Введение
1.1. Феномен этнизации политики, его сущность и содержание 16
1.2. Роль государства и права в конституировании современной этнополитки
1.3. Проблема этнической правосубъективности 58
ГЛАВА II. Политизированная этничность в странах посткоммунистического мира
2.1. Причины этнизации политики в посткоммунистическом мире .. 81
2.2. Роль этнических элит в политизации этничности в
посткоммунистичском мире и формирование этнополитической обстановки в 1990-е годы
2.3. Политизированная этничность и этнополитические конфликты
на Северном Кавказе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ 152 ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Происходящие изменения в современном посткоммунистическом обществе требуют по-новому осмыслить проблему этнонациональных движений, которая становится одной из сложных и острых проблем. Это обусловлено активизацией этнического самосознания, обострением межэтнических отношений, которые зачастую начинают рассматриваться в качестве стержня политической жизни современности.
Взаимодействие двух начал общественной жизни - этнического и политического - получило воплощение в этнизации политики, анализ которой приобретает особую актуализацию как в рамках полиэтнических государств, каким является Российская Федерация, так и в глобальном масштабе.
Особого внимания в условиях этнизации политики требует к себе проблема, связанная с выявлением государственно-правового статуса этнополитики и с решением еще одной актуальной проблемы - правосубъективности этнических общностей, придания им определенного политико-правового статуса как субъекта внутригосударственной и международной политики.
Весьма актуальной остается проблема исследования этничности, которая нередко используется для создания символического образа с целью общественного раскола посредством политической мобилизации и коллективного действия. В этих процессах принимают участие различные политические акторы, в том числе этнические элиты. В связи с этим необходимо изучить роль этнических элит в формировании этнополитической обстановки в современном обществе.
процессов в современном посткоммунистическом мире, в том числе и на Северном Кавказе.
Рассмотрение этнизации политики предполагает определение и осознание в контексте политической науки таких понятий, как «национальное», «этническое», «национальный вопрос», «национальная политика», «национализм», «этнополитика» и «этнизация политики». Это является исключительно важным для практики урегулирования этнополитических проблем, которая требуют четкости и однозначности применяемых терминов, т. к. их различная трактовка нередко порождает проблемы.
В силу указанных обстоятельств исследование проблемы этнизации политики в посткоммунистическом мире, анализ истоков и причин возникновения и развития данного явления, рассмотрение особенностей его проявления на Северном Кавказе представляется чрезвычайно актуальным в теоретическом и практическом значении.
Степень разработанности проблемы. Что касается непосредственно исследований этнизации политики, то это направление стало разрабатываться сравнительно недавно. Основное внимание учеными уделялось проблемам возникновения и развития этнических общностей, национализма, этничности, этнического самосознания. Термин «этнизация политики» достаточно широко используется в этнологической, в этнополитологической литературе, в которой рассматриваются отдельные аспекты этой проблемы. Сам термин «этнизация политики» был введен Дж. Ротшильдом для обозначения вовлечения этнической проблематики в практику политических отношений, который считал, что этнизация политики несет угрозу общественным институтам и государству в целом.
Необходимо отметить, что проблема отношения этносов, этничности и государства, складывания наций и оформления ими своих отношений друг с другом начала разрабатываться в философо - политических системах Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Рассмотрение государства в качестве нациеобразующего фактора предпринял немецкий социолог М. Вебер.
Начало анализа научного изучения истории национализма было положено работой «Что такое нация?» французского историка Эрнеста Ренана. Он известен своей формулой «нация - это повседневный плебисцит».
В отличие от Э. Ренана, идеи Макса Вебера по этничности и национализму не были широко известны. Однако одним из первых М. Вебер дал определение «этнической группы», которое еще не вошло в язык науки того времени, разработал учение о ценностях, в том числе и понятие «этнической гордости» и «этнической чести». Этническое чувство чести - это явление массовое, доступное любому из тех, кто принадлежит к субъективно понимаемой общности по происхождению. Но особый интерес представляет его анализ политических аспектов коллективной (этнической) идентичности и рассмотрение государства в качестве нациеобразующего фактора.
Среди современных авторов, занимающихся разными аспектами анализа этнополитики и национальной политики, наибольшей известностью пользуются работы Ф. Барта, Р. Брубейкера, М. Бэнкса, Э. Геллнера, М. Манна, Э. Смита, Т.
Эриксена. Работы этих исследователей содержат не только анализ основных понятий, относящихся к данной теме, но и подробное описание проблемных ситуаций, возникающих межнациональных отношений и этнических конфликтов в разных странах мира. Такие англо-американские исследователи как Н. Глейзер, Р. Клем, М. Сакс, рассматривают этнические группы как идеальную форму для предъявления требований к государству и делят их на первичные, имеющие свою территорию, и вторичные, не имеющие ее.
Проблемами национализма и этнизации политики именно в посткоммунистическом мире занимаются такие исследователи как М. Зейну, К. Оффе, Э. Ян и др.
Стоит особо выделить тот факт, что изучение закономерностей возникновения и распада этнофедеральных систем, причин и условий этнизации политики в социальных науках западных стран до сих пор носило в основном, описательный характер, и лишь в последние годы появляются попытки построить целостные теоретические концепции этнизации политики.
В отечественной науке этнизация политики как аспект современной этнологии, этнополитологии, этноконфликтологии в необходимой мере не был объектом специальных исследований в силу ряда объективных и субъективных причин. Этническая идеология и этнические интересы связывались с проявлениями национализма и получили негативную оценку в советском
С начала 1990-х годов этнополитическая проблематика получила отражение в трудах Р.Г. Абдулатипова, В.А. Авксентьева, М.Н. Губогло, Г.С. Денисовой, В.Д. Дзидзоева, Л.М. Дробижевой, А.М. Ерохина А.Г. Здравомыслова, В.М. Межуева, Е.И. Степанова, Л.Л. Хоперской, В.Р. Чагилова и др.
Вопросами теории этнополитического анализа занимаются такие исследователи как В.А Авксентьев, Г.С. Котанджян, В.В. Коротеева, А. Н. Майборода, Г.И. Марченко, Н.М. Мухарямов, О. В Павленко, В.А. Тишков.
Однако, несмотря на относительно большое количество публикаций по этнополитической проблематике, этнизация политики как многоаспектный процесс, не получила всестороннего освещения в научной литературе.
Объектом изучения является политический процесс в посткоммунистическом мире.
Предмет исследования - политико-правовые аспекты этнизации политики в посткоммунистических обществах.
Цель исследования -выявить роль этнизации политики в политическом процессе посткоммунистического пространства.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
- с позиции политико-правового знания исследовать содержание феномена этнизации политики;
- рассмотреть объективные причины этнизации политики в посткоммунистическом мире;
- выявить субъективные причины процесса этнизации политики в полиэтнических обществах;
- определить роль государственно-правового фактора в конституировании современной этнополитики;
- раскрыть значение этнической правосубъектности для динамики этнополитических процессов;
- определить особенности этнизации политики на Северном Кавказе.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют, прежде всего, общенаучные принципы исследования: историзма, плюрализма, всесторонности. Ряд положений и выводов диссертации получены на основе использования структурно-функционального подхода к анализу политической реальности.
Использование компаративистского подхода позволило проанализировать роль государственно-правового фактора в конституировании этнополитики. В работе применялись конкретно-исторический и сравнительно-исторический методы исследования, позволившие выявить исторические этапы этнизации политики, раскрыть логику и закономерности развития этого процесса.
Теоретическую базу исследования составили: наследие классиков политической науки, этноконфликтологии, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, занимающихся этническими проблемами современности.
Эмпирическую основу исследования составляют официальные государственные, нормативные, правовые акты России (Федеративный договор, Конституция РФ, Конституции республик-субъектов РФ, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, Постановление Совета Федерации РФ №337-СФ от 10 июля 2002 года «О ситуации в Краснодарском крае, складывающейся в сфере миграции и межнациональных отношений и др.), международных организаций (Пакт о правах человека 1966 года, Декларация о принципах международного права 1970 года и др.), данные социологических исследований, проведенных под руководством профессора В.А. Авксентьева в северокавказском регионе по проблемам межнациональных отношений в рамках проектов №015.10.01.22 «Этническая конфликтология» и №990561 «Роль региональных элит в консолидации межнациональных отношений на Северном Кавказе», контент-анализ периодической печати.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определена сущность этнизации политики, которая может быть охарактеризована с одной стороны, как общегосударственная стратегия, с другой - как стратегия этнополитических элит;
- выявлены основные объективные и субъективные причины этнизации политики и конкретизирована степень их влияния на этнополитическую обстановку в странах посткоммунистического мира;
- на основе компаративистского подхода показана роль государственно¬правового фактора в конституировании современной этнополитики в России, пост-югославских государствах и бывшей Чехословакии;
- проведен комплексный анализ проблем реализации этнической правосубъекности в полиэтнических государствах и установлена ее определяющая роль в политизации этничности;
- обосновано, что в условиях политизации этничности формируются этнополитические элиты, основной целью которых является борьба за политическую власть в «национальных» республиках;
- на основе систематизации и обобщения эмпирического материала, раскрывающего особенности этнополитического процесса на Северном Кавказе, установлено, что этнизация политики усиливает этнополитические конфликты, которые, в свою очередь, привели к стихийной миграции.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Современность характеризуется этнизацией политики, которая происходит, прежде всего, в странах посткоммунистического мира. Под этнизацией политики подразумевается набор взаимосвязанных стратегий общегосударственных и этнорегиональных действий, направленных на реконструирование этнической политики в условиях нестабильности этнофедеральных систем. Субъектами этнизации политики в данном контексте выступают государство и этнополитические элиты.
2. Этнизация политики, субъектами которой одновременно выступают государство и этнополитические элиты, приобретает противоречивый характер. Это обусловлено тем, что государство в условиях обострения этнополитических проблем, стремится сохранить свою территориальную целостность. В то же время этнополитические элиты используют этнизацию политики для создания собственных национальных суверенных государств.
3. Поиск политико-правовых обоснований легитимизации этноса как субъекта права, политизированная этничность рассматривает в этнической правосубъектности, то есть способности этноса реализовать этнические права и свободы, содержащиеся в международном праве. Актуализация проблемы этнической правосубъектности ведет к усилению политизации этничности и к этнической мобилизации. Культивируются чувство этнической истории, чувство этнического самосознания, чувство «государствообразующей» нации. Это способствует росту влияния этнополитических элит на общественную жизнь в странах посткоммунистического мира.
4. Этнизация политики в посткоммунистическом мире осуществляется под влиянием целого спектра объективных и субъективных причин. Основной объективной причиной выступает системный кризис социализма. Одной из важных субъективных причин является кризис государственной власти, который проявился в неспособности государства урегулировать проблемы межэтнических отношений. Это повлекло артикуляцию стремлений этнополитических элит восстановить этническую историю, возродить этническую идентичность, добиться мобилизации, что усилило кризис политической власти в государстве. Другой причиной этнизации политики выступает борьба различных этнических элит за политическую власть в регионах. Процесс политизации этничности в 1990-е г. был во многом связан с политическими, экономическими и территориальными претензиями этнических элит. Готовность этнополитических элит ради собственных эгоистических интересов принести в жертву интересы целостного государства, нежелание соотнести региональные проблемы с общегосударственными проблемами, «зацикленность» на локальных вопросах, ведут к актуализации проблемы, связанной с требованием этнической независимости и самодостаточности.
5. Настаивая на этнической независимости или самодостаточности, этнополитические элиты одной этнической общности ставят в подчиненное положение любую другую этническую общность, оказавшуюся в границах данной территории, тем самым не допуская равенства этнических меньшинств с титульным этносом. Идея приоритета прав титульных этносов и вторичности прав иных народов приводит к обострению межэтнических противоречий и к
открытым этнополитическим конфликтам, в особенности в полиэтничных регионах, в частности на Северном Кавказе. Выходом из сложившейся ситуации становится миграция. В таком случае, миграция - не результат свободного выбора личности, а единственный способ сохранить этническим меньшинствам достоинство и этническую идентичность. Снижение межэтнической конфронтации, урегулирование миграционных проблем, обеспечение этнополитической интеграции, создание условий для этнокультурного развития всех этнических общностей предполагают усиление общегосударственной стратегии в рамках этнополитики российского полиэтнического государства.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что обобщение и концептуализация большого аналитического и эмпирического материала, позволило сформулировать представление о политико - правовых факторах, влияющих на этнизацию политики и на ее динамику, что имеет особую значимость для полиэтнических регионов, в частности для Северного Кавказа.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы этнологами, этноконфликтологами, историками, политологами, специалистами других областей обществознания для всестороннего изучения этнической политики и комплекса межэтнических отношений
Практическая значимость работы. Результаты диссертационной работы, ее выводы и рекомендации могут быть использованы государственными структурами и общественными организациями в практической работе в области региональной политики, для формирования взаимоотношений между органами властных структур и этническими группами, для оптимизации деятельности, направленной на предотвращение возникновения и углубления этнополитических конфликтов на Северном Кавказе, для воспитания молодежи в духе толерантности.
Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе в преподавании как базовых курсов политологии, социологии, этнологии, конфликтологии, так и элективных курсов. Помимо этого, отдельные части диссертации могут стать основой для разработки специальных и факультативных курсов.
Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.
Основные положения диссертации изложены в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: международной научной конференции «Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона» (14-17 сентября 1998 г., Ставрополь); 10-й международной научной конференции «Циклы природы и общества» (23-26 сентября 2002 г., Ставрополь);
региональной научной конференции «Этнические проблемы современности» (апрель 1999 г., Ставрополь); региональной научной конференции «Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе» (14-15 сентября 1999 г., Ставрополь); региональной научной конференции «Качество образования как социальная проблема» «Толерантность как условие повышения качества образования» (21-22 марта 2002 г., Ставрополь); научно-практической «Университетская наука - региону» (апрель 2001 г., Ставрополь); 48-й научно-методической конференции «Университетская наука - региону» «Социокультурные, политические и этнические проблемы современного российского общества» (17 апреля 2003 г., Ставрополь); 49-й научно¬методической конференции «Университетская наука - региону» «Социокультурные, политические, этнические и гендерные проблемы современного российского общества» (апрель 2004 г., Ставрополь); 50-й юбилейной научно-методической конференции «Университетская наука - региону» «Социально-политические процессы в трансформирующемся российском обществе» (апрель 2005 г., Ставрополь).
Часть работ по диссертации выполнена в рамках научных программ: проект № 015.10.01.22 «Этническая конфликтология»; проект № 015.10.01.19 «Роль региональных элит в консолидации межнациональных отношений на Северном Кавказе».
Основные положения и выводы диссертации изложены в 11 публикациях общим объемом 3,5 п.л.
Отступившая на задний план угроза ядерной катастрофы и самоуничтожения человечества, побудила людей осознать тот комплекс проблем, который связан с глобальным кризисом этнической идентичности. Вторая половина ХХ века ознаменована возрождением национализма и этнических движений в мире, а также распадом крупных этнофедеральных систем.
В отличие от последних десятилетий существования Советского Союза, когда этническое перемещалось из сферы материальной в сферу сознания, первое постсоветское десятилетие ознаменовалось новым сдвигом этнического из сферы культуры и психологии сначала в сферу политики, а далее в сферу права. При этом, в отличие от первой тенденции, во втором случае имели место не только политизация этничности, но и глубокая этнизация политики. Этнизация политики является закономерным процессом, сопутствующим возрождению этнического самосознания и реконструированию этнической идентичности разных народов, входящих в состав полиэтничных государств. Национальное пробуждение и возрождение по форме представляет собой мобилизацию на платформе национализма и этнических движений, т. е определенной интерпретации групповых (этнических) интересов, а по содержанию - прежде всего протеста против стремления доминирующего (в масштабах страны или определенного его региона) ядра или правящих групп превратить свою культуру, или, по крайней мере, важные ее элементы в нормативную, обязательную для всех граждан полиэтнического государства.
В свою очередь, националистический дискурс неизбежно приводит к рассмотрению разницы между двумя векторами коннотации. Один - в случае с «национальной политикой» - предполагает импульсы властно-управленческого воздействия или политического влияния «сверху», из «центра» - в направлении периферии по субординации от «субъекта» политики - к ее объекту. Другой - в варианте адекватной контаминации «этническая политика» - связан с объемным отображением своей совокупности разнонаправленных линий волеобразования, отношений социальных агентов.
В первом случае, суверенное государство обладает властью на определенной территории с установленными границами, а во - втором, этнические группы выступают с определенными экономическими, политическими, правовыми требованиями, апеллируют к праву наций на самоопределение, закрепленному в ряде основополагающих международно-правовых актов.
Конституирование этнополитики связано с теми целями, которые ставит перед собой государство. Эти цели могут быть связаны, в первую очередь, с территориальными рамками государства. Территориальная целость - это основная цель, которую ставит перед собой любое государство, тем более, если дело касается крупной этнофедерельной системы. В этом случае многое зависит от того, насколько прочной является система.
Однако эта цель не всегда совпадают с целью, которую ставит перед собой этническая группа, претендующая на отделение и создание отдельного национального государства. Основной проблемой здесь является то, что те или иные этнические меньшинства не ощущают себя комфортно в составе единого государства, игнорирующего, по их мнению, их конституционные права
Таким образом, смещение этничности в политику, имеет обратное, более сильное воздействие. Политизированная этничность, опираясь на благоприобретенную или захваченную власть, усиленно оправдывает, катализирует этничность, в большей степени с помощью подлинных или мнимых данных археологии и истории, пытаясь всеми средствами обосновать приоритеты для своего этноса. Политизированная этничность тем самым культивирует «чувство истории», обосновывает «чувство правосубъектности», утверждает чувство «республикообразующей» или «государствообразующей» нации. В поиске же юридических обоснований этнической правосубъектности, то есть легитимизации отдельного этноса как субъекта права, этнические элиты нередко используют этнонационализм в качестве действенного инструмента мобилизации для достижения тех или иных политических целей, среди которых выход из состава единого государства и создание собственного государства занимают ведущее место.
Одной из наиболее важных причин этнизации политики является слабость государств, которая была связана с кризисом, охватившим все сферы жизни общества посткоммунистического мира в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Преодоление кризиса сопровождалось неизбежным столкновением интересов различных структур общества, в первую очередь властных. И хотя при переходе к посткоммунистическому этапу развития основной линией политического разлома в этих странах стал раскол между «старым режимом» и «новой свободой», весьма скоро началось раздвоение нарождающегося нового политического режима. Крах коммунизма повлек за собой артикуляцию стремлений восстановить и снова обрести национальное прошлое, вновь найти национальную идентичность, которая оставалась единственной мобилизирующей силой. В этих условиях, этнические элиты нередко использовали политизированную этничность в качестве действенного инструмента для достижения определенных политических целей.
Важным содержанием этнополитического развития в начале 1990-х гг. стало проведение федеральных реформ, которые можно рассматривать, как попытку методами федерализма разрешить этнополитические аспекты кризиса власти в Российской Федерации. В борьбе «за Кремль» власть предержащие готовы были пойти на любой компромисс с республиканскими этнократами. Вследствие этого компромисса последующая национальная и региональная политика стала практической реализацией знаменитого лозунга Б.Н. Ельцина «Берите столько суверенитета, сколько сможете «проглотить»». Тем самым было положено начало лигитимизации этнополитики на государственно-правовом уровне.
Дальнейшее развитие процессов, связанных с этнизацией политики, во много раз усиливает угрозу этнических конфликтов, особенно в полиэтнических регионах. Коренное изменение среды взаимодействия этнических групп, изменения факторов-характеристик взаимодействия групп могут являться причинами возникновения этнополитического конфликта. Настаивая на этнической независимости, представители одной этнической группы ставят в подчиненное положение представителей любой другой, оказавшийся в границах данной территории, тем самым не допуская равенства этнических меньшинств с титульным этносом. Элементарным и наиболее действенным выходом из этой сложившейся ситуации выступает миграция. При этом миграция отнюдь не результат свободного выбора личности, а единственный способ сохранить жизнь и человеческое достоинство. Демократические преобразования переходного периода должны были быть направлены на обеспечение защиту прав и свобод человека, а фактически они привели к опасным тенденциям защиты прав и свобод одних этнических групп за счет других.
Для разработки концептуальных мер, способных содействовать уменьшению остроты этнополитических процессов в посткоммунистическом мире, необходимо разграничение национальной политики, обозначающей политику обеспечения национальных интересов страны и функционирование общегосударственных сфер общественной жизни, и этнополитики, которая является сферой управления интересов и прав граждан, связанная с их этнокультурными запросами, подавляющее большинство которых может и должно решаться на местном уровне. При этом этнополитика должна быть ориентирована на усвоение населением толерантного поведения, противодействие экстремистской идеологии и деятельности.
Суммируя все сказанное, можно сделать выводы следующего характера.
Современность характеризуется этнизацией политики, которая происходит, прежде всего, в странах посткоммунистического мира. Под этнизацией политики подразумевается набор взаимосвязанных стратегий общегосударственных и этнорегиональных действий, направленных на реконструирование этнической политики в условиях нестабильности этнофедеральных систем. Субъектами этнизации политики в данном контексте выступают государство и этнополитические элиты.
Прослеживая развитие современных посткоммунистических государств, можно заметить, что этнизация политики представляется столь же неизбежной реакцией рациональных стратегических акторов посткоммунистических обществ, сколь опасна она в долговременной перспективе и с точки зрения ее совокупных последствий. Однако, несмотря на последствия, акторы прибегают к политике этнизации.
способность трансформировать эти отношения, переводя их на качественно иной уровень.
В современных условиях разумнее не ломать сложившиеся формы федеративных отношений, а полнее адаптировать их к обслуживанию как этнических, так и общегражданских задач развития полиэтнических обществ. Подобный подход может быть реализован в сценарии «этнополитическая интеграция», предусматривающем сохранение этнической специфики регионов и «достраивание каркаса» единых связей и отношений в рамках федерации.
Положения настоящей диссертационной работы могут быть использованы в качестве основы для проведения дальнейших исследований по данной проблеме, а также иметь достаточно широкое практическое применение.
Если начало 1990-х годов было ознаменовано «взрывом этничности», то в современной России этнополитическая ситуация несколько стабилизировалась. Однако эта стабилизация имеет временный характер, так как остаются множество нерешенных вопросов, связанных с этнополитической проблематикой, которые в ближайшем будущем могут разразиться с новой силой.
Нынешняя ситуация на Северном Кавказе не дает оснований полагать, что с завершением активной фазы военной операции Российской Армии в Чеченской республике, положение в республике и в регионе в целом в ближайшем будущем стабилизируется. Последние события в Российской Федерации и в частности на территории Северного Кавказа - террористические акты и захват заложников в Беслане - явное подтверждение этим опасениям.
концепции урегулирования этнополитических проблем и последствий, связанных с ними.
Проделанный диссертантом анализ имеет, прежде всего, научно¬практический интерес. Предложенные автором общенаучные подходы и трактовки исследования, связанные с этнизацией политики, а так же с этнополитикой в целом, могут быть использованы в социологических, политологических, конфликтологических, правоведческих исследованиях в области этнических процессов. Помимо этого, отдельные части диссертации могут стать основой для разработки специальных и факультативных курсов.
1. Абашидзе Ф.Х. Национальные меньшинства и право на самоопределение (международно-правовые проблемы) // Этнографическое обозрение. - 1995. - №2. - С. 149-157.
2. Абдоков С. А. Политическая культура: этносоциальные и экологические аспекты. - М: Институт молодежи, 1993. - 173 с.
3. Абдулатипов Р. Г. Кавказская политика в России и российские ориентации Кавказа // Научная мысль Кавказа. - 1999. - №3. - С. 49-56.
4. Абдулатипов Р. Г. Кавказская цивилизация // Научная мысль Кавказа. - 1995. - №1. - С. 50-62.
5. Абдулатипов Р.Г. Национальные отношения и политика общественного согласия // Этнополис. - 1995. - №2. - С. 15-35.
6. Абдулатипов Р. Г. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. - М.: Мысль, 1995. - 224 с.
7. Абдулатипов Р. Г. Природа национального «Я». - М.: Мысль, 1995.- 224с.
8. Абдулатипов Р.Г. Сохранить и возродить Россию // Этнополис. - 1999. - №1. -С. 3-12.
9. Абдулатипов Р. Г. Федеративный договор и перспективы межнациональных отношений // Этнополис. - 1992. - №1. - С. 5-13.
10. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. - СПб.: Питер, 2004. - 313с.
11. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине мира / Под ред. В.А.. Шаповалова. - Ставрополь: Издательство СГУ, 1998. - 160 с.
12. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: концепции и тенденции развития. / Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. - Москва - Ставрополь, 2002. - С. 15-39.
13. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в 2-х частях. - Ставрополь: Издательство СГУ, 1996. Ч. 1. - 153 с., Ч. 2. - 168 с.
14. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 268 с.
15. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «Этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. - 1996. - №3. - С. 13-25.
16. Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства. ОНС. - 1996. - №1. - С. 105.
17. Артановский С.Н. Этноцентризм и "возврат к этничности": концепции и действительность // Этнографическое обозрение.-1992. - №.3. - С. 15-23.
18. Арутюнов С.А. Классификационное пространство этнической типологии // Советская этнография. - 1986. - №4. - С. 58-64.
19. Арутюнов С.А. Этничность - объективная реальность (отклик на статью С.В. Чешке) // Этнографическое обозрение. - 1995. - № 5. - С.7-23.
20. Арутюнов С.А., Крупник И.И. "Национальный феномен" // Человек. -1990. - №.6. - С. 7-15.
21. Арутюнян Ю.В., Дробанеева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 271 с.
22. Аршиба О.И. Современные концепции управления этнополитическим конфликтом // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. - 2000. - № 1. - С. 78-84.
23. Аствацатурова М.А., Савельев В.Ю. Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах. - Ростов-на-Дону, 2000. - 137 с.
24. Аствацатурова М.А., Савельев В.Ю. Предупреждение межэтнического
конфликта (опыт практической работы) // Социальные конфликты,
экспертиза, прогнозирование, технологии решения. Вып. 16. - Региональная конфликтология: Ставрополье. - С. 194-210.
25. Ахиезер А. Культурные основы этнических конфликтов // ОНС. - №4. - С.115.
26. Ашар П. Дискурс и социальная практик в образовании нации и государства. Этничность. Национальные движения. Социальная практика. - СПб., 1995. -С. 287-314.
27. Бабич И.А., Коростенков А.Д. Человек в многонациональном обществе // Этнографическое обозрение. - 1993. - № 6. - С. 146-147.
28. Банак И. Логика войны: причины и следствие распада Югославии // Кентавр. - 1992. - № 5. - С . 23-37.
29. Баранов А. В. Российская государственность и Северный Кавказ: критика идеологии самостоятельности // Кентавр. - 1993. - №6. - С. 15-26.
30. Баргаджия Б. А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и политологий // Социально-политический журнал. - 1996. - №4. - С. 18-25.
31. Барсамов В. Национальная политика в российских республиках: эволюция последних лет и перспективы//ОНС.-1994. - № 6. - С. 103-112.
32. Барсамов В.А. Этнонациональная политика в борьбе за власть: стратегия и тактика в период общенациональной смуты (Десять лет в поисках антикризисной модели). - М., 1997. - С. 45.
33. Бельков О.А. Конфликты и безопасность народов // Этнополис. - 1995. - №3. - С . 203-210.
34. Бельков О. А. Этнические факторы геополитики // Этнополис. - 1995. - № 4. - С.81-93.
35. Блищенко И., Абалиндзе А. Права национальных меньшинств в свете мирового опыта // ОНС. - 1992. - № 4.
36. Бородай Ю.М. Этнос. Нация. Государство//Полис.-1992-№ 5-6. - С.19-21.
37. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире // Международная жизнь. - 1987. - №.11. - С.61-69.
38. Бромлей Ю.В., Пучков ПИ. Процессы этнического развития и этнического прогноза // Природа. - 1986. - № 2. - С.21-38.
39. Брук С.И., Чебоксаров Н.Н. Метаэтнические общности // Расы и народы. - 1976. - Вып. 6. - 335 с.
40. Бутенко А.П., Миронов А.В. Нация, национализм, суверенитет // Социально-политический журнал. - 1998. - №3. - С. 113-128.
41. Вдовин А.И. Нации как согражданство (историко-политические проблемы) // Вестник Московского университета. Сер.8 История. -1994. - № 5. - С. 3-31.
42. Вдовин А.И. "Российская нация". Национально-политические проблемы 20 века и общенациональная российская идея. - М., 1995.
43. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 264 с.
44. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 264с.
45. Виттенберг Е. Я., Жарников АЕ. Этнический ренессанс - парадокс XX века? //Диалог. - 1990. - № 15. - С. 37-45.
46. Волкан В., Облонский А. Национальные проблемы глазами психоаналитика с политическим комментарием // ОНС. - 1992. - № 6. - С.33.
47. Волкова Н. Г. Этническая история: содержание понятия // Советская этнография. -1985 - №5. - С. 16-25.
48. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. -1996. Т. 12. - № 5. - С.69-75.
49. Гаджиев К.С. Геополитика. - М.: Международные отношения, 1997. - 384с.
50. Галлямов Р.Р. Политические элиты Российских республик: особенности трансформации в постсоветский период. - Этнизация республиканских политических элит // Полис. - 1998. - №.2. - С.108-122.
51. Гаман О. В. Региональные элиты современной России как субъекты
52. Гасанов Н. Н., Зачесов К. Я., Казимов А. К. Национальный вопрос: иллюзии и поиск истины // СПЖ. - 1993. - №.3. - С. 12-20.
53. Гегель Г. Сочинения. Т.8. - М.; Л., 1935. - 71 с.
54. Геллнер Э. Нации и национализм. - М, 1996.
55. Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс., 1991. - 320с.
56. Государство, этносы, сепаратизм и проблемы прав прав человека. «Круглый стол»: проблемы, дискуссии, предложения. - М., 2000. - 176 с.
57. Губогло М.Н. Защита и самозащита национальностей // Этнополис. - 1995. - № 4. - С . 45-59.
58. Губогло М.Н. Идентификация идентичности. - М., 2003. - 763 с.
59. Губогло М.Н. Может ли двуглавый орел лететь с одним крылом? Размышление о законотворчестве в сфере этногосударственных отношений. - М., 2000. - 512 с.
60. Губогло М.Н. Три линии национальной политики в посткоммунистической России // Этиографическое обозрение. - 1995. - №. 5,6. - С. 137.
61. Гумилев Л. Н., Иванов К. П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социс. - 1992. - №1. - С.50-57.
62. Гумилев Л.Н. Этногинез и биосфера Земли. - М., 1994. - 554 с.
63. Гусев Б. О соответствии конституции республик-субъектов Федерации Конституции РФ // Этнополис. - 1995. - №1. - С. 199-211.
64. Гусейнов А.А. Национальная фаза государственной истории // Полис. - 1990. - № .5-6. - С . l6-17.
65. Гусейнов О.М. О самоопределении как моральном праве народов // СПЖ. - 1993. - №. 11-12. - С. 89.
66. Денисова Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1996. - 224 с.
67. Джарылгасинова Л.Ш. Теория этнического самосознания в советской
этнографической науке. (Основные аспекты проблемы) // Советская этнография. - 1987. - № 4 С.9-98.
68. Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. - Алма-Ата, 1990.
69. Дзидзоев В. Д. Кавказ конца ХХ века: тенденции этнополитического развития (историко-политологическое исследование). - Владикавказ, 2004. - 356 с.
70. Дзидзоев В.Д., Кадилаев А.М. В поисках национального согласия. - Махачкала, 1994. - 239 с.
71. Дзидзоев В.Д. Национальная политика: уроки опыта, (3-е изд.). Владикавказ: «Иристон», 2002. - 256 с.
72. Дзидзоев В.Д. От союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана до Горской АССР. - Владикавказ: СОГУ, 2003. - 210 с.
73. Дзидзоев В.Д. Первый конституционный документ в России // Государство и право. - 1997.- № 6. - С.16-25.
74. Драгунский Д.В. Навязанная этничность // Полис.-1993. - № 5. - С.24-30.
75. Драгунский Д. В. Этнополитические процессы на постсоветском пространстве и реконструкция Северной Евразии // Полис. - 1995. - № 3. - С.40-48.
76. Дробжиева Л.М. Этнические конфликты//Полис. - 1994. - №2. - С. 108-110.
77. Дробижева Л.М. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. - М., 2002. - 480 с.
78. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов.
- М., 1990. - 62 с.
79. Дробижева Л.М., Аклаев АР., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в РФ 90-х годов. - М.: Мысль, 1996. - 382 с.
80. Ерохин А.М., Воробъев С.М. Исследование региональных этнополитических конфликтов на Северном Кавказе (гипотеза, гипотезы следствия) /
81. Ерохин А.М. Этнополитические аспекты трансформации российского общества. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. - 315 с.
82. Есть ли у России политика на Кавказе? Беседа с В. Печеновым // Этнополис. - 1995. - №.4. - С.94-102.
83. Зайонговская Ж. Вынужденные мигранты из стран СНГ и Балтики // Социс. - 1998. - №.6. - С.55.
84. Здравомыслов AT. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 286 с.
85. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., 1995. - 320 с.
86. Здравомыслов А. Г. Этнополитические процессы и динамика самосознания россиян // Социс. - 1996. - №.12. - С.23-32.
87. Здравомыслов А.Г., Матвеев С.Я. Межнациональные конфликты в России // ОНС. - 1996. - №.2. - С. 153.
88. Зейну М. (Сирия) Самоопределение народов в контексте обострения межнациональных отношений // СПЖ. - 1992. - №.9. - С.89.
89. Знаменский А. А Этнонационализм: основные концепции американского обществознания // США. Экономика. Политика. Идеология. - 1993. - №.8. - С.3-13.
90. Знаменский А. А. Этнонационализм: основные концепции американского обществоведения // США. Экономика, политика, идеология. - 1993. - №8. - С. 15-28.
91. Зорин В.В. Северный Кавказ: границы и народы // Северокавказский регион. Информационно-аналитический вестник представительства Президента РФ. - 1998. - №.1. - С.27-29.
92. Зоринов И. Ю. Исторические рамки феномена этничности (по поводу статьи Чешко С. В. "Человек и этничность") // Этнографическое обозрение. - 1997. - № 3. - С.21.
93. Зоринов И.Ю. Термин "этнос" и основные производные от отечественной
и польской этнологии // Этнографическое обозрение. - 1993. - №.1. - С.159¬164.
94. Зоринов И.Ю., Чешко С.В. Распад Советского Союза: этнополитический анализ // Этнографическое обозрение. 1996. - №5. - С. 174.
95. Зубов А. Послесловие к эпохе этнических революций. Современная практика современной теории этнических движений // Знамя. - 1993. - № 5. - С. 161¬181.
96. Иванов В.И. Межнациональные конфликты: социологический аспект // Социс. - 1992. - №4. - С.15-22.
97. Иванов В.И., Ладодо И.В., Назаров М.М. Состояние межнациональных отношений РФ // СПЖ. - 1996. - №3. - С. 33.
98. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы // СПЖ. - 1993. - №4. - С. 3-15.
99. Иванов В.Н., Котов А.А, Ладодо И.В., Назаров М.М. Этнополитическая ситуация в регионах РФ // Социс. - 1995. -№.6. - С.51.
100. Ильин М. В. Государство // Полис. - 1994. - №1. - С. 127-141.
101. Ильин М.В., Коваль Б.В. Две стороны одной монеты: гражданское общество и государство // Полис. - 1992. - №1, 2. - С. 193-202.
102. Интервью с заместителем председателя Комитета Государственной Думы РФ. По делам национальностей Б.Б. Жамсуевым // Этнографическое обозрение. - 1997. - №. 3. - С.157.
103. Интервью с председателем комитета по делам национальностей В. Ю. Зориным (фракция НДР) // Этнографическое обозрение. - 1997. - №1. - С.145-155.
104. Интервью с председателем ЦИК КПРФ руководителем фракции КПРФ в Гос.
Думе Зюгановым Г.А. // Этнографическое обозрение. - 1997. - №5. - С. 162.
105. Ионцев В.А Международная миграция населения: Россия и современный мир // Социс. - 1998. - №.6. - С.38.
106. Иордан М. В. Об основной причине межэтнических конфликтов. Сборник статей. - Ростов-на-Дону, 1998.
107. Иорданский В.Б. Две грани общественного сознания: этническая и национальная // Мировая экономика и международные отношения. - 1993. - №6. - С.87-100.
108. Кандель А. Е. Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире // Полис. - 1994. - №6. - С.6-15.
109. Каспэ С. И. Демократические шансы н этнополитические риски в современной России // Полис. - 1999. - №2. - С. 32-43.
110. Кельберг А.А. Национальная идентичность и ксенофобия //Вестник Санкт-
Петербургского ун-та. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право. - 1993. - Вып. 4. - С.67-72.
111. Киес Э. Национализм реальный и идеальный. Этическая политика и политические процессы. - этничность и власть в полиэтничных государствах.
- М 1993. - С. 133-178.
112. Козлов В.И. Как народы сходят с ума // Ной. - 1992. - №2.
113. Козлов В.И. Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль. - 1996.
- № 6. - С.98-108.
114. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. - 1975. - №.2. - С.24-38.
115. Козлов В.И. Проблематика "этничности" // Этнографическое обозрение. - 1995. - №.4. - С.39-55.
116. Колпаков ЕМ. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение. - 1995. - №.5. - С. 13-22.
117. Конституция РФ - России // Этнополис. - 1992. - №2. - С. 3-17.
118. Конституция РФ. - М., 1993.
119. Конституция США: История и современность / Под ред. А.А. Мишина, Е.Ф. Язькова. - М.: Юрид. лит., 1988. - 320 с.
120. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе (история и современность). - Ставрополь, 1994. - 187 с.
121. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. - М.: Российск. гуманит. ун-т, 1999. - 140 с.
122. Котанджян Г. С. Этнополитология консенсуса-конфликта. - М, 1992. - 185с.
123. Краткий этнологический словарь. - М. 1994 (данные словаря) // СПЖ. - 1994. - № 9-10.
124. Крюков М.В. Социальное и этническое: проблема соотношения. // Расы и народы. - 1993. - Вып.22. - 1993. - С. 5-25.
125. Куда движутся этносы: (Проблемы творческого сталкивания этносов) // Тюркский мир. - 1998. - №1. - С. 17.
126. Кузеев Р. Г. Национальные движения и федерализм в России // Этнографическое обозрение. - 1993. - № 6. - С.46.
127. Кузнецова И.М. Адаптивность этнических культур и этнокультурные типы самоопределения личности. // Советская этнография -1983 - №.5 - С. 15-27.
128. Кузнецова И.М. О соответствии понятий "общество" и "этническая общность" // Советская этнография. - 1984 - №.4. - С. 19-31.
129. Кучеренко В.А. Этнический сепаратизм и права человека./ Государство, этносы, сепаратизм и проблемы прав человека. - М., 2000. - С. 13-19.
130. Кушнер П. И. этнические территории и этнические границы. - М: Наука, 1951. - 280с.
131. Ладыженский A.M. Методы этнологического изучения права // Этнографическое обозрение. -1995. - № 4. - С. 157-165.
132. Лапина Н. Ю., Чирикова А. Е. Политическое самоопределение региональных элит // Социс. - 2000. - №6. - С. 98-107.
133. Лапшин Н.И. Тяжкие годы России // Мир России. - 1992. - № 1. - С.28-38.
134. Лисенков M.M. Национальное и интернациональное в социокультурном процессе // Вестник Московского Университета. Сер. 12. Соц-полит. исслед. - 1993. - № 4. - С.59-61.
135. Лукичев A.H., Скорик А.П. Квазигосударственность // Полис. - №5. - С. 139¬141.
136. Лысенко В. Н. Этнополитические конфликты в посткоммунистическом пространстве // Этнополис. - 1995. - №5. - С. 56-70.
137. Макаров Л.В., Морозова Г.Ф., Борзукокова Т.И. Региональные аспекты российской иммиграции // Социс. - 1998.. - № 6. - С. 48.
138. Марченко Г. И Методологические подходы к исследованию этнополитических явлений. // Вестник Московского ун-та. Сер.12. Полит. науки. - 1995. - №.2. - С.52-60.
139. Марченко Г. И. Методологические подходы к исследованию
этнополитических явлений. // Вестник Московского ун-та. Сер.12. Палит. науки. - 1995. - №.1. - С.5-16.
140. Марченко Г. И. Формирование этнополитических идей // СПЖ. - 1994. - № 9¬10. - С.69-75.
141. Марченко Г. И. Формирование этнополитических идей // СПЖ. - 1994. - №. 11-12. - С.94-103.
142. Марченко Г.И. Этнополитология как наука // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. - 1994. - №3. - С. 62-69.
143. Мастюгина Т. М., Перепелкин Д. С. Этнология: Народы России. История и современное положение. Уч. Пособие. - М: Знание России, 1997.
144. Матвеев В.А. Отечество не только русских... (размышления о
145. Майборода Э.Т. Этнополитические проблемы Северо-Кавказского региона: Особенности процесса суверенизации // Этнические проблемы современности. - Ставрополь, 1999. - С. 98-104.
146. Медведев Н.П. Национальная политика России. - М., 1993. - 226 с.
147. Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе // Полис. -1992. - № 5,6. - С. 10-16.
148. Мнацаканян М.О. О природе социальных конфликтов в Современной России // Социс. - 1992. - №6. - С.81-90.
149. Миссонова Л.И. Методологический семинар института этнографии АН СССР. "Этнос в системе общественной формации / /Советская этнография. - 1990. - №.3. - С.160-197.
150. Москвин Д., Потемкина О. Миграционные процессы в СНГ // СПЖ, 1995. - №1. - С.34-50.
151. Мухарямов Н. М. Вопросы теории этнополитического анализа. - Казань: Казанский университет, 1996. - 189 с.
152. Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А Тишков. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. - 479 с.
153. Нахушев В. Ш. Власть и властные отношения в многонациональном регионе // Этнические проблемы современности. Вып. 5. Ставрополь, 1999;
154. Национальный интерес (круглый стол) // Полис. - 1995. - №1. - С.79-121.
155. Нерсесянц B.C. Философия права Учебник для вузов. - М.: Издатгруппа ИНФРА. - М.: Норма, 1997. - 652с.
156. Николаева О.А. исследования этнопсихологических различий морально¬правовых суждений // Психологический журнал. -1995. Т: 16. - №4. - С. 79¬83.
157. Новгородцев Н.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. - М.: Наука, 1996. - 269 с.
158. Новикова О. С. О правовых несоответствиях конституций республик Российской Федерации // Этнические проблемы современности. Вып.5. Ставрополь, 1999;
159. Новикова О.С., Ерохин А.М., Бабкин И.О., Хоц А.Ю. Роль региональных элит в консолидации межэтнических отношений в местах цивилизационных разломов // Этнические проблемы современности. Вып. 7. Ставрополь, 2001;
160. Орлова И.Б. Современная миграционная ситуация в России // СПЖ. - 1993. - №7. - С. 149.
161. Оффе К. Этнополитика в Восточноевропейском переходном процессе // Полис. - 1996. - №2. - С.27-45.
162. Оффе К. Этнополитика в восточноевропейском переходном процессе // Полис -1996. - №30. - С. 83-93.
163. Павленко О.В. Этнонационализм в зарубежных исследованиях // Этнополис. -
1996. - №10. - С. 200-212.
164. Пастухов Б.Б. От государственности к государству: Европа и Россия // Полис. -1994.- №2. - С.6-25.
165. Переведенцев В.И. Миграции населения в СНГ: опыт прогноза // Полис. - 1993. - № 2. - С. 69.
166. Печенев В.А. О национальной и региональной политике в федеративной России // Этнополис. - 1994. - №1. - С. 74-87.
167. Подкозин А.В. О политико-правовом пространстве федерализма // Вестник МГУ. - 1992. - №3. - С. 94-100.
168. Полосов В.А., Трейвин А.И. Этнические ареалы современной России: сравнительный анализ риска национальных конфликтов // Полис. -1996. - №2. - Сю47-55.
169. Поляков С.П., Бушков В.И. Социально-экономическая ситуация на Северо¬Кавказском регионе // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - М., 1997. - № 108. - С.27.
170. Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992. - 168 с.
171. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы (по материалам обсуждения за круглым столом "Куда идет Россия?") // Социс. - 1997. - №1. - С.34-55. - № 2. - С.77-94.
172. Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтническом Кавказском регионе: Тезисы Международной научной конференции. - Ставрополь: Изд- во СГУ, 2003. - 304 с.
173. Проблемы населения рынков труда России и Кавказского региона. - Ставрополь: СГУ, 1998. - 135 с.
174. Проблемы правового развития субъектов федерации // Этнополис. - 1993. - №2 (4). - С. 38-40.
175. Пухианидзе А. В. Кавказоцентриская концепция демократии. // Научная мысль Кавказа. - 1995. - № 4. - С.66-72.
176. Пушкарева Г.В. Политическая наука Франции: проблема методологии // Социально-политический журнал. - 1994. - № 11-12. - С. 175-186.
177. Рощин С. К. Проблема этноцентризма: теория и политическая деятельность XX века // Расы и народы. - 1993. Вып. 23. - С. 59-104.
178. Рыбаков С.Е. К вопросу понятии "этнос" философско-антропологический аспект // Этнографическое обозрение. - 1998. - № 6. - С.З.
179. Рыбаковский Л.Д., Тарасова Н.В. Внутрироссийская миграция населения: нынешняя ситуация и прогнозы // Социс. -1994 . - №1. - С.31.
180. Рязанцев С.В. Этнические мигранты на Ставрополье // Социс. - 2000. - №7. - С. 110-117.
181. Рязанцев С.В. Миграция как последствие и фактор конфликтов на Северном Кавказе. / Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. - Москва - Ставрополь, 2002. - С. 337-354.
182. Семенов Ю.И. О племени, народности и нации // Советская этнография. - 1986. - №.3 - С.73-75.
183. Семенов Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации // Этнографическое обозрение. - 1996. - №.3. - С.9-13 (Проблема соотношения этноса и нации).
184. Семенов Ю. И. Этиология и гносеология. // тнографическое обозрение. - 1993 - № 6. - С.3-24.
185. Скворцов. Этничность в процессе социальных изменений // Социс. - 1996. - №1. - C.29.
186. Смирнов А. "Свои" и "чужие": слагаемые национального неприятия // Родина. -1995. - № 7. - С.25-26.
187. Смирнов Ю.И. Общество, страны, народы // Этнографическое обозрение. - 1996. - №.2. - С.З-15
188. Современные этнические процессы в СССР. - М., 1977.
189. Соколовский С. В. Правосубъектность в международной праве // Этнометодология: проблемы, подхода, концепции. Вып.4: Сборник статей. - М., 1997. - С.63-84.
190. Соснин В.А Культура н межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации. / /Психологический журнал. - 1997. - №.1. - С.50-60.
191. Соснин В.А. Переговоры по урегулированию этнополитического
регионального конфликта // Психологический журнал. - 1993. - Т 14. - №6. - С. 16-22.
192. Социально-политические и этнические проблемы современности. Материалы ХШ научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ (апрель 1997) - Ставрополь: СГУ, 1997. - 78 с.
193. Социокультурные, этнические проблемы современного российского
общества: Материалы 49-й научно-методической конференции
«Университетская наука - региону». - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. - 296 с.
194. Социокультурные, этнические проблемы современного российского
общества: Материалы 48-й научно-методической конференции
«Университетская наука - региону». - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 90 с.
195. Степанов Е. Введение в конфликтологию национальных отношений // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вьп.2. Ч.1 -М., 1992. - С.6-22.
196. Ступинин В. Самоопределение пародов: традиции и действующее право // Общественные науки и современность. - 1994. - №2.
197. Тавадов Г. Т. Политика и национальные отношения // СПЖ. - 1991. - №10.
198. Тавадов Г.Т. Современная этнополитическая ситуация в России // СПЖ. -1994.- №.11-12. - С.35-52.
199. Тадевосян Э.В. Этнонация: миф или социальная реальность? // Социс. - 1998. - № 6. - С.61.
200. Теории неоэлитизма в свете демократической трансформации и украинские реалии // Социс. - 1999. - С. 16-25.
201. Тишков В.А Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Вопросы философии. - 1998. - № 3. - С.3-27.
202. Тишков В.А О нации и национализме //Свободная мысль. - 1996. - № 3.
203. Тишков В.А О феномене этничности // Этнографическое обозрение. - 1997. - № 3. - С.3.
204. Тишков В.А Стратегия и механизмы национальной политики в РФ. - 1993. - № 5. - С. 12-25.
205. Тишков В.А Что есть Россия? (Перспективы нация-строительства) // Вопросы философии. - М., 1995. - № 2. - С. 3-17.
206. Тишков В.А Этничность, национализм и государство в посткоммунистичесом обществе // Вопросы социологии. - 1993. - №1-2. - С. 3-38.
207. Тишков В.А. Реквием по этносу. - М., 2003. - 543 с.
208. Тишков В.А. Россия: от межэтнических конфликтов к взаимопониманию // Этнополис. - 1995. - №2. - С. 36-51.
209. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1996. - 608 с.
210. Тураев В. А Этнически-территориальные принципы формирования и исполнения // Вестник АН СССР. - 1991. - №8. - С. 3-13.
211. Файзуллин Ф.С., Заринов АЯ. Грани этнической идентификации. // Социс. -1997. - № 8.
212. Федоров Д.И. Историческая этнография Северного Кавказа. - М.: Из-во Московского ун-та, 1993. - 128 с.
213. Филинов А. Функции наблюдатель империи (империя как понятие социологии и политические проблемы) // Вопросы социологии. Т.1. - 1992. - С. 89-120.
214. Хабибуллин К.Н. О национальном самовосприятии постсоветской России // СПЖ. - 1995. - №6. - С. 52-57.
215. Хагба Б.А. Факторы этнополитнческой конфлнктности на Кавказе // СПЖ. -
1995. - № 3. - С.22-25.
216. Халинов В.Ф. Власть и наука о ней // Этнополис. - 1995. - №4. - С. 197-211.
217. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1980 г. - СПб., 1998.
218. Хоперская Л., Денисовч С. Современная поэтика на Северном Кавказе // Этнополис. - 1996. - № 1. - С. 75-92.
219. Хоперская Л.Л., Денисова Г.С. Современная национальная политика на Северном Кавказе // Этнополис. - 1995. - № 6. - С. 106-132.
220. Хоперская Л.Л., Черноус В.В. Россия и Северный Кавказ: история и современность // Этнополис. - 1993. - №1(3). - С. 58-70.
221. Хосе Ортега-и-Гассет Этюды об Испании. - Киев, 1994. - 145 с. - Саратов: ПАГС, 1999.
223. Цымбурский В.Л Идея суверенитета в посттоталитарном контексте // Полис. - 1993. - №.1. - C.17-30.
224. Чагилов В. Р. Проблемы политизации этнической идентичности: старые парадигмы и новейшие мифы. - М., 2000. - 265 с.
225. Чагилов В. Р. Феномен политизированной этничности и конфликт в контексте
процессов глобализации. / Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. - Москва - Ставрополь, 2002. - С. 85-103.
226. Чебоксаров Н. Н. Метаэтнические общности //Расы и народы. - 1976. - Вып. 6.
227. Червонная С.А. Возможно ли единство во множестве? (К проблеме американской идейтичности) // США: экономика, политика, идеология. - 1997, №.10 С.3-16.
228. Чешко С.В. Конституционная реформа и национальные проблемы в России // Этнографическое обозрение. - 1993. - №.6. - С.29-39.
229. Чешко С.В. Распад Советского Союза: этнополитический анализ. - М. 1996.
230. Чешко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. - 1994. - №.6. - С.35-49.
231. Шадже А. Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). - Майкоп: Изд-во АГУ, 1996. - 168 с.
232. Шалаев В. П. Этносы как открытые и закрытые системы. // Этнополис. - 1995.- №. 2. - С.197-206.
233. Шаповалов A..И. Феномен советской политической культуры (Ментальные признаки, источники формирования и развития). - Москва: Изд-во МПГУ "Прометей", 1997. -355с.
234. Шейнин В. А. Национальные проблемы и конституционная реформа в РФ // Полис.- 1993. - №3. - С. 45.
235. Шестова Л. И. Этоконфессиональная общность. К проблеме субэтносов // Расы и народы. - Выл. 21. -1991. - С.29-45.
236. Шинков Ю. Ю. Нация и государство с точки зрения // Свободная мысль. - 1993. - №.1. - С 114-120.
237. Шнирельман В. А. Евразийство и национальный вопрос // этнографическое обозрение. - 1997. - №2. - Ст. 112.
238. Шумитко В. Федерализм как принцип государственного строительства и как государственная политика // Этнополис. - 1995. - №6. - С. 8-25.
239. Эдвард Клайн Самоопределение наций: созидание или опасная забава? // ОНС. - 1993. - №2. - С.156.
240. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. - М.: наука, 1978. - 280 с.
241. Этнические проблемы и политика государств Европы. - М.: Старый Сад, 1998. - 391 с.
242. Этнические проблемы современности. Вып. 5. Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе: Материалы научной конференции (14¬15 сент. 1999 г.) - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 164 с.
243. Этнические проблемы современности. Вып. 7. Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации: Материалы научной конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 304 с.
244. Этнические проблемы современности. Материалы XLIII научной
конференции преподавателей и студентов СГУ (апрель 1998). СГУ. "Университетская наука региону". Вып.3. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - 108 с .
245. Этнические проблемы современности. Материалы научной конференции преподавателей и студентов СГУ (апрель 1996). Ставрополь: СГУ, 1996. - 54с.
246. Этнические проблемы современности. Материалы научной конференции преподавателей и студентов СГУ (апрель 1999). Вып. 4 - Ставрополь: СГУ, 1999 - 178с.
247. Этнические проблемы современности. Материалы научной конференции преподавателей и студентов СГУ (сентябрь 1999). Вып. 5 - Ставрополь: СГУ, 1999. - 164 с.
248. Этнические проблемы современности. Вып. 7: Проблемы
культурымежнационального общения и межкультурной коммуникации. - Ставрополь: СГУ, 2001. - 304 с.
249. Этничность и власти в полиэтнический государствах: материалы международной конференции. - М.: Наука, 1994. - 320 с.
250. Этнологический словарь. Вып. 1. Этнос. Нация. Общество. - М.: ВИТТАН,1996. - 208с.
251. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып. 4: Сборник статей. - М., 1997. - 124с.
252. Этнополитическая ситуация в регионах Российской Федерации // Иванов
B. И., Котов А., Политич, Ладоро И.В., Назаров ММ. // Социс. - 1995. - № 6. -
C. 51-60.
253. Этнос и его подразделения / Российская академия наук. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Ин-т истории, языковедения и л-ры. БНУ. - М., 1992. - 133 с.
254. Этносы и этнические процессы: (Сб.ст.): Памяти Р.Ф. Итса / (Рос. Акад. Наук.
Инт-т этнологии и антропологии имени H.H. Миклухо-Маклая.
Ответственный ред. B.A. Попов). - Наука суд. Фирма "Вост. Лнт-ра", 1993. - 343 с.
255. Юсуповскнй А. От национального кризисам к национальному соразвитию: в поисках адекватной модели // ОНС. - №5. - 1994. - С. 102-115.
256. Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоречия и сходство // Полис. - 2000. - №1. - С. 114-124.
257. Banks M. Ethnicity: Anthropological Constructions. - London; New-York, 1996. - 264 p.
258. Banton M. Ethnic and Racial Consciousness. - New-York, 1997. - 271 p.
259. Banton M. Racial and ethnic competition. - Cambridge, 1983. - 434 p.
260. Barth F. Ethnic Groups and Boundaries. - Bergen, 1969. - 305 p.
261. Breuilly F. Nationalism and the State. - Manchester, 1993. - 421 p.
262. Brubaker R. Citizenship and Nationhood in France and Germany. - Cambridge,1992. - 270 p.
263. Brubaker R. Myths and Misconceptions in the Study of Nationalism // The State of the Nation. Ernest Gellner and the Theory of Nationalism
264. Brubaker R. Nationalism reframed: Nationhood national question in the New Europe. - Cambridge, 1996. - 202 p.
265. Connor W. Etnonationalism: The quest for understanding. - Princeton, 1994. - 234 p.
266. Connor W. Nation-Build or Nation-Destroying? // World Politics. - Vol. 24. - 1972. - P. 319-355.
267. James A. Sovereign Statehood. - London, 1996. - 687 p.
268. Kohn H. Nationalism. Its Meaning and History. - Malabar, Fla., 1982. - 195p.
269. Kohn H. The Idea of Nationalism. - New-York, 1967. - 195 p.
270. Mann M.A. Political Theory of Nationalism and Its Excesses // Periwol S. (ed) Nations of Nationalism. - Bucharest, 1995. - P. 309-322.
271. Rothshild J. Ethnopolitics: A conceptual framework. - N.Y., 1981. - 198 p.
272. Smith A.D. National Identity. - Salt Care City, 1991. - 226 p.
273. Smith A.D. Nationalism and Modernism. - London, 1998. - 270 p.
274. Smith A.D. The Ethnic Origins of Nations. - Oxford, 1986. - 312 p.
275. Smith A.D. The ethnic revival. - Cambridge, 1981. - 240 p.