ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕРЛИДИНГА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
|
Введение
1 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Организация учебного процесса физической культуре в
общеобразовательной школе 7
1.2 Форма и контроль занятий по физической культуре в общеобразовательной
школе 9
1.3 Черлидинг, как инновационная форма занятий физической культурой в
общеобразовательной школе 11
2 Организация и методы исследования 15
2.1 Организация исследования 15
2.2 Методы исследования 17
3 Экспериментальное обоснование применения учебной программы по
физической культуре для старшеклассников с разделом «Черлидинг» 22
3.1 Выявление возможности внедрения «Черлидинга» в учебный процесс
занятий по физической культуре у старшеклассников 22
3.2 Определения уровня мотивации старшеклассников к занятиям физической
культурой в общеобразовательной школе 33
3.3 Проект учебной программы по физической культуре для старшеклассников с
разделом «Черлидинг» 35
3.4 Опытно-экспериментальная проверка эффективности внедрения учебной
программы по физической культуре с разделом «Черлидинг» 47
Заключение 60
Список использованных источников 65
Приложения А - Г 71-78
1 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Организация учебного процесса физической культуре в
общеобразовательной школе 7
1.2 Форма и контроль занятий по физической культуре в общеобразовательной
школе 9
1.3 Черлидинг, как инновационная форма занятий физической культурой в
общеобразовательной школе 11
2 Организация и методы исследования 15
2.1 Организация исследования 15
2.2 Методы исследования 17
3 Экспериментальное обоснование применения учебной программы по
физической культуре для старшеклассников с разделом «Черлидинг» 22
3.1 Выявление возможности внедрения «Черлидинга» в учебный процесс
занятий по физической культуре у старшеклассников 22
3.2 Определения уровня мотивации старшеклассников к занятиям физической
культурой в общеобразовательной школе 33
3.3 Проект учебной программы по физической культуре для старшеклассников с
разделом «Черлидинг» 35
3.4 Опытно-экспериментальная проверка эффективности внедрения учебной
программы по физической культуре с разделом «Черлидинг» 47
Заключение 60
Список использованных источников 65
Приложения А - Г 71-78
Физическая культура в школьном возрасте влияет на формирования необходимых в жизни двигательных умений, навыков, овладения основами их практического использования в разнообразных условиях двигательной деятельности [18]. Данный период является основных этапом в обучении двигательным действиям, школьный возраст благоприятен для быстрого и полноценного освоения новых двигательных действий. Приобретенные в школьном возрасте двигательные умения и навыки, а также физические, интеллектуальные, волевые и другие качества становятся базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями, дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте [13]. Не меньшее значение имеет вклад школьного физического воспитания в развитие личности, формирование их мировоззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности [28].
Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человека. У разных индивидов эта потребность выражена по-разному, что зависит как от генетических, так и социальных факторов. Так, суточная активность школьников может отличаться в два-три раза в связи с генетически предопределенной потребностью в активности вообще и в движениях в частности [34].
В настоящее время политика образования Российской Федерации направлена на переход к развивающему обучению, где меняются цель, содержание и методы обучения. И в новой ситуации организации обучения эта проблема стоит на повестке дня. По России переход на развивающее обучение осуществляется постепенно. Общеобразовательные школы организуют свою деятельность в основном по традиционной системе обучения, но по-прежнему остро стоит вопрос: как формировать мотивацию учения [11].
Повышение мотивации старшеклассников к занятиям физкультурой во многом зависит от формы и содержания учебных занятий по физическому воспитанию, использованию популярных видов двигательной активности [33].
Поэтому возникает все больше видов спортивной активности, которые общедоступны, эмоциональны, где обращается внимание не только на двигательную подготовку, но и на развитие личностных качеств, где значительное место отводится эстетичным формам воспитания, пластике, выразительности движений, танцевальным элементам и упражнениям, танцам с разнообразным ритмическим рисунком. Одним из таких видов двигательной активности является черлидинг [36].
Черлидинг - это сложный и эмоциональный вид спорта, в котором спортсмены выполняют под музыку комплекс упражнений со сложной координацией соединенные без неоправданных пауз, плавным, динамичным путем, с уверенностью и энергией, содержащий элементы гимнастики, акробатики, хореографии и спортивных танцев. Для участия в соревнованиях по черлидингу и совершенствования своего спортивного мастерства от черлидира требуется постоянное повышение уровня развития физических качеств, выдержки, терпения, а также стремления к самосовершенствованию [64].
Таким образом, черлидинг как инновационное средство занятий физической культурой в школе для привлечения старшеклассников к физической культуре и здоровому образу жизни является актуальным.
Объектом исследования - физическое воспитание старшеклассников в общеобразовательной школе.
Предметом исследования - учебная программа по физической культуре с разделом «Черлидинг».
Целью исследования - научное и экспериментальное обоснование внедрения учебной программы по физической культуре с разделом «Черлидинг» в учебный курс старшеклассников в общеобразовательной школе для повышения уровня интереса к занятиям физической культурой.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что если разработать и внедрить программу по физической культуре с разделом «Черлидинг», то повысится интерес к занятиям физической культурой в школе, следствием чего станет повышение физической подготовленности и уровня мотивации к занятиям физической культурой у старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы: раскрыть понятие физического воспитания, его форму, организацию и контроль в общеобразовательной школе, а также раскрыть понятие черлидинга.
2. На основе анкетирования определить возможность применения занятий черлидингом в общеобразовательной школе как средства физической культуры.
3. По средствам педагогического тестирования выявить уровень физической подготовленности и мотивации старшеклассников к занятиям по физической культуре.
4. Разработать программу и проверить эффективность ее использования в общеобразовательной школе для повышения мотивации старшеклассников к занятиям физическим воспитанием.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человека. У разных индивидов эта потребность выражена по-разному, что зависит как от генетических, так и социальных факторов. Так, суточная активность школьников может отличаться в два-три раза в связи с генетически предопределенной потребностью в активности вообще и в движениях в частности [34].
В настоящее время политика образования Российской Федерации направлена на переход к развивающему обучению, где меняются цель, содержание и методы обучения. И в новой ситуации организации обучения эта проблема стоит на повестке дня. По России переход на развивающее обучение осуществляется постепенно. Общеобразовательные школы организуют свою деятельность в основном по традиционной системе обучения, но по-прежнему остро стоит вопрос: как формировать мотивацию учения [11].
Повышение мотивации старшеклассников к занятиям физкультурой во многом зависит от формы и содержания учебных занятий по физическому воспитанию, использованию популярных видов двигательной активности [33].
Поэтому возникает все больше видов спортивной активности, которые общедоступны, эмоциональны, где обращается внимание не только на двигательную подготовку, но и на развитие личностных качеств, где значительное место отводится эстетичным формам воспитания, пластике, выразительности движений, танцевальным элементам и упражнениям, танцам с разнообразным ритмическим рисунком. Одним из таких видов двигательной активности является черлидинг [36].
Черлидинг - это сложный и эмоциональный вид спорта, в котором спортсмены выполняют под музыку комплекс упражнений со сложной координацией соединенные без неоправданных пауз, плавным, динамичным путем, с уверенностью и энергией, содержащий элементы гимнастики, акробатики, хореографии и спортивных танцев. Для участия в соревнованиях по черлидингу и совершенствования своего спортивного мастерства от черлидира требуется постоянное повышение уровня развития физических качеств, выдержки, терпения, а также стремления к самосовершенствованию [64].
Таким образом, черлидинг как инновационное средство занятий физической культурой в школе для привлечения старшеклассников к физической культуре и здоровому образу жизни является актуальным.
Объектом исследования - физическое воспитание старшеклассников в общеобразовательной школе.
Предметом исследования - учебная программа по физической культуре с разделом «Черлидинг».
Целью исследования - научное и экспериментальное обоснование внедрения учебной программы по физической культуре с разделом «Черлидинг» в учебный курс старшеклассников в общеобразовательной школе для повышения уровня интереса к занятиям физической культурой.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что если разработать и внедрить программу по физической культуре с разделом «Черлидинг», то повысится интерес к занятиям физической культурой в школе, следствием чего станет повышение физической подготовленности и уровня мотивации к занятиям физической культурой у старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы: раскрыть понятие физического воспитания, его форму, организацию и контроль в общеобразовательной школе, а также раскрыть понятие черлидинга.
2. На основе анкетирования определить возможность применения занятий черлидингом в общеобразовательной школе как средства физической культуры.
3. По средствам педагогического тестирования выявить уровень физической подготовленности и мотивации старшеклассников к занятиям по физической культуре.
4. Разработать программу и проверить эффективность ее использования в общеобразовательной школе для повышения мотивации старшеклассников к занятиям физическим воспитанием.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
1. В ходе литературного обзора, мы раскрыли понятие физического воспитания - это педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования. Целью физического воспитания является разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья. Основной формой организации занятий по физической культуре в школе является урок. Отличительные черты урока следующие: постоянный состав учащихся, соответствие учебного материала утвержденной программе и рабочему плану, точное расписание занятий, применение различных методов обучения.
Раскрыли понятие черлидинга - это сложный и эмоциональный вид спорта, в котором спортсмены выполняют под музыку комплекс упражнений со сложной координацией соединенные без неоправданных пауз, плавным, динамичным путем, с уверенностью и энергией, содержащий элементы гимнастики, акробатики, хореографии и спортивных танцев. Для участия в соревнованиях по черлидингу и совершенствования своего спортивного мастерства от черлидира требуется постоянное повышение уровня развития физических качеств, выдержки, терпения, а также стремления к самосовершенствованию. Черлидинг - учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой, способствует развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. Богатство, разнообразие и доступность черлидинга, эффективное воздействие на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся: возрастной, медицинский, на любой стадии физической подготовленности. Средства черлидинга соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям женского и мужского организма.
2. На основе анкетирования, в котором принимали участие 96 учеников 9¬11 классов из трех общеобразовательных школ в городе Красноярске, из них 55 девушек и 41 юноша, во всех трех школах уроки физической культурой проводятся 3 раза в неделю. Мы установили:
Что девушек с весом больше нормы, больше чем юношей, что может свидетельствовать низкий уровень двигательной активности девушек. 65% девушек не нравятся уроки физкультуры и 60% учениц пропускают, поэтому можно сделать предположение, что следствием низкого уровня двигательной активности, может быть лишний вес, а значит, проблемы со здоровьем и развитием.
Формами физического развития юноши выбирают подвижные игры и тренажерный зал, а девушки в большинстве своем предпочитают танцы и также тренажерный зал. 85% девушек дополнительно посещают спортивные секции и всего 65% юношей внеурочное время занимаются спортом. Из этого делаем вывод, что форма и содержание урока по физической культуре не нравятся девушкам, и они выбирают иные системы специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития.
Большинство девушек занимаются или хотели бы заниматься танцами. А подавляющее большинство юношей не желают танцевать, но при этом 25% танцуют и еще 15% желали бы научиться танцевать. 75% юношей хотят развить, такое качество как сила. А большинство девушек желают овладеть таким качеством, как гибкость и 30% развить выносливость.
Большинство девушек и юношей знают, что такое черлидинг, а также более 70% респондентам нравятся выступления черлидиров. По результатам анкетирования 75% девушек и чуть меньше половины юношей хотели быть стать черлидиром, а также больше половины опрошенных учащихся 9-11 классов из трех школ хотели бы, чтобы на уроках физической культурой в школе, проводили занятия по черлидингу. И 55% девушек принимали бы участие в соревнованиях по черлидингу, а юношей всего 30% желающих принимать участие подобного вида.
Итак, в возрасте 14-17 лет 80% девушек привлекают зажигательные танцы и гибкость девушек-черлидирш. А большая часть опрошенных юношей привлекает акробатика, которая очень распространена у танцовщиков и возможность контактировать с девушками в момент поддержек и выбросов, тем самым демонстрируя свою силу и ловкость.
Проведенное анкетирование во второй группе респондентов-учителей физической культуры из трех школ, показало нам следующее: в анкетирование приняли участие 22 учителя в возрасте от 24 до 53 лет, со стажем работы в школе в качестве учителя физкультуры от 4 до 25 лет, из них 60% мужчин и 40% женщин. Во всех школах принимавших участие в анкетировании, проводятся спортивные соревнования разного масштаба (от общешкольных до городских и краевых состязаний). А также в каждой общеобразовательной школе есть команда черлидиров, которые поддерживают свои команды на спортивных мероприятиях и команда одной из школ принимает участие в городских соревнованиях по черлидингу.
По результатам нашего исследования 50% старшеклассников пропускают уроки физической культуры в общеобразовательной школе. Только в 50% случаев присутствует весь класс на уроке, в 30% - 2/3 класса и в 20% - 1/3 класса. В пропусках лидируют девушки - 85%. Учителя указали причину пропусков девушек - неимение спортивной формы, а причиной пропусков юношей называли болезнь.
По полученным данным делаем выводы, что мальчики и юноши больше любят уроки физической культуры в общеобразовательной школе, чем девушки и чем старше становятся девушки, тем меньше уроки физкультуры заинтересовывают их. Отсюда и появляется дефицит двигательных действий, что в последствие может сказаться на появлении лишнего веса и многих других отклонениях в здоровье и развитие. А также учителя старшей школы, принявшие участие в анкетирование считают, что если разнообразить уроки физической культуры в школе, то у учеников повыситься интерес к занятиям.
Итак, по итогам анкетирования мы выявили интерес к занятиям черлидингом у старшеклассников и пришли к выводу, что, по мнению учителей физической культуры из трех общеобразовательных школ, внедрение черлидинга в школьную программу повысит эффективность уроков и положительно отразиться на посещаемости занятий по физической культуре.
3. На основе опросника на определения уровня мотивации к занятиям физической культурой, проводимого на базе МБОУ СШ № 27, приняли участие 44 ученика 10-х классов, из них 19 юношей и 25 девушек в возрасте 15-16 лет. Итак, у большинства испытуемых 47,7% средний уровень мотивации к занятиям физической культурой, 31% учеников с низким уровнем уровень мотивации и только 20,7% десятиклассников обладают высоким уровнем мотивации к занятиям физической культурой. Из этого делаем вывод, что старшеклассники слабо мотивированны к занятиям спорта.
4. На основе опытно-экспериментальной проверки, которая проходила с января по март 2016 года, а также разработки и внедрения учебной программы по физической культуре с разделом «Черлидинг», мы получили следующие данные:
Итак, по результатам опроса на определения уровня мотивации к занятиям физической культурой, после окончания педагогического эксперимента:
- в контрольной группе следует отметить, что возрос процент тестируемых с низким уровней мотивации к занятиям физической культурой. Тем самым произошло снижение мотивированности и у испытуемых со средним уровнем мотивации к занятиям физической культурой с 50% на 45%. В группе с высоким уровнем мотивации, наблюдает снижение с 22,7% до 18,6%.
- в экспериментальной группе, наоборот вырос процент тестируемых с высоким уровней мотивации на 22,3%. Тем самым произошло процентное снижение у испытуемых с низким уровнем мотивации к занятиям физической культурой с 32,3% до 10%. В группе со средним уровнем мотивации показатели не изменились.
Тем самым выросла посещаемость занятий физической культуры в школе. По результатам тестирования на физическую подготовленность в экспериментальной группе выросли показатели по 3м испытаниям из 6ти, следствием чего стало повышение физической подготовленности в экспериментальной группе.
Раскрыли понятие черлидинга - это сложный и эмоциональный вид спорта, в котором спортсмены выполняют под музыку комплекс упражнений со сложной координацией соединенные без неоправданных пауз, плавным, динамичным путем, с уверенностью и энергией, содержащий элементы гимнастики, акробатики, хореографии и спортивных танцев. Для участия в соревнованиях по черлидингу и совершенствования своего спортивного мастерства от черлидира требуется постоянное повышение уровня развития физических качеств, выдержки, терпения, а также стремления к самосовершенствованию. Черлидинг - учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой, способствует развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. Богатство, разнообразие и доступность черлидинга, эффективное воздействие на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся: возрастной, медицинский, на любой стадии физической подготовленности. Средства черлидинга соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям женского и мужского организма.
2. На основе анкетирования, в котором принимали участие 96 учеников 9¬11 классов из трех общеобразовательных школ в городе Красноярске, из них 55 девушек и 41 юноша, во всех трех школах уроки физической культурой проводятся 3 раза в неделю. Мы установили:
Что девушек с весом больше нормы, больше чем юношей, что может свидетельствовать низкий уровень двигательной активности девушек. 65% девушек не нравятся уроки физкультуры и 60% учениц пропускают, поэтому можно сделать предположение, что следствием низкого уровня двигательной активности, может быть лишний вес, а значит, проблемы со здоровьем и развитием.
Формами физического развития юноши выбирают подвижные игры и тренажерный зал, а девушки в большинстве своем предпочитают танцы и также тренажерный зал. 85% девушек дополнительно посещают спортивные секции и всего 65% юношей внеурочное время занимаются спортом. Из этого делаем вывод, что форма и содержание урока по физической культуре не нравятся девушкам, и они выбирают иные системы специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития.
Большинство девушек занимаются или хотели бы заниматься танцами. А подавляющее большинство юношей не желают танцевать, но при этом 25% танцуют и еще 15% желали бы научиться танцевать. 75% юношей хотят развить, такое качество как сила. А большинство девушек желают овладеть таким качеством, как гибкость и 30% развить выносливость.
Большинство девушек и юношей знают, что такое черлидинг, а также более 70% респондентам нравятся выступления черлидиров. По результатам анкетирования 75% девушек и чуть меньше половины юношей хотели быть стать черлидиром, а также больше половины опрошенных учащихся 9-11 классов из трех школ хотели бы, чтобы на уроках физической культурой в школе, проводили занятия по черлидингу. И 55% девушек принимали бы участие в соревнованиях по черлидингу, а юношей всего 30% желающих принимать участие подобного вида.
Итак, в возрасте 14-17 лет 80% девушек привлекают зажигательные танцы и гибкость девушек-черлидирш. А большая часть опрошенных юношей привлекает акробатика, которая очень распространена у танцовщиков и возможность контактировать с девушками в момент поддержек и выбросов, тем самым демонстрируя свою силу и ловкость.
Проведенное анкетирование во второй группе респондентов-учителей физической культуры из трех школ, показало нам следующее: в анкетирование приняли участие 22 учителя в возрасте от 24 до 53 лет, со стажем работы в школе в качестве учителя физкультуры от 4 до 25 лет, из них 60% мужчин и 40% женщин. Во всех школах принимавших участие в анкетировании, проводятся спортивные соревнования разного масштаба (от общешкольных до городских и краевых состязаний). А также в каждой общеобразовательной школе есть команда черлидиров, которые поддерживают свои команды на спортивных мероприятиях и команда одной из школ принимает участие в городских соревнованиях по черлидингу.
По результатам нашего исследования 50% старшеклассников пропускают уроки физической культуры в общеобразовательной школе. Только в 50% случаев присутствует весь класс на уроке, в 30% - 2/3 класса и в 20% - 1/3 класса. В пропусках лидируют девушки - 85%. Учителя указали причину пропусков девушек - неимение спортивной формы, а причиной пропусков юношей называли болезнь.
По полученным данным делаем выводы, что мальчики и юноши больше любят уроки физической культуры в общеобразовательной школе, чем девушки и чем старше становятся девушки, тем меньше уроки физкультуры заинтересовывают их. Отсюда и появляется дефицит двигательных действий, что в последствие может сказаться на появлении лишнего веса и многих других отклонениях в здоровье и развитие. А также учителя старшей школы, принявшие участие в анкетирование считают, что если разнообразить уроки физической культуры в школе, то у учеников повыситься интерес к занятиям.
Итак, по итогам анкетирования мы выявили интерес к занятиям черлидингом у старшеклассников и пришли к выводу, что, по мнению учителей физической культуры из трех общеобразовательных школ, внедрение черлидинга в школьную программу повысит эффективность уроков и положительно отразиться на посещаемости занятий по физической культуре.
3. На основе опросника на определения уровня мотивации к занятиям физической культурой, проводимого на базе МБОУ СШ № 27, приняли участие 44 ученика 10-х классов, из них 19 юношей и 25 девушек в возрасте 15-16 лет. Итак, у большинства испытуемых 47,7% средний уровень мотивации к занятиям физической культурой, 31% учеников с низким уровнем уровень мотивации и только 20,7% десятиклассников обладают высоким уровнем мотивации к занятиям физической культурой. Из этого делаем вывод, что старшеклассники слабо мотивированны к занятиям спорта.
4. На основе опытно-экспериментальной проверки, которая проходила с января по март 2016 года, а также разработки и внедрения учебной программы по физической культуре с разделом «Черлидинг», мы получили следующие данные:
Итак, по результатам опроса на определения уровня мотивации к занятиям физической культурой, после окончания педагогического эксперимента:
- в контрольной группе следует отметить, что возрос процент тестируемых с низким уровней мотивации к занятиям физической культурой. Тем самым произошло снижение мотивированности и у испытуемых со средним уровнем мотивации к занятиям физической культурой с 50% на 45%. В группе с высоким уровнем мотивации, наблюдает снижение с 22,7% до 18,6%.
- в экспериментальной группе, наоборот вырос процент тестируемых с высоким уровней мотивации на 22,3%. Тем самым произошло процентное снижение у испытуемых с низким уровнем мотивации к занятиям физической культурой с 32,3% до 10%. В группе со средним уровнем мотивации показатели не изменились.
Тем самым выросла посещаемость занятий физической культуры в школе. По результатам тестирования на физическую подготовленность в экспериментальной группе выросли показатели по 3м испытаниям из 6ти, следствием чего стало повышение физической подготовленности в экспериментальной группе.
Подобные работы
- Возможности чирлидинга как инструмента формирования личностных качеств на уроках физической культуры
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2022 - Комплекс упражнений как средство повышения уровня физической подготовленности занимающихся черлидингом (12-14 лет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018



