Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Театрализованная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Работа №27105

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1006
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы и средства развития речи у детей старшего
дошкольного возраста 6
1.1 Особенности развития речи у старших дошкольников 6
1.2 Средства развития речи детей старшего дошкольного возраста 14
2 Разработка программы по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 27
2.1 Описание программы «Золотой ключик»по развитию выразительности речи
детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 27
2.2 Результаты входного тестирования и экспертной оценки программы по развитию выразительности речи старших дошкольников «Золотой ключик» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 65

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. В связи с этим речь детей имеет различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации, не выразительна, бедна по словарному запасу и т. д. А ведь именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи детей и поэтому педагоги дошкольного образования со всей ответственностью должны подойти к этой проблеме.
Качественной характеристикой речи является выразительность в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности.
Согласно федеральным государственным стандартам, работа в ДОУ должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных направлений, а также адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками является игра. А самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Помочь повысить уровень развития речи детей дошкольного возраста может театрализованная деятельность. Данный вид деятельности является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Привычку к выразительной
публичной речи можно воспитать в ребенке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Театрализованная деятельность осуществляется в работе с дошкольниками через организацию и проведение таких видов творческих игр, как театрализованные и игры-драматизации, источником для которых служат литературные произведения, содержание которых дети воспроизводят, изображая их героев и происходящие с ними события.
Однако, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития выразительности речи дошкольников, заявленная проблема далека от своего практического разрешения.
К сожалению, в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно.
В арсенале у педагогов дошкольного образования нет достаточного количества методических материалов, позволяющих реализовать театрализованную деятельность в детском саду.
Таким образом, проблема заключается:
- в нарушении развития речи у детей старшего дошкольного возраста;
- в недостаточном количестве методических материалов по использованию средств театрализованной деятельности.
Одним из возможных способов решения поставленной проблемы, на наш взгляд, может быть разработка программы «Золотой ключик» по использованию средств театрализованной деятельности старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что использование средств театрализованной деятельности будет способствовать развитию речи старших дошкольников если:
- учитывать речевые особенности детей старшего дошкольного возраста; -учитывать индивидуальные речевые особенности каждого ребенка. Цель: Разработать программу по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Объект: процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста Предмет: средства развития речи детей старшего дошкольного возраста Задачи:
1. Выделить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
2. Провести анализ средств развития речи старших дошкольников
3. Описать программу по развитию речи старших дошкольников
4. Провести входную диагностику по выявлению уровня развития выразительности речи старших дошкольников и представить результаты экспертной оценки разработанной программы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В бакалаврской работе рассматривалась проблема нарушение развития речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточное количество методических материалов по использованию средств театрализованной деятельности.
В ходе работы были определены объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза, содержащая предположение о том, что использование средств театрализованной деятельности будет способствовать развитию речи старших дошкольников, если учитывать речевые особенности детей старшего дошкольного возраста и индивидуальные речевые особенности каждого ребенка.
Для проверки гипотезы была поставлена цель, определены задачи и методология исследования.
Главной целью нашей работы являлась разработка программы по развитию выразительности речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности.
В ходе исследования была изучена специальная педагогическая и методическая литература, которая позволила сформулировать теоретический аспект развития выразительности речи старших дошкольников и обосновать целесообразность использования средств театрализованной деятельности.
В начале исследования была проведена входная диагностика по выявлению уровня развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Была разработана программа «Золотой ключик», направленная на развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
В данной программе были соблюдены требования к содержанию программ дополнительного образования, были учтены особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста и индивидуальные речевые особенности каждого ребенка.
Данная программа была положительно оценена шестью экспертами в составе двух заведующих детскими садами МБДОУ Детский сад № 76 и детского сада «Солнышко», двумя методистами и двумя воспитателями старших дошкольных групп.
В настоящее время программа проходит апробацию в детском саду № 76.
В настоящий момент проведено 20 занятий из 36.
Конкретные результаты апробации программы планируется получить в мае 2017 года.
Анализ теоретических материалов и положительная экспертная оценка разработанной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста подтвердили выдвинутые в гипотезе предположения.



1. Акулова, О.А. Театрализованные игры / О.А. Акулова //Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 6-8.
2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии / Е.А. Антипина. - М., ТЦ Сфера, 2003.
3. Арушанова, А.Г. Истоки диалога : книга для воспитателей / А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванкова и др. - М. : Мозаика-Синтез, 2003. - 216 с.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей : развитие диалогического общения : методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 128 с.
5. Ахмадуллина, Л.И. Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности ребенка-дошкольника / Л.И. Ахмадуллина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2012. - № 11 (14). - С. 39-40.
6. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр : автореферат дисс. ... к. пед. н. / О.А. Бизикова. - Екатеринбург, 2007. - 24 с.
7. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 335 с.
8. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Вяльцева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 13 (699). - С. 60-68.
9. Голдырева, Т.Н. Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речетворчество дошкольников» / Т.Н. Голдырева. - Красноуфимск, 2015 // URL: http://nsportal.ru/detskiy- sad/razvitie-rechi/2016/01/30/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-detey- doshkolnogo.
10. Дейниченко, Л.Б. Особенности развития форм и функций речи старших дошкольников в различных видах их деятельности : монография / Л.Б. Дейниченко. - М. : Издательство МГОУ, 2013. - 240 с.
11. Домрачева, О.Л. Развитие речи-рассуждения через экспериментально-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста / О.Л. Домрачева, Е.Н. Мосеева //Образование в Кировской области. - 2014. - № 1 (29). - С. 35-36.
12. Ефимова, Р.Ю. Нетрадиционные методы обучения диалогической речи // ФОН-НАУКА. - 2012. - Т. 1. - № 11 (14). - С. 27-29. - ISSN 2224-1744.
13. Исамбекова, А.Б. Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста / А.Б. Исамбекова // Проблемы и перспективы современной науки. - 2015. - № 8. - С. 91-95.
14. Карманова, Е.Ю. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста / Е.Ю. Карманова // Наука и современность. -2011. - № 11. - С. 167-172.
15. Комарова, Е.Е. Речевое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности / Е.Е. Комарова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 2 (5). - С. 48-52.
16. Кочерова, И.В. Развитие творческих способностей дошкольников театрализованной деятельностью в рамках образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / И.В. Кочерова // Научный альманах. - 2016. - № 1-2 (15). - С. 199-202.
17. Кулабухова, С.Н. Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания дошкольников / С.Н. Кулабухова // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 10-1. - С. 40-42.
18. Курцева, Е.Е. Использование театрализованной деятельности для развития связной речи детей дошкольного возраста / Е.Е. Курцева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 2 (5). - С. 171-172.
19. Лаврентьева, И.А. Театрализованная деятельность как способ развития речи старших дошкольников / И.А. Лаврентьева, Е.А. Цзян // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2009. - № 8. - С. 131-135.
20. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей / О.И. Лазарева. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
21. Левшина, Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2-9.
22. Леонова, Д.В. Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора / Д.В. Леонова // Филологическое образование в период детства. - 2013. - Т. 20. - С. 62-65.
23. Летягина, И.Н. Театрализованная деятельность как средство для речевого развития детей младшего дошкольного возраста / И.Н. Летягина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2016. - № 2 (7). - С. 141¬143.
24. Марченко, Л.Л. Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей / Л.Л. Марченко // Амурский научный вестник. - 2014. - № 1. - С. 124-132.
25. Мухоярова, Ю.Г. Развитие речи и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности / Ю.Г. Мухоярова // Филологическое образование в период детства. - 2013. - Т. 20. - С. 78-81.
26. Назаренко, Т.В. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Назаренко // Социосфера. - 2012. - № 4. - С. 66-67.
27. Павлова, Е.А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Павлова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-3. - С. 384.
28. Павловская, В.А. Включение родителей в воспитательную деятельность дошкольного учреждения через театрализованную деятельность /B. А. Павловская // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2016. - № 2 (9). - С. 163-165.
29. Песошнова, Л.Г. Активизация речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность / Л.Г. Песошнова // Филологическое образование в период детства. - 2013. - № 20. - С. 87-89.
30. Пиюк, Н.С. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников / Н.С. Пиюк, Е.Ю. Лешкунова // SCIENCE TIME. - 2016. - № 11 (35). - С. 364-367.
31. Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребенка : учебное пособие /
C. В. Плотникова. - М. : Флинта, 2011. - 221 с.
32. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
«Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 // URL:
http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/6261/%D 1 %84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/5230/%D0%9F%D 1 %80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%96%201155%20%D0%BE%D 1 %8217.10.2013%20%D0%B3 ..pdf.
33. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06.
34. Савченко, К.Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / К.Г. Савченко // Актуальные вопросы психологии. - 2016. - № 11.
35. Садыкова, Е.Н. Театрализованная деятельность - это игра, в которой ребенок познает мир и развивает речевые навыки / Е.Н. Садыкова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2016. - № 1 (6). - С. 283¬284.
36. Смольникова, Н.Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста / Н.Г. Смольникова // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 12. - С. 21-23.
37. Соболева, О.Л. Радуга речи. Речевое развитие в дошкольном детстве / О.Л. Соболева. - М. : Линка-пресс, 2016. - 165 с.
38. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников : учебное пособие / Н. А. Стародубова. - М. : Академия, 2008. - 255 с.
39. Томчикова, С.Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности / С.Н. Томчикова. - Магнитогорск: МаГУ, 2002.
40. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - 287 с.
41. Фасхутдинова, Э.С. Театрализованная деятельность как один из методов игровых технологий с целью активизации познавательной деятельности / Э.С. Фасхутдинова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2012. - № 14. - С. 185-188.
42. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учебное пособие / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 554 с.
43. Чернова, Е.И. Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи / Е.И. Чернова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2011. - № 22. - С. 36¬38.
44. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. - М., ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
45. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду / А.В. Щеткин -М. : Мозаика -Синтез, 2013. - 107 с.
46. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. B. В. Давыдова В. П. Зинченко. - М. : Педагогика, 1989. - 555 с.
47. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей : учебник / В.И. Яшина, М.М. Алексеева ; под общ. ред. В.И. Яшиной. - М. : Академия, 2014. - 445 С.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ