РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ТВОРЧЕСКИМ ИЗЛОЖЕНИЕМ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ТВОРЧЕСКИМ
ИЗЛОЖЕНИЕМ 8
1.1 Работа по развитию речи в начальной школе 8
1.2 Творческое изложение как разновидность речевого
упражнения 20
2 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ НАПИСАНИИ ТВОРЧЕСКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ 26
2.1. Языковой анализ текста для изложения как подготовительный этап к
написанию творческого изложения 26
2.2. Методика работы над творческим изложением 35
2.3 Критерии оценивания изложений в начальной школе 43
Заключение 50
Список использованных источников 53
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ТВОРЧЕСКИМ
ИЗЛОЖЕНИЕМ 8
1.1 Работа по развитию речи в начальной школе 8
1.2 Творческое изложение как разновидность речевого
упражнения 20
2 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ НАПИСАНИИ ТВОРЧЕСКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ 26
2.1. Языковой анализ текста для изложения как подготовительный этап к
написанию творческого изложения 26
2.2. Методика работы над творческим изложением 35
2.3 Критерии оценивания изложений в начальной школе 43
Заключение 50
Список использованных источников 53
Проблема развития речи учащихся приобретает всё большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества , углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращения к истокам и традициям отечественной культуры, освобождение от догматических и односторонних оценок явлений искусства меняют стиль общения между людьми, преобразуют его в сторону расширения тематики, более полного использования богатства устной речи, внимания к личности собеседника.
О развитии человека обычно судят по тому, насколько он свободно и правильно, ясно и убедительно может выразить свои мысли, знания, то есть пишет и говорит. Школа помогает детям овладеть разносторонними богатствами русского языка, развивать речь учащихся и добиваться её высокой культуры.
Чем раньше начнётся развитие речи, тем больше достижения будут в дальнейшем. Своевременное, то есть раннее развитие речи совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие и усиливает интерес к знаниям. [13, с. 87].
«Поскольку язык - это средство общения употребляемое между людьми, то и задача школы состоит в том, чтобы сделать для учащихся родной язык наиболее тонким и гибким инструментом общения, выражением своих знаний, чувств, побуждений, намерений.» [20; с. 34].
Развитие устной и письменной речи школьников - одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка Большой вклад в разработку проблемы внесли В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, Н.В. Колокольцев, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская и др.
Актуальность исследования: современное общество требует от человека правильной и красиво построенной речи, и это требование можно осуществить с помощью обучения написанию изложений в школе.
Письменные изложения также способствуют развитию грамотного и осмысленного построения речи детей.
Проблема исследования: младшие школьники испытывают затруднения в использовании языковых средств при выполнении творческого изложения.
Цель исследования: выявить методические приёмы, совершенствующие устную и письменную речь младших школьников.
Объект исследования: развитие речи на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: работа над творческим изложением в начальных классах, содержание и методическая организация дидактического материала (подбор текстов для изложения) по развитию речи учащихся начальной школы в процессе написания изложения.
Задачи исследования.
1) рассмотреть содержание работы по развитию речи в начальной школе;
2) выявить роль творческих изложений в формировании мыслительной и речевой деятельности;
3) рассмотреть методику обучения над творческим изложениям в современной школе.
4) произвести анализ работы над детскими творческими работами.
Методы исследования:
1) анализ лингвистической, методической, учебной литературы.
2) обобщение и сравнение.
Практическая значимость исследования: рассмотренная в нашем исследовании методика работы над творческим изложением может быть использована в практике работы учителей начальных классов и в ходе педагогической практики студентов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованыых источников. В первой главе описаны теоретические основы работы над изложением: рассмотрены основные лингвистические понятия методики развития речи учащихся, раскрыта сущность и роль творческого изложения в контексте развития речи.
Во второй главе проанализирована методика работы над творческим изложением в современной школе и представлены критерии оценивания творческого изложения.
О развитии человека обычно судят по тому, насколько он свободно и правильно, ясно и убедительно может выразить свои мысли, знания, то есть пишет и говорит. Школа помогает детям овладеть разносторонними богатствами русского языка, развивать речь учащихся и добиваться её высокой культуры.
Чем раньше начнётся развитие речи, тем больше достижения будут в дальнейшем. Своевременное, то есть раннее развитие речи совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие и усиливает интерес к знаниям. [13, с. 87].
«Поскольку язык - это средство общения употребляемое между людьми, то и задача школы состоит в том, чтобы сделать для учащихся родной язык наиболее тонким и гибким инструментом общения, выражением своих знаний, чувств, побуждений, намерений.» [20; с. 34].
Развитие устной и письменной речи школьников - одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка Большой вклад в разработку проблемы внесли В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, Н.В. Колокольцев, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская и др.
Актуальность исследования: современное общество требует от человека правильной и красиво построенной речи, и это требование можно осуществить с помощью обучения написанию изложений в школе.
Письменные изложения также способствуют развитию грамотного и осмысленного построения речи детей.
Проблема исследования: младшие школьники испытывают затруднения в использовании языковых средств при выполнении творческого изложения.
Цель исследования: выявить методические приёмы, совершенствующие устную и письменную речь младших школьников.
Объект исследования: развитие речи на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: работа над творческим изложением в начальных классах, содержание и методическая организация дидактического материала (подбор текстов для изложения) по развитию речи учащихся начальной школы в процессе написания изложения.
Задачи исследования.
1) рассмотреть содержание работы по развитию речи в начальной школе;
2) выявить роль творческих изложений в формировании мыслительной и речевой деятельности;
3) рассмотреть методику обучения над творческим изложениям в современной школе.
4) произвести анализ работы над детскими творческими работами.
Методы исследования:
1) анализ лингвистической, методической, учебной литературы.
2) обобщение и сравнение.
Практическая значимость исследования: рассмотренная в нашем исследовании методика работы над творческим изложением может быть использована в практике работы учителей начальных классов и в ходе педагогической практики студентов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованыых источников. В первой главе описаны теоретические основы работы над изложением: рассмотрены основные лингвистические понятия методики развития речи учащихся, раскрыта сущность и роль творческого изложения в контексте развития речи.
Во второй главе проанализирована методика работы над творческим изложением в современной школе и представлены критерии оценивания творческого изложения.
В ходе написания выпускного квалификационного исследования нами были решены поставленные задачи, а именно: 1) рассмотрели основные направления и лингвистические понятия методики развития речи учащихся; 2) раскрыли сущность и роль творческого изложения в контексте развития речи; 3) проанализировали методика работы над творческим изложением в современной школе; 4) представили критерии оценивания творческого изложения.
Одной из важнейших задач школьного образования, в частности начального, является разностороннее развитие личности ребенка - формирование нравственного облика, рост самосознания и творческих способностей, повышение уровня общей культуры. Один из важнейших компонентов комплексного подхода к решению данной задачи - написание младшими школьниками изложений. Передавая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, детские впечатления окружающего мира, ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учиться содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Эмоционально-экспрессивная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь - основной показатель интеллектуального уровня развития ребенка.
Изложение - это речевое упражнение по образцу, основанное на активном подражании, предполагающее письменный пересказ текста. Письменное изложение отличается от устного пересказа возможностью обдумывать каждую фразу, подбирать слова, выверять строй предложений.
В изложении должна звучать живая речь школьника, имеют место элементы творчества в ходе воспроизведения исходного текста, поэтому изложения относят к числу творческих приёмов развития речи учащихся.
Анализ педагогической, методической, лингвистической литературы показал, что вопросы, связанные с работой над устным пересказом и изложением в методике рассматриваются параллельно. Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать младших школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть поняты учеником.
Изложения включаются в общую систему письменных упражнений, начиная с первого класса. На каждом году обучения характер работы над изложением последовательно усложняется. Следует особенно подчеркивать роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка.
Каждый вид изложения имеет свою центральную дидактическую задачу, которая помогает определить методику этих занятий. Но в любом случае неизменно важной остаётся работа над обучением школьников языку.
Успешное формирование у учащихся умений и навыков по развитию связной речи, происходит лишь в том случае, если в процессе обучения выявляются и устраняются те затруднения, которые испытывают учащиеся при самостоятельном составлении текстов - как устных, так и письменных. Сопоставление ученического текста с образцом облегчает учителю работу по анализу и выработке критериев оценки связного письменного текста.
Разносторонний, разноплановый и в то же время единый подход к анализу работ творческого характера позволяет выявлять полноту достоинства и недостатки каждой конкретной работы и обеспечивать объективность оценки. Таким образом, ученики приобретают новые речевые навыки и совершенствуют свою речь.
При правильном проведении занятий по изложению, школьникам становится легче писать их раз за разом. Так, к 4 классу младшие школьники пишут изложения разных видов: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями. Для того чтобы изложения служили совершенствованию речи и повышению её культуры, следует уделять большое внимание словарной работе и орфографической подготовке, тем самым, предупреждая возможные ошибки при его написании, проводить творческие изложения, которые развивают самостоятельность и творчество учащихся, формируют умение передавать свои мысли и знания.
Мы пришли к выводу о том, что роль творческих изложений в начальной школе трудно переоценить, потому как они, как никакие другие упражнения, способствуют овладению школьниками русского языка.
Таким образом, цель, поставленная в данной работе, достигнута.
Одной из важнейших задач школьного образования, в частности начального, является разностороннее развитие личности ребенка - формирование нравственного облика, рост самосознания и творческих способностей, повышение уровня общей культуры. Один из важнейших компонентов комплексного подхода к решению данной задачи - написание младшими школьниками изложений. Передавая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, детские впечатления окружающего мира, ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учиться содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Эмоционально-экспрессивная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь - основной показатель интеллектуального уровня развития ребенка.
Изложение - это речевое упражнение по образцу, основанное на активном подражании, предполагающее письменный пересказ текста. Письменное изложение отличается от устного пересказа возможностью обдумывать каждую фразу, подбирать слова, выверять строй предложений.
В изложении должна звучать живая речь школьника, имеют место элементы творчества в ходе воспроизведения исходного текста, поэтому изложения относят к числу творческих приёмов развития речи учащихся.
Анализ педагогической, методической, лингвистической литературы показал, что вопросы, связанные с работой над устным пересказом и изложением в методике рассматриваются параллельно. Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать младших школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть поняты учеником.
Изложения включаются в общую систему письменных упражнений, начиная с первого класса. На каждом году обучения характер работы над изложением последовательно усложняется. Следует особенно подчеркивать роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка.
Каждый вид изложения имеет свою центральную дидактическую задачу, которая помогает определить методику этих занятий. Но в любом случае неизменно важной остаётся работа над обучением школьников языку.
Успешное формирование у учащихся умений и навыков по развитию связной речи, происходит лишь в том случае, если в процессе обучения выявляются и устраняются те затруднения, которые испытывают учащиеся при самостоятельном составлении текстов - как устных, так и письменных. Сопоставление ученического текста с образцом облегчает учителю работу по анализу и выработке критериев оценки связного письменного текста.
Разносторонний, разноплановый и в то же время единый подход к анализу работ творческого характера позволяет выявлять полноту достоинства и недостатки каждой конкретной работы и обеспечивать объективность оценки. Таким образом, ученики приобретают новые речевые навыки и совершенствуют свою речь.
При правильном проведении занятий по изложению, школьникам становится легче писать их раз за разом. Так, к 4 классу младшие школьники пишут изложения разных видов: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями. Для того чтобы изложения служили совершенствованию речи и повышению её культуры, следует уделять большое внимание словарной работе и орфографической подготовке, тем самым, предупреждая возможные ошибки при его написании, проводить творческие изложения, которые развивают самостоятельность и творчество учащихся, формируют умение передавать свои мысли и знания.
Мы пришли к выводу о том, что роль творческих изложений в начальной школе трудно переоценить, потому как они, как никакие другие упражнения, способствуют овладению школьниками русского языка.
Таким образом, цель, поставленная в данной работе, достигнута.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ОПИСАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ ТЕКСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Реализация интегрированного подхода в процессе развита речи младших школьников («Русский язык» и «Литературное чтение»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - Развитие умений связной письменной речи младших
школьников при работе над изложением
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие умений связной письменной речи младших школьников при работе над изложением
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Обучение сжатому изложению как способ работы над точностью и лаконичностью речи в 5-6 классах
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - СОЧИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2015 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОМБИНАТОРИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2015 - Сочинение по картине как средство развития связной речи младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



