ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты влияния толерантности на поведение в конфликте .... 7
1.1. Виды и сущность способов реагирования в конфликтной ситуации 7
1.2. Понятие и виды толерантности личности 18
1.3. Связь толерантности и способов реагирования на конфликт 25
Выводы по главе 1 26
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи толерантности и способов
реагирования конфликте 29
2.1 Организация эмпирического исследования 29
2.2. Результаты исследования 34
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества чрезвычайное значение приобретает качество общения людей. Современное состояние общества: переход общественной жизни на рельсы рыночной экономики, нестабильные экономические и политические процессы наряду с позитивными изменениями резко повысили уровень напряженности и конфликтности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности человека. Вследствие этого проблемы возникновения и эффективного разрешения конфликтов в нынешних условиях представляют большой практический интерес и имеют прикладное значение не только для профессиональных психологов и социологов, но и для руководителей различного уровня, сотрудников правоохранительных органов, педагогов, социальных работников, т. е. всех тех, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей. В связи с этим, проблема изучения детерминант способов реагирования в конфликте у студентов, как будущих профессионалов, в современных условиях приобретает высокую значимость.
Понятие и сущностные особенности конфликта и конфликтного поведения изучали такие отечественные учёные, как А.Я. Анцупов, Е.М. Бабосов, М.В. Башкин, Л.Г. Брылева, Б.С. Волков, А.С. Грибель, Н.В. Гришина,В.А. Давлетшина,Ю.А. Давыдова,В.Г. Зазыкин,Ю.В. Оболонский, Ю.П. Платонов и др. Среди зарубежных исследователей отметим таких учёных, как Дж. Бертон, Р. Дарендорф, М. Дойч, Дж. Доллард, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин, Т. Парсонс, 3. Фрейд, М. Шериф и др.. Количество таких работ с каждым годом увеличивается, что указывает на актуальность данной проблемы.
Несмотря на то, что изучение факторов, обусловливающих поведение личности в конфликте, признается одним из наиболее актуальных направлений в современной науке, оно является еще недостаточно разработанным. Одним из таких мало разработанных вопросов является влияние на поведение в конфликте такого важного фактора в регуляции деятельности и поведения личности, как толерантность.
Проблема толерантности также относится к одной из наиболее значимых направлений психологических исследований. Под толерантностью понимается ценностное интегративное качество личности, отражающее ее отношение к миру в целом, предметам, явлениям, к другим людям, их взглядам, к самому себе и «позволяющему индивиду разрешать проблемные ситуации во взаимодействии со средой, сохраняя психологическую устойчивость и адаптивность» [3, с.4]. Негативным следствием недостаточного уровня развития толерантности является низкая эффективность интеракции, недостаточный уровень профессионализма, неудовлетворенность в сфере межличностного общения.
Знание возможной реакции индивида на происходящие события, исходя из его толерантности, может позволить опираться на положительные черты личности и преодолевать отрицательные, снизить угрозу возникновения конфликта, что обуславливает актуальность исследования взаимосвязи толерантности и способов реагирования на конфликт у студентов в конфликте.
Цель исследования: выявление взаимосвязи толерантности и способов реагирования на конфликт у студентов.
Объект исследования: Студенты 1-3 курса.
Предмет исследования: взаимосвязь толерантности и способов реагирования на конфликт у студентов.
Гипотеза: существует взаимосвязь между толерантностью со способами реагирования в конфликте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме причин конфликтного поведения и влияния толерантности на поведение в конфликте.
2. Описать уровни толерантности у студентов
3. Описать способы реагирования на конфликт у студентов
4. Описать взаимосвязь толерантности и способов реагирования на конфликт.
5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Теоретико-методологическая база исследования: теоретические подходы к исследованию конфликта и детерминант конфликтного поведения Н.В. Гришиной, О.Н. Громовой, М.М. Кашапова, Ю.П. Платонова, А.Я. Анцупова, Б.И. Хасана, А.И.Шипилова и др.; подходы к толерантности как одниму из важных условий рационального взаимодействия между людьми А.Г. Асмолова, С.К. Бондыревой, В.В. Бойко, Б.С. Гершунского, М.Т. Громковой, П.Ф. Комогорова, А.Н. Лутошкина, Л.И. Маленковой, A.B. Мудрика, О.В. Скрябиной, Л.И. Уманского, Г.П. Щедровицкого и др.
В работе была использована совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: методы теоретического анализа и синтез научной литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение имеющихся представлений по данной проблеме, эмпирические методы (тестирование). Количественный анализ полученных данных осуществлялся с помощью методов математической статистики (методы описательной статистики, непараметрический критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена).
Практическое значение заключается в том, что результаты практического исследования могут быть использованы в работе практических психологов и преподавателей профессиональных учебных заведений в профилактике конфликтов у студентов.
Эмпирическая база: исследование проходило на базе СФУ, в нем приняли участие 50 студентов 1-3 курса факультета. Психология. Выборка уравновешена по образованию, возрасту и полу.
Методики:
1. Анкета.
2. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В.Бойко.
3. Методика «Межличностная диагностика стиля взаимодействия в конфликте» (МДСВ) (автор К. Томас, адаптация Н.В. Гришиной) (стратегии поведения в конфликте).
4. Методика «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в конфликтах (адаптированный вариант методики В. Бойко).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Работа была посвящена изучению взаимосвязи толерантности и способов реагирования в конфликте у студентов.
Теоретическое исследование научной литературы по изучаемой проблеме показало, что под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Обязательным условием существования конфликта является субъективное восприятие и интерпретация человеком внешней ситуации, а также собственных переживаний. Способы реагирования в конфликте - это стили (стратегии) поведения, являющиеся устойчивым личностным образованием, но их использование зависит от конкретной ситуации и личностных особенностей человека. Как всякая психическая особенность человека, определенный способ реагирования в конфликте имеет свою детерминированность. Основными факторами, определяющими поведение индивида в конфликте, являются: природные свойства индивида, его индивидуально-психологические особенности (темперамент, характер, уровень агрессивности, тревожности); система потребностей, мотивов, интересов; внутреннее представление личности о себе, ее «Я-образ» («Я-концепция»), самооценка.
Под толерантностью понимают ценностное интегративное качество личности, отражающее ее отношение к миру в целом, предметам, явлениям, к другим людям, их взглядам, к самому себе и позволяющему индивиду разрешать проблемные ситуации во взаимодействии со средой, сохраняя психологическую устойчивость и адаптивность.
Важным для нашего исследования является понятие коммуникативной толерантности, как психосоциальной характеристики личности,проявляющейся в выраженной направленности сознания на бесконфликтное, терпимое, коммуникативное поведение, на индивидуальный, доброжелательный тип взаимодействия человека с социальным обществом.
Анализ литературы показал, что исследованию взаимосвязи толерантности и способов реагирования в конфликте не уделено достаточно внимания, однако, на основании существующих работ был сделан вывод о том, что толерантность имеет обратную взаимосвязь с конфликтностью личности: чем выше интолерантность, тем более деструктивными будут способы реагирования в конфликте, и наоборот, при высоком уровне толерантности личность будет выбирать способы реагирования.
Результаты эмпирического исследования позволили сделать следующие выводы.
60% студентов считают себя в той или иной степени толерантными людьми, а 78% - миролюбивыми, однако только 22% из них готовы дружить с людьми другой национальности, разы и веры, 38% положительно относятся к людям, отличающимся от них по внешности, манере разговаривать, мнениях и взглядах. Полученные результаты позволяют предположить, что существует субъективное отношение к понятию толерантности, обусловленной культурными и ситуативными факторами. Этот аспект требует дополнительного изучения.
Студенты отличаются высоким уровнем коммуникативной толерантности, преобладающими показателями интолерантности у них являются неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров и неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.
Доминирующим способом реагирования в конфликте является соперничеств, но ведущей психологической зашитой субъектной реальности личности у них является миролюбие, в котором ведущую роль играют интеллект и характер.
Выявлены значимые различия в способах реагирования в конфликте у студентов с разным уровнем коммуникативной толерантности: студенты с более высоким уровнем коммуникативной толерантности в значительно большей степени используют адаптивные (конструктивные) способы реагирования в конфликте или стараются избежать конфликта. Студенты с более низким уровнем толерантности в значимо большей степени склонны к неадаптивному реагированию на конфликт, проявляющемся в соперничестве и агрессивных реакциях.
Выявлены особенности коммуникативной толерантности у студентов в зависимости от доминирующего способа реагирования в конфликте, а именно: студенты, предпочитающие в конфликтной ситуации стратегию соперничества, отличаются от других студентов значительно более высоким уровне коммуникативной интолерантности. Больше всего различий выявлено со студентами с доминирующими стратегиями сотрудничества и компромисса, расцениваемыми как конструктивные стратегии. Студенты с доминирующей стратегией сотрудничества в конфликте отличаются значительно более высоким уровнем толерантности, в сравнении только со студентами с доминирующей стратегией соперничества. Студенты с доминирующей стратегией компромисса наиболее значимые различия в уровне коммуникативной толерантности имеют со студентами с доминирующей стратегией соперничества, у которых он значительно ниже почти по всем показателям. Особенностями толерантности в сравнении с другими группами студентов, студенты с доминирующей стратегией компромисса значительно более направлены на перевоспитание партнера, в сравнении со студентами и доминированием избегания, и значительно менее категоричны в оценках других людей, в сравнении со студентами с доминированием стратегии приспособления. Студенты с доминирующей стратегией избегания имеют значительно более высокий уровень коммуникативной толерантности, чем студенты с доминированием стратегии соперничества, а также в значительно меньшей степени, чем студенты с доминированием стратегии компромисса, склонны перевоспитывать партнера и, в сравнении со студентами, предпочитающими стратегию приспособления, значительно менее склонных к категоричности в оценках других людей. Студенты с доминирующей стратегией приспособления характеризуются тенденцией к значительно более высокому уровню коммуникативной толерантности по отдельным ее показателям и общему уровню, в сравнении со студентами, предпочитающими соперничество, и в большей степени, чем студенты с доминированием стратегий компромисса и избегания, склонных к категоричности в оценке других людей.
Корреляционный анализ показал, что существует отрицательная связь толерантности и таких способов реагирования в конфликте, как соперничество и агрессия. Существует положительная связь между толерантностью и склонностью к сотрудничеству, компромиссу, приспособлению, избеганию и миролюбию.
Таким образом, гипотеза о том, что существует взаимосвязь между толерантностью со способами реагирования в конфликте, а именно: толерантность в общении имеет прямую взаимосвязь с такими способами реагирования, как «сотрудничество», «компромисс», «приспособление» и «миролюбие, и обратную взаимосвязь со способами реагирования «соперничество» и «агрессия», подтверждена.
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Академический Проект, 2011. - 240 с.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.Н. Шипилов. - СПб: Питер, 2013. - 512 с.
3. Асейкина, Л. С. Организация толерантного педагогического взаимодействия на этапе довузовской подготовки иностранных студентов: автореф. дис. .. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.С. Асейкина. - Майкоп 2006.- 26 с.
4. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.
5. Асташова, H.A. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / H. A. Асташова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч. метод. ст. - М.: МПСИ, 2002. - С. 74-83.
6. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. - М.: Амалфея, 2012. - 324 с.
7. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности / Г.Л. Бардиер.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. - 120 с.
8. Башкин, М.В. Конфликтная компетентность личности: дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / М.В. Бабосов. - Ярославль, 2009. - 242 с.
9. Безносов, С.В. Психологические аспекты экстремизма и терроризма / С.В. Безносов, Л.Г. Почебут // СпбГУ. - 2010. - Сер. 12. - № 1. - С. 287¬299.
10. Беридзе, Р. Стратегии разрешения конфликта в различных социальных группах (гендерных и возрастных): автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Р. Беридзе. - Тбилиси, 2006. - 43 с.
11. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - М.: Эксмо, 2012. - 480 с.
12. Бертон, Дж. Конфликт и коммуникация: Использование контролируемой коммуникации в международных отношениях / Дж. Бертон // Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост. П.А. Цыганков. - М.: Гардарики, 2012. - С. 353 - 361.
13. Бзезян, А.А. Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / А.А. Бзезян. - Ростов-на-Дону, 2015. - 240 с.
14. Бойко, В.А. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. - М. : Филинъ, 1996. - 469 с.
15. Большой психологический словарь / сост. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М.: ACT, ACT Москва, Прайм-Еврознак, 2009. - 816 с.
16. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 240 с.
17. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. - Новосибирск: Наука, 1989. - 189 с.
18. Брылева, Л.Г. Теоретические особенности управления организационными конфликтами в условиях современного менеджмента / Л.Г. Брылева, Р.Г. Леонтьев // Инженерный вестник Дона. - 2013. - Т. 24. - №1. - С. 86.
19. Волков, Б.С. Конфликтология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический Проект, 2010. - 416 с.
20. Воробьева, Н.В. Особенности профессиональной социализации
студентов, получающих специальность «Социальная работа» : автореф. дис. ... канд. социол. наук / И. В. Воробьева. - М., 2007. - 20 с.
21. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.
22. Грибель, А.С. Конфликтная ситуация и девиантное поведение в контексте конфликтного взаимодействия / А.С. Грибель, М.Г. Евдокимов, Д.А. Зеленина // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. №6-1. - С. 57 - 58.
23. Гриншпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. - 2¬е изд., стереотип. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - С. 31-40.
24. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб: Питер,2009. - 464 с.
25. Гришук, В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: дис.... канд. пед. наук / B. М. Гришук. - Киров, 2005. - 228 с.
26. Давлетшина, В.А. Стратегия поведения в конфликтной ситуации / В.А. Давлетшина, В.Р. Бальданова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. №3. - С. 41.
27. Давыдова, Ю.А. Гендерная конфликтология. Особенности влияния феминизированных и маскулинизированных черт личности на поведение в конфликте / Ю.А. Давыдова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 232 с.
28. Давыдова, Ю.А. Исследование причинной обусловленности конфликтного поведения личности / Ю.А. Давыдова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. №2. -C. 397 - 402.
29. Давыдова, Ю.А. Особенности влияния феминизированных и
маскулинизированных черт личности на поведение в конфликте: дис....канд. психол. наук: 19.00.01 / Ю.А. Давыдова. - М.: РУДН, 2008. - 156 с.
30. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социология: Хрестоматия / Сост. Ю. Волков, И. Мостовая. - М.: Гардарики, 2008. - С. 236 - 243.
31. Дойч, М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) / М. Дойч // Хрестоматия по конфликтологии / Сост. Н.И. Леонов. - М.: МПСИ; МОДЭК, 2010. - 384 с.
32. Доллард, Дж. Психотерапия в рамках теории научения / Дж. Доллард // Техники консультирования и психотерапии / Сост. У. Сахакиан. - М.: Эксмо-Пресс; Апрель-Пресс, 2008. - С. 303 - 348.
33. Дюркгейм, Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. - М.: Терра - Книжный клуб, 2008. - 400 с.
34.3азыкин, В.Г. Психологическая реальность конфликта / В.Г. Зазыкин, Ю.В. Оболонский. - М.: Психотерапия, 2013. - 384 с.
35.Зайцев, А.К. Социальный конфликт / А.К. Зайцев. - М.: М.: Academia, 2011. - 464 с.
36.3дравомыслов, А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 318 с.
37.Зиммель, Г. Экскурс по проблеме: как возможно общество? / Г. Зиммель // Социология: Хрестоматия / Сост. Ю. Волков, И. Мостовая. - М.: Гардарики, 2008. - С. 75 - 91.
38. Ильченко, Л.П. Формирование межэтнической толерантности у школьников / Л.П. Ильченко. - автореф. дис. ... док. пед. наук. - М., 2005. - 47 с.
39. Козер, Л. Функции социального конфликта / Л. Козер // Социология: Хрестоматия / Сост. А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект; Деловая книга, 2012. - С. 624 - 640.
40. Лабунская, В. А. Социально-психологические презентации
толерантного-интолерантного межличностного общени: учебное пособие / В.А. Лабунская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002. - 122 с.
41. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин. - СПб: Речь,2010. - 408 с.
42. Леонов, Н.И. Конфликтология: Учебное пособие / Н. И. Леонов. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. - 232 с.
43. Леонтьев, Д.А. Методологические и методические вопросы
эмпирического изучения и диагностики личностного потенциала / Д.А.
Леонтьев, Е.Н. Осин // Личностный потенциал: структура и диагностика; под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - С.403-423.
44. Ложкин, Г.В. Практическая психология конфликта: Учеб. пособие / Г.В. Ложкин, Н.И. Повякель. - 2-е изд., стереотип. - К.: МАУП, 2002. - 256 с.
45. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2010 - 800 с.
46. Мерлин, В.С. Личность и общество / В.С. Мерлин. - Пермь: ПЕНИ, 1990 . - 91 с.
47. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ, 2001. С.281-287.
48. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В.Н. Мясищев; Под ред. А.А. Бодалева. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. - 400 с.
49. Николаева, Л.А. Формирование коммуникативной толерантности студентов - будущих юристов: на примере университетского образования в России и Германии: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Николаева. - Кемерово, 2007. - 24 с.
50.Оболонский, Ю.В. Акмеологические условия и факторы управления организационными конфликтами: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю.В. Оболонский. - М., 2012. - 160 с.
51.Оллпорт, Г.В. Становление личности: избр. тр. / Г.В. Оллпорт, под общ. ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
52. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. - М.: Академический Проект, 2010. - 880 с.
53. Петровская, Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта / Л. А. Петровская // Теоретические и методические проблемы социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - С. 137-139.
54. Петровская, Л. А. Общение - компетентность - тренинг / Л.А. Петровская.- М.: Смысл, 2007. - 688 с.
55. Платонов, Ю.П. Психология конфликтного поведения / Ю.П. Платонов. - СПб: Речь, 2009. - 544 с.
56. Платонов, Ю.П. Психотип как фактор конфликтного поведения / Ю.П. Платонов // Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. - СПб.: Речь, 2009. - С.70-85.
57. Почебут, Л.Г. Психология межкультурной толерантности: Учебное
пособие / Л.Г. Почебут. - СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 2007. - 281 с.
58. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.
59. Русакова, С. В. Психологическое сопровождение развития
коммуникативной толерантности у подростков в общеобразовательных учреждениях: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / С.В. Русакова. - Шадринск, 2014. - 187 с.
60. Свириденко, И.Н. Конфликтность личности с разными уровнями зрелости: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / И.Н. Свириденко. - Екатеринбург: УГПУ, 2007. - 176 с.
61. Скрябина, О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 / О.Б. Скрябина. - Кострома, 2000. - 209 с.
62. Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. - Мн. Харвест, 2009.- 976 с.
63. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2001. - 112 с.
64. Солынин, Н.Э. Психологическая структура этнической толерантности учащихся средней школы, студентов средних и высших профессиональных образовательных учреждений: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Н.Э. Солынин. - Ярославль, 2014. - 303 с.
65. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений / отв. ред С. К. Бондырева. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 366 с.
66. Трушников, Д.Ю. Конфликтология: Учебник / Д.Ю. Трушников. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. - 448 с.
67. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе» // Колодиж Б. Н. О роли СМИ в диалоге этнокультур и формировании межэтнической толерантности в современном российском обществе. - Ярославль: Подати, 2004. - 96 с.
68. Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы / Л. Г. Федоренко. - СПб. : КАРО, 2006. - 128 с.
69. Фрейд, 3. Психоаналитические этюды / 3. Фрейд. - М.: Фолио, 2013. - 256 с.
70. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта / Б.И. Хасан. - СПб.: Питер, 2014. - 495 с.
71. Хасан, Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебное пособие / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. - М.: МИРОС, 2001. - 174 с.
72. Хачатурова, М.Р. Личностные предикаторы совпадающего поведения в ситуации межличностного конфликта: дис....канд. психол. наук: 19.00.01 / М.Р. Хачатурова. - М.: ГУ ВШЭ, 2012. - 191 с.
73. Шериф, М. Исследование межгруппового конфликта / М. Шериф // Общественное животное. Исследования / Под ред. Э. Аронсона. - М.: Прайм-Еврознак, 2009. - 800 с.
74. Яцевич, Л.П. Формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы : автореф. дис.... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л.П. Яцевич. - Чита, 2010. - 23 с.