Обучение методам обработки результатов педагогических экспериментов с использованием дистанционных образовательных технологий
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ОБРАБОТКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 6
1.1. Роль педагогического эксперимента в процессе обучения 6
1.2. Особенности применения дистанционных курсов в бакалавриате 24
1.3. Анализ существующих дистанционных курсов по обработке 33
2. ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА» 39
2.1. Структура дистанционного курса 39
2.2. Проверка усвоения знаний по пройденному материалу 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Приложение A 58
Приложение Б 67
Приложение В 68
Приложение Г 69
Приложение Д 70
Приложение Е
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ОБРАБОТКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 6
1.1. Роль педагогического эксперимента в процессе обучения 6
1.2. Особенности применения дистанционных курсов в бакалавриате 24
1.3. Анализ существующих дистанционных курсов по обработке 33
2. ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА» 39
2.1. Структура дистанционного курса 39
2.2. Проверка усвоения знаний по пройденному материалу 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Приложение A 58
Приложение Б 67
Приложение В 68
Приложение Г 69
Приложение Д 70
Приложение Е
Одной из актуальных проблем современной педагогической науки является привлечение учеников к познавательной деятельности для решения основной задачи: формировать творческую личность учеников [25]. Именно поэтому необходимо осуществить кардинальный переход от информационно-объяснительного подхода в обучении к деятельному, направленного на формирование у учеников умения учиться. Большую помощь для реализации такого подхода дает именно эксперимент.
Эксперимент, как и наблюдение, относится к группе универсальных методов - таких, какие используются в рамках различных наук и типов научного познания. Главным признаком эксперимента считают такую процедурную, ситуационную и содержательную организацию процесса познания, при котором возможно получить объективные эмпирические данные, в отличие от тех, что имеют субъективную оценку при применении других методов психолого-педагогического познания [26].
После проведение эксперимента перед учеником/студентом стоит задача проверить достоверность полученных результатов, не являются ли полученные данные случайными. Чтобы их проверить ученик должен быть знаком со статистическими методами исследования, чтобы правильно интерпретировать результаты. На сегодняшний день многие студенты не умеют пользоваться математической статистикой при обработке результатов своих экспериментов. Данный дистанционный курс направлен на формирование у студентов понятия «математическая статистика», умение пользоваться параметрическими и непараметрическими методами исследований.
Цель нашего исследования - разработать дистанционный курс на базе сервиса Blogger, посвященный обработке результатов педагогического эксперимента для будущих педагогов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть роль педагогического эксперимента в процессе обучения бакалавров;
2. Выявить особенности применения дистанционных курсов в бакалавриате;
3. Проанализировать существующие дистанционные курсы по выбранной тематике;
4. Разработать структуру дистанционного курса;
5. Обработать результаты проведенного эксперимента и сделать выводы.
Объект исследования - методы обработки результатов педагогического эксперимента.
Предмет исследования - дистанционный курс для обработки результатов эксперимента.
Гипотеза - предполагается, что если осуществить разработку дистанционного курса по «Обработке результатов педагогического эксперимента», то у студентов-бакалавров улучшится понимание о том, как интерпретировать результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента.
Теоретико - методологическая база исследования: В последнее время появился целый ряд работ, посвященных дистанционному обучению, рассматривающих различные его аспекты. Дистанционное обучение - одна из форм обучения, поэтому важно, чтобы разрабатываемые технологии дистанционных форм обучения базировались на фундаментальных исследованиях в области дидактики. Различным аспектам процесса обучения посвящены исследования Ю. К. Бабанского [3], С. И. Колесникова [12] и др.
Проблема организации и планирования педагогического эксперимента выступает в теории и практике педагогики высшей школы как одна из основных общетеоретических проблем, решение которой ведется в трудах многих известных педагогов: Андреев А. А. [2], Бабанского Ю. К. [3], Журавлева В. И. [4].
Методы исследования: синтез, анализ педагогической литературы, обобщение, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что в нем более подробно раскрыты основы методов обработки результатов педагогического эксперимента, проанализированы дистанционные курсы по обработке результатов педагогического эксперимента, разработан и внедрен дистанционный курс по обработке результатов педагогического эксперимента для бакалавров.
Практическая значимость: практические материалы исследования могут быть использованы педагогами ВУЗов на лекциях, семинарах, направленных на обучение бакалавров методам обработки результатов педагогического эксперимента с использованием дистанционных образовательных технологий.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Эксперимент, как и наблюдение, относится к группе универсальных методов - таких, какие используются в рамках различных наук и типов научного познания. Главным признаком эксперимента считают такую процедурную, ситуационную и содержательную организацию процесса познания, при котором возможно получить объективные эмпирические данные, в отличие от тех, что имеют субъективную оценку при применении других методов психолого-педагогического познания [26].
После проведение эксперимента перед учеником/студентом стоит задача проверить достоверность полученных результатов, не являются ли полученные данные случайными. Чтобы их проверить ученик должен быть знаком со статистическими методами исследования, чтобы правильно интерпретировать результаты. На сегодняшний день многие студенты не умеют пользоваться математической статистикой при обработке результатов своих экспериментов. Данный дистанционный курс направлен на формирование у студентов понятия «математическая статистика», умение пользоваться параметрическими и непараметрическими методами исследований.
Цель нашего исследования - разработать дистанционный курс на базе сервиса Blogger, посвященный обработке результатов педагогического эксперимента для будущих педагогов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть роль педагогического эксперимента в процессе обучения бакалавров;
2. Выявить особенности применения дистанционных курсов в бакалавриате;
3. Проанализировать существующие дистанционные курсы по выбранной тематике;
4. Разработать структуру дистанционного курса;
5. Обработать результаты проведенного эксперимента и сделать выводы.
Объект исследования - методы обработки результатов педагогического эксперимента.
Предмет исследования - дистанционный курс для обработки результатов эксперимента.
Гипотеза - предполагается, что если осуществить разработку дистанционного курса по «Обработке результатов педагогического эксперимента», то у студентов-бакалавров улучшится понимание о том, как интерпретировать результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента.
Теоретико - методологическая база исследования: В последнее время появился целый ряд работ, посвященных дистанционному обучению, рассматривающих различные его аспекты. Дистанционное обучение - одна из форм обучения, поэтому важно, чтобы разрабатываемые технологии дистанционных форм обучения базировались на фундаментальных исследованиях в области дидактики. Различным аспектам процесса обучения посвящены исследования Ю. К. Бабанского [3], С. И. Колесникова [12] и др.
Проблема организации и планирования педагогического эксперимента выступает в теории и практике педагогики высшей школы как одна из основных общетеоретических проблем, решение которой ведется в трудах многих известных педагогов: Андреев А. А. [2], Бабанского Ю. К. [3], Журавлева В. И. [4].
Методы исследования: синтез, анализ педагогической литературы, обобщение, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что в нем более подробно раскрыты основы методов обработки результатов педагогического эксперимента, проанализированы дистанционные курсы по обработке результатов педагогического эксперимента, разработан и внедрен дистанционный курс по обработке результатов педагогического эксперимента для бакалавров.
Практическая значимость: практические материалы исследования могут быть использованы педагогами ВУЗов на лекциях, семинарах, направленных на обучение бакалавров методам обработки результатов педагогического эксперимента с использованием дистанционных образовательных технологий.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В соответствии с поставленными в рамках выпускной квалификационной работе задачами можно сделать следующие выводы:
Во-первых, в психолого-педагогической литературе существует множество трактовок понятию «педагогический эксперимент». В общем виде, педагогический эксперимент - это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез. Педагогические эксперименты можно классифицировать по различным признакам.
Большинство педагогических исследований призвано ответить на вопрос, верно ли сделанное исследователем предположение, подтверждается ли выдвинутая им гипотеза. Проанализировать результаты опыта и сделать полезные выводы помогают математические методы исследования, в частности, критерии - коэффициенты корреляции r-Пирсона, r-Спирмена и т-Кендалла, Вилкоксона - Манна-Уитни, критерий Стьюдента, критерий х2, критерий ф Фишера и пр.
Выбор какого - либо статистического критерия зависит от типа применяемой шкалы, объема выборки, числа варьирующих признаков в сравниваемых переменных и распределения переменных.
Во-вторых, дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются, как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования.
Дистанционное обучение позволяет: снизить затраты на проведение обучения, проводить обучение большого количества человек, повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек, создать единую образовательную среду, мотивировать студентов и пр.
- Элективный курс «Статистическая обработка данных в таблицах»;
- ДК «Обучение статистической обработке данных»;
- ДК «Обработка и анализ данных»;
- ДК «Обработка экспериментальных данных».
Владение критериями качества и эффективности является необходимым условием для образовательных учреждений, которые стремятся применять компоненты электронного обучения для преподавания учебных дисциплин в рамках бакалаврских и магистерских программ. В мировой практике имеются исследования, в которых, наряду с критериями качества развития, функционирования и оценки программ электронного обучения, предлагаются индикаторы результативности и качества, показатели совершенства в электронном обучении: критерии качества содержания дистанционного курса, кадровые показатели, показатели эффективности информационной образовательной среды, дидактические и технологические показатели обучения.
Таким образом, дистанционные курсы для бакалавров улучшают контакт (взаимодействие) между преподавателем и студентом, развивают кооперацию и взаимодействие между студентами, стимулирует активное обучение и повышает мотивацию, поддерживает разные стили обучения и типы студентов, дает возможность работать над учебным материалом в удобное время и в удобном месте.
В настоящее время существуют многообразные дистанционные курсы для бакалавров по обучению методам обработки результатов педагогического эксперимента посредством различного рода статистических критерий. Все рассмотренные критерии, предлагаемые к использованию для обработки результатов педагогического эксперимента корректно реализованы в профессиональных статистических пакетах, среди которых можно выделить и рекомендовать такие наиболее распространенные пакеты статистического анализа как: Statistica, StatGraphics и SPSS.
В самом исследовании была предпринята попытка повысить знания студентов о методах обработки результатов педагогического эксперимента. В практической части дипломной работы представлены результаты, полученные в ходу реализованной попытки повышения знаний студентов о математической статистике. Если сравнивать ответы, которые участники курса дали на вопросы в двух анкетах, можно заметить, что для каждого участника это был полезный курс. Все участники дистанционного курса начинали с минимальными знаниями по теме: «обработка результатов педагогического эксперимента», в ходе освоения курса каждый из студентов вынес для себя знания и умения, которые можно в дальнейшем применить на практике.
Подводя итог исследования, касающегося обучению методам обработки результатов педагогического эксперимента, нами сделан вывод о том, что несмотря на большое количество трудов специалистов о статистических методах исследования, вопросы теории обработки экспериментальных данных, являются весьма актуальными, требующими создания бесплатных дистанционных курсов, доступных каждому пользователю для удовлетворения своих потребностей.
Во-первых, в психолого-педагогической литературе существует множество трактовок понятию «педагогический эксперимент». В общем виде, педагогический эксперимент - это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез. Педагогические эксперименты можно классифицировать по различным признакам.
Большинство педагогических исследований призвано ответить на вопрос, верно ли сделанное исследователем предположение, подтверждается ли выдвинутая им гипотеза. Проанализировать результаты опыта и сделать полезные выводы помогают математические методы исследования, в частности, критерии - коэффициенты корреляции r-Пирсона, r-Спирмена и т-Кендалла, Вилкоксона - Манна-Уитни, критерий Стьюдента, критерий х2, критерий ф Фишера и пр.
Выбор какого - либо статистического критерия зависит от типа применяемой шкалы, объема выборки, числа варьирующих признаков в сравниваемых переменных и распределения переменных.
Во-вторых, дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются, как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования.
Дистанционное обучение позволяет: снизить затраты на проведение обучения, проводить обучение большого количества человек, повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек, создать единую образовательную среду, мотивировать студентов и пр.
- Элективный курс «Статистическая обработка данных в таблицах»;
- ДК «Обучение статистической обработке данных»;
- ДК «Обработка и анализ данных»;
- ДК «Обработка экспериментальных данных».
Владение критериями качества и эффективности является необходимым условием для образовательных учреждений, которые стремятся применять компоненты электронного обучения для преподавания учебных дисциплин в рамках бакалаврских и магистерских программ. В мировой практике имеются исследования, в которых, наряду с критериями качества развития, функционирования и оценки программ электронного обучения, предлагаются индикаторы результативности и качества, показатели совершенства в электронном обучении: критерии качества содержания дистанционного курса, кадровые показатели, показатели эффективности информационной образовательной среды, дидактические и технологические показатели обучения.
Таким образом, дистанционные курсы для бакалавров улучшают контакт (взаимодействие) между преподавателем и студентом, развивают кооперацию и взаимодействие между студентами, стимулирует активное обучение и повышает мотивацию, поддерживает разные стили обучения и типы студентов, дает возможность работать над учебным материалом в удобное время и в удобном месте.
В настоящее время существуют многообразные дистанционные курсы для бакалавров по обучению методам обработки результатов педагогического эксперимента посредством различного рода статистических критерий. Все рассмотренные критерии, предлагаемые к использованию для обработки результатов педагогического эксперимента корректно реализованы в профессиональных статистических пакетах, среди которых можно выделить и рекомендовать такие наиболее распространенные пакеты статистического анализа как: Statistica, StatGraphics и SPSS.
В самом исследовании была предпринята попытка повысить знания студентов о методах обработки результатов педагогического эксперимента. В практической части дипломной работы представлены результаты, полученные в ходу реализованной попытки повышения знаний студентов о математической статистике. Если сравнивать ответы, которые участники курса дали на вопросы в двух анкетах, можно заметить, что для каждого участника это был полезный курс. Все участники дистанционного курса начинали с минимальными знаниями по теме: «обработка результатов педагогического эксперимента», в ходе освоения курса каждый из студентов вынес для себя знания и умения, которые можно в дальнейшем применить на практике.
Подводя итог исследования, касающегося обучению методам обработки результатов педагогического эксперимента, нами сделан вывод о том, что несмотря на большое количество трудов специалистов о статистических методах исследования, вопросы теории обработки экспериментальных данных, являются весьма актуальными, требующими создания бесплатных дистанционных курсов, доступных каждому пользователю для удовлетворения своих потребностей.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 5-6 КЛАССАХ НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Методическое обеспечение дисциплины «Педагогическое применение мультимедиа», реализуемой дистанционными образовательными технологиями
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Организационно-педагогические условия обучения робототехнике в 7-9
классах с использованием дистанционных образовательных технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Логическая структуризация учебного материала как средство систематизации и обобщения знаний учащихся старших классов средней школы по физике
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Межпредметные связи физики и электротехники как дидактическое условие формирования профессиональных компетенций у бакалавров
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВО ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Дидактические условия повышения качества обучения учащихся при использовании дистанционных технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА ОНЛАЙН-КУРСА «МЕДИЦИНСКАЯ БИОХИМИЯ»
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023



