Введение 5
1 Теоретические основы организации учебного процесса по дисциплине
"Русский язык и культура речи" 7
1.1 Особенности и специфика организации учебного процесса в высшем
учебном заведении 7
1.2 Специфика дисциплины «Русский язык и культура речи» 12
1.3 Педагогические технологии для преподавания дисциплины 16
2 Теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения
дисциплины «Русский язык и культура речи» 23
2.1 Основные понятия и сущность учебно-методического обеспечения
учебного процесса 23
2.2 Теоретические основы разработки педагогических программных
средств 29
2.3 Теоретические основы разработки электронных курсов 35
3 Обоснование и разработка учебно-методического обеспечения дисциплины
«Русский язык и культура речи» 40
3.1 Обоснование и разработка рабочей программы дисциплины «Русский
язык и культура речи» 41
3.2 Обоснование и разработка лекционных и практических занятий по
дисциплине «Русский язык и культура речи» 44
3.3 Обоснование и разработка электронного обучающего курса «Русский
язык и культура речи» 57
4 Апробация и экспертиза учебно-методического обеспечения дисциплины
«Русский язык и культура речи» в учебном процессе 74
4.1 Разработка программы апробации и экспертизы учебно-методического
обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи» 74
4.2 Анализ и результаты апробации и экспертизы учебно-методического
обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи» 76
Заключение 94
Список использованных источников 99
Приложение А 102
Приложение Б 120
Приложение В
Современные информационные и образовательные технологии приобретают все большее развитие во всех сферах науки, культуры и производства; технические средства информационной поддержки становятся неотъемлемой частью всей системы непрерывного образования. В настоящее время акцентируется внимание на возможность интеллектуального саморазвития человека при помощи информационных технологий, становятся значительными проблемы обеспечения учебного процесса подготовки выпускников вузов. Подобные технологии всё чаще применяются для передачи информации, а так же для обеспечения взаимодействия преподавателя и обучающегося в современных системах открытого и дистанционного образования.
Соответствующие положения нашли отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1], в документе «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» [2], в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования педагогических специальностей [3]. Многие приоритетные направления развития образования в стране, зафиксированные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года [4], связаны с использованием информационных технологий. Это способствует развитию научных исследований в данной области и определяет актуальность темы данной работы.
В Государственной программе развития образования до 2020 года [5] электронное обучение названо одним из 8 основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов.
Освоение современных информационных технологий в сфере образования даёт возможность педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса.
Благодаря электронному обучению происходит преобразование традиционного учебного процесса в познавательную деятельность обучающихся. В первую очередь, это позволяет приобрести знания и умения по изучаемому предмету, а так же по общим предметам - таким, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации.
Вышесказанное определило тему дипломной работы: Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи».
Цель исследования: разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи».
Объект: учебный процесс по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Предмет: учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи».
В основу исследования была положена гипотеза, которая состояла в том, что учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи» будет педагогически обоснованным, если оно разработано:
— с учётом специфики дисциплины;
— на основе использования инновационных педагогических технологий;
— в соответствии с теоретическими основами создания педагогических программных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Раскрыть особенности организации учебного процесса и специфику дисциплины «Русский язык и культура речи».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины.
3) Рассмотреть теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения учебной дисциплины.
4) Разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи».
5) Апробировать и провести экспертизу учебно-методического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи» в учебном процессе.
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
1) Анализ педагогической литературы по вопросам разработки методического обеспечения учебной дисциплины.
2) Анализ литературы по вопросам создания педагогических программных средств и электронных курсов.
3) Анализ научной литературы по методике преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе.
4) Анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.04.18 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)», учебных программ, учебников и учебных пособий по русскому языку и культуре речи.
5) Анкетирование, метод экспертных оценок.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 4 глав, содержащих выводы, заключения, списка использованных источников и 3 приложений. Список использованных источников включает в себя 45 изданий. В работе содержится 6 таблиц и 52 рисунка. Общий объём работы без учёта приложений составляет 101 страницу, с приложениями 124 страниц
Освоение современных информационных технологий в сфере образования даёт возможность педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса.
Благодаря электронному обучению происходит преобразование традиционного учебного процесса в познавательную деятельность обучающихся. В первую очередь, это позволяет приобрести знания и умения по изучаемому предмету, а так же по общим предметам - таким, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации.
На основании этого тема дипломной работы «Разработка учебно¬методического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи».
Целью выпускной квалификационной работы являлось разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи».
В результате выпускной квалификационной работы были сформулированы следующие задачи:
1) Раскрыть особенности организации учебного процесса и специфику дисциплины «Русский язык и культура речи».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины.
3) Рассмотреть теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения учебной дисциплины.
4) Разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи».
5) Апробировать и провести экспертизу учебно-методического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи» в учебном процессе.
Для решения первой задачи нами рассмотрены особенности организации учебного процесса в высшем учебном заведении и охарактеризована специфика дисциплины «Русский язык и культура речи». Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы и нормативных документов позволило систематизировать научные знания в соответствии с целью и задачами исследования и сделать ряд теоретических выводов:
1) Учебный процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластёнин).
2) Структуру учебного процесса составляют цель, преподаватель, обучающиеся и содержание обучения. Целью является социальный заказ, он подразумевает под собой тот или иной объём информации и соответствующее качество знаний, которым должен овладеть выпускник. Педагог представляет собой субъект процесса учения, он устанавливает цель учебного процесса, определяет содержание учебного материала, структуру занятия и методы учебной деятельности. Обучающийся также является субъектом учебного
3) Особенности организации учебного процесса, в первую очередь, связаны с особенностями современного студента как представителя цифрового поколения, а также с психическими новообразованиями студенческого возраста.
4) Учебный процесс в вузе осуществляется в условиях компетентностного подхода. Понятия компетенция / компетентность отличаются между собой. Считаем конструктивной позицию ученых, различающих компетенцию и компетентность по критерию общее - личное, понимая компетенцию как некие общие требования, которые предъявляются к человеку для выполнения определенной деятельности, а компетентность - это деятельностная, динамическая, личностная характеристика (присвоенная компетенция), реализуемая в деятельности и обеспечивающая её продуктивность.
5) Результатами обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи» по ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение» являются компетенции:
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкулътурного взаимодействия (ОК-4);
- способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
- способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознавать необходимость знания второго языка (ОПК-3).
8) Специфика дисциплины «Русский язык и культура речи» заключается в цели данной дисциплины, которая направлена на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях; в её задачах, состоящих в формировании у студентов основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества: продуцировать связные, правильно построенные монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения, а также участвовать в диалогических и полилогических ситуациях общения, устанавливать речевой контакт, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
9) Достижению результатов обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи» будут способствовать современные образовательные технологии. Педагогическими технологиями для дисциплины «Русский язык и культура речи» нами выбраны игровая, проектная технология, проблемное обучение, кейс-технология, коллективный способ обучения.
Во второй главе нами были рассмотрены определения понятия «учебно-методическое обеспечение учебного процесса». Под методическим обеспечением учебного процесса будем понимать обеспечение учебного процесса соответствующими методиками, то есть совокупностью методов, методических приемов, частных методических процедур и операций, позволяющих педагогу достичь определенных им целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического взаимодействия с обучающимися (П.И. Образцов).
Под составом учебно-методического обеспечения учебной дисциплины понимаются все его структурные компоненты, из которых оно слагается как целое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебной дисциплине, и называемое учебно-методическим комплексом дисциплины (УМКД).
В главе была рассмотрена сущность основополагающих нормативно-методических документов, определяющих содержание любой учебной дисциплины: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования и учебный план.
Были проанализированы Федеральный государственный образовательный стандарт и учебный план бакалавриата направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)».
Также нами были рассмотрены теоретические основы разработки педагогических программных средств. За основное определение понятия педагогических программных средств мы взяли трактовку Кухтина Д.В., который рассматривал их как отдельные программы и программные комплексы, предназначенные для применения в процессе изучения образовательной дисциплины.
Нами изучена классификация педагогических программных средств по целевому назначению, функциональному строению и степени активности учащегося, предложенная Горлушкиной Н.Н.
Рассмотрели виды электронных образовательных ресурсов, представленные в Положении об ЭОР, принятом в Сибирском федеральном университете.
Исходя из представленной классификации, мы определили, что разработанное нами педагогическое программное средство является электронным обучающим курсом, предназначенным для использования в учебном процессе по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Электронный обучающий курс (ЭОК) представляет собой ресурс, содержащий комплекс учебно - методических материалов, реализованных в информационной обучающей системе. Элементы ЭОК реализуются на основе информационной обучающей системы с соблюдением логики изложения учебных материалов в соответствии со структурой изучаемой дисциплины.
Определили, что при разработке педагогических программных средств необходимо учитывать основные и дидактические принципы.
Мы описали обучающую среду Moodle, которую использовали для создания электронного курса. Moodle - представляет собой систему управления содержимым сайта, специально разработанную для создания качественных online - курсов преподавателями. Используя возможности данной среды, рассмотрели блоки управления и выполняемые ими функции в электронном курсе.
В третьей главе была рассмотрена сущность основополагающих нормативно-методических документов, определяющих содержание любой учебной дисциплины: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования и учебный план.
Были проанализированы Федеральный государственный образовательный стандарт и учебный план бакалавриата направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)».
На основе анализа этих нормативных документов была разработана учебная программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для бакалавров направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)».
Далее мы рассмотрели особенности лекционных, практических, контрольных занятий:
Лекция - метод преподавания, состоящий в систематическом и последовательном устном изложении какой-либо темы раздела науки или учебного курса.
Практические занятия — метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.
На основе рассмотренных особенностей было разработано методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи», содержащее интеллектуально-коммуникативные и профессионально-ориентированные речевые ситуации (функциональные стили русского литературного языка в контексте педагогической деятельности, «Краткий словарь-справочник
профессиональных терминов», происходило расширение общей эрудиции будущего бакалавра, его когнитивного и личностного опыта, повышения уровня развития познавательного процесса через упражнения на раскрытие семантики различных понятий: «педагог», «рефлексия», самообразование» и других.
При разработке педагогических программных средств также необходимо учитывать дидактические принципы. Дидактические принципы - принципы дидактики, определяющие содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с общими целями воспитания и закономерностями процесса обучения.
- психологическая и педагогическая эргономичность;
- учет технических возможностей;
- функциональная полнота;
- приоритетность стратегии обучения;
- мотивационная и активностная обеспеченность;
- универсальность применения;
- принцип модульности построения.
При разработке электронного курса были соблюдены следующие дидактические принципы:
- научности;
- доступности;
- систематичности и последовательности обучения;
- компьютерной визуализации учебной информации;
- сознательности обучения, самостоятельности и активизации
деятельности обучаемого;
- интерактивного диалога;
- развития интеллектуального потенциала;
- суггестивной обратной связи.
Решая последнюю задачу, нами была проведена апробация электронного курса и разработанного методического обеспечения занятий. Апробация происходила в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» на 2 и 3 курсах направления подготовки «Профессиональное обучение по отраслям (информатика и вычислительная техника)» на лекционных, практических и итоговом занятиях вводилось новое средство обучения, а именно разработанный электронный обучающий курс. Также электронный курс был апробирован методом экспертных оценок.
Экспертами в исследовании выступили выпускники кафедры «Современные образовательные технологии»: специалист по организационному обеспечению кафедры «Современные образовательные технологии», методист Факультета повышения квалификации преподавателей СФУ (ФПКП), специалист по организационному обеспечению Высшей инженерной школы ИЦМиМ СФУ.
Данные, полученные в ходе апробации, подтверждают гипотезу о том, что использование методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» является педагогически обоснованным, так как оно разработано с учетом специфики дисциплины, на основе использования инновационных педагогических технологий, в соответствии с теоретическими основами создания педагогических программных средств.
В ходе выполненной работы задачи решены, цель достигнута.
1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
2 Решение коллегии Минобразования РФ от 4.11.2004 N ПК-5 «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации».
3 Федеральный Г осударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) / Мин. Образования РФ. М.: 2015. - 20 с.
4 Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года [Текст]: Доктрина №751: [принят - 04.10.2000 г.].
5 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [принят - 25.09.2012 г.].
6 Мединцева, И.П. Компетентностный подход в образовании [Текст] / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.
7 Загвязинский, В.П. О компетентностном подходе и его роли в совершенствовании высшего образования. Доклад на Ученом совете ТГУ 18.01. 2010. - Режим доступа:http:// www.wtmn.ru(дата обращения: 9.04.17)
8 Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. — 11е изд., стер. — Москва: Издательский центр «Академия», 2012. — 608 с.
9 Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.html(дата обращения: 10.04.17)
10 Коган, Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования /Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/ Под ред. А. В. Великановой. - Самара: Профи, 2011
11 Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации
компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2015.
12 Иванов, Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2009. - 101 с.
13 Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к образованию
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.urorao.ru/konf2005.php?mode=&exmod=zeer(дата обращения: 15.04.17)
14 Горюнова, Е.М. Развитие коммуникативных способностей студентов технического вуза при обучении иностранному языку: дисс... канд. псих. наук. - Тула, 2013. - 188 с.
15 Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.goodplogic.ru/glogs-122-1.html(дата обращения: 19.04.17)
16 Васильев, Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://cyberlemnka.ru/article/n/issledovanie-problemy-kommumkativnyh-i-organizatorskih-sposobnostey-v-psihologii(дата обращения: 19.04.17)
17 Бодалев, А.А. Психология общения: энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М., 2013.
18 Лисина, М. И. Общение и речь / М. И. Лисина. - М.: Педагогика,2012. - 208 с.
19 Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев.: Избр. псих. труды. - Л., Воронеж, 2014. - 447 с.
20 Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / под ред. Е. В. Бондаревская. - Ростов на Дону, 2000. - 351 с.
21 Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - Москва: Народное образование, 2005.
22 Ивасенко, А. Г. Управление проектами. / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, М. В. Каркавин: - Ростов на Дону: Феникс, 2009. - 327 с.
23 Батышев, С.Я. Энциклопедия профессионального образования. [Электронный ресурс]; под ред. Батышева С.Я. - Режим доступа: http://www.anovikov.ru/dict/epo.pdf(дата обращения: 19.04.17)
24 Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Валуева Н. В. М.: Оникс, 2010.
25 Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] // «Высшее образование в России». 2011. №6. С. 25-28.
26 Сенькина, Г. Е., Емельченков Е. П., Киселёва О. М. Методы
математического моделирования в обучении: монография/ Смол. гос. ун-т. — Смоленск, 2007.
27 Образцов, П. И., Дидактика высшей военной школы: Учебное
пособие [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.pavelobraztsov.narod.ru/text/dvvsh.htm(дата обращения: 21.04.17).
28 Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - 3-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
29 Бабко, Г.И. Проектирование и технология реализации инновационных образовательных процессов в вузе (из опыта сотрудничества РИВШ и БГАТУ) / Г. И. Бабко, А. В. Макаров. - Минск. Высшая школа: - 2009. № 2. 77 с.
30 Горлушкина, Н.Н. Педагогические программные средства / Учебное пособие. - Санкт Петербург: СПб ГИТМО (ТУ), 2012. - 152 с. - 100 экз.
31 Кухтин, Д.В. Словарь по технологиям обучения. [Электронный ресурс] Режим доступа:www.ndce.edu.ru(дата обращения: 29.04.17)
32 Башмаков, И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М.: Инф.-изд. дом «Филинъ», 2013. - 616 с.
33 Положение об электронных образовательных ресурсах Moodle Partners [Электронный ресурс]/ Режим доступа:https://moodle.org/(дата обращения: 4.05.17)
34 Зайнутдинова, Л.Х.. Создание и применение электронных учебников. Астрахань, ООО "ЦНТЭП", 2013, с. 364.
35 Положение об электронных образовательных ресурсах ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» [Электронный ресурс]: 2013. - 12 с. Режим доступа:http: //vii.sfu-kras .ru/images/libs/pol_el_edc_kurs .pdf(дата обращения: 8.05.17)
36 Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования нового поколения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1%82%D1%8B/336(дата обращения: 9.05.17)
37 Белозубов, А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое пособие. - СПб., 2009. - 108 с.
38 Открытые технологии. Moodle - система дистанционного обучения. Режим доступа:https://opentechnology.ru/products/moodle(дата обращения: 18.05.17)
39 Дистанционные курсы для педагогов по работе с MOODLE. Режим доступа:http://moodlearn.ru/mod/page/view.php?id= 174(дата обращения: 18.05.17)
40 Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. N 781. Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения: 19.05.17)
41 Кусаинов, А. Новое поколение учебников - требование дня//Мысль, 2012.
42 Демкин, В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. - Томск, 2012.
43 Лобачев, С.Л. Основы разработки электронных образовательных
ресурсов. Режим доступа:
http://www.intuit.ru/studies/courses/12103/1165/lecture/19311?page=4 (дата
обращения: 28.05.2017).
44 Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 - Педагогика и психология» - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. - 134 с.
45 Орлов, А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие. / А.И. Орлов. - Москва: Издательство "Март", 2004. - 568 с.