Гид по Красноярску» как условие социокультурной адаптации студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
|
Введение
1. Теоретические основы социокультурной адаптации студентов
бакалавриата 6
1.1 Психолого-педагогическая сущность социокультурной адаптации
студентов бакалавриата 6
1.2 Анализ отечественного опыта социокультурной адаптации
студентов 20
1.3 Характеристика сайта 30
Выводы по 1 главе 49
2. Экспериментальная работа по созданию сайта «Гид по Красноярску» для
социокультурной адаптации студентов 50
2.1. Характеристики сайта «Гид по Красноярску» 50
2.2. Результаты проведенной работы 57
Заключение 72
Список использованных источников 73
Приложение А 78
Приложение Б 80
Приложение В 82
1. Теоретические основы социокультурной адаптации студентов
бакалавриата 6
1.1 Психолого-педагогическая сущность социокультурной адаптации
студентов бакалавриата 6
1.2 Анализ отечественного опыта социокультурной адаптации
студентов 20
1.3 Характеристика сайта 30
Выводы по 1 главе 49
2. Экспериментальная работа по созданию сайта «Гид по Красноярску» для
социокультурной адаптации студентов 50
2.1. Характеристики сайта «Гид по Красноярску» 50
2.2. Результаты проведенной работы 57
Заключение 72
Список использованных источников 73
Приложение А 78
Приложение Б 80
Приложение В 82
Одним из основных социальных требований к высшим учебным заведениям, является ориентация образования на развитие личности студента, а так же его познавательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В чем заключается значимость адаптации? Прежде всего, с помощью адаптации происходит переход с высокопоставленных государственных задач на уровень - реальной жизнедеятельности человека. Поэтому задачей адаптации, является использование индивидуальных особенностей человека, для создания модели поведения личности. В окружающем нас обществе отражается поиск не только новых подходов к организации образования, но и современного взаимодействия культуры и образования. На современном этапе данное взаимодействие является одним из факторов социальной жизни.
«Адаптация» как термин впервые был введен Г. Аубертом и получил широкое распространение в науках разного направления, таких как, естественные, технические и общественные науки. Термин «адаптация» происходит от «adaptatio» - что означает в переводе «приспособление». Проблему адаптации студентов следует отнести к одной из остро стоящих социальных проблем современного образования, которая на данном этапе требует более глубокого изучения именно на практическом уровне: с методическими разработками, которые будут направлены на создание социокультурных программ, включающих приемы личностного культурного развития студентов. Адаптация - это активное творческое приспособление студентов к новым условия, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, коллективный и личный режим труда, досуга, система работы по самообразованию и самовоспитанию. Именно через социокультурную адаптацию формируется активная гражданская позиция человека, обусловливающая его выбор моделей и стратегий поведения. Таким образом, с учетом выше изложенного, данное исследование представляется весьма актуальным.
Анализ социальной, психолого-педагогической литературы по проблеме и изучение реального состояния социокультурной адаптации современных студентов позволили выявить основное противоречие между наличием психолого-педагогических представлений об образовательном потенциале сайтов и недостаточной разработанностью педагогических условий для их реализации в процессе социокультурной адаптации студентов. Поиск путей разрешения данного противоречия составил проблему исследования.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Гид по Красноярску» как условие социокультурной адаптации студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Объект исследования: процесс социокультурной адаптации студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Предмет исследования: сайт как условие социокультурной адаптации студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать сайт как условие социокультурной адаптации студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Гипотеза исследования: сайт «Гид по Красноярску» станет условием социокультурной адаптации студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор», если контент сайта отражает культурную сферу городу Красноярска, а сами студенты принимают деятельное участие в его наполнении (контента сайта).
Задачи исследования:
а) Исследовать теоретические предпосылки социокультурной адаптации студентов бакалавриата.
б) Описать характеристики сайта как условия условие социокультурной адаптации студентов.
в) Разработать и апробировать сайт «Гид по Красноярску», как условие социокультурной адаптации студентов.
Методологической основой исследования явились: достижения современных исследований, связанных с проблемами высшего образования, социокультурной адаптации (проанализированы работы Ф.Т.Михайлова, В.И.Гараджи, Ю.В. Рождественского, В.П.Зинченко, В.В.Краевского, B.C. Собкина, А.С.Запесоцкого, Б.П. Юсова, А.А.Реана, В.И.Андреева, Ю.Н.Афанасьева, В.Лекторского и др.); философские, психологические, социологические, педагогические подходы к социализации личности, сложившиеся в отечественной и зарубежной науке (К.А.Абульханова-Славская, Л.ИАнцыферова, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, В.А.Петровский и др.); законодательные документы о современном образовании.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы; опросные методы (анкетирование, беседа); опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующий этапы; математические методы обработки результатов опытно¬экспериментальной работы.
Базой научного исследования явился институт педагогики, психологии и социологии СФУ. Опытно-экспериментальная работа проводилась на втором курсе бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 41 человек.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в ПППС СФУ; на международной конференции «Проспект Свободный -2017» (Красноярск, 2017).
Объем и структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений.
«Адаптация» как термин впервые был введен Г. Аубертом и получил широкое распространение в науках разного направления, таких как, естественные, технические и общественные науки. Термин «адаптация» происходит от «adaptatio» - что означает в переводе «приспособление». Проблему адаптации студентов следует отнести к одной из остро стоящих социальных проблем современного образования, которая на данном этапе требует более глубокого изучения именно на практическом уровне: с методическими разработками, которые будут направлены на создание социокультурных программ, включающих приемы личностного культурного развития студентов. Адаптация - это активное творческое приспособление студентов к новым условия, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, коллективный и личный режим труда, досуга, система работы по самообразованию и самовоспитанию. Именно через социокультурную адаптацию формируется активная гражданская позиция человека, обусловливающая его выбор моделей и стратегий поведения. Таким образом, с учетом выше изложенного, данное исследование представляется весьма актуальным.
Анализ социальной, психолого-педагогической литературы по проблеме и изучение реального состояния социокультурной адаптации современных студентов позволили выявить основное противоречие между наличием психолого-педагогических представлений об образовательном потенциале сайтов и недостаточной разработанностью педагогических условий для их реализации в процессе социокультурной адаптации студентов. Поиск путей разрешения данного противоречия составил проблему исследования.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Гид по Красноярску» как условие социокультурной адаптации студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Объект исследования: процесс социокультурной адаптации студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Предмет исследования: сайт как условие социокультурной адаптации студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать сайт как условие социокультурной адаптации студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Гипотеза исследования: сайт «Гид по Красноярску» станет условием социокультурной адаптации студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор», если контент сайта отражает культурную сферу городу Красноярска, а сами студенты принимают деятельное участие в его наполнении (контента сайта).
Задачи исследования:
а) Исследовать теоретические предпосылки социокультурной адаптации студентов бакалавриата.
б) Описать характеристики сайта как условия условие социокультурной адаптации студентов.
в) Разработать и апробировать сайт «Гид по Красноярску», как условие социокультурной адаптации студентов.
Методологической основой исследования явились: достижения современных исследований, связанных с проблемами высшего образования, социокультурной адаптации (проанализированы работы Ф.Т.Михайлова, В.И.Гараджи, Ю.В. Рождественского, В.П.Зинченко, В.В.Краевского, B.C. Собкина, А.С.Запесоцкого, Б.П. Юсова, А.А.Реана, В.И.Андреева, Ю.Н.Афанасьева, В.Лекторского и др.); философские, психологические, социологические, педагогические подходы к социализации личности, сложившиеся в отечественной и зарубежной науке (К.А.Абульханова-Славская, Л.ИАнцыферова, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, В.А.Петровский и др.); законодательные документы о современном образовании.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы; опросные методы (анкетирование, беседа); опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующий этапы; математические методы обработки результатов опытно¬экспериментальной работы.
Базой научного исследования явился институт педагогики, психологии и социологии СФУ. Опытно-экспериментальная работа проводилась на втором курсе бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 41 человек.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в ПППС СФУ; на международной конференции «Проспект Свободный -2017» (Красноярск, 2017).
Объем и структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проблема социокультурной адаптации студентов в современной социокультурной ситуации является актуальной и педагогически значимой. Нами выявлена специфика социокультурной адаптации студентов при обучении студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Опираясь на полученные результаты констатирующего этапа исследовательской работы, мы выявили уровень социокультурной адаптации студентов. Исходя из результатов, определила, что, несмотря на то, что всего лишь 20% опрашиваемых не хотели посещать культурно-исторические достопримечательности г. Красноярска, тем не менее, подавляющее большинство изъявили свое желание участвовать.
В своей выпускной квалификационной работе мы предложили свое видение решения вышеозначенной проблемы. Следует заметить, что положительные результаты, полученные в итоге, позволяют признать теоретическую и практическую значимость гипотезы: сайт «Гид по Красноярску» станет условием социокультурной адаптации студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор», если контент сайта отражает культурную сферу городу Красноярска, а сами студенты принимают деятельное участие в его наполнении (контента сайта).
В работе обоснована целесообразность и возможность введения сайта. Положительные результаты, полученные в итоге работы, позволяют признать теоретическую и практическую значимость разработанного сайта. Подтверждением положительных результатов являются приведенные в дипломной работе данные, выраженные в таблицах и диаграммах.
В целом, полученные в ходе выполненной работы теоретические выводы и эмпирические результаты позволяют подтвердить правомерность первоначально выдвинутой гипотезы.
Опираясь на полученные результаты констатирующего этапа исследовательской работы, мы выявили уровень социокультурной адаптации студентов. Исходя из результатов, определила, что, несмотря на то, что всего лишь 20% опрашиваемых не хотели посещать культурно-исторические достопримечательности г. Красноярска, тем не менее, подавляющее большинство изъявили свое желание участвовать.
В своей выпускной квалификационной работе мы предложили свое видение решения вышеозначенной проблемы. Следует заметить, что положительные результаты, полученные в итоге, позволяют признать теоретическую и практическую значимость гипотезы: сайт «Гид по Красноярску» станет условием социокультурной адаптации студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор», если контент сайта отражает культурную сферу городу Красноярска, а сами студенты принимают деятельное участие в его наполнении (контента сайта).
В работе обоснована целесообразность и возможность введения сайта. Положительные результаты, полученные в итоге работы, позволяют признать теоретическую и практическую значимость разработанного сайта. Подтверждением положительных результатов являются приведенные в дипломной работе данные, выраженные в таблицах и диаграммах.
В целом, полученные в ходе выполненной работы теоретические выводы и эмпирические результаты позволяют подтвердить правомерность первоначально выдвинутой гипотезы.



