Организация самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере направления «Гуманитарные науки и искусства»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки организации самостоятельной работы
студентов по дисциплине «Педагогика» для бакалавров непедагогических направлений подготовки 7
1.1 Самостоятельная работа студентов как предмет психолого¬педагогического анализа 7
1.2 Особенности организации самостоятельной работы по дисциплине
«Педагогика» для студентов не педагогических направлений подготовки 16
1.3 Изучение уровня организации самостоятельной работы студентов при
подготовке бакалавров направления «Гуманитарные науки и искусства» 24
2 Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной
работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров направления «Гуманитарные науки и искусство» 31
2.1 Использование методов выявления и структурирования начальных знаний
при организации фронтальной формы работы студентов 31
2.2 Применение методов усвоения и передачиновых знаний при организации
групповой формы работы студентов 37
2.3 Внедрение методов анализа результатов усвоения знаний и получения
обратной связи при организации индивидуальной самостоятельной работы студентов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
1 Теоретические предпосылки организации самостоятельной работы
студентов по дисциплине «Педагогика» для бакалавров непедагогических направлений подготовки 7
1.1 Самостоятельная работа студентов как предмет психолого¬педагогического анализа 7
1.2 Особенности организации самостоятельной работы по дисциплине
«Педагогика» для студентов не педагогических направлений подготовки 16
1.3 Изучение уровня организации самостоятельной работы студентов при
подготовке бакалавров направления «Гуманитарные науки и искусства» 24
2 Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной
работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров направления «Гуманитарные науки и искусство» 31
2.1 Использование методов выявления и структурирования начальных знаний
при организации фронтальной формы работы студентов 31
2.2 Применение методов усвоения и передачиновых знаний при организации
групповой формы работы студентов 37
2.3 Внедрение методов анализа результатов усвоения знаний и получения
обратной связи при организации индивидуальной самостоятельной работы студентов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
В современных условиях изменения, происходящие в высшей школе, предполагают смену ключевых ориентиров в организации образовательного процесса. Новая парадигма образования рассматривает в качестве приоритета интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития. Если прежние концепции были рассчитаны на такие символы обучения, как знания, умения, общественное воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, эрудиция, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования, высокая культура личности.
Формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний.
Поэтому одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать студенту прочные фундаментальные знания, на основе которых он смог бы в дальнейшем обучаться самостоятельно.
Решение задач современного образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Методологической основой для организации самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, который состоит в том, что цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.
В работах Л.Г. Вяткина, М.Г. Гарунова, Н.Г. Дайри, Б.П. Есипова, И.И. Ильясова, И.Л. Наумченко, Н.Д. Никандрова, П.И. Пидкасистого, В.Л. Шатуновского и др. в разные годы предпринимались активные и плодотворные попытки определения сущности понятия «самостоятельной работы» как в широком, так и в узком значении этого термина, ее места в системе обучения, в том числе и в высшей школе, выявлении условий, способствующих ее активизации.
Таким образом, изучение теоретических предпосылок и анализ современного этапа развития системы образования позволяет выявить ряд противоречий между:
- возрастающей потребностью государства и общества в специалистах, способных самостоятельно поддерживать уровень собственной квалификации, и недостаточным вниманием к организации самостоятельной работы студентов;
- наличием объективного потенциала высшей школы для формирования готовности к личностному и профессиональному самообразованию студентов и его недостаточной востребованностью при организации учебно¬воспитательного процесса по базовым дисциплинам (в том числе и педагогической тематики);
- стремлением студентов к овладению самообразовательными умениями и навыками и недостаточной разработанностью методов организации самостоятельной работы, направленных на реализацию данного стремления в ходе профессиональной подготовки.
Названные противоречия актуализируют проблему исследования, которая состоит в поиске оптимальных методов организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» для бакалавров непедагогических направлений подготовки.
Актуальность, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также ее практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика» для бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере направления «Гуманитарные науки и искусства»)».
Цель исследования: разработка и реализация методов организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере направления «Гуманитарные науки и искусства»).
Объект исследования: организация образовательного процесса по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки .
Предмет исследования: методы организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки.
Гипотеза исследования: организация самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки будет более результативной, если будут использованы следующие методы:
-выявление и структурирование начальных знаний при организации фронтальной формы работы студентов;
- усвоение и передача новых знаний при организации групповой формы работы студентов;
- анализ результатов усвоения знаний и получения обратной связи при организации индивидуальной самостоятельной работы студентов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы организации самостоятельной работы студентов.
2. Выявить особенности организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика» для бакалавров непедагогических направлений подготовки.
3. Изучить состояние организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика» для бакалавров непедагогических направлений подготовки.
4. Разработать методы организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» для бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере студентов направления «Гуманитарные науки и искусства»).
5. Реализовать методы организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» для бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере студентов направления «Гуманитарные науки и искусства»).
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта, изучение нормативной базы, методических пособий; эмпирические - педагогический эксперимент, анкетирование; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (Институт педагогики, психологии и социологии).
Объем и структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами.
Формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний.
Поэтому одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать студенту прочные фундаментальные знания, на основе которых он смог бы в дальнейшем обучаться самостоятельно.
Решение задач современного образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Методологической основой для организации самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, который состоит в том, что цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.
В работах Л.Г. Вяткина, М.Г. Гарунова, Н.Г. Дайри, Б.П. Есипова, И.И. Ильясова, И.Л. Наумченко, Н.Д. Никандрова, П.И. Пидкасистого, В.Л. Шатуновского и др. в разные годы предпринимались активные и плодотворные попытки определения сущности понятия «самостоятельной работы» как в широком, так и в узком значении этого термина, ее места в системе обучения, в том числе и в высшей школе, выявлении условий, способствующих ее активизации.
Таким образом, изучение теоретических предпосылок и анализ современного этапа развития системы образования позволяет выявить ряд противоречий между:
- возрастающей потребностью государства и общества в специалистах, способных самостоятельно поддерживать уровень собственной квалификации, и недостаточным вниманием к организации самостоятельной работы студентов;
- наличием объективного потенциала высшей школы для формирования готовности к личностному и профессиональному самообразованию студентов и его недостаточной востребованностью при организации учебно¬воспитательного процесса по базовым дисциплинам (в том числе и педагогической тематики);
- стремлением студентов к овладению самообразовательными умениями и навыками и недостаточной разработанностью методов организации самостоятельной работы, направленных на реализацию данного стремления в ходе профессиональной подготовки.
Названные противоречия актуализируют проблему исследования, которая состоит в поиске оптимальных методов организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» для бакалавров непедагогических направлений подготовки.
Актуальность, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также ее практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика» для бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере направления «Гуманитарные науки и искусства»)».
Цель исследования: разработка и реализация методов организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере направления «Гуманитарные науки и искусства»).
Объект исследования: организация образовательного процесса по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки .
Предмет исследования: методы организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки.
Гипотеза исследования: организация самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки будет более результативной, если будут использованы следующие методы:
-выявление и структурирование начальных знаний при организации фронтальной формы работы студентов;
- усвоение и передача новых знаний при организации групповой формы работы студентов;
- анализ результатов усвоения знаний и получения обратной связи при организации индивидуальной самостоятельной работы студентов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы организации самостоятельной работы студентов.
2. Выявить особенности организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика» для бакалавров непедагогических направлений подготовки.
3. Изучить состояние организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика» для бакалавров непедагогических направлений подготовки.
4. Разработать методы организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» для бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере студентов направления «Гуманитарные науки и искусства»).
5. Реализовать методы организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» для бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере студентов направления «Гуманитарные науки и искусства»).
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта, изучение нормативной базы, методических пособий; эмпирические - педагогический эксперимент, анкетирование; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (Институт педагогики, психологии и социологии).
Объем и структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере направления «Гуманитарные науки и искусства»).
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что решение проблемы организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере направления «Гуманитарные науки и искусства») исходит их общетеоретических представлений о феномене организации самостоятельной работы студентов.
В качестве рабочего понятия нами использовалось определение самостоятельной работы студента И.А. Зимней: «Самостоятельная работа - целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и коррегируемая им по процессу и результату деятельность».
Рассмотрев содержание самостоятельной работы и особенности процесса её организации, мы выявили актуальный уровень её организации у бакалавров направления «Гуманитарные науки и искусства» при помощи опросника С.А. Пакулиной «Психолого - педагогическая диагностика организации, управления и руководства самостоятельной работой студентов».
Особенности организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере направления «Гуманитарные науки и искусства») выражаются в организационных формах работы, на которых мы опирались в работе.
Нами были использованы три формы работы для организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки: фронтальная, групповая и индивидуальная. При этом были разработаны следующие методы организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки: выявление и структурирование начальных знаний при организации фронтальной формы работы студентов; усвоение и передача новых знаний при организации групповой формы работы студентов; анализ результатов усвоения знаний и получения обратной связи при организации индивидуальной самостоятельной работы студентов.
Результативность методов в плане решения поставленных в ходе исследования задач подтверждается наличием положительной динамики организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере направления «Гуманитарные науки и искусства»).
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что решение проблемы организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере направления «Гуманитарные науки и искусства») исходит их общетеоретических представлений о феномене организации самостоятельной работы студентов.
В качестве рабочего понятия нами использовалось определение самостоятельной работы студента И.А. Зимней: «Самостоятельная работа - целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и коррегируемая им по процессу и результату деятельность».
Рассмотрев содержание самостоятельной работы и особенности процесса её организации, мы выявили актуальный уровень её организации у бакалавров направления «Гуманитарные науки и искусства» при помощи опросника С.А. Пакулиной «Психолого - педагогическая диагностика организации, управления и руководства самостоятельной работой студентов».
Особенности организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере направления «Гуманитарные науки и искусства») выражаются в организационных формах работы, на которых мы опирались в работе.
Нами были использованы три формы работы для организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки: фронтальная, групповая и индивидуальная. При этом были разработаны следующие методы организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки: выявление и структурирование начальных знаний при организации фронтальной формы работы студентов; усвоение и передача новых знаний при организации групповой формы работы студентов; анализ результатов усвоения знаний и получения обратной связи при организации индивидуальной самостоятельной работы студентов.
Результативность методов в плане решения поставленных в ходе исследования задач подтверждается наличием положительной динамики организации самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере направления «Гуманитарные науки и искусства»).



