ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
|
Введение 5
1 Теоретические основы формирования универсальных учебных действий
на уроках математики в начальной школе 9
1.1. Значение формирования универсальных учебных действий у младших школьников при изучении математики 9
1.2 Алгебраический материал в курсе начальной школы и его значение
для математического развития учащихся 16
1.3 Анализ методических рекомендаций по формированию
универсальных учебных действий при изучении алгебраического материала в начальной школе 20
2 Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения
алгебраического материала на уроках математики в начальной школе 26
2.1 Диагностика универсальных учебных действий на начало опытно-экспериментальной работы 26
2.2 Система заданий и упражнений, направленная на формирование
универсальных учебных действий (на примере алгебраического материала) 28
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 36
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А Диагностическая карта 4
1 Теоретические основы формирования универсальных учебных действий
на уроках математики в начальной школе 9
1.1. Значение формирования универсальных учебных действий у младших школьников при изучении математики 9
1.2 Алгебраический материал в курсе начальной школы и его значение
для математического развития учащихся 16
1.3 Анализ методических рекомендаций по формированию
универсальных учебных действий при изучении алгебраического материала в начальной школе 20
2 Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения
алгебраического материала на уроках математики в начальной школе 26
2.1 Диагностика универсальных учебных действий на начало опытно-экспериментальной работы 26
2.2 Система заданий и упражнений, направленная на формирование
универсальных учебных действий (на примере алгебраического материала) 28
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 36
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А Диагностическая карта 4
В наши дни российское образование в школах - это процесс, который способствует формированию личности обучающегося, которая обладает системой ценностей приемлемых для себя и общества. В условиях реализации ФГОС НОО главной целью процесса образования становится не передача социального опыта, не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности каждого ребенка. Сейчас школа в первую очередь становится учреждением, формирующим навыки самовоспитания и самообразования.
Главной задачей современной школы является формирование системы «универсальных учебных действий», которые обеспечивают компетенцию «научиться учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Безусловно, в формировании универсальных учебных действий главную роль выполняет учитель. Он осуществляет управление процессом обучения и воспитания в образовательном учреждение. Учащийся из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Поэтому современному педагогу необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, используя различные методики и технологии обучения.
Мы рассмотрим подробно, как можно формировать универсальные учебные действия у младшего школьника на уроках математики при изучении алгебраического материала. Ведь учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных. Именно математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся, она способствует развитию строгого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению систематизировать, анализировать, критиковать.
Вышесказанное определило цель исследования, которая заключается в изучении теоретического наследия и практического опыта по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста в процессе изучения алгебраического материала.
Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования: приемы и способы формирования универсальных учебных действий при изучении алгебраического материала.
Гипотеза исследования заключается в том, что если в процессе изучения алгебраического материала на уроках математики учителем используется система последовательно усложняющихся и взаимосвязанных между собой заданий, а также организуется целенаправленное обсуждение с учащимися способов их выполнения, то это положительно отразится на формировании универсальных учебных действий.
Для реализации этой цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) определить значение формирования УУД у младших школьников при изучении математики
2) изучить содержание алгебраического материала в курсе начальной школы и выявить его значение для математического развития учащихся.
3) проанализировать методические рекомендации по формированию УУД при изучении алгебраического материала в начальной школе
4) провести опытно-экспериментальную работу по исследованию процесса формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством алгебраического материала.
Для реализации поставленной цели и доказательства поставленной гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
1. изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме;
2. педагогический эксперимент, проверяющий состояние интересующей нас проблемы в практике начальной школы;
3. качественная и количественная обработка полученных результатов.
Методологическую основу исследования составляют основные положения о теории и практики формирования учебных действий у учащихся начальной школы нашедшие отражение в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова, а также основные положения о методике изучения алгебраического материала в курсе начальной школы, нашедшие отражение в работах Э.И. Александровой, А.В. Белошистой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, А. Г. Асмолова, Л.Г. Петерсона, и других ученых.
Опытно-экспериментальная база исследования: город Ачинск, МБОУ «Средняя школа № 5». В исследование приняли участие обучающиеся 4 «В» класса, в количестве 17 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (ноябрь - февраль 2015 - 2016) - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, написание теоретической части.
Второй этап (март - апрель 2016) - разработка плана проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы и практическая апробация серии занятия с учащимися начальных классов в школе.
Третий этап (май 2016) - анализ результатов опытно-экспериментальной работы, оформление текста выпускной квалификационной работы.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована статья на тему «Способы формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики» в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Наука и цивилизация», проводимой в Великобритании.
Практическая значимость нашей работы заключается в подборе и систематизации заданий, направленных на изучение алгебраического материала в курсе начальной школы, а также способствующих процессу формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в школе, а также учителям начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав каждая из которых включает по три параграфа, заключения, списка используемых источников (40 наименований) и одного приложения.
Материалы исследования представлены в двух таблицах, одном рисунке, объем работы составляет 50 страниц.
Главной задачей современной школы является формирование системы «универсальных учебных действий», которые обеспечивают компетенцию «научиться учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Безусловно, в формировании универсальных учебных действий главную роль выполняет учитель. Он осуществляет управление процессом обучения и воспитания в образовательном учреждение. Учащийся из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Поэтому современному педагогу необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, используя различные методики и технологии обучения.
Мы рассмотрим подробно, как можно формировать универсальные учебные действия у младшего школьника на уроках математики при изучении алгебраического материала. Ведь учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных. Именно математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся, она способствует развитию строгого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению систематизировать, анализировать, критиковать.
Вышесказанное определило цель исследования, которая заключается в изучении теоретического наследия и практического опыта по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста в процессе изучения алгебраического материала.
Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования: приемы и способы формирования универсальных учебных действий при изучении алгебраического материала.
Гипотеза исследования заключается в том, что если в процессе изучения алгебраического материала на уроках математики учителем используется система последовательно усложняющихся и взаимосвязанных между собой заданий, а также организуется целенаправленное обсуждение с учащимися способов их выполнения, то это положительно отразится на формировании универсальных учебных действий.
Для реализации этой цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) определить значение формирования УУД у младших школьников при изучении математики
2) изучить содержание алгебраического материала в курсе начальной школы и выявить его значение для математического развития учащихся.
3) проанализировать методические рекомендации по формированию УУД при изучении алгебраического материала в начальной школе
4) провести опытно-экспериментальную работу по исследованию процесса формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством алгебраического материала.
Для реализации поставленной цели и доказательства поставленной гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
1. изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме;
2. педагогический эксперимент, проверяющий состояние интересующей нас проблемы в практике начальной школы;
3. качественная и количественная обработка полученных результатов.
Методологическую основу исследования составляют основные положения о теории и практики формирования учебных действий у учащихся начальной школы нашедшие отражение в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова, а также основные положения о методике изучения алгебраического материала в курсе начальной школы, нашедшие отражение в работах Э.И. Александровой, А.В. Белошистой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, А. Г. Асмолова, Л.Г. Петерсона, и других ученых.
Опытно-экспериментальная база исследования: город Ачинск, МБОУ «Средняя школа № 5». В исследование приняли участие обучающиеся 4 «В» класса, в количестве 17 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (ноябрь - февраль 2015 - 2016) - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, написание теоретической части.
Второй этап (март - апрель 2016) - разработка плана проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы и практическая апробация серии занятия с учащимися начальных классов в школе.
Третий этап (май 2016) - анализ результатов опытно-экспериментальной работы, оформление текста выпускной квалификационной работы.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована статья на тему «Способы формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики» в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Наука и цивилизация», проводимой в Великобритании.
Практическая значимость нашей работы заключается в подборе и систематизации заданий, направленных на изучение алгебраического материала в курсе начальной школы, а также способствующих процессу формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в школе, а также учителям начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав каждая из которых включает по три параграфа, заключения, списка используемых источников (40 наименований) и одного приложения.
Материалы исследования представлены в двух таблицах, одном рисунке, объем работы составляет 50 страниц.
Изучение и анализ теоретических источников по обозначенной проблеме позволило выявить, что предмет математики по своему содержанию и организации способов учебной деятельности даёт огромные возможности для формирования у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, а так же коммуникативных универсальных учебных действий, овладение которыми в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.
Анализ методических рекомендаций по формированию универсальных учебных действий при изучении алгебраического материала в начальной школе показал, что учащимся представляются достаточно большие возможности использования различных видов математических заданий, выполнение которых не только развивает математические способности, но и ведет к формированию значимых качеств личности. Успешное выполнение заданий алгебраического характера способствует развитию обобщенного характера мышления у учащихся, что положительно сказывается на формировании универсальных учебных действий.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, мы сделали следующие выводы
Во-первых, мы выяснили, что благодаря своей обобщенности в содержании, алгебраический материал, изучаемый в курсе начальной школы, является эффективным средством в процессе формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Во-вторых, посредством алгебраического материала у младших школьников более успешно развиваются регулятивные и познавательные универсальные действия, что в целом оказывает положительное воздействие и на развитие личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
В-третьих, процесс формирования универсальных учебных действий при изучении алгебраического материала сопровождается выполнением учащимися системы разнообразных математических заданий, основным условием которой является органичное включение знаний и умений, полученных при выполнении предыдущего задания в процесс выполнения последующих.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, что если в процессе изучения алгебраического материала на уроках математики учителем используется система последовательно усложняющихся и взаимосвязанных между собой заданий, а также организуется целенаправленное обсуждение с учащимися способов их выполнения, то положительно отразится на формировании универсальных учебных действий.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
Анализ методических рекомендаций по формированию универсальных учебных действий при изучении алгебраического материала в начальной школе показал, что учащимся представляются достаточно большие возможности использования различных видов математических заданий, выполнение которых не только развивает математические способности, но и ведет к формированию значимых качеств личности. Успешное выполнение заданий алгебраического характера способствует развитию обобщенного характера мышления у учащихся, что положительно сказывается на формировании универсальных учебных действий.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, мы сделали следующие выводы
Во-первых, мы выяснили, что благодаря своей обобщенности в содержании, алгебраический материал, изучаемый в курсе начальной школы, является эффективным средством в процессе формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Во-вторых, посредством алгебраического материала у младших школьников более успешно развиваются регулятивные и познавательные универсальные действия, что в целом оказывает положительное воздействие и на развитие личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
В-третьих, процесс формирования универсальных учебных действий при изучении алгебраического материала сопровождается выполнением учащимися системы разнообразных математических заданий, основным условием которой является органичное включение знаний и умений, полученных при выполнении предыдущего задания в процесс выполнения последующих.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, что если в процессе изучения алгебраического материала на уроках математики учителем используется система последовательно усложняющихся и взаимосвязанных между собой заданий, а также организуется целенаправленное обсуждение с учащимися способов их выполнения, то положительно отразится на формировании универсальных учебных действий.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
Подобные работы
- Сложность текстовых задач начального курса математики как основа развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников (Нижегородский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УРАВНЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Методические приемы в обучении младших школьников составлению текстовых задач обратных денным
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие математической речи у младших школьников при решении уравнений
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Методические особенности формирования умения сравнивать на уроках математики
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование умения сравнивать на уроках математики
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - АЛГЕБРАИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021 - Алгебраические задачи как средство формирования аналитических умений обучающихся общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - Методика обучения решению уравнений на уроках математики в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018



