Введение 3
1. Психолого-педагогические основы развития мелкой моторики у детей
старшего дошкольного возраста 6
1.1. Психолого-физиологические особенности развития мелкой моторики старшего дошкольного возраста 6
1.2. Анализ отечественной теории и практики развития мелкой моторики старшего дошкольного возраста 21
1.3. Вязание: сушность, история, виды и типы 34
Выводы по первой главе 46
2. Комплекс занятий «Волшебные пальчики» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников 47
2.1. Рекомендации по организации и проведению комплекса занятий по технике юбиами у старших дошкольников 47
2.2. Результаты экспертной оценки комплекса занятий по технике юбиами у старших дошкольников 52
Выводы по второй главе 61
Заключение 62
Список использованных источников 64
Степень вырабатывания мелкой моторики - есть один из показателей умственной готовности к школьному обучению. В детском саду порой наблюдается тот факт, что у отдельных детей пальцы малоподвижны.их движения отличаются неточностью, несогласованностью,
По мнению В.А. Сухомлинского «истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев». Чем больше точности, уверенности и изобразительности в движении (перемещений детской руки) тем тоньше происходит взаимодействие этой руки с орудием труда.
Потому связь активных перемещений или движений пальцев рук с уровнем общего развития ребенка вполне научно обоснована. Разновидность текстильной техники - это ручное вязания. Место и время его возникновения точно не установлено до сих пор. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что оно было распространено во многих странах мира. Так, из вязаных вещей самыми ранними считаются найденные в Египте изделия, датируемые IX и X веками до нашей эры.
Важно отметить, что любая техника вязания исторически обладает региональными особенностями. Одновременно это обусловливает её функциональное единство. В то же время имеется общность орнаментации и технологии вязаных изделий на территории, как России так и соседних с ней регионов, а также у народностей, проживающих во многих странах мира.
По гипотезе Уильяма Фелкина, вязание было ещё во времена Троянской войны.
В XV-XVI веках вязание переходит в домашнее занятие и активно внедряется во всей Европе, как сравнительно прибыльное мастерство. Таким образом, судя по археологическим находкам, можно сказать, что техника вязания имеет вненациональное происхождение и неоспоримую общность древних и ремесленных приемов, и орнаментальных форм.
В России история возникновения вязания также не определена временным периодом. Более изучено в нашей стране разноцветное узорное вязание на спицах - своеобразный старинный вид ремесла. Развитие и совершенствование приемов ручного вязания привело к формированию разновидностей этого вида рукоделия - вязания на «вилке», крючком, на спицах на вязальной машине. Из овечьей шерсти домашнего прядения издавна вязали варежки, носки рукавицы, наколенники.
Но существует техника, при которой вязание производится руками без спиц и крючка. Такая техника имитирует рукоделие крючком или спицами, но при этом мастер использует пальцы рук и кисти или только пальцы рук. Этой методике посвящено множество изданий. В них печатаются подробные схемы изготовления самых разных изделий - шарфов и, косынок, платков и шапок, сумочек, различной одежды и др. Такое вязание очень востребовано в современной Японии. В странах Азии существует направление, называемое yubiami - юбиами.
Ребенок не только видит, но и трогает, берет в руки то, что создал, и по мере необходимости изменяет. Применяя технику юбиами. дети чувствуют движение каждого пальца (когда имитируют движение крючка или берут нить), а также кистей (когда на руки накидывают петли).
Всё перечисленное послужило основанием для выбора темы бакалаврской работы: «Комплекс занятий «Волшебные пальчики» как средство развития мелкой моторики старших дошкольников».
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики старших дошкольников.
Предмет исследования: средства развития мелкой моторики старших дошкольников.
Цель: теоретически обосновать, организовать и реализовать комплекс занятий «Волшебные пальчики» как средства развития мелкой моторики старших дошкольников и провести его экспертную оценку.
Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики старших дошкольников будет более результативной, если этот комплекс занятий соответствует возрастным психофизиологическим особенностям детей и предполагает пошаговое видеообучение детей по овладению техникой юбиами.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1. Описать психофизиологические особенности развития мелкой моторики старших дошкольников.
2. Проанализировать и раскрыть сущность и особенности техники юбиами как средства развития мелкой моторики.
3. Разработать рекомендации по организации и проведению комплекса занятий «Волшебные пальчики».
4. Провести экспертную оценку разработанных рекомендаций.
Методологической основой исследования явились: идеи формирования личности ребенка (Г.Н. Волков, Ш. Амонашвили и др.); теория формирования личности в деятельности и общении (Б.Г.Ананьев, В.А. КанКалик, А.В. Мудрик Л.С. Выготский, и др.); теоретическое обоснование значения осязания в становлении теории сенсорного воспитания и познавательной деятельности дошкольников (Л.А. Венгер, М. Монтессори А.В. Запорожец, А.К. Усова, В.И. Логинова, и др.); нормативные документы о современной школе, образовании подрастающего поколения.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ методической, педагогической и
психологической литературы; обзор нормативных документов (образовательные стандарты, учебные программы, планы, и т.п.); метод экспертной оценки.
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, список используемой литературы, приложения.
Старший дошкольный возраст - это период активного развития познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. В этом возрасте главней задачей педагогов и психологов является подготовка к школьному обучению, к письму.
Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия воздействия с окружающей средой.
Л.В. Фомина считает, что «если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах норм, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы» [ 3 с. 62 ].
Развитие познавательной сферы в старшем дошкольном возрасте играет большую роль в жизни ребенка. Для развития восприятия, внимания, памяти, мышления и речи большую роль играет развития мелкой моторики руки. Развития мелкой моторики - это показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению. Если у дошкольника хорошо развита мелкая моторика, то он умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
В настоящее время существует множество методов и средств по развитию мелкой моторики дошкольников. Психологи, педагоги и логопеды используют разные методы, способы для развития мелкой моторики. Мы предлагаем средство развития мелкой моторики через методику вязания кистью и пальцами рук. Такое вязание не требует использования крючка и спиц, задействованы только кисти и пальцы рук, пряжа.
Комплекс занятий «Волшебные пальчики» как средство развития мелкой моторики старших дошкольников разработан для детского общеобразовательного учреждения для старшей группы 5-6 лет. Апробироваться комплекс занятий будет в ИП Борисенко А. А. детский сад «Барабулька».
После разработки комплекса занятий встал вопрос о его внедрении в образовательный процесс. По его внедрению было принято решение провести методический совет и с начала учебного года начать реализацию комплекса занятий в учебно образовательном учреждении.
Успешная экспертная оценка комплекса занятий «Волшебные пальчики» как средство развития мелкой моторики для старшего дошкольного возраста, положительные отзывы воспитателей данного детского сада, заинтересованность детей говорит о том, что выдвинутая гипотеза правомерна.
Исходя из этого, на данном исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, достигнута его цель через решение поставленных задач.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания: учебник / Б. Г. Ананьев. - Санкт - Петербург: 2010. - 288 с.
2. Алексеева, Л. А. Бисероплетение. Развиваем ручную умелость. // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 2. - С. 47-49.
3. Афонькина, Ю. А., Белотеллова, Т. Э., Борисова, О. Е. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. - М.: Диагностический журнал, 2011. - 62 с.
4. Бабинова, Н. В., Черников, Е. Г. Сенсомоторный центр в логопедическом кабинете // Логопед. - 2012. - № 2. - С. 52-57.
5. Бачина, О. В., Коробова, Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Аркти, 2006. - 88 с.
6. Шваб, Е. Д. «В школу с радостью».- М.: 2007г. С. 34
7. В. Мухина «Возрастная психология. Феноменология развития».- М.: 2006 г. С. 75
8. Соколов, А. Г. Афоничева, Т. Е. Павлычева, Н. Н. «Большая книга развития мелкой моторики и быстрого обучения грамоте». - М.: 2011 г. С. 128
9. Загвоздкин, В.К. Готовность к школе и эмоциональный интеллект: практические советы для педагогов, психологов и родителей. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.
10. Новикова,И. В. «Вязание крючком в детском саду». - М.: 2008 г. С. 44
11. Исмаилова, М. Л. «Развитие мелкой пальцевой моторики у детей дошкольного возраста». - М.: 1973. - 132 с.
12. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
13. Материалы к третьему тому "Педагогической антропологии". - М.: 1950. — 665 с.
14. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. - М.: Академический проект, 2010. - 453 с.
15. Марынкина М. Н. Диагностика трудностей графической деятельности у детей дошкольного возраста // Материалы II-й городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения «Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации московского образования». Апрель 2003 г. - М.: Научная книга, 2003. - С. 140 - 141
16. Маклаков, А.Г. «Общая психология». - СПб.: Питер, 2012. - 593 с.
17. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. - М.: Мозаика- Синтез, 2008. - 108 с
18. Прищепа, С. А. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников //Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С.60-61.
19. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Под ред. Т.И. Гризик и др.. - М.: Просвещение, 2013. - 141 с.
20. Стельмах, С. Н. Игры и упражнения для развития мелкой моторики и речи // Логопед. - 2012. - № 5. - С. 79-90.
21. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и
координацию движений рук. - М.: Детство-пресс, 2012. - 71 с
22. Смирнова, Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 144 с.
23. Белова,Т. Н. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. - М.: 2007 с. 57
24. Бардышева,Т.Ю. «Во саду ли, в огороде. Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики и речи», 2011 г. С. 95
25. Диброва, Т.Н. «Развитие мелкой моторики руки ребенка», статья, 2011 г. С. 15
26. Кожухова, Н. Н. Рыжкова, Л. А. Самодурова,М. М.; Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
27. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР. — М. ; Л. : Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952 с. 94
28. Худик, В. А. Психологическая диагностика детского развития. Методы исследования. - Киев: Освита, 1992. - 220 с.
29. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведения. - М.: Академия, 2004. - 384 с.