутствием направленного формирования таковой в непедагогических вузах;
• единством образовательного и воспитательного процесса и недостаточными практическими возможностями реализации воспитательного потенциала обучения, особенно в вузах непедагогического профиля;
• значительными потенциальными возможностями непедагогических вузов в приобщении студентов к культурным ценностям и недостаточным уровнем реализации этих возможностей;
Объект исследования: процесс формирования культуры общения студентов непедагогических вузов.
Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры общения студентов непедагогических вузов.
Гипотеза исследования: формирование культуры общения студентов непедагогических вузов обеспечивается, если:
• этот процесс имеет направленный характер и учитывает особенности современной социально- экономической ситуации;
• структура и содержание подготовки студентов к позитивному общению являются неотъемлемой частью гуманитарной подготовки;
• студенты осознают смысл и ценность культуры общения в жизни и профессиональной деятельности;
• в основе процесса находится логико-содержательная модель формирования культуры общения.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы задачи исследования:
• проанализировать генезис представлений о культуре общения в контексте культурно-цивилизационного подхода;
• систематизировать и классифицировать предпосылки формирования культуры общения студентов непедагогических вузов;
• выделить и охарактеризовать структурные элементы понятия «культура общения», выявить связи между ними;
• разработать целостную модель формирования культуры общения студентов гуманитарных и технологических специальностей непедагогических вузов;
Методологической основой исследования являются философские положения о взаимосвязи нравственного сознания и сформированности культурного и социального опыта под влиянием социализации и воспитания (инструментализм); теоретические разработки отечественной педагогики, ориентирующие теорию и практику воспитания на личностно-деятельностный подход в процессе формирования общественно значимых устойчивых качеств личности.
Методы исследования. Использованы следующие общенаучные и частнонаучные методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, программной и методической документации по теме исследования; анализ и обобщение педагогической практики по проблеме нравственного воспитания студентов; моделирование процесса формирования культуры общения в непедагогическом вузе и экспериментальная апробация разработанной модели; тестирование, анкетирование, интервьюирование, лекции, дискуссии, коммуникативные тренинги, моделирование ситуаций; математические методы обработки результатов экспе¬римента.
Экспериментальной базой исследования выбраны Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (МИТХТ) и Институт международной торговли и права (ИМТП) г. Москва. В МИТХТ в эксперименте участвовали более 900 человек, а в ИМТП около 500.
• с 2000 по 2004 проводилась повторная диагностика отношения сту¬дентов к проблеме формирования культуры общения для сравни¬тельного анализа и выявления динамики процесса; апробировалась разработанная модель формирования культуры общения студентов гуманитарных и технологических специальностей непедагогических вузов;
• с 2004 по 2005 год - систематизация, обобщение и оформление результатов экспериментальной работы; формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций.
Научная новизна исследования:
• систематизированы и классифицированы социальные, психолого-педагогические и методологические предпосылки формирования культуры общения студентов непедагогических вузов;
• проанализирован генезис представлений о культуре общения в контексте культурно-цивилизационного подхода;
• охарактеризованы структурные элементы культуры общения как сложного системного образования и культурного феномена;
• разработана логико-содержательная модель формирования культуры общения студентов непедагогических вузов, согласующая социальные, психолого-педагогические и организационно¬управленческие факторы и направленная на упорядочение соотношения цели, содержания и процессуальной стороны данного формирования;
• выявлены условия реализации процесса формирования культуры общения студентов непедагогических вузов;
• определены содержание, формы и методы формирования культуры общения студентов непедагогических вузов;
• определена структура психолого-педагогической готовности студентов к позитивной коммуникации.
Теоретическая значимость исследования: раскрыта сущность понятия «культура общения» как сложного, системного образования; разработана теоретическая модель формирования культуры общения в непедагогическом вузе, оптимизирующая процесс нравственного воспитания. Раскрыта содержательная сторона формирования культуры общения, выявлены формы, методы и условия реализации этого процесса.
Практическая значимость исследования Разработаны и апробированы критерии, показатели и уровни психолого-педагогической готовности студентов непедагогических вузов к позитивному общению. Предложены программы спецкурсов и методики тестирования степени освоения пройденной программы, которые могут быть использованы в качестве элективных и факультативных курсов и их частей в различных учебных заведениях непедагогического профиля, а результаты и выводы исследования могут послужить одним из источников для разработки целостной теории нравственного воспитания. Разработаны и опубликованы учебные и методические пособия: «Культура общения», «Этикет. История и современность», «Культура делового общения», «Практические аспекты этикета» и «Сборник практических и тестовых заданий для изучения культуры общения».
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается логикой исходных методологических положений; использованием системного подхода; сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных независимых методов педагогического исследования; подтверждением гипотезы практическими результатами диагностического и формирующего экспериментов; достижением позитивных изменений в психолого¬педагогической готовности студентов к позитивному общению. Информационная подсистема содержит когнитивный и рефлексивный компоненты. Которые подразумевают систему знаний и осмысление назначения рекомендованного поведения. Психологическая подсистема предполагает наличие положительной мотивации к общению (мотивационный компонент), умение найти хорошее и отказаться от плохого в собеседнике (эмпатический компонент) и возможность по некоторым аспектам поведения предсказывать результаты общения (атрибуционный компонент). Деятельностная подсистема отвечает за практические аспекты культуры общения. Она объединяет компонент умений и навыков и креативный компонент, воплощающий поведенческое творчество.
• Логико-содержательная модель формирования культуры общения студентов непедагогических вузов, обеспечивающая повышение эффективности данного процесса, включает следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-диагностический. Целевой компонент модели ориентирован на достижение готовности студентов к позитивной коммуникации на основе формирования культуры общения. Целевой компонент включает комплекс задач, решение
которых подразумевает, что студенты составят целостное представление о традициях и современных формах культуры общения; у них сформируются нравственные основы поведения и общения; сформируется эстетическое чувство в сфере поведения и общения. Содержательный компонент включает необходимые знания, умения и навыки, дает установку на реализацию намеченной формирующим экспериментом цели. Содержательный компонент объединяет в себе принципы, функции и содержание. Формирование культуры общения студентов непедагогических вузов опирается на принципы системности, преемственности и деятельности.отображает структуру заранее спроектированной познавательной деятельности. Процессуальный компонент модели определяет выбор форм и методов воздействия на студента, а также условия реализации формирования культуры общения студентов непедагогических вузов. В качестве оптимальной системы методов мы избрали: объяснительно¬иллюстративные, совместной деятельности, проблемного обучения и репродуктивный. Контрольно-диагностический компонент модели характеризует результат процесса формирования культуры общения студентов непедагогических вузов. За критерий воспитанности принимается психолого-педагогическая готовность студентов к позитивной коммуникации. Психолого-педагогическая готовность к позитивному общению объединяет в себе четыре составляющих, которые могут быть представлены в виде показателей, имеющих количественное выражение.
• Условия реализации процесса формирования культуры общения представлены тремя компонентами: содержательно-регулятивными, нормативно-организационными и психолого-педагогическими. Содержательно-регулятивные условия - овладение комплексом знаний, включающим: историю вопроса, представления о правилах поведения и общения в стандартных жизненных ситуациях и этическую мотивацию освоения культуры общения;
Нормативно-организационные условия- формирование широкого спектра умений и навыков и практическая реализация единства формы и содержания поступка;
скую составляющую, позволяющую увидеть цель формирования культуры общения в нравственном совершенствовании личности и осознать целесообразность применения ее, как одного из естественных и необходимых процессов действительности.
• Психолого-педагогическая готовность к позитивной коммуникации является совокупностью устойчивых качеств личности, положительного отношения к культуре общения и достаточного объема знаний умений и навыков в этой области. Структура психолого-педагогической готовности к позитивной коммуникации включает взаимосвязанные составляющие: регулятивно-правовую, этическую, этикетную и эстетическую. Регулятивно-правовая представляет собой формирование мировоззренческих, политических, патриотических и правовых ценностных установок личности. Для реализации этикетной составляющей необходимо обеспечить передачу знаний и формирование умений и навыков в различных областях взаимодействия людей. Эстетическая составляющая представляет собой формирование эстетического, эмоционально¬ценностного контроля в сфере поведения и общения. Этическая составляющая - формирование нравственного контроля за поведением и общением.
• Формирование культуры общения проходит как последовательное освоение уровней: морального контроля (регулируется требованиями общества), нравственного контроля (регулируется внутренним самоконтролем человека) и осознанно-креативного контроля (фундамент нравственных ценностей, обеспечивающих бессознательный самоконтроль). Поскольку возникновению этого внутреннего контролера предшествуют определенные этапы в формировании базовой культуры личности деление на уровни представляет собой поступательное движение.
Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования докладывались и получили положительную оценку на научных конференциях в Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова в 1995, 1998, 2000, 2005 годах, в Институте философии РАН в 2000, 2001, 2002 годах, в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете в 2004 году, в Московском государственном областном университете в 2004, 2005 годах, на Российском философском конгрессе в МГУ в 2005 году, на Ломоносовских чтениях в МГУ в 2005.
Результаты исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в качестве старшего преподавателя кафедры философии Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова и кафедры документационного обеспечения управления Института международной торговли и права.
Формирование культуры общения является одним из сегментов нравственного воспитания. Сформированная нравственная культура, истинная духовность, проявляется, во многом, именно в культуре общения, и в то же время культура общения не станет естественным продолжением личности, если она не основана на этических ценностях, положенных в основу мировоззрения человека.
Культура общения представляет собой единство личностно-важных мировоззренческих установок, ставших ценностными убеждениями человека и поведения, согласованного с требованиями как морали, так и этикета. Таким образом, формирование культуры общения понимается как часть процесса нравственного воспитания, где преимущественное внимание уделяется формированию навыков поведения и общения, но немаловажным является и этическое их наполнение.
Культура общения - неизменный атрибут, сопровождавший образованных и интеллигентных людей в течение многих веков. Конструктивное общение, обмен мнениями - необходимые составляющие профессионала. Именно поэтому так важна роль культуры общения в среде представителей молодого поколения, настроенных на получение высшего образования. Особенно актуальным направленное формирование культуры общения является в непедагогических вузах, так как в них недостаточно, на наш взгляд, использованы возможности учебно-воспитательного процесса. Отсутствуют единые требования
к организации воспитательной работы в непедагогическом вузе. Основная часть воспитательного процесса обеспечивается гуманитарной составляющей образования, другая - внеаудиторной формой воздействия на студента. Ни тот, ни другой подход не является исчерпывающим. Положительное влияние гуманитарного знания в формировании духовности и мировоззренческих основ личности бесспорно, но для реализации полученного потенциала необходимо направленное формирование внешнего оформления поведения и общения.
Проблема формирования культуры общения, в широком ее понимании, обусловлена необходимостью повышения качества подготовки специалистов, так как усвоение и применение студентами общечеловеческих, гуманистических, этических ценностей и реализация их непосредственно в общении способствуют не только личностному и духовному развитию молодого человека, но и социального, профессионального потенциала специалиста.
В современной, далекой от социальной и экономической стабильности, ситуации, важной является способность грамотно общаться, находить точки соприкосновения и приходить к определенным соглашениям, что во многом определяет не только адаптационные процессы, но и процессы профессиональной реализации. В последнее десятилетие многие ученые активно разрабатывали проблемы культуры общения и ее формирования, предлагая практические рекомендации. Различные аспекты проблемы общения исследовали Алферова С.А., Бодалев А.А., Давыдова О.А., Иванова В.И., Кон И.С, Крылова Н.Б., Кузин Ф.А., Леонтьев А.А., Свенцицкий А.Л., Творогова Н.Д., Шевченко Л.Л., Шепель В.М. и др.
Недостаточно отражено в литературе влияние мотивации на формирование культуры общения. Отсутствует также и конкретизированная на уровне структурных составляющих модель формирования культуры общения, а также отражение ее связи с профессиональной культурой специалиста непедагогического профиля.
Представляется немаловажным проследить влияние социальных перемен, пережитых Россией на рубеже веков, на тенденции изменений общественного мнения по проблематике формирования культуры общения.
На основании анализа научной литературы и педагогической практики были выявлены следующие противоречия между:
• теоретической обоснованностью необходимости формирования культуры общения и отсутствием дисциплин данного профиля в государственном образовательном стандарте;
• сложностями в адаптации большинства студентов к вхождению в вузовскую, а затем профессиональную культурную среду и отсутствием направленного формирования таковой в непедагогических вузах;
• единством образовательного и воспитательного процесса и недостаточными практическими возможностями реализации воспитательного потенциала обучения, особенно в вузах непедагогического профиля;
• значительными потенциальными возможностями непедагогических вузов в приобщении студентов к культурным ценностям и недостаточным уровнем реализации этих возможностей;
Объект исследования: процесс формирования культуры общения студентов непедагогических вузов.
Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры общения студентов непедагогических вузов.
Гипотеза исследования: формирование культуры общения студентов непедагогических вузов обеспечивается, если:
• этот процесс имеет направленный характер и учитывает особенности современной социально- экономической ситуации;
• структура и содержание подготовки студентов к позитивному общению являются неотъемлемой частью гуманитарной подготовки;
• студенты осознают смысл и ценность культуры общения в жизни и профессиональной деятельности;
• в основе процесса находится логико-содержательная модель формирования культуры общения.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы задачи исследования:
• проанализировать генезис представлений о культуре общения в контексте культурно-цивилизационного подхода;
• систематизировать и классифицировать предпосылки формирования культуры общения студентов непедагогических вузов;
• выделить и охарактеризовать структурные элементы понятия «культура общения», выявить связи между ними;
• разработать целостную модель формирования культуры общения студентов гуманитарных и технологических специальностей непедагогических вузов;
Методологической основой исследования являются философские положения о взаимосвязи нравственного сознания и сформированности культурного и социального опыта под влиянием социализации и воспитания (инструментализм); теоретические разработки отечественной педагогики, ориентирующие теорию и практику воспитания на личностно-деятельностный подход в процессе формирования общественно значимых устойчивых качеств личности.
Методы исследования. Использованы следующие общенаучные и частнонаучные методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, программной и методической документации по теме исследования; анализ и обобщение педагогической практики по проблеме нравственного воспитания студентов; моделирование процесса формирования культуры общения в непедагогическом вузе и экспериментальная апробация разработанной модели; тестирование, анкетирование, интервьюирование, лекции, дискуссии, коммуникативные тренинги, моделирование ситуаций; математические методы обработки результатов экспе¬римента.
Экспериментальной базой исследования выбраны Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (МИТХТ) и Институт международной торговли и права (ИМТП) г. Москва. В МИТХТ в эксперименте участвовали более 900 человек, а в ИМТП около 500.
• с 2000 по 2004 проводилась повторная диагностика отношения сту¬дентов к проблеме формирования культуры общения для сравни¬тельного анализа и выявления динамики процесса; апробировалась разработанная модель формирования культуры общения студентов гуманитарных и технологических специальностей непедагогических вузов;
• с 2004 по 2005 год - систематизация, обобщение и оформление результатов экспериментальной работы; формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций.
Научная новизна исследования:
• систематизированы и классифицированы социальные, психолого-педагогические и методологические предпосылки формирования культуры общения студентов непедагогических вузов;
• проанализирован генезис представлений о культуре общения в контексте культурно-цивилизационного подхода;
• охарактеризованы структурные элементы культуры общения как сложного системного образования и культурного феномена;
• разработана логико-содержательная модель формирования культуры общения студентов непедагогических вузов, согласующая социальные, психолого-педагогические и организационно¬управленческие факторы и направленная на упорядочение соотношения цели, содержания и процессуальной стороны данного формирования;
• выявлены условия реализации процесса формирования культуры общения студентов непедагогических вузов;
• определены содержание, формы и методы формирования культуры общения студентов непедагогических вузов;
• определена структура психолого-педагогической готовности студентов к позитивной коммуникации.
Теоретическая значимость исследования: раскрыта сущность понятия «культура общения» как сложного, системного образования; разработана теоретическая модель формирования культуры общения в непедагогическом вузе, оптимизирующая процесс нравственного воспитания. Раскрыта содержательная сторона формирования культуры общения, выявлены формы, методы и условия реализации этого процесса.
Практическая значимость исследования Разработаны и апробированы критерии, показатели и уровни психолого-педагогической готовности студентов непедагогических вузов к позитивному общению. Предложены программы спецкурсов и методики тестирования степени освоения пройденной программы, которые могут быть использованы в качестве элективных и факультативных курсов и их частей в различных учебных заведениях непедагогического профиля, а результаты и выводы исследования могут послужить одним из источников для разработки целостной теории нравственного воспитания. Разработаны и опубликованы учебные и методические пособия: «Культура общения», «Этикет. История и современность», «Культура делового общения», «Практические аспекты этикета» и «Сборник практических и тестовых заданий для изучения культуры общения».
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается логикой исходных методологических положений; использованием системного подхода; сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных независимых методов педагогического исследования; подтверждением гипотезы практическими результатами диагностического и формирующего экспериментов; достижением позитивных изменений в психолого¬педагогической готовности студентов к позитивному общению. Информационная подсистема содержит когнитивный и рефлексивный компоненты. Которые подразумевают систему знаний и осмысление назначения рекомендованного поведения. Психологическая подсистема предполагает наличие положительной мотивации к общению (мотивационный компонент), умение найти хорошее и отказаться от плохого в собеседнике (эмпатический компонент) и возможность по некоторым аспектам поведения предсказывать результаты общения (атрибуционный компонент). Деятельностная подсистема отвечает за практические аспекты культуры общения. Она объединяет компонент умений и навыков и креативный компонент, воплощающий поведенческое творчество.
• Логико-содержательная модель формирования культуры общения студентов непедагогических вузов, обеспечивающая повышение эффективности данного процесса, включает следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-диагностический. Целевой компонент модели ориентирован на достижение готовности студентов к позитивной коммуникации на основе формирования культуры общения. Целевой компонент включает комплекс задач, решение
которых подразумевает, что студенты составят целостное представление о традициях и современных формах культуры общения; у них сформируются нравственные основы поведения и общения; сформируется эстетическое чувство в сфере поведения и общения. Содержательный компонент включает необходимые знания, умения и навыки, дает установку на реализацию намеченной формирующим экспериментом цели. Содержательный компонент объединяет в себе принципы, функции и содержание. Формирование культуры общения студентов непедагогических вузов опирается на принципы системности, преемственности и деятельности.отображает структуру заранее спроектированной познавательной деятельности. Процессуальный компонент модели определяет выбор форм и методов воздействия на студента, а также условия реализации формирования культуры общения студентов непедагогических вузов. В качестве оптимальной системы методов мы избрали: объяснительно¬иллюстративные, совместной деятельности, проблемного обучения и репродуктивный. Контрольно-диагностический компонент модели характеризует результат процесса формирования культуры общения студентов непедагогических вузов. За критерий воспитанности принимается психолого-педагогическая готовность студентов к позитивной коммуникации. Психолого-педагогическая готовность к позитивному общению объединяет в себе четыре составляющих, которые могут быть представлены в виде показателей, имеющих количественное выражение.
• Условия реализации процесса формирования культуры общения представлены тремя компонентами: содержательно-регулятивными, нормативно-организационными и психолого-педагогическими. Содержательно-регулятивные условия - овладение комплексом знаний, включающим: историю вопроса, представления о правилах поведения и общения в стандартных жизненных ситуациях и этическую мотивацию освоения культуры общения;
Нормативно-организационные условия- формирование широкого спектра умений и навыков и практическая реализация единства формы и содержания поступка;
скую составляющую, позволяющую увидеть цель формирования культуры общения в нравственном совершенствовании личности и осознать целесообразность применения ее, как одного из естественных и необходимых процессов действительности.
• Психолого-педагогическая готовность к позитивной коммуникации является совокупностью устойчивых качеств личности, положительного отношения к культуре общения и достаточного объема знаний умений и навыков в этой области. Структура психолого-педагогической готовности к позитивной коммуникации включает взаимосвязанные составляющие: регулятивно-правовую, этическую, этикетную и эстетическую. Регулятивно-правовая представляет собой формирование мировоззренческих, политических, патриотических и правовых ценностных установок личности. Для реализации этикетной составляющей необходимо обеспечить передачу знаний и формирование умений и навыков в различных областях взаимодействия людей. Эстетическая составляющая представляет собой формирование эстетического, эмоционально¬ценностного контроля в сфере поведения и общения. Этическая составляющая - формирование нравственного контроля за поведением и общением.
• Формирование культуры общения проходит как последовательное освоение уровней: морального контроля (регулируется требованиями общества), нравственного контроля (регулируется внутренним самоконтролем человека) и осознанно-креативного контроля (фундамент нравственных ценностей, обеспечивающих бессознательный самоконтроль). Поскольку возникновению этого внутреннего контролера предшествуют определенные этапы в формировании базовой культуры личности деление на уровни представляет собой поступательное движение.
Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования докладывались и получили положительную оценку на научных конференциях в Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова в 1995, 1998, 2000, 2005 годах, в Институте философии РАН в 2000, 2001, 2002 годах, в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете в 2004 году, в Московском государственном областном университете в 2004, 2005 годах, на Российском философском конгрессе в МГУ в 2005 году, на Ломоносовских чтениях в МГУ в 2005.
Результаты исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в качестве старшего преподавателя кафедры философии Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова и кафедры документационного обеспечения управления Института международной торговли и права.
1. Проанализирован генезис представлений о формировании культуры общения в различные временные периоды. Рассмотрены системы воспитания эпохи Античности (Платон, Аристотель), Средневековья (Б. Кастильоне, в оценке А. Шопенгауэра), Новое время (Я.А. Коменский, Ж. Лабрюйер, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ф.Честерфилд), система воспитания в России Х1Х века (А.С. Пушкин, П.Я. Чаадаев, С.С. Уваров, К.С. Аксаков, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), ХХ век (А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.).
Анализ научной литературы показал, что нравственное воспитание никогда не являлось прерогативой большинства, а, наоборот, на протяжении веков служило своеобразной этикеткой, отличающей человека, сделавшего свой вы¬бор в его пользу. Во многих случаях нравственное воспитание не наделяло человека преимуществами, но делало его более уязвимым и менее защищенным. Нами также установлено, что нравственное воспитание имеет две составляющие - этическую и эстетическую и способствует становлению всесторонне раз¬витой личности, стремящейся к дальнейшему интеллектуальному и нравствен¬ному самосовершенствованию, только в том случае если эти составляющие находятся в гармонии между собой.
Вышеизложенное позволило нам заключить, что на современном этапе развития общества необходимо внедрение культуры общения в образовательные процессы непедагогических вузов. Однако, нельзя отрицать возможность и желательность последующего распространения данной контркультуры на область массовой культуры, овладевшей в наше время большинством населения.
2. В результате рассмотрения генезиса представлений о культуре общения в контексте культурно-цивилизационного подхода нами систематизированы и классифицированы предпосылки формирования культуры общения
Социальные предпосылки объединяют комплекс проблем современного состояния общества - экономический упадок, следствием которого явились кризис системы образования и падение престижа образованности и воспитанности.
Психолого-педагогические предпосылки мы условно разделили на три категории: проблемы высшей школы (частично смыкающиеся с социальными), проблемы технического вуза, преподавательский корпус которого состоит, за исключением гуманитарных кафедр, из непедагогов, что значительно снижает воспитательный потенциал обучения, а также проблемы поддержания и развития культуроформирующей среды общества.
Методологические предпосылки обозначили комплекс проблем, связанный с недостаточной разработкой (по литературным данным) формирования культуры общения. Достаточно детально разработаны методические вопросы формирования культуры делового общения представителей различных профессий, культура делового общения является лишь сегментом культуры общения и не может быть сформированной в отрыве от последней.
3. В результате анализа современной педагогической и психологической литературы нами было уточнено понятие «культура общения». Рассмотрены понятия: «этикет», «поведенческая культура», «профессиональная культура» и «культура делового общения». Понятие «этикет» тождественно понятию «поведенческая культура», а понятие «профессиональная культура» - «культуре делового общения». Культура общения является более сложным образованием, включающим как сегмент и этикет, и культуру делового общения, а в основе имеющим нравственное сознание.
взаимозависимых подсистем: информационной, психологической и деятельностной. Информационная подсистема содержит два компонента - когнитивный, обеспечивающий систему знаний, и рефлексивный, подразумевающий осознание смысла и ценности культуры общения в жизни человека. Психологическая подсистема состоит из трех компонентов - мотивационного, отвечающего за позитивную мотивацию к общению как сложному духовному феномену; эмпатического, позволяющего понять эмоциональное состояние собеседника и под-строиться под него, а возможно и модулировать его; атрибуционного, обеспечивающего осознание мотивов, намерений и реакций партнера по общению;
4. Логико-содержательная модель формирования культуры общения студентов непедагогических вузов определена нами как взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс, объединяющий несколько компонентов: целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-диагностический.
Целевой компонент модели ориентирован на достижение максимально возможной готовности студентов к позитивной коммуникации на основе формирования культуры общения.
Содержательный компонент объединяет принципы, функции и содержание формирования культуры общения студентов непедагогических вузов. Нами выделены принципы системности, преемственности и деятельности. Функции - регуляции поведения, социализации и адаптации. Содержание формирования культуры общения включает: выявление сущности и назначения общения, изучение принципов культуры общения; отработка коммуникативных, перцептивных и интерактивных умений; отработка умений, связанных с внешним оформлением поступка; выстраивание собственного стиля общения.
Процессуальный компонент формирования культуры общения представлен двумя составляющими: формами и методами и условиями реализации. На¬ми выделены содержательно-регулятивные, нормативно-организационные и психологические условия реализации формирования культуры общения, логи¬чески отображающие структуру культуры общения как сложного системного образования (схема 2). Для обеспечения формирования информационной под¬системы культуры общения необходимо соблюдение содержательно¬регулятивных условий, подразумевающих овладение комплексом знаний. Для обеспечения формирования деятельностной подсистемы требуется соблюдение нормативно-организационных условий, подразумевающих формирование широкого спектра умений и навыков. Для обеспечения психологической под¬системы необходимо соблюдение психологических условий, подразумевающих формирование этического контроля, дающего должный уровень осознания, необходимости использования нормативной системы культуры общения.
Контрольно-диагностический компонент определяет критерий психолого-педагогической готовности к позитивному общению студентов, показатели, количественно характеризующие этот критерий, и дифференцирует уровни освоения культуры общения.
5. Рассмотрены методы и средства формирования культуры общения студентов непедагогических вузов. Разработаны и апробированы две программы: «Культура общения», предназначенная для работы в малых группах - 15-25 человек, и «Этикет. История и современность» - для больших групп 60-100 чело¬век (приложение 3). В качестве оптимальной системы методов мы избрали: 1) объяснительно-иллюстративный (лекции) - для передачи основного объема информации Использована смешанная форма занятий по типу лекция-семинар, позволившая от монологической речи лектора переходить к проблемным дискуссиям или моделированию ситуаций; 2) методы совместной деятельности (учебные дискуссии и обсуждения, моделирование ситуаций), позволяющие студентам самостоятельно, но под контролем преподавателя решать коммуникативные задачи и получать комплекс необходимых этикетных умений; 3) методы проблемного обучения (деловые игры и коммуникативные тренинги), моделирующие конкретные ситуации общения и позволяющие получить раз¬личный спектр коммуникативных навыков, необходимых как для делового, так и для межличностного общения; 4) репродуктивный метод (тестирование, выполнение контрольных заданий) - для контроля за процессом усвоения знаний, умений и навыков;
В качестве результата учебной деятельности была выбрана средняя обученность группы. Количественные результаты эксперимента представлены в таблицах 1 и 2.
Обе программы показали достаточную результативность - средняя обученность составила 64 и 77% в ИМТП и в МИТХТ соответственно.
6. Нами установлено, что психолого-педагогическая готовность к позитивной коммуникации является совокупностью качеств личности, положительного отношения к общению, достаточного объема знаний, а также наличие умений и навыков в области культуры общения, которое развивается под влиянием целенаправленно организованной деятельности по формированию куль¬туры общения.
Психолого-педагогическая готовность состоит из нескольких составляющих (схема 4): регулятивно-правовой, являющейся основой социализации; этической, обеспечивающей мотивацию, осознание смысла и контроль деятельности; эстетической, отвечающей за внешнее оформление, а также баланс формы и содержания поступка; этикетной составляющей, обеспечивающей культуру речи, культуру общения (делового и межличностного), эстетику одежды, культуру застолья, культуру поведения в этикетных ситуациях.
Для количественной характеристики показателей психолого¬педагогической готовности к позитивной коммуникации нами были разработаны анкеты для самоанализа и для контроля его адекватности - экспертного анализа (таблицы 4,5,6,7,8 и приложение 2). Обработка результатов показала достаточную готовность как по отдельным, так и по среднему показателю. При¬рост психолого-педагогической готовности в процессе обучения составил 25% и 30 % в среднем при работе по обеим программам спецкурсов. Контрольная группа, формирование культуры общения в которой проходило непреднамеренно - под влиянием гуманитарного потенциала обучения и педагогического
Динамика составляющих готовности позволила нам выявить уровни постижения культуры общения: моральный - уровень внешнего контроля; нравственный - уровень внутреннего самоконтроля; осознанно-креативный - уровень поведенческого творчества и выполнения необходимых действий без особого контроля со стороны сознания. Освоение культуры общения происходит путем последовательного прохождения этих уровней и аккумулирования знаний, умений и навыков, присущих каждому.
Уровень постижения культуры общения, диагностировавшийся у студен¬тов, в среднем, до обучения - моральный, после работы по программам спец¬курсов - нравственный.
В процессе проведения спецкурса студенты слушали лекционный мате¬риал, принимали участие в тренинговых упражнениях, моделировали ситуации этического выбора и разрешали их, практиковались в коммуникативных играх, позволяющих оценить свой культурный уровень глазами окружающих и скорректировать свое поведение, приближая его к должному и формируя этический контроль.
Как любое научное изыскание, наше диссертационное исследование оставляет возможность для уточнения, развития и рассмотрения в новом аспекте структурных и функциональных компонентов процесса формирования культуры общения студентов непедагогических вузов. Так, например, мы не принимали во внимание воспитательный потенциал обязательных с точки зрения государственного стандарта дисциплин. Кроме того, полученные нами данные не есть исчерпывающее решение проблемы в ее современном состоянии. Но возможные пути ее решения были нами обозначены.
Анализ научной литературы показал, что нравственное воспитание никогда не являлось прерогативой большинства, а, наоборот, на протяжении веков служило своеобразной этикеткой, отличающей человека, сделавшего свой вы¬бор в его пользу. Во многих случаях нравственное воспитание не наделяло человека преимуществами, но делало его более уязвимым и менее защищенным. Нами также установлено, что нравственное воспитание имеет две составляющие - этическую и эстетическую и способствует становлению всесторонне раз¬витой личности, стремящейся к дальнейшему интеллектуальному и нравствен¬ному самосовершенствованию, только в том случае если эти составляющие находятся в гармонии между собой.
Вышеизложенное позволило нам заключить, что на современном этапе развития общества необходимо внедрение культуры общения в образовательные процессы непедагогических вузов. Однако, нельзя отрицать возможность и желательность последующего распространения данной контркультуры на область массовой культуры, овладевшей в наше время большинством населения.
2. В результате рассмотрения генезиса представлений о культуре общения в контексте культурно-цивилизационного подхода нами систематизированы и классифицированы предпосылки формирования культуры общения
Социальные предпосылки объединяют комплекс проблем современного состояния общества - экономический упадок, следствием которого явились кризис системы образования и падение престижа образованности и воспитанности.
Психолого-педагогические предпосылки мы условно разделили на три категории: проблемы высшей школы (частично смыкающиеся с социальными), проблемы технического вуза, преподавательский корпус которого состоит, за исключением гуманитарных кафедр, из непедагогов, что значительно снижает воспитательный потенциал обучения, а также проблемы поддержания и развития культуроформирующей среды общества.
Методологические предпосылки обозначили комплекс проблем, связанный с недостаточной разработкой (по литературным данным) формирования культуры общения. Достаточно детально разработаны методические вопросы формирования культуры делового общения представителей различных профессий, культура делового общения является лишь сегментом культуры общения и не может быть сформированной в отрыве от последней.
3. В результате анализа современной педагогической и психологической литературы нами было уточнено понятие «культура общения». Рассмотрены понятия: «этикет», «поведенческая культура», «профессиональная культура» и «культура делового общения». Понятие «этикет» тождественно понятию «поведенческая культура», а понятие «профессиональная культура» - «культуре делового общения». Культура общения является более сложным образованием, включающим как сегмент и этикет, и культуру делового общения, а в основе имеющим нравственное сознание.
взаимозависимых подсистем: информационной, психологической и деятельностной. Информационная подсистема содержит два компонента - когнитивный, обеспечивающий систему знаний, и рефлексивный, подразумевающий осознание смысла и ценности культуры общения в жизни человека. Психологическая подсистема состоит из трех компонентов - мотивационного, отвечающего за позитивную мотивацию к общению как сложному духовному феномену; эмпатического, позволяющего понять эмоциональное состояние собеседника и под-строиться под него, а возможно и модулировать его; атрибуционного, обеспечивающего осознание мотивов, намерений и реакций партнера по общению;
4. Логико-содержательная модель формирования культуры общения студентов непедагогических вузов определена нами как взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс, объединяющий несколько компонентов: целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-диагностический.
Целевой компонент модели ориентирован на достижение максимально возможной готовности студентов к позитивной коммуникации на основе формирования культуры общения.
Содержательный компонент объединяет принципы, функции и содержание формирования культуры общения студентов непедагогических вузов. Нами выделены принципы системности, преемственности и деятельности. Функции - регуляции поведения, социализации и адаптации. Содержание формирования культуры общения включает: выявление сущности и назначения общения, изучение принципов культуры общения; отработка коммуникативных, перцептивных и интерактивных умений; отработка умений, связанных с внешним оформлением поступка; выстраивание собственного стиля общения.
Процессуальный компонент формирования культуры общения представлен двумя составляющими: формами и методами и условиями реализации. На¬ми выделены содержательно-регулятивные, нормативно-организационные и психологические условия реализации формирования культуры общения, логи¬чески отображающие структуру культуры общения как сложного системного образования (схема 2). Для обеспечения формирования информационной под¬системы культуры общения необходимо соблюдение содержательно¬регулятивных условий, подразумевающих овладение комплексом знаний. Для обеспечения формирования деятельностной подсистемы требуется соблюдение нормативно-организационных условий, подразумевающих формирование широкого спектра умений и навыков. Для обеспечения психологической под¬системы необходимо соблюдение психологических условий, подразумевающих формирование этического контроля, дающего должный уровень осознания, необходимости использования нормативной системы культуры общения.
Контрольно-диагностический компонент определяет критерий психолого-педагогической готовности к позитивному общению студентов, показатели, количественно характеризующие этот критерий, и дифференцирует уровни освоения культуры общения.
5. Рассмотрены методы и средства формирования культуры общения студентов непедагогических вузов. Разработаны и апробированы две программы: «Культура общения», предназначенная для работы в малых группах - 15-25 человек, и «Этикет. История и современность» - для больших групп 60-100 чело¬век (приложение 3). В качестве оптимальной системы методов мы избрали: 1) объяснительно-иллюстративный (лекции) - для передачи основного объема информации Использована смешанная форма занятий по типу лекция-семинар, позволившая от монологической речи лектора переходить к проблемным дискуссиям или моделированию ситуаций; 2) методы совместной деятельности (учебные дискуссии и обсуждения, моделирование ситуаций), позволяющие студентам самостоятельно, но под контролем преподавателя решать коммуникативные задачи и получать комплекс необходимых этикетных умений; 3) методы проблемного обучения (деловые игры и коммуникативные тренинги), моделирующие конкретные ситуации общения и позволяющие получить раз¬личный спектр коммуникативных навыков, необходимых как для делового, так и для межличностного общения; 4) репродуктивный метод (тестирование, выполнение контрольных заданий) - для контроля за процессом усвоения знаний, умений и навыков;
В качестве результата учебной деятельности была выбрана средняя обученность группы. Количественные результаты эксперимента представлены в таблицах 1 и 2.
Обе программы показали достаточную результативность - средняя обученность составила 64 и 77% в ИМТП и в МИТХТ соответственно.
6. Нами установлено, что психолого-педагогическая готовность к позитивной коммуникации является совокупностью качеств личности, положительного отношения к общению, достаточного объема знаний, а также наличие умений и навыков в области культуры общения, которое развивается под влиянием целенаправленно организованной деятельности по формированию куль¬туры общения.
Психолого-педагогическая готовность состоит из нескольких составляющих (схема 4): регулятивно-правовой, являющейся основой социализации; этической, обеспечивающей мотивацию, осознание смысла и контроль деятельности; эстетической, отвечающей за внешнее оформление, а также баланс формы и содержания поступка; этикетной составляющей, обеспечивающей культуру речи, культуру общения (делового и межличностного), эстетику одежды, культуру застолья, культуру поведения в этикетных ситуациях.
Для количественной характеристики показателей психолого¬педагогической готовности к позитивной коммуникации нами были разработаны анкеты для самоанализа и для контроля его адекватности - экспертного анализа (таблицы 4,5,6,7,8 и приложение 2). Обработка результатов показала достаточную готовность как по отдельным, так и по среднему показателю. При¬рост психолого-педагогической готовности в процессе обучения составил 25% и 30 % в среднем при работе по обеим программам спецкурсов. Контрольная группа, формирование культуры общения в которой проходило непреднамеренно - под влиянием гуманитарного потенциала обучения и педагогического
Динамика составляющих готовности позволила нам выявить уровни постижения культуры общения: моральный - уровень внешнего контроля; нравственный - уровень внутреннего самоконтроля; осознанно-креативный - уровень поведенческого творчества и выполнения необходимых действий без особого контроля со стороны сознания. Освоение культуры общения происходит путем последовательного прохождения этих уровней и аккумулирования знаний, умений и навыков, присущих каждому.
Уровень постижения культуры общения, диагностировавшийся у студен¬тов, в среднем, до обучения - моральный, после работы по программам спец¬курсов - нравственный.
В процессе проведения спецкурса студенты слушали лекционный мате¬риал, принимали участие в тренинговых упражнениях, моделировали ситуации этического выбора и разрешали их, практиковались в коммуникативных играх, позволяющих оценить свой культурный уровень глазами окружающих и скорректировать свое поведение, приближая его к должному и формируя этический контроль.
Как любое научное изыскание, наше диссертационное исследование оставляет возможность для уточнения, развития и рассмотрения в новом аспекте структурных и функциональных компонентов процесса формирования культуры общения студентов непедагогических вузов. Так, например, мы не принимали во внимание воспитательный потенциал обязательных с точки зрения государственного стандарта дисциплин. Кроме того, полученные нами данные не есть исчерпывающее решение проблемы в ее современном состоянии. Но возможные пути ее решения были нами обозначены.
Подобные работы
- Формирование культуры общения
студентов непедагогических вузов
(гуманитарные и технологические специальности)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЛАБУЖСКИЙ ИНСТИТУТ «КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018



