Содержание:
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению детей со стертой формой дизартрии..................................................................................................................6
1.1. Исторический аспект исследования и современные представления о стертой форме дизартрии........................................................................................6
1.2. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией...14
1.3. Характеристика нарушений звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии..................................................................................................30
Глава 2. Экспериментальные изучения нарушений звукопроизношения у старших дошкольников со стертой формой дизартрии.....................................34
2.1. Анализ методик...............................................................................................34
2.2. Описание констатирующего эксперимента..................................................39
2.3. Результат констатирующего эксперимента..................................................43
Глава 3. Основные направления и содержание коррекционной работы по нарушениям звукопроизношения детей со стертой дизартрией.......................46
3.1. Организация и проведение формирующего эксперимента.........................46
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента.....................................54
Заключение.............................................................................................................59
Список используемой литературы.......................................................................61
Профилактика звукопроизношения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования. Важность разработки этого направления обосновывается необходимостью оказания своевременной помощи детям, испытывающим трудности в процессе школьного обучения после прохождения курса коррекционного воздействия.
Симптомокомплекс при стертой форме дизартрии включает в себя разнообразные виды нарушений: неврологические (преимущественно в виде микросимптомов); вегетососудистые; нарушения общей и тонкой моторики; просодической стороны речи; фонематического вое приятия; звукопроизношения; пространственных представлений; лексико-грамматической стороны речи; связной речи. Все исследователи указывают на вариабельность, неоднородность и сглаженность симптоматики при стертой форме дизартрии. Симптомокомплекс при стертой форме дизартрии сложен для диагностики как в дошкольном возрасте, так и, тем более, на этапе школьного обучения.
При достаточной освещенности исследователями различных специальностей (невропатологами, нейропсихологами, дефектологами) данного симптомокомплекса отмечается узкоспециальный характер исследований, что, по нашему мнению, не позволило выявить все аспекты, необходимые для разработки комплексного дифференцированного подхода к диагностике, коррекции, профилактике нарушений чтения и письма у детей со стертой формой дизартрии.
До настоящего времени проблема разработки коррекционной программы позволяющей предупреждать нарушения звукопроизношения у детей со стертой формы дизартрии, не ставилась, хотя стремление к ее реализации просматривается во многих исследованиях.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что проблема профилактики нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных.
Проблема исследования - выявляются ли у старших дошкольников со стертой формой дизартрии особенности состояния звукопроизношения; каковым должно быть оптимальное проведение логопедической работы с данной категорией детей?
Объект исследования - состояние речевых функций и процессов у дошкольников и школьников со стертой формой дизартрии.
Предмет исследования - готовность дошкольников со стертой формой дизартрии к правильному звукопроизношению.
Целью исследования является обоснование комплексного дифференцированного подхода к изучению и преодолению стертой формы дизартрии (СФД), выделение доминирующих нарушений в структуре дефекта, определение содержания логопедической работы, направленной на обеспечение готовности старших дошкольников к правильному звукопроизношению.
В соответствии с целью исследования выдвигались задачи;
1) анализ литературных данных с позиции комплексного подхода к проблеме;
2) модифицирование экспериментального изучения речевых функций у старших дошкольников со стертой формой дизартрии (СФД); проведение комплексного обследования речевых функций у старших дошкольников со стертой формой дизартрии (СФД) по модифицированной методике, определение доминирующих нарушений в структуре дефекта при стертой форме дизартрии и готовности детей с СФД к овладению звукопроизношением;
3)Разработка и апробация принципов и содержания коррекционной работы, учитывающей особенности формирования ВПФ в онтогенезе у детей со стертой формой дизартрии и позволяющей предупредить в дошкольном возрасте нарушения звукопроизношения.
Методами исследования являлись: анализ анамнестических данных, анализ продуктов деятельности, метод формирующего эксперимента.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для совершенствования коррекционно-профилактической работы в системе специального образования и в работе психолого-медикосоциальных центров. Разработанная методика комплексной дифференцированной диагностики и коррекции стертой формы дизартрии послужит оптимизации работы по профилактике нарушений звукопроизношения.
Стертая дизартрия — сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодикоинтонацион-ной стороны речи.
Для стертой дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи — головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.
При стертой дизартрии, как правило, отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи.
При стертой дизартрии состояние неречевых функций, психических процессов (внимания, восприятия, памяти и мышления) имеет ряд отличительных черт.
Среди двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как они оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие моторики будет способствовать развитию произносительной стороны речи.
Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией моторной зоны; движения пальцев рук действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, что, в частности, проявляется в ускорении развития речи ребенка.
У детей со стертой дизартрией выявляется как на¬рушение общей моторики, так и недостаточность тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Сложность структуры дефекта при дизартрии определяет направления и содержание комплексного коррекционного воздействия, включающего медицинский, психолого-педагогический и логопедический аспекты.
1. Архипова Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристи¬ка детей со стертой формой дизартрии //Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. — М., 1997.
2. Аркина Е. А. Дошкольный возраст. — М., 1972.
3. Артемова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 2005.
4. Волкова Л.С. (редактор), Логопедия. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “дефектология”, М., Просвещение, 1989
5. Волкова Л.С., Селивестров В.И. (редакторы) Хрестоматия по логопедии, М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997
6. Введение в логопедию. Часть I / Фомичева М.Ф. и др. - М.:ИПП,1996.-
7. Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы ди¬зартрии //Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С. Волко¬вой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1997. - Том 1.
8. Выготоский Л. С. Мышление и речь: Психологические исследования. — М.: Лабиринт, 1966.
9. Дидактический материал по коррекции произношения звуков ГГ, КК, ХХ / Коноваленко. - М.,Гном-Пресс,1999
10. Дьякова В.А. Логопедический массаж, Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, М., Издательский центр “Академия”, 2003
11. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с ми¬нимальными дизартрическими расстройства: Дисс. ... канд. пед. наук. — М., 2000.
12. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми до¬школьного возраста. — СПб.: Союз, 2004.
13. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми до¬школьного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. — СПб., 2004.
14. Лопатина Л. В. Структура речевого дефекта у дошколь¬ников со стертой дизартрией //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями речевого развития. — СПб, 1995.
15. Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией: Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у де¬тей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недоста¬точностью. — СПб, 1996.
16. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Изд-во «Союз», 2001.
17. Мелехова Л. В. Дифференциация дислалий //Хресто¬матия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Сели¬верстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — Т. 1.
18. Мелехова Л. В., Фомичева М. Ф. Речь у дошкольников и ее исправления. — М.: Просвещение, 1967.
19. Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. Пособие для учащихся педучилищ и воспитателей, М., Просвещение, 1969
20. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Ди¬зартрии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волко¬вой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА¬ДОС, 1997. - Т. 1.
21. Стертая дизартрия у детей. Учеб. пособие для студентов вузов Е. Ф. Архипова. М., 2008.
22. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: По¬собие по диагностике речевых нарушений. — М., 2003.
23. Хрестоматия по логопедии. Т. 1 /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997.
Хрестоматия по логопедии. Т. 2 /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997.
24. Эльконин Д. Б. развитие речи в дошкольном возрасте. —М., 1969
25. Карелина И. Б. Дифференцированная диагностика стер¬тых форм дизартрии и сложные дислалии //Дефектология. — 1996. - № 5.
26. Карелина И. Б. Новые направления в коррекции ми¬нимальных дизартрических расстройств //Дефектология. — 2000. - № 1.
27. Федосова О. Ю. Особенности звукопроизношения де¬тей с легкой степенью дизартрии //Коррекционная педагоги¬ка. - 2004. - № 1.