ВВЕДЕНИЕ 5
1 Исследование тенденций, проблем и перспектив развития рынка
косметологических услуг в РФ и Красноярском крае 8
1.1 Анализ тенденций развития рынка косметологических услуг в России 8
1.2 Перспективы и проблемы рынка косметологических услуг в г.
Красноярске 14
1.3 Особенности разработки конкурентной стратегии на рынке
косметологических услуг 21
2 Анализ стратегического положения ООО «Виктории» (салон красоты «Вне
времени») 29
2.1 Характеристика ООО «Виктория» (салон красоты «Вне времени») 29
2.2 Анализ потребителей и спроса на косметологические услуги ООО
«Виктория» (салон красоты «Вне Времени») 36
2.3 Оценка конкурентной среды ООО «Виктория» (салон красоты «Вне
времени») 42
3 Разработка конкурентной стратегии ООО «Виктория» салон красоты «Вне
времени» 51
3.1 Обоснование и разработка конкурентной стратегии салона красоты
«Вне времени» 51
3.2 Оценка экономической эффективности от внедрения конкурентной
стратегии 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Сегодня российский рынок услуг считается одним из самых перспективных направлений бизнеса. Современной России присуще немало общемировых тенденций развития сферы услуг. Вместе с тем историческая эволюция отечественной сферы услуг своеобразна. Многие специфические черты российской экономики, в том числе и сферы услуг, обусловлены особенностями регионального экономического развития. В то время как в большинстве существующих стран проблема региональной экономики и проблема национальной экономики идентичны по содержанию, спецификой и определяются типом каждого отдельно взятого региона, его экономикогеографическими параметрами, основными ресурсами, производственной базой, инфраструктурой, местом региона в национальной экономической системе и прочими значимыми факторами. Этим определяются и различия в уровнях развития отраслей сферы услуг, на которые существенный отпечаток накладывает именно региональная составляющая.
Современный уровень жизни выдвигает новые требования к здоровью, внешнему виду человека, а также к уровню предлагаемого сервиса. Стремление к лучшему - это своего рода условие выживания современного человека в третьем тысячелетии.
Одной из глобальных тенденций современной экономики является динамичный рост рынка услуг. Сфера сервиса оказывает весьма заметное влияние на уровень и качество жизни общества. Структура отечественного рынка услуг претерпевает существенные изменения, роль сервисных отраслей постоянно возрастает, работа в компаниях, оказывающих услуги, становится все более престижной, отвечающей требованиям мировых и европейских стандартов.
Однако несмотря на положительную динамику развития сферы услуг, потребители нередко сталкиваются с некачественным сервисом. Проблемы сервиса достаточно типичны для любого сложного дела. Высококачественное обслуживание требует высококвалифицированных работников, и на подготовку этого персонала необходимо тратить значительные средства. Нужен особый тип работника - высококвалифицированный универсал с неординарными психологическими, личностными свойствами, так как речь идет о постоянном контакте с потребителями.
Проблема, актуальность её решения для предприятия:
- нехватка квалифицированных кадров с требуемым опытом работы;
- высокий уровень конкуренции на рынке услуг г. Красноярска;
- направленность оказанных услуг на возрастные группы от 30 лет.
Целью бакалаврской работы является разработка конкурентной
стратегии фирмы на рынке услуг.
В связи с поставленной целью определены следующие задачи:
- исследовать тенденции, проблемы и перспективы развития рынка косметологических услуг;
- охарактеризовать особенности рынка косметологических услуг в г. Красноярске;
- провести оценку стратегических позиций ООО «Виктория» (салон красоты «Вне времени») на рынке косметологических услуг в г. Красноярске;
- разработать конкурентную стратегию развития бизнеса ООО «Виктория» (салон красоты «Вне времени»);
- дать оценку экономического эффекта от внедрения конкурентной стратегии развития бизнеса ООО «Виктория» (салон красоты «Вне времени»).
Объектом исследования является ООО «Виктория» (салон красоты «Вне времени»).
Предметом исследования является конкурентная стратегия предприятия.
В дипломном проекте использовались методы анализа, синтеза, финансовых коэффициентов.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты анализа и разработанные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности предприятия для повышения эффективности использования его производственного потенциала.
Исследуемым предприятием является ООО «Виктория», представляющее собой салон красоты «Вне времени».
Салон красоты оказывает следующие услуги:
- эстетическая косметология;
- врачебная косметология;
- аппаратная косметология;
- эстетика тела;
- маникюр, педикюр;
- парикмахерский зал.
На предприятии в динамике сокращается выручка от реализации. Учитывая повсеместный инфляционный рост цен, связано это напрямую с физическим сокращением объемов деятельности. По этой причине на предприятии наблюдается сокращение численности работающих с 14 человек в 2013 году до 10 человек в 2015 году.
На фоне сокращения абсолютных показателей деятельности ООО «Виктория», эффективности деятельности предприятия в целом снижается, о чем свидетельствует снижение показателей рентабельности. Так рентабельность продаж снизилась с 6,56 % в 2013 году до 5,65 % в 2015 году. Данный показатель находится на уровне ниже среднего по отрасли (15-20 %).
Таким образом, технико-экономические показатели деятельности предприятия находятся на удовлетворительном уровне. В абсолютном выражении они ухудшили свои значения за счет физического снижения объемов производства, эффективность в целом снизилась.
Рынок косметологических, эстетических и релаксационных услуг в Красноярске характеризуется большим числом продавцов, большим количеством покупателей, но малым объемом покупок по отношению к размерам рынка. Условно этот рынок можно разделить на два сегмента: сегмент эстетической косметологии и сегмент лечебной косметологии.
Проведенный анализ клиентов салона красоты «Вне времени» позволяет сделать следующие основные выводы. Основные характеристика клиента салона красоты «Вне времени» - это женщина, в возрасте 35-45 лет, со средним уровнем дохода или выше среднего, работающая в сфере бизнеса или в роли служащей в офисе. Наибольший спрос в салоне представлен на услуги парикмахерского зала, маникюра и педикюра. Эти услуги можно считать массовыми, спрос на которые присутствует повсеместно. Спрос на услуги непосредственно косметологии - в основном у обеспеченных возрастных клиентов.
В городе Красноярске работает множество салонов красоты, парикмахерских, ногтевых студий, а также частных мастеров, принимающих на дому, которые не попадают в официальную статистику, но при этом создают большую конкуренцию легально работающим салонам.
Основным конкурентом можно считать салон красоты «Цирюльникъ». Это федеральная сеть салонов красоты. Салон красоты «Цирюльникъ» на протяжении многих лет занимается предоставлением широкого спектра комплексных услуг по уходу за телом: стрижка, укладка и завивка волос, экранирование, ламинирование волос, маникюр, педикюр, массаж, солярий, аппаратная косметология.
ООО «Виктория» имея большой опыт на рынке, в конкурентной борьбе уступает по некоторым позициям. Необходимо принять меры по повышению конкурентоспособности продукции и организации в целом, что позволит привлечь новых клиентов, удержать старых клиентов, расширить рынок сбыта и повысить объемы продаж.
Проведенный анализ показал, что на предприятии снижается выручка и прибыль. Для повышения прибыли предприятия необходимо расширить ассортимент предлагаемых услуг. Так анализ показал, что ООО «Виктория» специализируется в основном на косметологии, парикмахерских услугах, а также маникюр и педикюр. Предлагается расширить ассортимент услуг за счет организации студии загара.
Собственная студия загара на сегодня один из наиболее перспективных видов бизнеса. Спрос на услуги солярия растет с каждым днем: даже несмотря на обилие летнего солнца, большинство любителей бронзовой кожи все же предпочитают получать свою порцию ультрафиолета в специализированных салонах, нежели под открытым небом.
Студию загара в ООО «Виктория» планируется оснастить горизонтальным и вертикальным солярием. Помимо этого предлагается установить популярный в последнее время коллагенарий. Практика успешных владельцев заведений подобного формата показывает, что комбинация разных видов соляриев приносит большую прибыль, чем использование одного из них.
Прибыль от продаж составит 279 тыс. руб. Рентабельность продаж - 19,98 %. Проект окупится за 3,5 лет.
Следующим рекомендуемым мероприятием для повышения прибыли будет организация отдела, который будет заниматься розничной продажей профессиональных товаров для маникюра и педикюра.
В последние годы рынок услуг маникюра и педикюра изменился в лучшую сторону. Большинство женщин и даже мужчин предпочитают профессиональный уход за руками. И даже те, кто в целях экономии делает маникюр дома самостоятельно предпочитает использовать для этого профессиональный инструмент и материалы.
Выручка в первый год реализации проекта составит 13034 тыс. руб. Чистая стоимость проекта составит 2923 тыс. руб., проект окупится в течение 6 месяцев. Предлагаемое мероприятие по открытию магазина профессиональных товаров для маникюра позволит увеличить выручку до 26739 тыс. руб., прибыль от продаж - до 2103 тыс. руб.
Таким образом, все рекомендуемые мероприятия можно считать экономически обоснованными и целесообразными.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 15.02.2016)
3. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)
4. Аксенов В. В., Бжуков А. А., Боднар А. Ю. Роль финансовой стратегии в обеспечении конкурентоспособности компаний сферы услуг // Пространство экономики. 2011. №4-2 С.80-85.
5. Александров А.В. Доверие как экономический актив бизнеса private banking // Аудитор. 2014. - № 3. - С. 48 - 55.
6. Баринов С.А. Понятие медицинской услуги как объекта гражданского права // Современное право. 2012. - № 1. - С. 91 - 95.
7. Беляев В.И., Кротова М.В. Маркетинговые стратегии развития предприятий в сфере услуг: методы формирования и обоснования // Вестник АГАУ. 2015. №1 (123) С.156-159.
8. Вотчаева А.А. Финансовая стратегия компании: понятие и роль в финансовом менеджменте // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. №2. С.86-89.
9. Волостнова М., Матюшина Н. Не проигрывает никто!!! // Управление персоналом. 2014. - № 15. - С. 5 - 14.
10. Герш М.В. Жизненный цикл организации // Отдел кадров коммерческой организации. 2016. - № 1. - С. 61 - 66.
11. Гукежева Л.З., Шокумова Р.Е. Статистический анализ объема платных услуг населению Кабардино-Балкарской республики // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 37-1 С.130-137.
12. Глухих Л.В. Методологический подход к оценке и контролю экономической эффективности конкурентной стратегии промышленного предприятия // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU . 2013. №87. С.488-497.
13. Глинкина О.В. Антикризисная стратегия компании: опыт разработки и реализации // Управление собственностью: теория и практика. 2014. - № 3. - С. 39 - 41.
14. Герш М.В. Планирование персонала // Отдел кадров коммерческой организации. 2014. - № 9. - С. 59 - 63.
15. Ерохин В.Ю. Стратегии устойчивого развития предприятий: принципы и критерии разработки // Социально-экономические явления и процессы . 2013. №3 (049). С.60-62.
16. Елсакова Е.А. Финансовая стратегия как элемент обеспечения финансовой устойчивости // Современные проблемы науки и образования. 2014. №2. С.435.
17. Зенирова А. Методика измерения удовлетворенности (лояльности) персонала // Управление персоналом. 2014. - № 14. - С. 57 - 66.
18.Зуева Е.И., Касаткина Е.А. Алгоритм формирования финансовой стратегии // T-Comm. 2013. №12. С.56-57.
19.Зуева Е.В., Конорев В.В. Финансовая стратегия предприятия и возможности ее реализации // Политика, экономика и инновации. 2015. №2.
20. Киселев С.В., Шакиров М.М. Содержание, характеристика и классификация телекоммуникационных услуг как объекта исследования // Вестник Казанского технологического университета .2013. №10 С.311-316.
21. Красникова А.В. Синтетический подход к оценке стратегии повышения эффективности инвестиционной деятельности предприятия // Вестник ВГТУ . 2014. №2. С.75-79.
22. Кондратьева Е.А., Шальнева М.С. Анализ финансового состояния компании как основа управления бизнесом // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2013. - № 8. - С. 19 - 29.
23. Кисельников Е. А., Сорочайкин А. Н., Тюкавкин Н. М. Оценка стратегии повышения эффективности функционирования предприятий машиностроения на основе капитализации прибыли // Вестник СамГУ .2013. №4 (105). С.34-42.
24. Кузнецов Н.И., Лукасевич И.Я. Разработка финансовой модели деятельности предприятия // Финансы. 2015. - № 9. - С. 53 - 57.
25. Кузнецова О.А., Ишеева И.А., Дворникова Ю.В. Формирование финансовой стратегии организации // Концепт. 2013. №S4. С.1-5.
26. Курносова Е.А., Хасьянов И.И. Формирование финансовой стратегии предприятий малого бизнеса // Вестник СамГУ . 2015. №5 (127). С.65 - 68.
27. Кулахметова З.С. Теоретические аспекты разработки финансовой стратегии предприятия // Концепт . 2015. №S5. С.31-35.
28. Лебедев А. Н. Проблемы координации стратегий развития субъектов сферы услуг // ТДР. 2010. №3 С.90-91.
29. Лисун С.В. Риски как реальность нашей жизни // Налоговое планирование. 2014. - № 3. - С. 22 - 29.
30. Лустина Т.Н. Стратегия сервиса как фактор повышения эффективности деятельности предприятий индустрии красоты // Сервис +. 2015. №4 С.50-54.
31. Мамонов Е. Как проводить дискуссию в тренинге // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2015. - № 5. - С. 72 - 80.
32. Максимова А.Н., Иванов Н.Н. Стратегии франчайзинга в современных условиях функционирования организаций сферы услуг // Проблемы современной экономики. 2013. №1 (45) С.212-214.
33. Матюшина Н. В бизнесе просто - идет процесс обмена талантами... [Интервью с Е. Михайловой] // Управление персоналом. 2015. - № 32. -С. 25 - 33.
34. Михель В. - С. Определение и выбор финансовой стратегии корпорации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. №1 (21). С.112-117.
35. Мищерина М.В. Методика и доминанты формирования финансовой стратегии предприятия // Пространство экономики. 2012. №1-3. С. 101103.
36. Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия»,2014. 640 с.
37. Нечаева О. С., Кострицына Г. К. Маркетинговые стратегии в продвижении косметологических услуг // БМИК. 2015. №5 С.349.
38. Новикова Н.Г. Процессный подход к конкурентной стратегии в сфере услуг (на примере услуг розничной торговли) // Известия ИГЭА. 2014. №2 С.63-70.
39. Пасичник И.Ю. Оценка эффективности маркетинговой стратегии управления конкурентоспособностью продукции машиностроительных предприятий // Фундаментальные исследования . 2013. №11-8. С.1666- 1669.
40. Пашков Р., Юденков Ю. Альтернативы стратегии развития в кризис // Бухгалтерия и банки. 2015. - № 12. - С. 36 - 41.
41. Пихтарева А.В. Формирование стратегии финансовой устойчивости организации // Теория и практика общественного развития. 2012. №11. С.295-298.
42. Радина О. И., Черкасова Ю. В., Малашенко К. О. Франчайзинг бизнесформата в сфере услуг // ИВД. 2015. №1-2 С.43.
43. Репин В. Стандартизация деятельности компании: стратегия создания культуры работы с бизнес-процессами // Консультант. 2014. - № 5. - С. 59 - 61.
44. Россия в цифрах. 2015: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2015 - 543 с.
45. Розманов М.Д. Разработка финансовой стратегии компании // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в XXI веке. 2015. №7. С.40-44.
46. Рыжков К. Оценка финансового состояния торговой организации // Аудит и налогообложение. 2013. - № 11. - С. 24 - 28.
47. Савина Е.В. Услуги салонов красоты по полочкам // Вмененка. 2011. - № 9. - С. 18 - 23.
48. Селяев Е.В. Формирование стратегии обеспечения конкурентоспособности на предприятиях сферы услуг // ИВД. 2011. №1 С.200-207.
49. Семенихин В. Клиенты в цифре // Банковское обозрение. 2015. - № 10. - С. 95 - 98.
50. Сергеева Г. Стратегия развития фирмы [Интервью с А. Устиновым] // Управление персоналом. 2013. - № 6. - С. 29 - 36.
51. Сизенко Д.А. Анализ показателей ликвидности и платежеспособности позволяет спрогнозировать финансовую стратегию компании // Российский налоговый курьер. 2014. - № 19. - С. 50 - 56.
52. Соколова Н. Н., Егорова Т. Н. Финансовая стратегия как важная составляющая общей стратегии компании // Фундаментальные исследования . 2015. №2-12. С.2701-2704.
53. Смирнова Е.В., Спирина А.М. Синтетический подход к оценке эффективности стратегий промышленных предприятий // Вестник ОГУ. 2012. №13 (149). С.323-328.
54. Трунова Т.Н. Модели анализа стратегической финансовой позиции предприятия // БИ . 2012. №4. С.56-59.
55. Тиховская М.Е. Характеристика процесса планирования на предприятии сферы услуг // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №8 (054) С. 108-113.
56. Федорова О.М., Максименко И.А., Данилова А.С. Роль ресурсного потенциала в обеспечении конкурентоспособности предприятия сферы услуг // Теория и практика общественного развития. 2013. №2 С.251- 255.
57. Фидельман Г. Менеджмент систем // Управление персоналом. 2015. - № 36. - С. 45 - 56.
58. Федосимов Б. KPI: нужный - ненужный // Расчет. 2015. - № 6. - С. 36.
59.Челухина Н.Ф. Страхование ключевых сотрудников компании и защита бизнеса // Финансы. 2014. - № 9. - С. 51 - 55.
60. Шалаев А.В. Оптимизация структуры предприятия // Делопроизводство и кадры. 2015. - № 5. - С. 68 - 80.
61. Шаш Н.Н. Управление интеллектуальным капиталом развивающейся компании: учеб. пособие. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2014. 368 с.
62. Шишкова Г.А. Эффективность стратегии развития предприятия: проблемы оценки // Вестник РГГУ . 2014. №3. С.26-35.
63. Широбоков В.Г., Литвинов Д.Н. Стратегический аудит как средство достижения долгосрочных целей экономического субъекта // Международный бухгалтерский учет. 2015. - № 31. - С. 58 - 66;
Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.2015.- № 24. - С. 31 - 38.
64. Шестерикова Н.В. Оценка инновационного потенциала предприятия как показатель эффективности реализации инновационной стратегии // Вестник ННГУ . 2012. №2-2. С.302-305.
65. Шеремет А.Д. Теория Экономического анализа: Учебник.- 6-е изд., доп. и переаб. - М.: Инфра-М, 2012. - 432 с .
66. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: Учебное пособие. - М.: Инфра-М. - 2013. - 208 с.
67. Штефан М.А., Баласанян А.Е. Метод анализа иерархий в количественной оценке рисков бизнес-процессов // Аудиторские ведомости. 2015. - № 12. - С. 26 - 44.
68. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main
69. Официальный сайт: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
70.Официальный сайт: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krasstat.gks.ru.