Ролевая онлайн игра Classcraft как средство повышения мотивации шестиклассников на уроках информатики
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты повышения мотивации учащихся средней школы 6
1.1. Сущность и структура понятия «мотивация» 6
1.2. Ролевые игры в обучении 24
2. Особенности использования ролевой игры Classcraft
на уроках в средней школе 39
2.1. Анализ ролевой онлайн игры Classcraft 39
2.2. Апробация ролевой онлайн игры Classcraft на уроках информатики
в 6 классе 57
2.3. Методические рекомендации для учителей по использованию
онлайн игры Classcraft на уроках информатики в средней школе 70
Заключение 74
Список использованных источников 76
1. Теоретические аспекты повышения мотивации учащихся средней школы 6
1.1. Сущность и структура понятия «мотивация» 6
1.2. Ролевые игры в обучении 24
2. Особенности использования ролевой игры Classcraft
на уроках в средней школе 39
2.1. Анализ ролевой онлайн игры Classcraft 39
2.2. Апробация ролевой онлайн игры Classcraft на уроках информатики
в 6 классе 57
2.3. Методические рекомендации для учителей по использованию
онлайн игры Classcraft на уроках информатики в средней школе 70
Заключение 74
Список использованных источников 76
Главной целью становится развитие личности учащегося, его способности к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у учащихся знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным в обществе по окончанию школы. Центральной задачей учителя, воплощающего в своих уроках ФГОС — организовать деятельность учащихся так, чтобы у них появилось желание и стремление решать поставленные задачи и проблемы урока.
Результативность учебной деятельности в значительной степени определяется побуждающими ее мотивами. Высокий уровень мотивации учащихся в обучении является причиной активности и высокой успеваемости в обучении. Сегодня главной проблемой в области обучения и воспитания является демотивированность большей части школьников, из чего следует снижение показателей их обученности и воспитанности. В связи с этим в условиях современного образования одна из центральных проблем — необходимость формирования учебной мотивации учащихся в связи с резким снижением интереса к учебной деятельности и внутренней мотивации учения. По мнению И.Н. Осиповой и К.Н. Поливановой [3], анализ учебно¬воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях показывает, что в большинстве из них отсутствует целенаправленная деятельность по формированию мотивации школьников.
Определить тип мотивации и смысловой единицы учения для школьника — значит определить способы педагогического влияния, работы с этим школьником. У каждого ученика имеется некоторый уровень положительной мотивации к учению, на который можно будет опереться в
Также следует помнить, что современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Одно из приоритетных направлений процесса информатизации — информатизация образования, т.е. внедрение средств информационных технологий в систему образования. Информационные технологии являются действенным средством обучения, способным повысить его эффективность и мотивацию учащегося [4747].
Традиционные методы обучения в классноурочной системе не могут справиться с проблемой низкой мотивации учащихся, поэтому возрастает внимание к инновационным формам и методам обучения. К таким инновационным методам относятся игры, в том числе ролевые игры.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги и исследователи, такие как И. Хейзинг, С.А. Шацкий, Д.Б. Эльконин, В.А. Сухомлинский, обращали внимание на успешность применения игр в процессе обучения. Как показывают исследования, игра стимулирует состояние увлеченности, творческой инициативы и активности, формирует высокую мотивацию, благодаря чему происходит улучшение усвоения знаний, умений, а личное участие побуждает самостоятельно и ответственно принимать решения, что способствует формированию положительного отношения к учебе и усиливает мотивацию [5].
Таким образом, проблема исследования заключается в том, что ролевые игры как один из методов активного обучения не используются в школе для повышения мотивации обучающихся.
Цель исследования: обосновать повышение мотивации учащихся средней школы с помощью ролевой онлайн игры Classcraft.
Объект исследования: мотивация учащихся средней школы.
Предмет исследования: ролевая онлайн игра Classcraft как способ повышения мотивации учащихся средней школы.
1) на уроке Classcraft запущен в фоновом режиме;
2) существуют правила, которых необходимо придерживаться;
3) учащиеся создали своих персонажей и прокачивают их.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты мотивации обучающихся средней школы.
2. Проанализировать опыт использования ролевых игр в образовании.
3. Изучить ролевую онлайн игру Classcraft и апробировать ее на практике.
4. Разработать методические рекомендации для учителей по использованию онлайн игры Classcraft на уроках информатики в средней школе.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезны учителям средней школы в методическом плане. Разработанные методические рекомендации позволят внедрить в процесс обучения ролевую онлайн игру, которая будет способствовать увеличению вовлеченности школьников в образовательный процесс, повышению мотивации и организации учебного сотрудничества на уроке.
Результативность учебной деятельности в значительной степени определяется побуждающими ее мотивами. Высокий уровень мотивации учащихся в обучении является причиной активности и высокой успеваемости в обучении. Сегодня главной проблемой в области обучения и воспитания является демотивированность большей части школьников, из чего следует снижение показателей их обученности и воспитанности. В связи с этим в условиях современного образования одна из центральных проблем — необходимость формирования учебной мотивации учащихся в связи с резким снижением интереса к учебной деятельности и внутренней мотивации учения. По мнению И.Н. Осиповой и К.Н. Поливановой [3], анализ учебно¬воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях показывает, что в большинстве из них отсутствует целенаправленная деятельность по формированию мотивации школьников.
Определить тип мотивации и смысловой единицы учения для школьника — значит определить способы педагогического влияния, работы с этим школьником. У каждого ученика имеется некоторый уровень положительной мотивации к учению, на который можно будет опереться в
Также следует помнить, что современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Одно из приоритетных направлений процесса информатизации — информатизация образования, т.е. внедрение средств информационных технологий в систему образования. Информационные технологии являются действенным средством обучения, способным повысить его эффективность и мотивацию учащегося [4747].
Традиционные методы обучения в классноурочной системе не могут справиться с проблемой низкой мотивации учащихся, поэтому возрастает внимание к инновационным формам и методам обучения. К таким инновационным методам относятся игры, в том числе ролевые игры.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги и исследователи, такие как И. Хейзинг, С.А. Шацкий, Д.Б. Эльконин, В.А. Сухомлинский, обращали внимание на успешность применения игр в процессе обучения. Как показывают исследования, игра стимулирует состояние увлеченности, творческой инициативы и активности, формирует высокую мотивацию, благодаря чему происходит улучшение усвоения знаний, умений, а личное участие побуждает самостоятельно и ответственно принимать решения, что способствует формированию положительного отношения к учебе и усиливает мотивацию [5].
Таким образом, проблема исследования заключается в том, что ролевые игры как один из методов активного обучения не используются в школе для повышения мотивации обучающихся.
Цель исследования: обосновать повышение мотивации учащихся средней школы с помощью ролевой онлайн игры Classcraft.
Объект исследования: мотивация учащихся средней школы.
Предмет исследования: ролевая онлайн игра Classcraft как способ повышения мотивации учащихся средней школы.
1) на уроке Classcraft запущен в фоновом режиме;
2) существуют правила, которых необходимо придерживаться;
3) учащиеся создали своих персонажей и прокачивают их.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты мотивации обучающихся средней школы.
2. Проанализировать опыт использования ролевых игр в образовании.
3. Изучить ролевую онлайн игру Classcraft и апробировать ее на практике.
4. Разработать методические рекомендации для учителей по использованию онлайн игры Classcraft на уроках информатики в средней школе.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезны учителям средней школы в методическом плане. Разработанные методические рекомендации позволят внедрить в процесс обучения ролевую онлайн игру, которая будет способствовать увеличению вовлеченности школьников в образовательный процесс, повышению мотивации и организации учебного сотрудничества на уроке.
1. Были рассмотрены теоретические аспекты мотивации, выявлены структурные компоненты. Отсутствие мотивации — главная причина низких результатов успеваемости. Рассматривая мотивацию учения школьников, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, так как в разных возрастных периодах есть различия в потребностях, мотивах, интересах. Если определить тип мотивации и смысловую единицу учения для школьника, то можно успешно влиять на процесс и результаты его обучения. Необходимо учить детей в соответствии с их потребностями и интересами, которые составляют важную часть мотивации. Замотивированные учащиеся стараются как можно более эффективно добывать материал, обрабатывать и использовать его. Слабо замотивированные учащиеся, не имеющие интереса к образовательной деятельности, обрабатывают информацию лишь поверхностно.
2. Проанализирован опыт использования ролевых игр в образовании. Было выявлено, что для решения проблемы демотивированности учащихся используется одна из форм активного обучения — ролевые игры, потому как игра является естественной деятельностью познания окружающего мира у ребенка и сама по себе вызывает состояние вовлеченность. Внедряя игру в образовательный процесс, мы побуждаем учащихся к учебной деятельности, повысив состояние вовлеченности в нее. Игра способна адаптироваться под учащихся, создавая благоприятствующую атмосферу для передачи знаний.
Ролевые игры позволяют учащимся в безопасной для них среде применить ЗУН как социального характера, так и учебного. Отсюда следует вывод, что ролевые игры позволяют установить нормы поведения и взаимоотношения между людьми.
Таким образом, ролевые игры позволяют не только изучить учебный материал в увлекательной для детей форме, но и изучить нормы отношений и поведения.
3. Онлайн игра Classcraft была апробирован на уроках информатики в 6 классе МБОУ «Лицей № 10». По результатам диагностических методик можно увидеть, что у учащихся меняется как отношение к школе, так и отношение к учителю и друг к другу в целом. Однако, следует также обратить внимание и на то, что без увлекательной информации, которая заинтересует учащихся, вызовет в них отклик, сервис не будет работать, он быстро надоест.
4. Разработанные методические рекомендации для учителей по использованию онлайн игры Classcraft на уроках информатики в средней школе носят универсальный характер и могут быть использованы при использовании игры на любом школьном предмете. В рекомендациях затронуты такие аспекты, как деление детей на группы, разработка системы баллов, своевременное выставление баллов, аналитическое представление данных об успехах учащихся.
Гипотеза о том, что ролевая онлайн игра Classcraft является средством повышения мотивации учения учащихся средней школы, если: на уроке Classcraft запущен в фоновом режиме; существуют правила, которых необходимо придерживаться; учащиеся создали своих персонажей и прокачивают их, подтвердилась при апробации игры.
2. Проанализирован опыт использования ролевых игр в образовании. Было выявлено, что для решения проблемы демотивированности учащихся используется одна из форм активного обучения — ролевые игры, потому как игра является естественной деятельностью познания окружающего мира у ребенка и сама по себе вызывает состояние вовлеченность. Внедряя игру в образовательный процесс, мы побуждаем учащихся к учебной деятельности, повысив состояние вовлеченности в нее. Игра способна адаптироваться под учащихся, создавая благоприятствующую атмосферу для передачи знаний.
Ролевые игры позволяют учащимся в безопасной для них среде применить ЗУН как социального характера, так и учебного. Отсюда следует вывод, что ролевые игры позволяют установить нормы поведения и взаимоотношения между людьми.
Таким образом, ролевые игры позволяют не только изучить учебный материал в увлекательной для детей форме, но и изучить нормы отношений и поведения.
3. Онлайн игра Classcraft была апробирован на уроках информатики в 6 классе МБОУ «Лицей № 10». По результатам диагностических методик можно увидеть, что у учащихся меняется как отношение к школе, так и отношение к учителю и друг к другу в целом. Однако, следует также обратить внимание и на то, что без увлекательной информации, которая заинтересует учащихся, вызовет в них отклик, сервис не будет работать, он быстро надоест.
4. Разработанные методические рекомендации для учителей по использованию онлайн игры Classcraft на уроках информатики в средней школе носят универсальный характер и могут быть использованы при использовании игры на любом школьном предмете. В рекомендациях затронуты такие аспекты, как деление детей на группы, разработка системы баллов, своевременное выставление баллов, аналитическое представление данных об успехах учащихся.
Гипотеза о том, что ролевая онлайн игра Classcraft является средством повышения мотивации учения учащихся средней школы, если: на уроке Classcraft запущен в фоновом режиме; существуют правила, которых необходимо придерживаться; учащиеся создали своих персонажей и прокачивают их, подтвердилась при апробации игры.



