Характеристика нарушений звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.
|
Содержание:
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению детей со стертой формой дизартрии..................................................................................................................6
1.1. Исторический аспект исследования и современные представления о стертой форме дизартрии........................................................................................6
1.2. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией...14
1.3. Характеристика нарушений звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии..................................................................................................30
Глава 2. Экспериментальные изучения нарушений звукопроизношения у старших дошкольников со стертой формой дизартрии.....................................34
2.1. Анализ методик...............................................................................................34
2.2. Описание констатирующего эксперимента..................................................39
2.3. Результат констатирующего эксперимента..................................................43
Глава 3. Основные направления и содержание коррекционной работы по нарушениям звукопроизношения детей со стертой дизартрией.......................46
3.1. Организация и проведение формирующего эксперимента.........................46
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента.....................................54
Заключение.............................................................................................................59
Список используемой литературы.......................................................................61
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению детей со стертой формой дизартрии..................................................................................................................6
1.1. Исторический аспект исследования и современные представления о стертой форме дизартрии........................................................................................6
1.2. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией...14
1.3. Характеристика нарушений звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии..................................................................................................30
Глава 2. Экспериментальные изучения нарушений звукопроизношения у старших дошкольников со стертой формой дизартрии.....................................34
2.1. Анализ методик...............................................................................................34
2.2. Описание констатирующего эксперимента..................................................39
2.3. Результат констатирующего эксперимента..................................................43
Глава 3. Основные направления и содержание коррекционной работы по нарушениям звукопроизношения детей со стертой дизартрией.......................46
3.1. Организация и проведение формирующего эксперимента.........................46
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента.....................................54
Заключение.............................................................................................................59
Список используемой литературы.......................................................................61
Введение
Профилактика звукопроизношения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования. Важность разработки этого направления обосновывается необходимостью оказания своевременной помощи детям, испытывающим трудности в процессе школьного обучения после прохождения курса коррекционного воздействия.
Симптомокомплекс при стертой форме дизартрии включает в себя разнообразные виды нарушений: неврологические (преимущественно в виде микросимптомов); вегетососудистые; нарушения общей и тонкой моторики; просодической стороны речи; фонематического вое приятия; звукопроизношения; пространственных представлений; лексико-грамматической стороны речи; связной речи. Все исследователи указывают на вариабельность, неоднородность и сглаженность симптоматики при стертой форме дизартрии. Симптомокомплекс при стертой форме дизартрии сложен для диагностики как в дошкольном возрасте, так и, тем более, на этапе школьного обучения.
При достаточной освещенности исследователями различных специальностей (невропатологами, нейропсихологами, дефектологами) данного симптомокомплекса отмечается узкоспециальный характер исследований, что, по нашему мнению, не позволило выявить все аспекты, необходимые для разработки комплексного дифференцированного подхода к диагностике, коррекции, профилактике нарушений чтения и письма у детей со стертой формой дизартрии.
До настоящего времени проблема разработки коррекционной программы позволяющей предупреждать нарушения звукопроизношения у детей со стертой формы дизартрии, не ставилась, хотя стремление к ее реализации просматривается во многих исследованиях.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что проблема профилактики нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных.
Проблема исследования - выявляются ли у старших дошкольников со стертой формой дизартрии особенности состояния звукопроизношения; каковым должно быть оптимальное проведение логопедической работы с данной категорией детей?
Объект исследования - состояние речевых функций и процессов у дошкольников и школьников со стертой формой дизартрии.
Предмет исследования - готовность дошкольников со стертой формой дизартрии к правильному звукопроизношению.
Целью исследования является обоснование комплексного дифференцированного подхода к изучению и преодолению стертой формы дизартрии (СФД), выделение доминирующих нарушений в структуре дефекта, определение содержания логопедической работы, направленной на обеспечение готовности старших дошкольников к правильному звукопроизношению.
В соответствии с целью исследования выдвигались задачи;
1) анализ литературных данных с позиции комплексного подхода к проблеме;
2) модифицирование экспериментального изучения речевых функций у старших дошкольников со стертой формой дизартрии (СФД); проведение комплексного обследования речевых функций у старших дошкольников со стертой формой дизартрии (СФД) по модифицированной методике, определение доминирующих нарушений в структуре дефекта при стертой форме дизартрии и готовности детей с СФД к овладению звукопроизношением;
3)Разработка и апробация принципов и содержания коррекционной работы, учитывающей особенности формирования ВПФ в онтогенезе у детей со стертой формой дизартрии и позволяющей предупредить в дошкольном возрасте нарушения звукопроизношения.
Методами исследования являлись: анализ анамнестических данных, анализ продуктов деятельности, метод формирующего эксперимента.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для совершенствования коррекционно-профилактической работы в системе специального образования и в работе психолого-медикосоциальных центров. Разработанная методика комплексной дифференцированной диагностики и коррекции стертой формы дизартрии послужит оптимизации работы по профилактике нарушений звукопроизношения.
Профилактика звукопроизношения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования. Важность разработки этого направления обосновывается необходимостью оказания своевременной помощи детям, испытывающим трудности в процессе школьного обучения после прохождения курса коррекционного воздействия.
Симптомокомплекс при стертой форме дизартрии включает в себя разнообразные виды нарушений: неврологические (преимущественно в виде микросимптомов); вегетососудистые; нарушения общей и тонкой моторики; просодической стороны речи; фонематического вое приятия; звукопроизношения; пространственных представлений; лексико-грамматической стороны речи; связной речи. Все исследователи указывают на вариабельность, неоднородность и сглаженность симптоматики при стертой форме дизартрии. Симптомокомплекс при стертой форме дизартрии сложен для диагностики как в дошкольном возрасте, так и, тем более, на этапе школьного обучения.
При достаточной освещенности исследователями различных специальностей (невропатологами, нейропсихологами, дефектологами) данного симптомокомплекса отмечается узкоспециальный характер исследований, что, по нашему мнению, не позволило выявить все аспекты, необходимые для разработки комплексного дифференцированного подхода к диагностике, коррекции, профилактике нарушений чтения и письма у детей со стертой формой дизартрии.
До настоящего времени проблема разработки коррекционной программы позволяющей предупреждать нарушения звукопроизношения у детей со стертой формы дизартрии, не ставилась, хотя стремление к ее реализации просматривается во многих исследованиях.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что проблема профилактики нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных.
Проблема исследования - выявляются ли у старших дошкольников со стертой формой дизартрии особенности состояния звукопроизношения; каковым должно быть оптимальное проведение логопедической работы с данной категорией детей?
Объект исследования - состояние речевых функций и процессов у дошкольников и школьников со стертой формой дизартрии.
Предмет исследования - готовность дошкольников со стертой формой дизартрии к правильному звукопроизношению.
Целью исследования является обоснование комплексного дифференцированного подхода к изучению и преодолению стертой формы дизартрии (СФД), выделение доминирующих нарушений в структуре дефекта, определение содержания логопедической работы, направленной на обеспечение готовности старших дошкольников к правильному звукопроизношению.
В соответствии с целью исследования выдвигались задачи;
1) анализ литературных данных с позиции комплексного подхода к проблеме;
2) модифицирование экспериментального изучения речевых функций у старших дошкольников со стертой формой дизартрии (СФД); проведение комплексного обследования речевых функций у старших дошкольников со стертой формой дизартрии (СФД) по модифицированной методике, определение доминирующих нарушений в структуре дефекта при стертой форме дизартрии и готовности детей с СФД к овладению звукопроизношением;
3)Разработка и апробация принципов и содержания коррекционной работы, учитывающей особенности формирования ВПФ в онтогенезе у детей со стертой формой дизартрии и позволяющей предупредить в дошкольном возрасте нарушения звукопроизношения.
Методами исследования являлись: анализ анамнестических данных, анализ продуктов деятельности, метод формирующего эксперимента.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для совершенствования коррекционно-профилактической работы в системе специального образования и в работе психолого-медикосоциальных центров. Разработанная методика комплексной дифференцированной диагностики и коррекции стертой формы дизартрии послужит оптимизации работы по профилактике нарушений звукопроизношения.
Заключение
Стертая дизартрия — сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодикоинтонацион-ной стороны речи.
Для стертой дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи — головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.
При стертой дизартрии, как правило, отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи.
При стертой дизартрии состояние неречевых функций, психических процессов (внимания, восприятия, памяти и мышления) имеет ряд отличительных черт.
Среди двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как они оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие моторики будет способствовать развитию произносительной стороны речи.
Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией моторной зоны; движения пальцев рук действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, что, в частности, проявляется в ускорении развития речи ребенка.
У детей со стертой дизартрией выявляется как на¬рушение общей моторики, так и недостаточность тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Сложность структуры дефекта при дизартрии определяет направления и содержание комплексного коррекционного воздействия, включающего медицинский, психолого-педагогический и логопедический аспекты.
Стертая дизартрия — сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодикоинтонацион-ной стороны речи.
Для стертой дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи — головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.
При стертой дизартрии, как правило, отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи.
При стертой дизартрии состояние неречевых функций, психических процессов (внимания, восприятия, памяти и мышления) имеет ряд отличительных черт.
Среди двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как они оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие моторики будет способствовать развитию произносительной стороны речи.
Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией моторной зоны; движения пальцев рук действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, что, в частности, проявляется в ускорении развития речи ребенка.
У детей со стертой дизартрией выявляется как на¬рушение общей моторики, так и недостаточность тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Сложность структуры дефекта при дизартрии определяет направления и содержание комплексного коррекционного воздействия, включающего медицинский, психолого-педагогический и логопедический аспекты.
Подобные работы
- Диагностика детей, страдающих легкими формами дизартрии (Омская гуманитарная академия)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2020 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Особенности формирования у старших дошкольников со стёртой дизартрией звукопроизношения (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии на занятиях логоритмикойВладимирский государственный университет
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Особенности формирования активного словаря у дошкольников с дизартрией (Шадринский педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушений речи у дошкольников со стертой
формой дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



