Введение 4
1 Аэробика как направление и средство физического воспитания 7
1.1 Характеристика основных направлений оздоровительной аэробики 7
1.2 Средства, применяемые на занятиях аэробикой 13
1.3 Основные направления и структура занятий аэробики 19
2 Применения методики упражнений с фитболом на занятиях аэробикой. 26
2.1 Методы исследования 26
2.2 Организация исследования 28
3 Результаты исследования и их обсуждение 38
Заключение 43
Список использованных источников 44
Приложение А 49
Аэробика - это система гимнастических, танцевальных и других упражнений, выполняемых под музыку поточным или серийно-поточным методом.
Существует множество различных систем в аэробике, которые объединяет возможность эффективного развития выносливости, гибкости, силы, координации движений. Именно разнообразие, постоянное обновление логически выстроенных, научно обоснованных программ, высокий эмоциональный фон занятий благодаря музыкальному сопровождению, позволяет этому вид оздоровительной тренировки на протяжении двух десятилетий удерживать высокий рейтинг. Аэробика стала некой панацеей в борьбе за здоровье.
За последние 10 лет отмечается снижение основных показателей физического развития детей и подростков, прослеживается общая тенденция к ухудшению соматического здоровья (в школьном возрасте 30-35% детей имеют хронические заболевании). Затем этот ослабленный контингент выпускников поступает в вузы, где нет отбора по показателям здоровья. Большинство исследователей полагают, что причиной ухудшения здоровья является слабый интерес молодежи к занятиям физической культурой, нежелание студентов заниматься теми видами спорта, которые традиционно преподаются в вузах.
Одним из решений данной проблемы, при организации процесса физического воспитания студенток, является применение в учебном процессе различных программ аэробики, основу которых составляют: базовая аэробика, танцевальная и силовая. Эти увлекательные и полезные занятия оздоровительной физической культурой способны повысить эмоциональный фон, плотность и эффективность процесса обучения, здоровья. Кроме того, ведущие специалисты в области теории и методики физического воспитания считают идеальным для студенток 1-3 курсов занятия ритмической гимнастикой (оздоровительная аэробика).
Существует множество видов оздоровительной аэробики, каждая решает свои поставленные задачи (развитие гибкости, координации, силы, выносливости и т.д.). Для занятий со студентками, появляется необходимость разработать методику занятия оздоровительной аэробикой, которая смогла бы решать сразу несколько поставленных задач в комплексе, учитывая разную физическую подготовленность занимающихся.
В современной аэробике появилось новое направление - фитбол-аэробика (упражнения с большим мячом). Мяч стал широко использоваться в оздоровительной тренировке; с ним выполняют упражнения на силу и координацию движений, для коррекции осанки, стретчинг и при этом интенсивность упражнения можно варьировать индивидуально [1, с. 23].
Этот забавный и абсолютно безопасный вид упражнений с использованием специальных надувных мячей разной величины (некоторые из них в диаметре достигают 1 метра) помогает скорректировать фигуру, развивает координацию движений и гибкость, способствует исправлению осанки и укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Фитболом охотно занимаются и дети, и взрослые, на занятиях выполняя самые разнообразные упражнения (в основном силовые и на растягивание). Особенность и положительная черта фитбола то, что, не меняя размера можно варьировать нагрузку изменяя только исходное положение. Использование фитбола на занятиях со студентками может значительно повысить интерес к занятиям и их эффективность, поэтому разработка методики применения фитбола на занятиях со студентками является важной и актуальной темой [1, с. 76].
Цель работы: Экспериментальное обоснование методики использования фитбола на занятиях аэробикой в процессе физического воспитания студенток в высших учебных заведениях.
Задачи:
1. Изучить комплексный подход к проведению занятий аэробикой со студентками высших учебных заведений с использованием фитбола.
2. Разработать и проверить методику занятия аэробики со студентками с использованием фитбола и проверить ее эффективность.
3. Выявить эффективность использование аэробики на занятиях со студентками в высших учебных заведениях.
Объект исследования: процесс занятия аэробикой со студентами второго курса.
Предмет исследования: методика применения упражнений с фитболом на занятиях аэробикой со студентками.
Гипотеза: Учитывая большое оздоровительное влияние аэробных упражнений, на организм занимающихся предполагаем, что разработанная нами комплексная программа аэробики с использованием фитбола окажет более эффективное воздействие на развитие физических качеств, чем традиционные методы аэробики в высших учебных заведениях.
В работе мы использовали следующие методы исследования:
1. Анализ данных научно-методической и учебно-методической литературы.
2. Педагогическое тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Метод математической обработки данных
1. Изучили комплексный подход к проведению занятий аэробикой со студентками с использованием фитбола. На теоретическом уровне осуществили решение вопросов по выбранной теме в литературе по теории и методики физического воспитания и спорта, воспитанию физических качеств.
2. Разработали и проверили методику занятий аэробикой со студентками с использованием фитбола. Применение метода педагогического тестирования позволило определить состояние тренированности у занимающихся и уровень развития физических качеств. Благодаря нашей методики, мы увидели рост в динамике развития результатов у занимающихся контрольной и экспериментальной групп в процессе занятий оздоровительной аэробикой.
3. Использование разработанной нами комплексной программы аэробики с использованием фитбола в учебном процессе, способствовало более эффективному развитию физических качеств, такие как выносливость, сила, гибкость. Изучив все методы математической статистики в сфере физической культуры и спорта, которые мы рассматривали для оценки результатов педагогического воздействия на занимающихся, мы остановились на прямом методе. С помощью этого метода мы определяли эффективность разработанной методики и проведенный эксперимент показал, что в экспериментальной группе показатели контрольных тестов значительно улучшились в сравнении с контрольной, а в тестах «туловища из положения лежа на спине», «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» имеют достоверные различия. Полученные результаты и разница между ними дают возможность утверждать, что использование данной методики в учебном процессе студенток 2 курсов, способствовало более эффективному развитию физических качеств.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. - М.:1990. - 214 с.
2. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие для студентов вузов физ. культ./под ред. Е.Б.Мякинченко и М.П. Шестакова.- М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 305 с.
3. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и каждого / В.К.Бальсевич. - М., 1999г. - 298 с.
4. Барышников, Т. Азбука хореографии / Т. Барышников. - М.: Айрис- Пресс, 2000. - 272 с.
5. Богащенко, Ю.А. Состояние здоровья студентов КГТУ: Материалы Всерос. науч.- метод. конф. «Совершенствование качества подготовки специалистов» / Ю.А.Богащенко, А.С.Темных, Р.А. Рябинина. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002. - 404 с.
6. Бочевская, Н. Аэробика [Электронный ресурс] / Н. Бочевская. - Режим доступа: http://www.fizkult-ura.ru.
7. Виленский, В.И. Физическая культура студента: учеб./ В.И.Виленский. - М.: УИЦ «Гардарики», 2001. - 448 с.
8. Виру, А.А. Аэробные упражнения / А.А Виру, Г.А.Юримяэ, Т.А. Смирнова. - М.: Физкультура и спорт, 1988. -142 с.
9. Вишневский, В.И. Об уровне физического состояния студентов МАДИ / В.И. Вишневский // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: тезисы докл. IV Межунивер. научно. - метод. конф. - Краснодар, 1996. - 115 с.
10. Галеева, О.Б. Оздоровительная тренировка женщин 18-28 лет, занимающихся гидроаэробикой: автореф. дисс. ...канд. пед. наук / О.Б. Галеева.- М., 1997. - 178 с
11. Гилев, Г.А. Необходимость реформирования физкультурного образования студенчества / Г.А. Гилев // Проблемы физического воспитания и спорта студенческой молодежи. Материалы московской межвуз. Научно - метод. конф. - М., 1995. - С.3.
12. Горцев, Г. Аэробика. Фитнесс. Шейпинг / Г. Горцев. - М.: Вече, 2001. 230 с.
13. Григорьева, В.Н. Состояние здоровья студенток как социальная проблема / В.Н.Григорьева // На пути к гражданскому обществу: проблемы молодежи XXI века : материалы междунар. науч. конф. - СПб.: СПбГУЭФ, 2003. - С.213-214.
14. Давыдов, В.Ю. Методика преподавания оздоровительной аэробики / В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, Г.О. Краснова. - Волгоград: Волгоградский Гос. Университет, 2004. - 115 с.
15. Ильященко, Н.Ф. Ритмическая гимнастика в системе физического воспитания в вузах / Н.Ф.Ильяшенко. - СПб., 2000. - 387 с.
16. Зайцева Г.Оздоровительная аэробика в высших учебных заведениях. - М., 2007. - 315 с.
17. Зефирова, Е.В. Оздоровительная аэробика: содержания и методика: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зефирова, В.В. Платонова. - СПб.: СПбГТ ИТМО, 2006. - 25 с.
18. Зуев С.Н. и др. Функциональное состояние студентов первого и второго курсов / С.Н. Зуев // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Тезисы докл. IV Межунивер. научно.-метод. конф. - Краснодар, 1996. - 218 с.
19. Иванова, О.А. Все о стретчинге / О.А. Иванова, Ж.В. Поддубная. - М.: Национальная школа аэробики, 1991. - 67 с.
20. Ким, Н.К. Идеальная фигура. Энциклопедия современного фитнеса / Н.К. Ким. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 280 с.
21. Крючек, Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий: учебно-метод. пособие / Е.С. Крючек. - М.: Терра-Спорт, Олимпия- Пресс, 2001. - 64 с.
22. Кудра, Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни: учеб. пос. / Т.А. Кудра. - Владивосток: МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, 2001. - 216 с.
23. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб.пособие высш.учеб.заведений. / В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов. - М.:Издательский центр «Академия», 2000.- 480 с.
24. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К.Купер. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 192 с.
25. Купер, К. Новая аэробика / К.Купер. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 205 с.
26. Лисицкая, Т.С. Аэробика на все вкусы / Т.С. Лисицкая. - М.: Просвещение, 1994. - 130 с.
27. Лисицкая, Т.С. Аэробика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М.: Издательский центр «Наука», 2002. - 250 с.
28. Лубушева, Л.И. О программных основах вузовского физкультурного воспитания / Л.И. Лубушева, Г.М. Грузных // Теория и практика физической культуры. 1990. - №3. - С.42-44.
29. Луценко, Д.Ю. Разработка комплексов упражнений индивидуальной направленности в фитнесе и их влияние на улучшение физического состояния женщин / Д.Ю. Луценко // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. науч. тр. / под ред. С.С. Ермакова. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2002. - №7. - С.41-50.
30. Любимова, Г.И Основы оздоровительной аэробики и силового тренинга: учеб. пособие / Г.И. Любимова. - Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1997. - 304 с.
31. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 105 с.
32. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания / Л.П. Матвеев. - М.: Омега - Л, 2004 - 160 с.
33. Менхин, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В.Менхин. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 348 с.
34. Мищенко, В. Ю. Оздоровительные мероприятия для студентов в условиях санатория-профилактория учебного заведения / В.Ю. Мищенко, В.П. Зайцев // Современные проблемы физкультуры и спорта: сборник. науч. Работ. - Белгород: БГУ, ХГИФК, 1997 . - С 442-444.
35. Начинская, С.В. Спортивная метрология: учеб. пособия для студ. высш. учеб. Заведений / С.В. Начинская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 240 с.
36. Пономарев, Н.И. Некоторые аспекты формирования положительного отношения человека к физической культуре / Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин // Теория и практика физической культуры -1993 -№9-10 -С.8.
37. Полевский, С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи (гигиенические аспекты) / С.А.Полевский. -М.: Медецина, 1989.—156 с.
38. Ритмическая гимнастика как нетрадиционная форма занятий по физическому воспитанию: метод.рекомендации / сост. Л.В. Моисеева. - Саранск: Саран.кооп.ин-т РУК, 2009. - 290 с.
39. Сайкина, Е. Г. Эффективность применения танцевально-ритмической гимнастики на уроках физической культуры у старшеклассниц / Е.Г. Сайкина //Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межд. научно - практ. конф. - Улан-Удэ, БГУ, 1995 - 164 с.
40. Сердюк, Н.Н. Изучение состояния здоровья школьников Прикарпатья: Тезисы IV Всесоюз. конф. «Физиология развития человека»/ Н.Н. Сердюк, В.И. Пальгов и др. - М.,1990. - 318 с.
41. Селуянов, В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 248 с.
42. Селуянов, В.Н. Методика силовой подготовки в оздоровительной
физической культуре / В.Н. Селуянов // «Аэробика». Журнал оздоровительной тренировки для профессиональных инструкторов. - М.: ЗАО «СпортАкадемПресс». - 2000. - № 17. - С. 2-5.
43. Сиднева, Л.В. Оздоровительная аэробика и методика преподавания / Л.В. Сиднева, С.А. Гониец. - М.: Журнал оздоровительной тренировки для профессиональных инструкторов, 2000. - 74 с.
44. Сосина, В.Ю. Азбука ритмической гимнастики / В.Ю. Сосина. - М.: Здоровье, 1986. - 420с.
45. Физическая культура студента: учеб.пособие / ред. А.Б.Муллер.- Красноярск, 2001. - 232 с.
46. Физическая культура студента / под ред. В.И. Ильинича. - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2003. - 360 с.
47. Хоули Эдвард Т., Оздоровительный фитнес / Хоули Эдвард Т., Дон Френкс Б. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 248 с.
48. Цветков, В. Н. Особенности влияния различных видов физических упражнений на эмоциональное состояние студентов / В.Н. Цветков, Г.В. Буланова // Теория и практика физической культуры. - 1990 - № 2 - С.34.
49. Цыба, И.А. Методика применения средств оздоровительной аэробики в физическом воспитании студентов с использованием современных информационных технологий: автореф. дис.канд. пед. наук / И.А. Цыба. - М., 2000. - 115 с.
50. Шенк, М. Активный стретчинг / Милен Шенк. - пер. с франц. Е.Мениковой. - М.: «Издательство ФАИР», 2008. - 160 с.