Блог как средство формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки проблемы формирования ценностного
отношения к здоровому образу жизни у младших школьников 7
1.1 Ценностное отношение личности к здоровому образу жизни как
предмет психолого-педагогического анализа 7
1.2 Особенности формирования ценностного отношения к здоровому
образу жизни у младших школьников 22
1.3 Изучение уровня сформированности ценностного отношения к
здоровому образу жизни у младших школьников 37
2 Опытно-экспериментальная работа по внедрению блога,
способствующего формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников 43
2.1 Использование блогов в учебно-воспитательном процессе начальной школы 43
2.2 Описание блога, способствующего формированию ценностного
отношения к здоровому образу жизни у младших школьников 51
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению блога,
способствующего формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
Список использованных источников 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 80
1 Теоретические предпосылки проблемы формирования ценностного
отношения к здоровому образу жизни у младших школьников 7
1.1 Ценностное отношение личности к здоровому образу жизни как
предмет психолого-педагогического анализа 7
1.2 Особенности формирования ценностного отношения к здоровому
образу жизни у младших школьников 22
1.3 Изучение уровня сформированности ценностного отношения к
здоровому образу жизни у младших школьников 37
2 Опытно-экспериментальная работа по внедрению блога,
способствующего формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников 43
2.1 Использование блогов в учебно-воспитательном процессе начальной школы 43
2.2 Описание блога, способствующего формированию ценностного
отношения к здоровому образу жизни у младших школьников 51
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению блога,
способствующего формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
Список использованных источников 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 80
Обеспечение безопасности жизни каждого школьника и повышение знаний в области безопасности являются одной из основных составляющих здорового образа жизни. Придерживаясь культуры здорового образа жизни, формируются ценностное отношение к сохранению окружающей среды и к своему здоровью. Главным фактором «школьного нездоровья» является незнание детьми элементарных правил здоровой жизни, а также несформированность положительного отношения к здоровому образу жизни. Упрочение здоровья подрастающего поколения выражается одной из проблем нынешнего времени в России, так как большинство детей больше времени уделяют не активному образу жизни (подвижным играм на улице), а сидячему образу жизни, играя в компьютер.
Соблюдение здорового образа жизни чрезвычайно важно и необходимо, в особенности среди школьников, вследствие этого нужно формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, организовывать все условия для его поддержания. Здоровый образ жизни полагает хорошую физическую и умственную работоспособность.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования» (далее ФГОС НОО) выделен раздел, направленный на формирование основ здорового образа жизни у младших школьников. Данный раздел представляет собой комплексную программу формирования у обучающихся знаний, личностных ориентиров и установок, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения общеобразовательной программы начального общего образования [37].
Задачи сохранения здоровья учащихся и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в современных условиях подвергаются рассмотрению как неотъемлемая часть развития системы начального образования. Это связано с тем, что отечественные исследователи концентрируют своё внимание на неблагоприятную динамику основных показателей здоровья учащихся (Т.Ф. Орехова, В.Н. Касаткин, Е.А. Стальков, Н.К. Смирнов и др.).
Таким образом, осмысление необходимости заботиться о своем здоровье и стремление к здоровому образу жизни (далее ЗОЖ) как самому важному элементу всеобщей культуры человека, необходимо воспитывать на самых первых этапах обучения в школе, прежде всего, потому, что утраты здоровья на младшей ступени обучения практически невосполнимы, их весьма трудно компенсировать в дальнейшем. Заложенные запасы знаний о здоровье на младшей ступени обучения фиксируются у человека на уровне подсознания на всю жизнь; умения и навыки здорового образа жизни, приобретенные в раннем возрасте, переходят в привычку и становятся основными на протяжении всей жизни.
Проблема: поиск наиболее результативных средств формирования ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников в условиях современной информационно-образовательной среды.
Цель исследования: разработать блог, способствующий формированию ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников, а также опытно-экспериментальным путём проверить результативность его использования.
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников.
Предмет исследования: средства формирования ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников.
Гипотеза: формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников будет более результативным, если использовать в учебно-воспитательном процессе блог, работа с которым предполагает:
— Знакомство учащихся с текстовыми и видеоматериалами,описывающими особенности организации здорового образа жизни младших школьников;
— Организацию в форуме обсуждения учащимися специфики применения здоровьесберегающих технологий в собственной жизни;
— Выполнение и прикрепление учащимися на интерактивную доску творческих заданий, связанных с демонстрацией направленности на ведение здорового образа жизни.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета, цели, и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить специфику ценностного отношения личности к здоровому образу жизни;
2. Исследовать особенности формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников;
3. Изучить уровень сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников;
4. Разработать блог, способствующий формированию ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников;
5. Провести апробирование блога, способствующего формированию ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников; эмпирические - педагогический эксперимент, анкетирование, опрос; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - МБОУ «Толстихинская СОШ».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками, диаграммами.
Соблюдение здорового образа жизни чрезвычайно важно и необходимо, в особенности среди школьников, вследствие этого нужно формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, организовывать все условия для его поддержания. Здоровый образ жизни полагает хорошую физическую и умственную работоспособность.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования» (далее ФГОС НОО) выделен раздел, направленный на формирование основ здорового образа жизни у младших школьников. Данный раздел представляет собой комплексную программу формирования у обучающихся знаний, личностных ориентиров и установок, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения общеобразовательной программы начального общего образования [37].
Задачи сохранения здоровья учащихся и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в современных условиях подвергаются рассмотрению как неотъемлемая часть развития системы начального образования. Это связано с тем, что отечественные исследователи концентрируют своё внимание на неблагоприятную динамику основных показателей здоровья учащихся (Т.Ф. Орехова, В.Н. Касаткин, Е.А. Стальков, Н.К. Смирнов и др.).
Таким образом, осмысление необходимости заботиться о своем здоровье и стремление к здоровому образу жизни (далее ЗОЖ) как самому важному элементу всеобщей культуры человека, необходимо воспитывать на самых первых этапах обучения в школе, прежде всего, потому, что утраты здоровья на младшей ступени обучения практически невосполнимы, их весьма трудно компенсировать в дальнейшем. Заложенные запасы знаний о здоровье на младшей ступени обучения фиксируются у человека на уровне подсознания на всю жизнь; умения и навыки здорового образа жизни, приобретенные в раннем возрасте, переходят в привычку и становятся основными на протяжении всей жизни.
Проблема: поиск наиболее результативных средств формирования ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников в условиях современной информационно-образовательной среды.
Цель исследования: разработать блог, способствующий формированию ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников, а также опытно-экспериментальным путём проверить результативность его использования.
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников.
Предмет исследования: средства формирования ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников.
Гипотеза: формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников будет более результативным, если использовать в учебно-воспитательном процессе блог, работа с которым предполагает:
— Знакомство учащихся с текстовыми и видеоматериалами,описывающими особенности организации здорового образа жизни младших школьников;
— Организацию в форуме обсуждения учащимися специфики применения здоровьесберегающих технологий в собственной жизни;
— Выполнение и прикрепление учащимися на интерактивную доску творческих заданий, связанных с демонстрацией направленности на ведение здорового образа жизни.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета, цели, и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить специфику ценностного отношения личности к здоровому образу жизни;
2. Исследовать особенности формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников;
3. Изучить уровень сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников;
4. Разработать блог, способствующий формированию ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников;
5. Провести апробирование блога, способствующего формированию ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников; эмпирические - педагогический эксперимент, анкетирование, опрос; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - МБОУ «Толстихинская СОШ».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками, диаграммами.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников, позволило нам сделать следующие выводы:
Ценностное отношение к здоровому образу жизни - комплексное личностное образование, включающее осознание здоровья как непреходящей ценности, установку на реализацию программы жизни, что способствует развитию школьника, обеспечивает внутренний баланс индивидуального потенциала здоровья.
В ходе исследования определены следующие компоненты ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников:
• ориентационный (отношение к здоровью, здоровому образу жизни как личностным ценностям);
• когнитивный (усвоение личностью здоровьесберегающих технологий, системы знаний, в основе здорового образа жизни «валеологическое образование»);
• технологический (отношение личности к применению здоровьесберегающих технологий в жизни).
Изучение уровня ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников производилось с помощью методик С. Дерябо и В.Левина «Индекс отношения к здоровью», направленная на исследование ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья и методики «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» Н.С. Гаркуша, направленная на исследование ценностного отношения младших школьников к здоровьесберегающим технологиям и применению их в жизни.
В практической части своей работы нами мы был разработан и внедрен блог «ЗОЖ для школьников», способствующий формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников,работа с которым предпологала:
• Знакомство учащихся с текстовыми и видеоматериалами, описывающими особенности организации здорового образа жизни младших школьников;
• Организацию в форуме обсуждения учащимися специфики применения здоровьесберегающих технологий в собственной жизни;
• Выполнение и прикрепление учащимися на интерактивную доску творческих заданий, связанных с демонстрацией направленности на ведение здорового образа жизни.
Эффективность разработанного блога в плане решения поставленных в ходе исследования задач подтверждается наличием положительной динамики сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в экспериментальной группе.
В целом решение поставленных задач позволило достичь запланированную цель. Нам удалось разработать и апробировать блог, направленный на формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников, а также опытно - экспериментальным путём проверить его результативность. Полученные результаты доказывают, что использование данных блога поспособствовало повышению уровня сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников.
Ценностное отношение к здоровому образу жизни - комплексное личностное образование, включающее осознание здоровья как непреходящей ценности, установку на реализацию программы жизни, что способствует развитию школьника, обеспечивает внутренний баланс индивидуального потенциала здоровья.
В ходе исследования определены следующие компоненты ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников:
• ориентационный (отношение к здоровью, здоровому образу жизни как личностным ценностям);
• когнитивный (усвоение личностью здоровьесберегающих технологий, системы знаний, в основе здорового образа жизни «валеологическое образование»);
• технологический (отношение личности к применению здоровьесберегающих технологий в жизни).
Изучение уровня ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников производилось с помощью методик С. Дерябо и В.Левина «Индекс отношения к здоровью», направленная на исследование ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья и методики «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» Н.С. Гаркуша, направленная на исследование ценностного отношения младших школьников к здоровьесберегающим технологиям и применению их в жизни.
В практической части своей работы нами мы был разработан и внедрен блог «ЗОЖ для школьников», способствующий формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников,работа с которым предпологала:
• Знакомство учащихся с текстовыми и видеоматериалами, описывающими особенности организации здорового образа жизни младших школьников;
• Организацию в форуме обсуждения учащимися специфики применения здоровьесберегающих технологий в собственной жизни;
• Выполнение и прикрепление учащимися на интерактивную доску творческих заданий, связанных с демонстрацией направленности на ведение здорового образа жизни.
Эффективность разработанного блога в плане решения поставленных в ходе исследования задач подтверждается наличием положительной динамики сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в экспериментальной группе.
В целом решение поставленных задач позволило достичь запланированную цель. Нам удалось разработать и апробировать блог, направленный на формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников, а также опытно - экспериментальным путём проверить его результативность. Полученные результаты доказывают, что использование данных блога поспособствовало повышению уровня сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников.
Подобные работы
- Блог как средство формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Блог как средство формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством детского блогинга
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Фольклор как средство эмоционально-нравственного воспитания обучающихся начальной школы с ОВЗ во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2023 - Коллективное музицирование как способ педагогической коррекции девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019



