Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка серии занятий для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр

Работа №27159

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
735
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 6
1.1 Возрастное развитие детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Формирование элементарных математических представлений в науке ... 13
1.3 Роль дидактической игры в формировании элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 21
Вывод по первой главе 28 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 30
2.1 Описание хода исследования 30
2.2 Результаты исследования формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические
игры 42
Вывод по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе, и значительную роль играет обучение основам математики, формирование элементарных математических представлений. Математика выступает в старше дошкольном возрасте как фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Дошкольники уже активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
В то же время, обучение математике - достаточно сложный процесс для ребенка, и поэтому важно сделать так, чтобы обучение проходило своевременно, без задержек, с высоким уровнем интереса и эффективности. Для этого непосредственная образовательная деятельность должна проходить в увлекательной игровой форме, особенно с учетом того факта, что ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая. Именно поэтому достаточно легко, благодаря играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения - математике. Таким образом, в игровой форме подача ребенку знаний из области математики, позволяет ему более эффективно формировать элементарные математические представления - основу изучения математики. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место в системе педагогических наук. Методика формирования элементарных математических представлений опирается на разрабатываемые дошкольной психологией, педагогикой и дидактикой задачи обучения и умственного воспитания подрастающего поколения: принципы, условия, пути, содержание, средства, методы, формы организации и т.д.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования - разработка серий занятий на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: элементарные математические представления
Гипотеза: применение дидактических игр позволит улучшить
формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. выяснить особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста;
2. провести теоретический анализ понятия элементарных математических представлений в науке;
3. рассмотреть роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать серию занятий с использованием дидактических игр;
5. экспериментально проверить эффективность разработанных занятий.
Методологической основой исследования явились: теории физического и психического развития в старшем дошкольном возрасте А.В. Антоновой, Н.А. Араповой-Пискаревой, Н.Е. Веракса, исследования психических процессов Н.Г. Беляева, А. А. Радугина, Е.И. Рогова, исследования в сфере представлений и
мышления Л.Р. Болотиной, З.А. Михайловой, Т.И. Бабаевой, Л.М. Клариной, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, исследования в сфере формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста А. М. Леушиной, И.А. Помораевой, В.А. Позиной, Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкиной.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; обзор нормативных документов (образовательные стандарты, учебные планы, программы и т.п.); метод экспертной оценки.
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования было установлено, что старший дошкольный возраст - это время, когда с высоким темпом формируется психика ребенка, и социальное становление психики определяется доминирующей в это время психической формой — представлениями. Развитие ребенка характеризуется личностными новообразованиями: произвольностью; появлением «внутреннего мира»; способностью к обобщению переживаний; возникает наглядно-действенное мышление, переходящее в наглядно-образное; появляется опосредованное запоминание; нравственное развитие; способность к перцептивному моделированию и социализованной речи. Ведущая деятельность - это сюжетно-ролевая игра.
Представление рассматривается как процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Математические представления понимаются как элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка житейских и научных понятий. Математическим представлениям свойственны наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность. Математические представления развиваются как элементы системы, находящиеся друг с другом в определенных отношениях.
Дидактические игры - это игры обучающие, они созданы взрослыми для воспитания и обучения детей. Для самих детей воспитательное значение игры не выступает явно, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Структурные компоненты дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат, заключение игры. Математическими считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Основное назначение дидактических игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. Дидактические игры математического характера содержат возможности расширять и закреплять знания в следующих направлениях: усвоение множества, равенства и неравенства групп предметов; количества и счета по осязанию, на слух навыков счета, в усвоении величины, формы, ориентировки в пространстве и во времени.
Проведенное исследование было направлено на проверку гипотезы о том, что применение дидактических игр позволит улучшить формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
После проведенной работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры, было установлено, что в экспериментальной группе произошли значимые изменения в результатах. Эти результаты, при сравнении с результатами констатирующего этапа диагностики, показывают, что проведенная работа по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры, оказалась успешной.
В контрольной группе значимых изменений в показателях элементарных математических представлений не было выявлено, за исключением некоторых незначительных изменений, соответствующих возрастной динамике формированию элементарных математических представлений, которая может быть обусловлена развитием психических структур. Так как эти изменения незначительны, и затрагивают только небольшую часть показателей, то можно вести речь именно о возрастном темпе развития, естественном, так как никакой специальной работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры не проводилось.



1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет/ Н.А. Арапова-Пискарева. - М.: Мозаика- Синтез. 2012. - 200 с.
2. Антонова А.В. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации/ А.В. Антонова, Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 185 с.
3. Бантикова С. Геометрические игры. Дошкольное воспитание / 2012 - №1 - С. - 60-66.
4. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений/ М. Беженова. - М.: Эксмо,2013. - 210с.
5. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей/ А.В. Белошистая //Дошкольное воспитание. - 2002. № 2 - 140 с.
6. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений/ А.В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 400с.
7. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. - М.: Академия, 2012. - 240 с.
8. Буре Р.С. Готовим детей к школе / Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 2012. - С. 96.
9. Беляев Н.Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев. - Ставрополь: СГУ,
2011. - 246 с.
10. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособия для студентов высших педагогических учебных заведений/ А.С. Белкин. - М.: Академия, 2013. - 200с.
11. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду/ А.К. Бондаренко,. - М.: Просвещение. 2013. - 160 с.
12. Веселые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познавательных процессов /Составитель С. Е. Гаврина. - Ярославль: «Академия развития», «Академия Холдинг», 2002. - 230 с.
13. Вавилов, Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных/ Ю.П. Вавилов. - Ярославль 2014. - 122 с.
14. Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода// А.М. Вербенец /Детский сад: теория и практика. -2012, № 1. - С.44-69.
15. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика- Синтез, 2010. - 165 с.
16. Водопьянов Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2014, № 3.
17. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2015. - 209с.
18. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 2013. - 245 с.
19. Данилова В. В. Обучение математике в детском саду/ В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. - М.: «Академия», 2014 г. - 180с.
20. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада/. - под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2014. - 350 с.
21. Дуброва В.П. Диагностические программы для определения
математических представлений дошкольников// В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич / Педагогическая практика в детском саду. - М.: 2014.-с.132- 141.
22. Дурова Н.В. Развивающие упражнения для подготовки детей к школе/ Н.В. Дурова, В.П. Новикова. - М.: Школьная Пресса, 2015. - 300с.
23. Дурова Н.В. Ступеньки к познанию: пособие для занятий родителей с детьми 5-6 лет/ Н.В. Дурова, В.П. Новикова. - М.: Детство - Пресс, 2013. - 218 с.
24. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников/ Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 2015. - 210 с.
25.Занимательная математика: Материалы для коллективных и
индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками/ состав. Попова Г.П., Усачева В.И. - М.: 2013. - 320с.
26. Игровые технологии в ДОУ: классификация игр/ Ресурсы образования
[Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа:
http://www.resobr.ru/article/59791-qqe-16-m8-igrovie-tehnologii-v-doy- klassifikaciya-igr
27. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10»/ Е.В. Колесникова. - М.: 2015. - 250 с.
28. Колесникова, Е. В. Математика для детей 6 - 7 лет: учебно - методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати» / Е.В. Колесникова. -М.: ТЦ Сфера, 2012. - 96 с.
29. Корнеева, Г.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова. - М.: 2014. - 144 с.
30. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2012. - 416 с.
31. Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников/ В.А. Козлова. - М.: 2015. - 130 с.
32. Коваленко, В. Г. Дидактические игры на уроках математики/ В. Г. Коваленко. - М.: 2014. - 185 с.
33. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста/ А. М. Леушина. - М.: 2013.
- 120 с.
34. Михайлова З.А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике/ З.А. Михайлова. - СПб: Детство-Пресс., 2013.
- 148 с.
35. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста/ З.А. Михайлова. - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013. - 384 с.
36. Мухина В.С. Психология дошкольника / под ред. ЛА. Венгер. - М.: Просвещение, 2013. - 452с.
37. Новикова В.П. Математика в детском саду: конспекты занятий с детьми 5-6 лет/ В.П. Новикова. - М.: Мозаика-синтез, 2015. - 400 с.
38. Новикова В.П. Мои часы: Время, часы, календарь: практические занятия: для детей 5-7 лет/ В.П. Новикова. - М.: Карапуз, 2013. - 210 с.
39.Обухова Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение,
2012. - с. 240. - 350 с.
40.Основы дошкольной педагогики /под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Наука, 2011. - 110с.
41. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных
математических представлений в старшей группе детского сада/ И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 170 с.
42. Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2015. - 230 с.
43. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З.А. Михайлова. Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина. З.А. Серова - СПб: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 160с.
44. Радугин, А. А. Психология и педагогика/ А. А. Радугин. - М.: 2014. - 110 с.
45. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: современные направления/ Г.А. Репина. - М.: ТЦ Сфера, 2013 - 128 с.
46. Савенков А.И. Готовим ребенка к школе. Учим учиться самостоятельно/ А.И. Савенков. - Ярославль: Академия развития,2013. - 160 с.
47. Фалькович Т.А. Формирование математических представлений/ Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2015. - 165 с.
48.Чилинрова, Л. А.Играя, учимся математике / Л. А. Чилинарова, Б. В. Спиридонова. - М.: 2013. - 177 с.
49. Щербакова Е.Н. Теория и методика математического развития дошкольников/ Е.Н. Щербакова. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», - 2013. - 392с.
50. Шварц, А.Ю. Роль чувственных представлений в математическом познании и понимании математики. / А.Ю. Шварц // Психологические исследования: электрон. науч. журн. [Электронный ресурс]. - 2011. - №3(17). - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/496- shvarts17.html#r3
51. Шварц, А.Ю. Репрезентации значений математических понятий в
зависимости от уровня математической подготовки / А.Ю. Шварц // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2011. - Режим доступа: http://lomonosovmsu.
ru/archive/Lomonosov_2011/index_2.htm/structure_22.htm (0,2 п.л.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ