Развитие связной диалогической речи посредством элементов театрализованной деятельности
|
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
1.1 Сущность и понятие диалогической речи 7
1.2 Задачи и психолого-педагогические особенности развития связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста ..13
1.3 Театрализованная деятельность в детском саду как средство
развития диалогической речи детей 23
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Экспериментальное исследование связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста и анализ ее эффективности.
2.1 Выявление уровня развития диалогических умений у детей
старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 33
2.2 Реализация экспериментальной программы развития
диалогических умений детей с помощью элементов театрализованной деятельности (формирующий эксперимент) 44
2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и
контрольного среза 46
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 59
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
1.1 Сущность и понятие диалогической речи 7
1.2 Задачи и психолого-педагогические особенности развития связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста ..13
1.3 Театрализованная деятельность в детском саду как средство
развития диалогической речи детей 23
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Экспериментальное исследование связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста и анализ ее эффективности.
2.1 Выявление уровня развития диалогических умений у детей
старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 33
2.2 Реализация экспериментальной программы развития
диалогических умений детей с помощью элементов театрализованной деятельности (формирующий эксперимент) 44
2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и
контрольного среза 46
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 59
Актуальность: развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной диалогической речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения диалогической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной, А.Г. Арушановой и др.
Шестой год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Актуальность исследования заключается в том, что развитие умений связной диалогической речи важно для ребенка. Чтобы научиться диалогу, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Но для полноценного диалога нужно овладеть рядом сложных умений: слушать и правильно понимать мысль собеседника, формулировать собственное суждение, правильно выражать его и др. Именно поэтому целенаправленное развитие умений диалогической речи детей необходимо включать в занятия по развитию речи дошкольников. Но в ходе исследования мы обратили внимание на то, что в ДОУ этой стороне развития речи детей уделяется незначительное внимание.
Объектом является диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста.
Предметом является театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме;
2. Подобрать методики исследования состояния диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
3. Изучить состояние диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать и проанализировать программу по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
5. Проверить эффективность программы на практике.
Гипотеза. Мы предположили, что использование элементов театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях в детском саду повысит эффективность работы по развитию их диалогических умений.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
3. Методы математической обработки и интерпретации экспериментальных данных.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной диалогической речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения диалогической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной, А.Г. Арушановой и др.
Шестой год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Актуальность исследования заключается в том, что развитие умений связной диалогической речи важно для ребенка. Чтобы научиться диалогу, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Но для полноценного диалога нужно овладеть рядом сложных умений: слушать и правильно понимать мысль собеседника, формулировать собственное суждение, правильно выражать его и др. Именно поэтому целенаправленное развитие умений диалогической речи детей необходимо включать в занятия по развитию речи дошкольников. Но в ходе исследования мы обратили внимание на то, что в ДОУ этой стороне развития речи детей уделяется незначительное внимание.
Объектом является диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста.
Предметом является театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме;
2. Подобрать методики исследования состояния диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
3. Изучить состояние диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать и проанализировать программу по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
5. Проверить эффективность программы на практике.
Гипотеза. Мы предположили, что использование элементов театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях в детском саду повысит эффективность работы по развитию их диалогических умений.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
3. Методы математической обработки и интерпретации экспериментальных данных.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе мы рассмотрели психолого-педагогические основы исследования диалогической речи, возникновение и этапы развития речи у ребенка.
Освоение диалогических умений дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Можно отметить, что развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием речевого общения. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной речи.
Данная глава явилась результатом теоретического анализа и обобщения трудов психологов, педагогов и методистов таких, как Л.С. Выготский, А.А.Леонтьев, А.Г. Арушанова, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, М.М. Бахтин, М.Д .Маханева, Л.П. Бочкарёва, В.В. Гербова и др.
Далее мы раскрывали особенности использования театрализованной деятельности дошкольников для развития их диалогических умений.
Развитие связной речи на занятиях с использованием элементов театрализованной деятельности должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, развивают интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи и мотивируют детей на речевое общение.
В экспериментальной части работы мы провели диагностику развития умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группе. Проанализировав полученные результаты и сделав выводы, мы разработали и внедрили в практику программу работы по развитию диалогической речи с использованием элементов театрализованной деятельности.
После формирующего этапа эксперимента мы провели контрольный срез. Были получены следующие результаты: в экспериментальной группе детей с высоким уровнем было 2 (16,7%), а стало 5 (41,7%). Со средним уровнем детей было 7 (58,3%) и стало также 7 (58,3%). Но с низким уровнем детей нет, а было 3 ребёнка (25%). В контрольной группе детей с высоким уровнем было 2 (16,7%), стало 3 (25%). Со средним уровнем было 8 детей (66,6%), стало тоже 8. Но низкий уровень выявлен у 1 ребёнка (8,3%).
Таким образом, в результате проведенного исследования поставленные задачи были решены. Развитие умений диалогической речи детей экспериментальной группы заметно улучшилось. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась.
Освоение диалогических умений дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Можно отметить, что развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием речевого общения. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной речи.
Данная глава явилась результатом теоретического анализа и обобщения трудов психологов, педагогов и методистов таких, как Л.С. Выготский, А.А.Леонтьев, А.Г. Арушанова, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, М.М. Бахтин, М.Д .Маханева, Л.П. Бочкарёва, В.В. Гербова и др.
Далее мы раскрывали особенности использования театрализованной деятельности дошкольников для развития их диалогических умений.
Развитие связной речи на занятиях с использованием элементов театрализованной деятельности должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, развивают интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи и мотивируют детей на речевое общение.
В экспериментальной части работы мы провели диагностику развития умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группе. Проанализировав полученные результаты и сделав выводы, мы разработали и внедрили в практику программу работы по развитию диалогической речи с использованием элементов театрализованной деятельности.
После формирующего этапа эксперимента мы провели контрольный срез. Были получены следующие результаты: в экспериментальной группе детей с высоким уровнем было 2 (16,7%), а стало 5 (41,7%). Со средним уровнем детей было 7 (58,3%) и стало также 7 (58,3%). Но с низким уровнем детей нет, а было 3 ребёнка (25%). В контрольной группе детей с высоким уровнем было 2 (16,7%), стало 3 (25%). Со средним уровнем было 8 детей (66,6%), стало тоже 8. Но низкий уровень выявлен у 1 ребёнка (8,3%).
Таким образом, в результате проведенного исследования поставленные задачи были решены. Развитие умений диалогической речи детей экспериментальной группы заметно улучшилось. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась.



