Введение 5
1 Типы задач на клетчатой бумаге и методика их использования в
курсе математики начальной школы
1.1 Краткий обзор различных систем обучения математике и анализ
задач на клетчатой бумаге, представленных в них 8
1.2 Геометрические задачи на клетчатой бумаге
1.2.1 Пространственно-ориентационные упражнения 19
1.2.2 Задачи на вычерчивание и построение геометрических фигур 24
1.2.3 Задачи на измерение и вычисление 32
1.3 Применение клетчатой бумаги к решению арифметических задач.. 37
2 Программа математического кружка по теме «Занимательные задачи
и игры на клетчатой бумаге»
2.1 Пояснительная записка 47
2.2 Содержание занятий 49
Заключение 65
Список использованных источников 67
С бумагой в клетку младшие школьники знакомятся с первых дней изучения математики не только благодаря тетрадям в клеточку: в каждом учебнике можно встретить задачи на клетчатой бумаге. Наличие на бумаге квадратной сетки очень удобно для занятий геометрией: это прежде всего задачи, связанные с рисованием на клетчатой бумаге и нахождением площадей фигур; при проведении различного рода дополнительных занятий чаще всего используют задачи на разрезание. Клетчатая бумага также используется при решении ряда вопросов арифметики: введение долей, обыкновенных дробей, многозначных чисел. Однако класс задач, рассматриваемых на клетчатой бумаге намного шире и разнообразнее, и вопрос не об эпизодическом, а систематическом решении задач на клетчатой бумаге, на наш взгляд, не был до конца исследован.
При этом чёткой классификации и структурирования задач на клетчатой бумаге по методам и способам решения нет. Возможно, это отчасти связано с тем, что большинство таких задач считается «занимательными» . Для многих задач на бумаге в клетку нет общего правила решения, конкретных способов и приёмов. Это свойство и обуславливает их ценность для развития не конкретного учебного умения или навыка, а вообще умения думать, размышлять, анализировать, искать аналогии, т.е. для развития мышления.
Целью выпускной квалификационной работы является систематизация различных типов задач на клетчатой бумаге.
Объект исследования - процесс обучения математике учащихся начальных классов,
Предмет - задачи на клетчатой бумаге.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- проанализировать виды задач на клетчатой бумаге, представленные в школьных учебниках различных систем обучения математике начальной школы;
- классифицировать задачи на клетчатой бумаге;
- осуществить подборку задач на клетчатой бумаге из различных источников, которые можно использовать на уроках математики и во внеурочной деятельности в начальной школе;
- разработать программу математического кружка по теме «Занимательные задачи и игры на клетчатой бумаге».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ учебно-методической литературы по теме исследования; анализ учебных программ, описательный, обобщение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения списка использованных источников (44 наименования). Изложение материала в первой главе начинается с краткого обзора различных систем обучения математике в начальной школе. Анализ задач на клетчатой бумаге, представленных в школьных учебниках каждой из систем, и других источников позволил выделить основные типы задач на клетчатой бумаге и провести их классификацию. Среди геометрических задач на клетчатой бумаге можно выделить: пространственно-ориентационные упражнения, задачи на вычерчивание и построение геометрических фигур, задачи на измерение и вычисление величин. Далее показано применение клетчатой бумаги к решению арифметических задач. Изложение материала в этих параграфах сопровождается методическими рекомендациями.
Во второй главе представлена программа математического кружка по теме «Занимательные задачи и игры на клетчатой бумаге», включающая пояснительную записку и содержание занятий, на которых предлагается изучить задачи на разрезание и раскраску, игры на клетчатой бумаге и построение магических квадратов.
Практическая значимость выпускной работы определяется возможностью применения материалов выпускной квалификационной работы в учебном процессе начальной школы для проведения уроков и организации внеурочной деятельности младших школьников по математике в условиях реализации ФГОС НОО.
В настоящей выпускной квалификационной работе приведена подборка и классификация задач на клетчатой бумаге, относящихся к различным разделам математики, и представлена программа математического кружка по теме «Занимательные задачи и игры на клетчатой бумаге»
Анализ школьных учебников [1, 2, 16, 23,28,32, 33] показал, что задачи на клетчатой бумаге представлены в каждом из них, но фрагментарно; они мало связаны с изучаемым материалом, направлены в основном на формирование практических измерительных навыков (задачи на измерение, вычисление, нахождение и сравнение: длин отрезков, длин ломаных, периметров и площадей фигур), развитие мелкой моторики и внимания (задачи на вычерчивание фигур и раскраску) или носят занимательный характер (задачи на разрезание). Практически не представлены задачи на клетчатой бумаге, направленные на формирование пространственного мышления.
Изучение учебно-методической литературы и интернет-ресурсов позволило расширить класс задач на клетчатой бумаге и провести их классификацию. Среди геометрических задач выделены следующие типы: пространственно-ориентационные упражнения (к ним относятся «зрительные» и «слуховые» диктанты, построение и создание орнаментов: продолжить узор по заданному образцу, найти закономерность и дочертить линию, выбрать, каким кусочком продолжить узор), задачи на вычерчивание и построение геометрических фигур (построение фигуры по образцу или заданным параметрам, преобразование фигуры, построение симметричных фигур, построение пересечения и объединения геометрических фигур, изображение пространственных фигур по образцу, построение развёрток), задачи на измерение и вычисление величин (измерение и сравнение отрезков, ломаных линий и периметров фигур; задачи на нахождение площадей фигур: наложением, пересчитыванием клеток, превращением в равновеликие, с помощью палетки). При решении арифметических задач клетчатая бумага применяется в качестве «внешней опоры».
Во второй главе представлена программа математического кружка по теме «Занимательные задачи и игры на клетчатой бумаге». В пояснительной записке формулируются цель и задачи; определены рекомендуемые формы и методы проведения занятий, ожидаемые результаты, основные виды деятельности учащихся; приведен календарно-тематический план занятий. На занятиях кружка предлагается изучить задачи на разрезание и раскраску, игры на клетчатой бумаге и построение магических квадратов. Предлагаемые задачи и головоломки носят частично поисковый характер, процесс выполнения которых связан с необходимостью проведения зрительного анализа или синтеза, активизацией пространственного анализа, активизацией интуиции ребенка, опирающейся на его опыт и продуцирующей догадку или на ранее усвоенные знания, умения и навыки, позволяющие включить в активную познавательную деятельность всех учеников класса.
Собранный в выпускной квалификационной работе материал может быть использован в учебном процессе начальной школы для проведения уроков и различного рода внеурочных занятий.
1. Александрова, Э.И. Математика: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях.
Александрова. - Москва : Вита пресс, 2004. - 129с. Часть 1. / Э.И.
2. Александрова, Э.И. Математика: учебник для 3 класса
общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. / Э.И. Александрова. - Москва : Вита пресс, 2004. - 39с.
3. Александрова, Э.И. Пояснительная записка [Электронный ресурс] / Э.И. Александрова // Вестник образования. - 2000. - № 18. - / Режим доступа: http://periodika.websib.ru/node/7145.
4. Аполонова, Г.А. Занимательные задания на уроках математики в средней школе [Электронный ресурс] / Г.А. Аполонова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru/articles/313674.
5. Ахмедзянова, Ф.Н. Обучение младших школьников решению
нестандартных олимпиадных задач [Электронный ресурс] / Ф.Н. Ахмедзянова. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/622285.
6. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 299 с.
7. Баракина, Т.В. Обучение младших школьников решению задач на геометрические построения / Т.В. Баракина // Начальная школа. - 2013. - № 5. - С. 48-51.
8. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций / А.В. Белошистая. - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2005. - 455с.
9. Гарднер, М. Математические чудеса и тайны / М. Гарднер. - Москва: Наука, 1986. - 128с.
10. Григорьева, Г. И. Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5 - 6 классы: методическое пособие / Г. И. Григорьева. - Москва : Глобус, 2009. - 65с.
11. Гаркавцева, Т. Ю. Геометрический материал в I классе как средство развития пространственного мышления учащихся: из опыта работы с тетрадью "Наглядная геометрия" / Т. Ю. Гаркавцева // Начальная школа. -2006. - № 10. - С. 31-34.
12. Екимова, М. А. Задачи на разрезание / М. А. Екимова, Г. П. Кукин - М.: МЦНМО, 2002 - 120с.
13. Жарковская, Н. М. Геометрия клетчатой бумаги. Формула Пика / Н. М. Жарковская, Е. А. Рисс // Математика. - 2009. - № 17. - С 28-30.
14. Зайкин, М.И. Развивай геометрическую интуицию : книга для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ / М.И. Зайкин. - Москва : Просвещение, 1995. - 112 с.
15. Зенкевич, И.Г. Эстетика урока математики: пособие для учителя / И.Г. Зенкевич. - Москва : Просвещение, 1981.
16. Истомина, Н.Б. Математика: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - Смоленск : Ассоциация XXI, 2014. - 120 с.
17. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
18. Канунников, А. Л. Геометрия на клетчатой бумаге. Малый МЕХмат МГУ [Электронный ресурс] / А. Л. Канунников , С. Л. Кузнецов // Режим доступа:http://mmmf.msu.ru/archive/20082009/KanunnikovKuznetsov/2.html.
19. Карасёв, П.А. Элементы наглядной геометрии в школе / П.А. Карасёв. - Москва : Учпедгиз, 1955. - 212 с.
20. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики / В.Г. Коваленко. - Москва : Просвещение, 1990. - 96 с.
21. Кордемский, Б.А. Увлечь школьников математикой / Б.А.Кордемский. - Москва : Просвещение, 1981. - 112 с.
22. Костромина, Н.И. Арифметические задачи на клетчатой бумаге / Н.И. Костромина, М.Э. Костромина // Начальная школа. - 2000. - № 4. - С. 45¬49.
23. Кочурова Е.Э. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся образовательных учреждений / Е.Э.Кочурова. - Москва : Вентана-Граф, 2011. - 48 с.
24. Криштапова, В. Геометрия на клетчатой бумаге [Электронный ресурс] / В. Криштапова // Школьный фестиваль наук. - Режим доступа: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-geometriya-na-kletchatoy-bumage-503955.html.
25. Кулагина, Н.В. Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / Н.В. Кулагина. - Режим доступа: http ://festival. 1 september.ru .
26. Линдгрен, Г. Занимательные задачи на разрезание / Г. Линдгрен. - Москва : Мир, 1977. - 256 с.
27. Маслова, Г.Г. Занимательные задачи и игры с математическим содержанием в 4-5 классах / Г.Г. Маслова, Э.А. Янгибаева // Современные проблемы методики преподавания математики: Сб. статей. - Москва : Просвещение, 1985. - С. 113-119.
28. Моро, М.И. Математика: учебник для 1 класса. В двух частях. Часть 1 / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - Москва : Просвещение, 2005.- 27с.
29. Моро, М.И. Математика: учебник для 2 класса. В двух частях. Часть 2 / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - Москва : Просвещение, 2005.- 20с.
30. Моро, М.И. Математика: учебник для 3 класса. В двух частях. Часть 1 / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - Москва : Просвещение, 2005.- 50с.
31. Овчинникова, М.В. Методические рекомендации для студентов факультета «Начальное обучение. Дошкольное воспитание» / М.В. Овчиникова. - Ялта : ЦОП «Надежда», 2000. - 54 с.
32. Петерсон, Л.Г. Учебник по математики 4 класс. Часть вторая.
[Электронный ресурс] / Л.Г. Петерсон. - Москва : Ювента, 2013. - Режим доступа: http://www.otbet.ru/book/class-4/matematika/uchebnik-peterson-l-chast-vtoraya.
33. Рудницкая, В.Н. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / В.Н. Рудницкая. - Москва : Вентана-Граф, 2012. - 144 с.
34. Сердюк, Н. Рисуем на листе бумаги в клетку [Электронный ресурс] / Н. Сердюк. - Режим доступа:HTTP://WWW.MI-RODITELI.COM/2011-06-28-19-13-17.
35. Смирнова, И. М. Геометрические задачи с практическим содержанием / И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. - Москва : Чистые пруды, 2010. - 138с.
36. Смирнова, И. М. Геометрия на клетчатой бумаге / И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. - Москва : Чистые пруды, 2009. - 264 с.
37. Смирнова, И. М. Построения на клетчатой бумаге [Электронный ресурс] / И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. - Режим доступа: http://geometry2006.narod.ru/Art/Kletka.htm.
38. Стойлова, Л.П. Математика / Л.П. Стойлова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2005. - 424 с.
39. Фатеева, Н.И. Образовательные программы начальной школы / Н.И. Фатеева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с.
40. Холева, О.В. Развитие познавательного интереса на уроках математики [Электронный ресурс] / О.В. Холева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. - Пермь : Меркурий, 2013. - С. 106-109. - URL: http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=84814.
41. Шарыгин, И.Ф. Математика: задачи на смекалку: учеб.пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. / И.Ф.Шарыгин. - Москва : Просвещение, 1995. - 80 с.
42. Шарыгин, И. Ф. Наглядная геометрия: учебное пособие для учащихся 5-6 классов / И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева. - Москва : МИРОС, 1995. - 240с.
43. Шуба, М.Ю. Занимательные задания в обучении математике / М.Ю. Шуба. - Москва : Просвещение, 1994. - 222 с.
44. Юлдашева, Д.М. Урок математики «Измерение величины с помощью набора мерок. [Электронный ресурс] / Д.М. Юлдашева. - Режим доступа:http://festival. 1september.ru/articles/416684.