РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 5
1. Теоретические предпосылки развития связной речи в процесс организации сюжетно - ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «связная речь» детей старшего дошкольного возраста ... 8
1.2 Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.3 Обоснование педагогических условий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно - ролевых игр
2. Опытно - экспериментальная работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.1 Диагностика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
2.2 Реализация педагогических условий развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно - ролевых игр
2.3 Анализ опытно - экспериментальной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложение 1 57
Приложение 2 58
1. Теоретические предпосылки развития связной речи в процесс организации сюжетно - ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «связная речь» детей старшего дошкольного возраста ... 8
1.2 Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.3 Обоснование педагогических условий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно - ролевых игр
2. Опытно - экспериментальная работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.1 Диагностика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
2.2 Реализация педагогических условий развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно - ролевых игр
2.3 Анализ опытно - экспериментальной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложение 1 57
Приложение 2 58
Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из главных задач дошкольного образования, так как развитие связной речи является необходимой предпосылкой к успешному обучению в школе [26]. Наряду с этим в Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности[37].
В соответствии с этим в ФГОС ДО среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «. речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы как предпосылки обучения грамоте»[20].
Речевое развитие детей в дошкольных учреждениях имеет в нашей стране давние традиции, заложенные в трудах Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Можно говорить об определённой педагогической культуре, которая развивалась на серьёзной научной основе. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой. Проблемы содержания и методов обучения речи в детском саду разрабатывались Н.А. Стародубовой, О.С. Ушаковой и др.[16], [29], [30], [26], [31].
Как отмечает Н.А. Стародубова, развитие всех сторон речи, в том числе и связной, происходит не только в самостоятельной деятельности детей и в процессе свободной игровой деятельности, но и в ходе непосредственной образовательной деятельности речевого развития, которая в соответствии с ФГОС ДО проходит всегда в игровой форме [26].
Поскольку развитие связной речи дошкольников осуществляется педагогом в игровой деятельности, в старшем дошкольном возрасте организуется сюжетно - ролевая игра, требующая не только развития ролевого поведения дошкольников, но и усложнение правил игры путем сюжетосложения, которое выступает как новый способ развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
В процессе организации сюжетно - ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста формируется умение устанавливать последовательные события, закономерности, ориентируясь при этом на партнера - сверстника. Таким образом, организация сюжетно - ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой творческий перспективный этап развития игры, направленный на достижение высокого уровня развития связной речи дошкольников. В этом заключается актуальность нашего исследования.
Цель исследования: изучение в теоретическом и практическом аспектах развития связной речи в сюжетно - ролевых играх в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития связной речи старших дошкольников в ходе сюжетно - ролевых игр в условиях ДОУ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «связная речь» детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести опытно - экспериментальную работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач предполагается использовать следующие методы психолого - педагогического исследования:составление библиографии, анализ психолого - педагогической и методической литературы, реферирование, тезирование, изучение опыта работы педагогов, педагогическое наблюдение.
К исследованию проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста обращались А.М. Леушина, Н.А. Стародубовой, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, О.С. Ушаковой, Е.А. Флерина.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений в практической деятельности и студентами в вузах при подготовке к практическим занятиям.
Экспериментальное исследование было организовано на базе МБДОУ №55 «Радость» г. Лесосибирска. Выборка исследования составила 18 дошкольников (11 мальчиков, 7 девочек).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (42 источника),11 таблиц, приложения.Общий объем работы составляет 58 страниц.
В соответствии с этим в ФГОС ДО среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «. речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы как предпосылки обучения грамоте»[20].
Речевое развитие детей в дошкольных учреждениях имеет в нашей стране давние традиции, заложенные в трудах Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Можно говорить об определённой педагогической культуре, которая развивалась на серьёзной научной основе. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой. Проблемы содержания и методов обучения речи в детском саду разрабатывались Н.А. Стародубовой, О.С. Ушаковой и др.[16], [29], [30], [26], [31].
Как отмечает Н.А. Стародубова, развитие всех сторон речи, в том числе и связной, происходит не только в самостоятельной деятельности детей и в процессе свободной игровой деятельности, но и в ходе непосредственной образовательной деятельности речевого развития, которая в соответствии с ФГОС ДО проходит всегда в игровой форме [26].
Поскольку развитие связной речи дошкольников осуществляется педагогом в игровой деятельности, в старшем дошкольном возрасте организуется сюжетно - ролевая игра, требующая не только развития ролевого поведения дошкольников, но и усложнение правил игры путем сюжетосложения, которое выступает как новый способ развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
В процессе организации сюжетно - ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста формируется умение устанавливать последовательные события, закономерности, ориентируясь при этом на партнера - сверстника. Таким образом, организация сюжетно - ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой творческий перспективный этап развития игры, направленный на достижение высокого уровня развития связной речи дошкольников. В этом заключается актуальность нашего исследования.
Цель исследования: изучение в теоретическом и практическом аспектах развития связной речи в сюжетно - ролевых играх в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития связной речи старших дошкольников в ходе сюжетно - ролевых игр в условиях ДОУ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «связная речь» детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести опытно - экспериментальную работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач предполагается использовать следующие методы психолого - педагогического исследования:составление библиографии, анализ психолого - педагогической и методической литературы, реферирование, тезирование, изучение опыта работы педагогов, педагогическое наблюдение.
К исследованию проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста обращались А.М. Леушина, Н.А. Стародубовой, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, О.С. Ушаковой, Е.А. Флерина.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений в практической деятельности и студентами в вузах при подготовке к практическим занятиям.
Экспериментальное исследование было организовано на базе МБДОУ №55 «Радость» г. Лесосибирска. Выборка исследования составила 18 дошкольников (11 мальчиков, 7 девочек).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (42 источника),11 таблиц, приложения.Общий объем работы составляет 58 страниц.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.Мы проанализировали понятие «связная речь» детей старшего дошкольного возраста, и пришли к выводу, что «связная речь детей старшего дошкольного возраста» - это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание, умение коллективно договариваться.
Мы охарактеризовали особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте и выделили следующие особенности:
-умение придумывать сюжет к сюжетно - ролевой игре, на основе знакомых сказок, реальных историй;
-умение в процессе придумывания сюжета к игре выстраивать новые последовательности событий, при этом ориентируясь на партнеров - сверстников;
-умение комбинировать предложенные события в общем сюжете в процессе игры.
Мы обосновали педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно - ролевых игр и считаем, что для большей эффективности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, должен быть реализован комплекс педагогических условий таких, как организация сюжетно - ролевых игр, на основе пересказа знакомых сказок или реальных событий; коллективное придумывание сюжета игры с ориентиром на партнера - сверстника; внесение проблемных ситуаций в самостоятельную сюжетно - ролевую игру дошкольников. Подчеркнем, что в основе реализации выдвинутых нами педагогических условий лежит их взаимозависимость.
Мы провели опытно - экспериментальную работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно - ролевых игр в старшей группе МБДОУ «Детский сад № 55» г.
Лесосибирска. В исследовании принимали участие 18 детей старшего дошкольного возраста.
Первым этапом опытно-экспериментальной работы мы провели диагностику связной речи детей подготовительной группы. Для этого мы использовали требования диагностики связной речи из программы «Воспитание и обучение в детском саду», ориентируясь на требования ФГОС ДО. Нами были использованы «Диагностика связной речи» Т.С. Комаровой, метод наблюдения за сюжетно - ролевой игрой. При оценке связной речи мы опирались на критерии Н.Я. Михайленко. В результате мы получили такие данные: на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы высокий уровень показал 1 дошкольник, среднему уровню соответствовало 7 детей, низкий уровень был выявлен у 10 дошкольников.
Дальнейшим этапом опытно-экспериментальной части работы явилась реализация определенных нами педагогических условий, таких как:
-организация сюжетно - ролевых игр, на основе пересказа знакомых сказок и реальных событий;
-коллективное придумывание сюжета игры с ориентиром на партнера - сверстника;
- внесение проблемных ситуаций в самостоятельную сюжетно - ролевую игру дошкольников.
По окончании формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, мы провели повторную диагностику связной речи, анализ результатов которой показал, что произошла значительная динамика уровней развития связной речи: семь детей (38,5%) стали показывать высокий уровень, одиннадцать дошкольников (61,5%) показали средний уровень, низкого уровня не было выявлено ни у одного ребенка.
Исходя из того, что произошла положительная динамика в развитии связной речи дошкольников, можно утверждать, что предложенные педагогические условия способствуют развитию их связной речи в процессе организации сюжетно - ролевых игр.
Мы охарактеризовали особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте и выделили следующие особенности:
-умение придумывать сюжет к сюжетно - ролевой игре, на основе знакомых сказок, реальных историй;
-умение в процессе придумывания сюжета к игре выстраивать новые последовательности событий, при этом ориентируясь на партнеров - сверстников;
-умение комбинировать предложенные события в общем сюжете в процессе игры.
Мы обосновали педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно - ролевых игр и считаем, что для большей эффективности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, должен быть реализован комплекс педагогических условий таких, как организация сюжетно - ролевых игр, на основе пересказа знакомых сказок или реальных событий; коллективное придумывание сюжета игры с ориентиром на партнера - сверстника; внесение проблемных ситуаций в самостоятельную сюжетно - ролевую игру дошкольников. Подчеркнем, что в основе реализации выдвинутых нами педагогических условий лежит их взаимозависимость.
Мы провели опытно - экспериментальную работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно - ролевых игр в старшей группе МБДОУ «Детский сад № 55» г.
Лесосибирска. В исследовании принимали участие 18 детей старшего дошкольного возраста.
Первым этапом опытно-экспериментальной работы мы провели диагностику связной речи детей подготовительной группы. Для этого мы использовали требования диагностики связной речи из программы «Воспитание и обучение в детском саду», ориентируясь на требования ФГОС ДО. Нами были использованы «Диагностика связной речи» Т.С. Комаровой, метод наблюдения за сюжетно - ролевой игрой. При оценке связной речи мы опирались на критерии Н.Я. Михайленко. В результате мы получили такие данные: на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы высокий уровень показал 1 дошкольник, среднему уровню соответствовало 7 детей, низкий уровень был выявлен у 10 дошкольников.
Дальнейшим этапом опытно-экспериментальной части работы явилась реализация определенных нами педагогических условий, таких как:
-организация сюжетно - ролевых игр, на основе пересказа знакомых сказок и реальных событий;
-коллективное придумывание сюжета игры с ориентиром на партнера - сверстника;
- внесение проблемных ситуаций в самостоятельную сюжетно - ролевую игру дошкольников.
По окончании формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, мы провели повторную диагностику связной речи, анализ результатов которой показал, что произошла значительная динамика уровней развития связной речи: семь детей (38,5%) стали показывать высокий уровень, одиннадцать дошкольников (61,5%) показали средний уровень, низкого уровня не было выявлено ни у одного ребенка.
Исходя из того, что произошла положительная динамика в развитии связной речи дошкольников, можно утверждать, что предложенные педагогические условия способствуют развитию их связной речи в процессе организации сюжетно - ролевых игр.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в сюжетно – ролевой игре (Межрегиональный открытый социальный институт)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе коррекции связной речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



