Средства развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование"
|
Введение
1. Теоретические предпосылки проблемы развития готовности личности к
профессиональному самообразованию 7
1.1 Готовность личности к профессиональному самообразованию как
предмет психолого - педагогического анализа 7
1.2 Особенности развития готовности к профессиональному
самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 22
1.3 Изучение уровня готовности к профессиональному самообразованию
у бакалавров направления «Педагогическое образование» 35
2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 44
2.1 Конструирование диалектических вопросов с целью формулирования
образовательного запроса 44
2.2 Построение структурно-логических схем с целью мониторинга хода и
результатов профессионального самообразования студентов 53
2.3 Использование форсайт-технологии с целью разработки студентами перспективных планов дальнейшего профессионального самообразования 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Карта оценки развития готовности студента к
профессиональной самообразовательной деятельности 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Результаты изучения уровня сформированности готовности студента к профессиональной самообразовательной деятельности в контрольной и экспериментальной группе (констатирующий срез) 87
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Результаты изучения сформированности уровня готовности студента к профессиональной самообразовательной деятельности в контрольной и экспериментальной группе (контрольный срез) 89
1. Теоретические предпосылки проблемы развития готовности личности к
профессиональному самообразованию 7
1.1 Готовность личности к профессиональному самообразованию как
предмет психолого - педагогического анализа 7
1.2 Особенности развития готовности к профессиональному
самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 22
1.3 Изучение уровня готовности к профессиональному самообразованию
у бакалавров направления «Педагогическое образование» 35
2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 44
2.1 Конструирование диалектических вопросов с целью формулирования
образовательного запроса 44
2.2 Построение структурно-логических схем с целью мониторинга хода и
результатов профессионального самообразования студентов 53
2.3 Использование форсайт-технологии с целью разработки студентами перспективных планов дальнейшего профессионального самообразования 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Карта оценки развития готовности студента к
профессиональной самообразовательной деятельности 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Результаты изучения уровня сформированности готовности студента к профессиональной самообразовательной деятельности в контрольной и экспериментальной группе (констатирующий срез) 87
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Результаты изучения сформированности уровня готовности студента к профессиональной самообразовательной деятельности в контрольной и экспериментальной группе (контрольный срез) 89
Динамичное развитие общества, связанное с постоянным изменением запросов рынка труда приводит к необходимости повышения трудового потенциала специалиста для достижения конкурентоспособности. В таких условиях, молодому специалисту трудно стать востребованным без постоянного совершенствования профессиональных качеств путем самостоятельного получения знаний. Но не каждый вчерашний студент способен самостоятельно заниматься самообразованием. Об этом свидетельствуют исследования по самообразованию М. И. Дьяченко, А. А. Кандитовича, В. А. Якулина, И. П. Пидласого, что студенты, как и школьники, не умеют самостоятельно организовывать самообразовательную деятельность. В связи с этим актуальность приобретает самообразование студентов, как важнейшее условие формирования всесторонне развитой личности. Соответственно самообразовательная деятельность должна решать одну из важнейших задач вуза, как подготовка студентов — будущих конкурентоспособных специалистов.
Также в статье 14 Закона РФ «Об образовании» говорится, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самообразования личности, создания условий для ее самореализации. В соответствии с данным законом, в обязанности преподавателя входит развитие у студентов самостоятельности, инициативы, творческих способностей, то есть преподаватели при дискуссии учебных предметов должны пробуждать к ним интерес у студентов и эффективно организовывать самообразование.
Понятие самообразование изучалось Е.Н. Дмитриевой, А.Я. Айзенбергом, Г.Н. Сериковым. Интегральным показателем качества процесса самостоятельного познания является готовность личности к
Не смотря на большое количество исследований в области самообразования, на наш взгляд, в настоящее время проблема поиска способов развития готовности студентов к профессиональному самообразованию в процессе их профессиональной подготовки остаётся актуальной. На решение данной проблемы направлено наше исследование.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить результативность средств развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров направления "Педагогическое образование".
Предмет исследования: развитие готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
Гипотеза: развитие готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование" будет более результативным, если реализовать в процессе их профессиональной подготовки следующие средства:
- конструирование диалектических вопросов с целью формулирования студентами образовательного запроса;
- построение структурно-логических схем с целью мониторинга хода и результатов профессионального самообразования студентов;
- использование форсайт-технологии с целью разработки студентами перспективных планов дальнейшего профессионального самообразования.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
- Исследовать теоретические предпосылки проблемы развития готовности личности к профессиональному самообразованию
- Выявить особенности развития готовности к профессиональному
самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
- Изучить уровень готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
- Теоретически обосновать средства развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
- Опытно-экспериментальным путём проверить результативность средств развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
База исследования - Институт педагогики, психологии и социологии Сибирский Федеральный Университет.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами.
Также в статье 14 Закона РФ «Об образовании» говорится, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самообразования личности, создания условий для ее самореализации. В соответствии с данным законом, в обязанности преподавателя входит развитие у студентов самостоятельности, инициативы, творческих способностей, то есть преподаватели при дискуссии учебных предметов должны пробуждать к ним интерес у студентов и эффективно организовывать самообразование.
Понятие самообразование изучалось Е.Н. Дмитриевой, А.Я. Айзенбергом, Г.Н. Сериковым. Интегральным показателем качества процесса самостоятельного познания является готовность личности к
Не смотря на большое количество исследований в области самообразования, на наш взгляд, в настоящее время проблема поиска способов развития готовности студентов к профессиональному самообразованию в процессе их профессиональной подготовки остаётся актуальной. На решение данной проблемы направлено наше исследование.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить результативность средств развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров направления "Педагогическое образование".
Предмет исследования: развитие готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
Гипотеза: развитие готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование" будет более результативным, если реализовать в процессе их профессиональной подготовки следующие средства:
- конструирование диалектических вопросов с целью формулирования студентами образовательного запроса;
- построение структурно-логических схем с целью мониторинга хода и результатов профессионального самообразования студентов;
- использование форсайт-технологии с целью разработки студентами перспективных планов дальнейшего профессионального самообразования.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
- Исследовать теоретические предпосылки проблемы развития готовности личности к профессиональному самообразованию
- Выявить особенности развития готовности к профессиональному
самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
- Изучить уровень готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
- Теоретически обосновать средства развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
- Опытно-экспериментальным путём проверить результативность средств развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование".
База исследования - Институт педагогики, психологии и социологии Сибирский Федеральный Университет.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование», позволило нам сделать следующие выводы.
Теоретическими основами проблемы готовности к профессиональному самообразованию исследования в педагогике позволяют назвать ряд наиболее изученных аспектов: потребности в самообразовании; мотивы самообразования; содержание самообразовательной деятельности; признаки самообразования; уровни самообразования; готовность обучающихся к самообразованию; виды самообразования; руководство (управление) самообразованием и др.
Самообразование - это целенаправленная личностно и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим субъектом, характеризующаяся осознанностью, систематичностью, самостоятельностью, креативностью, рефлексивностью [19].
Педагогическое самообразование - это деятельность, направленная на личностное и профессиональное развитие учителя, т.е. приобретение новых знаний, умений и навыков, которые будут использоваться в педагогической деятельности; процесс наполнения педагогического опыта новым, отличным от предыдущего, содержанием; процесс обогащения личностных качеств педагога.
Готовность к профессиональному самообразованию - это интегральное динамическое свойство личности, отражающее единство и взаимосвязь компонентов готовности к активной самообразовательной деятельности на основе ценностного отношения к педагогической деятельности и стремления к самореализации в ней.
В ходе исследования нами были выделены следующие компоненты готовности бакалавров к профессиональному самообразованию:
мотивационно-ценностный компонент; когнитивно-информационный компонент; операционально-деятельностный компонент; оценочно-рефлексивный компонент.
Для диагностики уровня развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» мы использовали модифицированную на основе существующей методики О.Н. Инкиной «Оценка уровня развития готовности студента к самообразовательной деятельности».
Разработаны следующие средства развития готовности к профессиональному самообразованию бакалавров направления «Педагогическое самообразование»: конструирование диалектических вопросов с целью формулирования студентами образовательного запроса; построение структурно-логических схем с целью мониторинга хода и результатов профессионального самообразования студентов; использование форсайт-технологии с целью разработки студентами перспективных планов дальнейшего профессионального самообразования.
Эффективность использованных средств развития готовности к профессиональному самообразованию в плане решения поставленных в ходе исследования задач подтверждается наличием положительной динамики уровня готовности студентов к профессиональному самообразованию в экспериментальной группе.
В целом решение задач исследования позволило достичь поставленную цель. Нам удалось обосновать и реализовать средства развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование», и проверить их результативность опытно - экспериментальным путём. Полученные нами результаты доказывают, что реализация данных средств способствовала
Теоретическими основами проблемы готовности к профессиональному самообразованию исследования в педагогике позволяют назвать ряд наиболее изученных аспектов: потребности в самообразовании; мотивы самообразования; содержание самообразовательной деятельности; признаки самообразования; уровни самообразования; готовность обучающихся к самообразованию; виды самообразования; руководство (управление) самообразованием и др.
Самообразование - это целенаправленная личностно и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим субъектом, характеризующаяся осознанностью, систематичностью, самостоятельностью, креативностью, рефлексивностью [19].
Педагогическое самообразование - это деятельность, направленная на личностное и профессиональное развитие учителя, т.е. приобретение новых знаний, умений и навыков, которые будут использоваться в педагогической деятельности; процесс наполнения педагогического опыта новым, отличным от предыдущего, содержанием; процесс обогащения личностных качеств педагога.
Готовность к профессиональному самообразованию - это интегральное динамическое свойство личности, отражающее единство и взаимосвязь компонентов готовности к активной самообразовательной деятельности на основе ценностного отношения к педагогической деятельности и стремления к самореализации в ней.
В ходе исследования нами были выделены следующие компоненты готовности бакалавров к профессиональному самообразованию:
мотивационно-ценностный компонент; когнитивно-информационный компонент; операционально-деятельностный компонент; оценочно-рефлексивный компонент.
Для диагностики уровня развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» мы использовали модифицированную на основе существующей методики О.Н. Инкиной «Оценка уровня развития готовности студента к самообразовательной деятельности».
Разработаны следующие средства развития готовности к профессиональному самообразованию бакалавров направления «Педагогическое самообразование»: конструирование диалектических вопросов с целью формулирования студентами образовательного запроса; построение структурно-логических схем с целью мониторинга хода и результатов профессионального самообразования студентов; использование форсайт-технологии с целью разработки студентами перспективных планов дальнейшего профессионального самообразования.
Эффективность использованных средств развития готовности к профессиональному самообразованию в плане решения поставленных в ходе исследования задач подтверждается наличием положительной динамики уровня готовности студентов к профессиональному самообразованию в экспериментальной группе.
В целом решение задач исследования позволило достичь поставленную цель. Нам удалось обосновать и реализовать средства развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование», и проверить их результативность опытно - экспериментальным путём. Полученные нами результаты доказывают, что реализация данных средств способствовала
Подобные работы
- Электронное методическое обеспечение развития готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Средства формирования ценностного отношения к образованию у бакалавров направления «Педагогическое образование»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2017 - ГОТОВНОСТЬ К СОБЛЮДЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКИХ НОРМ
СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие способности к самоорганизации бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» средствами электронного обучающего курса
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019



