Введение 3
1. Теоретические аспекты повышения мотивации учащихся средней школы 6
1.1. Сущность и структура понятия «мотивация» 6
1.2. Ролевые игры в обучении 24
2. Особенности использования ролевой игры Classcraft
на уроках в средней школе 39
2.1. Анализ ролевой онлайн игры Classcraft 39
2.2. Апробация ролевой онлайн игры Classcraft на уроках информатики
в 6 классе 57
2.3. Методические рекомендации для учителей по использованию
онлайн игры Classcraft на уроках информатики в средней школе 70
Заключение 74
Список использованных источников 76
Главной целью становится развитие личности учащегося, его способности к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у учащихся знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным в обществе по окончанию школы. Центральной задачей учителя, воплощающего в своих уроках ФГОС — организовать деятельность учащихся так, чтобы у них появилось желание и стремление решать поставленные задачи и проблемы урока.
Результативность учебной деятельности в значительной степени определяется побуждающими ее мотивами. Высокий уровень мотивации учащихся в обучении является причиной активности и высокой успеваемости в обучении. Сегодня главной проблемой в области обучения и воспитания является демотивированность большей части школьников, из чего следует снижение показателей их обученности и воспитанности. В связи с этим в условиях современного образования одна из центральных проблем — необходимость формирования учебной мотивации учащихся в связи с резким снижением интереса к учебной деятельности и внутренней мотивации учения. По мнению И.Н. Осиповой и К.Н. Поливановой [3], анализ учебно¬воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях показывает, что в большинстве из них отсутствует целенаправленная деятельность по формированию мотивации школьников.
Определить тип мотивации и смысловой единицы учения для школьника — значит определить способы педагогического влияния, работы с этим школьником. У каждого ученика имеется некоторый уровень положительной мотивации к учению, на который можно будет опереться в
Также следует помнить, что современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Одно из приоритетных направлений процесса информатизации — информатизация образования, т.е. внедрение средств информационных технологий в систему образования. Информационные технологии являются действенным средством обучения, способным повысить его эффективность и мотивацию учащегося [4747].
Традиционные методы обучения в классноурочной системе не могут справиться с проблемой низкой мотивации учащихся, поэтому возрастает внимание к инновационным формам и методам обучения. К таким инновационным методам относятся игры, в том числе ролевые игры.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги и исследователи, такие как И. Хейзинг, С.А. Шацкий, Д.Б. Эльконин, В.А. Сухомлинский, обращали внимание на успешность применения игр в процессе обучения. Как показывают исследования, игра стимулирует состояние увлеченности, творческой инициативы и активности, формирует высокую мотивацию, благодаря чему происходит улучшение усвоения знаний, умений, а личное участие побуждает самостоятельно и ответственно принимать решения, что способствует формированию положительного отношения к учебе и усиливает мотивацию [5].
Таким образом, проблема исследования заключается в том, что ролевые игры как один из методов активного обучения не используются в школе для повышения мотивации обучающихся.
Цель исследования: обосновать повышение мотивации учащихся средней школы с помощью ролевой онлайн игры Classcraft.
Объект исследования: мотивация учащихся средней школы.
Предмет исследования: ролевая онлайн игра Classcraft как способ повышения мотивации учащихся средней школы.
1) на уроке Classcraft запущен в фоновом режиме;
2) существуют правила, которых необходимо придерживаться;
3) учащиеся создали своих персонажей и прокачивают их.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты мотивации обучающихся средней школы.
2. Проанализировать опыт использования ролевых игр в образовании.
3. Изучить ролевую онлайн игру Classcraft и апробировать ее на практике.
4. Разработать методические рекомендации для учителей по использованию онлайн игры Classcraft на уроках информатики в средней школе.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезны учителям средней школы в методическом плане. Разработанные методические рекомендации позволят внедрить в процесс обучения ролевую онлайн игру, которая будет способствовать увеличению вовлеченности школьников в образовательный процесс, повышению мотивации и организации учебного сотрудничества на уроке.
1. Были рассмотрены теоретические аспекты мотивации, выявлены структурные компоненты. Отсутствие мотивации — главная причина низких результатов успеваемости. Рассматривая мотивацию учения школьников, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, так как в разных возрастных периодах есть различия в потребностях, мотивах, интересах. Если определить тип мотивации и смысловую единицу учения для школьника, то можно успешно влиять на процесс и результаты его обучения. Необходимо учить детей в соответствии с их потребностями и интересами, которые составляют важную часть мотивации. Замотивированные учащиеся стараются как можно более эффективно добывать материал, обрабатывать и использовать его. Слабо замотивированные учащиеся, не имеющие интереса к образовательной деятельности, обрабатывают информацию лишь поверхностно.
2. Проанализирован опыт использования ролевых игр в образовании. Было выявлено, что для решения проблемы демотивированности учащихся используется одна из форм активного обучения — ролевые игры, потому как игра является естественной деятельностью познания окружающего мира у ребенка и сама по себе вызывает состояние вовлеченность. Внедряя игру в образовательный процесс, мы побуждаем учащихся к учебной деятельности, повысив состояние вовлеченности в нее. Игра способна адаптироваться под учащихся, создавая благоприятствующую атмосферу для передачи знаний.
Ролевые игры позволяют учащимся в безопасной для них среде применить ЗУН как социального характера, так и учебного. Отсюда следует вывод, что ролевые игры позволяют установить нормы поведения и взаимоотношения между людьми.
Таким образом, ролевые игры позволяют не только изучить учебный материал в увлекательной для детей форме, но и изучить нормы отношений и поведения.
3. Онлайн игра Classcraft была апробирован на уроках информатики в 6 классе МБОУ «Лицей № 10». По результатам диагностических методик можно увидеть, что у учащихся меняется как отношение к школе, так и отношение к учителю и друг к другу в целом. Однако, следует также обратить внимание и на то, что без увлекательной информации, которая заинтересует учащихся, вызовет в них отклик, сервис не будет работать, он быстро надоест.
4. Разработанные методические рекомендации для учителей по использованию онлайн игры Classcraft на уроках информатики в средней школе носят универсальный характер и могут быть использованы при использовании игры на любом школьном предмете. В рекомендациях затронуты такие аспекты, как деление детей на группы, разработка системы баллов, своевременное выставление баллов, аналитическое представление данных об успехах учащихся.
Гипотеза о том, что ролевая онлайн игра Classcraft является средством повышения мотивации учения учащихся средней школы, если: на уроке Classcraft запущен в фоновом режиме; существуют правила, которых необходимо придерживаться; учащиеся создали своих персонажей и прокачивают их, подтвердилась при апробации игры.
1. Адилова, Н.Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе
обучения / Н.Ф. Адилова // Молодой ученый. - 2011. - № 12. Т. 2. - С. 121-124 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/35/3957/ (дата обращения: 13.06.2017).
2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 2. Развитие и воспитание личности / Под ред. Логиновой Н.А. - СПб., 2007.
3. Беляева, Н.В. Приемы и методы формирования и развития учебной мотивации учащихся [Электронный ресурс] / Н.В. Беляева. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/priiemy-i-mietody-formirovaniia-i-razvitiia- uchiebnoi-motivatsii-uchashchikhsia.html (дата обращения: 13.06.2017).
4. Борцовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Борцовская,
А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2015. - 304 с.
5. Борзенко, А.А. Игра как средство повышения мотивации в обучении / А.А. Борзенко // European Research. - 2016. - № 3.
6. Водяха, С.А. Внутренняя мотивация как предиктор психологического благополучия современных подростков / С.А. Водяха // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 4.
7. Галеева, Н.Л. Информационные и телекоммуникационные технологии как ресурс управленческой деятельности учителя / Н.Л. Галеева, О.Ю. Заславская // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования.
- 2010. - № 4.
8. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех спец. пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова.
- М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
9. Гейхман, Л.К. От педагогики преподавания к педагогике учения / Л.К. Гейхман // Вестник Казанского технологического университета. -
2010. - № 12.
10. Грекова, В.А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы / В.А. Грекова // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2008. - № 6.
11. Данилова, Л.А. Формирование учебной мотивации школьников
[Электронный ресурс] / Л. Данилова. - Режим доступа:
http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/06/26/formirovanie- uchebnoy-motivatsii-shkolnikov (дата обращения: 13.06.2017).
12. Дружинин, В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей /
В.Н. Дружинин. - М: Наука, 1994. - 335 с.
13. Думиньш, А.А. Компьютерные игры в обучении и технологии их разработки / А.А. Думиньш, Л.В. Зайцева // Образовательные технологии и общество. - 2012. - № 3.
14. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов-н/Д.: Феникс,1997. - 480 с.
15. Иванова, Е.М. Исследования учебной мотивации школьников по методике М.Р. Гинзбурга [Электронный ресурс] / Е.М. Иванова. - Режим доступа: http://iemcko.ru/4332.html (дата обращения: 13.06.2017).
16. Игротехника в образовании 21 века: курс для педагогов [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https: //stepik. org/course/Игротехника-в-
o6pa3OBaHHH=21-BeKa-KYpc:ana-neaarprpB=23^^syllabus (дата обращения: 13.06.2017).
17. Институт психологии практик развития. Мишле Андре. Учитель и игра
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //ippd.ru/resources/library? file=1291 (дата обращения: 13.06.2017).
18. Исаханян, Н.Л. Осваиваем Classcraft [Электронный ресурс] /
Н.Л. Исаханян. - Режим доступа: http://www.ug.ru/itis_article/34 (дата обращения: 15.06.2017).
19. Казанчян, К.П. Ролевая игра как средство коммуникативного обучения /
К.П. Казанчян // Вестник Московского государственного
лингвистического университета. - 2007. - 519. - С. 82-89.
20. Как игры и волшебство могут изменить Российские школы [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://daily.afisha.ru/archive/gorod/changes/kak- igry-i-volshebstvo-mogut-izmenit-russkie-shkoly/ (дата обращения:
15.06.2017).
21. Катаева, Н.М. Ролевая игра как активная форма обучения / Н.М. Катаева // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2014. - № 1. - С. 104-107.
22. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе
исследования, игры и дискуссии / М.В. Кларин. - Рига: НПЦ
«Эксперимент», 1995. - 176 с.
23. Козлова, Н.М. Игры как инновационный метод обучения студентов / Н.М. Козлова, Л.П. Ковалева, М.Ю. Кузьмин // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2010. - № 7.
24. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
25. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1 / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 323 с.
26. Леонтьева, В.С. Электронные образовательные ресурсы как средство активизации познавательной деятельности учащихся / В.С. Леонтьева,
С.И. Проценко // Материалы Всерос. научно-практ. конф. «Информационно-телекоммуникационные системы и технологии». - М.,
2015.
27. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А.К. Маркова. - М: Просвещение, 1983. - 96 с.
28. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
29. Методы обучения и пирамида Дейла [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nitforvou.com/metodped/ (дата обращения: 13.06.2017).
30. Михайлова, Г.В. Методы исследования учебной мотивации школьников
[Электронный ресурс] / Г.В. Михайлова. - Режим доступа:
http://mikhailova.ucoz.net/Papka 1 /Microsoft Word- diagnostika_uchebnoy _motivacii.pdf (дата обращения: 13.06.2017).
31. Морозова, И.В. Классификация информационных электронных
образовательных ресурсов / И.В. Морозова // Вестник Марийского государственного университета. - 2012. - № 6.
32. Национальная доктрина образования в Российской Федерации от
4.10.2000 № 751 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://fbg.herzen.spb.ru/images/doc/normdok/edu/doktredurf.doc (дата
обращения: 13.06.2017).
33. Немов, Р. С. Психология / Р.С. Немов. -М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
34. Никифорова, Ф.В. Развитие и формирование мотивации учения / Ф.В. Никифорова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 3.
35. Новикова, Е.И. Использование метода проекта на уроке информатики с целью повышения мотивации школьников / Е.И. Новикова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 2.
36. Организация и проведение ролевой игры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lektsii.org/9-8036.html (дата обращения: 13.06.2017).
37. Орлова, О.В. Геймификация как способ организации обучения / О.В. Орлова, В.Н. Титова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 9.
38. Основные потребности человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://studopedia.ru/10_162168_osnovnie-potrebnosti-cheloveka.html (дата
обращения: 13.06.2017).
39. Пирамида потребностей по А. Маслоу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lektsii.org/11-1332.html (дата обращения: 13.06.2017).
40. Плоткина, М.Д. Все о сервисе Classcraft [Электронный ресурс] / М.Д. Плоткина. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/playlist?list=PL8IofgG6HOm_I2BhXHBA9WKSpx MGuGUHt (дата обращения: 15.06.2017).
41. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
42. Полещук, Г.С. Мотивация учения и выбора профессии / Г.С. Полещук // Вологдинские чтения. - 2010. - № 78.
43. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000
г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 13.06.2017).
44. Родителям о ФГОС ООО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/user/188586/page/roditelyam-o-fgos-ooo (дата обращения: 13.06.2017).
45. Рыжиков, С.Н. Психологические аспекты мотивации студентов на занятиях [Электронный ресурс] / С.Н. Рыжиков. - Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id1072/Psihologicheskie-aspekty- motivacii-studentov-na-zanjatijah (дата обращения: 15.06.2017).
46. Садыкова, С.В. К вопросу о мотивации школьников к учебной деятельности / С.В. Садыкова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физкультуры и спорта. - 2009. - № 4.
47. Современные информационно-коммуникационные технологии в
образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://o6pa3QBaHHe44^/koiro/CROS/foi/KnIKTvo/21ZHKOBneB__B_n.docx (дата обращения: 13.06.2017).
48. Социальные нормы как регуляторы поведения человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.calc.ru/Sotsialnyye-Normy-Kak- Regulyator-Povedeniya-Cheloveka.html (дата обращения: 13.06.2017).
49. Статистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti/statistika (дата обращения: 13.06.2017).
50. Тончеева, А.В. Мотивация учебной деятельности подростков с киберкоммуникативной зависимостью / А.В. Тончеева // Интернет- журнал Науковедение. - 2013. - № 6. - С. 1-17.
51. Томашевский, Н.И. Мотивация личности студента в учебном процессе / Н.И. Томашевский, Л.А. Гринчишин, А.Н. Кириллов, И.М. Завражная, Н.М. Кучеренко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 6. - С. 71-74.
52. Учебная мотивация школьников как показатель результативности
образовательного процесса в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gatchina-
psi.narod.ru/05_arsenal/05_download/moti_uchenija.doc (дата обращения: 13.06.2017).
53. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата
обращения 13.06.2017).
54. Формирование положительной школьной мотивации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psihologn.org/index.php/psihologamm/474- formirovanie-polozhitelnoj-shkolnoj-motivatsii (дата обращения 15.06.2017).
55. Хабрахабр. Игрофикация - свежий взгляд на мотивацию пользователей?
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //habrahabr.ru/company/uidesign/blog/165779/ (дата обращения:
13.06.2017).
56. Хурум, С.Х. Формирование мотивации достижения у подростков / С.Х. Хурум // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - №5.
57. Чуканова, Т.В. Проблема мотивации в исследованиях отечественных и зарубежных психологов в конце 20 века / Т.В. Чуканова, Е.В. Черная // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - №5.
58. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.
59. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. - 360 с.
60. Эффективность обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www. di stanz. ru/feed/tezaurus/effektivno st-obucheniya_3 551 (дата
обращения: 13.06.2017).
61. Griffiths, M. The educational benefits of videogames / M. Griffiths // Education and health. - 2002. Vol. 20, № 3. - P. 47-51.
62. Stirling, Diana. «Motivation in Education» Aichi Universities English Education Research Journal. 29 (2013): 51-72. Trans. Mitsuo Kondo.
63. How Motivation Affects Learning and Behavior [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.education.com/reference/article/motivation-
affects-learning-behavior/ (дата обращения: 13.06.2017).