Разработка серии занятий для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 6
1.1 Возрастное развитие детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Формирование элементарных математических представлений в науке ... 13
1.3 Роль дидактической игры в формировании элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 21
Вывод по первой главе 28 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 30
2.1 Описание хода исследования 30
2.2 Результаты исследования формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические
игры 42
Вывод по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 6
1.1 Возрастное развитие детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Формирование элементарных математических представлений в науке ... 13
1.3 Роль дидактической игры в формировании элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 21
Вывод по первой главе 28 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 30
2.1 Описание хода исследования 30
2.2 Результаты исследования формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические
игры 42
Вывод по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе, и значительную роль играет обучение основам математики, формирование элементарных математических представлений. Математика выступает в старше дошкольном возрасте как фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Дошкольники уже активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
В то же время, обучение математике - достаточно сложный процесс для ребенка, и поэтому важно сделать так, чтобы обучение проходило своевременно, без задержек, с высоким уровнем интереса и эффективности. Для этого непосредственная образовательная деятельность должна проходить в увлекательной игровой форме, особенно с учетом того факта, что ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая. Именно поэтому достаточно легко, благодаря играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения - математике. Таким образом, в игровой форме подача ребенку знаний из области математики, позволяет ему более эффективно формировать элементарные математические представления - основу изучения математики. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место в системе педагогических наук. Методика формирования элементарных математических представлений опирается на разрабатываемые дошкольной психологией, педагогикой и дидактикой задачи обучения и умственного воспитания подрастающего поколения: принципы, условия, пути, содержание, средства, методы, формы организации и т.д.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования - разработка серий занятий на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: элементарные математические представления
Гипотеза: применение дидактических игр позволит улучшить
формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. выяснить особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста;
2. провести теоретический анализ понятия элементарных математических представлений в науке;
3. рассмотреть роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать серию занятий с использованием дидактических игр;
5. экспериментально проверить эффективность разработанных занятий.
Методологической основой исследования явились: теории физического и психического развития в старшем дошкольном возрасте А.В. Антоновой, Н.А. Араповой-Пискаревой, Н.Е. Веракса, исследования психических процессов Н.Г. Беляева, А. А. Радугина, Е.И. Рогова, исследования в сфере представлений и
мышления Л.Р. Болотиной, З.А. Михайловой, Т.И. Бабаевой, Л.М. Клариной, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, исследования в сфере формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста А. М. Леушиной, И.А. Помораевой, В.А. Позиной, Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкиной.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; обзор нормативных документов (образовательные стандарты, учебные планы, программы и т.п.); метод экспертной оценки.
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, список использованных источников, приложения.
В то же время, обучение математике - достаточно сложный процесс для ребенка, и поэтому важно сделать так, чтобы обучение проходило своевременно, без задержек, с высоким уровнем интереса и эффективности. Для этого непосредственная образовательная деятельность должна проходить в увлекательной игровой форме, особенно с учетом того факта, что ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая. Именно поэтому достаточно легко, благодаря играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения - математике. Таким образом, в игровой форме подача ребенку знаний из области математики, позволяет ему более эффективно формировать элементарные математические представления - основу изучения математики. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место в системе педагогических наук. Методика формирования элементарных математических представлений опирается на разрабатываемые дошкольной психологией, педагогикой и дидактикой задачи обучения и умственного воспитания подрастающего поколения: принципы, условия, пути, содержание, средства, методы, формы организации и т.д.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования - разработка серий занятий на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: элементарные математические представления
Гипотеза: применение дидактических игр позволит улучшить
формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. выяснить особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста;
2. провести теоретический анализ понятия элементарных математических представлений в науке;
3. рассмотреть роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать серию занятий с использованием дидактических игр;
5. экспериментально проверить эффективность разработанных занятий.
Методологической основой исследования явились: теории физического и психического развития в старшем дошкольном возрасте А.В. Антоновой, Н.А. Араповой-Пискаревой, Н.Е. Веракса, исследования психических процессов Н.Г. Беляева, А. А. Радугина, Е.И. Рогова, исследования в сфере представлений и
мышления Л.Р. Болотиной, З.А. Михайловой, Т.И. Бабаевой, Л.М. Клариной, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, исследования в сфере формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста А. М. Леушиной, И.А. Помораевой, В.А. Позиной, Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкиной.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; обзор нормативных документов (образовательные стандарты, учебные планы, программы и т.п.); метод экспертной оценки.
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, список использованных источников, приложения.
В ходе проведенного исследования было установлено, что старший дошкольный возраст - это время, когда с высоким темпом формируется психика ребенка, и социальное становление психики определяется доминирующей в это время психической формой — представлениями. Развитие ребенка характеризуется личностными новообразованиями: произвольностью; появлением «внутреннего мира»; способностью к обобщению переживаний; возникает наглядно-действенное мышление, переходящее в наглядно-образное; появляется опосредованное запоминание; нравственное развитие; способность к перцептивному моделированию и социализованной речи. Ведущая деятельность - это сюжетно-ролевая игра.
Представление рассматривается как процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Математические представления понимаются как элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка житейских и научных понятий. Математическим представлениям свойственны наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность. Математические представления развиваются как элементы системы, находящиеся друг с другом в определенных отношениях.
Дидактические игры - это игры обучающие, они созданы взрослыми для воспитания и обучения детей. Для самих детей воспитательное значение игры не выступает явно, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Структурные компоненты дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат, заключение игры. Математическими считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Основное назначение дидактических игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. Дидактические игры математического характера содержат возможности расширять и закреплять знания в следующих направлениях: усвоение множества, равенства и неравенства групп предметов; количества и счета по осязанию, на слух навыков счета, в усвоении величины, формы, ориентировки в пространстве и во времени.
Проведенное исследование было направлено на проверку гипотезы о том, что применение дидактических игр позволит улучшить формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
После проведенной работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры, было установлено, что в экспериментальной группе произошли значимые изменения в результатах. Эти результаты, при сравнении с результатами констатирующего этапа диагностики, показывают, что проведенная работа по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры, оказалась успешной.
В контрольной группе значимых изменений в показателях элементарных математических представлений не было выявлено, за исключением некоторых незначительных изменений, соответствующих возрастной динамике формированию элементарных математических представлений, которая может быть обусловлена развитием психических структур. Так как эти изменения незначительны, и затрагивают только небольшую часть показателей, то можно вести речь именно о возрастном темпе развития, естественном, так как никакой специальной работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры не проводилось.
Представление рассматривается как процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Математические представления понимаются как элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка житейских и научных понятий. Математическим представлениям свойственны наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность. Математические представления развиваются как элементы системы, находящиеся друг с другом в определенных отношениях.
Дидактические игры - это игры обучающие, они созданы взрослыми для воспитания и обучения детей. Для самих детей воспитательное значение игры не выступает явно, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Структурные компоненты дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат, заключение игры. Математическими считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Основное назначение дидактических игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. Дидактические игры математического характера содержат возможности расширять и закреплять знания в следующих направлениях: усвоение множества, равенства и неравенства групп предметов; количества и счета по осязанию, на слух навыков счета, в усвоении величины, формы, ориентировки в пространстве и во времени.
Проведенное исследование было направлено на проверку гипотезы о том, что применение дидактических игр позволит улучшить формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
После проведенной работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры, было установлено, что в экспериментальной группе произошли значимые изменения в результатах. Эти результаты, при сравнении с результатами констатирующего этапа диагностики, показывают, что проведенная работа по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры, оказалась успешной.
В контрольной группе значимых изменений в показателях элементарных математических представлений не было выявлено, за исключением некоторых незначительных изменений, соответствующих возрастной динамике формированию элементарных математических представлений, которая может быть обусловлена развитием психических структур. Так как эти изменения незначительны, и затрагивают только небольшую часть показателей, то можно вести речь именно о возрастном темпе развития, естественном, так как никакой специальной работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры не проводилось.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Использование современных мультфильмов в работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - Использование элементов проблемного обучения в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024 - ИКТ как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Моделирование как средство формирования временных представлений у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



