РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К НИМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИЗАЙНА». МОДУЛЬ «СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ»
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Анализ учебной и научной литературы на обозначенную тему 9
1.1 Анализ Федерального государственного образовательного стандарта
высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) 9
1.2 Анализ основной образовательной программы высшего образования по
направлению подготовки 44.03.04 - профессиональное обучение, профилю 44.03.04.14 - Декоративно-прикладное искусство и дизайн 10
1.3 Анализ учебного плана 12
1.4 Анализ рабочей программы дисциплины «Основы инженерно -
технологического обеспечения дизайна 13
1.5 Обоснование необходимости проведения лабораторных работ 14
1.6 Обоснование выбора виртуальных лабораторных работ 15
2 Изучение имеющегося опыта в построении лабораторных комплексов,
создании методических указаний и проведении лабораторных работ 19
2.1 Опыт построения реального эксперимента 19
2.2 Опыт построения виртуальных лабораторных работ 21
3 Разработка лабораторных работ по дисциплине «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна». Модуль «Сопротивление материалов»
4 Разработка методических указаний к лабораторным работам по дисциплине
«Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна». Модуль «Сопротивление материалов» 29
4.1 Общая структура методических указаний 29
4.2 Структура основной части методических указаний 30
4.3 Разработка методических указаний 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методические указания 37
Согласно основной образовательной программе (ООП) [1] для бакалавра по профилю подготовки Декоративно-прикладное искусство и дизайн конкретными являются следующие виды деятельности:
- Проектно-конструкторская.
- Проектно-творческая.
- Художественно-эстетическая.
Проектно-конструкторская деятельность включает в себя:
- осуществление проектно-конструкторской деятельности и решение задачи в CAD/CAM/CAE/PDM/PDE системах по композиционным, художественным и пропорционально-масштабным решениям по проектированию изделий; разработке изделий с учетом технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических и управленческих параметров; выбору оптимальной формы и конфигурации деталей и сборочных единиц проектируемых изделий;
- определение различных показателей изделия с учетом выданных критериев, целевых функций, ограничений, структуры и взаимосвязей;
Для успешного осуществления Проектно-конструкторской деятельности бакалавр данного профиля должен освоить такие компетенции как:
Профильно-специализированные компетенции (ПСК):
- способность анализировать и оценивать альтернативные варианты конструктивных и технологических решений в производстве изделий (ПСК-2);
- готовность осуществлять проектно-конструкторскую деятельность и решать задачи в CAD/CAM/CAE/PDM/PDE системах по:
- композиционным, художественным и пропорционально-масштабным решениям по проектированию изделий (ПСК-4);
- разработке изделий с учетом технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических и управленческих параметров (ПСК-5);
- выбору оптимальной формы и конфигурации деталей и сборочных единиц проектируемых изделий (ПСК-6);
- определению различных показателей изделия с учетом выданных критериев, целевых функций, ограничений, структуры и взаимосвязей (ПСК-7);
- готовность проводить исследования и решать задачи компьютерного моделирования изделий, процессов, явлений (ПСК-9);
- способность принимать участие в создании изделий на этапах концептуального решения и проектно-конструкторской разработки в жизненном цикле изделия (ПСК-11).
Для освоения вышеуказанных компетенций существует множество специальных технических дисциплин, таких как теоретическая механика, сопротивление материалов, теория решения изобретательских задач, детали машин и др.
Изучение вышеуказанных дисциплин в полной мере не целесообразно, в силу специфики направления и профиля. Поскольку все знания, которые охватываются этими дисциплинами, будут полезны в целом для развития, но большая их часть останется бесполезной конкретно в осуществлении деятельности, к которой готовятся бакалавры.
Также, изучение этих дисциплин в отдельности требует дополнительных временных затрат, которые непозволительны в силу того что трудоёмкость освоения ООП бакалавриата, согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) [2] составляет всего 240 зачётных единиц. Добавление каких бы то не было технических дисциплин, изучение которых естественно требует больших временных затрат, возможно только если убрать из учебного плана некоторые другие дисциплины или сократить их трудоёмкость, что нанесёт вред освоению многих других компетенций и негативно повлияет на достижение многих немаловажных результатов обучения.
Напрашивается противоречие между необходимостью получения знаний из технических дисциплин, и ограниченностью времени для освоения ООП.
Для решения этого противоречия в учебный план была введена дисциплина «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна» («ОИТОД»).
Как сказано в рабочей программе дисциплины, «ОИТОД» является комплексной технической дисциплиной, включающей в себя основные положения теоретической механики, сопротивления материалов, теории механизмов и машин, а также краткие сведения из смежных дисциплин и относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин учебного плана.
Смежные дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: информатика, математика, история техники, материаловедение,
Опираясь на компетенции, осваиваемые по средствам изучения «ОИТОД», и используя принцип построения результатов обучения с использованием таксономии Блума [3] можно синтезировать некоторые результаты обучения, такие как:
- Решать задачи в CAD/CAM/CAE/PDM/PDE системах.
- Рассчитывать пределы прочности для различных материалов и видов напряжений.
Дисциплина «ОИТОД» включает в себя несколько модулей, одним из которых является модуль «Основы расчётов на прочность».
«Расчёты на прочность» - это раздел сопромата, в котором приведены методы произведения расчётов на определение напряжений, возникающих в конструкциях и деталях при воздействии на них различных сил, способы проверки прочности детали заданной формы и размеров, под некоторой нагрузкой, а так же методы расчетов на грузоподъемность, когда вычисляется максимальная нагрузка, которую может выдерживать конструкция, не разрушаясь.
Все эти знания необходимы бакалаврам данного профиля для осуществления проектно-конструкторской деятельности, поскольку проектирование и разработка многих изделий невозможна без осуществления расчётов на прочность.
Изучение данного модуля, как и всей дисциплины, происходит, в основном, посредствам традиционной технологии объяснительно-иллюстративного обучения. Студенты усваивают основную часть материала благодаря курсу лекций. Лекции дополняются практическими занятиями.
В ходе практических занятий «ОИТОД», согласно рабочей программе дисциплины, студенты решают задачи. Такой метод проведения занятий не позволяет студенту в полной мере усвоить материал, так как утрачивается возможность непосредственного применения знаний в ходе эксперимента, что негативно сказывается на достижении результатов обучения.
Комплекс лабораторных работ обеспечивает связь теории с практикой, развивает самостоятельность и способность к постановке и проведению экспериментов, пониманию и интерпретации фактов, к анализу явлений и синтезу, к оценке полученной информации, применению знаний на практике. На уровне учебных дисциплин лабораторные работы обеспечивают знакомство с оборудованием, приборами, средствами измерения, с методикой исследования, пополняя знания фактами, они позволяют определить и проверить теоретические зависимости [4]. Необходимость проведения лабораторных работ для эффективного достижения результатов обучения неоспорима и давно доказана.
Проведение лабораторных работ возможно только при наличии материальной базы и грамотно составленных, с учётом потребностей студентов данного профиля, методических указаний.
Существующие на данный момент методические указания построены в основном без учёта специфики профиля, и непосредственно для экспериментов, производимых на специальном оборудовании.
Поскольку необходимое для лабораторных работ оборудование отсутствует в рамках площадки, на которой обучается направление, можно предложить несколько вариантов решения данной проблемы:
- выездные занятия в имеющихся лабораториях на базе университета
- оборудование лаборатории в шаговой доступности
- построение материальной базы к лабораторным работам в виртуальной среде и создание методических указаний к ним.
Поскольку первые два варианта требуют дополнительных финансовых и временных затрат, а так же не исключают необходимости в составлении методических указаний с учётом специфики направления и профиля, оптимальным остаётся вариант создания лабораторных работ в виртуальной среде и методических указаний к их проведению.
Объект: Учебный процесс по дисциплине «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна».
Предмет: Лабораторные работы и методические указания к ним по дисциплине «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна». Модуль «Сопротивление материалов».
Цель: Разработать лабораторные работы и методические указания к ним по дисциплине «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна». Модуль «Сопротивление материалов».
Задачи:
1. Анализ учебной и научной литературы на обозначенную тему.
2. Изучение имеющегося опыта в построении лабораторных комплексов, создании методических указаний и проведении лабораторных работ.
3. Разработка лабораторных работ по дисциплине «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна». Модуль «Сопротивление материалов».
4. Разработка методических указаний к лабораторным работам по дисциплине «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна». Модуль «Сопротивление материалов».
Для достижения цели выпускной квалификационной работы было определено четыре задачи.
Первой задачей явился анализ учебной и научной литературы на заданную тему. В ходе её выполнения были проанализированы документы регулирующие учебный процесс бакалавриата по рассматриваемому направлению в целом, и процесс обучения по дисциплине «Основы инженерно-технологического дизайна» в частности. Была обоснована необходимость лабораторных работ, особенно при наличии их в рабочей программе дисциплины, обоснован выбор виртуальных лабораторных работ для разработки.
Второй задачей стало изучение имеющегося опыта учебных заведений в построении лабораторных комплексов, создании методических указаний и проведении лабораторных работ. В этой части работы было выяснено, что множество передовых учебных заведений давно уже внедряет виртуальные лабораторные работы в процесс обучения по разным причинам исключающим возможность работы на реальном оборудовании. Были определены основные способы создания таких работ.
В третьей задаче по разработке лабораторных работ были определены темы лабораторных, формы их реализации, и способ проведения. Согласно рабочей программы дисциплины были разработаны четыре лабораторные работы, с учётом специфики направления и профиля.
Для решения последней задачи были разработаны методические указания к созданным лабораторным работам, с учётом стороннего опыта по созданию методических указаний.
В соответствии с поставленной целью и задачами были разработаны лабораторные работы по дисциплине «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна», модуль «Сопротивление материалов», а так же методические указания к ним.
1. Основная образовательная программа высшего образования по
направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», профилю подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» [Электронный ресурс] : Сайт Сибирского Федерального Университета // - Режим доступа: http://edu.sfu-kras.ru/sites/edu.sfu-kras.ru/files/OOP_podgotovki_bakalavrov_0510000_62_14_20 13.doc.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» [Электронный ресурс] : Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf.
3. Таксономия Блума [Электронный ресурс] : Википедия - свободная энциклопедия // - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/TaKCOHOM^_EnvMa.
4. Мижериков, В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. / В.А. Мижериков. - Ростов- на-Дону : Феникс, 1998. - 554с.
5. Учебный план направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», по профилю подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» [Электронный ресурс] : Сайт Сибирского Федерального Университета // - Режим доступа:http://edu.sfu-kras.ru/sites/edu. sfu-kras.ru/files/Uchebnyy plan 0510000014 62 OP-13.pdf.
6. Виртуальная лаборатория [Электронный ресурс] : Сайт кафедры ФН7 «Электротехника и промышленная электроника» // - Режим доступа: http: //hoster.bmstu.ru/~fn7/vl .html.
7. Волочкова, А. А. Разработка виртуального лабораторного стенда по исследованию КПД передачи «винт-гайка» [Электронный ресурс] / А. А. Волочкова // Молодёжный научно-технический вестник. - 2015. - №11 - Режим доступа:http://sntbul.bmstu.ru/file/818483.html? s=1.
8. Виртуальные лабораторные комплексы [Электронный ресурс] :
Национальный исследовательский Томский политехнический университет // - Режим доступа:http://lms.tpu.ru/course/category.php?id=1924.
9. Виртуальная лаборатория по физике для студентов [Электронный ресурс] : Санкт-Петербургский государственный университет // - Режим доступа:http: //distolymp2 .spbu.ru/www/virtlab3.
10. Кафедра общей физики [Электронный ресурс] : Московский физико-технический институт // - Режим доступа:
https://mipt.ru/education/chair/physics/f_6ctihx/index.php?sphrase_id=188681
11. Московский государственный университет им. Ломоносова
[Электронный ресурс] : - Режим доступа:http://www.msu.ru.
12. Методические указания к лабораторным работам по теоретической механике // сост. Н.А. Мясникова, А.Н. Румянцев, В.П. Шехов. РГУПС, - 2002.
13. Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по
дисциплине «Технология приборостроения» [Электронный ресурс] // сост. В. А. Валетов, Ю. П. Кузьмин, А. А. Орлова, С. Д. Третьяков СПб ГУ ИТМО, 2008г. - Режим доступа:
http://books.ifmo.ru/book/327/metodicheskie_rekomendacii po_vypolneniyu_laboratornyh_rabot_i_ prakticheskih_rabot_ po_discipline_tehnologiya_ priborostroeniya..htm
14. Абрамова Л. А. Основы технической механики: методические указания для студентов по проведению практических работ / Абрамова. - Уфа, 2004.
15. Испытания на сжатие : метод. указания // сост. В. П. Багмутов, В. И. Водопьянов, О. В. Кондратьев, А. В. Коробов. - Волгоград : ИУНЛ ВолгГТУ, 2011. -16 с.
16. Лабораторные работы по курсу сопротивления материалов: метод. указания // сост. А. X. Валиуллин, М. Н. Серазутдинов, С. Г. Сидорин, Ф. С. Хайруллин. - Казань, 2011. - 64с.
17. Лабораторные работы по сопротивлению материалов. Ч. 1.: метод. указания // В. К. Манжосов. - Ульяновск : УлГТУ, 2006. - 28с.
18. Лабораторные работы по сопротивлению материалов для студентов строительных специальностей : учебное пособие // сост. О. Л. Вербицкая, С. И. Зиневич, Л. И. Шевчук. - Минск, 2013. - 97с.