Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ ДРУГИХ НАРОДОВ

Работа №26981

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1242
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования уважительного отношения к культуре других народов у младших школьников 8
1.1 Понятие «уважительное отношение к культуре других народов» 8
1.2 Педагогические условия формирования уважительного
отношения к культуре других народов у младших школьников 14
1.3 Учет возрастных особенностей младших школьников в процессе формирования уважительного отношения к культуре других народов 22
Глава 2 Организация формирования уважительного отношения к культуре других народов у детей младшего школьного возраста 28
2.1 Методы и средства формирования уважительного отношения к
культуре других народов младших школьников 28
2.2 Анализ работ МБОУ «СОШ № 2» по формированию
уважительного отношения к культуре других народов у детей младшего школьного возраста 36
2.3 Методические рекомендации по организации формирования уважительного отношения к культуре других народов у младших
школьников 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение Цикл воспитательных мероприятий, направленных на формирование у младших школьников уважительного отношения к другим культурам


На современном этапе развития общества актуальна значимость уважительного отношения к культуре других народов, так как остро обозначена напряженность между людьми в нашем многонациональном государстве. Уважительное отношение следует формировать с ранних лет, особенно это значимо в младшем школьном возрасте - периоде интенсивной социализации и усвоения различных нравственных норм.
Важность решения данной проблемы отмечается в ФЕОС начального общего образования: «Стандарт направлен на обеспечение: сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, ...овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России...». В Национальной Доктрине образования в Российской Федерации отражены интересы граждан многонационального российского государства и актуализирована значимость создания в стране условий для всеобщего образования населения, обеспечения равенства прав граждан. В соответствии с положениями Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (2014 - 2020) отмечается, что учитель начальных классов, как проводник государственной образовательной политики, должен делать все от него зависящее по созданию условий для формирования базового чувства защищенности, уверенности в ценности своего этноса у каждого из учеников.
На протяжении развития человечества добропорядочное существование разных культур рассматривалось философами, культурологами, социологами, психологами и педагогами. Широта проблемы обусловливает обращение к истории, лингвистике, фольклористике. Работы отечественных педагогов (Борисенкова В.П., Гершунского Б.С., Джуринского А.Н., Дмитриева Е.Д., Мальковой З.А., Макаева В.В., Супруновой Л.Л. и др.) рассматривают специфику данного воспитания школьников на основе личностно - ориентированного подхода. Воспитанию младших школьников посвящены труды Амонашвили Ш.А., Божович Л.И, Петровой В.И., Щурковой Н.Е. и других.
Актуальность формирования у младших школьников уважительного отношения к культуре других народов определяется еще и тем, что в начальной школе не предполагается преподавание отдельного предмета по ознакомлению с культурой народов территории проживания. На современном этапе школьники плохо осведомлены о традициях своего народа (в том числе русские), многие не различают национальные и религиозные праздники, народные и авторские сказки, не знают народных игр, песен, танцев своего народа.
Выше сказанное свидетельствует о значимости выбранной темы исследования «Формирование у младших школьников уважительного отношения к культуре других народов», так как решение данной проблемы требует поиска наиболее эффективных практических методов и приемов.
Объект: формирование отношения к культуре других народов у младших школьников.
Предмет: формирование уважительного отношения к культуре других народов у младших школьников в условиях современной школы.
Цель: охарактеризовать особенности организации формирования уважительного отношения к культуре других народов у младших школьников в условиях современной школы.
Задачи:
1) Охарактеризовать категорию «уважительное отношение к культуре других народов».
2) Рассмотреть условия формирования уважительного отношения к культуре других народов у младших школьников.
3) Раскрыть возрастные особенности младших школьников в процессе формирования уважительного отношения к культуре других народов.
4) Изучить методы и средства формирования уважительного отношения к культуре других народов младших школьников.
5) Проанализировать работу общеобразовательной школы (на примере МБОУ «СОШ №2») по организации формирования уважительного отношения к культуре других народов у младших школьников.
6) Разработать методические рекомендации по организации формирования уважительного отношения к культуре других народов у младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение.
Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы при подготовке к семинарским и практическим занятиям, проведении воспитательной работы, написании курсовых и выпускных работ по проблеме формирования уважительного отношения к культуре других народов у младших школьников.
Опытно - экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ № 2» г. Лесосибирска.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (56 наименований), приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На современном этапе актуальна значимость уважительного отношения к культуре других народов, так как остро обозначена напряженность между народами в нашем многонациональном государстве. Перед системой образования стоит задача сохранения самобытных этнических культур и улучшение взаимосвязи между ними в Российском обществе, формирования в подрастающем поколении национального самосознания, уважение к культуре других народов, активную гражданскую позицию. Важность решения проблемы уважительного отношения к культуре других народов отмечается в ФЕОС начального общего образования, в Национальной Доктрине образования в РФ, в Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (2014 - 2020).
В процессе анализа теоретических источников было установлено, уважительное отношение к культуре других народов есть составная часть духовной жизни общества и культуры человеческих отношений. Данный процесс осуществляется поэтапно, в результате образуется своеобразный синтез нравственного, духовного, умственного, правового, патриотического, гражданского, эстетического воспитания - поликультурная компетентность как свойство личности (знание культурных ценностей многонационального этноса; осознание своей национальности и принадлежности к определенному народу; умение осуществлять бесконфликтные взаимоотношения с людьми другой национальности; уважительное отношение к культурам и традициям иных этносов).
В процессе исследования установили, что основными формами формирования уважительного отношения к другим культурам у младших школьников являются экскурсии, кружки, клубы по интересам, викторины, конкурсы, смотры, выставки, соревнования, классные часы, праздники, фестивали. Основными методами - метод нравственных дискуссий, эвристические методы, исследовательский метод, метод проектов.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проект,2005. 256 с.
2. Аверина Н.Г. О духовно - нравственном воспитании младших школьников // Нач. Школа. 2005. №11. С. 68-71
3. Амонашвили Ш.А. Гуманно - личностный подход к детям. М; Воронеж: МОДЭК, 1998. 544 с.
4. Бакланова Т.И. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. Йошкар-Ола: , 2005. 28 с.
5. Бибанаева Д.М. Формирование поликультурной компетентности младших школьников в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы // Международный студенческий научный вестник. 2016. Электронный ресурс. Режим доступа: www.scienceforum.ru/2016/
6. Бодалев А. А Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб.: РГПУ, 1999.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
8. Большая российская энциклопедия. 7М.: Просвещение, 1994. 456 с.
9. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. №4. С. 29-36.
10. Борисенков В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М.: Ростов, 2004. 576 с.
11. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. Волгоград: Изд - во «Панорама», 2006. 80 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс, 1996. 216 с.
13. Громова Т.В. Младший школьный возраст: системный эффект нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. 2011. N 1. С. 22-26.
14. Дерягина Л.О. Этнокультурное пространство как компонент эффективного развития образованной и творческой личности // «Девиация и влияние миграционных процессов на образовательную среду». Материалы V Международной научно-практической конференции, Москва, 18 февраля 2011. М., 2011. СЛ06-108.
15. Дубровина И.В. Психология. М.: Академия, 2003. 464 с.
16. Джуринский А.Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания: сравнительное исследование. М.: Академия, 2008. 304 с.
17. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. 208 с.
18. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М.: Чистые пруды, 2007. 32с.
19. Инновационные направления в развитии системы воспитания / Сергеева С.П., Кирмасов Б.А., Клочкова Л.И. и др.. М.: УЦ «Перспектива», 2012. 102 с.
20. Кирмасов Б.А. Актуальные вопросы культуры межнациональных отношений в общеобразовательном учреждении. М.: ИКАЦ «Март», 2011. 142 с.
21. Клочкова Л.И. Развитие инновационного потенциала личности. М.: УЦ «Перспектива», 2011. 173 с.
22. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 280 с.
23. Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: «Академия», 2003.
256 с.
24. Крутецкий В. А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Смысл, 1991.
25. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
26. Куку шин В. С. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме, пособие для учителя. Ростов н/Д: ГинГо, 2001. 404 с.
27. Кузнецов Г.И. Педагогика: учебное пособие. СПб.: Нестор - История, 2014. 176 с.
28. Макаев В.В. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы / В.В. Макаев // Педагогика. 1999. №4. С. 3-10.
29. Малькова З.А. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. №4. С. 3-10.
30. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Тривола, 2004. 112 с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999. 348 с.
32. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - М.: Издательство центральная Академия, 2000. 68 с.
33. Павлов В.И. Компетентностный подход в обучении. М.: Чебоксары: АН ЧР. 2007. 122 с.
34. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование в полиэтическом регионе: монография. Астрахань: Из-во АГПУ. 2001. 196 с.
35. Педагогика: учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. М.: Издат-во Юлайт; ИД Юлайт, 2011. 502 с.
36. Петрова, В.И. Азбука нравственного взросления - СПб.: Питер, 2007. 301 с.
37. Попов Б.Н. Философия воспитания. М.: Academia, 2000. 64 с.
38. Подласый И.П. Педагогика. М.: «Просвещение», 1996.
39. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. Законодательство.
40. Прокудин Ю.П. Школьная Академия в интеграции общего и дополнительного образования // Уральский научный вестник (Казахстан). 2013. № 3. С.12-19.
41. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. Законодательство.
42. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том 1. - М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.
43. Рыкова С.В. Воспитательный потенциал поликультурного образования и его реализация в современной школе: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С.В. Рыкова. М., 2005. 259 с.
44. Сергеева В.П. Формирование гражданской идентичности в системе образования. Москва, 2011. 261 с.
45. Сластёнин В.А. Педагогика. М.: «Школа - Пресс», 1997. 512 с.
46. Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников: учебно-методическое пособие. М.: Прометей. 1990. 190 с.
47. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М., 1988. С. 111-125.
48. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. Изд. 2-е.272 с.
49. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1982г. 160 с.
50. Толерантность: путь к развитию: учебное пособие / Авт. - сост. Е.И. Казакова. СПб.: «Ютас», 2007. 153 с.
51. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. Законодательство.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт.
Электронный ресурс. Режим доступа: - ЦМЛЩрТ/минобрнауки.рф/документы/336
53. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Астрель, 2005. 406 с.
54. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: методические материалы. СПб.: КАРО, 2007. 128 с.
55. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М.: Астрель, 2004. - 240 с.
56. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании в 2 т. М.: Просвещение, 1974. Т. 1. 164 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ