Дидактическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов по предмету «Окружающий мир» в сельской школе
|
Введение
1 Теоретические основы дидактического сопровождения проектно¬исследовательской деятельности обучающихся начальных классов сельской школы по предмету «Окружающий мир» 8
1.1 Известные подходы к дидактическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов 8
1.2 Варианты дидактического сопровождения проектно¬исследовательской деятельности в рамках предмета «Окружающий
мир» 23
2 Разработка средств дидактического сопровождения проектно-исследовательской деятельности младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир» 32
2.1 Виды и особенности заданий, обеспечивающих реализацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся 32
2.2 Методические указания и средства для сопровождения основных
этапов проектно-исследовательской деятельности обучающихся 37
2.3 Результаты апробации средств дидактического сопровождения 54
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложения
1 Теоретические основы дидактического сопровождения проектно¬исследовательской деятельности обучающихся начальных классов сельской школы по предмету «Окружающий мир» 8
1.1 Известные подходы к дидактическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов 8
1.2 Варианты дидактического сопровождения проектно¬исследовательской деятельности в рамках предмета «Окружающий
мир» 23
2 Разработка средств дидактического сопровождения проектно-исследовательской деятельности младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир» 32
2.1 Виды и особенности заданий, обеспечивающих реализацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся 32
2.2 Методические указания и средства для сопровождения основных
этапов проектно-исследовательской деятельности обучающихся 37
2.3 Результаты апробации средств дидактического сопровождения 54
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложения
На современном этапе в Российской Федерации осуществлено большое количество преобразований в образовательной сфере, среди достижений необходимо отметить введение в действие во всех образовательных учреждениях Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Введение в действие ФГОС заставило работать все образовательные организации в новом режиме, когда им стало крайне необходимо обновить не только методическую базу (создать комплексные программы по реализуемым образовательным программам в соответствии с ФГОС, создать фонды оценочных средств по реализуемым образовательным программам, создать рабочие программы по каждой предметной области и пр.), но и усовершенствовать практическую работу каждого педагога и учителя - ведь традиционная система воспитания устарела и теперь работникам образования необходимо особым образом строить каждое занятие, пересматривать цели, задачи и средства достижения планируемых результатов освоения образовательных программ (вводить проектную деятельность на занятиях, создавать медиа-проекты, использовать мощную обучающую силу современных информационных технологий и сети Интернет и пр.).
Не стало исключением и система начального общего образования, где был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В связи с введением вышеупомянутого документа учитель должен развить у обучающегося стремление к саморазвитию, способствовать формированию мотивации к обучению и познанию, выстраивать ценностно - смысловые установки, которые в полном объеме отражают их индивидуально - личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. Помимо этого каждый обучающийся в процессе освоения образовательной программы должен получить сформированные качества гражданской идентичности; владеть универсальными учебными действиями, которые обеспечивали бы
наличие ключевых компетенций, составляющих основу умения учиться и овладение межпредметных связей и понятий. При этом учитель обязан организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы каждый обучающийся мог освоить накопленный опыт в определённой предметной области и умел самостоятельно находить и получать новое знание, мог его успешно преобразовывать и применять, а также приобрел сформированную четкую систему научного познания, которая лежит в основе современной научной картины мира.
Проведя анализ педагогической литературы в современных периодических изданиях, мы пришли к выводу, что в современных школах наблюдается существенный дефицит условий, которые могли бы соответствовать высоким требованиям стандарта. Педагогические работники находятся в постоянном поиске методик, техник и способов, которые бы позволили создать условия для соответствия требованиям ФГОС начального общего образования. Анализируя непростую ситуацию в образовательной среде, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным способом улучшения сложившийся ситуации является проектно-исследовательская деятельность. Развитие современных средств обучения и компьютерных технологий постоянно совершенствуется и обладает высоким потенциалом для всестороннего развития личности обучающихся и формированию у них качеств, необходимых для соответствия ФГОС и модели выпускника в частности. Однако, из-за недостаточной научной разработанности и
теоретической обоснованности методических аспектов технологии проектно¬исследовательской деятельности практически не используются в начальной школе в условиях сельской местности и соответственно не реализуются в полной мере.
Исходя из анализа педагогической ситуации, мы можем выделить ряд противоречий:
- между высокими требованиями, предъявляемыми современным ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы и
4
недостатком соответствующих условий, которые могли бы эти требования в полной мере обеспечить;
- между высоким потенциалом проектно-исследовательской деятельности для создания необходимых компетенций у учащихся и недостаточной разработанностью теоретико-методических аспектов её реализации в практике работы учителей сельских школ.
Отмеченное противоречие актуализирует исследовательскую проблему, которая заключается в выявлении возможностей дидактического сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов по предмету «Окружающий мир» в условиях сельской школы.
Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы послужили основанием для выбора темы нашего исследования: «Дидактическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов по предмету «Окружающий мир» в сельской школе».
Цель исследования: разработка и обоснование комплекта средств дидактического сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов по предмету «Окружающий мир» в условиях сельской школы.
Объект исследования: процесс обучения предмету «Окружающий мир» в начальных классах сельской школы
Предмет исследования: средства дидактического сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Гипотеза: результативной проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов по предмету «Окружающий мир» в условиях сельской школы будет способствовать дидактическое сопровождение, при разработке которого:
- учтены условия населенного пункта и школы для организации учебно¬познавательной деятельности обучающихся в форме экскурсий по темам натурологических проектов;
- этапы сопровождения проектно-исследовательской деятельности подразумевают активное включение средств ИКТ, в том числе устройств обучающихся для фиксации наблюдений, представления результатов в виде медиа-продуктов и сетевых ресурсов;
- обеспечена вариативность содержания проектно-исследовательской деятельности, позволяющая учитывать личностные интересы обучающихся.
Задачи:
- на основании теоретического анализа выявить особенности дидактического сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов по предмету «Окружающий мир» в условиях сельской школы;
- выявить и описать возможные варианты дидактического
сопровождения проектно-исследовательской деятельности
обучающихся начальных классов в форме выездных экскурсий;
- провести поиск и отбор средств ИКТ, позволяющих обеспечить выполнение обучающимися задач фиксации наблюдений, представления промежуточных и итоговых результатов в виде медиа-продуктов, сетевых ресурсов;
- разработать комплект средств дидактического сопровождения этапов проектно-исследовательской деятельности обучающихся: опросники, планы экскурсий, типовые индивидуальные задания, указания по представлению результатов в виде медиа-продуктов и сетевых ресурсов;
- провести частичную апробацию разработанных средств и проанализировать ее результаты.
Используемые в работе методы: понятийно-терминологический анализ психологической и педагогической литературы, обобщение опыта педагогов по проектно-исследовательской деятельности и пр.
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения Можарская средняя общеобразовательная школа №15 (малокомплектная школа) Курагинского района Красноярского края, где приняло участие 6 обучающихся 3-го класса.
Область применения результатов. Комплект средств дидактического сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов сельской школы, включающий:
- планы пяти экскурсий и методические указания по их организации.
- пять типовых индивидуальных и групповых заданий и указания по представлению результатов в виде медиа-продуктов: виртуального постера (стенгазеты), буклета, коллажа, презентации.
- Структура выпускной квалификационной работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Не стало исключением и система начального общего образования, где был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В связи с введением вышеупомянутого документа учитель должен развить у обучающегося стремление к саморазвитию, способствовать формированию мотивации к обучению и познанию, выстраивать ценностно - смысловые установки, которые в полном объеме отражают их индивидуально - личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. Помимо этого каждый обучающийся в процессе освоения образовательной программы должен получить сформированные качества гражданской идентичности; владеть универсальными учебными действиями, которые обеспечивали бы
наличие ключевых компетенций, составляющих основу умения учиться и овладение межпредметных связей и понятий. При этом учитель обязан организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы каждый обучающийся мог освоить накопленный опыт в определённой предметной области и умел самостоятельно находить и получать новое знание, мог его успешно преобразовывать и применять, а также приобрел сформированную четкую систему научного познания, которая лежит в основе современной научной картины мира.
Проведя анализ педагогической литературы в современных периодических изданиях, мы пришли к выводу, что в современных школах наблюдается существенный дефицит условий, которые могли бы соответствовать высоким требованиям стандарта. Педагогические работники находятся в постоянном поиске методик, техник и способов, которые бы позволили создать условия для соответствия требованиям ФГОС начального общего образования. Анализируя непростую ситуацию в образовательной среде, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным способом улучшения сложившийся ситуации является проектно-исследовательская деятельность. Развитие современных средств обучения и компьютерных технологий постоянно совершенствуется и обладает высоким потенциалом для всестороннего развития личности обучающихся и формированию у них качеств, необходимых для соответствия ФГОС и модели выпускника в частности. Однако, из-за недостаточной научной разработанности и
теоретической обоснованности методических аспектов технологии проектно¬исследовательской деятельности практически не используются в начальной школе в условиях сельской местности и соответственно не реализуются в полной мере.
Исходя из анализа педагогической ситуации, мы можем выделить ряд противоречий:
- между высокими требованиями, предъявляемыми современным ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы и
4
недостатком соответствующих условий, которые могли бы эти требования в полной мере обеспечить;
- между высоким потенциалом проектно-исследовательской деятельности для создания необходимых компетенций у учащихся и недостаточной разработанностью теоретико-методических аспектов её реализации в практике работы учителей сельских школ.
Отмеченное противоречие актуализирует исследовательскую проблему, которая заключается в выявлении возможностей дидактического сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов по предмету «Окружающий мир» в условиях сельской школы.
Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы послужили основанием для выбора темы нашего исследования: «Дидактическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов по предмету «Окружающий мир» в сельской школе».
Цель исследования: разработка и обоснование комплекта средств дидактического сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов по предмету «Окружающий мир» в условиях сельской школы.
Объект исследования: процесс обучения предмету «Окружающий мир» в начальных классах сельской школы
Предмет исследования: средства дидактического сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Гипотеза: результативной проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов по предмету «Окружающий мир» в условиях сельской школы будет способствовать дидактическое сопровождение, при разработке которого:
- учтены условия населенного пункта и школы для организации учебно¬познавательной деятельности обучающихся в форме экскурсий по темам натурологических проектов;
- этапы сопровождения проектно-исследовательской деятельности подразумевают активное включение средств ИКТ, в том числе устройств обучающихся для фиксации наблюдений, представления результатов в виде медиа-продуктов и сетевых ресурсов;
- обеспечена вариативность содержания проектно-исследовательской деятельности, позволяющая учитывать личностные интересы обучающихся.
Задачи:
- на основании теоретического анализа выявить особенности дидактического сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов по предмету «Окружающий мир» в условиях сельской школы;
- выявить и описать возможные варианты дидактического
сопровождения проектно-исследовательской деятельности
обучающихся начальных классов в форме выездных экскурсий;
- провести поиск и отбор средств ИКТ, позволяющих обеспечить выполнение обучающимися задач фиксации наблюдений, представления промежуточных и итоговых результатов в виде медиа-продуктов, сетевых ресурсов;
- разработать комплект средств дидактического сопровождения этапов проектно-исследовательской деятельности обучающихся: опросники, планы экскурсий, типовые индивидуальные задания, указания по представлению результатов в виде медиа-продуктов и сетевых ресурсов;
- провести частичную апробацию разработанных средств и проанализировать ее результаты.
Используемые в работе методы: понятийно-терминологический анализ психологической и педагогической литературы, обобщение опыта педагогов по проектно-исследовательской деятельности и пр.
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения Можарская средняя общеобразовательная школа №15 (малокомплектная школа) Курагинского района Красноярского края, где приняло участие 6 обучающихся 3-го класса.
Область применения результатов. Комплект средств дидактического сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов сельской школы, включающий:
- планы пяти экскурсий и методические указания по их организации.
- пять типовых индивидуальных и групповых заданий и указания по представлению результатов в виде медиа-продуктов: виртуального постера (стенгазеты), буклета, коллажа, презентации.
- Структура выпускной квалификационной работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В целях организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся по предмету «Окружающий мир» в августе 2016 года мы провели исследование на базе Муниципального бюджетного учреждения Можарская средняя общеобразовательная школа №15 (малокомплектная школа) Курагинского района Красноярского края, где приняло участие 6 обучающихся 3-го класса.
В рамках выпускной квалификационной работы были уточнены одни из ключевых понятий: «проект», «исследование», «проектно¬
исследовательская деятельность», «проектная деятельность», «исследовательская деятельность», определена специфика организации проектно-исследовательской деятельности среди обучающихся начальных классов средней общеобразовательной школы
Изучен опыт специалистов в области организации «проектно-исследовательская деятельность», определены критерии, показатели и способы организации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах. Посредством научных электронных библиотек, изучения научных изданий проанализированы отечественные и зарубежные исследования по проблематике ВКР, связанные с опытом использования и спецификой проектно-исследовательской деятельности.
В течение первой четверти прошел цикл мероприятий по проектно- исследовательской деятельности младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир» по следующим темам:
- личная ответственность человека за сохранность природы;
- круговорот воды в природе;
- почва;
- животные, их разнообразие;
- разнообразие природы родного края».
Каждая тема, включенная в проектно-исследовательскую деятельность младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир» включала
71
следующие компоненты: постановку исследовательской задачи, экскурсию, изучение темы по учебникам, дидактическому материалу, географическим картам, энциклопедиям (в том числе электронным) и завершался созданием медиа-продукта (буклет, презентация, плакат, выставка рисунков и книг по теме).
Отметим, что наша деятельность не была ограничена классно-урочной системой, а включала обширную внеклассно-воспитательную работу и организацию внеурочной деятельности (по согласованию с администрацией образовательного учреждения, родителями и по желанию самих учащихся). Каждая тема включала как минимум 3-5 встреч со школьниками:
- в конце классного часа преподаватель объявлял о предстоящей экскурсии, теме экскурсии, необходимых принадлежностях и экипировке, основных целях и задачах работы;
- непосредственная экскурсия, на которой осуществлялся сбор информации, исследовательского материала, педагогом велась лекционная часть подачи материала, делалась фиксация работы на фото и видео аппаратуру школьниками и педагогом;
- организация 1-2 встреч со школьниками по созданию медиапродукта (результата проектной деятельности), при котором деятельность учителя сводилась к постановке основных требований к работе, наблюдение, небольшая методическая помощь;
- на самом уроке (который проходил согласно тематическому планированию в строго очерченные сроки) школьники осуществляли защиту медиапродукта, были обговорены основные понятийно-терминологические аспекты пройденной темы, школьники рассказывали сообщения.
В целях определения наличия результатов реализации проектно-исследовательской деятельности и эффективности апробации средств дидактического сопровождения проектно-исследовательской деятельности
72
мы провели вводную и итоговую диагностику среди детей младшего школьного возраста, участвующих в реализации программы проектно-исследовательской деятельности.
В качестве критериев оценки результативности апробации программы мы взяли уровень сформированности универсальных учебных действий до проведения опытно-экспериментальной работы и после нее, а в последствии сопоставили результаты и определили наличие положительных изменений после проведенной нами работы.
Чтобы проверить уровень сформированности универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста мы подобрали следующий комплекс диагностических методик (приложение 7):
- для определения регулятивных универсальных учебных действий использовалась методика «Проба на внимание» (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабыльницкая);
- для определения познавательных универсальных учебных действий использовалась методика «Изучение словесно - логического мышления» (Э. Ф. Замбацявичене);
- для определения личностных универсальных учебных действий использовалась «Анкета оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановоой;
- для определения коммуникативных универсальных учебных действий использовалось задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).
Подчеркнем, что достоверность различий до и после формирующего эксперимента мы проверяли с помощью статистическо-математического U- критерия Ф.Вилкоксона -Манна-Уитни, воспользовавшись сайтом http://www.psychol-ok.ru/statistics/mann-whitney/ на котором мы ввели и обработали данные по каждой отдельной методике при первой и второй диагностике. Отметим, что первую диагностику УУД мы провели в начале сентября, вторую в ноябре 2016 года, после организации и проведения проектно-исследовательской работы.
Психологическая диагностика позволила спланировать формирующий этап опытно-экспериментальной деятельности, а также скорректировать и улучшить показатели сформированности универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, цели и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена.
В рамках выпускной квалификационной работы были уточнены одни из ключевых понятий: «проект», «исследование», «проектно¬
исследовательская деятельность», «проектная деятельность», «исследовательская деятельность», определена специфика организации проектно-исследовательской деятельности среди обучающихся начальных классов средней общеобразовательной школы
Изучен опыт специалистов в области организации «проектно-исследовательская деятельность», определены критерии, показатели и способы организации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах. Посредством научных электронных библиотек, изучения научных изданий проанализированы отечественные и зарубежные исследования по проблематике ВКР, связанные с опытом использования и спецификой проектно-исследовательской деятельности.
В течение первой четверти прошел цикл мероприятий по проектно- исследовательской деятельности младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир» по следующим темам:
- личная ответственность человека за сохранность природы;
- круговорот воды в природе;
- почва;
- животные, их разнообразие;
- разнообразие природы родного края».
Каждая тема, включенная в проектно-исследовательскую деятельность младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир» включала
71
следующие компоненты: постановку исследовательской задачи, экскурсию, изучение темы по учебникам, дидактическому материалу, географическим картам, энциклопедиям (в том числе электронным) и завершался созданием медиа-продукта (буклет, презентация, плакат, выставка рисунков и книг по теме).
Отметим, что наша деятельность не была ограничена классно-урочной системой, а включала обширную внеклассно-воспитательную работу и организацию внеурочной деятельности (по согласованию с администрацией образовательного учреждения, родителями и по желанию самих учащихся). Каждая тема включала как минимум 3-5 встреч со школьниками:
- в конце классного часа преподаватель объявлял о предстоящей экскурсии, теме экскурсии, необходимых принадлежностях и экипировке, основных целях и задачах работы;
- непосредственная экскурсия, на которой осуществлялся сбор информации, исследовательского материала, педагогом велась лекционная часть подачи материала, делалась фиксация работы на фото и видео аппаратуру школьниками и педагогом;
- организация 1-2 встреч со школьниками по созданию медиапродукта (результата проектной деятельности), при котором деятельность учителя сводилась к постановке основных требований к работе, наблюдение, небольшая методическая помощь;
- на самом уроке (который проходил согласно тематическому планированию в строго очерченные сроки) школьники осуществляли защиту медиапродукта, были обговорены основные понятийно-терминологические аспекты пройденной темы, школьники рассказывали сообщения.
В целях определения наличия результатов реализации проектно-исследовательской деятельности и эффективности апробации средств дидактического сопровождения проектно-исследовательской деятельности
72
мы провели вводную и итоговую диагностику среди детей младшего школьного возраста, участвующих в реализации программы проектно-исследовательской деятельности.
В качестве критериев оценки результативности апробации программы мы взяли уровень сформированности универсальных учебных действий до проведения опытно-экспериментальной работы и после нее, а в последствии сопоставили результаты и определили наличие положительных изменений после проведенной нами работы.
Чтобы проверить уровень сформированности универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста мы подобрали следующий комплекс диагностических методик (приложение 7):
- для определения регулятивных универсальных учебных действий использовалась методика «Проба на внимание» (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабыльницкая);
- для определения познавательных универсальных учебных действий использовалась методика «Изучение словесно - логического мышления» (Э. Ф. Замбацявичене);
- для определения личностных универсальных учебных действий использовалась «Анкета оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановоой;
- для определения коммуникативных универсальных учебных действий использовалось задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).
Подчеркнем, что достоверность различий до и после формирующего эксперимента мы проверяли с помощью статистическо-математического U- критерия Ф.Вилкоксона -Манна-Уитни, воспользовавшись сайтом http://www.psychol-ok.ru/statistics/mann-whitney/ на котором мы ввели и обработали данные по каждой отдельной методике при первой и второй диагностике. Отметим, что первую диагностику УУД мы провели в начале сентября, вторую в ноябре 2016 года, после организации и проведения проектно-исследовательской работы.
Психологическая диагностика позволила спланировать формирующий этап опытно-экспериментальной деятельности, а также скорректировать и улучшить показатели сформированности универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, цели и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Дидактическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов по предмету «Окружающий мир» в сельской школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ОЛИМПИАДЫ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016



