Введение 4
1. Теоретические аспекты социально- педагогической работы с детьми
подвергшихся жестокому обращению и насилию 7
1.1 Понятие социально-педагогической помощи 7
1.2 Анализ отечественного и зарубежного опыта по проблеме психологических
особенностей детей, подвергающихся жестокому обращению и
насилию 10
1.3 Технологические аспекты социально-педагогической работы с детьми,
подвергшихся жестокому обращению и насилию 28
2. Реализация программы для детей, подвергающихся жестокому обращению и
насилию 39
2.1 Организация и методики исследования. Анализ результатов первичного
исследования 39
2.2 Программа социально-педагогической работы с детьми, подвергающимся
жестокому обращению и
насилию 47
2.3 Анализ результатов повторного исследования 53
2.4 Рекомендации по работе с детьми, пережившими насилие 57
Заключение 61
Список литературы 63
Приложения
Проблема психотравмирующего влияния насилия на ребенка имеет не только психологический, но также социальный, медицинский и юридический аспекты, однако в нашей стране до недавнего времени изучению уделяли внимание лишь юристы и социальные работники. Следствием этого является почти полн е отсутствие квалифицированных психологов и психотерапевтов, работающих с жертвами насилия. Насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам, а в случае сексуального насилия, как правило, приводит к посттравматическому синдрому (посттравматическому стрессовому расстройству — ПТСР по МКБ-10). В связи с этим следует отметить, что проблему насилия над детьми и подростками необходимо рассматривать, как минимум, с нескольких сторон - юридической, медицинской, психологической и социальной. Часто юристы игнорируют психологический вред, нанесенный жертве, а политики не задумываются о социальных корнях этого явления.
Нарушения, возникающие вследствие насилия, затрагивают все уровни функционирования ребенка: познавательную сферу, аппетит и сон, возникает множество соматических жалоб, наблюдаются стойкое изменения личности, которые препятствуют самореализации ребенка в будущем и вызывают нарушения поведения — раннюю алкоголизацию, наркотизацию, непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении, аутоагрессивное поведение (самоистязания, суицид и пр.).
Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.
целью данной работы является изучение социально-педагогической работы с детьми подвергшихся жестокому обращению и насилию.
Несмотря на сложившееся мнение о движении нашего общества к гуманизации человеческих отношений и «детоцентризме» как основной тенденции, многие исследователи склонны считать, что, во-первых, жестокость в обществе не исчезает и, во-вторых, наше общество перестает быть «детоцентрическим», каким оно стало, начиная с 18 века. Это значит, что ребенок, утрачивает свою монополию и занимает не привилегированное место.
Проведенный в настоящей работе анализ существующих проблем в детско- родительских отношениях показал необходимость комплексного их решения с привлечением широкого круга специалистов. Особо значимой является деятельность социального педагога, призванного защищать интересы ребенка.
В результате теоретика - методического анализа литературы по данной проблематике было выявлена несомненная роль личности родителей в возникновении насилия в семье, так не часто в качестве причины отмечается низкий культурный уровень семьи, несформированность навыков социального взаимодействия родителей и ребенка.
При написании данной работы нами была предложена программа социально¬педагогической работы с детьми подвергшихся жестокому обращению и насилию.
Данная программа позволяет выявить психологические особенности личности, пережившей жесток е обращение и насилие, и влияние насилия на формирование агрессивности и тревожности у детей, воспитывавшихся в таких семьях, что позволит в дальней ем эффективно проводить работу с такими детьми.
Хотелось бы еще отметить, что не интересным было бы сравнить стили взаимодействия отцов и матерей, так как существуют различия, как черт характера, так и стилей отношения к ребенку по гетерогенному признаку.