Развитие у студентов педагогического бакалавриата умений поиска научной информации в специализированных системах
|
СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы развития умений поиска научной информации в
специализированных системах у студентов педагогического бакалавриата 5
1.1 Умения поиска научной информации как элемент научно-исследовательской
деятельности студентов педагогического бакалавриата 5
1.2 Специализированные системы для поиска научной информации 14
2. Практика развития умений поиска научной информации в специализированных
поисковых системах 28
2.1. Серия вебинаров для развития умений поиска научной информации в
специализированных системах у студентов педагогического бакалавриата 28
2.2. Апробация и экспертная оценка вебинаров 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы развития умений поиска научной информации в
специализированных системах у студентов педагогического бакалавриата 5
1.1 Умения поиска научной информации как элемент научно-исследовательской
деятельности студентов педагогического бакалавриата 5
1.2 Специализированные системы для поиска научной информации 14
2. Практика развития умений поиска научной информации в специализированных
поисковых системах 28
2.1. Серия вебинаров для развития умений поиска научной информации в
специализированных системах у студентов педагогического бакалавриата 28
2.2. Апробация и экспертная оценка вебинаров 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Современные стандарты в области образования ставят высокие требования к уровню развития поисковых умений у обучающихся. Базовые умения осуществлять поиск информации начинают формироваться в старшей школе, как компонент ИКТ компетенции. Дальнейшее развитие умений научного поиска осуществляется в рамках научно-исследовательской деятельности студентов. Однако как показывает практика, выпускники приходят в вуз с достаточно низким уровнем развития поисковых умений. Будущие тьюторы, проходящие обучение в Сибирском федеральном университете, начинают заниматься научно-исследовательской деятельностью уже на первом курсе. Очевидно, что они должны владеть умениями эффективного поиска и анализа научной информации, однако как показали исследования на практике: только 35% студентов слышали о таких системах как eLibrary и CyberLeninka, всего 7% знают о системах Scopus и Web of Science. В своей учебной деятельности используют их крайне редко или не используют вовсе. Предпочтение отдают обычным поисковым системам сети Интернет.
Все это говорит о достаточно низком уровне развития информационно- поисковых умений и затруднении дальнейшего развития умений поиска научной информации для осуществления исследовательской деятельности. Проблема заключается в том, что за короткий период студенты должны овладеть указанными умениями. Самостоятельная работа студентов не всегда обеспечивает должный уровень овладения умениями, тем более без определенной организации и сопровождения. Для решения этой проблемы на наш взгляд, можно использовать вебинары, которые достаточно просто интегрировать в самостоятельную работу и таким образом обеспечить поддержку студентов в освоении возможностей поисковых систем elibrary, cyberLeninka, scopus и web of science. Все вышесказанное определило объект, предмет и цель исследования.
Объект: развитие умений поиска научной информации у студентов педагогического бакалавриата.
Предмет: специализированные системы как средство развития умений поиска научной информации у студентов педагогического бакалавриата.
Цель: разработать серию вебинаров, направленных на развитие умений поиска научной информации в специализированных системах у студентов педагогического бакалавриата.
Гипотеза: развитие умений поиска научной информации в специализированных системах будет результативным, если
— организовать серию интерактивных вебинаров, с онлайн- демонстрацией возможности аналитического поиска научной информации в специализированных системах;
— при проведении вебинаров использовать учебно-методическое обеспечение, ориентированное на практические задачи поиска научной информации связанной с тематикой курсовых работ.
Задачи:
— Рассмотреть особенности развития умений поиска научной информации как элемента научно-исследовательской деятельности студентов;
— Исследовать возможности специализированных систем для обучения студентов основам аналитического поиска научной информации;
— Разработать серию вебинаров направленных на развитие умений поиска научной информации в специализированных системах
— Апробировать и провести экспертную оценку учебно¬методического обеспечения.
Все это говорит о достаточно низком уровне развития информационно- поисковых умений и затруднении дальнейшего развития умений поиска научной информации для осуществления исследовательской деятельности. Проблема заключается в том, что за короткий период студенты должны овладеть указанными умениями. Самостоятельная работа студентов не всегда обеспечивает должный уровень овладения умениями, тем более без определенной организации и сопровождения. Для решения этой проблемы на наш взгляд, можно использовать вебинары, которые достаточно просто интегрировать в самостоятельную работу и таким образом обеспечить поддержку студентов в освоении возможностей поисковых систем elibrary, cyberLeninka, scopus и web of science. Все вышесказанное определило объект, предмет и цель исследования.
Объект: развитие умений поиска научной информации у студентов педагогического бакалавриата.
Предмет: специализированные системы как средство развития умений поиска научной информации у студентов педагогического бакалавриата.
Цель: разработать серию вебинаров, направленных на развитие умений поиска научной информации в специализированных системах у студентов педагогического бакалавриата.
Гипотеза: развитие умений поиска научной информации в специализированных системах будет результативным, если
— организовать серию интерактивных вебинаров, с онлайн- демонстрацией возможности аналитического поиска научной информации в специализированных системах;
— при проведении вебинаров использовать учебно-методическое обеспечение, ориентированное на практические задачи поиска научной информации связанной с тематикой курсовых работ.
Задачи:
— Рассмотреть особенности развития умений поиска научной информации как элемента научно-исследовательской деятельности студентов;
— Исследовать возможности специализированных систем для обучения студентов основам аналитического поиска научной информации;
— Разработать серию вебинаров направленных на развитие умений поиска научной информации в специализированных системах
— Апробировать и провести экспертную оценку учебно¬методического обеспечения.
Современные условия организации учебного процесса в высшей школе характеризуются повышением значимости исследовательской деятельности студентов. Для успешной исследовательской деятельности обучающиеся должны уметь изучать различные научные подходы по определенной тематике, уметь осуществлять поиск, анализ и оценку научной информации, а также применять полученные знания в генерировании собственных идей и создании новой научной информации в процессе исследования.
Не смотря на развитие информационной компетентности в условиях общего среднего образования, практика показывает, что выпускники приходят в вуз с достаточно низким уровнем развития поисковых умений и навыков, что говорит о проблемах связанных с поисковым поведением и необходимости перехода на более высокий уровень осуществления поисковой деятельности.
Зарубежные и российские исследования показывают, что студенты переоценивают свои навыки поиска и в своей исследовательской деятельности используют информационно-поисковые системы, которые оптимизированы под фактологический поиск, так как анализируют содержание сайтов на присутствие ключевых слов или фраз, но менее успешны при поиске научной информации, так как не производят тематический анализ страниц.
В сравнении с информационными, специализированные научные поисковые системы обладают более широкими возможностями для поиска информации в процессе исследовательской деятельности, так как имеют расширенный функционал, дают доступ к достоверной информации и полным текстам документов, позволяют изучить все известные подходы и идеи по выбранной тематике. Такие системы облегчают освоение умений анализа, оценки и использования полученной информации, и, следовательно, переход на аналитический уровень реализации поисковой деятельности.
Развитие поисковых навыков у студентов реализуется в рамках самостоятельной работы, однако без должной организации и поддержки это малоэффективно, такой вывод мы делаем на основании проведенного нами анкетирования среди студентов второго курса направления «Педагогическое образование», профиль «тьютор», по результатам которого было определено, что студенты в своей деятельности отдают предпочтение информационно-поисковым системам, специализированные используют редко или не используют вовсе.
У студентов наблюдается отсутствие мотивации использования специализированных систем для поиска информации в случае, когда у них отсутствует индивидуальная проблемная учебно-исследовательская задача, которая решается ими в процессе самостоятельной работы. Таким образом, для того, чтобы студенты успешно осуществляли научно-исследовательскую деятельность, необходима постановка индивидуальной проблемной учебно-исследовательской задачи, требующей овладения ими умениями осуществлять поиск научной информации с использованием специализированных систем.
Выделение особенностей и возможностей использования вебинаров в качестве поддержки самостоятельной работы студентов в процессе решения учебной исследовательской задачи, которую необходимо представить в виде курсовой работы, позволило разработать серию вебинаров, направленных на развитие умений поиска, анализа и оценки научной информации в специализированных системах.
С учетом вышесказанного было разработано учебно-методическое обеспечение вебинаров, включающее методическое планирование серии вебинаров и инструкции по использованию специализированных научных поисковых систем. Была проведена апробация и экспертная оценка учебно-методического обеспечения вебинаров, скорректированного в дальнейшем с учетом замечаний и рекомендаций, полученных от экспертов.
Таким образом, мы достигли цели нашей работы: разработали серию вебинаров, направленных на развитие умений поиска научной информации в специализированных системах у студентов педагогического бакалавриата.
Также после апробации с помощью сравнительного анализа курсовых работ студентов контрольной и экспериментальной групп удалось подтвердить нашу гипотезу и выявить результативность развития умений поиска научной информации в специализированных системах при проведении интерактивных вебинаров, позволяющих организовать онлайн- демонстрацию возможности аналитического поиска научной информации в специализированных системах и использовать учебно-методическое обеспечение, ориентированное на практические задачи поиска научной информации связанной с тематикой курсовой работы.
Не смотря на развитие информационной компетентности в условиях общего среднего образования, практика показывает, что выпускники приходят в вуз с достаточно низким уровнем развития поисковых умений и навыков, что говорит о проблемах связанных с поисковым поведением и необходимости перехода на более высокий уровень осуществления поисковой деятельности.
Зарубежные и российские исследования показывают, что студенты переоценивают свои навыки поиска и в своей исследовательской деятельности используют информационно-поисковые системы, которые оптимизированы под фактологический поиск, так как анализируют содержание сайтов на присутствие ключевых слов или фраз, но менее успешны при поиске научной информации, так как не производят тематический анализ страниц.
В сравнении с информационными, специализированные научные поисковые системы обладают более широкими возможностями для поиска информации в процессе исследовательской деятельности, так как имеют расширенный функционал, дают доступ к достоверной информации и полным текстам документов, позволяют изучить все известные подходы и идеи по выбранной тематике. Такие системы облегчают освоение умений анализа, оценки и использования полученной информации, и, следовательно, переход на аналитический уровень реализации поисковой деятельности.
Развитие поисковых навыков у студентов реализуется в рамках самостоятельной работы, однако без должной организации и поддержки это малоэффективно, такой вывод мы делаем на основании проведенного нами анкетирования среди студентов второго курса направления «Педагогическое образование», профиль «тьютор», по результатам которого было определено, что студенты в своей деятельности отдают предпочтение информационно-поисковым системам, специализированные используют редко или не используют вовсе.
У студентов наблюдается отсутствие мотивации использования специализированных систем для поиска информации в случае, когда у них отсутствует индивидуальная проблемная учебно-исследовательская задача, которая решается ими в процессе самостоятельной работы. Таким образом, для того, чтобы студенты успешно осуществляли научно-исследовательскую деятельность, необходима постановка индивидуальной проблемной учебно-исследовательской задачи, требующей овладения ими умениями осуществлять поиск научной информации с использованием специализированных систем.
Выделение особенностей и возможностей использования вебинаров в качестве поддержки самостоятельной работы студентов в процессе решения учебной исследовательской задачи, которую необходимо представить в виде курсовой работы, позволило разработать серию вебинаров, направленных на развитие умений поиска, анализа и оценки научной информации в специализированных системах.
С учетом вышесказанного было разработано учебно-методическое обеспечение вебинаров, включающее методическое планирование серии вебинаров и инструкции по использованию специализированных научных поисковых систем. Была проведена апробация и экспертная оценка учебно-методического обеспечения вебинаров, скорректированного в дальнейшем с учетом замечаний и рекомендаций, полученных от экспертов.
Таким образом, мы достигли цели нашей работы: разработали серию вебинаров, направленных на развитие умений поиска научной информации в специализированных системах у студентов педагогического бакалавриата.
Также после апробации с помощью сравнительного анализа курсовых работ студентов контрольной и экспериментальной групп удалось подтвердить нашу гипотезу и выявить результативность развития умений поиска научной информации в специализированных системах при проведении интерактивных вебинаров, позволяющих организовать онлайн- демонстрацию возможности аналитического поиска научной информации в специализированных системах и использовать учебно-методическое обеспечение, ориентированное на практические задачи поиска научной информации связанной с тематикой курсовой работы.
Подобные работы
- МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ - БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКЕ
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - МЕДИА КОМПЛЕКС В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Традиционные и новые методы сбора информации в современной журналистике
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Компьютерная графика как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов изобразительного искусства
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Разработка визуально-технического средства обучения для студентов профессиональных образовательных организаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - Формирование системы мотивации и стимулирования персонала организации (отчет по преддипломной практике, ООО "Никострой")
Отчеты по практике, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ОРГАНИЗАТОРОВ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



