Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностное самоопределение обучающихся 5-6-х классов с использованием элементов фототерапии

Работа №27329

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
420
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические предпосылки личностного самоопределения 6
обучающихся 5-6-х классов с использованием элементов фототерапии 6
1.1. Личностное самоопределение обучающихся как педагогическое понятие 6
1.2. Особенности развития идентичности у обучающихся 5-6-х классов
как основы развития их личностного самоопределения 13
1.3. Методические возможности использования элементов_ фототерапии
для личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов 20
2. Практика личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов с
использованием элементов фототерапии (на примере 5 «В» класса МБОУ «Средней школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Красноярска) 30
2.1. Внеурочные занятия по созданию электронного фотоальбома 30
для личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов 30
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 39
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 61
ПРИЛОЖЕНИЕ В 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 77


Актуальность исследования определяется Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, который включают в себя требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы. ФГОС ориентирован на достижение не только предметных, но личностных результатов. Личностные результаты освоения образовательной программы основного общего образования включают готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. Формирование личностного самоопределения обучающихся является одной из основополагающих задач образовательно-воспитательного процесса [1].
Формированию личностного самоопределения посвящены работы таких авторов, как С.Л. Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, Н.С. Пряжников, А.К. Маркова, Г.Крайг и др.
В подростковом возрасте формирование личностного самоопределения играют решающую роль, т.к. подростковый возраст, является одним из самых кризисных периодов взросления. Особенностью младшего подросткового возраста 12-13 лет является не только психофизиологические новообразования, но и самовосприятие, самонаблюдение, познание внутренней действительности, переживаний и обостренное стремление к осмыслению своего «Я», появляется потребность в самовосприятии. Характерны переживания, связанные с отношением к себе и к собственной личности, появляется стремление познания себя, а также стремление осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать настоящее, утвердить и понять самого себя, быть и считать себя взрослым. Взрослость в данном случае проявляется через самосознание и может стать основным, структурным центром личности. В конечном итоге подросток стремится найти ответы на вопросы, «Какой я?» и «Каким я могу стать в будущем?». Также, появляется потребность в признании и стремлении к самоутверждению.
Нельзя обойти еще одну проблему современных подростков, плавно вытекающую из проблемы личностного самоопределения в подростковом возрасте. В настоящее время, в связи с популярностью фотоискусства и фотографии в целом, подростки часто выбирают в качестве средства самореализации и самоутверждения различные социальные сети, такие как ВКонтакте, Instagram и мн.др, что не безопасно, т.к. некоторые субъекты могут использовать фотографии в своих целях, тем более, если под фото указа геолокация. На наш взгляд, эффективным и безопасным средством самопознания и самоутверждения может стать фототерапия. Нам представляется, что использование элементов фототерапии может способствовать не только познанию себя, формированию своего образа «Я», коррекции самооценки, но и осознать ответственность, с которой необходимо подходить к публикации своих фото в социальных сетях.
Цель исследования: обосновать и разработать внеурочные занятия, направленные на развитие личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов с использованием элементов фототерапии, проверить их результативность их применения.
Объект исследования: внеурочная деятельность обучающихся 5-6-х классов общеобразовательной организации
Предмет исследования: внеурочные занятия с использованием элементов фототерапии, направленные на развитие личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов
Гипотеза: внеурочные занятия с использование элементов фототерапии способствуют личностному самоопределению обучающихся 5¬
6- х классов, если в них организуются действия обучающихся, направленные на:
a. фокусировку внимания на собственном облике при создании фотографических образов;
b. развитие способности к осознанному восприятию создаваемых фотографических образов;
c. коррекцию Я-концепции при обсуждении фотографических образов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
a. Раскрыть теоретические предпосылки личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов;
b. Определить методические возможности использования элементов фототерапии для личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов;
c. Разработать серию внеурочных занятий с использованием элементов фототерапии, направленных на развитие личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов;
d. Оценить результативность реализации разработанных внеурочных занятий в опытно-экспериментальной работе.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; опытно-экспериментальная работа, включающая занятия по формированию личностного самоопределения, констатирующую и итоговую диагностику; математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.
База опытно-экспериментальной работы: МБОУ «Средняя школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Красноярска
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Личностное самоопределение обучающихся 5-6-х классов играет немаловажную роль, т.к. именно в этом возрасте у подростков появляется стремление к самоанализу, самонаблюдению, к осмыслению своей индивидуальности. Результатом личностного самоопределения в данном возрасте является обретение идентичности, которая заключается в уникальности, неповторимости, сформированном «Образе Я» и адекватном самоотношении.
На наш взгляд, развитие личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов в данном возрасте, возможно с использованием элементов фототерапии, которые помогут сфокусировать внимание подростков на собственном образе, развить способность к осознанному восприятию создаваемых образов и скорректировать Я-концепцию.
Использование элементов фототерапии в работе с подростками способствует гармонизации личности, через самовыражение и самопознание.
Целью нашего исследования выступало обоснование и разработка внеурочных занятий, направленных на развитие личностного самоопределения учащихся 5-6-х классов с использованием элементов фототерапии.
Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач.
В работе выявлены теоретические предпосылки формирования личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов, а также определены критерии готовности к личностному самоопределению обучающихся данного возраста. Нами обоснована целесообразность и эффективность применения элементов фототерапии для формирования личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов, организован процесс формирования личностного самоопределения, который включает в себя блок занятий с учетом особенностей обучающихся данного возраста.
Результаты исследования показали, что у 27% обучающихся 5 «В» класса низкий уровень самоотношения, а у 18% - предельно низкий уровень самоотношения. Именно с этими учащимися и была проведена коррекционно-развивающая работа.
Эти результаты свидетельствуют о том, что личностное обучающихся 5-6-х классов сформировано недостаточно.
Это послужило основанием для проведения внеурочных занятий по формированию личностного самоопределения, где на практике были применены элементы фототерапии.
В организации внеурочных занятий для обучающихся 5 «В» класса в целях формирования личностного самоопределения нами использовались: фотоаппарат, бумага, цветные карандаши и фломастеры, принтер, ПК и т.д.)
Использование элементов фототерапии во внеурочной деятельности способствовало творческому и личностному развитию, самостоятельности и ответственности, а также дисциплинированности и уважению друг друга.
Результаты контрольной диагностики показали, что поведение учащихся стало более уверенным и активным. Это проявлялось в инициативности и раскрепощенности учащихся, свободном выражении собственных чувств и своего мнения, повышением эмоционального состояния и мн.др.
Подтверждением положительных результатов являются приведенные в дипломной работе данные, выраженные в таблицах диаграммах. Таким образом, в работе подвержена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
Теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа показали, что элементы фототерапии являются эффективным средством формирования личностного самоопределения обучающихся 5-6-х классов.



1. Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — 74-76 с.
2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федер. закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ ред. от 13.07.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888
3. Данилова, О. Р. Феномен личностного самоопределения: постановка вопроса в науке / О. Р. Данилова // Успехи современной науки и образования. - 2016. - № 12 -32-37 с.
4. Антонова, Н. В. Самоопределение как механизм развития идентичности / Н. В. Антонова, В. В. Белоусова // Педагогика и психология образования. - 2011. - № 2-79-92 с.
5. Белоусова, В. В. Самоопределение студентов и школьников в сфере профессий, связанных с информационными технологиями : автореф. дис. ... канд. Психологических наук : 19.00.03 / Белоусова Виктория Викторовна. - Москва, 2007. - 24 с.
6. Гинзбург, М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. — 1988.— № 2. — С. 19.
7. Кузнецова, Л.Н. Школьная социализация и личностное самоопределение подростков/ Л.Н. Кузнецова // Наука и образование: современные тренды. - 2014. - № 6 - С.244-251
8. Оленева, Е. А. Динамика личностного самоопределения студентов- психологов : автореф. дис. ... канд. психологических наук : 19.00.07 / Оленева Екатерина Александровна. - Москва, 2007. - С.24.
9. Бадашкеев, М. В. Личностное самоопределение в зарубежной теории и практике [Текст] / М. В. Бадашкеев // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (9). — С. 25-26.
10. Буякас, Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. - 2002.- № 2. - С.28-39.
11. Патырбаева, К.В. Идентичность: социально-психологические и социально- философские аспекты: коллективная монография / К.В. Патырбаева, В.В. Козлов, Е.Ю. Мазур, Г.М. Конобеев, Д.В. Мазур, К. Марицас, М.И. Патырбаева; науч. ред. К.В. Патырбаева; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. - Пермь, 2012. - С.250.
12. Арутюнян, С. Ф. Идентичность: от теории к практике : монография / С. Ф. Арутюнян; под общ. ред. С. Ф. Арутюнян. - Ереван : Тигран Мец, 2010. - 236 с.
13. Муха, В.Н. Личностная и социальная идентичность: проблема соотношения /В. Н. Муха, В. А. Литовка // СБОРНИКИ КОНФЕРЕНЦИЙ НИЦ СОЦИОСФЕРА. - 2013. - № 6 - С.16-20
14. Сахарова, Ю. П. Особенности личностной идентичности у подростков (на примере коррекционной и общеобразовательной школы) / Ю. П. Сахарова, Е. А. Кукуев // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. - 2013. - № 1
15. Саидова, 3. X. Особенности самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте / 3. X. Саидова //Прорывные инновационные исследования. - 2016
16. Вдовина, С. А., Вдовина Е.А. Психолого-педагогическое содействие в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников // Концепт. - 2013. - №4 - С.1-6
17. Катеринина, А. А.Специфика личностного развития ребенка при переходе от младшего школьного к младшему подростковому возрасту / А. А. Катеринина //Актуальные вопросы современной науки. - 2012. - № 21-1 - С.135-145
18. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - Москва: Школа- Пресс, 1989. - 256 с.
19. Митрофанова, Е. А. Особенности Я-концепции в подростковом возрасте (в зависимости от возраста родителей) / Е. А. Митрофанова //Развитие человека в современном мире. - 2016.- С.272-281
20. Игошев, Б.М., Ларионова И.А., Байлук В.В. Самопознание и самопроектирование как условия самореализации личности / Б.М. Игошев // Самореализация личности в современном социуме. — 2012.— С. 204.
21. Жданова, С.Ю. Метод фотографии в познании индивидуальности человека / С.Ю. Жданова, Е.Ю.Власова// Вектор науки тольяттинского государственного университета. — 2012.— С. 76-79.
22. Копытин, А. И. Тренинг по фототерапии. - СПб.: Речь, 2003Кевац М.А. Фототерапия как инструмент психотерапии / М.А. Кевац // Консультативная психология и психотерапия. — 2015.— С. 117-126.
23. Афанасьева, М. Терапевтическая фотография как средство развития личности старшеклассника / М. Афанасьева, Е.М. Ершова // Ценности современного образования. — 2013.— С. 222.
24. Терапевтическая фотография как средство развития личности старшеклассника. Афанасьева М., Ершова. Е.М.
25. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : учеб. пособие / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - Москва: Просвещение, 2008. - 151 с.
26. Сильченкова, С.В. Формы и направления педагогического
сопровождения [Электронный ресурс] / С.В. Сильченкова //Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 10 - Режим доступа: http: //web.snauka.ru/ issues/2013/10/27827
27. Панина, С.В., Залуцкая С.Ю. Концептуальные подходы к педагогическому сопровождению личностного самоопределения старшеклассников в процессе литературного образования / С.В. Панина // Вестник ЯГУ. - 2006. - №4 - С.2-4
28.Овчинникова, И. С., Кобзева Н. А. Тренинг как технология активного обучения / И.С. Овчинникова //Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1239-1241


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ