Введение
1 Теоретический анализ современного состояния проблемы нарушений
и коррекции опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста 6
1.1 Основные виды и характеристики нарушений опорно¬двигательного аппарата детей дошкольного возраста 6
1.2 Основные педагогические аспекты проблемы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста 22
1.3 Педагогические средства и методы коррекции нарушений опор¬но-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста 25
2 Методы и организация исследования 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация и этапы исследования 46
3 Теоретическое обоснование и разработка содержания экспериментальной методики коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста 48
3.1 Разработка содержания методики коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата 48
3.2 Проверка эффективности методики коррекции нарушений опор¬но-двигательного аппарата 54
Заключение 66
Практические рекомендации 67
Список использованных источников 68
Приложения 74
Актуальность. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Период дошкольного детства - наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств.
Полноценное воспитание и развитие здорового ребенка в современных условиях возможно только при интеграции лечебно-оздоровительной и образовательной деятельности дошкольного учреждения, следовательно, тесного взаимодействия медицинских работников и педагогов (Т.А. Гутерман, А.И. Коша- нов, А.А. Литвинов).
В комплексе оздоровительных мероприятий ведущее место отводят физическому воспитанию. Преимущество использования физических упражнений перед другими оздоровительными технологиями проявляется в их легкости, высокой результативности, доступности и универсальности.
Анализ состояния здоровья детей 4 - 6 лет, за последнее время не дает оснований для оптимизма. Данные исследований показывают, что заболеваемость детей, посещающих дошкольные учреждения, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению [42,52].
Такое положение связано с недостаточным вниманием родителей к формированию здоровья ребенка в семье (Л.А. Бородич).
Недостаточные знания возрастных особенностей физиологии развития детей, применение дома неправильного двигательного режима в период грудного возраста приводит к тому, что дети в три года приходят в дошкольное учреждение с неправильной установкой стоп и нарушенной осанкой (Л.А. Бородич).
Отмечается, что отсутствие отклонений в состоянии ОДА является непременным условием хорошего функционирования органов и систем и развития организма в целом,
В связи с этим, существует необходимость разработки комплексной методики физического воспитания в дошкольных учреждениях, с помощью которой на фоне развития у детей движений соответствующего возрастным нормам, осуществлялась коррекция и профилактика нарушений у них опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная комплексная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в водной среде, включающая определенную последовательность применения физических упражнений с учетом особенностей формирования осанки и сводов стопы у дошкольников позволит существенно повысить оздоровительный эффект занятий.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплексная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в водной среде в дошкольном возрасте.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная апробация комплексной методики, обеспечивающей профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние по данной проблематике.
2. Разработать комплексную методику профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников в водной среде в процессе физического воспитания.
3. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность комплексной методики коррекции ОДА детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение литературных данных;
- контрольные испытания;
- педагогические наблюдения;
- педагогический эксперимент;
- математико-статистическая обработка экспериментальных данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что: разработана и экспериментально обоснована комплексная методика коррекции нарушений опор¬но-двигательного аппарата детей дошкольного возраста в водной среде, которая улучшает не только состояние опорно-двигательного аппарата, но и более эффективно повышает уровень физического развития и физической подготовленности.
Теоретическая значимость заключается в обосновании эффективности содержания методики обеспечивающей профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников.
Практическая значимость работы заключается в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Предложенная комплексная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата может быть использована в дошкольных учреждениях любого вида.
Апробация работы: исследования, проведенные в работе были представлены и доложены на двух конференциях в г. Красноярске, по материалам исследования в открытой печати опубликовано 3 научных статьи.
Структура работы. Работа включает 88 страниц текста, состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка и приложений.
1. Проведенный анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования позволил выявить основные виды и характеристики нарушений опорно-двигательного аппарата, определить основные педагогические аспекты проблемы коррекции нарушений опорно¬двигательного аппарата детей дошкольного возраста и проанализировать педагогические средства и методы коррекции нарушений опорно¬двигательного аппарата у детей дошкольного возраста, а также показал, что ряд методик по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата не учитывает возрастные особенности. Значительная их часть применительно к дошкольному возрасту детей 5 - 6 лет, недостаточно комплексна, носит частный характер и решает узкие проблемы коррекции ОДА.
2. Разработанная комплексная методика коррекции нарушений ОДА, включала в себя: корригирующие упражнения в водной среде, направленные на исправление выявленных нарушений ОДА, игры в водной среде, закаливающую процедуру и упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
3. Проведенный педагогический эксперимент показал, что экспериментальная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей 5 - 6 лет в водной среде улучшает не только состояние опорно¬двигательного аппарата, но и более эффективно повышает уровень физического развития и физической подготовленности детей, чем занятия, проводимые по традиционной методике коррекции опорно-двигательного аппарата детей 5 - 6 лет.
1 Адамова И. В. Технология комплексных занятий оздоровительными видами гимнастики и плавания с женщинами: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Адамова; РГАФК. - М., 2001. - 24 с.
2 Аикина Л. И. Использование плавания в системе лечебно-профилактических учреждений и организованного отдыха: Учеб.пособие / Л. И. Аикина ; Омский гос.ин-т физ.культуры. - Омск: ОГИФК, 1988. - 48с.
3 Белиц-Гейман С. В. Мы учимся плавать: Кн. для учащихся / С. В. Белиц-Гейман. - М.: Просвещение, 1987. - 79с.: ил.
4 Бородич Л. А. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подрост¬ков: Кн.для учителя: Из опыта работы / Л. А. Бородич Р. Д. Назарова. - М.: Просвещение, 1988. - 77 с.
5 Булах И. М. Научите меня плавать / И. М. Булах, Г. И. Петрович. - Мн.: Полымя, 1983. - 63 с.: ил.
6 Булах И. М. Плавание от рождения до школы / И. М. Булах. - Мн.: Полымя, 1991. - 106 с.
7 Булгакова Н. Ж. Плавание / Н. Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 184 с.
8 Валеев Р. Ф. Оздоровление детей 7-9 лет с отклонениями в состоянии позвоночного отдела опорно-двигательного аппарата средствами лечебной физической культуры : автореф. дис. канд. пед. наук / Р. Ф. Валеев; Все- рос.науч.-исследоват.ин-т физ.культуры и спорта. - М., 2003. - 24с.
9 Васильев В. С. Обучение детей плаванию / В. С. Васильев. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 96с.: ил.
10 Викулов А. Д. Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Викулов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 367с.:
11 Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Ж. Булгаковой. - М.: Академия, 2003. - 315 с.
12 Ганчар И. Л. Методика преподавания плавания: технология обучения и совершенствования: учебник. Вып. 2 / И. Л. Ганчар; Одесская нац. морская акад., Южно-украинский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. - Одесса: Друк, 2006. - 696 с.
13 Ганчар И.Л. Плавание. Теория и методика преподавания: Учебник для вузов / И. Л. Ганчар. - Мн. : "Четыре четверти":"Экоперспектива", 1998. - 350с. : ил. - Библиогр.:с.302-350.
14 Головина Л. Л. Физиологическая характеристика плавания: Лекция для студентов, аспирантов и слушателей фак. усовершенствования / Л. Л. Головина; ГЦОЛИФК. - М., 1980. - 25с.
15 Горбунов В. В. Вода дарит здоровье / В. В. Горбунов. - М. : Совет. спорт, 1990. - 31с.: ил. - (Физкультур. б-чка родителей). - ISBN 5-85009-194-7.
16 Гордеев Ю. А. Обучение плаванию младших школьников с учетом функциональной асимметрии: дис. канд. пед. наук / Ю. А. Гордеев; ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 1993. - 154с.
17 Гутерман Т. А. Дифференцированная коррекция нарушений осанки у детей 6-7 лет средствами оздоровительной физической культуры: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук. / Т. А. Гутерман - Красно¬дар, 2005. - 25 с.
18 Давыдов В. Ю. Плавание в детском саду: Учеб.-метод.пособие / В. Ю. Давыдов. - Волгоград: ВГИФК, 1993. - 180с.: ил.
19 Дворецкий Л. К. Программа занятий в кружке "Оздоровительное плавание" / Л. К. Дворецкий. - Минск: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1997. - 12с.
20 Жиленкова В. П. Адаптивный спорт для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата: дис. канд. пед. наук / В. П. Жиленкова ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2002. - 235 с.
21 Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве-дений / Ю.Д. Железняк, П. К. Петров. - М.: Академия, 2002. - 264 с.
22 Кардамонова Н. Н. Плавание: лечение и спорт / Н. Н. Кардамонова.
- Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 317с.
23 Козлов А. В. История развития плавания : учеб.-метод. пособие / А. В. Козлов, Т. В. Рыбъякова; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лес¬гафта. - СПб., 2008. - 62 с.: ил. - Библиогр.: с. 61-62.
24 Коновалов Е. Д. Ты - сильнее воды! / Е. Д. Коновалов. - М.: Мол.гвардия, 1983. - 128с.: ил.
25 Котляров А. Д. Дифференцирование средств обучения технике плавания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук / А. Д. Котляров; Омск. гос.ин-т физ.культуры. - Омск, 1989. - 19с.
26 Котляров А. Д. Теоретико-методические подходы к формированию физического здоровья дошкольников 3-7 лет средствами плавания: / А. Д. Котляров; Уральская гос.акад. физ. культуры. - Челябинск: УралГАФК, 2002.
- 217 с.
27 Коц Я. М. Физиология плавания: Метод.разраб.для студентов, аспирантов и преподавателей ГЦОЛИФКа / Я. М. Коц; ГЦОЛИФК. - М., 1983. - 41с.
28 Кошанов А. И. Начальное обучение плаванию / А. И. Кошанов. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка "Первое сентября") (Спорт в школе. Вып. 3 (9).
29 Кубышкин В. И. Учите школьников плавать: Кн.для учителя / В. И. Кубышкин. - М.: Просвещение, 1988. - 112 с.
30 Кууз Р. В. Оздоровительное плавание с женщинами 18-25 лет в условиях глубокого бассейна: дис. ... канд. пед. наук / Р. В. Кууз; СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. - СПб., 1999. - 175с.
31 Литвинов А. А. Маленький пловец: самоучитель для детей и родителей / А. А. Литвинов; под ред. В.Федорова; худож. И. Коношенко. - СПб.: Олимп, 2006. - 111 с.
32 Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде: практ. рук. / Д. Лоуренс; пер. с англ. А. Озерова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 255 с.
33 Мартинюк О. А. Характеристика npocTopoeoi оргашзацп тша студенток в процео фiзичного виховання / О.А. Мартинюк // В1сник Чершпвсь- кого державного педагопчного ушверситету iM. Т.Г. Шевченка: зб. наук. пр. - Чершпв: ЧДПУ, 2008. - №54.- С. 140-147.
34 Меньшуткина Т. Г. Методика обучения плаванию. (Организация и планирование занятий): Лекция / Т. Г. Меньшуткина; СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. - СПб.: ПИО СПбГАФК, 2000. - 26 с.
35 Меньшуткина Т. Г. Теория и методика оздоровительного плавания женщин разного возраста: дис. д-ра пед. наук / Т. Г. Меньшуткина ; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2000. - 332 с.
36 Мосунов Д. Ф. Гидрореабилитация ребенка-инвалида: программа для курсов повышения квалификации (проект) / Д. Ф. Мосунов; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - 16 с.
37 Мосунов Д. Ф. Паралимпийское плавание спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата: (учебно-методическое пособие) / Д. Ф. Мосунов, Ю. А. Назаренко. - СПб.: [б. и.], 2007. - 83 с.
38 Мосунов Д. Ф. Паралимпийское плавание спортсменов с поражени¬ем опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие / Д. Ф. Мосунов, Ю. А. Назаренко. - СПб.: Плавин, 2008. - 79 с.
39 Мосунова М. Д. Обучение плаванию в условиях совместного пребывания в воде тренера и ребенка - инвалида (на примере эпилепсии): авто- реф. дис. канд. пед. наук / Мосунова Мария Дмитриевна; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2005. - 24 с.
40 Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие / .- М.: Академия, 2005. - 429 с.
41 Пенькова И. В. Состояние опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста / И. В. Пенькова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - №2. - С. 53-57.
42 Плавание IV. Исследования, тренировка, гидрореабилитация Swimming VI. Researching, training, hydrorehabilitation / Федеральное агентство по физ. культуре и спорту, С.-Петерб. гос. ун-т физ. кульуры им. П.Ф. Лесгафта, С.-Петерб. науч.-исслед. ин-т физ. культуры; под ред. Петряева А. В. - СПб. : [б. и.], 2007. - 256 с.
43 Плавание. Теория и методика оздоровительно-спортивных технологий базовых видов спорта: Учеб.-метод.пособие / Т. Г. Меньшуткина [и др.]; СПбГАФК им.П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2002. - 117с.
44 Полухина Т. Г. Классификация и типология упражнений в аквааэробике как основа для разработки технологии обучения: автореф. дис. канд. пед. наук / Полухина Татьяна Григорьевна; Рос. гос. ун-т физ. культу¬ры, спорта и туризма. - М., 2003. - 18 с.
45 Профессионально-педагогическое мастерство тренера-преподавателя по плаванию: Учеб.пособие / Т. Г. Меньшуткина [и др.]; СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. - СПб.: СПбГАФК, 2000. - 48с.
46 Семенова С. С. Коррекция осанки в процессе обучения плаванию детей 7-11 лет: дис. канд. пед. наук / С. С. Семенова; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2001. - 182 с.
47 Теория и методика плавания в системе оздоровительно-спортивных технологий: учеб.-метод. пособие / Т. Г. Меньшуткина [и др.] ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 2005. - 122 с. - Библиогр.: с. 121-122.
48 Томилин К. Г. Водные виды рекреации: учебное пособие для студентов ин-тов физ. культуры / К. Г. Томилин, В. В. Мазур ; Сочинский гос. ун-т туризма и курорт. дела. - Сочи: РИО СГУТиКД, 2004. - 149 с. - Биб- лиогр.: с. 143-147.
49 Тренажеры и приспособления в занятиях оздоровительным плаванием: Учеб.пособие. Ч.1 / Т. Г. Меньшуткина [и др.] ; СПбГАФК им. П. Ф.Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 2001. - 44с.
50 Федорова А. Ю. Занятия оздоровительным плаванием с женщина¬ми: Метод. рекомендации / А. Ю. Федорова; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб.: 2001. - 23 с.: ил.
51 Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки: Учеб.пособие / Под ред. Г. А. Халемского; М-во образования РФ. - М.: Изд- во НЦ ЭНАС, 2001. - 66 с.
52 Ханжиева А. Я., Коломийцева Н. С. Коррекция отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата детей 5-6 лет средствами физического воспитания в республике Адыгея // Фундаментальные исследования. - 2010. - № 9. - С. 29-35;
53 Хорольская И. Р. Методика применения традиционных и нетрадиционных средств в процессе занятий плаванием: дис. канд. пед. наук / И. Р. Хорольская; СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. - СПб., 1996. - 155с.
54. Чистая вода - это жизнь и здоровье: Учеб. пособие / Т. Г. Меньшут- кина - СПб.: СПбГАФК, 1998. - 52 с.
55. Якубова И. Ш. Гигиеническое обоснование системы управления здоровьем детей в дошкольных образовательных учреждениях: дис. ... д-ра мед. наук. - СПб.: Нижний Новгород, 2001. - 255 с.
56. Filliard J. -R. Batterie des tests d'aptitude physique EUROFIT // Revue de l'education physiques sport. -1985. - 192. - P. 48-49.