Повышение качества обучения в общеобразовательной школе в условиях государственно-частного партнерства
|
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 6
1.1 Научно-педагогические основы качества обучения учащихся в современной
школе 6 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА, СПОСОБСТВУЮЩЕГО
ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ 33
2.1 Характеристика педагогической системы МАОУ гимназия № 13
«Академ» 33
2.2 Реализация модели государственно-частного партнерства 46
2.3 Результаты эксперимента, направленного на повышение качества
обучения 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 6
1.1 Научно-педагогические основы качества обучения учащихся в современной
школе 6 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА, СПОСОБСТВУЮЩЕГО
ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ 33
2.1 Характеристика педагогической системы МАОУ гимназия № 13
«Академ» 33
2.2 Реализация модели государственно-частного партнерства 46
2.3 Результаты эксперимента, направленного на повышение качества
обучения 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования обусловлена современной стратегией развития образования, являющегося органичной частью общественного благополучия. Качество усвоенных знаний и умений определяет на многие годы возможности ученика в сфере материальной и духовной культуры, его успешную социализацию. Поэтому в повышении качества образования заинтересованы государство, педагоги, ученики, родители, общество в целом. Концепция развития образования РФ до 2020 г. предполагает решение ряда задач, среди которых значатся: необходимость развития вариативности образовательных программ, обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.
Правительство Российской Федерации в Программе экономического развития на период до 2020 года определяет государственно-частное партнерство основной системой развития как экономики в целом, так и образования всех уровней в частности. Государственно-частное партнерство в сфере образования можно рассматривать как институт модернизации образования. Главные задачи обозначены новым федеральным законом, ФЗ-273 «Об образовании», вступившим в действие с 01.09.2013 года. В нем определено создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики. Следовательно, государственно-частное партнерство можно рассматривать как инструмент для решения таких задач современного образования, как получение образования детьми с различными образовательными потребностями; объединение и привлечение средств для улучшения качества обучающих программ; обеспечение условий для психофизиологической безопасности учащихся.
Для Красноярского края все большее значение приобретает профильное физико-математическое обучение, в виду большой концентрации в регионе предприятий промышленного сектора: цветная металлургия, машиностроение, деревообработка, транспорт, добывающая, химическая и пищевая промышленность. Вместе с этим наблюдается дефицит
высококвалифицированных кадров, в связи с чем, возникает необходимость повышения привлекательности и качества профильной подготовки школьников. Решить данные проблемы поможет целенаправленная профессиональная ориентация, а также повышение качества обучения в средней школе, так как недостаток базовых знаний у школьников препятствует успешному обучению в вузе. И здесь одним из путей повышения качества функционирования профильного образования в школе является привлечение механизма государственно-частного партнерства среднего
общеобразовательного учреждения с предприятиями региона, с привлечением ресурсов вузов края.
Такое партнерство позволит обеспечить:
— для работодателей: участие в учебно-научной и управленческой деятельности учебного заведения; совершенствование учебных планов и программ подготовки школьников с учетом потребностей рынка труда;
— для образовательной организации: создание дополнительных возможностей для финансирования и развития материально-технической базы учебного заведения; повышение финансовой обеспеченности, преподавателей и обучающихся образовательного учреждения.
Предварительный анализ проблемы совершенствования содержания школьного образования и его соответствия характеру обучения в высших технических учебных заведениях, позволил выявить следующие противоречия между:
— наличием социального заказа бизнеса и государства на подготовку высококвалифицированных специалистов определенного профиля и недостаточным уровнем их профессиональной подготовки;
— требованиями предметной подготовки в вузе и в среднем общеобразовательном учреждении.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: можно ли повысить качество подготовки школьников физико-математического профиля в условиях государственно-частного партнерства образовательного учреждений и предприятий.
Объект исследования: качество обучения на старшей ступени системы общего образования.
Предмет исследования: условия повышения качества обучения в старших классах общеобразовательной школы в рамках государственно - частного партнерства.
Цель исследования: изучить влияние государственно-частного партнерства на повышение качества обучения.
Гипотеза: качество обучения в школе можно существенно повысить, используя механизм государственно-частного партнерства, который позволяет обеспечить: усиление мотивации школьников к обучению, расширить и обогатить учебный план, осуществив профильное изучение отдельных предметов, а также введения спецкурсов, ориентированных на успешное обучение в вузе, увеличить материально-техническую базу образовательной организации.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить критерии и показатели оценки качества обучения в школах;
2. Разработать модель взаимодействия между школой, вузом и предприятием;
3. Экспериментально проверить результативность реализации этой модели в перспективе повышения качества обучения в школе.
Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, связанной с темой исследования, законодательных актов в сфере образования, материалов научно-практических конференций по темам, близким к теме диссертации; моделирование; педагогическое наблюдение; беседы; анкетирование; метод педагогического консилиума; метод диагностирования; мониторинг обученности школьников; ретроспективный анализ собственного опыта; изучение продуктов деятельности обучаемых; педагогический эксперимент; статистические и графические методы обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МАОУ «Гимназия № 13 «Академ» при взаимодействии с Институтом цветных металлов и материаловедения СФУ и АО «Золотодобывающая компания «Полюс». Для проведения эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы, которые составили 44 человека.
Правительство Российской Федерации в Программе экономического развития на период до 2020 года определяет государственно-частное партнерство основной системой развития как экономики в целом, так и образования всех уровней в частности. Государственно-частное партнерство в сфере образования можно рассматривать как институт модернизации образования. Главные задачи обозначены новым федеральным законом, ФЗ-273 «Об образовании», вступившим в действие с 01.09.2013 года. В нем определено создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики. Следовательно, государственно-частное партнерство можно рассматривать как инструмент для решения таких задач современного образования, как получение образования детьми с различными образовательными потребностями; объединение и привлечение средств для улучшения качества обучающих программ; обеспечение условий для психофизиологической безопасности учащихся.
Для Красноярского края все большее значение приобретает профильное физико-математическое обучение, в виду большой концентрации в регионе предприятий промышленного сектора: цветная металлургия, машиностроение, деревообработка, транспорт, добывающая, химическая и пищевая промышленность. Вместе с этим наблюдается дефицит
высококвалифицированных кадров, в связи с чем, возникает необходимость повышения привлекательности и качества профильной подготовки школьников. Решить данные проблемы поможет целенаправленная профессиональная ориентация, а также повышение качества обучения в средней школе, так как недостаток базовых знаний у школьников препятствует успешному обучению в вузе. И здесь одним из путей повышения качества функционирования профильного образования в школе является привлечение механизма государственно-частного партнерства среднего
общеобразовательного учреждения с предприятиями региона, с привлечением ресурсов вузов края.
Такое партнерство позволит обеспечить:
— для работодателей: участие в учебно-научной и управленческой деятельности учебного заведения; совершенствование учебных планов и программ подготовки школьников с учетом потребностей рынка труда;
— для образовательной организации: создание дополнительных возможностей для финансирования и развития материально-технической базы учебного заведения; повышение финансовой обеспеченности, преподавателей и обучающихся образовательного учреждения.
Предварительный анализ проблемы совершенствования содержания школьного образования и его соответствия характеру обучения в высших технических учебных заведениях, позволил выявить следующие противоречия между:
— наличием социального заказа бизнеса и государства на подготовку высококвалифицированных специалистов определенного профиля и недостаточным уровнем их профессиональной подготовки;
— требованиями предметной подготовки в вузе и в среднем общеобразовательном учреждении.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: можно ли повысить качество подготовки школьников физико-математического профиля в условиях государственно-частного партнерства образовательного учреждений и предприятий.
Объект исследования: качество обучения на старшей ступени системы общего образования.
Предмет исследования: условия повышения качества обучения в старших классах общеобразовательной школы в рамках государственно - частного партнерства.
Цель исследования: изучить влияние государственно-частного партнерства на повышение качества обучения.
Гипотеза: качество обучения в школе можно существенно повысить, используя механизм государственно-частного партнерства, который позволяет обеспечить: усиление мотивации школьников к обучению, расширить и обогатить учебный план, осуществив профильное изучение отдельных предметов, а также введения спецкурсов, ориентированных на успешное обучение в вузе, увеличить материально-техническую базу образовательной организации.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить критерии и показатели оценки качества обучения в школах;
2. Разработать модель взаимодействия между школой, вузом и предприятием;
3. Экспериментально проверить результативность реализации этой модели в перспективе повышения качества обучения в школе.
Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, связанной с темой исследования, законодательных актов в сфере образования, материалов научно-практических конференций по темам, близким к теме диссертации; моделирование; педагогическое наблюдение; беседы; анкетирование; метод педагогического консилиума; метод диагностирования; мониторинг обученности школьников; ретроспективный анализ собственного опыта; изучение продуктов деятельности обучаемых; педагогический эксперимент; статистические и графические методы обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МАОУ «Гимназия № 13 «Академ» при взаимодействии с Институтом цветных металлов и материаловедения СФУ и АО «Золотодобывающая компания «Полюс». Для проведения эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы, которые составили 44 человека.
Представленное в настоящей работе исследование раскрывает определенный круг теоретических и практических вопросов, связанных с решением актуальной проблемы повышения качества обучения учащихся в общеобразовательной школе в условиях государственно-частного партнерства. Экспериментально изучено влияние организации учебного процесса в условиях ГЧП на повышение качества обучения в ходе эксперимента, который длился два года при участии 44 человек, разделенных на две группы: экспериментальную (ученики 10-11 «Золотого» класса, 22 человека) и контрольную (ученики 10-11 профильного класса, 22 человека).
ГЧП предусматривало привлечение финансовых средств предприятия АО Золотодабывающая компания «Полюс». Распределение средств осуществлялось МАОУ Гимназия № 13 «Академ». Учебный план
разрабатывался совместно всеми участниками партнерства, его содержание было ориентировано на существующие и перспективные потребности в инженерных кадрах с учетом региональной специфики, что обеспечило устойчивый и осознанный интерес к обучению.
На этапе констатирующего эксперимента использована критериально-уровневая диагностика качества обучения школьников, включающая когнитивно-операциональный, деятельностный, мотивационный компоненты. С учетом этой диагностики определен исходный и конечный уровни качества обучения в экспериментальной и контрольной группах. Данное исследование показало, что при примерно равном исходном уровне качество обучения в экспериментальной группе за два года формирующего эксперимента значительно повысилось - как по сравнению с исходным уровнем, так и по сравнению с итоговым уровнем контрольной группы.
Модель ГЧП предполагающая взаимодействие школы, вуза и предприятия, позволяет существенно повысить эффективность образовательного процесса довузовской подготовки в школах естественнонаучного профиля за счет расширения применяемых методов и форм обучения, совершенствования материально-технической базы, привлечения кадрового потенциала участников этого партнерства.
ГЧП предусматривало привлечение финансовых средств предприятия АО Золотодабывающая компания «Полюс». Распределение средств осуществлялось МАОУ Гимназия № 13 «Академ». Учебный план
разрабатывался совместно всеми участниками партнерства, его содержание было ориентировано на существующие и перспективные потребности в инженерных кадрах с учетом региональной специфики, что обеспечило устойчивый и осознанный интерес к обучению.
На этапе констатирующего эксперимента использована критериально-уровневая диагностика качества обучения школьников, включающая когнитивно-операциональный, деятельностный, мотивационный компоненты. С учетом этой диагностики определен исходный и конечный уровни качества обучения в экспериментальной и контрольной группах. Данное исследование показало, что при примерно равном исходном уровне качество обучения в экспериментальной группе за два года формирующего эксперимента значительно повысилось - как по сравнению с исходным уровнем, так и по сравнению с итоговым уровнем контрольной группы.
Модель ГЧП предполагающая взаимодействие школы, вуза и предприятия, позволяет существенно повысить эффективность образовательного процесса довузовской подготовки в школах естественнонаучного профиля за счет расширения применяемых методов и форм обучения, совершенствования материально-технической базы, привлечения кадрового потенциала участников этого партнерства.
Подобные работы
- Повышение качества обучения в общеобразовательной школе в условиях государственно-частного партнерства
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Использование комиксов при обучении смысловому чтению на уроках английского языка в начальной школе (Марийский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - Методика расчета субсидии для финансирования муниципального задания бюджетным дошкольным образовательным учреждениям
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Изучение российской науки и образования в XIX веке на уроках истории в средней школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №9» ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Организация сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций в процессе реализации образовательных программ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020



