Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи»
|
Введение 5
1 Теоретические основы организации учебного процесса по дисциплине
"Русский язык и культура речи" 7
1.1 Особенности и специфика организации учебного процесса в высшем
учебном заведении 7
1.2 Специфика дисциплины «Русский язык и культура речи» 12
1.3 Педагогические технологии для преподавания дисциплины 16
2 Теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения
дисциплины «Русский язык и культура речи» 23
2.1 Основные понятия и сущность учебно-методического обеспечения
учебного процесса 23
2.2 Теоретические основы разработки педагогических программных
средств 29
2.3 Теоретические основы разработки электронных курсов 35
3 Обоснование и разработка учебно-методического обеспечения дисциплины
«Русский язык и культура речи» 40
3.1 Обоснование и разработка рабочей программы дисциплины «Русский
язык и культура речи» 41
3.2 Обоснование и разработка лекционных и практических занятий по
дисциплине «Русский язык и культура речи» 44
3.3 Обоснование и разработка электронного обучающего курса «Русский
язык и культура речи» 57
4 Апробация и экспертиза учебно-методического обеспечения дисциплины
«Русский язык и культура речи» в учебном процессе 74
4.1 Разработка программы апробации и экспертизы учебно-методического
обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи» 74
4.2 Анализ и результаты апробации и экспертизы учебно-методического
обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи» 76
Заключение 94
Список использованных источников 99
Приложение А 102
Приложение Б 120
Приложение В
1 Теоретические основы организации учебного процесса по дисциплине
"Русский язык и культура речи" 7
1.1 Особенности и специфика организации учебного процесса в высшем
учебном заведении 7
1.2 Специфика дисциплины «Русский язык и культура речи» 12
1.3 Педагогические технологии для преподавания дисциплины 16
2 Теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения
дисциплины «Русский язык и культура речи» 23
2.1 Основные понятия и сущность учебно-методического обеспечения
учебного процесса 23
2.2 Теоретические основы разработки педагогических программных
средств 29
2.3 Теоретические основы разработки электронных курсов 35
3 Обоснование и разработка учебно-методического обеспечения дисциплины
«Русский язык и культура речи» 40
3.1 Обоснование и разработка рабочей программы дисциплины «Русский
язык и культура речи» 41
3.2 Обоснование и разработка лекционных и практических занятий по
дисциплине «Русский язык и культура речи» 44
3.3 Обоснование и разработка электронного обучающего курса «Русский
язык и культура речи» 57
4 Апробация и экспертиза учебно-методического обеспечения дисциплины
«Русский язык и культура речи» в учебном процессе 74
4.1 Разработка программы апробации и экспертизы учебно-методического
обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи» 74
4.2 Анализ и результаты апробации и экспертизы учебно-методического
обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи» 76
Заключение 94
Список использованных источников 99
Приложение А 102
Приложение Б 120
Приложение В
Современные информационные и образовательные технологии приобретают все большее развитие во всех сферах науки, культуры и производства; технические средства информационной поддержки становятся неотъемлемой частью всей системы непрерывного образования. В настоящее время акцентируется внимание на возможность интеллектуального саморазвития человека при помощи информационных технологий, становятся значительными проблемы обеспечения учебного процесса подготовки выпускников вузов. Подобные технологии всё чаще применяются для передачи информации, а так же для обеспечения взаимодействия преподавателя и обучающегося в современных системах открытого и дистанционного образования.
Соответствующие положения нашли отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1], в документе «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» [2], в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования педагогических специальностей [3]. Многие приоритетные направления развития образования в стране, зафиксированные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года [4], связаны с использованием информационных технологий. Это способствует развитию научных исследований в данной области и определяет актуальность темы данной работы.
В Государственной программе развития образования до 2020 года [5] электронное обучение названо одним из 8 основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов.
Освоение современных информационных технологий в сфере образования даёт возможность педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса.
Благодаря электронному обучению происходит преобразование традиционного учебного процесса в познавательную деятельность обучающихся. В первую очередь, это позволяет приобрести знания и умения по изучаемому предмету, а так же по общим предметам - таким, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации.
Вышесказанное определило тему дипломной работы: Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи».
Цель исследования: разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи».
Объект: учебный процесс по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Предмет: учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи».
В основу исследования была положена гипотеза, которая состояла в том, что учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи» будет педагогически обоснованным, если оно разработано:
— с учётом специфики дисциплины;
— на основе использования инновационных педагогических технологий;
— в соответствии с теоретическими основами создания педагогических программных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Раскрыть особенности организации учебного процесса и специфику дисциплины «Русский язык и культура речи».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины.
3) Рассмотреть теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения учебной дисциплины.
4) Разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи».
5) Апробировать и провести экспертизу учебно-методического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи» в учебном процессе.
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
1) Анализ педагогической литературы по вопросам разработки методического обеспечения учебной дисциплины.
2) Анализ литературы по вопросам создания педагогических программных средств и электронных курсов.
3) Анализ научной литературы по методике преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе.
4) Анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.04.18 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)», учебных программ, учебников и учебных пособий по русскому языку и культуре речи.
5) Анкетирование, метод экспертных оценок.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 4 глав, содержащих выводы, заключения, списка использованных источников и 3 приложений. Список использованных источников включает в себя 45 изданий. В работе содержится 6 таблиц и 52 рисунка. Общий объём работы без учёта приложений составляет 101 страницу, с приложениями 124 страниц
Соответствующие положения нашли отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1], в документе «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» [2], в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования педагогических специальностей [3]. Многие приоритетные направления развития образования в стране, зафиксированные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года [4], связаны с использованием информационных технологий. Это способствует развитию научных исследований в данной области и определяет актуальность темы данной работы.
В Государственной программе развития образования до 2020 года [5] электронное обучение названо одним из 8 основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов.
Освоение современных информационных технологий в сфере образования даёт возможность педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса.
Благодаря электронному обучению происходит преобразование традиционного учебного процесса в познавательную деятельность обучающихся. В первую очередь, это позволяет приобрести знания и умения по изучаемому предмету, а так же по общим предметам - таким, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации.
Вышесказанное определило тему дипломной работы: Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи».
Цель исследования: разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи».
Объект: учебный процесс по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Предмет: учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи».
В основу исследования была положена гипотеза, которая состояла в том, что учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи» будет педагогически обоснованным, если оно разработано:
— с учётом специфики дисциплины;
— на основе использования инновационных педагогических технологий;
— в соответствии с теоретическими основами создания педагогических программных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Раскрыть особенности организации учебного процесса и специфику дисциплины «Русский язык и культура речи».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины.
3) Рассмотреть теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения учебной дисциплины.
4) Разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи».
5) Апробировать и провести экспертизу учебно-методического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи» в учебном процессе.
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
1) Анализ педагогической литературы по вопросам разработки методического обеспечения учебной дисциплины.
2) Анализ литературы по вопросам создания педагогических программных средств и электронных курсов.
3) Анализ научной литературы по методике преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе.
4) Анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.04.18 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)», учебных программ, учебников и учебных пособий по русскому языку и культуре речи.
5) Анкетирование, метод экспертных оценок.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 4 глав, содержащих выводы, заключения, списка использованных источников и 3 приложений. Список использованных источников включает в себя 45 изданий. В работе содержится 6 таблиц и 52 рисунка. Общий объём работы без учёта приложений составляет 101 страницу, с приложениями 124 страниц
Освоение современных информационных технологий в сфере образования даёт возможность педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса.
Благодаря электронному обучению происходит преобразование традиционного учебного процесса в познавательную деятельность обучающихся. В первую очередь, это позволяет приобрести знания и умения по изучаемому предмету, а так же по общим предметам - таким, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации.
На основании этого тема дипломной работы «Разработка учебно¬методического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи».
Целью выпускной квалификационной работы являлось разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи».
В результате выпускной квалификационной работы были сформулированы следующие задачи:
1) Раскрыть особенности организации учебного процесса и специфику дисциплины «Русский язык и культура речи».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины.
3) Рассмотреть теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения учебной дисциплины.
4) Разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи».
5) Апробировать и провести экспертизу учебно-методического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи» в учебном процессе.
Для решения первой задачи нами рассмотрены особенности организации учебного процесса в высшем учебном заведении и охарактеризована специфика дисциплины «Русский язык и культура речи». Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы и нормативных документов позволило систематизировать научные знания в соответствии с целью и задачами исследования и сделать ряд теоретических выводов:
1) Учебный процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластёнин).
2) Структуру учебного процесса составляют цель, преподаватель, обучающиеся и содержание обучения. Целью является социальный заказ, он подразумевает под собой тот или иной объём информации и соответствующее качество знаний, которым должен овладеть выпускник. Педагог представляет собой субъект процесса учения, он устанавливает цель учебного процесса, определяет содержание учебного материала, структуру занятия и методы учебной деятельности. Обучающийся также является субъектом учебного
3) Особенности организации учебного процесса, в первую очередь, связаны с особенностями современного студента как представителя цифрового поколения, а также с психическими новообразованиями студенческого возраста.
4) Учебный процесс в вузе осуществляется в условиях компетентностного подхода. Понятия компетенция / компетентность отличаются между собой. Считаем конструктивной позицию ученых, различающих компетенцию и компетентность по критерию общее - личное, понимая компетенцию как некие общие требования, которые предъявляются к человеку для выполнения определенной деятельности, а компетентность - это деятельностная, динамическая, личностная характеристика (присвоенная компетенция), реализуемая в деятельности и обеспечивающая её продуктивность.
5) Результатами обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи» по ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение» являются компетенции:
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкулътурного взаимодействия (ОК-4);
- способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
- способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознавать необходимость знания второго языка (ОПК-3).
8) Специфика дисциплины «Русский язык и культура речи» заключается в цели данной дисциплины, которая направлена на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях; в её задачах, состоящих в формировании у студентов основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества: продуцировать связные, правильно построенные монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения, а также участвовать в диалогических и полилогических ситуациях общения, устанавливать речевой контакт, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
9) Достижению результатов обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи» будут способствовать современные образовательные технологии. Педагогическими технологиями для дисциплины «Русский язык и культура речи» нами выбраны игровая, проектная технология, проблемное обучение, кейс-технология, коллективный способ обучения.
Во второй главе нами были рассмотрены определения понятия «учебно-методическое обеспечение учебного процесса». Под методическим обеспечением учебного процесса будем понимать обеспечение учебного процесса соответствующими методиками, то есть совокупностью методов, методических приемов, частных методических процедур и операций, позволяющих педагогу достичь определенных им целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического взаимодействия с обучающимися (П.И. Образцов).
Под составом учебно-методического обеспечения учебной дисциплины понимаются все его структурные компоненты, из которых оно слагается как целое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебной дисциплине, и называемое учебно-методическим комплексом дисциплины (УМКД).
В главе была рассмотрена сущность основополагающих нормативно-методических документов, определяющих содержание любой учебной дисциплины: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования и учебный план.
Были проанализированы Федеральный государственный образовательный стандарт и учебный план бакалавриата направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)».
Также нами были рассмотрены теоретические основы разработки педагогических программных средств. За основное определение понятия педагогических программных средств мы взяли трактовку Кухтина Д.В., который рассматривал их как отдельные программы и программные комплексы, предназначенные для применения в процессе изучения образовательной дисциплины.
Нами изучена классификация педагогических программных средств по целевому назначению, функциональному строению и степени активности учащегося, предложенная Горлушкиной Н.Н.
Рассмотрели виды электронных образовательных ресурсов, представленные в Положении об ЭОР, принятом в Сибирском федеральном университете.
Исходя из представленной классификации, мы определили, что разработанное нами педагогическое программное средство является электронным обучающим курсом, предназначенным для использования в учебном процессе по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Электронный обучающий курс (ЭОК) представляет собой ресурс, содержащий комплекс учебно - методических материалов, реализованных в информационной обучающей системе. Элементы ЭОК реализуются на основе информационной обучающей системы с соблюдением логики изложения учебных материалов в соответствии со структурой изучаемой дисциплины.
Определили, что при разработке педагогических программных средств необходимо учитывать основные и дидактические принципы.
Мы описали обучающую среду Moodle, которую использовали для создания электронного курса. Moodle - представляет собой систему управления содержимым сайта, специально разработанную для создания качественных online - курсов преподавателями. Используя возможности данной среды, рассмотрели блоки управления и выполняемые ими функции в электронном курсе.
В третьей главе была рассмотрена сущность основополагающих нормативно-методических документов, определяющих содержание любой учебной дисциплины: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования и учебный план.
Были проанализированы Федеральный государственный образовательный стандарт и учебный план бакалавриата направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)».
На основе анализа этих нормативных документов была разработана учебная программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для бакалавров направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)».
Далее мы рассмотрели особенности лекционных, практических, контрольных занятий:
Лекция - метод преподавания, состоящий в систематическом и последовательном устном изложении какой-либо темы раздела науки или учебного курса.
Практические занятия — метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.
На основе рассмотренных особенностей было разработано методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи», содержащее интеллектуально-коммуникативные и профессионально-ориентированные речевые ситуации (функциональные стили русского литературного языка в контексте педагогической деятельности, «Краткий словарь-справочник
профессиональных терминов», происходило расширение общей эрудиции будущего бакалавра, его когнитивного и личностного опыта, повышения уровня развития познавательного процесса через упражнения на раскрытие семантики различных понятий: «педагог», «рефлексия», самообразование» и других.
При разработке педагогических программных средств также необходимо учитывать дидактические принципы. Дидактические принципы - принципы дидактики, определяющие содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с общими целями воспитания и закономерностями процесса обучения.
- психологическая и педагогическая эргономичность;
- учет технических возможностей;
- функциональная полнота;
- приоритетность стратегии обучения;
- мотивационная и активностная обеспеченность;
- универсальность применения;
- принцип модульности построения.
При разработке электронного курса были соблюдены следующие дидактические принципы:
- научности;
- доступности;
- систематичности и последовательности обучения;
- компьютерной визуализации учебной информации;
- сознательности обучения, самостоятельности и активизации
деятельности обучаемого;
- интерактивного диалога;
- развития интеллектуального потенциала;
- суггестивной обратной связи.
Решая последнюю задачу, нами была проведена апробация электронного курса и разработанного методического обеспечения занятий. Апробация происходила в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» на 2 и 3 курсах направления подготовки «Профессиональное обучение по отраслям (информатика и вычислительная техника)» на лекционных, практических и итоговом занятиях вводилось новое средство обучения, а именно разработанный электронный обучающий курс. Также электронный курс был апробирован методом экспертных оценок.
Экспертами в исследовании выступили выпускники кафедры «Современные образовательные технологии»: специалист по организационному обеспечению кафедры «Современные образовательные технологии», методист Факультета повышения квалификации преподавателей СФУ (ФПКП), специалист по организационному обеспечению Высшей инженерной школы ИЦМиМ СФУ.
Данные, полученные в ходе апробации, подтверждают гипотезу о том, что использование методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» является педагогически обоснованным, так как оно разработано с учетом специфики дисциплины, на основе использования инновационных педагогических технологий, в соответствии с теоретическими основами создания педагогических программных средств.
В ходе выполненной работы задачи решены, цель достигнута.
Благодаря электронному обучению происходит преобразование традиционного учебного процесса в познавательную деятельность обучающихся. В первую очередь, это позволяет приобрести знания и умения по изучаемому предмету, а так же по общим предметам - таким, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации.
На основании этого тема дипломной работы «Разработка учебно¬методического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи».
Целью выпускной квалификационной работы являлось разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи».
В результате выпускной квалификационной работы были сформулированы следующие задачи:
1) Раскрыть особенности организации учебного процесса и специфику дисциплины «Русский язык и культура речи».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины.
3) Рассмотреть теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения учебной дисциплины.
4) Разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи».
5) Апробировать и провести экспертизу учебно-методического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи» в учебном процессе.
Для решения первой задачи нами рассмотрены особенности организации учебного процесса в высшем учебном заведении и охарактеризована специфика дисциплины «Русский язык и культура речи». Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы и нормативных документов позволило систематизировать научные знания в соответствии с целью и задачами исследования и сделать ряд теоретических выводов:
1) Учебный процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластёнин).
2) Структуру учебного процесса составляют цель, преподаватель, обучающиеся и содержание обучения. Целью является социальный заказ, он подразумевает под собой тот или иной объём информации и соответствующее качество знаний, которым должен овладеть выпускник. Педагог представляет собой субъект процесса учения, он устанавливает цель учебного процесса, определяет содержание учебного материала, структуру занятия и методы учебной деятельности. Обучающийся также является субъектом учебного
3) Особенности организации учебного процесса, в первую очередь, связаны с особенностями современного студента как представителя цифрового поколения, а также с психическими новообразованиями студенческого возраста.
4) Учебный процесс в вузе осуществляется в условиях компетентностного подхода. Понятия компетенция / компетентность отличаются между собой. Считаем конструктивной позицию ученых, различающих компетенцию и компетентность по критерию общее - личное, понимая компетенцию как некие общие требования, которые предъявляются к человеку для выполнения определенной деятельности, а компетентность - это деятельностная, динамическая, личностная характеристика (присвоенная компетенция), реализуемая в деятельности и обеспечивающая её продуктивность.
5) Результатами обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи» по ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение» являются компетенции:
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкулътурного взаимодействия (ОК-4);
- способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
- способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознавать необходимость знания второго языка (ОПК-3).
8) Специфика дисциплины «Русский язык и культура речи» заключается в цели данной дисциплины, которая направлена на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях; в её задачах, состоящих в формировании у студентов основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества: продуцировать связные, правильно построенные монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения, а также участвовать в диалогических и полилогических ситуациях общения, устанавливать речевой контакт, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
9) Достижению результатов обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи» будут способствовать современные образовательные технологии. Педагогическими технологиями для дисциплины «Русский язык и культура речи» нами выбраны игровая, проектная технология, проблемное обучение, кейс-технология, коллективный способ обучения.
Во второй главе нами были рассмотрены определения понятия «учебно-методическое обеспечение учебного процесса». Под методическим обеспечением учебного процесса будем понимать обеспечение учебного процесса соответствующими методиками, то есть совокупностью методов, методических приемов, частных методических процедур и операций, позволяющих педагогу достичь определенных им целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического взаимодействия с обучающимися (П.И. Образцов).
Под составом учебно-методического обеспечения учебной дисциплины понимаются все его структурные компоненты, из которых оно слагается как целое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебной дисциплине, и называемое учебно-методическим комплексом дисциплины (УМКД).
В главе была рассмотрена сущность основополагающих нормативно-методических документов, определяющих содержание любой учебной дисциплины: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования и учебный план.
Были проанализированы Федеральный государственный образовательный стандарт и учебный план бакалавриата направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)».
Также нами были рассмотрены теоретические основы разработки педагогических программных средств. За основное определение понятия педагогических программных средств мы взяли трактовку Кухтина Д.В., который рассматривал их как отдельные программы и программные комплексы, предназначенные для применения в процессе изучения образовательной дисциплины.
Нами изучена классификация педагогических программных средств по целевому назначению, функциональному строению и степени активности учащегося, предложенная Горлушкиной Н.Н.
Рассмотрели виды электронных образовательных ресурсов, представленные в Положении об ЭОР, принятом в Сибирском федеральном университете.
Исходя из представленной классификации, мы определили, что разработанное нами педагогическое программное средство является электронным обучающим курсом, предназначенным для использования в учебном процессе по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Электронный обучающий курс (ЭОК) представляет собой ресурс, содержащий комплекс учебно - методических материалов, реализованных в информационной обучающей системе. Элементы ЭОК реализуются на основе информационной обучающей системы с соблюдением логики изложения учебных материалов в соответствии со структурой изучаемой дисциплины.
Определили, что при разработке педагогических программных средств необходимо учитывать основные и дидактические принципы.
Мы описали обучающую среду Moodle, которую использовали для создания электронного курса. Moodle - представляет собой систему управления содержимым сайта, специально разработанную для создания качественных online - курсов преподавателями. Используя возможности данной среды, рассмотрели блоки управления и выполняемые ими функции в электронном курсе.
В третьей главе была рассмотрена сущность основополагающих нормативно-методических документов, определяющих содержание любой учебной дисциплины: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования и учебный план.
Были проанализированы Федеральный государственный образовательный стандарт и учебный план бакалавриата направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)».
На основе анализа этих нормативных документов была разработана учебная программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для бакалавров направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)».
Далее мы рассмотрели особенности лекционных, практических, контрольных занятий:
Лекция - метод преподавания, состоящий в систематическом и последовательном устном изложении какой-либо темы раздела науки или учебного курса.
Практические занятия — метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.
На основе рассмотренных особенностей было разработано методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи», содержащее интеллектуально-коммуникативные и профессионально-ориентированные речевые ситуации (функциональные стили русского литературного языка в контексте педагогической деятельности, «Краткий словарь-справочник
профессиональных терминов», происходило расширение общей эрудиции будущего бакалавра, его когнитивного и личностного опыта, повышения уровня развития познавательного процесса через упражнения на раскрытие семантики различных понятий: «педагог», «рефлексия», самообразование» и других.
При разработке педагогических программных средств также необходимо учитывать дидактические принципы. Дидактические принципы - принципы дидактики, определяющие содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с общими целями воспитания и закономерностями процесса обучения.
- психологическая и педагогическая эргономичность;
- учет технических возможностей;
- функциональная полнота;
- приоритетность стратегии обучения;
- мотивационная и активностная обеспеченность;
- универсальность применения;
- принцип модульности построения.
При разработке электронного курса были соблюдены следующие дидактические принципы:
- научности;
- доступности;
- систематичности и последовательности обучения;
- компьютерной визуализации учебной информации;
- сознательности обучения, самостоятельности и активизации
деятельности обучаемого;
- интерактивного диалога;
- развития интеллектуального потенциала;
- суггестивной обратной связи.
Решая последнюю задачу, нами была проведена апробация электронного курса и разработанного методического обеспечения занятий. Апробация происходила в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» на 2 и 3 курсах направления подготовки «Профессиональное обучение по отраслям (информатика и вычислительная техника)» на лекционных, практических и итоговом занятиях вводилось новое средство обучения, а именно разработанный электронный обучающий курс. Также электронный курс был апробирован методом экспертных оценок.
Экспертами в исследовании выступили выпускники кафедры «Современные образовательные технологии»: специалист по организационному обеспечению кафедры «Современные образовательные технологии», методист Факультета повышения квалификации преподавателей СФУ (ФПКП), специалист по организационному обеспечению Высшей инженерной школы ИЦМиМ СФУ.
Данные, полученные в ходе апробации, подтверждают гипотезу о том, что использование методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» является педагогически обоснованным, так как оно разработано с учетом специфики дисциплины, на основе использования инновационных педагогических технологий, в соответствии с теоретическими основами создания педагогических программных средств.
В ходе выполненной работы задачи решены, цель достигнута.
Подобные работы
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ КИТАЙЦЕВ.
(Первый уровень)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование умений этикетной речи у младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Реализация интегрированного подхода в процессе развита речи младших школьников («Русский язык» и «Литературное чтение»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОЗДАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ "ОБЫКНОВЕННЫЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ И ИХ СИСТЕМЫ" НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКМ MAPLE
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ОБУЧЕНИЕ НАРРАТИВУ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОВНЕ БАКАЛАВРИАТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2023



