Введение
1. Теоретические предпосылки проблемы развития готовности личности к
профессиональному самообразованию 7
1.1 Готовность личности к профессиональному самообразованию как
предмет психолого - педагогического анализа 7
1.2 Особенности развития готовности к профессиональному
самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 22
1.3 Изучение уровня готовности к профессиональному самообразованию
у бакалавров направления «Педагогическое образование» 35
2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 44
2.1 Конструирование диалектических вопросов с целью формулирования
образовательного запроса 44
2.2 Построение структурно-логических схем с целью мониторинга хода и
результатов профессионального самообразования студентов 53
2.3 Использование форсайт-технологии с целью разработки студентами перспективных планов дальнейшего профессионального самообразования 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Карта оценки развития готовности студента к
профессиональной самообразовательной деятельности 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Результаты изучения уровня сформированности готовности студента к профессиональной самообразовательной деятельности в контрольной и экспериментальной группе (констатирующий срез) 87
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Результаты изучения сформированности уровня готовности студента к профессиональной самообразовательной деятельности в контрольной и экспериментальной группе (контрольный срез) 89
Динамичное развитие общества, связанное с постоянным изменением запросов рынка труда приводит к необходимости повышения трудового потенциала специалиста для достижения конкурентоспособности. В таких условиях, молодому специалисту трудно стать востребованным без постоянного совершенствования профессиональных качеств путем самостоятельного получения знаний. Но не каждый вчерашний студент способен самостоятельно заниматься самообразованием. Об этом свидетельствуют исследования по самообразованию М. И. Дьяченко, А. А. Кандитовича, В. А. Якулина, И. П. Пидласого, что студенты, как и школьники, не умеют самостоятельно организовывать самообразовательную деятельность. В связи с этим актуальность приобретает самообразование студентов, как важнейшее условие формирования всесторонне развитой личности. Соответственно самообразовательная деятельность должна решать одну из важнейших задач вуза, как подготовка студентов — будущих конкурентоспособных специалистов.
Также в статье 14 Закона РФ «Об образовании» говорится, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самообразования личности, создания условий для ее самореализации. В соответствии с данным законом, в обязанности преподавателя входит развитие у студентов самостоятельности, инициативы, творческих способностей, то есть преподаватели при дискуссии учебных предметов должны пробуждать к ним интерес у студентов и эффективно организовывать самообразование.
Понятие самообразование изучалось Е.Н. Дмитриевой, А.Я. Айзенбергом, Г.Н. Сериковым. Интегральным показателем качества процесса самостоятельного познания является готовность личности к
Не смотря на большое количество исследований в области самообразования, на наш взгляд, в настоящее время проблема поиска способов развития готовности студентов к профессиональному самообразованию в процессе их профессиональной подготовки остаётся актуальной. На решение данной проблемы направлено наше исследование.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить результативность средств развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров направления "Педагогическое образование".
Предмет исследования: развитие готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
Гипотеза: развитие готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование" будет более результативным, если реализовать в процессе их профессиональной подготовки следующие средства:
- конструирование диалектических вопросов с целью формулирования студентами образовательного запроса;
- построение структурно-логических схем с целью мониторинга хода и результатов профессионального самообразования студентов;
- использование форсайт-технологии с целью разработки студентами перспективных планов дальнейшего профессионального самообразования.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
- Исследовать теоретические предпосылки проблемы развития готовности личности к профессиональному самообразованию
- Выявить особенности развития готовности к профессиональному
самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
- Изучить уровень готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
- Теоретически обосновать средства развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
- Опытно-экспериментальным путём проверить результативность средств развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
База исследования - Институт педагогики, психологии и социологии Сибирский Федеральный Университет.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование», позволило нам сделать следующие выводы.
Теоретическими основами проблемы готовности к профессиональному самообразованию исследования в педагогике позволяют назвать ряд наиболее изученных аспектов: потребности в самообразовании; мотивы самообразования; содержание самообразовательной деятельности; признаки самообразования; уровни самообразования; готовность обучающихся к самообразованию; виды самообразования; руководство (управление) самообразованием и др.
Самообразование - это целенаправленная личностно и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим субъектом, характеризующаяся осознанностью, систематичностью, самостоятельностью, креативностью, рефлексивностью [19].
Педагогическое самообразование - это деятельность, направленная на личностное и профессиональное развитие учителя, т.е. приобретение новых знаний, умений и навыков, которые будут использоваться в педагогической деятельности; процесс наполнения педагогического опыта новым, отличным от предыдущего, содержанием; процесс обогащения личностных качеств педагога.
Готовность к профессиональному самообразованию - это интегральное динамическое свойство личности, отражающее единство и взаимосвязь компонентов готовности к активной самообразовательной деятельности на основе ценностного отношения к педагогической деятельности и стремления к самореализации в ней.
В ходе исследования нами были выделены следующие компоненты готовности бакалавров к профессиональному самообразованию:
мотивационно-ценностный компонент; когнитивно-информационный компонент; операционально-деятельностный компонент; оценочно-рефлексивный компонент.
Для диагностики уровня развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» мы использовали модифицированную на основе существующей методики О.Н. Инкиной «Оценка уровня развития готовности студента к самообразовательной деятельности».
Разработаны следующие средства развития готовности к профессиональному самообразованию бакалавров направления «Педагогическое самообразование»: конструирование диалектических вопросов с целью формулирования студентами образовательного запроса; построение структурно-логических схем с целью мониторинга хода и результатов профессионального самообразования студентов; использование форсайт-технологии с целью разработки студентами перспективных планов дальнейшего профессионального самообразования.
Эффективность использованных средств развития готовности к профессиональному самообразованию в плане решения поставленных в ходе исследования задач подтверждается наличием положительной динамики уровня готовности студентов к профессиональному самообразованию в экспериментальной группе.
В целом решение задач исследования позволило достичь поставленную цель. Нам удалось обосновать и реализовать средства развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование», и проверить их результативность опытно - экспериментальным путём. Полученные нами результаты доказывают, что реализация данных средств способствовала
1. Айзенберг, А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы / А.Я. Айзенберг. - М.: Высшая школа, 2000. - 126 с.
2. Акушев, Г.М. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к профессиональному самообразованию [Текст]/ Г.М. Акушев // Педагогические науки. - 2000. - 133 с.
3. Афанасьев, Г.А. Что такое форсайт? Попытки определения
[Электронный источник]/ Г.А. Афанасьев // Режим доступа: http://stra.teg.ru/ library/global/Prognoz/foresight/4. (дата обращения 12.04.2017).
4. Белозерцев, Е.П. Триединство русского образования: опыт историко-культурного анализа [Текст]/ Е.П. Белозерцев // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования. Ч. 1. - М., 2000. - С. 70-73.
5. Блек, С., Пейп С., Чошанов М.А. использование достижений нейропсихологии в педагогике США [Текст]/ С. Блек., С. Пейн // Педагогика. 2004. - №5.
6. Вакула, А.А. Критерии и показатели уровня готовности курсантов военного вуза к самообразованию [Электронный источник]/ А.А. Вакула // Современные проблемы науки и образования. - №4. - 2014. - Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13829(дата обращения: 16.05.2017).
7. Вишневская, Л.П. Самообразование как психолого-педагогическая проблема [Текст]/ Л.П. Вишневская, Г.В. Вишневская // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2009. - № 16. - С. 156-158.
8. Волкова, В.Н., Денисов А.А. Теория систем [Текст]/ М.: Высшая школа, 2006.
9. Гончарук, А.И. Концепция школы XXI века (диалектика учебного процесса) [Текст]/ А.И. Гончарук. - Красноярск.: краснояр. гос. ун-т, 2002. - 68 с.
10. Гончарук, Н.П., Овчинникова Н.В. "Формирование готовности к самообразованию у будущих специалистов социальной работы" [Текст]/ Н. П. Гончарук, Н. В. Овчинникова // Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика". - №3. - 2011.
11. Гурьев, А.И. Развитие творческой активности учащихся при использовании структурно-логических схем [Текст]/ А.И. Гурьев // Мир науки, культуры, образования. 2008. - №1. - 107-111 с.
12. Данилюк, А.Я., Куликовская И.Э. Образовательный форсайт в современной России [Текст]/ А.Я., Данилюк, И.Э. Куликовская // Известия Южного федерального университета // Педагогические науки. 2008. - № 10. - С.13-21.
13. Долженко, О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе [Текст]/ О.В. Долженко, В.Я. Шатуновский. - М.: Высш. шк., 2000. - 191 с.
14. Земцова, В.И., Кичигина Е.В. Структурно-логические схемы как средство развития естественнонаучной образованности студентов педагогического направления гуманитарных профилей [Текст]/ М.И. Земцова., Е.В. Кичигина // Фундаментальные исследования. 2012. - №3. С. 576-580.
15. Зорина, В. Л. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения: Монография [Текст]/ В.Л. Зорина, В.С. Нургалеев. 3-е изд., испр. И доп. Красноярск: СибГТУ, 2005. - 168 с.
16. Ищенко, Т.Н. Проблемный вопрос как интеллектуальное средство познания [Текст]/ Т.Н. Ищенко// Сибирский педагогический журнал. 2010. -№11.
17. Калугин, Ю.Е., Борисова Е.Н. Цель и задачи профессионального
самообразования [Текст]/ Ю.Е. Калугин., Е.Н. Борисова //Приволжский научный вестник. №2(30). - 2014. - 156-158 с.
18. Калугин, Ю.Е. Дефиниция понятия «Профессиональное самообразование» [Текст]/ Ю.Е. Калугин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. №7. - 2013. - С. 120-123.
19. Карпова, О.Л., Анисимова В.А. Самообразование студентов вуза как условие качественной профессиональной подготовки специалистов [Текст]/ О.Л. Карпова., В.А. Анисимова // Педагогика и психология профессионального образования. №5. - 2008. - 33-39 с.
20. Коджаспирова, Г.М. Сущность профессионального самообразования / Г.М. Коджаспирова // В кн.: Профессиональное творчество педагога: Материалы научно-практ. конф. - 2004. 20-21 окт. - С 128.
21. Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник [Текст]/ Н.И. Кондаков. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
22. Крюков, С. В. Форсайт: от прогноза к формированию будущего [Текст]/ С.В. Крюков //Terra Economicus.2010. - №2-3 / том 8.
23. Лозинская, А.М. Фреймовый способ структурирования содержания модульной программы обучения физике [Текст]/ А.М. Лозинская // Известия Уральского государственного университета. 2009.- №3(67). - 178 с.
24. Остроумова, Е.Н., Цепляева С.А. ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА [Текст]/ Е.Н. Остроумова, С.А. Цепляева // ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия».
25. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Рос. энцик., 2002. - 528 с.
26. Петров, А.В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике: Монография [Текст]/ А.В. Петров - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 2007. - 198 с.
27. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст]. - М., 2003. - 423 с.
28. Светлова, В.А. Формирование готовности личности педагога к
самообразованию как научная проблема [Электронный источник]/ В.А. Светлова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4; Режим доступа:http: //www.scienceeducation.ru/110-9929. (дата обращения 23.04.2017).
29. Сергеева, Г.В. "Компоненты готовности студента педагогического вуза к самообразовательной деятельности" [Текст]/ Г. В. Сергеева // Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика".
30. Серегина, С.Ф., Барышев И.А. Закономерно ли появление форсайта? [Текст]/ С.Ф. Серегина., И.А. Барышев // Форсайт. 2008. - № 2(6).
31. Сериков, Г.Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. - Иркутск : Изд-во Иркутского университета, 2001. - 232 с.
32. Сластенин, В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен [Текст]/ В.А. Сластенин // Научные труды МИГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. - М., 2001. - С. 10-21.
33. Соколова, П.Ю. Структурно-логические схемы - дидактическое основание информационных технологий, электронных учебников и комплексов [Текст]/ П.Ю. Соколова // Современные проблемы науки и образования. 2012. - №6.
34. Технологические пакеты: краткое описание [Электронный источник] // Режим доступа: http://foresightrussia.ru/portal/faces/public/info/view?global:metaId=3583(дата обращения 04.03.2017).
35. Хаба. Методическое руководство по методике проведения форсайт-
сессии для школьных команд [Электронный источник] // Режим
доступа:http://wiki.ippk.ru(дата обращения 16.04.2017).
36. Эмиров, Н.Д. Форсайт - технологии и перспективы их применения в социальной сфере [Текст]/ Н.Д. Эмиров // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2012. - №22.
37. Юдакова, С.В. Профессионально-педагогическое самообразование: учеб. Пособие [Текст]/ С.В. Юдакова. - Владимир : ВГПУ, 2010. - 131 с.
38. Яркина. Особенности педагогической деятельности [Электронный источник] // Режим доступа:
http: //koi.tspu.ru/koi _books/Y arkina/osobennosti .htm#(дата обращения 08.02.2017).
39. Clayton, A. Technology Roadmapping for Developing Countries. Vienna: UNIDO, 2005.
40. Handbook of knowledge society foresight [Электронный источник] // Режим доступа: www.uni-mannheim.de/edz/pdf/ef/03/ ef0350en.pdf. (дата обращения 18.05.2017).
41. Martin, B. Research Foresight and the exploitation of science base. HSMO, London, 2010. - Том 8. - № 3.Часть 2.
42. Popper, R. Methodology: Common Foresight Practices &Tools / R. Popper // International Handbook on Foresight and Science Policy: Theory and Practice. - Edward Elgar, 2007. - Р. 123-144.