Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия индивидуализации при обучении подростков 12-14 лет современным танцам в дополнительном образовании

Работа №27318

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
455
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Специфика классического и современного танца как предмета дополнительного образования детей и подходы к обеспечению индивидуализации в процессе его освоения 8
1.1 Танец как культурная практика и как предмет освоения в ходе образовательного процесса 8
1.2. Классический танец: социокультурное содержание и основные методики преподавания 12
1.3. Современный танец: социокультурное содержание и основные методики преподавания 17
1.4. Индивидуализация в процессе образования: значение, условия, подходы к обеспечению 24
Глава 2. Принципы и методы педагогической деятельности, обеспечивающей индивидуализацию учеников 7-9 классов в процессе освоения классических и современных танцев 34
2.1. Методы и механизмы индивидуализации в процессе обучения классическим и современным танцам в системе дополнительного образования 34
2.2. Исходные условия проведённого исследования 39
2.3. Ход и результаты исследования 42
Заключение 64
Список литературы 69


Индивидуализация образовательного процесса, как в системе общего, так и в системе дополнительного образования, является одним из приоритетов для методического обеспечения и развития образования в Российской Федерации в настоящее время. Этот приоритет обозначается и обуславливается следующими нормативными документами:
— Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
— Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Правительском РФ 27 ноября 2012 года: (среди задач Подпрограммы 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» обозначен переход к качественно новому уровню индивидуализации образования через реализацию учебных траекторий в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях);
— Профессиональный стандарт «Педагог» (утвержден Приказом Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 года, с изм. от 25 декабря 2014 года), в котором уделяется существенное внимание деятельности педагога по разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
— Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;
— Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
Основные определения понятия «педагогическая индивидуализация», «индивидуализация в образовании», «индивидуализация в обучении», даваемые в распространённых словарях и энциклопедиях («Терминологический словарь современного педагога», «Современный образовательный процесс: основные понятия и термины», «Педагогический словарь», и т.д.), могут быть сведены к следующему:
Индивидуализация в обучении — такая организация учебного (образовательного) процесса, при которой, учебный материал, способы, приёмы педагогического действия подбираются, исходя из индивидуальных особенностей ученика, с целью создания оптимальных условий для реализации полного комплекса его потенциальных возможностей. Задачи, условия и методы организации индивидуализации в образовании были проработаны и описаны такими авторами, как Т.М. Ковалёва, С.А. Гильманов, Н.П. Гуслякова, Т.В. Садыкова, В.Б. Лебединцев, И.Э. Унт, А.А. Бударный, Е.С. Рабунский, и многие другие.
Особенно значима организация индивидуализации в рамках дополнительного образования детей, связанного с научно-техническим или художественным творчеством. Как было обозначено руководящими лицами Российской Федерации в программных выступлениях, связанных с развитием социальной сферы, и в частности сферы дополнительного образования, оно должно обеспечивать социальные услуги населению, связанные с возможностями разностороннего личностного развития детей, подростков и молодёжи. Однако, сложившаяся практика организации и реализации образовательных программ в сфере дополнительного образования, особенно, опирающихся на практики искусства (вокально-инструментальное, хореографическое, театральное творчество, и т.д.), предполагает, что школьники должны освоить общеобязательные нормы деятельности в соответствующей сфере, никак не соотнося и не адаптируя их ни к собственным способностям, ни к собственным возможным целям. Такое положение дел, как это отмечали видные деятели отечественной системы образования, в частности, А.И. Адамский, противоречит официальным установкам относительно развития системы дополнительного образования и нуждается в изменении, в том числе, за счёт разработки и внедрения новых методик преподавания художественных дисциплин в организациях дополнительного образования.
Проблема отсутствие представлений о педагогических условиях, которые позволят одновременно обеспечить освоение обучающимся необходимых методов и техник создания художественно привлекательных хореографических номеров и максимальную реализацию и развитие индивидуальных задатков и способностей школьников за счёт создания данных номеров. Исследованные нами материалы, как научная и научно-методическая литература, так и конкретные образовательные программы кружков и студий, интервью педагогов-хореографов, которые работают в системе дополнительного образования, говорят о том, что существует две жёстко различающиеся позиции:
— Детям необходимо передать комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих качественно выполнять хореографические номера, в соответствии с установленной нормой. Об индивидуализации здесь не может идти речи, потому что нужно освоить общеобязательные приёмы и способы деятельности, единые и обязательные для всех.
— Для детей важно создать ситуацию свободного творчества, в котором, они могли бы понять и прочувствовать собственные возможности, получить опыт создания своего собственного произведения. То, что это произведение будет «своим», будет выражать собственные мысли и эмоции ребёнка, окажется более значимо, чем выполнение требований хореографии как вида искусства.
Если пренебрегать формальными требованиями к качеству осваиваемого и исполняемого танца, то велик риск, что ребёнок в результате не создаст никакого номера, либо этот номер будет такого низкого качества, что ребёнок не получит признания (что особенно важно в младшем подростковом возрасте в ходе любого пробного действия). Но, с другой стороны, традиционные способы освоения какого-либо искусства, предполагают отказ от индивидуализации, поскольку, требуют освоить и закрепить общеобязательную норму. Возникает вопрос: возможен ли такой педагогический подход, который позволит освоить нормы хореографического творчества в режиме индивидуализации?
Целью является выявление педагогических условий, обеспечивающих индивидуализацию в дополнительном образовании при обучении хореографии (современным танцам) учащихся 12-14-и лет.
Объект: процесс обучения учащихся 12-14-и лет современным танцам в дополнительном образовании.
Предмет: комплекс методов и приёмов, сознательно применяемых педагогами в процессе обучения школьников современным танцам, позволяющий создать условия для индивидуализации (выявить интересы обучающегося, усилить личностные способности, добиться в процессе их изучения значимых личностных и метапредметных результатов).
В основу исследования была положена следующая гипотеза. Педагогическими условиями обеспечения индивидуализации при обучении хореографии в дополнительном образовании детей (7-9 класс) являются:
— проектный характер обучения (школьникам необходимо предлагать самостоятельно разрабатывать завершенные хореографические номера и для этого осваивать предметные знания);
— обучение строится на основе индивидуальных образовательных планов (программ) - актуализированных и оформленных личных интересов школьника и оформленных личностных способностей;
— обучение строиться поэтапно, когда первый этап должен быть посвящен освоению техник и приёмов современного танца как способов оформления и выражения собственных состояний и способностей, а второй этап — освоению комплекса хореографических техник и приёмов, необходимых для создания и демонстрации целостного художественного номера;
— педагог в процессе обучения современному танцу использует позиции тренера и тьютора.
Исходя из проблемы и цели исследования, был сформулированы следующие задачи:
— описание технологий обучения обучающихся 7-9 классов современным танцам в дополнительном образовании;
— анализ литературы с целью выявления педагогических условий индивидуализации при обучении хореографии;
— разработка и проведение опроса, позволяющего выявить и описать конкретные методы и техники работы педагогов, обеспечивающие реализацию модели индивидуализированного обучения школьников современным танцам;
— оформление методических рекомендаций для педагогов по организации индивидуализации обучающихся 12-14-и лет при обучении хореографии (современным танцам).
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью представленного исследования было выявить и определить педагогические условия, обеспечивающие индивидуализацию в дополнительном образовании при обучении учащихся 7-9 классов хореографии в системе дополнительного образования, а также сопоставить возможности и условия индивидуализации при освоении классических и современных танцев. При достижении данной цели, мы опирались на гипотезу, согласно которой, индивидуализация при освоении танца в системе дополнительного образования — как классического, так и современного танца — оказывается возможной при условии, если это освоение оказывается связано с разработкой и исполнением учениками самостоятельных хореографических номеров, осуществляется на основании индивидуальных образовательных планов, предполагает в качестве первого этапа знакомство с основными компонентами танца как со способом реализации собственных телесно-физических и психоэмоциональных возможностей и способностей, предполагает занятие педагогом позиции, прежде всего, тьютора и наставника, и уже во вторую очередь транслятора нормы.
По результатам проведённого исследования, были сделаны следующие выводы:
1. Объективные возможности индивидуализации в процессе освоения того или иного типа танца обуславливаются, прежде всего, его исходной и нынешней социокультурной ролью. Если классический танец исходно был способом продемонстрировать соответствии юноши или девушки норме, а сегодня фактически стал одним из способов формирования дисциплины и самодисциплины, то современный танец был и остаётся формой освоения, реализации, публичного предъявления взрослеющим человеком своих возможностей и способностей. Соответственно, классический танец может быть инструментом индивидуализации лишь в аспекте индивидуальной возможности взрослеющего человека соответствовать той или иной инвариантной норме.
Современный танец по характеру своей социокультурной функции в гораздо большей степени может выполнять функцию индивидуализации, прежде всего, за счёт оформления представлений о собственных способностях, ограничениях, намерениях расширить свои наличные возможности.
2. В современных подходах к индивидуализации можно отчётливо выделить два основных типа: индивидуализация как комплекс конкретных инструментальных педагогических методов и приёмов, оптимально позволяющих данному конкретному ученику, исходя из его индивидуального набора способностей и установок, освоить то или иное обязательное знание — и индивидуализация как процесс оформления индивидуальных интересов и позиций школьника, и на этой основе конструирования его индивидуальной образовательной программы, в которой опора происходит не только на методы, соответствующие его способностям, но, прежде всего, на создание возможностей для достижения им своих индивидуальных образовательных целей. Более продуктивным, на наш взгляд, является второй подход, поскольку, в максимальной степени обеспечивает развитие потенциала ученика как будущего участника производственного процесса и гражданина страны.
3. Успешная индивидуализация в процессе обучения танцам может быть обеспечена, если это обучение строится согласно следующей последовательности шагов:
— обсуждение с учениками возможных индивидуальных целей и интересов освоения танца, в том числе, их представлений о собственных возможностях и ограничениях, и возможных целей преодоления данных ограничений;
— освоение учениками основ того или иного танца как способа работы с собственным телом и психоэмоциональными состояниями, оформление на этой основе базовых представлений о тех возможностях личностного самосовершенствования, которые даёт занятие данным видом танца;
— формирование учениками собственных проектных замыслов относительно создания индивидуального хореографического номера;
— проведение второго цикла освоения учениками основных принципов, методов, приёмов организации танца данного вида, уже со строго инструментальной целью — подготовиться к реализации собственного проектного замысла;
— разработка, подготовка, представление учениками собственных хореографических номеров, при сопровождении и поддержке со стороны педагога;
— рефлексия учениками совместно с педагогом собственного опыта, оформление представлений о собственных педагогических и психоэмоциональных возможностях, проявившихся в ходе работы с танцем, постановка целей дальнейшего освоения данного вида танца.
4. Исследование реальной практики обучения классическому и современному танцу в организациях дополнительного образования в г. Красноярске, дало следующие результаты:
— обучение современным танцам в общих чертах соответствует представленной выше последовательности шагов, обеспечивающей индивидуализацию школьников в процессе освоения танца, за исключением нескольких моментов (отсутствие практики стартового собеседования и оформления исходных интересов учеников; реализация собственного проектного действия школьников в режиме достаточно спонтанного исполнения танца в режиме «Freestyle», объединение в одном и том же процессе освоения учениками танца как возможного способа самовыражения и как набора инструментов для реализации собственного хореографического номера);
— обучение современным танцам опирается преимущественно на методики, связанные с выполнением учениками целостных, завершённых продуктивных действий — сначала под руководством педагога и в соответствии с его идеей и замыслом, а затем — собственных, авторских, в режиме «Freestyle»; в любом случае, освоение учениками конкретных техник и приёмов оказывается связано с созданием завершённого продукта;
— педагоги непосредственно, в режиме прямого эмпатического контакта, сопровождают «отработку» учениками конкретных поз, движений, фигур; при этом, некоторые педагоги за счёт такого индивидуализированного действия формируют у школьников способность соответствовать норме, а другие — способность чувствовать собственное тело и реализовывать норму как инструмент реализации этого самочувствия;
— обучение классическому танцу строго формализовано и максимально деиндивидуализировано;
— при том, что освоение конкретных методов и приёмов классического танца, как и в случае с методами и приёмами современного танца, осуществляется в режиме подготовки конечного целостного художественного продукта (хореографического номера), основной единицей его освоения является отработка конкретных, частных движений; основным методом их освоения является повторение образца неограниченное количество раз, вплоть до получения «идеального» результата;
— подготовка хореографического номера в рамках освоения классического танца ориентирована преимущественно на оптимальное качество итогового продукта, в ущерб задачам и возможностям индивидуального развития учеников; напротив, подготовка номера в рамках освоения современного танца ориентирована на создание для учеников широкого спектра возможностей проявить собственные способности и возможности.
5. В целом, можно зафиксировать, что существующие практики освоения современного танца соответствуют задачам обеспечения педагогической индивидуализации школьников 7-9 классов. Однако, для оптимизации эта практика нуждается в дополнительном структурировании и добавлении ряда процедур, преимущественно рефлексивно-аналитического характера.
Существующие и распространённые практики освоения классического танца, напротив, способствуют развитию дисциплины и способности осваивать частные конкретные приёмы деятельности. Для того, чтобы обучение классическому танцу стало инструментом индивидуализации, необходимо разработать образовательные программы нового типа, в которых, классический танец был бы позиционирован как значимое личностное испытание или как инструмент достижения целей, лежащих за пределами его непосредственного освоения.



1. Баскаков, В.А. Свободное тело / В.А. Баскаков. — М. : Альт, 2001. — 206 с.
2. Барышникова, Т.Д. Азбука хореографии: практическое пособие / Т.Д. Барышникова. — М. : Рольф, 2001. — 272 с.
3. Басманова, А.М. Культурная традиция и современный танец в образовательном пространстве сибирского региона. / А.М. Басманова. — Барнаул, АлтГАКИ, 2006. — 104 с.
4. Березина, В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис. канд. пед. наук./В.А. Березина. — М. : Московский педагогический государственный университет, 1998. — 24 с.
5. Битянова, М. Р. Учимся решать проблемы. Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов / М.Р. Битянова, Т.В. Беглова. — М. : Генезис, 2007. — 747 c.
6. Ваганова, А.Я. Основы классического танца. /А.Я. Ваганова. — СПб.: Лань:Планета музыки, 2007. — 308 с.
7. Вашкевич, Н.Н.: История хореография всех веков и народов /Н.Н.Вашкевич. — СПб. : Лань: Планета музыки, 2009. — 464 с.
8. Гильманов, С.А. Педагогическая индивидуализация и её этапы./С.А. Гильманов // Вестник Югорского государственного университета. 2005. — № 1. — С. 35-45.
9. Гиршон, А.В. Импровизация и хореография. Контактная импровизация./ А.В. Гиршон. // Альманах 1. — 1999. — № 1. — С. 13 — 28.
10. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды / Г.П. Гусев. —М. : Владос, 2004. — 180 с.
11. Гуслякова, Н. И., Садыкова, Т. В. К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании детей./ Н.П. Гуслякова, Т.В. Садыкова// Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1047-1050.
12. Гущина, Т. Н. Развитие субъектности старшеклассника в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей / Т. Н. Гущина // Инновации в образовании. - 2013. - № 2. - С. 133-147.
13. Долгушева, А.Н. Наставничество в воспитательной работе / А.Н. Долгушева, В.И. Кадневский, Е.Т. Сергиенко // Воспитательная работа в школе. - 2014. - № 3. - С. 54-59.
14.Запора, Р.Т. Импровизация присутствует./Р.Т. Запора.// Альманах 1. — 1999. — № 1. — С. 47 — 64.
15.3вездочкин, В.А. Классический танец./ В.А. Звездочкин. — Ростов на/Д:Феникс, 2003. — 320 с.
16. Иванов, А. В. Роль тьютора в процессе индивидуального образования ученика / А. В. Иванов // Школьные технологии. - 2009. - № 3. - С. 109¬116.
17. Ивлева, Л.Д. Методика обучения хореографии в старшей возрастной группе/Л.Д. Ивлева. — Челябинск, Книга для школы, 1997. — 122 с.
18. Индивидуальная образовательная программа - путь к самоопределению / А.А. Закрутная [и др.] // Нар. асвета. - 2016. - № 4. - С. 53-57.
19. Ковалева, Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики./Т.М. Ковалёва // Проблемы современного образования. — 2010. — № 4. — С. 19-23
20. Концепция развития дополнительного образования: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сент. 2014 г. № 1726-р].
21. Колодницкий, Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: практическое пособие / Г. А. Колодницкий. — М.: Гном-Пресс, 2001. - 64 с.
22. Лебединцев, В.Б. Индивидуализация обучения в общеобразовательной школе как психолого-педагогическая проблема/В.Б. Лебединцев // http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4088
23. Лифиц, И.В. Ритмика/И.В. Лифиц. — М. : Академия, 1999. — 190 с.
24. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение/ Н.В. Матяш. - М. : Академия, 2012. - 160 с.
25. Мессерер, А. Танец. Мысль. Время/ А. Мессерер. — М.: «Искусство», 1990.
26. Никитин, Ю.В. Методика преподавания модерн-танца./ Ю.В. Никитин // Я вхожу в мир искусств. — 2001. — № 4. — С. 18-26.
27.Омарова, М. Особенности самосознания подростков / Малика Омарова. — М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 132 c.
28.Опрышко, , В.И. Пластика современного танца. Учебное пособие. / В.И. Панферов — Челябинск, Книга для школы, 1996. — 144 с.
30. Пуртова, Т. В., Беликова, А. Н., Кветная, О. В. Учите детей танцевать/ Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. — М., Владос. 2003. — 178 с.
31. Раздрокина, Л.Л. Танцуйте на здоровье! / Л.Л. Раздрокина. — Ростов на/Д:Феникс, 2007. — 106 с.
32. Райс, Филип. Психология подросткового возраста / Филип Райс , Ким Долджин. — М. : Питер, 2014. — 816 c.
33. Роот, 3. Я. Танцевальный калейдоскоп: практическое пособие /3. Я. Роот. - М.: Аркти, 2004. - 47 с.
34. Румба, О.Г. Основы хореографической грамотности в художественнойгимнастике. /О.Г. Румба. — Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2008. — 242 с.
35. Скурат, Галина. Подростки. Как помочь им стать настоящими людьми / Галина Скурат. — М. : Речь, 2008. — 128 c.
36. Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика: практическое пособие /С. Л. Слуцкая. - М.: Линка - пресс, 2006. - 272 с.
37. Телегин, А.А. Танцуем джайв, рок-н-ролл, чечетку. / А.А. Телегин. —Ростов на/Д: Феникс, 2004. — 88 с.
38. Терещенко А.В. Формирование саморазвития интеллектуальной сферы подростков в условиях индивидуализированного обучения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Волгоград, 2002. — 211 c.
39. Хореографическое искусство. Справочник. / П.А. Хитров, Н.О. Щукина. —М. : Искусство, 2005. — 614 с.
40. Шелехова, И.Н. К вопросу о проектировании образовательных программ дополнительного образования детей/ И.Н. Шелехова // Молодой ученый. —
2013. — № 11. — С. 23-30.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ