Комплексная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста в водной среде
|
Введение
1 Теоретический анализ современного состояния проблемы нарушений
и коррекции опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста 6
1.1 Основные виды и характеристики нарушений опорно¬двигательного аппарата детей дошкольного возраста 6
1.2 Основные педагогические аспекты проблемы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста 22
1.3 Педагогические средства и методы коррекции нарушений опор¬но-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста 25
2 Методы и организация исследования 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация и этапы исследования 46
3 Теоретическое обоснование и разработка содержания экспериментальной методики коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста 48
3.1 Разработка содержания методики коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата 48
3.2 Проверка эффективности методики коррекции нарушений опор¬но-двигательного аппарата 54
Заключение 66
Практические рекомендации 67
Список использованных источников 68
Приложения 74
1 Теоретический анализ современного состояния проблемы нарушений
и коррекции опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста 6
1.1 Основные виды и характеристики нарушений опорно¬двигательного аппарата детей дошкольного возраста 6
1.2 Основные педагогические аспекты проблемы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста 22
1.3 Педагогические средства и методы коррекции нарушений опор¬но-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста 25
2 Методы и организация исследования 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация и этапы исследования 46
3 Теоретическое обоснование и разработка содержания экспериментальной методики коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста 48
3.1 Разработка содержания методики коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата 48
3.2 Проверка эффективности методики коррекции нарушений опор¬но-двигательного аппарата 54
Заключение 66
Практические рекомендации 67
Список использованных источников 68
Приложения 74
Актуальность. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Период дошкольного детства - наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств.
Полноценное воспитание и развитие здорового ребенка в современных условиях возможно только при интеграции лечебно-оздоровительной и образовательной деятельности дошкольного учреждения, следовательно, тесного взаимодействия медицинских работников и педагогов (Т.А. Гутерман, А.И. Коша- нов, А.А. Литвинов).
В комплексе оздоровительных мероприятий ведущее место отводят физическому воспитанию. Преимущество использования физических упражнений перед другими оздоровительными технологиями проявляется в их легкости, высокой результативности, доступности и универсальности.
Анализ состояния здоровья детей 4 - 6 лет, за последнее время не дает оснований для оптимизма. Данные исследований показывают, что заболеваемость детей, посещающих дошкольные учреждения, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению [42,52].
Такое положение связано с недостаточным вниманием родителей к формированию здоровья ребенка в семье (Л.А. Бородич).
Недостаточные знания возрастных особенностей физиологии развития детей, применение дома неправильного двигательного режима в период грудного возраста приводит к тому, что дети в три года приходят в дошкольное учреждение с неправильной установкой стоп и нарушенной осанкой (Л.А. Бородич).
Отмечается, что отсутствие отклонений в состоянии ОДА является непременным условием хорошего функционирования органов и систем и развития организма в целом,
В связи с этим, существует необходимость разработки комплексной методики физического воспитания в дошкольных учреждениях, с помощью которой на фоне развития у детей движений соответствующего возрастным нормам, осуществлялась коррекция и профилактика нарушений у них опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная комплексная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в водной среде, включающая определенную последовательность применения физических упражнений с учетом особенностей формирования осанки и сводов стопы у дошкольников позволит существенно повысить оздоровительный эффект занятий.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплексная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в водной среде в дошкольном возрасте.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная апробация комплексной методики, обеспечивающей профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние по данной проблематике.
2. Разработать комплексную методику профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников в водной среде в процессе физического воспитания.
3. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность комплексной методики коррекции ОДА детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение литературных данных;
- контрольные испытания;
- педагогические наблюдения;
- педагогический эксперимент;
- математико-статистическая обработка экспериментальных данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что: разработана и экспериментально обоснована комплексная методика коррекции нарушений опор¬но-двигательного аппарата детей дошкольного возраста в водной среде, которая улучшает не только состояние опорно-двигательного аппарата, но и более эффективно повышает уровень физического развития и физической подготовленности.
Теоретическая значимость заключается в обосновании эффективности содержания методики обеспечивающей профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников.
Практическая значимость работы заключается в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Предложенная комплексная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата может быть использована в дошкольных учреждениях любого вида.
Апробация работы: исследования, проведенные в работе были представлены и доложены на двух конференциях в г. Красноярске, по материалам исследования в открытой печати опубликовано 3 научных статьи.
Структура работы. Работа включает 88 страниц текста, состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка и приложений.
Полноценное воспитание и развитие здорового ребенка в современных условиях возможно только при интеграции лечебно-оздоровительной и образовательной деятельности дошкольного учреждения, следовательно, тесного взаимодействия медицинских работников и педагогов (Т.А. Гутерман, А.И. Коша- нов, А.А. Литвинов).
В комплексе оздоровительных мероприятий ведущее место отводят физическому воспитанию. Преимущество использования физических упражнений перед другими оздоровительными технологиями проявляется в их легкости, высокой результативности, доступности и универсальности.
Анализ состояния здоровья детей 4 - 6 лет, за последнее время не дает оснований для оптимизма. Данные исследований показывают, что заболеваемость детей, посещающих дошкольные учреждения, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению [42,52].
Такое положение связано с недостаточным вниманием родителей к формированию здоровья ребенка в семье (Л.А. Бородич).
Недостаточные знания возрастных особенностей физиологии развития детей, применение дома неправильного двигательного режима в период грудного возраста приводит к тому, что дети в три года приходят в дошкольное учреждение с неправильной установкой стоп и нарушенной осанкой (Л.А. Бородич).
Отмечается, что отсутствие отклонений в состоянии ОДА является непременным условием хорошего функционирования органов и систем и развития организма в целом,
В связи с этим, существует необходимость разработки комплексной методики физического воспитания в дошкольных учреждениях, с помощью которой на фоне развития у детей движений соответствующего возрастным нормам, осуществлялась коррекция и профилактика нарушений у них опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная комплексная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в водной среде, включающая определенную последовательность применения физических упражнений с учетом особенностей формирования осанки и сводов стопы у дошкольников позволит существенно повысить оздоровительный эффект занятий.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплексная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в водной среде в дошкольном возрасте.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная апробация комплексной методики, обеспечивающей профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние по данной проблематике.
2. Разработать комплексную методику профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников в водной среде в процессе физического воспитания.
3. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность комплексной методики коррекции ОДА детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение литературных данных;
- контрольные испытания;
- педагогические наблюдения;
- педагогический эксперимент;
- математико-статистическая обработка экспериментальных данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что: разработана и экспериментально обоснована комплексная методика коррекции нарушений опор¬но-двигательного аппарата детей дошкольного возраста в водной среде, которая улучшает не только состояние опорно-двигательного аппарата, но и более эффективно повышает уровень физического развития и физической подготовленности.
Теоретическая значимость заключается в обосновании эффективности содержания методики обеспечивающей профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников.
Практическая значимость работы заключается в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Предложенная комплексная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата может быть использована в дошкольных учреждениях любого вида.
Апробация работы: исследования, проведенные в работе были представлены и доложены на двух конференциях в г. Красноярске, по материалам исследования в открытой печати опубликовано 3 научных статьи.
Структура работы. Работа включает 88 страниц текста, состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка и приложений.
1. Проведенный анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования позволил выявить основные виды и характеристики нарушений опорно-двигательного аппарата, определить основные педагогические аспекты проблемы коррекции нарушений опорно¬двигательного аппарата детей дошкольного возраста и проанализировать педагогические средства и методы коррекции нарушений опорно¬двигательного аппарата у детей дошкольного возраста, а также показал, что ряд методик по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата не учитывает возрастные особенности. Значительная их часть применительно к дошкольному возрасту детей 5 - 6 лет, недостаточно комплексна, носит частный характер и решает узкие проблемы коррекции ОДА.
2. Разработанная комплексная методика коррекции нарушений ОДА, включала в себя: корригирующие упражнения в водной среде, направленные на исправление выявленных нарушений ОДА, игры в водной среде, закаливающую процедуру и упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
3. Проведенный педагогический эксперимент показал, что экспериментальная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей 5 - 6 лет в водной среде улучшает не только состояние опорно¬двигательного аппарата, но и более эффективно повышает уровень физического развития и физической подготовленности детей, чем занятия, проводимые по традиционной методике коррекции опорно-двигательного аппарата детей 5 - 6 лет.
2. Разработанная комплексная методика коррекции нарушений ОДА, включала в себя: корригирующие упражнения в водной среде, направленные на исправление выявленных нарушений ОДА, игры в водной среде, закаливающую процедуру и упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
3. Проведенный педагогический эксперимент показал, что экспериментальная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей 5 - 6 лет в водной среде улучшает не только состояние опорно¬двигательного аппарата, но и более эффективно повышает уровень физического развития и физической подготовленности детей, чем занятия, проводимые по традиционной методике коррекции опорно-двигательного аппарата детей 5 - 6 лет.
Подобные работы
- Применение тренажерных устройств в физической реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ И ПЛАВАНИЕМ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СО СКОЛИОЗОМ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020



