Деятельность работников правоохранительных органов осуществляется в условиях, составным и важным аспектом которых объективно выступает психологическая реальность. Умение разобраться во всем объеме психологических особенностей и нюансов своей работы характеризуют уровень профессионального мастерства сотрудника правоохранительных органов.
Однако подготовка сотрудника к преодолению психологических трудностей не стала еще повседневным явлением. Слабая профессионально-
психологическая подготовка сотрудника правоохранительных органов выступала и выступает хронически болезненным изъяном его профессионального мастерства и деятельности.
Когда сотрудник не в состоянии проанализировать и отрегулировать человеческие поступки и отношения (т.к. на него давит груз ответственности за решение стоящей служебной задачи), он попадает в ситуацию,
подталкивающую его к использованию силовых методов:
домогательства, насилия, угроз и других незаконных мер.
Профессионально-психологическая подготовленность сотрудника – не просто дополнение к его мастерству, но обязательная составная часть профессионального мастерства.
Все вышесказанное и определило актуальность выбранной темы исследования.
Гипотеза исследования: Уровень профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов должен соответствовать условиям успешного выполнения деятельности.
Предмет исследования – личность сотрудника правоохранительных органов.
Объект исследования – профессионально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов.
3
Цель исследования – анализ профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи:
1) исследование психологической специфики различных видов правоохранительной деятельности;
2) анализ профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов к применению и использованию огнестрельного оружия;
3) анализ профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов.
Методологической основой нашего исследования выступают субъектный подход к исследованию психики (Абульханова-Славская К.А.,
Брушлинский А.В., Знаков В.В., Журавлев А.Л., Конопкин О.А. и др.), в
русле которого регулирующая роль самосознания признается важнейшим критерием развития личности как субъекта жизнедеятельности; субъектно-
деятельностный подход (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В.,
Моросанова В.И., Рубинштейн С.Л., Якиманская И.С.), согласно которому основными характеристиками субъектной активности личности являются ее творческий характер, способность к саморегулированию и самоорганизации;
системный подход, проявляющийся в стремлении привести развивающуюся личность к более оптимальному способу организации (А.А. Деркач);
деятельностный подход, признающий деятельность ведущим условием полноценного развития и саморазвития личности; положения педагогической и психологической науки об отражательной и регулирующей функциях психики, об акмеологических инвариантах развития деятельностной активности зрелой личности; а также принципы активности, детерминизма,
единства сознания и деятельности, социального и биологического,
Государство и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике,
внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке (хотя в данных областях влияние государства в настоящее время ощущается чуть меньше), к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию.
Одной из самых важных задач государства и государственных органов
(и это подчеркивает действующая Конституция РФ) является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. В той или иной мере данными проблемами занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в
основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства - охрану и защиту прав человека,
законных интересов организаций и общества в целом.
В современных условиях деятельности правоохранительных органов психологическая компетентность специалистов все в большей мере приобретает значение профессионально важного качества. Владение системой теоретических и прикладных психологических знаний, умение их реализовать на практике − один из факторов оптимизации и повышения эффективности профессиональной деятельности.
К наиболее актуальным требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, относятся:
- формирование практической социально-психологической компетентности, подразумевающей не только запас теоретических знаний психологических закономерностей, проявляющихся в общении людей, но и
43
наличие прочных умений и навыков использования их в профессиональной деятельности;
- овладение наиболее эффективными средствами решения коммуникативных задач в межличностном взаимодействии при разрешении конфликтных ситуаций.
2. Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник для высших учебных заведений / П.П. Баранов. - М.: Просвещение, 2005.
3. Василиев В.Л. Юридическая психология.М.:2005.
4. Гоноболин, Ф.Н. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Просвещение, 2004.
5. Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. - М.: Издательство Норма - М, 2006.
6. Казаков, В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: учебник для студентов вузов / В.Г. Казаков. - М.: Высшая школа, 2005.
7. Кораблев, С.Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов : учебное пособие / С.Е. Кораблев. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ЦОКР МВД России, 2009.
8. Костина, Л.Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ДПС ГИБДД : монография / Л.Н. Костина ; ОрЮИ МВД России. – Орел : [б.и.], 2003.
9. Лефтеров В.А. Психологические тренинговые технологии в органах внутренних дел: Монография. Донецк, 2007.
10. Общая психология: учебник / под редакцией В.В. Богословского, А.Г.
Ковалева, А.А. Степанова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии:
учебник для студентов вузов / А.В. Петровский. - М.: ГАЛА, 2005. 12. Печников Н.П. Правоохранительные органы Российской Федерации:
13. Платонов, К.К., Голубев Г.Г. Психология: учебник для высших учебных заведений / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 2005.
14. Савюк Л. К. Правоохранительные органы: учебник / Л. К. Савюк. – 2-
45
изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.
15. Смирнов В.Н. Особенности профессиональной экстремально-
психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел: Монография. М., 2003.
16. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2009 год : сборник аналитических и информационных материалов. – М. : ЦОКР МВД России, 2010.
17. Хромова А.С. Некоторые аспекты психологической подготовки к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции – Иркутск: ГОУ ВПО «ИГПУ», 2007.