Введение 5
1 Состояние вопроса исследования по данным литературы 13
1.1 Понятие методов и средств тренировки в группе начальной 13
подготовки борцов вольного стиля
1.2 Содержание и последовательность средств и методов тренировки
борцов вольного стиля 17
1.3 Анализ литературных источников и обобщение передового
практического опыта 42
2 Экспериментальное исследование в подготовке борцов вольного
стиля в условиях ранней специализации его организация, методы и результаты 43
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Определение содержания и объема методов и средств из различных
видов единоборств при подготовке борцов вольной стиля в условиях ранней специализации 52
2.3 Результаты педагогического эксперимента 56
Заключение 63
Практические рекомендации 65
Список использованных источников 66
Приложение 1 68
Приложение 2 70
Приложение 3
Вольная борьба как вид единоборства является сложным в координационном отношении видом спортивной деятельности, ограниченной рамками существующих международных правил соревнований. Вольной борьбой в мире увлекаются миллионы людей. Они хотят узнать как можно больше нового о своем любимом виде спорта. В мире издано бесчисленное множество литературы по борьбе. Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что борьба, несомненно, представляет собой одно из самых примечательных и специфических явлений спортивной жизни планеты в ХХ1в. Об этом свидетельствуют многообразие ее форм и необычайная популярность во всем мире. Борьба как феномен привлекает к себе внимание ряда научных дисциплин, таких, как медицина, педагогика, психология, биология, анатомия, философия, социология, а также история.
В отличие от видов спорта с измеряемым результатом, где спортсмен действует со снарядом, на беговой дорожке и т. д., в борьбе необходима, добиваться спортивного результата в самом тесном взаимодействии с партнером. Участие во взаимодействии не сводится только к преодолению сопротивления партнера, а обязательно включает в себя активную организацию и осуществление собственных действий с использованием усилий партнера.
Речь об истории развития вольной борьбы приходится начать с оговорки по поводу переходной стадии общества, в котором мы живем. Дело в том, что многое, чему мы были свидетелями, зарождалось в государстве, именуемом Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Сегодня этого Союза нет, а есть его преемница — Россия. Чтобы не выглядеть людьми, переписывающими историю, сохраним вехи событий в их истинной канве. Все, что было до 1991 года, будем соотносить с СССР, а то, что было после, — с Россией.
В 1904 г. третьи по счету Олимпийские игры проводились в США в Сент- Луисе. Американцы, используя свое право хозяев, впервые в олимпийскую программу включили борьбу кэтч (студенческий, любительский вариант). Олимпийский комитет принял ее и назвал борьбой свободного стиля (Freestile). Европейцы в то время не были знакомы с этим видом борьбы, поэтому никто из них не дерзнул принять участие в соревнованиях. Олимпийский турнир оказался под угрозой срыва. Тогда предприимчивые американцы решили приурочить свой очередной чемпионат страны по борьбе вольного стиля ко времени проведения Олимпиады и организовать его под флагом олимпийского состязания. Поэтому, естественно, на первом олимпийском турнире по вольной борьбе все до единого участника были представителями одной страны - США. Судейство осуществлялось по правилам, принятым в Америке. Борьба шла в семи весовых категориях (пересчет с фунтов): наилегчайший вес - 47,628 кг; легчайший вес - 52,164 кг; полулегкий вес - 56,7 кг; легкий вес - 61,236 кг, полусредний вес - 65,272 кг; средний вес - 71,668 кг; тяжелый вес - свыше 71,668 кг. Стоит ли говорить, что олимпийские медали всех достоинств достались американским борцам - своеобразный «рекорд», который никогда не будет побит. IV Олимпийские игры проходили в Афинах в 1906 г. Греки отдали предпочтение греко-римской борьбе (классической), убрав из программы вольную, для них незнакомую и непонятную. Окончательно судьба вольной борьбы решилась на V Олимпийских играх 1908 г. в Лондоне. Англичане безоговорочно включили в программу свою борьбу, надеясь на успех в соревнованиях. Но тут встал вопрос: как быть с классической борьбой? На одной Олимпиаде две борьбы?! Такого никогда не бывало. Однако, учитывая право устроителей Олимпиады на выбор своего вида спорта и «олимпийское происхождение» классической борьбы, ее необыкновенную популярность в Европе, было решено проводить соревнования сразу по двум видам борьбы: по вольной и классической.
Теперь европейцы не только увидели новый вид борьбы, некоторые даже попробовали в ней свои силы. И, несмотря на то, что победителями во всех весовых категориях стали английские и американские борцы, вольная борьба понравилась европейцам. Вольная борьба стала олимпийским видом спорта
В 1912 г. Олимпийские игры состоялись в столице Швеции Стокгольме, где популярной была классическая борьба. Ее и включили в программу. Вот почему европейцы вновь увидели этот вид борьбы на Олимпиаде лишь в Антверпене в 1920 г. На этот раз среди победителей преобладали уже европейские борцы. Лишь один американец сумел получить золотую медаль. Финские и шведские борцы были вне конкуренции. Скандинавы были настолько сильны в те времена как борцы, что даже их не самые лучшие «классики» быстро приспособились к необычным условиям ведения вольной борьбы и добились успеха. Первые победы сразу изменили отношение европейцев к вольной борьбе. Многие борцы стали совершенствоваться в новом виде борьбы, изобретать приемы, учиться делать подножки и выполнять другие действия ногами.
В 1928 г. в Париже был проведен первый чемпионат Европы по вольной борьбе. Отныне чемпионаты Европы стали самыми крупными соревнованиями по борьбе на Европейском континенте после Олимпийских игр. Чемпионаты мира по борьбе тогда еще не проводились.
Последнее предвоенное первенство Европы по вольной борьбе было проведено в 1937 г. в Мюнхене. После Великой Отечественной войны европейские чемпионаты возобновились с 1946 г. Тогда в Стокгольме собрались сильнейшие борцы континента. Ожидалось, что основными претендентами на медали будут борцы Скандинавии, Швейцарии и ряда других стран.
Осенью 1944 г. на I Всесоюзном семинаре ведущих тренеров страны был поставлен вопрос об организации и проведении соревнований по новому виду спортивной борьбы — вольной. В 1945 г. в Ленинграде прошел чемпионат СССР. Задачами его было стимулировать развитие вольной борьбы как вида спорта, выявить борцов, желающих специализироваться в новом виде борьбы
Но случилось неожиданное. Дебютанты чемпионата, турецкие борцы, не имевшие международного опыта, не оставили никаких надежд признанным фаворитам. Три золотые, две серебряные и две бронзовые награды - таков итог их выступлений. XIV Олимпийские игры в Лондоне лишний раз подтвердили, что вчерашние дебютанты - турецкие борцы - не имеют себе равных в вольной борьбе не только в Европе, но и в мире. Они завоевали четыре золотые и две серебряные медали. Еще большего успеха добились турецкие борцы на первом в истории вольной борьбы чемпионате мира в 1951 г. в Токио. Шесть золотых медалей из восьми! Интерес к поединкам вольников возрос в 50-х годах, когда на международном ковре появились борцы Японии, Болгарии и Ирана с их самобытной, оригинальной манерой борьбы. На XV Олимпийских играх в Хельсинки впервые выступили российские борцы. Завоевав две золотые и одну серебряную медали, они победили и в командном зачете. Успех наших борцов был неожиданным и ошеломляющим. Обострение конкуренции на международных соревнованиях вызвало стремительный рост тактико-технического мастерства борцов-вольников. В 50-е годы вольная борьба заняла лидирующее положение среди других видов.
Вольная борьба является одним из видов спорта, обеспечивающим гармоничное развитие подрастающего поколения и подготовку к труду и защите своей Родины. Вольной борьбой можно заниматься с раннего детства и до преклонного возраста. Широкая сеть детских юношеских спортивных школ (ДЮСШ), спортивных секций позволяет осуществлять подготовку спортивного резерва и обеспечивает массовость занятий борьбой. В спортивной подготовке юных борцов сложилась ситуация, когда программный материал, методика тренировки и обучения были перенесены с взрослого контингента занимающихся на юношей и детей. В таких условиях ранняя специализация приобрела ряд недостатков, связанных с недооценкой особенностей детской психики и присущих детям форм жизнедеятельности. При значительном числе исследований и методических работ по технике и тактике борьбы необходимо отметить, что одной из проблем теории и практики вольной борьбы остается отсутствие разработанной методики обучения технике на начальных этапах подготовки и вопросы совершенствования содержания и последовательности изучения базовой техники борьбы. Достижение высоких результатов по борьбе невозможно без совершенствования системы начального обучения, где важно заложить основы правильного выполнения технико-тактических действий. К сожалению, в теории борьбы этому вопросу уделено мало внимания, подавляющее большинство исследований проведено со спортсменами высокой квалификации. Методика начального обучения в недостаточной степени учитывает возрастные особенности юных борцов, во многом повторяет методику обучения, используемую взрослыми. Основное противоречие, побудившее начать наше исследование, состояло в том, что в существующей практике начальной подготовки в вольной борьбе образовалось несоответствие между необходимостью овладения юными борцами основами ведения единоборства и неэффективностью решения данной задачи на базе строго регламентированных методов и средств обучения. Не учитывающее стремление детей к игровым формам проявления самодеятельности, к творческому освоению техники и тактики вольной борьбы.
Проблема исследования заключалась в совершенствовании методики начальной подготовки и экспериментальной проверки влияния методов и средств на формирование у юных борцов необходимого уровня физической подготовленности.
До сих пор мало исследованными остаются вопросы, какими методами и средствами тренировки в группе начальной подготовки борцов вольного стиля необходимо обучать в течение года. В какой последовательности, сколько раз следует повторять изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнять его до усвоения оптимальной структуры и применения не только в учебно-тренировочных схватках, но и в условиях соревнований.
Достижение высоких результатов по борьбе невозможно без совершенствования системы начального обучения, где важно заложить основы правильного выполнения технико-тактических действий. К сожалению, в теории борьбы этому вопросу уделено мало внимания, подавляющее большинство исследований проведено со спортсменами высокой квалификации. Методика начального обучения в недостаточной степени учитывает возрастные особенности юных борцов, во многом повторяет методику обучения, используемую взрослыми. В последние годы наши соперники значительно повысили качество подготовки спортивных резервов. Это, безусловно, привело к еще большему обострению соперничества на большой арене. Вопрос о повышении результатов в соревновании находится в тесной взаимосвязи с оптимизацией средств и методов тренировочного процесса.
Темой данной работы является «Методы и средства тренировки и их рациональное распределение в группе начальной подготовки».
Объектом нашего исследования явился учебно-тренировочный процесс в группе начальной подготовки вольных борцов.
Предмет исследования - особенности формирования методов и средств и их рациональное распределение на этапе начальной подготовки.
Контингент испытуемых - юные борцы различного возраста (10 - 13 лет)
Цель исследования - интенсивный поиск оптимального сочетания тренировочных и соревновательных средств и методов из различных видов единоборств при подготовке борцов вольной стиля в условиях ранней специализации.
В основу рабочей гипотезы положено предположение о том, что овладение методами и средствами тренировки в вольной борьбе позволит эффективно и правильно построить процесс обучения в группе начальной подготовки борцов вольного стиля.
На основании гипотезы исследования были сформированы следующие задачи:
1. Проанализировать и обобщить существующие программы и литературные источники освещающих состояние проблемы исследования обучения юных борцов вольного стиля, в условиях ранней специализации.
2. Теоретически обосновать и определить содержание средств и методов тренировки для групп начальной спортивной подготовки юных борцов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке формирования методов и средств и их рациональное распределение в условиях ранней специализации. Мы исходили из того, что овладение методами и средствами и их рациональное распределение позволит эффективно и правильно построить процесс подготовки юных борцов и сформировать у них индивидуальный комплекс коронных действий. Рациональное сочетание монотонных средств с высокоэмоциональными упражнениями, с включением индивидуальных беговых нагрузок и элементов спортивных игр позволило увеличить объем их реализации в наиболее оздоровительно-эффективном смешанном режиме энергообеспечения до 56 %, при средних показателях в начале эксперимента 34%.
Внедрение результатов исследования: результаты исследований используются в тренировочном процессе в группах начальной подготовки юных борцов вольного стиля ДЮСШ.
Достоверность и обоснованность обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, методическим и теоретическим анализом работы, использованием методов и конкретных методик (анализ и обобщение научно-методической литературы и учебно-нормативной документации, анкетирование, хронометрирование, определение функциональных показателей организма, педагогический эксперимент). Полученные результаты подвергались математико-статистической обработке.
Апробация работы: результаты, полученные в ходе исследований, докладывались на методическом совете ДЮСШ. Работа была обсуждена на базе Детско-юношеской спортивной школы №2 по видам единоборств, г. Лесосибирск.
1. Анализ литературных источников показал, что в истории спортивной борьбы недостаточно внимания уделено вопросам методики обучения технике на начальных этапах. Состояние этой проблемы было выявлено и в ходе анкетного опроса тренеров. В частности неизвестно, каким приемам, защитам и контрприемам необходимо обучать в течении года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторить изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнить его до усвоения, чтобы можно было применить в учебных схватках и главное, в условиях соревнований.
2. Анализ видеоматериалов соревновательной деятельности ведущих борцов вольного стиля на крупнейших международных соревнованиях позволил выявить следующие закономерности изменения в содержании приёмов и средств в техники и тактики в связи с совершенствованием правил соревнований:
переход борцов от выполнения сложных высоко-амплитудных технико-тактических действий к простым атакам;
снижение количества набранных борцами технических оценок за одну минуту;
снижение количества «чистых» побед;
снижение показателей эффективности атакующих действий; повышение надежности защитных действий;
снижение готовности борцов вольного стиля к риску;
снижение готовности борцов преследовать противника в партере; сужение количества «коронных» технических действий, которыми пользуются ведущие борцы вольного стиля.
3. Анализ литературы и программ начального обучения, результатов соревновательной деятельности ведущих тренеров и высококвалифицированных специалистов позволил обнаружить значительное расхождение объема и форм содержании приёмов и средств в техники и тактики технико-тактических действий, которым обучают юных борцов. Анализ соревновательной техники в борьбе, существующих программ для ДЮСШ,а также результаты опроса ведущих тренеров и специалистов (80 чел.) позволил нам выявить 8 базовых приемов начального обучения в стойке и 8 основных приемов борьбы в партере. Это минимальное количество приемов, достаточное для того, чтобы на базовом этапе борцы, овладев ими, смогли остальные приемы борьбы (на базе их) использовать в различных комбинациях.
Следует также выделить ряд моментов, которыми необходимо руководствоваться в организации учебно-тренировочного процесса методов и средств из различных видов единоборств при подготовке борцов вольной стиля в условиях ранней специализации:
рационально строить тренировочное занятие в зависимости от его задач и условий тренировки;
активизировать деятельность спортсменов по ходу решения задач тренировки, повышать эмоциональность занятия, вводя подвижные и спортивные игры, эстафеты;
в подготовке юных борцов вольной стиля в условиях ранней специализации основное внимание уделять расширению арсенала технических действий, совершенствованию связок и комбинаций;
строить отношения со спортсменами на принципе взаимоуважения и взаимопонимания; педагогически оправдано использовать комплекс дисциплинарных воздействий, пресекать нарушение дисциплины; корректировать деятельность в зависимости от успешности учебно¬тренировочного процесса. Задачи исследования нами решены, цель достигнута.
1. Агаджанян, Н. А. Физиология человека : / Л. З. Телль, В. И. Циркин, С. А. Чеснокова - Москва : Медицинская книга, Нижний Новгород : Издательство НГМА; 2013.- 528с.
2. Астахов А. М. Новое в методике обучения технике борьбы : Учебник для институтов физкультуры / А. М. Астахов - Москва : Ф и С, 2016. - 54с.
3. Алиханов И. И. Техника и тактика вольной борьбы. Изд. 2-е, перераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 304 с, ил.
4. Волков В. М. Спортивный отбор : / В. П. Волков - Москва : Ф и С; 2011.- 10-11с.
5. Волкова, Л.М. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие / Под общ. ред. Волковой, Л. М., Половникова, П. В. - Санкт-Петербург : Вектор, 2013. - 358 с.
6. Гагонин, С. Г. Историко-философские и теоретические основы спортивно-боевых единоборств: Учеб. пособие / С.Г. Гагонин; Санкт-Петербург ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2006. - 78с.
7. Енджиевский, Л. В. Физическая культура на занятиях... / Л. В. Енджиевский // Физическая культура. В 2 т. Т. 2. Конспект занятий: Учебник для физкультурных вузов / В. В. Аржаков [и др.]. - Москва, 2012. - Гл. 2. - С. 66-195.
8. Завьялов, А. И. Биопедагогика или спортивная тренировка / А. И. Завьялов, Д. Г. Миндиашвили. - Красноярск : МП «Полис»; 2012. - 60 с.
9. Иваницкий М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры.
- Изд. 7-е. /Под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. — М.: Олимпия, 2008.-624 с, ил.
10.Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки: Учебное пособие ■Нод общей ред. А.В. Карасева. - Москва: Лептос, 2014. - 308 с.
11. Коблев Я. К., К. Д. Черминт, И. А. Письменский, Е. В. Волков. Базовая техника борца в стойке. - Майкоп, 2015. - 18 с.
12. Колупов Ю. И., В. И. Рудницкий, Особенности подготовки молодых борцов/ Спортивная борьба. - Москва: Ф и С, 2011. - 44 с.
13. Маркиянов О.А. Система соревнований и техническое мастерство борцов/ Спортивная борьба. - Москва: Ф и С, 2008. - 22 с.
14. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ИФК. - Москва: Ф и С, 2011. - 72 с.
15. Матвеев Л. П. Планирование и построение спортивной тренировки. - Москва:, ГЦОЛИФК, 2012. - 32 с.
16. Моргунов Ю. Д., В. И. Харламов, Х. М. Юсупов. Совершенствование технического мастерства в борьбе с учетом пропорций тела спортсменов/ Спортивная борьба. - Москва: Ф и С, 2013. - 28-29 с.
17. Новиков А. А., С. Н. Смоляр, Пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в классической борьбе/ Спортивная борьба. - Москва: Ф и С, 2013. - 56 с.
18.Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. - Москва: Ф и С, 2011. - 10 с.
19. Ольшевский З. Содержание и последовательность преподавания базовой техники на тренерском факультете института физической культуры в Польской Народной Республике. /З.Ольшевск. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.пед.наук. - Москва : ГЦОЛИФК, 1986.
20. Преображенский, С. А. Когда прекращать совершенствование приема?/ Спортивная борьба. - Москва: Ф и С, 2014. - 8-9 с.
21. ПыжовВ. В., В. С. Портах, Использование приемов непосредственного воздействия при обучении технике приемов/ Спортивная борьба. - Москва: Ф и С, 2011. - 39 с.
22. Сердюк, В. П., О. П. Юшков. О методике начального обучения технике вольной борьбы/ Спортивная борьба. - Москва: Ф и С, 2016 - 28-29 с.
23. Спортивная борьба: классическая, вольная, самбо. Учебник для институтов физической культуры / под общ. ред. Галовского Н.М., Катулина А.З. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 340 с.
24. Туманян Г. С. Спортивная борьба: отбор и планирование. - Москва: Ф и С, 2014. - 24 с.
25. Туманян, Г. С. Научные основы планирования подготовки борцов Учебник / Под ред. Г.С. Туманяи - Москва : ГЦОЛИФК, 2012. 400с.
26. Шахмурадов Ю. А., Г. Б. Бардамов, В. Л. Дементьев. Начальная технико¬
тактическая подготовка в вольной борьбе. Методические разработки. - Москва: ГЦОЛИФК, 2012. - 18 с.
27. Шахмурадов Ю. А. Вольная борьба: научно-методические основы многолетней подготовки борцов / 2-ое изд., дополн. - Махачкала: И «Эпоха», 2011. - 368 с.: ил.
28. Шашурин, А.В. Физическая подготовка. - / А.В. Шашурин - Москва : Физкультура и спорт, 2015. - 317с.
29. Юшков О. П., В. П. Сердюк. Оценка эффективности обучения техническим действием в вольной борьбе/ Спортивная борьба. - Москва: Ф и С, 2013.-26-27 с.
30. Юшков О.П., Сердюк, В.П. Юшков О.П. О методике начального обучения технике вольной борьбы: / В.П.Сердюк, О.П. Юшков - Москва : Academia, 2011.-29с. О методике начального обучения технике