Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Физика информационных технологий»

Работа №27334

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы139
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
545
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Специфика учебного процесса по дисциплине «физика информационных
технологий» 9
1.1 Особенности организации учебного процесса в вузе 9
1.2 Специфика дисциплины «физика информационных технологий» 11
1.3 Применение педагогических технологий для организации учебного
процесса по дисциплине «физика информационных технологий» 18
2 Обоснование и разработка учебно-методического обеспечения
дисциплины «физика информационных технологий» 42
2.1 Понятие учебно-методического обеспечения учебного процесса 42
2.2 Методическое обеспечение лекционных занятий по дисциплине 57
2.3 Методическое обеспечение практических занятий по дисциплине . . . . . . . 68
2.4 Методическое обеспечение контрольных занятий по дисциплине 80
3 Мультимедийное обеспечение дисциплины «физика информационных
технологий» 85
3.1 Использование информационных технологий в учебном процессе ... 85
3.2 Обоснование и разработка электронного курса по дисциплине «физика
информационных технологий» 89
4 Апробация разработанного электронного курса «физика информационных
технологий» 103
4.1 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы 103
4.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 106
Заключение 114
Список использованных источников
Приложение А


Высокие темпы развития и совершенствования науки и техники, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке, обусловливают актуальность проблемы развития познавательной деятельности учащихся на современном этапе развития образования. Поэтому одной из главных задач обучения является развитие у учащихся познавательной самостоятельности, познавательных интересов, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, творческого отношения к делу.
В последнее время все большее признание в психолого-педагогических исследованиях получает личностно-ориентированный подход к обучению и развитию. Актуальной проблемой является поиск методов обучения, способствующих повышению творческой активности, мотивации учащихся, развитию навыков самостоятельного решения учебных и жизненных трудностей.
Развитие современной системы образования тесно связано с активным внедрением достижений информационных технологий в процесс обучения. Особенно это касается новых форм и средств обучения, основанных на использовании информационных и телекоммуникационных технологий. Соответствующие положения нашли отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1], в документе «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ» [2], в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования педагогических специальностей [3].
Многие направления развития образования в стране, отмеченные как приоритетные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года [4], прямо или косвенно связаны с использованием информационных технологий для разработки качественно нового вида методических образовательных ресурсов - электронных ресурсов.
Идея реализации содержания учебной дисциплины в рамках электронных учебно-методических комплексов не является новой. В российской педагогике она находит свои истоки в работах В.П. Беспалько и других исследователей [5]. С развитием средств обучения, в частности компьютерных, приверженцами идеи создания электронных учебно-методических комплексов на информационной основе стали П.И. Образцов [6], И.В. Роберт и другие ученые [7].
При создании методического обеспечения в профессиональном творческом поиске находится каждый преподаватель, совершает свои педагогические открытия, стремится отобрать наиболее эффективные методы и приемы продуктивной деятельности, которые способствуют личностному развитию.
Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество образовательного процесса существенно повышается, если его методическое обеспечение осуществляется системно и на высоком уровне.
Разработка и использование методического обеспечения в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и учащихся.
Практика показывает, что создание оптимального комплекса мультимедийного обеспечения образовательного процесса - весьма сложная и трудоемкая задача. В научной литературе имеются различные подходы к разработке методического обеспечения учебных дисциплин. Между тем эти вопросы до настоящего времени не в полной мере разработаны в теоретическом плане. В педагогической и методической литературе еще нет единого понимания состава и содержания методического обеспечения. В настоящее время в педагогической науке проблеме разработки методического обеспечения посвящены многие исследования (Березовин Н. А.[8], Алеева Ю.В. [9], Новиков А. М. [10] и другие).
Предпринимаются попытки создания методического обеспечения, формирующего совокупность знаний и умений. Однако отсутствуют исследования, посвященные проблемам разработки методического обеспечения учебной деятельности студентов.
Для разработки методического обеспечения учебной деятельности студентов мы опирались на работы В.И. Загвезинского[11], Т.В.Габай [12], М.В. Гамезо [13]. Определение понятия образовательных электронных изданий и ресурсов предлагались в работах С.Б.Ступиной [14], Т.С.Панина [15] и других исследователей.
Чрезвычайно важны вопросы определения места электронных учебно-методических комплексов в преподавании учебного курса. Они были рассмотрены в работах С.Б.Ступиной [14], Т.С.Панина [15] и ряда других авторов. Перечисленные работы имеют важное теоретическое и практическое значение. Разработка методического обеспечения должна учитывать теоретические основы воспитательного процесса студентов в ВУЗе.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена потребностью в разработке методического обеспечения дисциплины «Физика информационных технологий», методических подходов к созданию электронных учебно-методических комплексов и их эффективном применении в учебном процессе.
Цель работы: разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Физика информационных технологий».
В качестве объекта нашего исследования мы рассматривали учебный процесс по дисциплине «Физика информационных технологий».
Предметом нашего исследования выступает учебно-методическое обеспечение дисциплины «Физика информационных технологий».
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать специфику учебного процесса по дисциплине «Физика информационных технологий».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины «Физика информационных технологий»
3) Обосновать и разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины.
4) Разработать мультимедийное обеспечение дисциплины «Физика информационных технологий».
5) Апробировать разработанное учебно-методическое обеспечение дисциплины «Физика информационных технологий».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Решая первую задачу дипломной работы, мы определили особенности организации учебного процесса по дисциплине «Физика информационных технологий».
Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
Целями изучения дисциплины «Физика информационных технологий» являются: моделирование принципа работы мультимедийных устройств на основе знаний по физике.
Согласно Государственному образовательному стандарту специальности 050500 - «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)», дисциплина «Физика информационных технологий» является одной из составляющих федерального компонента цикла дисциплин отраслевой подготовки.
Формируемые компетенции:
- способность выявлять естественно научную сущность проблем возникающих в ходе профессионально педагогической деятельности (ОПК- 2);
- способность к когнитивной деятельности (ОПК-6).
Нами рассмотрено понятие «Методическое обеспечение». В нашей работе, мы придерживаемся мнения П.И.Образцова.
Методическое обеспечение - это система взаимодействия методиста с педагогическими кадрами, включающая, помимо методического оснащения (программы, методические разработки, дидактические пособия), такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива); апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров; совместный анализ качества деятельности и ее результатов (П. И. Образцова).
В рамках этой работы мы разработали методическое обеспечение по дисциплине «Физика информационных технологий».
Мы изучили и проанализировали государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)», а также учебный план этой специальности.
На основе этого была составлена учебная программа дисциплины «Физика информационных технологий», направленная на развитие профессиональной мотивации студентов.
Мы разработали методическое обеспечение лекционных, практических и контрольных занятий, представленных в виде тестовых заданий.
Методическая разработка лекционного занятия по теме «Квантовые свойства света. Фотоэффект» представляет собой методические рекомендации по проведению лекции.
Методическая разработка практического занятия по теме «Разновидности принтеров и сканеров» представляет собой методические рекомендации по проведению практики.
Методическая разработка итогового занятия представляет собой методические рекомендации по проведению контрольного занятия, направленного на проверку усвоенных знаний, и представлено занятие в виде тестовых заданий.
Методическое обеспечение разработано на основе педагогических технологий. Мы рассмотрели определение педагогических технологий, за ведущее взяли определение. Беспалько В.П.
Педагогические технологии - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели (В.П.Беспалько).
В педагогической литературе представлено несколько классификаций педагогических технологий - В. Т. Фоменко, Т. Н. Шамовой и Т. М. Давыденко, В.П. Беспалько и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко.
Нами рассмотрено описание классификационных групп, составленное Г. К. Селевко.
Г. К. Селевко отмечает, что не существует таких моно технологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна.
Из предложенных критериев целями нашей работы соответствует критерий классификации педагогической технологии по преобладающим методам и способам обучения.
Рассмотрены некоторые педагогические технологии, применение которых может быть эффективным в преподавании дисциплины «Физика информационных технлогий», такие как, проектная, проблемная, игровая, информационная технологии.
На основе рассмотрения сущности педагогических технологий можем заключить следующее:
Все рассмотренные нами педагогические технологии используются в преподавании дисциплины «Физика информационных технологий». Выбор педагогической технологии зависит уже от конкретных ситуаций, например, какое это будет обучение: аудиторное или внеурочное; от количества участников учебного процесса: индивидуальное или групповое (коллективное); от поставленных целей обучения: развить навыки коллективной работы (является неотъемлемой частью самопознания) или же развить индивидуальные качества учащегося.
Нами было выявлено, что на сегодняшний день, проблема создания методического обеспечения очень актуальна. Методическое обеспечение по дисциплине строится на рабочей программе.
Разработка рабочей программы подразумевает проведение анализа государственного образовательного стандарта ВО по направлению профессиональное обучение и учебного плана по данной специальности. Из государственного стандарта нами были взяты компетенции, формируемые во время обучения у студентов.
Из учебного плана нами была взята общая нагрузка, последовательность изучения дисциплин, фонд учебного времени для каждой дисциплины, распределение его по видам учебной работы, формы промежуточного и итогового контроля знаний студентов.
В рамках этой дипломной работы мы разработали методическое обеспечение по дисциплине «Физика информационных технологий».
На основе этого была составлена учебная программа дисциплины «Физика информационных технологий», направленная на развитие профессиональной мотивации студентов.
Мы изучили и проанализировали государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)», а также учебный план этой специальности.
Мы разработали методическое обеспечение лекционных, практических и итоговых занятий, представленных в виде тестовых заданий.
Проанализированы формы, способы использования информационной технологии как объяснительно - иллюстративного метода обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти; а также технические и программные, специализированные средства информационные технологии и возможности их использования на уроках информатики.
Решая третью задачу, мы обосновали и разработали инструментальную оболочку Moodle.
Электронный курс по дисциплине «Физика информационных технологий», разработанный с помощью инструментальной среды Moodle
содержит ориентационную, информационную, диагностическую и рефлексивную части. Весь материал представлен доступным и понятным способом. Данный электронный курс выполнен в соответствии с данными принципами, предъявляемыми к разработке мультимедийных средств. В основе разработанной нами инстументальной оболочки Moodle, по дисциплине «Физика информационных технологий» лежат следующие дидактические принципы: научности содержания, доступности,
систематичности и последовательности обучения, компьютерной визуализации учебной информации, сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого, прочности усвоения результатов обучения, развития интеллектуального потенциала.
Другие дидактические принципы будут реализованы в дальнейшем, после наполнения содержанием инструментальной оболочки Moodle. В основе разработанной нами инструментальной оболочки Moodle по дисциплине «Физика информационных технологий» лежат следующие дидактические принципы: научности содержания, доступности, систематичности и последовательности обучения, компьютерной визуализации учебной информации, сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого, прочности усвоения результатов обучения, развития интеллектуального потенциала. Другие дидактические принципы будут реализованы в дальнейшем, после наполнения содержанием инструментальной оболочки Moodle.
Для решения четвертой задачи, в рамках нашего исследования был проведен эксперимент, целью которого являлось выявление соответствия дидактическим принципам дистанционного курса, апробация и констатация результатов.
Респондентам (студентам группы ФО-14-01 «Профессиональное обучение») выдавалась электронная анкета, содержащая вопросы, направленные на соблюдение дидактических принципов разработки дистанционного курса.
В ходе анализа ответов студентов можно сделать вывод о том, что разработанный электронный курс по дисциплине «Физика информационных технологий» удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к разработке дистанционных курсов. Ее использование в процессе преподавания дисциплины «Физика информационных технологий» является педагогически обоснованным, поскольку дистанционный курс прост в использовании, не требует больших возможностей от техники, рассчитан на студентов с любым уровнем подготовки.



1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: - Режим доступа:http: //zakon-ob-obrazovanii.ru
2 Решение коллегии Минобразования РФ от 4.11.2004 N ПК-5 «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации».
3 Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) / Мин. Образования РФ. М.: 2014.
- 20 с.
4 Национальная доктрина образования в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://fbg.herzen.spb.ru/images/doc/normdok/edu/doktredurf.doc
5 Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров
[Электронный ресурс]:- Режим доступа:
http://mirznanii.eom/a/281488/bespalko-vladimir-pavlovich
6 Образцов, П.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. [Электронный ресурс] Курс лекций / П. И. Образцов.- М,
2009. - Режим доступа:http://www.twirpx.com/file/36837/
7 Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / Учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с
8 Березовин, Н. А. Педагогика высшей школы: теория. Хрестоматийные тексты. Творческие задания: учеб.-метод, пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов: в 3 ч / Н. А. Березовин, О. Л. Жук, Н. А. Цырельчук. -Минск: МГВРК, 2013. - 285с.
9 Алеева, Ю. В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов. Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю.В. Алеева. - 2012. - 314 с.
10 Новиков, А. М. О предмете педагогики / Педагогика: А. М. Новиков. - М.: 2012. - 8-15 с
11 Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: Профессионализм педагога/ В. И. Загвязинский. -3-е изд., стер. -М. : Академия, 2014. - 85с.
12 Габай, Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Т.В. Габай. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2012. - 240 с.
13 Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - 2-е изд. Педагогическое общество России.- М:, 2014. - 212 с.
14 Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : уч. - метод. пособ. / С.П. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. - 52 с.
15 Панина, Т. С. Современные способы обучения: учеб. пособие для студентов. высш. учеб заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной - М.: Академия, 2011. - 126с
16 Лернер, И.Я. Процесс обучения [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=752008.
17 Монахов, В.М. Педагогическая технологиям [Электронный ресурс]:
- Режим доступа: http: //pandia.ru/text/80/106/10880.php
18 Полонский, В.М Педагогическая технология [Электронный ресурс]:
- Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1723205/
19 Педагогические технологии в образовательном процессе [Электронный ресурс]: - Режим доступа:https://infourok.ru/pedagogicheskie-tehnologii-v-obrazovatelnom-processe-v-spo-413772.html
20 Фоменко, В.Т Классификация педагогических технологий
[Электронный ресурс]:2010г - Режим
доступа: http: //900igr.net/prezentacij a/pedago gika/klassifikatsij a-pedagogicheskikh-tekhnologij-179254/klassifikatsija-pedagogicheskikh-tekhnologij -po-v.t. -fomenko-21.html
21 Технология проектного обучения (по книге Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2011. - С. 271-286.). 2010. - Режим доступа: http: //wikkai .narod.ru/index/0-27
22 Селевко, Г.К Классификации педагогических технологий
[Электронный ресурс]: - Режим
доступа:http://studbooks.net/1861255/pedagogika/klassifikatsii_ pedagogicheskihtehnologiy
23 Петренко, Е.А Метод проектов [Электронный ресурс]: 2010 -
Режим доступа:- Режим доступа:
https://ds03.infourok.ru/uploads/doc/04cd/000079fc-cdc2be34.doc
24 Пахомова, Н.Ю Проектное обучение [Электронный ресурс]: 2009 - Режим доступа:https://sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/pahomova-n-u-proektnoe-obucenie—cto-eto
25 Полат,Е.С. Основные требования к использованию технологии проектного обучения [Электронный ресурс]: 2010 -Режим доступа: https://infourok.ru/osnovnie-trebovaniya-k-ispolzovaniyu-metoda-proektov-na-urokah-inostrannogo-yazika-1471187.html
26 Семенков,О.И. Информационная технология [Электронный
ресурс]:- Режим
доступа: http://otherreferats.allbest.ru/programming/00120892_0.html
27 Свойства информационных технологий. 2013. - Режим доступа: http: //www.studfiles. ru/preview/5645560/page: 3/
28 Классификация информационных технологий. 2009. - Режим
доступа: https://xreferat.com/33/285-1-klassificiya-informacionnyh-
tehnologiiy.html
29 Виды информационных технологий. 2009. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4034173/
30 Толковый словарь Ожегова С. И Режим доступа: http://www.ozhegov.org
31 Нормативная и учебно-методическая документация в системе учебно-методического обеспечения образовательного процесса. 2011. - Режим доступа:https://infourok.ru/material.html?mid=38466
32 Положение об УМО СФУ [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/docs/9075/pdf/42695
33 Образовательная программа [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://trudno-deti.ru/bally-ege-dlya-postupleniya/shpargalka-pedagogika/obrazovatelnaya-i-uchebnye-programmy/
34 Виды учебной, учебно-методической литературы в вузе
[Электронный ресурс]: 2009г - Режим доступа:
http: //pandia.ru/text/79/112/22486. php
35 Методические особенности подготовки и проведения лекций. 2015г.Режим доступа:http: //otherreferats. allbest.ru/pedago gics/00624077_0 .html
36 Методы и средства обучения ИТ. 2013. - Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-metodi-i-sredstva-obucheniya-ikt-572296.html
37 Основные Требования К Проведению Лекции. 2015г. Режим доступа:http://docs.likenul.com/docs/index-21176.html
38 Виды лекций 2016г. Режим доступа:
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00631377_0.html
39 Методы обучения в ВУЗе 2016г. Режим доступа: http: //www.newreferat.com/ref-47845-5. html
40 Технологии обучения. 2009г. Режим доступа:
http://www.newreferat.com/ref-47990-6.html
41 Требования к вопросам проблемной лекции 2016г. Режим доступа: http: //allrefs .net/c12/42yv5/p2/
42 Палагута,Т. А. Методические материалы по организации и проведению лабораторных и практических занятий 2014г. Режим доступа: http://katk46.ru/documents/metod_schkatulka/metod_text/metod_1.pdf
43 Цели практических занятий. 2010г. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2975275/page: 67/
44 Волновые эффекты: дифракция света[Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.syl.ru/article/141277/mod_volnovyie-effektyi-difraktsiya-sveta
45 Принтеры и сканеры, их виды и характеристики [Электронный ресурс]- Режим доступа:http: //www.neumeka.ru/printer.html
46 Рассеивающая и собирающая линзы [Электронный доступ]: -
Режим доступа: http://fb.ru/article/252769/linzyi-vidyi-linz-fizika-vidyi-
sobirayuschih-opticheskih-rasseivayuschih-linz-kak-opredelit-vid-linzyi
47 Контрольные работы в вузах. 2016г. Режим доступа: http: //matemonline.com/2014/10/chto-takoe-kontrolnaj a-rabota/
48 Методика подготовки и проведения различных форм занятий. 2015г. Режим доступа:http://pandia.ru/text/80/058/41049.php
49 Методика планирования, подготовки и проведения занятий 2015г.
Режим доступа: http: //nsportal .ru/shkola/dopolnitelnoe-
obrazovanie/library/2014/09/18/metodika-planirovaniya-podgotovki-i-provedeniya
50 Использование мультимедийных средств обучения при организации
уроков. 2012г. Режим
доступа: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00253804_0.html
51 Принципы системного внедрения компьютеров в учебный процесс.
2010. Режим доступа: http://900igr.net/prezentatsii/informatika/Novye-informatsionnye-tekhnologii/006-Printsipy-sistemnogo-vnedrenija-kompjuterov-v-uchebnyj-protsess.html
52 Критерии оценки качества ППС. 2012г. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2975426/page: 4/
53 Горлушкина, Н. Н. Педагогические программные средства. 2014г. Режим доступа:http: //linx3 .narod.ru/trud2/Gorkushkina. htm
54 Теоретические основы создания и использования программных
средств учебного назначения. 2012г. Режим доступа:
http://www. studfiles.ru/preview/3568017/page :3/
55 Разработка педагогического сценария. 2010г. Режим доступа: http: //www.ict.edu.ru/ft/003620/1. html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ