ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ТВОРЧЕСКИМ
ИЗЛОЖЕНИЕМ 8
1.1 Работа по развитию речи в начальной школе 8
1.2 Творческое изложение как разновидность речевого
упражнения 20
2 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ НАПИСАНИИ ТВОРЧЕСКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ 26
2.1. Языковой анализ текста для изложения как подготовительный этап к
написанию творческого изложения 26
2.2. Методика работы над творческим изложением 35
2.3 Критерии оценивания изложений в начальной школе 43
Заключение 50
Список использованных источников 53
Проблема развития речи учащихся приобретает всё большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества , углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращения к истокам и традициям отечественной культуры, освобождение от догматических и односторонних оценок явлений искусства меняют стиль общения между людьми, преобразуют его в сторону расширения тематики, более полного использования богатства устной речи, внимания к личности собеседника.
О развитии человека обычно судят по тому, насколько он свободно и правильно, ясно и убедительно может выразить свои мысли, знания, то есть пишет и говорит. Школа помогает детям овладеть разносторонними богатствами русского языка, развивать речь учащихся и добиваться её высокой культуры.
Чем раньше начнётся развитие речи, тем больше достижения будут в дальнейшем. Своевременное, то есть раннее развитие речи совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие и усиливает интерес к знаниям. [13, с. 87].
«Поскольку язык - это средство общения употребляемое между людьми, то и задача школы состоит в том, чтобы сделать для учащихся родной язык наиболее тонким и гибким инструментом общения, выражением своих знаний, чувств, побуждений, намерений.» [20; с. 34].
Развитие устной и письменной речи школьников - одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка Большой вклад в разработку проблемы внесли В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, Н.В. Колокольцев, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская и др.
Актуальность исследования: современное общество требует от человека правильной и красиво построенной речи, и это требование можно осуществить с помощью обучения написанию изложений в школе.
Письменные изложения также способствуют развитию грамотного и осмысленного построения речи детей.
Проблема исследования: младшие школьники испытывают затруднения в использовании языковых средств при выполнении творческого изложения.
Цель исследования: выявить методические приёмы, совершенствующие устную и письменную речь младших школьников.
Объект исследования: развитие речи на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: работа над творческим изложением в начальных классах, содержание и методическая организация дидактического материала (подбор текстов для изложения) по развитию речи учащихся начальной школы в процессе написания изложения.
Задачи исследования.
1) рассмотреть содержание работы по развитию речи в начальной школе;
2) выявить роль творческих изложений в формировании мыслительной и речевой деятельности;
3) рассмотреть методику обучения над творческим изложениям в современной школе.
4) произвести анализ работы над детскими творческими работами.
Методы исследования:
1) анализ лингвистической, методической, учебной литературы.
2) обобщение и сравнение.
Практическая значимость исследования: рассмотренная в нашем исследовании методика работы над творческим изложением может быть использована в практике работы учителей начальных классов и в ходе педагогической практики студентов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованыых источников. В первой главе описаны теоретические основы работы над изложением: рассмотрены основные лингвистические понятия методики развития речи учащихся, раскрыта сущность и роль творческого изложения в контексте развития речи.
Во второй главе проанализирована методика работы над творческим изложением в современной школе и представлены критерии оценивания творческого изложения.
В ходе написания выпускного квалификационного исследования нами были решены поставленные задачи, а именно: 1) рассмотрели основные направления и лингвистические понятия методики развития речи учащихся; 2) раскрыли сущность и роль творческого изложения в контексте развития речи; 3) проанализировали методика работы над творческим изложением в современной школе; 4) представили критерии оценивания творческого изложения.
Одной из важнейших задач школьного образования, в частности начального, является разностороннее развитие личности ребенка - формирование нравственного облика, рост самосознания и творческих способностей, повышение уровня общей культуры. Один из важнейших компонентов комплексного подхода к решению данной задачи - написание младшими школьниками изложений. Передавая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, детские впечатления окружающего мира, ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учиться содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Эмоционально-экспрессивная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь - основной показатель интеллектуального уровня развития ребенка.
Изложение - это речевое упражнение по образцу, основанное на активном подражании, предполагающее письменный пересказ текста. Письменное изложение отличается от устного пересказа возможностью обдумывать каждую фразу, подбирать слова, выверять строй предложений.
В изложении должна звучать живая речь школьника, имеют место элементы творчества в ходе воспроизведения исходного текста, поэтому изложения относят к числу творческих приёмов развития речи учащихся.
Анализ педагогической, методической, лингвистической литературы показал, что вопросы, связанные с работой над устным пересказом и изложением в методике рассматриваются параллельно. Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать младших школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть поняты учеником.
Изложения включаются в общую систему письменных упражнений, начиная с первого класса. На каждом году обучения характер работы над изложением последовательно усложняется. Следует особенно подчеркивать роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка.
Каждый вид изложения имеет свою центральную дидактическую задачу, которая помогает определить методику этих занятий. Но в любом случае неизменно важной остаётся работа над обучением школьников языку.
Успешное формирование у учащихся умений и навыков по развитию связной речи, происходит лишь в том случае, если в процессе обучения выявляются и устраняются те затруднения, которые испытывают учащиеся при самостоятельном составлении текстов - как устных, так и письменных. Сопоставление ученического текста с образцом облегчает учителю работу по анализу и выработке критериев оценки связного письменного текста.
Разносторонний, разноплановый и в то же время единый подход к анализу работ творческого характера позволяет выявлять полноту достоинства и недостатки каждой конкретной работы и обеспечивать объективность оценки. Таким образом, ученики приобретают новые речевые навыки и совершенствуют свою речь.
При правильном проведении занятий по изложению, школьникам становится легче писать их раз за разом. Так, к 4 классу младшие школьники пишут изложения разных видов: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями. Для того чтобы изложения служили совершенствованию речи и повышению её культуры, следует уделять большое внимание словарной работе и орфографической подготовке, тем самым, предупреждая возможные ошибки при его написании, проводить творческие изложения, которые развивают самостоятельность и творчество учащихся, формируют умение передавать свои мысли и знания.
Мы пришли к выводу о том, что роль творческих изложений в начальной школе трудно переоценить, потому как они, как никакие другие упражнения, способствуют овладению школьниками русского языка.
Таким образом, цель, поставленная в данной работе, достигнута.
1. Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т. Русский язык по- новому. Часть 2: (уроки 16-22) / М.П. Аксенова. - Москва : Форум, 2010. - 408 с.
2. Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т.Русский язык по новому. Часть 1 (уроки 1-15) / М.П. Аксенова. - Москва : Форум, 2010. - 648 с.
3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. - Ярославль: «Академия развития», 1998.
4. Бородкина Г.В. Учиться будет легче, если... // Начальная школа: плюс-минус. - 2002. - № 4. - С.3-5.
5. Бутузова И.Д. Лексическая работа на уроках русского языка и чтения / И.Д. Бутузова //Начальная школа. -2010. - №1. - С.14-20.
6. Бунеев, Р. Н. Что значит - учить читать / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бугнеева // Начальная школа - 2011- № 3. - С.3-9.
7. Вахрушева, Т. В. 100 изложений по русскому языку. Для начальной школы / Т.В. Вахрушева, Е.В. Попова. - Москва : Аквариум ЛТД, 2004. - 233 с.
8. Волина В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: ТОО “Издательство АРГО”, 2011. -325 с.
9. Губанов, Е.В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски / Е. В. Губанов, С. А. Веревко // Педагогическая диагностика : науч.-практ. журн. - Москва. : Школьные технологии, 2011. - № 2. - С. 52-62.
10. Жиренко, О. Е. Учим русский с увлечением: Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1 - 4 класс / О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кчергина, Л.Н. Яровая. - Москва: 5 за знания, 2009. - 184 с.
11. Жинкин, Н.И. Язык - речь - творчество / Н.И. Жинкин. - Москва : Просвещение, 2012. - С.12-17.
12. Капустина, Н.Г. Познавательный интерес младших школьников / Н.Г. Капустина // Начальная школа полюс до и после. - № 2. - 2005. - С.6-9.
13. Карманова, Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением // Начальная школа. - 1997. - № 1. - С. 29 - 31.
14. Крутецкая, В. А. Творческие и контрольные работы по русскому языку. 3 - 4 классы. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. - С.22-27.
15. Козырева ,Л.М. Развитие речи. - Ярославль, 2002. - 231 с.
16. Кузнецова, И.В. Опыт проведения интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности» по Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 4. - С.8
17. Куревина, О.А. Наш эксперимент - образованию // Начальная школа: плюс-минус. - 2002. - № 4. - С.34-36.
18. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка-.. Москва.: Просвещение, 1988. -322 с.
19. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников. - Москва.: Просвещение, 1985. -166 с.
20. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В.Сосновская - Москва. Издательский центр «Академия», 2002. - С. 351 - 450с.
21. Львова, М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям // Начальная школа. - 1984. - № 3. - С. 32 - 35.
22. Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения. - Москва - Просвещение, 1984. -184с.
23. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] // Начальное образование : науч.-метод. журн. - Москва. : Русский журнал, 2008. - N2. - С. 3-9
24. Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Л. Е. Журова [и др.] // Начальное образование : науч. - метод. журн. - Москва. : Русский журнал, 2010. - N 1. - С. 9-14
25. Пичугин, С.С. Интеграция учебно-воспитательного процесса в начальных классах Образовательной системы «Школа 2100» // Начальная школа: плюс-минус. - 2002. - № 2. - С.23-25.
26. Политова, Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов. - Москва., 1984. - 285 с.
27. Поливанова, Н.И. Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках по системе «Школа 2100» //Начальная школа плюс До и После. / Н.И. Поливанова, И.В.Ермакова , И.В. Ривина - 2002. - № 12. - С.33.
28. Рамзаева, Т.Г . Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов - Москва., 1979. - С.12-16.
29. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка / Н.С.Кузьменко - Москва., 1999. - 328 с.
30. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. - Москва., 1998. - 21 с.
31. Страхова, Л. Л. Изложения для младших школьников. - Санкт- Петербург : Издательский Дом «Литера», 2012. - С.67-68.
32. Страхова, Л.Л. 41 изложение с творческими заданиями. 3-4 классы. - Санкт-Петербург : Издательский Дом «Литера», 2009. - 411 с.
33. Столовичева, Е.Ф. Из опыта работы по безотметочному обучению. Интегрированные уроки из опыта работы учителей гимназии № 1, г. Усть- Илимск // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - № 12. - С.4-7.
34. Узорова, О. В. Справочное пособие по русскому языку: Уроки развития речи: Подготовка к изложению и сочинению: 1-5-й кл. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - Москва.: АСТ: Астрель, 2009. - 387 с.
35. Уроки развития связной речи в начальной школе / Сост. Г. С. Щёголева. - Санкт-Петербург : Специальная литература, 1996. - 238 с.
36. Филиппова, Л.А.. Сложный путь от традиционного обучения к проблемному (организация методической работы в начальных классах) // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 8. - С.7.
37. Фокина, Т. Л. Развитие речи на уроках в начальной школе // Молодой ученый. 2014. №18. - С. 667-668.
38. Шевченко, Н.Д. Развитие познавательного интереса, мышления и речи на уроках чтения, русского языка, риторики. // Начальная школа. - №4, 1998. - С.32-36.
39. Шипулина, И.А. Базовая модель урока, направленная на развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 8. - С.66.
40. Щёголева, Г. С. Уроки развития связной речи в начальной школе. - Санкт-Петербург : «Специальная литература», 1997. - 232 с.