РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ ТЕКСТА
|
Введение 5
1 Теоретические основы развития речи младших школьников при работе
над повествованием о
1.1 Повествование как функционально-смысловой тип текста 8
1.2 Приёмы работы над повествовательным типом текста на уроках 12
русского языка
2 Методическая работа над повествовательным типом текста в начальной школе
2.1 Анализ школьной программы и учебников по русскому языку образовательной системе «Школа 2100»
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение
1 Теоретические основы развития речи младших школьников при работе
над повествованием о
1.1 Повествование как функционально-смысловой тип текста 8
1.2 Приёмы работы над повествовательным типом текста на уроках 12
русского языка
2 Методическая работа над повествовательным типом текста в начальной школе
2.1 Анализ школьной программы и учебников по русскому языку образовательной системе «Школа 2100»
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение
Работа над повествовательным функционально-смысловым типом текста весьма актуальна в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые гласят, что учащиеся должны уметь строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Развивать речь - вот основная задача в начальной школе. В основном речь развивается на уроках русского языка. С помощью речи школьники начинают обучаться правильно выражать свои мысли и осуществлять коммуникацию со сверстниками. Школьники учатся проводить сравнительный анализ, создавать классификацию, делать обобщение через речь сравнивать. Правильно построенная, логичная, насыщенная средствами выразительности речь является признаком высокого развития школьника. На уроках русского языка развивается речь, а вместе с ней формируются навыки умственного труда. Дети начинают пользоваться логическими операциями: анализом, синтезом, а также сравнивать, находить, чем похожи и в чем различия двух предметов. Также развивается умение абстрагироваться, обобщать, доказывать [41].
Эффективность речи определяется достижением автором речи поставленной им цели. Это можно понять по собеседнику - то, что он понял, это и является результатом. Если он неправильно понял автора, речь была неэффективна. В ходе обучения работе с повествовательным типом текста дети учатся применять этот тип текста в своей речи. Поэтому развивать речевую деятельность с помощью работы над повествовательным типом текста - это первостепенно важная задача современного образования.
Цель работы - выявление и апробация приемов работы по созданию повествовательных типов текста на уроках русского языка с целью развития речи младших школьников.
Объект исследования: процесс развития речевых навыков младших школьников.
Предмет исследования: приемы работы над повествовательным типом текста как средство развития речи учащихся начальных классов.
Гипотеза исследования: если в процессе работы над повествовательным типом текста вести работу над уяснением существенных признаков таких текстов, при этом использовать эффективные приёмы работы по их созданию, то это будет способствовать развитию речи у младших школьников.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие повествования как функционально-смыслового типа текста;
2) изучить общие вопросы работы с текстами на уроках по развитию речи;
3) проанализировать школьные учебники по русскому языку для начальной школы на предмет выявления в них упражнений, направленных на развитие у учащихся навыков работы с текстом-повествованием;
4) провести и проанализировать опытно-экспериментальную работу.
Методологическая основа исследования: труды по
теории речевой деятельности (JI.C. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина и др.); труды в области теории текста (Л.М. Лосевого, Г.Я. Солганика).
Направление работы определило следующие методы исследования:
• метод анализ научной, методической и учебной литературы;
• метод эксперимента;
• метод обобщения и сравнения.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2015 - декабрь 2015) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования: объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; проведение констатирующего среза.
2 этап (январь 2016 - март 2016) - написание научной статьи по теме исследования, разработка комплекса упражнений, направленных на формирование общего представления о повествовании, обогащение активного словаря младших школьников в ходе работы над повествовательными текстами, формирование умения определять тип текста и составлять повествовательные тексты.
3 этап (март 2016 - май 2016) - публикация научной статьи по теме исследования, проведение формирующего обучения, контрольного среза, анализа результатов исследования, подведение итогов исследования.
Экспериментальная база исследования: экспериментальное обучение проходило на базе МБОУ «СОШ №1 г. Лесосибирска» Красноярского края в 3 «А» классе. Выборка исследования представлена 28 учащимися.
Практическая значимость заключается в том, что материал исследования и разработанный на его основе дидактический материал может быть использован на уроках русского языка при работе над повествовательными текстами. Теоретический материал может быть использован студентами при подготовке к курсовым и дипломным работам.
Апробация работы. Материалы дипломного проекта была опубликованы в сборнике VIII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные проблемы науки» (г. Тюмень, 2016 г. - дистанционная форма участия).
Развивать речь - вот основная задача в начальной школе. В основном речь развивается на уроках русского языка. С помощью речи школьники начинают обучаться правильно выражать свои мысли и осуществлять коммуникацию со сверстниками. Школьники учатся проводить сравнительный анализ, создавать классификацию, делать обобщение через речь сравнивать. Правильно построенная, логичная, насыщенная средствами выразительности речь является признаком высокого развития школьника. На уроках русского языка развивается речь, а вместе с ней формируются навыки умственного труда. Дети начинают пользоваться логическими операциями: анализом, синтезом, а также сравнивать, находить, чем похожи и в чем различия двух предметов. Также развивается умение абстрагироваться, обобщать, доказывать [41].
Эффективность речи определяется достижением автором речи поставленной им цели. Это можно понять по собеседнику - то, что он понял, это и является результатом. Если он неправильно понял автора, речь была неэффективна. В ходе обучения работе с повествовательным типом текста дети учатся применять этот тип текста в своей речи. Поэтому развивать речевую деятельность с помощью работы над повествовательным типом текста - это первостепенно важная задача современного образования.
Цель работы - выявление и апробация приемов работы по созданию повествовательных типов текста на уроках русского языка с целью развития речи младших школьников.
Объект исследования: процесс развития речевых навыков младших школьников.
Предмет исследования: приемы работы над повествовательным типом текста как средство развития речи учащихся начальных классов.
Гипотеза исследования: если в процессе работы над повествовательным типом текста вести работу над уяснением существенных признаков таких текстов, при этом использовать эффективные приёмы работы по их созданию, то это будет способствовать развитию речи у младших школьников.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие повествования как функционально-смыслового типа текста;
2) изучить общие вопросы работы с текстами на уроках по развитию речи;
3) проанализировать школьные учебники по русскому языку для начальной школы на предмет выявления в них упражнений, направленных на развитие у учащихся навыков работы с текстом-повествованием;
4) провести и проанализировать опытно-экспериментальную работу.
Методологическая основа исследования: труды по
теории речевой деятельности (JI.C. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина и др.); труды в области теории текста (Л.М. Лосевого, Г.Я. Солганика).
Направление работы определило следующие методы исследования:
• метод анализ научной, методической и учебной литературы;
• метод эксперимента;
• метод обобщения и сравнения.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2015 - декабрь 2015) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования: объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; проведение констатирующего среза.
2 этап (январь 2016 - март 2016) - написание научной статьи по теме исследования, разработка комплекса упражнений, направленных на формирование общего представления о повествовании, обогащение активного словаря младших школьников в ходе работы над повествовательными текстами, формирование умения определять тип текста и составлять повествовательные тексты.
3 этап (март 2016 - май 2016) - публикация научной статьи по теме исследования, проведение формирующего обучения, контрольного среза, анализа результатов исследования, подведение итогов исследования.
Экспериментальная база исследования: экспериментальное обучение проходило на базе МБОУ «СОШ №1 г. Лесосибирска» Красноярского края в 3 «А» классе. Выборка исследования представлена 28 учащимися.
Практическая значимость заключается в том, что материал исследования и разработанный на его основе дидактический материал может быть использован на уроках русского языка при работе над повествовательными текстами. Теоретический материал может быть использован студентами при подготовке к курсовым и дипломным работам.
Апробация работы. Материалы дипломного проекта была опубликованы в сборнике VIII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные проблемы науки» (г. Тюмень, 2016 г. - дистанционная форма участия).
В выпускной квалификационной работе нами была рассмотрена несколько важных проблем - формирование общего представления о повествовании, обогащение активного словаря младших школьников о типе речи повествование, формирование умения определять тип текста и создавать повествовательные тексты при обучении русскому языку в начальной школе. Нами были проанализированы теоретические подходы отечественных методистов к данной проблематике - JI. C. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Г. В. Колшанского, А. А. Леонтьева, Л. М. Лосевого и других.
В настоящее время под текстом понимается результат речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа.
Повествование трактуется как динамический функциональный тип речи (текста), выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства
В настоящее время можно говорить о том, что человек не может улучшать свои коммуникативные умения, если у него не сформировано чёткое представление о функционально-смысловой типологии речи, если он не умеет производить анализ текста, определять его тип, а также не умеет создавать тексты различных типов. Сложнее всего овладеть таким типом речи, как повествование, потому что этот тип текста наиболее слабо изучен, и данные о нём бывают неточны и противоречивы. Овладение русским языком как средством общения является одной из главных целей изучения русского языка в школе.
Работа над типом текста повествование в начальных классах позволяет организовать единый процесс формирования учебно-языковых и коммуникативных умений и навыков, что способствует повышению эффективности обучения школьников связному повествовательному высказыванию. Анализ проведенного эксперимента показал, что понятие о повествовании и способность к дифференциации различных типов речи у школьников сформированы недостаточно хорошо. Большая часть ребят испытывала затруднения при выполнении заданий. Для того чтобы сформировать у детей более прочные умения в этой сфере знаний, необходимо использовать задания специального содержания практически на каждом уроке. После проведения констатирующего этапа нами был применен ряд приёмов, направленный на осознание понятия «повествование» и на формирование умения создавать повествовательные тексты. В итоге результаты констатирующего среза подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
В настоящее время под текстом понимается результат речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа.
Повествование трактуется как динамический функциональный тип речи (текста), выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства
В настоящее время можно говорить о том, что человек не может улучшать свои коммуникативные умения, если у него не сформировано чёткое представление о функционально-смысловой типологии речи, если он не умеет производить анализ текста, определять его тип, а также не умеет создавать тексты различных типов. Сложнее всего овладеть таким типом речи, как повествование, потому что этот тип текста наиболее слабо изучен, и данные о нём бывают неточны и противоречивы. Овладение русским языком как средством общения является одной из главных целей изучения русского языка в школе.
Работа над типом текста повествование в начальных классах позволяет организовать единый процесс формирования учебно-языковых и коммуникативных умений и навыков, что способствует повышению эффективности обучения школьников связному повествовательному высказыванию. Анализ проведенного эксперимента показал, что понятие о повествовании и способность к дифференциации различных типов речи у школьников сформированы недостаточно хорошо. Большая часть ребят испытывала затруднения при выполнении заданий. Для того чтобы сформировать у детей более прочные умения в этой сфере знаний, необходимо использовать задания специального содержания практически на каждом уроке. После проведения констатирующего этапа нами был применен ряд приёмов, направленный на осознание понятия «повествование» и на формирование умения создавать повествовательные тексты. В итоге результаты констатирующего среза подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Подобные работы
- Сжатое изложение как средство развития речи младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - ИЗУЧЕНИЕ ТИПА РЕЧИ «ПОВЕСТВОВАНИЕ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ-
ОПИСАНИЙ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования умения строить аргументирования у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Формирование связной речи дошкольников в
условиях внешней окружающей среды
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



