Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Комплекс занятий «Тестопластика» как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Работа №27230

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
727
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Психолого-физиологические особенности развития мелкой моторики
младшего дошкольного возраста 7
1.2 Анализ отечественной теории и практики развития мелкой моторики
младшего дошкольного возраста 17
1.3 Тестопластика: сущность, особенности применения 27
Выводы по первой главе 40
2 КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ «ТЕСТОПЛАСТИКА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1 Организация и проведение комплекса занятий по тестопластике у
младших дошкольников 41
2.2 Результаты экспертной оценки комплекса занятий «Тестопластика» как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 56
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ


Развитие современных детей имеет специфику, связанную с современным образом жизни, социальной и материальной среды, которая их окружает.
Во многом эта среда мало приспособлена для того, чтобы маленькие дети гармонично развивались физически и психически, поэтому часто возникают дисбалансы в развитии детей.
Значительную роль в младшем дошкольном возрасте для физического и
психического развития у ребенка, играет своевременное развитие мелкой моторики, так как в этом возрасте завершается сензитивный для этого развития период.
Актуальность данного исследования определяется тем, что развитие
мелкой моторики физически и психически связано с развитием познавательной,
волевой и эмоциональной сфер жизнедеятельности любого ребенка. У младших
дошкольников это особенно важно, так как способствует их более успешной
социализации и интеграции в окружающее жизненное и социальное пространство общества. Развитие мелкой моторики, проявляющееся как одно из условий
осуществления познавательной деятельности ребенком, обеспечивает возможности дальнейшего успешного обучения и социализации.
Уже начиная с младенческого возраста, мелкая моторика дает базовые
навыки оперирования с предметным окружающим миром, и постепенно усложняясь, эти навыки сопровождают и во многом задают усложнение структур
мозга, отвечающих за психическое развитие ребенка. Именно поэтому, как к
младшему дошкольному возрасту, так и непосредственно уже в этом возрасте,
мелкая моторика настолько усложняется вместе с функционированием высшей
нервной деятельностью, и становится согласованна с речью, с психическими
процессами, что в случае, если происходит ее отставание, она нуждается в
срочном развитии, подкрепляющем развитие психики.4
Кроме того, развитие мелкой моторики имеет и социальное выражение –
для ребенка важны навыки, приобретаемые для множества действий, связанных
с самообслуживанием, с бытовыми действиями, для развития координации
движений в целом. Нужно отметить, что у современных детей, посещающих
дошкольное образовательное учреждение, мелкая моторика часто неразвита в
достаточной степени, не соответствует возрастным нормам.
Именно поэтому существует потребность в поиске эффективных средств
развития мелкой моторики, которые бы естественным образом сочетались с
возрастным развитием детей младшего дошкольного возраста.
Одним из направлений поиска таких средств развития мелкой моторики
является работа детей с тестом, которая в настоящее время сложилась в целое
направление – тестопластику. Выбор такого материала для развития мелкой
моторики детей, как тесто, обусловлен доступностью для самостоятельного освоения и естественной природой материала, который – самый осязаемый для
ребенка материал, приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.
Тесто выступает той предметной средой, форму которой задает сам ребенок с помощью своих рук, выступающих в качестве инструментов. Именно
занятия тестопластикой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка,
и поэтому было проведено исследование, направленное на изучение тестопластики как средства развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте
(3-4года).
Всё вышеизложенное послужило основанием для выбора темы бакалаврской работы «Комплекс занятий «Тестопластика» как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей
младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.5
Цель: теоретически обосновать, организовать и реализовать комплекс занятий по тестопластике как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста и провести его экспертную оценку.
Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики у детей младшего
дошкольного возраста будет более результативным, если комплекс занятий по
тестопластике соответствует возрастным психофизиологическим особенностям
детей, а родители воспитанников будут вовлечены в эту деятельность.
В ходе исследовательской работы решался ряд необходимых задач:
1. Описать психофизиологические особенности развития мелкой моторики у
детей младшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать и раскрыть сущность и особенности тестопластики как
средства развития мелкой моторики.
3. Разработать и провести комплекс занятий «Тестопластика».
4. Провести экспертную оценку разработанного комплекса занятий.
Методологической основой исследования явились: теория формирования личности в деятельности и общении (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, В.А.
Кан-Калик, А.В. Мудрик и др.); идеи формирования личности ребенка (Ш.
Амонашвили, Г.Н. Волков и др.); теоретическое обоснование значения осязания
в становлении познавательной деятельности и теории сенсорного воспитания
дошкольников (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, А.К. Усова, М.
Монтессори и др.); законодательные документы о современной школе, образовании подрастающего поколения.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; обзор нормативных документов (образовательные стандарты, учебные планы, программы и т.п.); метод экспертной оценки.
База исследования: исследование проводилось в период с сентября
2015 по июнь 2016 года, в г.Красноярске. В исследовании участвовали 12 детей
младшего дошкольного возраста, на базе частного ЦДВ «Солнышко», г. Красноярск.6
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, список используемой литературы, приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования возможностей использования тестопластики, как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года), было выяснено, что мелкая моторика может рассматриваться как способность ребёнка выполнять последовательность мелких и
точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма.
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
имеет значение для всей их когнитивной сферы и речи, для развития зрительномоторной координации движений рук, для выполнения ими множества предметных действий (так как в три года предметная деятельность является ведущей), а также орудийных действий. Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4
лет происходит последовательно, постепенно, через первоначальное научение
дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать
им. Ребёнок трёх лет решает встающую перед ним предметную задачу по операциям с предметами сразу. Два основных фактора определяют развитие моторики – созревание и научение, но в дошкольном возрасте не всегда ясно, что
является первостепенным – созревание или научение.
Тестопластика в проведенном исследовании понималась как искусство
создания объемных и рельефных изделий из теста (соленого теста), как один из
видов художественного конструирования, способ развития мелкой моторики.
Проведенное исследование было направлено на проверку эффективности предложенной системы занятий по тестопластике для развития мелкой моторики у
младших дошкольников. В предложенном комплексе занятий, вместо соленого
теста используется тесто сдобное, со вкусом, который нравится детям. Также
используются различные съедобные наполнители (пищевые красители, орешки,
семечки т.п.). Использование сдобного теста направлено на закрепление у детей
мотивации на работу с тестом, в результате чего развивается мелкая моторика.72
Для усиления эффекта занятий с тестом, привлекаются также родители детей,
проводятся выставки изделий детей, чаепития.
Разработанный комплекс занятий «Тестопластика» как средство развития
мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, был оценен по достоинству экспертами-специалистами дошкольного образования, а также была
подтверждена его эффективность по результатам проведенного диагностического исследования.
Таким образом, выдвинута гипотеза была подтверждена, цель задачи работы были реализованы.


Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. − М.: Академия,
2012. – с. 240.
2. Богатеева З. А. Занятия лепкой в детском саду / З.А. Богатеева. − М.:
Просвещение, 2013. – 224 с.
3. Бельтюкова Н. Учимся лепить / Н. Бельтюкова, С. Петров, В.Кард. −М.:
Академия , 2012. – с. 224.
4. Беляев Н. Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев. – Ставрополь: СГУ,
2013. – 246 с.
5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности/Н.А.Бернштейн. − М.: НАУКА, 2013. – 349 с.
6. Васина Н. Соленое тесто/ Н. Васина − М.: Айрис-Пресс, 2012. – 66 с.
7. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику/ Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. –
СПб.: Питер, 2014. – с. 144.
8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/
Г.Г.Григорьева − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 344 с.
9. Гусева И. Соленое тесто (лепка и роспись)/ И. Гусева. – СПб.: Литера,
2013. – 155 с.
10.Давыдова Г. Н. Детский дизайн/ Г. Н.Давыдова − М.: Скрипторий, 2012. –
122 с.
11.Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок/ Н. В. Дубровская. –
М.: АСТ, 2014. – 644 с.
12.Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста/ Н.В. Зимина. − М.: ООО ТД
«Издательство Мир книги», 2012. – 192 с.
13.Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 76 – 78.
14.Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. −
М.: Академия, 2012. – 416 с.74
15.Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет / Д. Н. Колдина. – М.: МозаикаСинтез, 2012. – 64 с.
16.Кружецкий В.А. Психология/ В.А. Кружецкий. − М.: Просвещение, 2013.
. – 455 с.
17.Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы во второй
младшей группе детского сада/ Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез,
2012. – 212 с.
18.Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка»/ М. М.Кольцова. − М.: Педагогика, 2013. – 341 с.
19.Лыкова, И.А. Мы лепили, мы играли: кн. для педагогов / И.А. Лыкова;
под ред. И.А.Лыкова. – М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2013. – 125с.
20.Лыкова, И.А. Лепим с мамой, азбука лепки: кн. для педагогов дошкольного образования / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. – М.: КАРАПУЗ -
ДИДАКТИКА, 2014. – 134с.
21.Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем/ И.А. Лыкова. − М.: ИД «Цветной
мир». – 2012. – 132 с.
22.Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста/ И.А. Лыкова. - −
М.: ИД «Цветной мир». – 2012. – 98 с.
23.Любина Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду. – 2013. – № 5. – С. 24 – 28.
24.Морева Н. А. Основы педагогического мастерства / Н. А. Морева. − М.:
Педагогика, 2012. – 320 с.
25.Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие/
Ю.В. Микадзе. – СПб: Питер, 2015. // Сб. ст. по исследованиям психических явлений. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php
26.Орен Р. Секреты пластилина / Р. Орен. − М.: Просвещение, 2014. – 224 с.
27.Озерецкий Н.И. Моторная одаренность/ Н.И. Озерецкий. − М.: Академия,
2014.- 414 с.75
28.Пицык А. А. Игрушки из соленого теста/ А. А. Пицык. – М.: НиолаПресс, 2013. – 162 с.
29.Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»/ Л. П. Савина. – М.: Издательство «Родничок», 2014. – 184 с.
30. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга //Избранные произведения/
И.М. Сеченов. − М.: «Издательство АСТ», 2014. – 509 с.
31.Скребцова Т. О. Соленое тесто: Лепим поделки и сувениры/ Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 166 с.
32.Селетреникова Т. А. Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения / Т. А.Селетреникова, В. Л. Лернер, Е. В. Глухова / Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, Т. 15, № 1, 2016, С. 50.
33.Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»/ Т.А. Ткаченко. − М.:
ЭКСМО, 2013. – 182 с.
34.Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков» / Т.А.
Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 244 с.
35.Тихомирова О.Ю. Пластилиновая картина/ О.Ю.Тихомирова,
Г.А.Лебедева. − М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 179 с.
36.Узорова О. Н. Пальчиковые игры/ О. Н. Узорова. − М.: Эксмо, 2012. –
214 с.
37.Фирсова, А.И. Чудеса из солёного теста: кн. для педагогов образовательных учреждений /А.И. Фирсова. – М.:АЙРИС – ПРЕСС, 2013. – 243 с.
38.Халезова Н.Б. Лепка в детском саду/ Н.Б. Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В.
Пантюхина. − М.: Просвещение, 2014. – 218 с.
39.Хананова И. Соленое тесто / И. Хананова. – М.: Аст – Пресс - Книга,
2015. – 104 с.
40.Хоменко, В.А. Солёное тесто, шаг за шагом: В.А. Хоменко. – Харьков.:
Клуб Семейного Досуга, 2015. – 64 с.
41.Чаянова Г. Н. Соленое тесто/ Г. Н. Чаянова. – М.: Дрофа - Плюс, 2014. –
188 с.76
42.Шанина С. А. Пальчиковые игры для развития речи и мышления ребенка/
С. А. Шанина − М.: Дом XXI век РИПОЛ КЛАССИК, 2014. – 235 с.
43.Этнов С. В. Лепим из соленого теста / С. В. Этнов. – М.: Карапуз, 2012. –
264 с.
44.Янушко Е. А.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-
3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей/ Е. А.
Янушко. − М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 156 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ