Личностное самоопределение обучающихся 5-6-х классов с использованием элементов фототерапии
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические предпосылки личностного самоопределения 6
обучающихся 5-6-х классов с использованием элементов фототерапии 6
1.1. Личностное самоопределение обучающихся как педагогическое понятие 6
1.2. Особенности развития идентичности у обучающихся 5-6-х классов
как основы развития их личностного самоопределения 13
1.3. Методические возможности использования элементов_ фототерапии
для личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов 20
2. Практика личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов с
использованием элементов фототерапии (на примере 5 «В» класса МБОУ «Средней школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Красноярска) 30
2.1. Внеурочные занятия по созданию электронного фотоальбома 30
для личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов 30
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 39
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 61
ПРИЛОЖЕНИЕ В 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 77
1. Теоретические предпосылки личностного самоопределения 6
обучающихся 5-6-х классов с использованием элементов фототерапии 6
1.1. Личностное самоопределение обучающихся как педагогическое понятие 6
1.2. Особенности развития идентичности у обучающихся 5-6-х классов
как основы развития их личностного самоопределения 13
1.3. Методические возможности использования элементов_ фототерапии
для личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов 20
2. Практика личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов с
использованием элементов фототерапии (на примере 5 «В» класса МБОУ «Средней школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Красноярска) 30
2.1. Внеурочные занятия по созданию электронного фотоальбома 30
для личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов 30
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 39
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 61
ПРИЛОЖЕНИЕ В 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 77
Актуальность исследования определяется Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, который включают в себя требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы. ФГОС ориентирован на достижение не только предметных, но личностных результатов. Личностные результаты освоения образовательной программы основного общего образования включают готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. Формирование личностного самоопределения обучающихся является одной из основополагающих задач образовательно-воспитательного процесса [1].
Формированию личностного самоопределения посвящены работы таких авторов, как С.Л. Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, Н.С. Пряжников, А.К. Маркова, Г.Крайг и др.
В подростковом возрасте формирование личностного самоопределения играют решающую роль, т.к. подростковый возраст, является одним из самых кризисных периодов взросления. Особенностью младшего подросткового возраста 12-13 лет является не только психофизиологические новообразования, но и самовосприятие, самонаблюдение, познание внутренней действительности, переживаний и обостренное стремление к осмыслению своего «Я», появляется потребность в самовосприятии. Характерны переживания, связанные с отношением к себе и к собственной личности, появляется стремление познания себя, а также стремление осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать настоящее, утвердить и понять самого себя, быть и считать себя взрослым. Взрослость в данном случае проявляется через самосознание и может стать основным, структурным центром личности. В конечном итоге подросток стремится найти ответы на вопросы, «Какой я?» и «Каким я могу стать в будущем?». Также, появляется потребность в признании и стремлении к самоутверждению.
Нельзя обойти еще одну проблему современных подростков, плавно вытекающую из проблемы личностного самоопределения в подростковом возрасте. В настоящее время, в связи с популярностью фотоискусства и фотографии в целом, подростки часто выбирают в качестве средства самореализации и самоутверждения различные социальные сети, такие как ВКонтакте, Instagram и мн.др, что не безопасно, т.к. некоторые субъекты могут использовать фотографии в своих целях, тем более, если под фото указа геолокация. На наш взгляд, эффективным и безопасным средством самопознания и самоутверждения может стать фототерапия. Нам представляется, что использование элементов фототерапии может способствовать не только познанию себя, формированию своего образа «Я», коррекции самооценки, но и осознать ответственность, с которой необходимо подходить к публикации своих фото в социальных сетях.
Цель исследования: обосновать и разработать внеурочные занятия, направленные на развитие личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов с использованием элементов фототерапии, проверить их результативность их применения.
Объект исследования: внеурочная деятельность обучающихся 5-6-х классов общеобразовательной организации
Предмет исследования: внеурочные занятия с использованием элементов фототерапии, направленные на развитие личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов
Гипотеза: внеурочные занятия с использование элементов фототерапии способствуют личностному самоопределению обучающихся 5¬
6- х классов, если в них организуются действия обучающихся, направленные на:
a. фокусировку внимания на собственном облике при создании фотографических образов;
b. развитие способности к осознанному восприятию создаваемых фотографических образов;
c. коррекцию Я-концепции при обсуждении фотографических образов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
a. Раскрыть теоретические предпосылки личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов;
b. Определить методические возможности использования элементов фототерапии для личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов;
c. Разработать серию внеурочных занятий с использованием элементов фототерапии, направленных на развитие личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов;
d. Оценить результативность реализации разработанных внеурочных занятий в опытно-экспериментальной работе.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; опытно-экспериментальная работа, включающая занятия по формированию личностного самоопределения, констатирующую и итоговую диагностику; математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.
База опытно-экспериментальной работы: МБОУ «Средняя школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Красноярска
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.
Формированию личностного самоопределения посвящены работы таких авторов, как С.Л. Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, Н.С. Пряжников, А.К. Маркова, Г.Крайг и др.
В подростковом возрасте формирование личностного самоопределения играют решающую роль, т.к. подростковый возраст, является одним из самых кризисных периодов взросления. Особенностью младшего подросткового возраста 12-13 лет является не только психофизиологические новообразования, но и самовосприятие, самонаблюдение, познание внутренней действительности, переживаний и обостренное стремление к осмыслению своего «Я», появляется потребность в самовосприятии. Характерны переживания, связанные с отношением к себе и к собственной личности, появляется стремление познания себя, а также стремление осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать настоящее, утвердить и понять самого себя, быть и считать себя взрослым. Взрослость в данном случае проявляется через самосознание и может стать основным, структурным центром личности. В конечном итоге подросток стремится найти ответы на вопросы, «Какой я?» и «Каким я могу стать в будущем?». Также, появляется потребность в признании и стремлении к самоутверждению.
Нельзя обойти еще одну проблему современных подростков, плавно вытекающую из проблемы личностного самоопределения в подростковом возрасте. В настоящее время, в связи с популярностью фотоискусства и фотографии в целом, подростки часто выбирают в качестве средства самореализации и самоутверждения различные социальные сети, такие как ВКонтакте, Instagram и мн.др, что не безопасно, т.к. некоторые субъекты могут использовать фотографии в своих целях, тем более, если под фото указа геолокация. На наш взгляд, эффективным и безопасным средством самопознания и самоутверждения может стать фототерапия. Нам представляется, что использование элементов фототерапии может способствовать не только познанию себя, формированию своего образа «Я», коррекции самооценки, но и осознать ответственность, с которой необходимо подходить к публикации своих фото в социальных сетях.
Цель исследования: обосновать и разработать внеурочные занятия, направленные на развитие личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов с использованием элементов фототерапии, проверить их результативность их применения.
Объект исследования: внеурочная деятельность обучающихся 5-6-х классов общеобразовательной организации
Предмет исследования: внеурочные занятия с использованием элементов фототерапии, направленные на развитие личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов
Гипотеза: внеурочные занятия с использование элементов фототерапии способствуют личностному самоопределению обучающихся 5¬
6- х классов, если в них организуются действия обучающихся, направленные на:
a. фокусировку внимания на собственном облике при создании фотографических образов;
b. развитие способности к осознанному восприятию создаваемых фотографических образов;
c. коррекцию Я-концепции при обсуждении фотографических образов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
a. Раскрыть теоретические предпосылки личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов;
b. Определить методические возможности использования элементов фототерапии для личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов;
c. Разработать серию внеурочных занятий с использованием элементов фототерапии, направленных на развитие личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов;
d. Оценить результативность реализации разработанных внеурочных занятий в опытно-экспериментальной работе.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; опытно-экспериментальная работа, включающая занятия по формированию личностного самоопределения, констатирующую и итоговую диагностику; математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.
База опытно-экспериментальной работы: МБОУ «Средняя школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Красноярска
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.
Личностное самоопределение обучающихся 5-6-х классов играет немаловажную роль, т.к. именно в этом возрасте у подростков появляется стремление к самоанализу, самонаблюдению, к осмыслению своей индивидуальности. Результатом личностного самоопределения в данном возрасте является обретение идентичности, которая заключается в уникальности, неповторимости, сформированном «Образе Я» и адекватном самоотношении.
На наш взгляд, развитие личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов в данном возрасте, возможно с использованием элементов фототерапии, которые помогут сфокусировать внимание подростков на собственном образе, развить способность к осознанному восприятию создаваемых образов и скорректировать Я-концепцию.
Использование элементов фототерапии в работе с подростками способствует гармонизации личности, через самовыражение и самопознание.
Целью нашего исследования выступало обоснование и разработка внеурочных занятий, направленных на развитие личностного самоопределения учащихся 5-6-х классов с использованием элементов фототерапии.
Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач.
В работе выявлены теоретические предпосылки формирования личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов, а также определены критерии готовности к личностному самоопределению обучающихся данного возраста. Нами обоснована целесообразность и эффективность применения элементов фототерапии для формирования личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов, организован процесс формирования личностного самоопределения, который включает в себя блок занятий с учетом особенностей обучающихся данного возраста.
Результаты исследования показали, что у 27% обучающихся 5 «В» класса низкий уровень самоотношения, а у 18% - предельно низкий уровень самоотношения. Именно с этими учащимися и была проведена коррекционно-развивающая работа.
Эти результаты свидетельствуют о том, что личностное обучающихся 5-6-х классов сформировано недостаточно.
Это послужило основанием для проведения внеурочных занятий по формированию личностного самоопределения, где на практике были применены элементы фототерапии.
В организации внеурочных занятий для обучающихся 5 «В» класса в целях формирования личностного самоопределения нами использовались: фотоаппарат, бумага, цветные карандаши и фломастеры, принтер, ПК и т.д.)
Использование элементов фототерапии во внеурочной деятельности способствовало творческому и личностному развитию, самостоятельности и ответственности, а также дисциплинированности и уважению друг друга.
Результаты контрольной диагностики показали, что поведение учащихся стало более уверенным и активным. Это проявлялось в инициативности и раскрепощенности учащихся, свободном выражении собственных чувств и своего мнения, повышением эмоционального состояния и мн.др.
Подтверждением положительных результатов являются приведенные в дипломной работе данные, выраженные в таблицах диаграммах. Таким образом, в работе подвержена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
Теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа показали, что элементы фототерапии являются эффективным средством формирования личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов.
На наш взгляд, развитие личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов в данном возрасте, возможно с использованием элементов фототерапии, которые помогут сфокусировать внимание подростков на собственном образе, развить способность к осознанному восприятию создаваемых образов и скорректировать Я-концепцию.
Использование элементов фототерапии в работе с подростками способствует гармонизации личности, через самовыражение и самопознание.
Целью нашего исследования выступало обоснование и разработка внеурочных занятий, направленных на развитие личностного самоопределения учащихся 5-6-х классов с использованием элементов фототерапии.
Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач.
В работе выявлены теоретические предпосылки формирования личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов, а также определены критерии готовности к личностному самоопределению обучающихся данного возраста. Нами обоснована целесообразность и эффективность применения элементов фототерапии для формирования личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов, организован процесс формирования личностного самоопределения, который включает в себя блок занятий с учетом особенностей обучающихся данного возраста.
Результаты исследования показали, что у 27% обучающихся 5 «В» класса низкий уровень самоотношения, а у 18% - предельно низкий уровень самоотношения. Именно с этими учащимися и была проведена коррекционно-развивающая работа.
Эти результаты свидетельствуют о том, что личностное обучающихся 5-6-х классов сформировано недостаточно.
Это послужило основанием для проведения внеурочных занятий по формированию личностного самоопределения, где на практике были применены элементы фототерапии.
В организации внеурочных занятий для обучающихся 5 «В» класса в целях формирования личностного самоопределения нами использовались: фотоаппарат, бумага, цветные карандаши и фломастеры, принтер, ПК и т.д.)
Использование элементов фототерапии во внеурочной деятельности способствовало творческому и личностному развитию, самостоятельности и ответственности, а также дисциплинированности и уважению друг друга.
Результаты контрольной диагностики показали, что поведение учащихся стало более уверенным и активным. Это проявлялось в инициативности и раскрепощенности учащихся, свободном выражении собственных чувств и своего мнения, повышением эмоционального состояния и мн.др.
Подтверждением положительных результатов являются приведенные в дипломной работе данные, выраженные в таблицах диаграммах. Таким образом, в работе подвержена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
Теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа показали, что элементы фототерапии являются эффективным средством формирования личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов.
Подобные работы
- Личностное самоопределение обучающихся 5-6-х классов с
использованием элементов фототерапии
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Организация социальной адаптации молодых инвалидов (на примере Алтайского государственного университета)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018



