Формирование элементарных навыков самообслуживания у детей трехлетнего возраста
|
Введение 3
1. Теоретико-методические основы формирования элементарных навыков самообслуживания у детей трехлетнего возраста 8
1.1 Психологические особенности детей трехлетнего возраста 8
1.2. Формирование элементарных навыков самообслуживание у детей трехлетнего возраста 26
Выводы по первой главе 46
2. Экспериментальное исследование по формированию элементарных
навыков самообслуживание у детей трехлетнего возраста 48
2.1. Разработка и апробация методических рекомендаций для родителей
детей трехлетнего возраста по формированию элементарных навыков самообслуживания 48
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по апробации методических рекомендаций для родителей детей трехлетнего возраста по
формированию элементарных навыков самообслуживания 54
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Список использованных источников 61
Приложения
1. Теоретико-методические основы формирования элементарных навыков самообслуживания у детей трехлетнего возраста 8
1.1 Психологические особенности детей трехлетнего возраста 8
1.2. Формирование элементарных навыков самообслуживание у детей трехлетнего возраста 26
Выводы по первой главе 46
2. Экспериментальное исследование по формированию элементарных
навыков самообслуживание у детей трехлетнего возраста 48
2.1. Разработка и апробация методических рекомендаций для родителей
детей трехлетнего возраста по формированию элементарных навыков самообслуживания 48
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по апробации методических рекомендаций для родителей детей трехлетнего возраста по
формированию элементарных навыков самообслуживания 54
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Список использованных источников 61
Приложения
Одной из базовых ценностей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Которая определена в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. № 1155. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого ребенка [47].
Трехлетний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду[1]. Эффективность адаптационного периода зависит от того, насколько сформированы элементарные навыки самообслуживания (держать ложку, самостоятельно одеваться, раздеваться и т.д.)у ребенка 3-х лет.
Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Если у ребенка 3-х летнего возраста (именно в этот период большинство детей начинают посещать дошкольное образовательное учреждение) сформированы элементарные навыки самообслуживания, то он легче привыкает (адаптируется) к среде детского сада [8,9].
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки [33]. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Воспитание у детей элементарных навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах[48,33]. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
О владение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости [48].
По мнению Е.В.Моржина - обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий [33]. Проблемами формирования навыков самообслуживания детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.
Для того, чтобы воспитание элементарных навыков самообслуживания осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать среду направленную так, чтобы она не препятствовала этому процессу.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - это первый вне-семейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс.
Проблема формирования элементарных навыков самообслуживания детей трехлетнего возраста связана с тем, что: низкая мотивация родителей, позиция полной опеки, сложившийся стереотип отношений. (Родителям проще все делать самим, и они не видят смысла в обучении навыкам самообслуживания.)
Поведенческие проблемы, связанные с нежеланием ребенка подчиняться общим правилам (пора уходить домой, все одеваются, а ребенок уходить не хочет, демонстрирует негативное поведение) или со сложившимся стереотипом поведения (у ребенка нет двигательных ограничений, но ложку в руки не берет, предпочитает, чтобы его по- прежнему кормила мама)
Цель исследования - разработать методические рекомендации для родителей по формированию элементарных навыков самообслуживания у детей трехлетнего возраста.
Объект исследования - адаптационный период детей трехлетнего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - элементарные навыки самообслуживания у детей трехлетнего возраста.
Гипотеза исследования формирование элементарных навыков у детей трехлетнего возраста будет более эффективным, если обеспечить:
-включение родителей в систему педагогического сопровождения адаптационного процесса, разработанную в дошкольном образовательном учреждении,
- разработаны методические рекомендации с пошаговым формированием.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию элементарных навыков самообслуживания у детей трехлетнего возраста.
2. Разработать методические рекомендации для родителей по адаптации детей трехлетнего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
3. На основе анализа научных источников и разработанных методических рекомендаций выявить и реализовать педагогические условия, способствующие успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
4. Провести экспертную оценку методических рекомендаций для родителей детей трехлетнего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Методы исследования:
эмпирические- анализ педагогической документации, анкетирование, педагогическое наблюдение; теоретические- анализ, синтез, сравнение, обобщение, экспертное заключение.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска в детском саду № 177 «Сибирячек» Свердловского района. В исследовании принимали участие всего 24 детей. В контрольная группа 12 детей, экспериментальная в количестве 12 детей, II младшей группы в возрасте 3-4,5 года.
Структура бакалаврской работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка источников, приложений.
Объем бакалаврской работы представлен: 70 страницами печатного компьютерного набора, 49 наименованиями списка используемых источников, 2 рисункам, 3 приложениями.
Трехлетний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду[1]. Эффективность адаптационного периода зависит от того, насколько сформированы элементарные навыки самообслуживания (держать ложку, самостоятельно одеваться, раздеваться и т.д.)у ребенка 3-х лет.
Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Если у ребенка 3-х летнего возраста (именно в этот период большинство детей начинают посещать дошкольное образовательное учреждение) сформированы элементарные навыки самообслуживания, то он легче привыкает (адаптируется) к среде детского сада [8,9].
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки [33]. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Воспитание у детей элементарных навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах[48,33]. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
О владение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости [48].
По мнению Е.В.Моржина - обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий [33]. Проблемами формирования навыков самообслуживания детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.
Для того, чтобы воспитание элементарных навыков самообслуживания осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать среду направленную так, чтобы она не препятствовала этому процессу.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - это первый вне-семейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс.
Проблема формирования элементарных навыков самообслуживания детей трехлетнего возраста связана с тем, что: низкая мотивация родителей, позиция полной опеки, сложившийся стереотип отношений. (Родителям проще все делать самим, и они не видят смысла в обучении навыкам самообслуживания.)
Поведенческие проблемы, связанные с нежеланием ребенка подчиняться общим правилам (пора уходить домой, все одеваются, а ребенок уходить не хочет, демонстрирует негативное поведение) или со сложившимся стереотипом поведения (у ребенка нет двигательных ограничений, но ложку в руки не берет, предпочитает, чтобы его по- прежнему кормила мама)
Цель исследования - разработать методические рекомендации для родителей по формированию элементарных навыков самообслуживания у детей трехлетнего возраста.
Объект исследования - адаптационный период детей трехлетнего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - элементарные навыки самообслуживания у детей трехлетнего возраста.
Гипотеза исследования формирование элементарных навыков у детей трехлетнего возраста будет более эффективным, если обеспечить:
-включение родителей в систему педагогического сопровождения адаптационного процесса, разработанную в дошкольном образовательном учреждении,
- разработаны методические рекомендации с пошаговым формированием.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию элементарных навыков самообслуживания у детей трехлетнего возраста.
2. Разработать методические рекомендации для родителей по адаптации детей трехлетнего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
3. На основе анализа научных источников и разработанных методических рекомендаций выявить и реализовать педагогические условия, способствующие успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
4. Провести экспертную оценку методических рекомендаций для родителей детей трехлетнего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Методы исследования:
эмпирические- анализ педагогической документации, анкетирование, педагогическое наблюдение; теоретические- анализ, синтез, сравнение, обобщение, экспертное заключение.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска в детском саду № 177 «Сибирячек» Свердловского района. В исследовании принимали участие всего 24 детей. В контрольная группа 12 детей, экспериментальная в количестве 12 детей, II младшей группы в возрасте 3-4,5 года.
Структура бакалаврской работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка источников, приложений.
Объем бакалаврской работы представлен: 70 страницами печатного компьютерного набора, 49 наименованиями списка используемых источников, 2 рисункам, 3 приложениями.
Подводя итоги исследования можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтверждена полностью. Разработанные нами методические рекомендации для родителей детей по формированию элементарных навыков самообслуживанию у детей младшего дошкольного возраста способствовали положительной динамике в условии реализации ФГОС ДО.
-включение родителей в систему педагогического сопровождения адаптационного процесса, разработанную в дошкольном образовательном учреждении,
- разработаны методические рекомендации с пошаговым формированием.
Задачи исследования поставленные нами реализованы в полной мере, а именно:
1. Изучена психолого-педагогическую литературу по формированию элементарных навыков самообслуживания у детей трехлетнего возраста.
2. Разработаны методические рекомендации для родителей по адаптации детей трехлетнего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
3. На основе анализа научных источников и разработаны методические рекомендации выявлены и реализованы педагогические условия, способствующие успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
4. Проведена экспертная оценка методических рекомендаций для родителей детей трехлетнего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
-включение родителей в систему педагогического сопровождения адаптационного процесса, разработанную в дошкольном образовательном учреждении,
- разработаны методические рекомендации с пошаговым формированием.
Задачи исследования поставленные нами реализованы в полной мере, а именно:
1. Изучена психолого-педагогическую литературу по формированию элементарных навыков самообслуживания у детей трехлетнего возраста.
2. Разработаны методические рекомендации для родителей по адаптации детей трехлетнего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
3. На основе анализа научных источников и разработаны методические рекомендации выявлены и реализованы педагогические условия, способствующие успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
4. Проведена экспертная оценка методических рекомендаций для родителей детей трехлетнего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



