Введение 5
1 Теоретические основы развития речи младших школьников при работе
над повествованием о
1.1 Повествование как функционально-смысловой тип текста 8
1.2 Приёмы работы над повествовательным типом текста на уроках 12
русского языка
2 Методическая работа над повествовательным типом текста в начальной школе
2.1 Анализ школьной программы и учебников по русскому языку образовательной системе «Школа 2100»
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение
Работа над повествовательным функционально-смысловым типом текста весьма актуальна в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые гласят, что учащиеся должны уметь строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Развивать речь - вот основная задача в начальной школе. В основном речь развивается на уроках русского языка. С помощью речи школьники начинают обучаться правильно выражать свои мысли и осуществлять коммуникацию со сверстниками. Школьники учатся проводить сравнительный анализ, создавать классификацию, делать обобщение через речь сравнивать. Правильно построенная, логичная, насыщенная средствами выразительности речь является признаком высокого развития школьника. На уроках русского языка развивается речь, а вместе с ней формируются навыки умственного труда. Дети начинают пользоваться логическими операциями: анализом, синтезом, а также сравнивать, находить, чем похожи и в чем различия двух предметов. Также развивается умение абстрагироваться, обобщать, доказывать [41].
Эффективность речи определяется достижением автором речи поставленной им цели. Это можно понять по собеседнику - то, что он понял, это и является результатом. Если он неправильно понял автора, речь была неэффективна. В ходе обучения работе с повествовательным типом текста дети учатся применять этот тип текста в своей речи. Поэтому развивать речевую деятельность с помощью работы над повествовательным типом текста - это первостепенно важная задача современного образования.
Цель работы - выявление и апробация приемов работы по созданию повествовательных типов текста на уроках русского языка с целью развития речи младших школьников.
Объект исследования: процесс развития речевых навыков младших школьников.
Предмет исследования: приемы работы над повествовательным типом текста как средство развития речи учащихся начальных классов.
Гипотеза исследования: если в процессе работы над повествовательным типом текста вести работу над уяснением существенных признаков таких текстов, при этом использовать эффективные приёмы работы по их созданию, то это будет способствовать развитию речи у младших школьников.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие повествования как функционально-смыслового типа текста;
2) изучить общие вопросы работы с текстами на уроках по развитию речи;
3) проанализировать школьные учебники по русскому языку для начальной школы на предмет выявления в них упражнений, направленных на развитие у учащихся навыков работы с текстом-повествованием;
4) провести и проанализировать опытно-экспериментальную работу.
Методологическая основа исследования: труды по
теории речевой деятельности (JI.C. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина и др.); труды в области теории текста (Л.М. Лосевого, Г.Я. Солганика).
Направление работы определило следующие методы исследования:
• метод анализ научной, методической и учебной литературы;
• метод эксперимента;
• метод обобщения и сравнения.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2015 - декабрь 2015) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования: объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; проведение констатирующего среза.
2 этап (январь 2016 - март 2016) - написание научной статьи по теме исследования, разработка комплекса упражнений, направленных на формирование общего представления о повествовании, обогащение активного словаря младших школьников в ходе работы над повествовательными текстами, формирование умения определять тип текста и составлять повествовательные тексты.
3 этап (март 2016 - май 2016) - публикация научной статьи по теме исследования, проведение формирующего обучения, контрольного среза, анализа результатов исследования, подведение итогов исследования.
Экспериментальная база исследования: экспериментальное обучение проходило на базе МБОУ «СОШ №1 г. Лесосибирска» Красноярского края в 3 «А» классе. Выборка исследования представлена 28 учащимися.
Практическая значимость заключается в том, что материал исследования и разработанный на его основе дидактический материал может быть использован на уроках русского языка при работе над повествовательными текстами. Теоретический материал может быть использован студентами при подготовке к курсовым и дипломным работам.
Апробация работы. Материалы дипломного проекта была опубликованы в сборнике VIII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные проблемы науки» (г. Тюмень, 2016 г. - дистанционная форма участия).
В выпускной квалификационной работе нами была рассмотрена несколько важных проблем - формирование общего представления о повествовании, обогащение активного словаря младших школьников о типе речи повествование, формирование умения определять тип текста и создавать повествовательные тексты при обучении русскому языку в начальной школе. Нами были проанализированы теоретические подходы отечественных методистов к данной проблематике - JI. C. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Г. В. Колшанского, А. А. Леонтьева, Л. М. Лосевого и других.
В настоящее время под текстом понимается результат речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа.
Повествование трактуется как динамический функциональный тип речи (текста), выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства
В настоящее время можно говорить о том, что человек не может улучшать свои коммуникативные умения, если у него не сформировано чёткое представление о функционально-смысловой типологии речи, если он не умеет производить анализ текста, определять его тип, а также не умеет создавать тексты различных типов. Сложнее всего овладеть таким типом речи, как повествование, потому что этот тип текста наиболее слабо изучен, и данные о нём бывают неточны и противоречивы. Овладение русским языком как средством общения является одной из главных целей изучения русского языка в школе.
Работа над типом текста повествование в начальных классах позволяет организовать единый процесс формирования учебно-языковых и коммуникативных умений и навыков, что способствует повышению эффективности обучения школьников связному повествовательному высказыванию. Анализ проведенного эксперимента показал, что понятие о повествовании и способность к дифференциации различных типов речи у школьников сформированы недостаточно хорошо. Большая часть ребят испытывала затруднения при выполнении заданий. Для того чтобы сформировать у детей более прочные умения в этой сфере знаний, необходимо использовать задания специального содержания практически на каждом уроке. После проведения констатирующего этапа нами был применен ряд приёмов, направленный на осознание понятия «повествование» и на формирование умения создавать повествовательные тексты. В итоге результаты констатирующего среза подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
1. Батурина, А. В. Особенности развития повествовательного типа текста у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Батурина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 9. - С. 54 - 66.
2. Будилова, Т. Б. Родительское собрание на тему «Как научить ребенка читать книгу?» / Т. Б. Будилова // Начальная школа. - 2010. - № 2. - С. 61.
3. Вакуленко, Е. А. Развитие речевых умений школьников / Е. А. Вакуленко // Начальная школа. - 2011. - № 3. - С. 34 - 39.
4. Домашнев, А. И. Интерпретация художественного текста / А. И. Домашнев, И. П. Шишкина, Е. А. Гончарова - Москва : Просвещение, 1983. -
С. 192.
5. Дюжева, О. А. Обучение описанию и повествованию на уроках развития речи / О. А. Дюжева // Русская словесность. - 2010. - № 4. - С. 56-60.
6. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н.А. Ипполитова. - Москва : Проспект, 2015. - С. 73 с.
7. Казаева, Т. Н. Развитие речи младших школьников / Т. Н. Казаева // Начальная школа. - 2007. - № 6. - С. 76-79.
8. Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О. М. Казарцева. - Москва : Флинта, Наука, 2003. - С. 206.
9. Казарцева, О. М. Стилистика и культура речи. - Москва : Академия, 1999. - С. 320.
10. Колганова, Н. Е. Формирование читательских умений и навыков : работа с книгой / Н. Е. Колганова // Начальная школа. - 2013. - № 11. - С. 38¬
42.
11. Крылова, О.Н. Технология работы с учебным содержанием в профильной школе / О. Н. Крылова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2005. - С. 112.
12. Макарова, Н. П. Повествование как функционально-смысловой тип текста // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты: межвуз. сб. науч. тр. с междунар. участием. Вып. 9. / Н.П.Макарова, И.В. Иванова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун¬та, 2012. - С. 319.
13. Максимова, В. И. Риторика. - Москва : Наука, ВЛАДОС, 2001. - С. 416.
14. Матвеева, Е. И. Учим младшего школьника понимать текст: практикум для учащихся: 1-4 класс / Е. И. Матвеева. - Москва : Вако, 2005. - С. 240.
15. Миронова, Е. А. Развитие читательского интереса у младших школьников / Е. А. Миронова // Начальная школа. - 2011. - № 8. - С. 74-75.
16. Недосейкина, Л. А. Работа с текстом - средство проверки знаний учащихся / Л. А. Недосейкина // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 33-35.
17. Нечаева, О. А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. - Улан-Удэ: БГУ, 1999. - С. 127.
18. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - Москва: Мир и Образование, Оникс, 2011. - С. 736.
19. Омельченко, Л. Н. Неполные предложения в повествовательном и описательном текстах / Л. Н. Омельченко. - Улан-Удэ : БГУ, 2012. - С. 140.
20. Попова, Т. И. Рассказ о событиях из жизни как тип повествовательного текста / Т. И. Попова // Язык. Литература. Культура. - Москва : МАКС Пресс, 2013. - Выпуск 9. - С. 54-66.
21. Пыхалова, Т. Г. Работа с деформированным текстом / Т. Г. Пыхалова // Начальная школа. - 2014. - № 2. - С. 64.
22. Рамзаева, Т. Г. О роли учебника «Русский язык» в развитии письменной связной речи младших школьников / Т. Г. Рамзаева // Начальная школа. -2013. - № 12. - С. 8-14.
23. Рыжкова, Т. В. Работа с иллюстрациями к басням И. А. Крылова на уроках литературного чтения / Т. В. Рыжкова // Начальная школа. - 2013. - №
6. - С. 42-47.
24. Салаватова, Т. Д. Работа над развитием речи / Т.Д. Салаватова // Начальная школа. - 2012. - № 2. - С. 29-30.
25. Саломатина, Л. С. Методические подходы к работе с текстом на занятиях родным языком / Л. С. Саломатина // Начальная школа. - 2010. - № 1. - С. 11-17.
26. Саломатина, Л. С. Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования / Л.
С. Саломатина // Начальная школа. - 2013. - № 12. - С. 14-22.
27. Сердюкова, Е. В. Проверочная работа по чтению в 3 классе / Е. В. Сердюкова // Образование в современной школе. - 2012. - № 12. - С. 50-54.
28. Сильченкова, Л. С. Словарно-лексическая работа на уроках чтения / Л.
С. Сильченкова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 13-17.
29. Смирнова, Л.Г. Культура русской речи / Л. Г. Смирнова. - Москва : Русское слово, 2005. - 205 с.
30. Тарасова, И. А. Когнитивная нарратология и возможности школьного анализа повествовательного текста / И. А. Тарасова // Известия Саратовского университета. - 2015. - № 1. - Т. 4. - С. 93-96.
31. Трошева, Т. Б. Система функционально-смысловых типов речи в современном русском языке (описание - повествование - рассуждение - предписание - констатация) / Т. Б. Трошева // Филолог. - 2003. - № 2. - С. 3-7.
32. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков. - Москва : Альта-Принт, 2005. - С. 1216.
33. Фокина, Т. Л. Развитие речи на уроках в начальной школе // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 667-668.
34. Чернова, Е. Н. Формирование стилистической культуры речи учащихся в процессе создания текста: мастер-класс / Е. Н. Чернова, Е. В. Сердюкова // Образование в современной школе. - 2012. - № 10. - С. 34-37.
35. Шендельс, Е. И. Грамматика текста и грамматика предложения // Иностранные языки в школе/ Е. И. Шендельс. - 1985. - № 4. - С. 16-21.
36. Шишкина, Т. В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи / Т. В. Шишкина // Начальная школа. - 2006. - № 9. -С. 44-47.
37. Юртаев, С. В. Основы совершенствования речевой деятельности младших школьников/ С. В. Юртаев. - Москва : Флинта, 2013. - С. 243 с.
38. Антамошкина, Е.Н. Работа с текстом на уроке русского языка [Электронный ресурс] // Языковые и филологические исследования / Е. Н. Артамошкина. - 2012. - № 3. - С. 14-20. - Режим доступа: http ://www. language- and-philological-researches.ingnpublishing.com/archive/2012/release 3 5 july- september/antamoshkina_e_n _rabota_s _tekstom_ na uroke russkogo yazyka/ (дата обращения: 11.02.2016)
39. Карева, И. В. Работа с текстами художественной литературы на уроках
развития речи [Электронный ресурс] // Педпортал [Интернет-портал]. - Режим доступа: http ://pedportal. net/starshie-klassy/rodnoy-yazyk-i-literatura/rabota- s-
tekstami-hudozhestvennoy-literatury-na-urokah-razvitiya-rechi-234555 (дата
обращения: 25.01.2016)
40. Файзрахманова, Л. Ф. Развитие коммуникативно-речевой компетенции
обучающихся на уроках русского языка [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования NSPORTAL.RU [Интернет-портал]. - Режим доступа: http: //nsportal. ru/bl o g/shkol a/obshche shkolnaya-
tematika/all/2013/04/18/razvitie-kommunikativno-rechevoy-kompetentsii (дата
обращения: 23.01.2016)
41. Черкасова, О. В. Развитие речи младших школьников в процессе
изучения имени прилагательного [Электронный ресурс] // Научно¬
методический электронный журнал «Концепт» [Интернет-портал]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/64360.htm (дата обращения: 25.01.2016)