Введение
1 Внеурочная деятельность, как средство повышения учебной мотивации
подростков. 6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста 6
1.2 Учебная мотивация 16
1.3 Возможности внеурочной деятельности в повышении учебной
мотивации 26
2 Реализация модели организации внеурочной деятельности подростков. 34
2.1 Модель организации внеурочной деятельности подростков. 34
2.2 Описание организованной внеурочной деятельности 35
2.3 Результаты 38
3 Заключение 44
4 Список использованных источников 46
5 ПРИЛОЖЕНИЕ А Модифицированный вариант анкеты школьной
мотивации Н. Г. Лускановой 49
6 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики структуры учебной мотивации
школьника (М.В. Матюхина) 55
7 ПРИЛОЖЕНИЕ В Беседа с классным руководителем 6А класса 58
8 ПРИЛОЖЕНИЕ Г Содержание занятий организованной деятельности . 59
Учителям школ отлично ясно, что ученики, не очень хорошо усваивающие школьную программу, имеют отрицательные черты характера, нарушения поведения и низкий уровень мотивации. Многостороннее изучение особенностей психического развития неуспевающих школьников - диагностический психологический эксперимент, тщательное биографическое исследование, наблюдение за поведением на уроках и во внеурочной деятельности, беседы с родителями и учителями - позволило обнаружить некоторые критерии, способствующие формированию искажений в развитии личности детей.
Главной и наиболее важной причиной становления отрицательных черт характера является нежелание обучаться, негативное отношение ребенка к школе и к учебной работе, отсутствие мотивации к учению. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха, несомненно, приводят к тому, что такие ученики избегают самого процесса обучения, прекращают подготавливаться к урокам и начинают пропускать занятия. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное искажение, зачатки отрицательных черт характера. Такие особенности поведения формируются чрезвычайно скоро, поэтому необходимо отслеживать это и вести работу с подобными детьми.
В подобных ситуациях возникают и другие трудности, такие как, например, конфликтные отношения с учителями. На первый взгляд, кажется, что эти отношения носят негативный характер, однако при более тщательном наблюдении видно, что поведение учителей вызвано неумением и неспособностью продуктивно работать с такими детьми, особым вниманием к таким детям и их успехами в учебе. Повышенным тоном, нотациями и морализаторством преподаватели пробуют привлечь внимание и интерес слабоуспевающих учеников, подключить их к учебной работе, заставить лучше заниматься.
Подобного рода конфликты приводят к тому, что дети начинают грубить и дерзить не только учителям, но и своим родителям, которым сложно договориться с ребенком - подростком, что может еще более усугубить ситуацию и сформировать у школьников отрицательные черты характера, нарушение поведения и спровоцировать уход ребенка в уличную подростковую группу или другое объединение подростков.
Такое развитие событий чрезвычайно опасно, ведь при формировании такого отношения к школе, в старших классах ребят совсем не будет волновать их успеваемость и повлиять на их учебную мотивацию станет фактически невозможно.
Индивидуальные особенности школьников, такие, как неорганизованность, безответственность, отсутствие интереса к школе являются проявлениями низкой мотивации. Все эти черты связаны в большой мере с возрастными особенностями. Недовыполнение самостоятельной работы, отказ и нежелание отвечать на вопросы учителя, отвлечения на уроке могут быть вызваны недисциплинированностью, безответственным отношением к делу. Отсутствие интереса к школе и присутствие тревожности вызывают такие элементы отставания, как стремление избежать проблем и трудностей, заторможенность при столкновении с ними. Этому может способствовать и соответствующая для данного возраста некая переоценка собственных способностей и возможностей, неумение здраво оценить трудности в работе[16].
Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является соответствующая для подросткового возраста неустойчивость устремлений, повышенный интерес к внеучебным занятиям и увлечениям. Присутствие различных внеучебных интересов подростков связано с важными особенностями подросткового возраста: избытком неистраченной энергии, расположением к совместным действиям и играм, всевозрастающим стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых[7].
Именно потому средством повышения учебной мотивации у младших подростков можно считать внеурочную деятельность, позволяющую осуществить их занятость и сформировать положительные интересы за пределами школьной программы. Внеурочная деятельность может не только раскрыть таланты и способности подростков, но и повлиять на их мотивы, стремления, отношение ко многим обыденным вещам.
Объект исследования: учебная мотивация младших подростков
Предмет: условия внеурочной деятельности, способствующие повышению учебной мотивации младших подростков
Гипотеза исследования - перенос личной заинтересованности с внеурочной деятельности в учебную может обеспечить повышение уровня учебной мотивации младших школьников, при условии соблюдения во внеурочной деятельности следующих принципов:
- Содержание деятельности должно опираться на материал, изучаемый во время учебной деятельности;
- Включение в деятельность трех элементов: информация, переживание, действия;
- Сочетание во внеучебной деятельности разных ее форм, подходящих для работы с подростками;
- Неформальная позиция педагога, открытость для помощи;
- Работа в атмосфере сотрудничества, которая помогает детям ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей других людей и способствует психологической комфортности для каждого ребенка.
Моя работа посвящена учебной мотивации младших подростков. Эта тема была мной изучена и на основании ее изучения проведен эксперимент.
Изучив особенности подросткового возраста, механизмы формирования мотивации, а так же возможности внеурочной деятельности, я выделила принципы организации внеурочной работы для повышения уровня учебной мотивации младших школьников и сформулировала следующую гипотезу:
перенос личной заинтересованности с внеурочной деятельности в учебную может обеспечить повышение уровня учебной мотивации младших школьников, при условии соблюдения во внеурочной деятельности следующих принципов:
- Содержание деятельности должно опираться на материал, изучаемый во время учебной деятельности.
- Включение в деятельность трех элементов: информация, переживание, действия.
- Сочетание во внеучебной деятельности различных ее форм, подходящих для работы с подростками
- Неформальная позиция педагога, открытость для помощи.
- Работа в атмосфере сотрудничества, которая помогает детям ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей других людей и способствует психологической комфортности для каждого ребенка.
По окончании эксперимента и рассмотрения результатов диагностики, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность, организованная по заявленным мною в гипотезе принципам, положительно повлияла на повышение учебной мотивации младших подростков. У экспериментальной группы участников эксперимента наблюдается не только повышение учебной мотивации, но и позитивные изменения в отношениях с одноклассниками и
Позитивные изменения показали не только количественные методики диагностики, но и беседа с классным руководителем 6А класса. Классный руководитель утверждает, что ребята стали более собранными, более усидчивыми и активными.
1. Алфёров, А.Д. Психология развития школьников/Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 294 с.
2. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки / Лен издательство, 2005. - 190с.
3. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности - М.: Наука, 1977. - 380 с.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Бабанский Ю.К.- М.: Педагогика, 2009. - 193 с.
5. Божович, Л.И. О мотивации учения / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, сост. И.В.Дубровина - М.: Изд. Центр «Академия», 1999. - 320с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Божович Л.И. - СПб.: Питер, 2007. - 400 с.
7. Борисов, П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления / П.П. Борисов. - Якутск, 1980. - 45с.
8. Блонский, П.П. Школьная успеваемость / - М.: Просвещение, 2007.- 423 с.
9. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 324с.
10. Выготский, Л.С. Психология развития человека - М.: Изд-во «Эксмо», 2003. - 436с.
11. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций.- М., 1960. - 324с.
12. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.
13. Гальперин, П.Я. Четыре лекции по психологии - М.: Книжный дом «Университет», 2009. - 112 с.
14. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / М.: Просвещение, 2004. - 326с.
15. Добрынин, С.Я. «Структура и динамика мотивов деятельности» - Вопросы психологии, 1984., №4.
16. Забрамная С., Костенкова Ю., Неуспеваемость как она есть// Школьный психолог.-2004. - 241с.
17. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Питер, 2002 - 512 с.
18. Кузнецов, В.И. Принципы активной педагогики / В.И. Кузнецов - М.: Просвещение, 2007. - 95 с.
19. Ланина, И.Я. Развитие интереса школьника к предмету / И.Я. Ланина. - М.: Просвещение, 2001. - 24 с.
20. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Психология мотивов и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.Ф Фаликман. - М.:ЧеРО, 2002. - 752с.
21. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания - М.: Институт практической психологии,1997. - 256 с.
22. Лукина, А.К. «Пространство социального развития ребенка», 2003. - 312с.
23. Лусканова, Н.Г. Методики определения отношения учащихся к школе и школьным предметам - М.: Просвещение, 2014. - 251с.
24. Маслоу, А. Теория человеческой мотивации. Психология мотивов и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.Ф Фаликман - М.:ЧеРО, 2002. - 752с.
25. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 2009. - 192 с.
26. Олифренко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студ. высшее. Педагогическое. учебное. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 316с.
27. Орел, А.А. Психологические особенности активации учебной деятельности //Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда психологов. -СПб.: СПбГУ, 2003.- 425с.
28. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996, № 1.
29. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:Академия, 2009.- 217с.
30. Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии - СПб.: Питер,2001. - 720 с.
31. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Дону, 2000 - 414с.
32. Тагирова, Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. -. Педагогическое общество России, 2005.- 417с.
33. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. -М.: Академия, 2001. - 288с.
34. Тутушкина, М.К. практическая психология для педагогов и родителей/ Спб.: Дидактика Плюс, 2000. - 352с.
35. ФГОС ООО
36. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с.
37. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / 2-е изд. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2000. -348 с.
38. Csirzentmihalyi M. The dynamics of intrinsic motivation: a study of adoles - cents./ Eds. C. Ames, R.. Ames . Research on motivation in education.- N.Y. : Academic Press, 1989.- V. 3. - H. 45-71.
39. Tracy B. Motivation Mann and Ferber 2015 144
40. Jean-Pol Martin (2002): Lernen durch Lehren (LdL). In: Die Schulleitung — Zeitschrift fur padagogische Fuhrung und Fortbildung in Bayern. Heft 4, S. 3-9 (Artikel in LdL-Homepage)
41. Steve Chandler, Scott Richardson, 100 Ways to Motivate Others: How Great Leaders Can Produce Insane Results Without Driving People Crazy, 2014 224