ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
|
Веление 4
Глава 1. Адаптация ребёнка к ДОУ, как психолого-педагогическая проблема... 7
1.1. Понятие адаптации, сущность и этапы 7
] .2. Характеристика детей дошкольного возраста 13
1.3. Психолого-педагогические условия ДОУ, способствующие адаптации ребенка 17
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей адаптации детей к ДОУ... 32
2.1 .Описание выборки и методов исследования 32
2.2. Выявление уровня адаптации детей третьего года жизни к условиям
ДОУ 33
2.3. Направления и содержание психолого-педагогического сопровождения преодоления трудностей адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.. 41
Выводы ко второй главе 53
Приложение
Заключение 70
Список литературы
Глава 1. Адаптация ребёнка к ДОУ, как психолого-педагогическая проблема... 7
1.1. Понятие адаптации, сущность и этапы 7
] .2. Характеристика детей дошкольного возраста 13
1.3. Психолого-педагогические условия ДОУ, способствующие адаптации ребенка 17
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей адаптации детей к ДОУ... 32
2.1 .Описание выборки и методов исследования 32
2.2. Выявление уровня адаптации детей третьего года жизни к условиям
ДОУ 33
2.3. Направления и содержание психолого-педагогического сопровождения преодоления трудностей адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.. 41
Выводы ко второй главе 53
Приложение
Заключение 70
Список литературы
Ранний возраст период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в детском саду.
Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Рели воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста в рамках ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах III.Л. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др. Поэтому цель исследования: определить особенности адаптации дошкольников к ДОУ.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Наступаю!' и волнения и тревоги у родителей Как приму!' ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложиться у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде?
Объект исследования адаптация детей раннего возраста к ДОУ
Предмет исследования психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Цель исследования - исследовать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Гипотеза исследования изучение психолого-педагогических условий в ДОУ позволит снизить показатели дезадаптации детей.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ исследования понятия «адаптация».
Выявить факторы адаптации.
- Рассмотреть особенности.
- I [роанализировать классификацию игр дошкольников.
- Выявить особенности игры как средства адаптации детей дошкольного возраста.
- Разработать программу психолого-педагогического сопровождения адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения.
- Изучить литературу по данной теме;
- Выявить роль семьи в адаптации.
Теоретико-методологической основой явились:
- Исследования о взаимодействии детского сада и семьи (К.Н. Арнаутова. Т.А. Данилина, OJI. Зверева, 'Г.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.);
- Выявление особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада (методика К Л. Печора, Г.В. Пантюхиной);
- Выявление особенностей эмоционального состояния детей (методика Л.Н. Стрелковой).
В исследовании участвовали 25 детей, посещающих первую младшую г'р ппы детского сада и их родители. МДОУ № 66 г. Железногорска.
При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой, интенсивность и продолжительность адаптации ребенка раннего возраста зависит от специфики психолого-педагогического воздействия.
11ри написании дипломной работы были использованы такие методы и методики исследования как:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
беседа с воспитателями;
наблюдение за детьми;
метод опроса родителей.
изучение и анализ документов по адаптации детей раннего возраста;
эксперимент..
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, в разработке перспективного плана работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации.
Структура и объем работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Методы исследования: теоретические.
Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Рели воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста в рамках ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах III.Л. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др. Поэтому цель исследования: определить особенности адаптации дошкольников к ДОУ.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Наступаю!' и волнения и тревоги у родителей Как приму!' ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложиться у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде?
Объект исследования адаптация детей раннего возраста к ДОУ
Предмет исследования психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Цель исследования - исследовать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Гипотеза исследования изучение психолого-педагогических условий в ДОУ позволит снизить показатели дезадаптации детей.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ исследования понятия «адаптация».
Выявить факторы адаптации.
- Рассмотреть особенности.
- I [роанализировать классификацию игр дошкольников.
- Выявить особенности игры как средства адаптации детей дошкольного возраста.
- Разработать программу психолого-педагогического сопровождения адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения.
- Изучить литературу по данной теме;
- Выявить роль семьи в адаптации.
Теоретико-методологической основой явились:
- Исследования о взаимодействии детского сада и семьи (К.Н. Арнаутова. Т.А. Данилина, OJI. Зверева, 'Г.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.);
- Выявление особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада (методика К Л. Печора, Г.В. Пантюхиной);
- Выявление особенностей эмоционального состояния детей (методика Л.Н. Стрелковой).
В исследовании участвовали 25 детей, посещающих первую младшую г'р ппы детского сада и их родители. МДОУ № 66 г. Железногорска.
При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой, интенсивность и продолжительность адаптации ребенка раннего возраста зависит от специфики психолого-педагогического воздействия.
11ри написании дипломной работы были использованы такие методы и методики исследования как:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
беседа с воспитателями;
наблюдение за детьми;
метод опроса родителей.
изучение и анализ документов по адаптации детей раннего возраста;
эксперимент..
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, в разработке перспективного плана работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации.
Структура и объем работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Методы исследования: теоретические.
Таким образом, в ходе проведенного теоретического анализа литературных источников но теме исследования мы установили, что:
Проблеме адаптации детей раннего возраста в рамках ДОУ особое внимание уделялось в отечественной педагогике и психологии, такими учеными как: Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, M.JI. 1 (спора, Р. В. 'Гонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский и др..
Адаптация это в широком смысле слова ■ - приспособление к окружающим условиям. Адаптация детей раннего возраста в рамках ДОУ определена как приспособление ребенка к существованию в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ДОУ и собственными потребностями, мотивами и интересами.
Необходимыми условиями для эффективного руководства процессом адаптации детей к условиям детского учреждения является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Педагогические условия для успешной адаптации детей, определены как:
-создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,
-проведение работы с родителями, начинать которую необходимо еще до поступления ребенка в детский сад,
-правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок взрослый” и “ребенок ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения.
Ранний дошкольный возраст ■ - возраст детей от 1-3 лет, в период которого происходя!' большие сдвиги в физическом и нервно - психическом развитии детей. Ведущая деятельность предметно - манипулятивная. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности.
Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно описать схемой: «ребенок предмет взрослый». Ранний возраст - это период бурного развития речи. Под развитием предметной, игровой деятельности и речи происходят качественные изменения в развитии психических процессов.
Результаты теоретического и экспериментального анализа подтвердили положения о том, что особенности адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ, определены эмоциональным состоянием.
Экспериментально-психологическое исследование показало
необходимость дальнейшего изучения данной проблемы. Перспектива исследования проблем, видится в изучении особенностей влияния иных психосоциальных средств, педагогов, сверстников на возникновение трудностей адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, а также в исследовании возможностей специально организованного, психологически обоснованного педагогического процесса работы.
Проблеме адаптации детей раннего возраста в рамках ДОУ особое внимание уделялось в отечественной педагогике и психологии, такими учеными как: Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, M.JI. 1 (спора, Р. В. 'Гонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский и др..
Адаптация это в широком смысле слова ■ - приспособление к окружающим условиям. Адаптация детей раннего возраста в рамках ДОУ определена как приспособление ребенка к существованию в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ДОУ и собственными потребностями, мотивами и интересами.
Необходимыми условиями для эффективного руководства процессом адаптации детей к условиям детского учреждения является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Педагогические условия для успешной адаптации детей, определены как:
-создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,
-проведение работы с родителями, начинать которую необходимо еще до поступления ребенка в детский сад,
-правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок взрослый” и “ребенок ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения.
Ранний дошкольный возраст ■ - возраст детей от 1-3 лет, в период которого происходя!' большие сдвиги в физическом и нервно - психическом развитии детей. Ведущая деятельность предметно - манипулятивная. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности.
Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно описать схемой: «ребенок предмет взрослый». Ранний возраст - это период бурного развития речи. Под развитием предметной, игровой деятельности и речи происходят качественные изменения в развитии психических процессов.
Результаты теоретического и экспериментального анализа подтвердили положения о том, что особенности адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ, определены эмоциональным состоянием.
Экспериментально-психологическое исследование показало
необходимость дальнейшего изучения данной проблемы. Перспектива исследования проблем, видится в изучении особенностей влияния иных психосоциальных средств, педагогов, сверстников на возникновение трудностей адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, а также в исследовании возможностей специально организованного, психологически обоснованного педагогического процесса работы.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Основы психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6470 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к ДОО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6550 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ адаптации детей раннего возраста к дошкольной ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Использование игровых технологий в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - ДИСТАНЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017



