Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связной диалогической речи посредством элементов театрализованной деятельности

Работа №27296

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
925
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
1.1 Сущность и понятие диалогической речи 7
1.2 Задачи и психолого-педагогические особенности развития связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста ..13
1.3 Театрализованная деятельность в детском саду как средство
развития диалогической речи детей 23
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Экспериментальное исследование связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста и анализ ее эффективности.
2.1 Выявление уровня развития диалогических умений у детей
старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 33
2.2 Реализация экспериментальной программы развития
диалогических умений детей с помощью элементов театрализованной деятельности (формирующий эксперимент) 44
2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и
контрольного среза 46
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 59

Актуальность: развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной диалогической речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения диалогической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной, А.Г. Арушановой и др.
Шестой год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Актуальность исследования заключается в том, что развитие умений связной диалогической речи важно для ребенка. Чтобы научиться диалогу, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Но для полноценного диалога нужно овладеть рядом сложных умений: слушать и правильно понимать мысль собеседника, формулировать собственное суждение, правильно выражать его и др. Именно поэтому целенаправленное развитие умений диалогической речи детей необходимо включать в занятия по развитию речи дошкольников. Но в ходе исследования мы обратили внимание на то, что в ДОУ этой стороне развития речи детей уделяется незначительное внимание.
Объектом является диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста.
Предметом является театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме;
2. Подобрать методики исследования состояния диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
3. Изучить состояние диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать и проанализировать программу по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
5. Проверить эффективность программы на практике.
Гипотеза. Мы предположили, что использование элементов театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях в детском саду повысит эффективность работы по развитию их диалогических умений.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
3. Методы математической обработки и интерпретации экспериментальных данных.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе мы рассмотрели психолого-педагогические основы исследования диалогической речи, возникновение и этапы развития речи у ребенка.
Освоение диалогических умений дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Можно отметить, что развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием речевого общения. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной речи.
Данная глава явилась результатом теоретического анализа и обобщения трудов психологов, педагогов и методистов таких, как Л.С. Выготский, А.А.Леонтьев, А.Г. Арушанова, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, М.М. Бахтин, М.Д .Маханева, Л.П. Бочкарёва, В.В. Гербова и др.
Далее мы раскрывали особенности использования театрализованной деятельности дошкольников для развития их диалогических умений.
Развитие связной речи на занятиях с использованием элементов театрализованной деятельности должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, развивают интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи и мотивируют детей на речевое общение.
В экспериментальной части работы мы провели диагностику развития умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группе. Проанализировав полученные результаты и сделав выводы, мы разработали и внедрили в практику программу работы по развитию диалогической речи с использованием элементов театрализованной деятельности.
После формирующего этапа эксперимента мы провели контрольный срез. Были получены следующие результаты: в экспериментальной группе детей с высоким уровнем было 2 (16,7%), а стало 5 (41,7%). Со средним уровнем детей было 7 (58,3%) и стало также 7 (58,3%). Но с низким уровнем детей нет, а было 3 ребёнка (25%). В контрольной группе детей с высоким уровнем было 2 (16,7%), стало 3 (25%). Со средним уровнем было 8 детей (66,6%), стало тоже 8. Но низкий уровень выявлен у 1 ребёнка (8,3%).
Таким образом, в результате проведенного исследования поставленные задачи были решены. Развитие умений диалогической речи детей экспериментальной группы заметно улучшилось. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась.



1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб, пособие для студ. высших и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр „Академия", 2006. - 400 с.
2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. -М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
3. Арушанова А.Г. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 6-7 лет. Методическое пособие. -М.:ТЦ Сфера, 2014. - 208 с.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей детского сада. - Мозаика - Синтез, 2002. - 272 с.
5. Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей, М.: ТЦ Сфера, 2013.-64 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
7. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. "Дошкольная педагогика и психология " - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981.- 255 с.
8. Бочкарёва Л. П. Театрально - игровая деятельность дошкольников: Метод, пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск: ИПКПРО, 1993.
9. Васильева И. И. О значении трудов М. М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения// Психологические исследования общения/ Отв. ред. Б. Ф. Ломов и др. -М., 1985.С.12-14
10. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. -М.: Просвещение, 1985.
11. Воспитание, образование и развитие детей 4-6 лет в детском саду/Доронова Т. В., Гербова В. В., Гризик Т. И. - М.: Просвещение, 2006. 12. Выготский Л. С. Мышление и речь/ Под. ред. В.
Колбановского. - М.:Л., 1934.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - C-Пб: Союз, 2006.
13. Выготский Л.С. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста //Эльконин Д.Б Психология игры. - М.:Просвещение, 2004.
14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2006 - № 6. - С.62 - 76.
15. Выготский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003.
16. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений .- 2-е изд. -М.: Просвещение, 2005.
17. Климонтович Е.Ю. Учимся анализировать и пересказывать//Для детей 5-7 лет. М.:Теревинф, 2013. - 96 с.
18. Львов М. Р. Основы теории речи: Учеб, пособие для студ. высш, пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр „ Академия ", 2000. - 248 с.
19. Козина Ирина Владимировна, Журавлева Н.Н., Лебедева Светлана Васильевна Лексические темы по развитию дошкольника старшая группа, Издательство Центр педагогического образования, 2014. - 144 с.
20. Майер А.А., Файзуллаева Е.Д. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
21. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
22. Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие
дошкольников//Методическое пособие, М.: ТЦ Сфера 2015. - 208 с.
23.Основы теории речевой деятельности/ Под. ред. А. А. Леонтьева. - М.,1974.368 с.
24. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М., 1978.
25. Развитие речи дошкольников: Сб. науч, трудов/ Под ред. О. С. Ушаковой.-М., 1990.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. - Т. 1.453 с.
27. Римма Абессаловна Иванкова, Парамонова Л. А., Васюкова Н. Е., Арушанова А. Г. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. -М.: Олма Медиа Групп, 2014. - 944 с.
28. Слама - Казаку Г. Некоторые особенности диалога маленьких детей//Вопросы психологии. - 1961. - № 2.
29. Смольникова Н. Г., Ушакова О. С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста.//Развитие речи дошкольника: Сборник науч, трудов/ Под ред. О. С. Ушаковой. -М.,1990.
30. Соловьёва О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1966. - 176 с.
ЗЕСохин Ф. А. Психо лого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: Издательство Московского психолого социального института; Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК,,, 2002.
32. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. Е.И. Тихеева, Под ред. Ф.А. Сохина.- М.,1981
33. Ушакова О.С. Развитие связной речи //Психолого¬
педагогические вопросы развития речи в детском саду, М., 1987. с. 8-10
34. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников, М., Издательство Института Психотерапии, 2001.-240с.
35. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей
дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие
для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.,Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС, 2003.-288с.
36. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи
дошкольника//Методическое пособие с иллюстрациями Издательство: Литур, 2011. - 61 с.
37. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников.- М., 1961.
38. Хрестоматия: Учебное пособие по теории и методике развития речи
детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений /составители: М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Издательский Центр «Академия», 2000.-560с.
39. Юрьева Н.М. Детский диалог: психологические функции // Семантика речевой деятельности /на материале онтогенеза/.- М.,1988.
40. Якубинский Л.П. О диалогической речи// Русская речь/ Под ред. Л.В.Щербы.-М.,1923.
41. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М., «Просвещение», 1998. -254с.
42. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1999.
43. Ушакова Оксана Семеновна Программа развития речи дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2015.-96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ