Формирование навыков диалогической речи при изучении синтаксиса на уроках русского языка в 3 классе
|
Введение 5
1 Теоретические основы формирования диалогической речи 9
младшего школьника
1.1 Лингвистическая сущность диалогической речи 9
1.2 Приемы и методы, способствующие формированию 14 диалогической речи младших школьников
2 Развитие навыков диалогической речи на уроках русского 25 языка при изучении раздела «Синтаксис» в 3 классе
2.1 Анализ учебников по русскому языку на предмет 25
отражения заданий, направленных на формирование диалогической речи (на примере комплекта учебников образовательной программы «Гармония»)
2.2 Методические рекомендации по формированию 34
диалогической речи младших школьников при изучении раздела «Синтаксис» в 3 классе
Заключение 50
Список использованных источников 52
1 Теоретические основы формирования диалогической речи 9
младшего школьника
1.1 Лингвистическая сущность диалогической речи 9
1.2 Приемы и методы, способствующие формированию 14 диалогической речи младших школьников
2 Развитие навыков диалогической речи на уроках русского 25 языка при изучении раздела «Синтаксис» в 3 классе
2.1 Анализ учебников по русскому языку на предмет 25
отражения заданий, направленных на формирование диалогической речи (на примере комплекта учебников образовательной программы «Гармония»)
2.2 Методические рекомендации по формированию 34
диалогической речи младших школьников при изучении раздела «Синтаксис» в 3 классе
Заключение 50
Список использованных источников 52
В современной системе образования развитие коммуникативной компетенции учащихся неразрывно связывается с формированием коммуникативных универсальных учебных действий, важнейшим компонентом которых являются диалогические умения. Диалогическая речь является одной из основных форм речевого общения. Грамотное развитие и формирование диалогической речи на этапе начального школьного обучения помогает выработать у учащихся умение общаться, слушать собеседника, вступать в разговор и поддерживать его.
Важно отметить, что в ФГОС НОО умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменных формах, а также умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий являются важными метапредметными результатами.
Развитию собственной речи как диалогической, так и монологической способствуют синтаксические знания.
M.P. Львов отмечает, что «критерием потребности в синтаксисе служит уровень практических умений школьников: в своей речи они свободно (хотя и не всегда правильно) строят и сложные предложения и прямую речь, в том числе и обособленные обороты, подчинительные конструкции» [17, с. 275]. Всё это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировке c позиций методики преподавания русского языка в начальной школе.
Е.А. Быстрова дает следующее определение коммуникативной компетенции: «это способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию» [21, с. 27]. В основе данной компетенции лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении.
В статье К.А. Перман «К вопросу о коммуникативной компетенции и компетентности» коммуникативная компетенция определяется как «термин, обозначающий знание языка (родного и неродного), его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, владение этими средствами языка и механизмами речи - говорения, аудирования, чтения, письма - в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей»[23, с. 255].По мнению А.В. Хуторского, «коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе»[39, с. 136]. Исследователь отмечает, что «ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимость и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области»[39, с. 137].
В словаре-справочнике «Педагогическое речеведение» Т.А. Ладыженской отмечено, что в состав коммуникативной компетенции входят следующие виды компетенций:
Языковая компетенция содержит в себе знаниеединиц языка, правил их соединения и связи. Если рассматривать знание грамматики отдельно от единиц коммуникативного назначения, то они будут являтьсявсего лишь базой осуществления актов общения. Именно поэтому языковая компетенция имеет двухсторонний характер, а именно она объединяет язык и речь и характеризует личность как человека, владеющего языком и умением пользоваться языком на основе грамматических правил.
Лингвистическая компетенция состоит из знаний, относящихся к лингвистике как науке. Данная компетенция реализуется у лиц, которые специально занимаются языковедением.
Предметная компетенция также входит в состав коммуникативной компетенции. Сущность данной компетенции заключается в том, что язык через слова отражает предметы окружающего мира, отношения между ними и тем самым формирует в сознании говорящего картину мира. На основе активного владения общей лексикой и складывается предметная компетенция.
Прагматическая компетенция заключается в возможности осуществления речевой деятельности, которая обусловлена коммуникативными целями. Прагматическая компетенция направлена на отбор языкового материала и умение пользоваться вариативными формами. Прагматическая компетенция,предстает как базисная составляющая коммуникативной компетенции. Поэтому данная компетенция предполагает, что говорящий (пишущий) способен к общению и может реализовывать любое высказывание, учитывая условия, при которых осуществляется акт говорения (слушания, письма), статус адресата, объект обсуждения и т.д. С другой стороны, прагматическая компетенция рассматривается как выбор нужных форм, в том числе и вариантных, а также выбор типа речи и учет функционально-стилевых разновидностей [22, с. 81 - 82].
Проблема развития диалогической речи актуальна, так как современное общество заинтересовано в формировании личности, в совершенстве владеющей культурой общения в спорных ситуациях, умеющей превратить спор в дискуссию, в мирное обсуждение проблемы. Ребёнок, поступив в школу, испытывает значительную потребность в диалоге, в обсуждении различных точек зрения. Это неизбежно приводит к возникновению дискуссионных ситуаций, обязывающих ученика придерживаться правил культуры общения, соблюдение которых позволяет не допустить перехода мирного обсуждения проблемы в конфликт или ссору. Однимиз важнейших принципов организации учебного процесса в современной начальной школе является реализация такого обучения, при котором педагог в учебных целях создает ситуацию, нуждающуюся в обсуждении, т.е. в диалоге.
Таким образом, вопросы развития диалогических умений учащихся сегодня приобретают первостепенное значение, что объясняется многими обстоятельствами.
Цель исследования: изучить теоретические и методические аспекты, способствующиеформированию навыков диалогической речи при изучении синтаксиса на уроках русского языка в 3 классе.
Объект исследования: диалогическая речь.
Предмет исследования: методы и приемы, способствующие формированиюнавыков диалогической речи при изучении синтаксиса на уроках русского языка в 3 классе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть лингвистические особенности диалогической речи.
2. Изучить приёмы и методы, позволяющие формировать диалогическую речь младших школьников
3. Проанализировать учебники русского языка на предмет отражения заданий, направленных на формирование диалогической речи.
4. Разработать методические рекомендации по формированию диалогической речи младших школьников.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, обобщение и систематизация материала, моделирование упражнений по формированию диалогической речи младших школьников.
Практическая значимость заключается в возможности использования систематизированного материала студентами для подготовки к практическим и семинарским занятиям, для написания курсовых и выпускных квалификационных работ, в том числе педагогами начальных классов.
Методологической основой нашего исследования явились работы А.В. Хуторского, М.Р. Львова, З.М. Васильевой, Е.Л Мельниковой.
Важно отметить, что в ФГОС НОО умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменных формах, а также умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий являются важными метапредметными результатами.
Развитию собственной речи как диалогической, так и монологической способствуют синтаксические знания.
M.P. Львов отмечает, что «критерием потребности в синтаксисе служит уровень практических умений школьников: в своей речи они свободно (хотя и не всегда правильно) строят и сложные предложения и прямую речь, в том числе и обособленные обороты, подчинительные конструкции» [17, с. 275]. Всё это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировке c позиций методики преподавания русского языка в начальной школе.
Е.А. Быстрова дает следующее определение коммуникативной компетенции: «это способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию» [21, с. 27]. В основе данной компетенции лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении.
В статье К.А. Перман «К вопросу о коммуникативной компетенции и компетентности» коммуникативная компетенция определяется как «термин, обозначающий знание языка (родного и неродного), его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, владение этими средствами языка и механизмами речи - говорения, аудирования, чтения, письма - в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей»[23, с. 255].По мнению А.В. Хуторского, «коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе»[39, с. 136]. Исследователь отмечает, что «ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимость и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области»[39, с. 137].
В словаре-справочнике «Педагогическое речеведение» Т.А. Ладыженской отмечено, что в состав коммуникативной компетенции входят следующие виды компетенций:
Языковая компетенция содержит в себе знаниеединиц языка, правил их соединения и связи. Если рассматривать знание грамматики отдельно от единиц коммуникативного назначения, то они будут являтьсявсего лишь базой осуществления актов общения. Именно поэтому языковая компетенция имеет двухсторонний характер, а именно она объединяет язык и речь и характеризует личность как человека, владеющего языком и умением пользоваться языком на основе грамматических правил.
Лингвистическая компетенция состоит из знаний, относящихся к лингвистике как науке. Данная компетенция реализуется у лиц, которые специально занимаются языковедением.
Предметная компетенция также входит в состав коммуникативной компетенции. Сущность данной компетенции заключается в том, что язык через слова отражает предметы окружающего мира, отношения между ними и тем самым формирует в сознании говорящего картину мира. На основе активного владения общей лексикой и складывается предметная компетенция.
Прагматическая компетенция заключается в возможности осуществления речевой деятельности, которая обусловлена коммуникативными целями. Прагматическая компетенция направлена на отбор языкового материала и умение пользоваться вариативными формами. Прагматическая компетенция,предстает как базисная составляющая коммуникативной компетенции. Поэтому данная компетенция предполагает, что говорящий (пишущий) способен к общению и может реализовывать любое высказывание, учитывая условия, при которых осуществляется акт говорения (слушания, письма), статус адресата, объект обсуждения и т.д. С другой стороны, прагматическая компетенция рассматривается как выбор нужных форм, в том числе и вариантных, а также выбор типа речи и учет функционально-стилевых разновидностей [22, с. 81 - 82].
Проблема развития диалогической речи актуальна, так как современное общество заинтересовано в формировании личности, в совершенстве владеющей культурой общения в спорных ситуациях, умеющей превратить спор в дискуссию, в мирное обсуждение проблемы. Ребёнок, поступив в школу, испытывает значительную потребность в диалоге, в обсуждении различных точек зрения. Это неизбежно приводит к возникновению дискуссионных ситуаций, обязывающих ученика придерживаться правил культуры общения, соблюдение которых позволяет не допустить перехода мирного обсуждения проблемы в конфликт или ссору. Однимиз важнейших принципов организации учебного процесса в современной начальной школе является реализация такого обучения, при котором педагог в учебных целях создает ситуацию, нуждающуюся в обсуждении, т.е. в диалоге.
Таким образом, вопросы развития диалогических умений учащихся сегодня приобретают первостепенное значение, что объясняется многими обстоятельствами.
Цель исследования: изучить теоретические и методические аспекты, способствующиеформированию навыков диалогической речи при изучении синтаксиса на уроках русского языка в 3 классе.
Объект исследования: диалогическая речь.
Предмет исследования: методы и приемы, способствующие формированиюнавыков диалогической речи при изучении синтаксиса на уроках русского языка в 3 классе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть лингвистические особенности диалогической речи.
2. Изучить приёмы и методы, позволяющие формировать диалогическую речь младших школьников
3. Проанализировать учебники русского языка на предмет отражения заданий, направленных на формирование диалогической речи.
4. Разработать методические рекомендации по формированию диалогической речи младших школьников.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, обобщение и систематизация материала, моделирование упражнений по формированию диалогической речи младших школьников.
Практическая значимость заключается в возможности использования систематизированного материала студентами для подготовки к практическим и семинарским занятиям, для написания курсовых и выпускных квалификационных работ, в том числе педагогами начальных классов.
Методологической основой нашего исследования явились работы А.В. Хуторского, М.Р. Львова, З.М. Васильевой, Е.Л Мельниковой.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Под диалогической речью понимается такойтип речи, который состоит из регулярного обмена высказываниями (репликами), на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником. При обучении детей диалогической речи необходимо учитывать то, что диалог является особой структурой, состоящей из последовательности реплик, которые объединяются одной темой. Кроме того развитие диалога реализуется через реплики-стимулы и реплики-реакции, взаимосвязью которых и достигается единство речевого потока, движение разговора.
Методистами был выявлен ряд трудностей, возникающих у младших школьников в процессе овладения коммуникативными умениями, а именно: при постановке проблемы, которая возбуждает интерес школьника и порождает различные точки зрения, обнаруживается неумение учащихся культурно обсудить сложный вопрос, что приводит к ссоре. Диалогическая речь современных младших школьников носит бытовой, ситуативный характер, она неоправданно насыщена междометиями и несвязными репликами. В ситуации групповой самостоятельной работы младшие школьники нередко вовсе уходят от сотрудничества. Учащиеся редко вступают в инициативные отношения с учителем и друг с другом по поводу решения учебных задач. Они практически не взаимодействуют непосредственно между собой, а общаются через учителя. Дети не всегда слышат весь вопрос, часто ухватывают одно - два слова и выстраивают свой ответ именно на опоре этих слов. Кроме того, у большинства младших школьников недостаточно сформированы такие механизмы диалогической речи, как способность планировать логическое развертывание диалога, быстрота реакции на высказывание собеседника, способность к эмпатии, понимание собеседниками интенций в диалоге. Невысока культура слушания и использования в речи формул речевого этикета.
В методической литературе описаны эффективные приемы и методы обучения навыкам диалогической речи, а именно: технология проблемно-диалогического обучения, которая включает побуждающий и подводящий диалог, упражнения и игры, направленные на формирование умений задавать вопросы, отвечать на них, строить отдельные реплики и составлять целый диалог. Использование проблемных вопросов и заданий, которые способствуют созданию дискуссионных ситуаций в процессе поисковой познавательной деятельности, «шапка вопросов», «исправленные тексты», ролевая игра «интервью с .» и др.
Проанализировав учебники русского языка образовательной программы «Гармония», мы определили, что в данном УМК уделяется внимание теоретическим аспектам диалогической речи. Школьники знакомятся с понятием диалог, с оформлением его на письме. Учатся различать предложения по интонации, правильно задавать вопросы, пробуют самостоятельно составить вопросы и ответы. Но, на наш взгляд, в УМК «Гармония» уделяется недостаточно внимания именно коммуникативной стороне диалога.
В целях более эффективного формирования навыков диалогической речи при изучении синтаксиса в 3 классе нами были разработаны специальные задания с методическими рекомендациями.
Под диалогической речью понимается такойтип речи, который состоит из регулярного обмена высказываниями (репликами), на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником. При обучении детей диалогической речи необходимо учитывать то, что диалог является особой структурой, состоящей из последовательности реплик, которые объединяются одной темой. Кроме того развитие диалога реализуется через реплики-стимулы и реплики-реакции, взаимосвязью которых и достигается единство речевого потока, движение разговора.
Методистами был выявлен ряд трудностей, возникающих у младших школьников в процессе овладения коммуникативными умениями, а именно: при постановке проблемы, которая возбуждает интерес школьника и порождает различные точки зрения, обнаруживается неумение учащихся культурно обсудить сложный вопрос, что приводит к ссоре. Диалогическая речь современных младших школьников носит бытовой, ситуативный характер, она неоправданно насыщена междометиями и несвязными репликами. В ситуации групповой самостоятельной работы младшие школьники нередко вовсе уходят от сотрудничества. Учащиеся редко вступают в инициативные отношения с учителем и друг с другом по поводу решения учебных задач. Они практически не взаимодействуют непосредственно между собой, а общаются через учителя. Дети не всегда слышат весь вопрос, часто ухватывают одно - два слова и выстраивают свой ответ именно на опоре этих слов. Кроме того, у большинства младших школьников недостаточно сформированы такие механизмы диалогической речи, как способность планировать логическое развертывание диалога, быстрота реакции на высказывание собеседника, способность к эмпатии, понимание собеседниками интенций в диалоге. Невысока культура слушания и использования в речи формул речевого этикета.
В методической литературе описаны эффективные приемы и методы обучения навыкам диалогической речи, а именно: технология проблемно-диалогического обучения, которая включает побуждающий и подводящий диалог, упражнения и игры, направленные на формирование умений задавать вопросы, отвечать на них, строить отдельные реплики и составлять целый диалог. Использование проблемных вопросов и заданий, которые способствуют созданию дискуссионных ситуаций в процессе поисковой познавательной деятельности, «шапка вопросов», «исправленные тексты», ролевая игра «интервью с .» и др.
Проанализировав учебники русского языка образовательной программы «Гармония», мы определили, что в данном УМК уделяется внимание теоретическим аспектам диалогической речи. Школьники знакомятся с понятием диалог, с оформлением его на письме. Учатся различать предложения по интонации, правильно задавать вопросы, пробуют самостоятельно составить вопросы и ответы. Но, на наш взгляд, в УМК «Гармония» уделяется недостаточно внимания именно коммуникативной стороне диалога.
В целях более эффективного формирования навыков диалогической речи при изучении синтаксиса в 3 классе нами были разработаны специальные задания с методическими рекомендациями.
Подобные работы
- Основы речевой деятельности школьников на уроке русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ СОЗДАНИИ
РАЗВЕРНУТЫХ ОТВЕТОВ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2013 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКА МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - Обучение диалогической речи
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



